Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 640081-7 "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством" (в части установления минимального размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание ребёнка, находящегося под опекой (попечительством).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4605 по 4891 из 7078
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменения в Семейный кодекс    
Российской Федерации в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или   
попечительством". Доклад Сергея Алексеевича Вострецова.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я постараюсь коротко.        
Буквально вот сейчас законопроект бурно обсуждали: 200 миллиардов - много или   
мало при 5 триллионах доходов? Ну, 5 триллионов очень быстро закончатся, а      
всё, конечно, хочется принять.                                                  
                                                                                
Данный законопроект мы внесли с депутатом Волковым. Изначально было 25          
коллег-соавторов, но в связи с тем, что правительство дало отрицательный        
отзыв, они ушли, - и мы их не осуждаем, это, наверное, наша недоработка, мы     
не смогли убедить правительство, что дополнительных средств не потребуется, -   
а основная претензия правительства: не указан источник. На самом деле никаких   
дополнительных средств ни из федерального бюджета, ни из бюджетов субъектов     
Федерации не потребуется.                                                       
                                                                                
Речь идёт о чём? Когда ребёнок попадает в семью под опеку, ему выплачивается    
пособие, но вот размер этого пособия во многих регионах гораздо ниже величины   
прожиточного минимума ребёнка в субъекте. Что получается? К примеру, погибли    
родители в автокатастрофе - родственники, тётя, дядя, может быть, и готовы      
были бы забрать ребёнка в семью, но на что содержать? Все небогато живём        
сегодня... При этом, когда ребёнок находится в детском доме, мы тратим на       
него гораздо больше денег, нежели если бы мы его отдали вот этим                
родственникам, многие из которых с удовольствием забрали бы вот этих            
ребятишек, но на ребёнка выделяется 4-4,5 тысячи, даже на уровне МРОТ в         
субъекте на ребёнка не идёт. Вот о чём речь, а у нас сегодня 50 тысяч таких     
ребятишек в детдомах. Такая ситуация...                                         
                                                                                
Государство всегда заботилось, и в Советском Союзе, вы помните... и в           
блокадном Ленинграде многие дети выжили благодаря тому, что они остались в      
детских домах, где их хотя бы более или менее кормили. Но сегодня не война, и   
сегодня, я считаю, государство могло бы сэкономить деньги налогоплательщиков,   
то есть нужно грамотное перераспределение статей бюджета внутри субъектов.      
                                                                                
Мы подобный законопроект, касающийся опекунов, недавно обсуждали, и он был      
принят: опекуны, которые берут ребятишек, также получают пособие (оно тоже,     
кстати, невысокое, ниже прожиточного минимума), они считались работающими, и    
им не индексировалась пенсия - теперь справедливый закон приняли. Уверен, что   
мы и к этому придём, мы ещё раз, наверное, поработаем с правительством, с       
нашими коллегами. Это моя недоработка, но законопроект очень важный и нужный,   
потому что благодаря его принятию смогут как минимум половину ребятишек         
забрать в семьи. Мы сегодня принимали поправки к Конституции, и главным стоял   
вопрос о детях. Конечно же, государство обязано заботиться о детях, от          
которых отказались родители, но оно в первую очередь должно, на мой взгляд,     
создать максимально приемлемые условия, чтобы ребятишки вернулись в семью,      
пусть не к родителям, если их нет или если они неблагополучные, пусть к         
бабушке, к дедушке, но, я ещё раз говорю, пенсии сегодня у стариков настолько   
небольшие, что они и готовы взять внучат, может быть, но понимают: а что мы с   
ними сделаем, как мы их выкормим? Данный законопроект, несмотря на то что он    
сегодня не будет принят, я не стал отзывать в отличие от своих коллег -         
почему? Потому что я хотел на эту проблему дополнительно обратить внимание.     
                                                                                
И здесь, я ещё раз говорю, речь не идёт о дополнительных расходах, речь идёт    
об экономии бюджетных средств: если мы до уровня прожиточного минимума          
ребёнка в субъекте выплаты поднимем, всё равно это будет в десятки раз          
меньше, чем расходы на ребёнка в детском доме, - вот о чём идёт речь.           
Абсолютно логичный законопроект!                                                
                                                                                
