Заседание № 226

10.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1722 по 1776 из 7652
Переходим к рассмотрению 4-го пункта. О проекте федерального закона "О          
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович       
Макаров.                                                                        
                                                                                
В Бюджетный кодекс изменения - это тоже важный законопроект.                    
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! И в третий     
раз повторю: законопроект готов к процедуре третьего чтения, прошёл все         
необходимые процедуры, комитет предлагает поддержать его в третьем чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (09 час. 53 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Также принимается единогласно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, на трибуне включите микрофон.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, вместо заключительного слова хотел бы          
поблагодарить всех, в первую очередь фракции, за единодушную поддержку всего    
бюджетного пакета - он очень важен, это решение президента, этот пакет ждут     
люди. Я хотел бы поблагодарить, естественно, депутатов, которые входят в        
комитет, в первую очередь они вынесли это на своих плечах. И хотел бы           
поблагодарить на самом деле аппарат комитета по бюджету, который работал всё    
это время день и ночь, и Аппарат Государственной Думы, который в данном         
случае помог нам, создав условия, в которых это стало возможно. Поверьте, это   
была тяжёлая задача!                                                            
                                                                                
И конечно же, я благодарю Антона Германовича Силуанова, Министерство            
финансов, они действительно на это время переселились в Государственную Думу.   
Кабинета не обещаю, но раскладушку в кабинете поставлю.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Спасибо комитету и Министерству финансов.                                       
                                                                                
Антон Германович, спасибо!                                                      
                                                                                

Заседание № 219

19.06.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3005 по 4033 из 4659
Коллеги, переходим к рассмотрению 7-го вопроса. Доклад сделает официальный      
представитель Правительства Российской Федерации министр финансов Российской    
Федерации Антон Германович Силуанов. Название вопроса я зачитал до этого, но    
давайте ещё раз: о проекте федерального закона "О внесении изменений в          
Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты          
Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений Послания          
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации).    
                                                                                
Пожалуйста, Антон Германович.                                                   
                                                                                
Подготовиться к содокладу Макарову.                                             
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Постараюсь    
так же кратко и по существу.                                                    
                                                                                
Поправки к Бюджетному кодексу связаны с реализацией того пакета                 
законодательных инициатив, которые правительство внесло в Государственную       
Думу. Здесь и поправки к закону о бюджете текущего года, и поправки к           
налоговому законодательству, а также целый ряд решений, которые мы обсуждали    
вместе с депутатами Государственной Думы. Остановлюсь на каждой из              
существенных поправок, которые содержатся в наших предложениях. Безусловно,     
речь идёт о тех поручениях, тех новациях, которые необходимы для обеспечения    
реализации послания президента, и связанных с этим необходимых                  
законодательных решениях.                                                       
                                                                                
Первое. Это реализация послания президента в части вопроса частичного           
списания задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии направления   
высвобождаемых средств на инвестиционные инфраструктурные проекты. Эта норма    
требует закрепления в Бюджетном кодексе.                                        
                                                                                
Второе. Во исполнение послания президента муниципальные образования             
наделяются правом направлять экономии межбюджетных трансфертов по результатам   
закупок на финансирование муниципальных программ в рамках национальных          
проектов начиная уже со следующего года. Такое поручение также давал            
президент.                                                                      
                                                                                
Третье. В соответствии с изменениями Налогового кодекса, которые мы с вами      
будем рассматривать завтра, я буду докладывать эти предложения,                 
устанавливаются нормативы распределения доходов между уровнями бюджетной        
системы. Доходы, возникающие в связи с введением прогрессивной шкалы            
налоговых ставок НДФЛ, акциза на никотиновое сырьё и бестабачную                
никотинсодержащую смесь, на фармацевтическую субстанцию спирта этилового,       
предлагается зачислять в федеральный бюджет. Аналогично и вводимый акциз на     
природный газ, полученный для производства аммиака, предлагается зачислять в    
федеральный бюджет по нормативу 83 процента и в региональный бюджет по          
нормативу 17 процентов.                                                         
                                                                                
Важно также, что мы зафиксируем в законодательстве финансовое обеспечение,      
финансовое наполнение фонда "Круг добра". Оно будет осуществляться за счёт      
средств федерального бюджета в размере прогнозируемых доходов, получаемых от    
налога на доходы физических лиц, приходящихся на 2 процентных пункта ставки     
налога в отношении налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей. Таким        
образом, все те объёмы, которые пополняли фонд "Круг добра", также              
законодательно закрепляются в условиях предложений по уточнению налоговых       
прогрессий по налогу на доходы физических лиц.                                  
                                                                                
