Заседание № 201
О проекте федерального закона № 639992-6 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Докладывает Игорь Николаевич Руденский. Микрофон включите на рабочем месте. РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 54 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 200
О проекте федерального закона № 639992-6 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Игорь Николаевич Руденский, пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 11 ноября этого года. В ходе доработки законопроекта ко второму чтению учтены замечания и предложения Счётной палаты, ГПУ Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата Госдумы, а также замечания, высказанные на заседании комитета при рассмотрении данного законопроекта в первом чтении. К законопроекту поступило сорок пять поправок, тридцать из них рекомендуются к принятию и пятнадцать - к отклонению. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 09 мин. 57 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 10 мин. 23 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 15 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 639992-6 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопросы, 28 и 29 идут одним пакетом, поэтому прошу разрешить представить их с одним докладом и с одним содокладом. Спасибо.
Руденский Игорь Николаевич предложил 28-й и 29-й вопросы рассмотреть с одним докладом и содокладом. Нет возражений? Согласились.
Далее рассматриваем вместе вопросы 28 и 29: 28-й вопрос, проект федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и 29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Докладывает Андрей Геннадьевич Соколов, заместитель министра Российской Федерации по делам Крыма. СОКОЛОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра Российской Федерации по делам Крыма. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагаются законопроект "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием упомянутого мною закона, это проект закона-спутника. Законопроектом предлагается установить на территории всего Крымского федерального округа свободную экономическую зону сроком на двадцать пять лет, причём предусматривается возможность продления этого срока. Также законопроектом регулируются вопросы критериев и требований к потенциальным участникам свободной экономической зоны, процедуры получения статуса участника свободной экономической зоны и исключения из числа участников свободной экономической зоны, использования участниками свободной экономической зоны налоговых льгот - соответствующие поправки в Налоговый кодекс предусмотрены в отдельном законопроекте. Участники свободной экономической зоны получают право пользования режимом свободной таможенной зоны, льготами по платежам во внебюджетные фонды. Это касается только тех участников, которые будут зарегистрированы в период до 1 января 2018 года, и такая льгота будет действовать в течение десяти лет. Также законопроектом устанавливаются особенности получения виз иностранными гражданами, прибывающими в Крым как с деловыми, так и с туристическими целями, привлечения высококвалифицированных специалистов, в частности предлагается снизить с 2 до 1 миллиона годовой объём минимальной заработной платы. Кроме того, устанавливаются особенности проведения проверок участников свободной экономической зоны и других хозяйствующих субъектов, работающих на территории Крыма и города Севастополя, в частности предлагается установить максимальный срок проведения проверок - пятнадцать дней. Законопроектом регулируются вопросы особенностей изъятия земельных участков для целей создания инфраструктуры на территории Республики Крым и города Севастополя по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. В целом законопроекты направлены как на привлечение инвестиций в экономику Крыма, так и на адаптацию тех хозяйствующих субъектов, которые уже работают там сегодня, в связи с существенным осложнением ситуации из-за взаимоотношений с Украиной, потерей контрагентов там, существенным изменением логистической схемы доставки грузов, пассажиров и так далее. Таким образом, по нашему мнению, эти законы позволят адаптировать существующие предприятия к работе в новых российских условиях и привлечь на более высоком уровне существенные инвестиции в экономику новых субъектов Российской Федерации. Просим поддержать законопроекты в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич Руденский, пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел на своём заседании проект федерального закона о развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне и проект закона-спутника. Комитет поддерживает концепцию