Почему правительство не захотело? Ну, потому, что, может быть, ещё поправок     
не было, приоритета не было, - может быть, сейчас, когда мы заново              
проработаем, перевнесём, правительство уже будет немножко по-другому на это     
смотреть. Я обещаю, что поработаю с коллегами и сделаю всё, чтобы ещё в этом    
созыве мы такой законопроект приняли. Вот два года назад я вносил               
законопроект об адресной помощи детям в возрасте от полутора до трёх и от       
трёх до семи лет, и я, коллеги, хочу напомнить, что теперь мы детям в           
возрасте до семи лет будем выплачивать пособия. Тогда речь шла о тех мамах, у   
которых нет возможности отдать ребёнка в детский садик, а сегодня мы на самом   
деле фактически этот вопрос решили для тех, кто сидит дома и кому не хватает    
денег. Действительно, не только о бедных семьях идёт речь, мужик может          
зарабатывать 60-70 тысяч, но, если женщина не работает, семья уже попадает в    
трудную ситуацию.                                                               
                                                                                
Коллеги, если кто-то желает, можно, конечно, поддержать, но в принципе мы не    
обидимся. Самое главное, что мы сегодня вот эту проблему представили, и уже     
вместе с правительством, вместе с коллегами по фракции мы эту проблему на сто   
процентов урегулируем и решим.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Татьяны Евгеньевны Ворониной.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОРОНИНА Т. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Целью         
данного законопроекта, по мнению авторов, является уменьшение количества        
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для     
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроектом         
предлагается установить величину ежемесячного содержания, причитающегося        
детям, находящимся под опекой или попечительством, в размере не менее           
величины прожиточного минимума, установленного на ребёнка в субъекте            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Комитет в целом поддерживает актуальность стимулирования семейного устройства   
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но вместе с тем        
отмечает следующее. Федеральным законом "Об общих принципах организации         
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки    
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением тех,    
которые обучаются в федеральных образовательных учреждениях, отнесено к         
полномочиям субъектов Российской Федерации, и они самостоятельно осуществляют   
данные виды поддержки за счёт средств бюджета субъекта.                         
                                                                                
Также обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом "О            
прожиточном минимуме в Российской Федерации" к основным                         
социально-демографическим группам населения, размер прожиточного минимума       
которых подлежит определению, отнесена группа "дети", а не "ребёнок".           
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным                  
социально-демографическим группам населения устанавливается ежеквартально, и    
размер прожиточного минимума может также изменяться как в большую, так и в      
меньшую сторону. Законопроектом не определён порядок осуществления данной       
выплаты.                                                                        
                                                                                
И хочу обратиться к вам: Сергей Алексеевич, всё-таки необходимо было сделать    
подробное финансово-экономическое обоснование. Вы утверждаете, что реализация   
этого закона не потребует увеличения расходов за счёт бюджетных средств, но     
никаких расчётов по законопроекту не сделано, что не позволяет произвести       
объективную финансово-экономическую оценку последствий принятия предлагаемых    
законопроектом решений.                                                         
                                                                                
Законопроект не поддержан Правительством Российской Федерации, не               
поддерживает его и Комитет Совета Федерации по конституционному                 
законодательству и государственному строительству.                              
                                                                                
Комитет предлагает отклонить законопроект.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Волков Юрий Геннадьевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, беспризорщина, социальное сиротство - это, конечно,          
огромные проблемы в нашей стране. Дети, которые по тем или иным причинам        
остались без попечения родителей, содержатся в детских домах, и многие из       
вас, да, я думаю, все вы, в таких детских домах бывали, и не раз. Скажу         
больше: детскими домами эти учреждения в народе не называются, они называются   
детдомами. "Детдом" - от этого слова просто за версту веет холодом, это         
слово, которым на самом деле в семьях детей пугают. Мы понимаем, что "детдом"   
- это слово, которое характеризует социальное неблагополучие. Детские дома      
выпускают из своих стен детей, подростков, уже достигших совершеннолетия,       
которые абсолютно не социализированы, абсолютно не готовы к нормальной          
взрослой жизни.                                                                 
                                                                                
В нашей стране есть и альтернативная форма содержания детей - это, конечно,     
семейное устройство. Я вот по памяти постараюсь процитировать положение         
Конституции, которое сегодня в третьем чтении Государственная Дума приняла,     
где постулируется, что дети являются важнейшим достоянием Российской            
Федерации и государство гарантирует социальную защиту детей, которые остались   
без попечения родителей. Наверное, этот законопроект в некоторой степени        
предвосхитил внесение таких поправок в Конституцию.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что,    
несмотря на то что в отрицательном заключении Правительства Российской          
Федерации указано, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту не   
представлено, на самом деле речь ведь не идёт о выделении дополнительных        
средств из федерального бюджета, речь не идёт о выделении дополнительных        
средств из региональных бюджетов. Речь идёт о том, чтобы имеющиеся в            
региональных бюджетах средства в рамках соответствующих статей                  
перераспределить в пользу семейного устройства детей, создать экономические     
стимулы для того, чтобы эта форма развивалась, потому что фактически ситуация   
такова, что в разных регионах нашей страны невыгодно развивать семейное         
устройство.                                                                     
                                                                                