Четвёртое. Предлагается ограничить ежегодный объём расходов субъектов           
Российской Федерации и муниципалитетов на исполнение обязательств,              
возникающих исходя из концессионных соглашений. Мы видим, что сегодня субъект   
и муниципалитет, заключая концессионные соглашения, создают долговые            
обязательства, которые нигде в долговых книгах не учитываются. Мы предлагаем    
упорядочить этот процесс и не только обеспечить учёт этих долговых              
обязательств в структуре государственного долга, но и ограничить расходы по     
обеспечению исполнения этих концессионных соглашений соответствующими           
ограничениями в расходах бюджетов соответствующих уровней. При этом такие       
обязательства предлагается учитывать в расчёте предельного объёма               
регионального и муниципального долга, а эти ограничения предлагается не         
распространять на концессионные соглашения, заключённые до 1 января 2024        
года.                                                                           
                                                                                
Вносится и ряд иных поправок, имеющих больше технический характер.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, просьба поддержать подготовленный Правительством            
Российской Федерации законопроект о внесении поправок в Бюджетный кодекс в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович.                                
                                                                                
Содоклад Андрея Михайловича Макарова.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я сейчас не    
буду говорить о законопроекте практически, потому что очень подробно            
содержание изложил Антон Германович. Мы понимаем, что на самом деле главные     
вопросы списания долга - это вопросы бюджета, который мы будем принимать        
осенью. Сегодня рассматривается рамочная норма, которая должна ответить на      
главный вопрос: будет списание или что-то другое? Президент, вы помните,        
сказал списать, а потом началась дискуссия, мол, давайте не будем списывать,    
будем реструктуризировать, разные люди это говорили. Вот этот законопроект      
даёт ответ, как предлагается решить задачу, поставленную президентом: две       
трети долга по бюджетным кредитам списать, но списать не просто так, а при      
условии направления средств - на что? - на то же самое развитие регионов, на    
решение самых важных проблем. И вот тут, как говорится, дьявол в деталях.       
                                                                                
Но давайте вспомним историю, это на самом деле очень важно. Первое поручение,   
как вы помните, - это 2018 год. Президент избран, новая программа начинается,   
и он предлагает программу замещения коммерческих кредитов бюджетными -          
помните? - под одну десятую процента, дорогие коммерческие заместить            
бюджетными. Чтобы было понятно, я сейчас буду называть: в 2021 году было        
671,4 миллиарда, в 2022-м, соответственно, ещё и так далее и так далее. Я       
могу сейчас назвать цифры, показывающие, сколько по каждому году регионы        
экономили только на обслуживании. И теперь я хотел бы, чтобы мы с вами          
посмотрели одну табличку.                                                       
                                                                                
Покажите, пожалуйста, табличку*.                                                
                                                                                
Эта табличка очень важна, очень показательна. Здесь видно соотношение долга     
коммерческого и долга бюджетного, посмотрите, как долг по бюджетным кредитам    
меняется. На сегодняшний день коммерческие кредиты у субъектов Российской       
Федерации в структуре долга составляют 4 процента, и это в основном самые       
богатые субъекты.                                                               
                                                                                
И вот опять выборы президента, новая программа развития, и президент говорит    
о списании. То есть вот нельзя отрывать вот эту задачу списания от той          
задачи, которую ставили: если в предыдущий президентский срок было замещение    
коммерческих кредитов бюджетными, то теперь президент предложил две трети       
списать. Вот это очень важно понимать: это не решение сегодняшнего дня - тот    
результат, который мы видим.                                                    
                                                                                
Коллеги, я думаю, против этого возражать никто не будет. И теперь на самом      
деле у нас с вами возникает очень важный вопрос. Вот смотрите, у нас ведь       
субъекты должны были возвращать эти средства. Антон Германович рассказал,       
более 1 триллиона рублей спишется. В этом году, поскольку срок по бюджетным     
кредитам был указан - до 1 марта, должны были возвращать, соответственно, 32,   
там, 33 миллиарда, чтобы не возвращать, переносим их на следующий год,          
принимая закон о бюджете, который только что назвали, для того чтобы они        
попадали в общую массу списания. Чтобы мы просто понимали: это, в общем-то,     
регионы далеко не самые обеспеченные у нас. Могу назвать, сколько от этого      
какой регион выиграет, это то, что уже в этом году выиграют. А вот              
посмотрите, как планировали регионы отдавать этот долг. Мы с вами смотрим на    
эту ситуацию, и она на самом деле очень важна. У нас практически - чтобы мы     
понимали - 39 регионов запланировали, чтобы вернуть долг, привлечение           
рыночных, то есть тех же банковских, кредитов, а ещё примерно столько же        
просто завысили свои доходы, чтобы сказать, что они смогут это вернуть. Но      
ведь президент сказал явно не это, президент не говорил о том, что, если        
прошлые шесть лет мы с вами уходили от рыночных кредитов, от дорогих кредитов   
к дешёвым, теперь мы будем к ним возвращаться.                                  
                                                                                