законопроектов и считает, что создание свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе будет, безусловно, способствовать в первую очередь привлечению дополнительных инвестиций, созданию новых рабочих мест, что, конечно же, повысит доходы региональных бюджетов, будет способствовать модернизации местной инфраструктуры и, как следствие, увеличению потока туристов в этот регион. Крым, как вы знаете, является уникальным регионом туристско-рекреационной специализации, кроме того, обладает значительным аграрным потенциалом: на полуострове хорошо развиты зерновое хозяйство, садоводство, виноградарство, рыболовное хозяйство, животноводство и так далее. Также хорошо развиты добыча полезных ископаемых, всё, что касается чёрной металлургии, машиностроение, металлообработка, судостроение, пищевая, лёгкая промышленность, то есть там есть практически все отрасли промышленности. Конечно, сейчас Крым нуждается в нашей поддержке. Все мы знаем, что там есть определённые экономические проблемы, поэтому нужно вкладывать государственные средства прежде всего в инфраструктуру, что сегодня и делается, но самое главное - необходимо понимать, что в ближайшей перспективе мы должны сделать так, чтобы Крым стал самодостаточным. Для этого, конечно же, нужно дать Крыму статус свободной экономической зоны и решить комплексно эту задачу, предоставив данному региону соответствующие льготы, о которых здесь уже было сказано. Наш комитет считает, что законопроект нужно поддержать. Понятно, что есть ряд положений, которые нуждаются в уточнении, дополнении, но я думаю, что всё эти вопросы можно решить при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует принять данные законопроекты в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Вера Анатольевна Ганзя, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Андрею Геннадьевичу. Я не так давно была в Крыму и видела там убитую инфраструктуру, особенно в сельской местности. Да и все мы там были, когда ездили в Ялту, все мы видели там домики, точнее, фундаменты домиков, которые стояли на крымской земле, и мы спрашивали: что это за домики, откуда они взялись и как там появились? Это так называемые самозахваты, как объяснили нам местные жители. Так вот, меня интересуют вопросы, касающиеся земли: скажите, пожалуйста, эти заброшенные земли, где раньше были виноградники... Я сама это видела и спрашивала, чьи они, кому принадлежат, но никто не мог дать мне ответ. Говорили, что хозяева есть, но где они, кто они, неизвестно. У меня вопрос такой: скажите, пожалуйста, вот прежде, чем принимать такой закон... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Андрею Геннадьевичу, но он не ответил на предыдущий вопрос, я так понимаю. Можно мне свой вопрос задавать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это было выступление, а не вопрос. АБРАМОВ И. Н. Андрей Геннадьевич, у меня вопрос такой. Объём капитальных вложений, для того чтобы стать резидентом данной зоны, для малого бизнеса предусмотрен в объёме 20 миллионов, но не кажется ли вам, что это слегка завышенная цифра? Скажите, можно ли этот порог опустить, ну и порог в 100 миллионов тоже, для того чтобы больше компаний и предпринимателей стали резидентами данной зоны? Это первый вопрос. И второй: вот, по вашим оценкам, скольких компаний и скольких граждан на территории Крыма коснётся данный закон в 2015 году? СОКОЛОВ А. Г. Что касается минимальных порогов инвестиций, ваш вопрос абсолютно правомерен, мы вчера на заседании комитета по экономической политике как раз обсуждали его. Скорее всего, ко второму чтению мы согласимся с предложением комитета о существенном пересмотре этих порогов в сторону снижения. Что касается количества тех компаний, на которые действие этого закона распространится в 2015 году, то мы ожидаем, что будет порядка пяти компаний с численностью занятых, ну, не менее двадцати человек в каждой. Понятно, что это только этап запуска, а основной эффект от закона мы получим через несколько лет, когда производства участников свободной экономической зоны вступят в строй и начнётся полноценный набор работников, специалистов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Сергеевич Вшивцев. ВШИВЦЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Андрею Геннадьевичу. Я прошу меня извинить за мой голос - простыл. Андрей Геннадьевич, в тех законопроектах, которые мы сейчас будем принимать, будут ли учитываться льготы для общероссийских предприятий и общественных организаций инвалидов, которые работают на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя? Для справки скажу, что их всего пять вместе с обществом глухих и три филиала, на них работает 1 тысяча 500 