Вот Сергей Алексеевич уже говорил о законопроекте, который несколько лет        
назад был внесён нами в Государственную Думу и был отклонён (речь идёт о        
дополнительных мерах защиты детей дошкольного возраста), однако прошло время,   
и фактически аналогичные меры были предложены Президентом Российской            
Федерации - и закон был принят. Вот очень хотелось бы надеяться, что и          
обсуждаемый законопроект ожидает такая же судьба.                               
                                                                                
Предлагаю проголосовать за поддержку законопроекта.                             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. С места.                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ШЕИН О. В. Я, конечно, поражён ходом дискуссии, потому что ведь предлагаются    
совершенно очевидные вещи. 50 тысяч детей находятся в детдомах, содержание в    
детских домах стоит государству денег, потому что это не только расходы на      
питание, на одежду, но и в том числе расходы на огромную коммунальную           
инфраструктуру, особенно в условиях, когда таких детей становится в последние   
годы меньше, а сами здания, сами комплексы нисколько не уменьшаются, - ведь     
очевидно, что государственные издержки здесь крупные.                           
                                                                                
Законопроектом предлагается обеспечить, чтобы, когда детей берут в приёмные     
семьи, приёмная семья получала на ребёнка сумму, соответствующую прожиточному   
минимуму ребёнка в данном субъекте Федерации, в данном регионе. Это тоже        
совершенно логично, потому что очень странно предлагать людям брать детей из    
детдомов на воспитание, на попечение, никак не компенсируя при этом им          
затраты на обеспечение хотя бы прожиточного минимума.                           
                                                                                
Таким образом, абсолютно очевидно, что предложение не носит ни затратного       
характера - скорее, наоборот, оно уменьшает государственные затраты, - ни       
антисоциального характера. Это совершенно социальный законопроект, более        
того, он обеспечит социализацию этих детей, потому что одна история -           
воспитание в детдоме и совершенно другая история - воспитание в семье.          
                                                                                
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает законопроект и     
считает, что причины, по которым он сейчас отметается, совершенно               
невразумительны.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вторыгина Елена Андреевна.                                                      
                                                                                
ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом               
предлагается установить, что на детей, находящихся под опекой или               
попечительством, выплачиваются денежные средства в размере не менее величины    
прожиточного минимума ребёнка в субъекте Российской Федерации. Мы тоже          
считаем актуальным, важным такой вопрос, как стимулирование семейного           
устройства детей-сирот, но отмечаем следующее.                                  
                                                                                
Величина прожиточного минимума в конкретном субъекте устанавливается законом    
субъекта, о чём говорили мои коллеги, и зависит от многих                       
социально-экономических показателей, от уровня жизни граждан. Она               
устанавливается ежеквартально и может меняться в том числе и в меньшую          
сторону. В данном законопроекте это не отражено, не установлены порядок         
осуществления данной выплаты, какие будут индексации, расчёты и так далее.      
                                                                                
Также нужно отметить, что в законопроекте предлагается выплачивать денежные     
средства только на детей, находящихся под опекой или попечительством, то есть   
выплачивать их, например, без учёта многодетности семьи, хотя в связи с этим    
проблемы сейчас тоже есть в территориях.                                        
                                                                                
Установление минимального размера денежного содержания детей, находящихся под   
опекой или попечительством, не может привести к резкому уменьшению количества   
детей, находящихся в организациях для детей-сирот, что тоже, наверное, ставил   
своей целью автор законопроекта. Таким образом, повышенные ежемесячные          
выплаты на детей, находящихся под опекой или попечительством, уже будут         
осуществляться, в то же время финансирование организаций для детей-сирот        
также сохранится, что определённо приведёт к увеличению расходов и              
федерального, и региональных бюджетов на неопределённый срок. При этом данное   
обстоятельство в законопроекте во внимание не принято, при подготовке           
законопроекта это не было отражено в финансово-экономическом обосновании и      
так далее.                                                                      
                                                                                
Тем не менее мы говорим автору спасибо за внимание к этой проблеме, она на      
самом деле есть, и мы должны вместе её рассматривать, но не в таком             
контексте.                                                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может, к сожалению, поддержать данный                
законопроект.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Андреевна.                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
Семейный кодекс Российской Федерации в части уточнения прав детей,              
находящихся под опекой или попечительством".                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.