Вот очень важно, что мы отработали это с правительством, все эти вопросы, что   
этот вопрос был вынесен на специальное заседание Государственного Совета,       
чтобы нам решить этот вопрос, чтобы не получилось так, что мы снова             
возвращаем регионы к коммерческим кредитам. А есть регионы, которые             
откровенно... вы знаете, это и десять регионов с тяжёлой                        
социально-экономической ситуацией и так далее, то, чем надо заниматься, у них   
нет проектов, на которые можно было бы направить средства для списания, у       
них, строго говоря, нет запаса денег, которые на это можно направить. И на      
самом деле очень важно, что по этому вопросу президентом было проведено         
специальное заседание Государственного Совета. Перечень поручений мы в          
ближайшие дни ещё увидим, но там обсуждались именно эти вопросы: как решить     
вопрос списания, на что направлять средства для тех регионов, у которых         
низкая бюджетная обеспеченность, какие это регионы? Вот это та основная         
работа, которую нам с вами и придётся провести.                                 
                                                                                
Ясно совершенно, что законопроект, который писался ранее, не мог учесть,        
скажем, новые поручения президента, данные в Санкт-Петербурге, а он уже         
расширил вопросы, на решение которых могут быть направлены эти средства. Вот    
в данном случае самая главная цель этого законопроекта - сказать, что две       
трети бюджетных кредитов, которые в своё время заместили коммерческие           
кредиты, должны быть списаны, но это не безусловное списание, это должно        
стать серьёзной базой для регионов, возможностью участия в национальных         
проектах, в государственных программах и в конце концов в работе на благо       
жителей этих регионов. Вот основное содержание этого законопроекта.             
                                                                                
И наконец (я сегодня немножко забегаю вперёд), вопросы, связанные с             
совершенствованием налоговой системы, мы рассмотрим завтра, но я хотел бы       
напомнить очень важную рекомендацию, которая прозвучала здесь на                
парламентских слушаниях, о том, что если просто линейно будут увеличены         
ставки налогов...                                                               
                                                                                
Александр Дмитриевич, можно минуту ещё?                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. И в данном случае...                                              
                                                                                
Сбил меня Коломейцев, как всегда! Я понимаю, вам неинтересно. Сейчас две        
минуты попрошу.                                                                 
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, если просто линейно увеличивать ставки налогов,     
то, ясно, выиграют богатые регионы, а те регионы, у которых, строго говоря,     
нет такой базы, в лучшем случае не выиграют, в худшем - проиграют. И поэтому    
мы сказали, что необходим перераспределительный механизм, то есть из тех        
регионов, где будут получены дополнительные доходы, они перераспределялись бы   
в другие регионы, чтобы решить ещё одну задачу, поставленную президентом в      
послании, - это выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.                 
                                                                                
Я не буду больше ничего говорить об этом законопроекте. Нам предстоит,          
безусловно, важная работа во втором чтении, частично я об этом сказал, когда    
докладывал о предыдущем законопроекте. Законопроект важнейший, важнейшее        
поручение президента - нам его выполнять. Закон надо принимать в кратчайшие     
сроки не только потому, что он действительно хороший, как говорит Надежда       
Школкина, а ещё и потому, что регионы точно должны знать, на что они должны     
будут ориентироваться, когда будут уже формировать свои бюджеты, определять     
свои возможности, как они будут участвовать в достижении национальных целей,    
в реализации национальных проектов.                                             
                                                                                
Комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект в первом чтении.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, переходим к вопросам.                                                  
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, законопроект предполагает закрепить все             
дополнительные доходы от налоговой реформы за федеральным бюджетом. Регионам    
не достаётся ничего, но зато регионам и муниципалитетам предполагается дать     
право повышать ставку налога на объекты недвижимости, а также повышать          
земельный налог и налог на имущество. Эти налоги уже стали причиной             
разрушения малого бизнеса, садовых и огородных участков. Не может быть налог    
больше дохода от земельного участка или арендная плата за помещение выше        
доходов арендатора, но эти налоги действуют действительно так. Согласитесь ли   
вы убрать эту норму из проекта закона, как разрушительную для малого бизнеса    
и подсобных хозяйств, и поделиться доходами от новых налогов с регионами?       
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, уважаемый Николай Васильевич.                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, на самом деле не могу согласиться с тем, что это            
разрушительные поправки для малого бизнеса. Во-первых, это право, которое мы    
даём субъектам и муниципалитетам. А во-вторых, мы говорим о том, что субъекты   
и муниципалитеты получат право повышать налоговую ставку для имущества,         
которое имеют богатые и обеспеченные люди, предположим, имущество стоимостью    
свыше 300 миллионов рублей. То есть это не коснётся подавляющего большинства    
наших граждан, а только тех, у кого большие имущественные комплексы, - по       
решению субъекта по ним могут быть дополнительно увеличены ставки налога на     
имущество.                                                                      
                                                                                