человек, а льготы, которые они теряют, выходя из-под украинской юрисдикции, очень серьёзные: это выплаты во внебюджетные фонды в размере 5,3 процента, это то, что они сейчас платят, и это освобождение от уплаты НДС (возврат только одного предприятия по итогам 2013 года - 160 миллионов). СОКОЛОВ А. Г. Спасибо за вопрос. В законопроекте специальным образом не регулируются льготы для подобной категории предприятий и организаций, вместе с тем хочу сказать, что он действительно направлен в том числе и на адаптацию бывших украинских предприятий, располагающихся в Крыму, к работе в новых, российских условиях. В частности, законопроектом установлена норма о снижении страховых взносов до 7,6 процента - это совокупный взнос в три внебюджетных фонда, - что, на наш взгляд, существенно облегчит жизнь в том числе и бывшим украинским предприятиям, перерегистрировавшимся в российскую юрисдикцию, но для этого нужно получить статус участника свободной экономической зоны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Андрей Геннадьевич, прежде чем обсуждать бюджет, мы в Думе рассматривали прогноз социально-экономического развития, ну такое правило: вначале дело, а потом деньги под него. Скажите, вот есть ли какой-то план экономического развития Крыма, Севастополя, прежде чем объявлять их свободной экономической зоной? А если нет, то скажите: вы просчитали, к чему приведёт принятие данного закона? Не получится ли так, что 90 процентов инвестиций, денег, которые мы хотели бы получить с принятием этого закона, придут в игорный бизнес и лишь крохи - в реальный сектор? Если подсчитывали, то ознакомьте нас с этими прогнозами в связи с принятием этого закона. СОКОЛОВ А. Г. Что касается плана. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа развития Крымского федерального округа, в которой содержатся чёткие индикаторы, показатели по годам в расчёте до 2020 года. Что касается игорного бизнеса, то такой опасности нет, поскольку законопроектом чётко регулируется, какие предприятия, занимающиеся какими видами деятельности, могут получить статус участника свободной экономической зоны, и игорный бизнес к ним не относится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Геннадьевич, скажите, пожалуйста, вот с учётом того, что планируется создание зоны свободной таможенной торговли, зоны свободной экономической торговли, какое количество инвестиций планируется привлечь в связи с этими мероприятиями, какое количество дополнительных рабочих мест может появиться? Вот вы сейчас сказали, что есть чёткий график на период до 2020 года, но если эта программа рассчитана именно на двадцать пять лет, то почему график составлен только на пять лет? Спасибо. СОКОЛОВ А. Г. Что касается графика на пять лет, то я говорил о федеральной целевой программе, задача которой - снятие инфраструктурных ограничений по Крыму и Севастополю. Что же касается двадцати пяти лет, то это тот горизонт, тот период, в течение которого инвесторы готовы рассматривать деятельность своих предприятий как с учётом периода строительства, так и с учётом периода эксплуатации, соответственно, окупаемости вложенных средств, поэтому и предлагается установить именно двадцатипятилетний горизонт с возможностью продления при необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н. Уважаемые коллеги, Министерство по делам Крыма образовано практически полгода назад, и сегодня мы рассматриваем законопроект, который, я надеюсь, даст в 2015 году мощный толчок развитию экономики Крыма, - фракция ЛДПР будет, конечно же, поддерживать данный законопроект. Ну вот Министерство по развитию Дальнего Востока уже работает третий год, но, к нашему сожалению, к сожалению дальневосточников, мы ещё не видим законов, которые мы приняли и которые будут работать в реальном секторе экономики уже в 2015 году. Мы видим, что законом о ТОРах даются преференции лишь локальным территориям, то есть зонам в 100-200 гектаров, где предпринимателям будут предоставлены преференции, хотя, например, согласно данному законопроекту все предприниматели, которые будут вкладывать инвестиции в развитие территории Крыма, будут иметь налоговые льготы. Вот я хотел бы также заметить, чтобы Министерство по развитию Дальнего Востока поучилось у Министерства по делам Крыма оперативности и масштабности при разработке законопроектов по улучшению экономической ситуации в регионе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Сергеевич Вшивцев. ВШИВЦЕВ В. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я ещё раз хотел бы обратить ваше внимание на те сложности, которые могут возникнуть у предприятий, использующих труд инвалидов. Дело в том, что переход из одной юрисдикции в другую, а именно из украинской в российскую, потребует определённого времени, потому что только сейчас будут приниматься решения об изъятии имущества у украинских организаций, а впоследствии о передаче его общероссийским общественным организациям инвалидов. Сам процесс передачи имущества займёт время, к 1 января 2015 года эту процедуру предприятия просто не сумеют пройти, в итоге они не смогут стать резидентами. Я недаром указал непосредственно на те потери, которые понесут сами предприятия, и возврат только НДС одного предприятия по итогам 2013 года составил 160 миллионов рублей. А если учесть, что российское законодательство более жёстко подходит к работе инвалидов (мы говорим именно о специально созданных рабочих местах), то соответственно будут дополнительные потери. Почему? Потому что производство потребует его модернизации, а того объёма средств, который здесь закладывается, а мы обсуждали это и с комитетом по бюджету, и с Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов, и с правительством, будет просто недостаточно. И нас очень интересует, естественно, эта проблема, которую мы должны решать вместе с правительством, касающаяся деятельности в особой экономической зоне. Ещё раз повторяю: есть определённые проблемы, и мы готовы вместе с вами ко второму чтению внести поправки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вера Анатольевна Ганзя, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А. Уважаемые коллеги, так как это оказалось выступлением, а не вопросом, то, если позволите, я продолжу выступление. Итак, я уже говорила о том, что видела много участков земли, которые просто не обрабатываются, а хозяев этой земли найти крайне сложно. "Много лет мы не видели хозяина этой земли", - так говорили те люди, которые должны заниматься этими вопросами. Значит, открывая свободную экономическую зону, прежде всего надо подумать об инвентаризации земли и собственности на территории всего полуострова Крым и Севастополя, разумеется, и продолжить только тогда, когда будет уже конкретно установлено, что это за земля, - а там очень лакомая земля, это же все прекрасно понимают! - и очень важно, чтобы, воспользовавшись ситуацией, мутной водичкой, так сказать, не пришли люди, которые будут заниматься, так скажем, совершенно неправедными делами. Нужно провести инвентаризацию, и я хотела задать вопрос: всё-таки планируется ли такое мероприятие министерством или нашим правительством, когда оно планируется, в какие сроки? Но то, что инвентаризация необходима, - это, я думаю, очевидно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроекты, которые мы сейчас будем принимать, - и фракция КПРФ их поддержит - создают важные, но всё-таки недостаточные условия для того, чтобы решить проблемы Крыма и Севастополя. Вот представляется, что если бы мы надеялись только на свободные экономические зоны, то можно было бы всем территориям, всем субъектам Российской Федерации дать такие права, и тогда российская экономика развивалась бы на всех, так сказать, парах. К сожалению, это не так. И самое главное: мне кажется, что в условиях международных санкций, когда многие предприятия в Крыму не смогут даже в свободной экономической зоне нормально функционировать, Министерству по делам Крыма надо думать прежде всего о том, чтобы все предприятия Крыма были включены в процесс внутриотраслевой общероссийской специализации и кооперации. Я считаю, что министерству нужно сделать так, чтобы все предприятия с учётом их технологических, технических и других особенностей нашли своё место в общероссийском производстве, и тогда можно будет говорить о более эффективной деятельности. Конечно, мы поддержим эти законопроекты, но, мне кажется, наша методологическая, если хотите, ошибка заключается в том, что за прошедшие двадцать лет мы так, в общем-то, и не научились, не вернулись к вопросам прогнозирования и централизованного планирования работы прежде всего предприятий, которые определяют стратегический успех России. Думается, что обсуждение этих законопроектов должно действительно подвигнуть министерство к решению этих вопросов, потому что эти задачи можно решать только в комплексе. Трудящиеся, работники отраслей России, безусловно, очень позитивно сегодня относятся к предприятиям Крыма, но найти, помочь - это, мне кажется, как раз вопрос эффективности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
28-й вопрос, проект федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 40 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принят в первом чтении. 29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 13 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.