Кроме того, мы знаем и видим, слышим в ходе обсуждения законопроекта в          
комитете, что ко второму чтению будут подготовлены поправки - мы их поддержим   
- по налогам, которые сформируют доходную базу муниципалитетов. Мы такие        
поправки, повторю, будем поддерживать. Так что не могу согласиться с вашей      
критикой и с вашей позицией.                                                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марков Евгений Владимирович, фракция ЛДПР.                                      
                                                                                
МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, сегодня большое количество субъектов Российской     
Федерации заключило много соглашений ГЧП, концессионных соглашений, по          
которым ими взяты на себя достаточно серьёзные долгосрочные обязательства. В    
этой связи вопрос: не видите ли вы рисков исполнения регионами вот этих уже     
принятых обязательств в случае установления ограничений по их объёму и по       
объёму расходов на их обслуживание?                                             
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, уважаемый Евгений Владимирович.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, в законопроекте, который мы сегодня рассматриваем,          
предлагается обеспечивать контроль за новыми, такими как бы забалансовыми       
обязательствами по вновь создаваемым, по вновь заключаемым концессионным        
соглашениям. По действующим, по старым, ранее заключённым, эти ограничения      
действовать не будут, это не предполагается. Мы считаем, что эта норма как      
раз и направлена на то, чтобы субъекты более внимательно относились к таким     
обязательствам и планировали их с учётом своих долговых возможностей и          
долговой нагрузки.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, очень важный вопрос, потому что это            
действительно вызывает много вопросов, звонят из регионов, звонят               
представители бизнеса и спрашивают: а что с ограничениями по концессионным      
соглашениям? Я напомню, что этот вопрос возник здесь, на пленарном заседании,   
когда по поручению Председателя Государственной Думы мы специально ставили      
вопрос перед Счётной палатой, просили проверить эффективность концессионных     
соглашений. Счётная палата провела исследование и дала нам своё заключение, с   
ним может ознакомиться каждый депутат. Например, школы, которые строятся по     
концессиям, стоят примерно на 50-70 процентов дороже, чем школы, которые        
строятся в обычном порядке. Объекты, которые строятся по концессионным          
соглашениям (всё-таки концессионные соглашения - это бизнес, давайте не будем   
об этом забывать), предусматривают, что не просто выплачивается то, что         
вложено с чем-то, но и на постоянной основе обеспечивается норма прибыли. На    
самом деле получается, что регионы за счёт таких концессионных соглашений - я   
не говорю, там, о коррупции или о чём-то ещё, я просто говорю о том, что это    
по факту происходит, - влезают в очень серьёзные дополнительные долги,          
получают дополнительную долговую нагрузку. Председатель Государственной Думы    
- и мы с вами все с этим соглашались - говорит, что это надо поставить под      
контроль, поэтому на самом деле эту тему надо доработать во втором чтении.      
                                                                                
В чём я согласился бы с вопросом депутата? Антон Германович, вы справедливо     
говорите о новых соглашениях, но я думаю, что всех смутил срок: заключённые     
на 1 января 2024 года. Наверное, всё-таки надо говорить о 1 января 2025 года,   
чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что это не имеет обратной силы.    
Поставить под контроль надо всё, но вот ограничения вводить только с 1 января   
2025 года. Ну и конечно же, - и мы об этом договаривались, жаль, что этого      
нет в законопроекте, я уверен, что это появится во втором чтении, - из этого    
ограничения должны быть исключены регионы-доноры, потому что, строго говоря,    
они распоряжаются своими собственными деньгами. Наверное, неправильно было бы   
регулировать это с федерального уровня.                                         
                                                                                
Извините, я просто, с учётом того что это наши предложения, хотел дополнить,    
сказать о том, как они реализованы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Антон Германович, мы сейчас вводим обложение акцизом    
медицинского спирта, из которого делаются медицинские изделия. Вот как будет    
механизм возврата работать, чтобы это не привело к росту цен на лекарства?      
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Мы сейчас как раз               
дорабатываем механизм, чтобы все те предложения, которые касаются спирта и      
фармсубстанций, ни в коем случае не повлияли на стоимость лекарственных         
препаратов в аптеках. Для этого только сегодня прошло обсуждение в              
Правительстве Российской Федерации, договорились, что фармсубстанции для        
производства лекарственных препаратов будут выведены из-под налогообложения в   
объёме до 50 тысяч декалитров на одно предприятие, которое производит           
соответствующие лекарственные препараты. Это даёт возможность снять в целом,    
так сказать, дополнительное налогообложение для большинства производителей      
лекарственных препаратов. Таким образом, общий объём, исключённый из-под        
налогообложения, будет составлять примерно 1,5 миллиона декалитров спирта,      
который непосредственно направляется для производства лекарственных             
препаратов и медицинских препаратов. Сегодня, по итогам 2023 года, общий        
объём производства спирта и фармсубстанций составляет 5,2 миллиона              
декалитров. То есть мы определили тот объём, который не подпадёт под            
налогообложение и который необходим исключительно для производства              
лекарственных препаратов. Всё остальное - это спирт, который использовался не   
по назначению, и именно этот спирт будет дополнительно налогооблагаться в       
соответствии с нашими предложениями.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Чемерис Роза Басировна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                            
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, добрый день! По оценкам экспертов, предложенные     
налоговые изменения могут привести к замедлению темпов экономического роста,    
предположительно дополнительные расходы федерального бюджета составят порядка   
2,6 триллиона рублей в 2025 году, и все эти средства, естественно, будут        
изъяты из гражданской экономики. Согласно среднесрочному прогнозу Банка         
России, который был представлен до объявления налоговых изменений, в 2025       
году ВВП вырастет только на 1-2 процента. Если же государство не направит       
большую часть изъятых из экономики средств на инвестиции, а использует их для   
финансирования дефицита бюджета, то потери ВВП будут ещё большими.              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, проводилась ли оценка влияния налоговых изменений на       
снижение роста экономики, и если да, то на сколько процентов планируется        
снижение роста ВВП? А также учитывает ли Минфин возможность снижения темпов     
роста экономики в результате роста налогов и как это может отразиться на        
общей собираемости налогов в предстоящие два года?                              
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо, Роза Басировна, за вопросы.                             
                                                                                
На самом деле мы считаем, что наши предложения направлены, наоборот, на         
обеспечение поддержки экономики и обеспечение платёжеспособного спроса          
населения. Давайте разберём.                                                    
                                                                                
Первое. Всё то, что будет изъято (вы, действительно, справедливо отметили       
цифру 2,6-2,7 триллиона рублей, мы оцениваем перераспределительные вот эти      
процессы) в результате наших налоговых предложений, будет в полном объёме       
направлено на поддержку людей и на поддержку экономики. Давайте посмотрим по    
НДФЛ, что даёт прогрессивная шкала налогообложения? Мы перераспределяем         
ресурсы - от богатых людей через налоговые вычеты и через социальные меры       
поддержки граждан направляем их нуждающимся. К чему это приведёт? Приведёт к    
тому, что потребление в первую очередь наших, отечественных, недорогих          
продуктов, которые необходимы для ежедневного потребления нашим гражданам,      
возрастёт однозначно.                                                           
                                                                                
Теперь второе - повышение налога на прибыль. Ресурсы от повышения налога на     
прибыль в том числе и через налоговые вычеты, и через те субсидии, которые      
будут направлены через бюджет, - а мы будем смотреть направление этих           
ресурсов, когда будем готовить и рассматривать проектировки бюджета на          
предстоящую трёхлетку, - также будут направлены на развитие и поддержку         
ключевых отраслей экономики, которые нам сегодня необходимы для обеспечения     
технологического суверенитета. Поэтому эти средства, как мультипликатор,        
вместе с ресурсами бизнеса дадут, наоборот, вклад в экономику.                  
                                                                                
Таким образом, мы рассчитываем, что наши налоговые изменения вместе с теми      
перераспределительными процессами через бюджет по самым ключевым направлениям   
развития экономики и поддержки людей, наоборот, дадут свой вклад в рост         
экономики.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фадина Оксана Николаевна.                                                       
                                                                                
ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, предлагаемые изменения Бюджетного кодекса           
устанавливают возможность списания задолженности регионов по бюджетным          
кредитам в соответствии с условиями, прописанными в федеральном законе о        
федеральном бюджете. Законопроектом об изменениях в бюджет на 2024 год          
обеспечивается перенос на 2025 год двух третей задолженности регионов,          
подлежащей погашению в 2024 году. Как будет обеспечено списание двух третей     
задолженности регионов по бюджетным кредитам в соответствии с Посланием         
Президента Российской Федерации?                                                
                                                                                
И отмечу, что Президент Российской Федерации в ходе пленарного заседания        
27-го форума ПМЭФ указал возможные направления использования высвобождаемых     
средств в регионах в результате списания в том числе на покрытие выпадающих     
доходов из-за инвестиционного налогового вычета. Как вы считаете, требуется     
ли уточнить нормы редакции первого чтения бюджетного пакета с учётом            
поручений президента?                                                           
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо большое, Оксана Николаевна, за вопрос. Действительно,    
мы ко второму чтению готовы будем поправить наши предложения по списанию        
бюджетных кредитов в соответствии с поручением президента. И одним из           
оснований такого списания наряду с направлением этих средств на инвестиции,     
на инфраструктуру будет компенсация тех потерь, если можно так сказать, в       
результате предоставления инвестиционного налогового вычета субъектами          
Российской Федерации. Такую поправку мы готовы будем внести при рассмотрении    
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Антон Германович, вы, как никто, знаете, что 67      
субъектов нашей Федерации дотационные. Кроме того, вы помните предыдущие        
изменения - при расщеплении налога на прибыль мы 1 процент забрали из           
регионов. Сейчас всё, что мы добавляем (это около 2 триллионов, мы считали),    
мы всё забираем в Федерацию, понимая всю ситуацию. Но, может быть, нам 1        
процент всё-таки вернуть, может, уменьшится количество дотационных?             
                                                                                
И вторая часть вопроса. Законопроект предусматривает возможность зачисления в   
региональный бюджет экономии от использования межбюджетных трансфертов. Кто и   
по какой методике будет определять, насколько она соответствует федеральным     
проектам? Потому что, ну, уточнение такое, наверное, никто не делал -           
насколько региональная соответствует федеральным.                               
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! По             
централизации тех налоговых ресурсов, которые мы получим от налоговых           
изменений. Мы большую часть этих ресурсов направим в регионы, поскольку         
регионы являются исполнителями тех национальных целей, которые определил        
президент, а реализовать эти цели мы будем через национальные проекты. Таким    
образом, эти средства в большей части будут направлены в субъекты Российской    
Федерации, поскольку задачи являются полномочиями регионов. То есть эти         
ресурсы уйдут через бюджетное перераспределение в субъекты.                     
                                                                                
Что касается того, чтобы 1 процент налога на прибыль вернуть. Мы этот 1         
процент зачислили в федеральный фонд выравнивания бюджетной обеспеченности.     
Если мы оттуда деньги изымем, то будет меньше возможностей для поддержки        
регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Мне кажется, это нельзя     
допускать и вряд ли будет целесообразно для субъектов, которые, наоборот,       
нуждаются в нашей помощи. Я просил бы здесь такие предложения не готовить ко    
второму чтению, поскольку это будет, наоборот, не в пользу субъектов.           
                                                                                
И теперь вопрос об экономии бюджетов, экономии по реализации тех или иных,      
так сказать, закупок, в том числе пристроек и так далее. Мы договорились - и    
это было предложение депутатов, поддержанное тоже президентом, - о том, что     
если возникает экономия по той или иной стройке или по мероприятию, то мы её    
оставляем, не изымаем в федеральный бюджет. Делать это будем через обычные      
бюджетные процедуры, не забирая эти ресурсы, не централизуя, а, наоборот,       
если эти ресурсы остались у соответствующего федерального органа                
исполнительной власти, будем направлять их на реализацию национальных           
проектов в субъекте по согласованию с регионом.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, ну, ЛДПР давно предлагала списать долги регионам,   
и законопроектом предусматривается наделение Правительства России полномочием   
по списанию задолженности регионов по бюджетным кредитам. Вопрос следующий:     
когда планируется осуществить списание долгов регионов по бюджетным кредитам?   
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Иван Константинович, уважаемые депутаты! Будем         
списывать, как только будут произведены соответствующие расходы или зачёты по   
инвестиционному налоговому вычету. Как увидим в соответствующем финансовом      
году, что произведён расход, - соответствующая задолженность будет списана.     
                                                                                
Мы в ходе рассмотрения этого вопроса в комитете с Андреем Михайловичем          
говорили, что есть разные регионы, в том числе те, которые, может быть, не      
сразу подготовят инфраструктурные или инвестиционные проекты, и по ним, по      
регионам с низким уровнем бюджетной обеспеченности, мы готовы проработать       
специально отдельный вариант более широкой возможности списания таких           
кредитов. Отработаем ко второму чтению.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Новичков Николай Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, уважаемый Андрей Михайлович! Я, собственно, хотел   
продолжить тему, поднятую коллегой Сухаревым. Ну, то есть получается, что       
регион, для того чтобы списать, условно, 10 миллиардов, должен эти 10           
миллиардов где-то найти и их потратить, а уже потом, значит, мы им спишем       
кредиты. То есть получается такая, знаете, круговая порука вхождения в          
долговые обязательства. Может быть, нам просто поменять принципы и, например,   
производить списание на этапе принятия регионального закона о бюджете или при   
подготовке проекта сметной документации, то есть до того, как произведены       
расходы, всё-таки чуть пораньше?                                                
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо большое, Николай Владимирович. Мы действительно много    
дискутировали на эту тему, но есть несколько позиций. Первое, президент чётко   
обозначил, что списание осуществляется после направления средств на             
инвестиции и инфраструктуру, поэтому мы здесь руководствуемся этой задачей. И   
второе, мы говорили о том, что действительно готовы для отдельных регионов      
посмотреть более, как сказать, лёгкие варианты списания, расширить              
инструментарий списания. Вы говорите: где найти эти деньги? А деньги эти        
должны быть учтены в субъектах Российской Федерации, в их бюджетах, в           
трёхлетнем бюджете, как источник финансирования дефицита бюджета для            
погашения своих обязательств перед Федерацией. То есть эти деньги в             
большинстве субъектов уже были учтены, и в большинстве субъектов должны быть    
учтены при подготовке соответствующих бюджетов на трёхлетний период. Мы тоже    
слышим запросы субъектов Российской Федерации, ваш вопрос как раз на эту        
тему, и поэтому готовы рассматривать варианты более лёгкого списания для        
регионов с низкой бюджетной обеспеченностью.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый коллега, чтобы просто не возникло ощущения полного      
единогласия между Министерством финансов и комитетом по бюджету, я хотел бы     
обратить внимание на то, что президент не говорил о том, чтобы списывать        
после направления, он говорил о том, чтобы списывать при условии направления.   
Согласитесь, что "при условии направления" и "после" - это не совсем одно и     
то же, именно об этом я и говорил, поэтому эта дискуссия нам с Антоном          
Германовичем, безусловно, ещё предстоит. Но одно должно быть безусловным...     
Антон Германович справедливо сказал: у нас есть ряд регионов с низкой           
бюджетной обеспеченностью - надо посмотреть, что такое низкая бюджетная         
обеспеченность, для них просто должны быть определённые условия.                
                                                                                
А когда вы говорите, что такое списать... Ведь списать задолженность - это      
даже не вопрос регионального бюджета, это вопрос федерального бюджета, где      
возврат долга стоит в качестве источника покрытия дефицита федерального         
бюджета. Поэтому мы с вами будем принимать федеральный бюджет на следующую      
трёхлетку, и мы с вами, естественно, будем смотреть цифру: а сколько же у нас   
стоит в источнике погашения дефицита средств возврата кредитов регионов? Мы     
всё это увидим, всё это будем обсуждать. Сейчас самое главное, что мы все эту   
проблему видим. У нас есть разногласия, мы их обсуждаем и будем все вместе      
искать решения. Сейчас важно принять решение о том, что списывается.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Скрозникова Анна Валерьевна.                                                    
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, согласно законопроекту все дополнительные доходы    
от повышения налогов по НДФЛ и налогу на прибыль пойдут в федеральный бюджет.   
Для регионов и муниципалитетов не предусмотрено ни одного дописточника          
дополнительных доходов, только издержки и снижение доходов. Например, у ряда    
регионов будут выпадающие доходы региональных бюджетов, появление которых       
спровоцирует повышение порога при переходе с УСН на общую систему               
налогообложения, с действующих 265 миллионов до 450 миллионов рублей. Минфин    
заверяет, что решить проблему можно будет за счёт перераспределения             
дополнительных поступлений через федеральный бюджет, кроме того, две трети      
бюджетных кредитов субъектов будут списаны. Однако предлагаемые изменения ещё   
больше ставят региональные бюджеты в зависимость от федерального бюджета.       
Почему было принято решение направить все доходы в федеральный бюджет? И        
планируется ли каким-либо образом повысить налоговую базу доходов регионов и    
муниципалитетов, кроме кредитов и трансфертов из федерального бюджета?          
Благодарю.                                                                      
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо большое, Анна Валерьевна.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы уже обсуждали, ко второму чтению у нас будут             
подготовлены поправки, в том числе и по туристическому налогу. Были             
предложения депутатов, и мы будем их поддерживать. Это тоже хороший,            
существенный ресурс для поддержки муниципалитетов.                              
                                                                                
Теперь вопрос о тех регионах, которые теоретически могут получить               
отрицательный результат в результате изменения налогообложения малого и         
среднего бизнеса, работающего по упрощённой системе налогообложения. Будем      
смотреть последствия этого для каждого субъекта Российской Федерации. У нас     
есть инструментарий поддержки регионов, дотации на сбалансированность           
субъектов Российской Федерации, - будем пользоваться этим инструментом для      
настройки бюджетов. И уверен, что регионы не почувствуют те налоговые           
изменения, которые подготовило Правительство Российской Федерации.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, давайте попробуем всё-таки отделить мух от котлет,       
потому что мы на самом деле сейчас начинаем обсуждать завтрашнее обсуждение     
налоговой системы, изменение налоговой системы, и вот сейчас говорим, что оно   
повлияет вот таким-то образом на бюджеты, и мы уже заранее решили, что есть     
выпадающий доход, - давайте разделим на две части.                              
                                                                                
Первое - это то, с чего я начал. Линейное повышение ставки любой (там, НДФЛ,    
прибыль) - это просто и понятно: Москва, Питер, крупные регионы получат         
дополнительные доходы. Но у нас президентом поставлена задача по выравниванию   
бюджетной обеспеченности, и это можно сделать только через механизм             
перераспределения. Кто-нибудь может предложить другой механизм                  
перераспределения, кроме как через федеральный бюджет? Поэтому разговор, что    
оставьте, там, что-то в регионе и так далее, означает: вы предлагаете,          
значит, оставить в богатых регионах больше, а бедные регионы получат меньше.    
Это первый вопрос.                                                              
                                                                                
Второй вопрос. Когда мы с вами говорим вот, например... Это плач Ярославны по   
малому бизнесу! Простите, малый бизнес просил о чём? Первое - не трогайте       
самых маленьких. Кстати, было предложение "ОПОРЫ..." - 30 миллионов. Сказали:   
нет, не 30 миллионов, а 60 миллионов не трогаем вообще. Что такое 60            
миллионов? Это 97 процентов всех - до 60 миллионов. Их вообще не трогают, там   
нет никаких изменений, в том числе и для бюджетов.                              
                                                                                
Что касается остальных, что просил тот же малый бизнес? Он просил: сделайте     
переходные положения по переходу на общий режим налогообложения. В чём          
разница в режимах? Разница в НДС. Если переходные положения, то                 
предлагается... Мы можем обсуждать изменения, но давайте тогда это обсуждать    
не в Бюджетном кодексе всё-таки, а в изменениях Налогового кодекса, давайте     
там обсуждать эти проблемы. Но это переход, и президент сказал, что             
необходима амнистия для тех, кто уже это сделал, но хочет вернуться в           
нормальное состояние. Вот это всё сделано в проекте закона, который мы с вами   
будем обсуждать завтра. Коллеги, давайте не будем при этом сейчас мешать всё    
в одну кучу и говорить: "Гипс снимают, клиент уезжает". Гипс ещё не наложили,   
клиент жив, не волнуйтесь!                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительный вопрос - Панин Геннадий Олегович, пожалуйста.                    
                                                                                
ПАНИН Г. О. Уважаемый Андрей Михайлович, коллеги! Сегодня мы с вами стали       
активными участниками дискуссии о конкретных условиях списания задолженности,   
направлениях использования регионами высвободившихся средств. При этом мы       
знаем, что регионы у нас разные, есть субъекты, которые при формировании        
своих бюджетов балансируют фактически на грани того, чтобы не наращивать        
коммерческий долг для финансирования собственных полномочий. Такие регионы не   
имеют ни подготовленных инвестиционных проектов, ни собственных средств для     
их реализации. Как вы видите, должен ли для регионов с низкой бюджетной         
обеспеченностью, в том числе реализующих индивидуальные программы               
социально-экономического развития, быть предусмотрен особый порядок списания    
задолженности?                                                                  
                                                                                
И позвольте, Андрей Михайлович, вас лично поблагодарить за анонсированную       
вами инициативу в части внесения поправок ко второму чтению по концессионным    
соглашениям, по крайней мере для Подмосковья они точно важны. Спасибо.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вы знаете, по-моему, это не вопрос, на самом деле вы изложили     
то, что нам необходимо учесть. Я просто ещё раз хотел бы обратить внимание на   
то, что учесть нам это придётся осенью, потому что все вопросы, связанные со    
списанием, касаются закона о федеральном бюджете, там это источник погашения    
дефицита. Сегодня мы определяем рамки списания - на что и как, то есть          
выполняем вот этот первый этап. Поэтому абсолютно согласен с вашей              
постановкой вопроса.                                                            
                                                                                
Ещё большее спасибо вам за благодарность, потому что любая благодарность        
хуже, чем выговор. Будем вместе работать, к этой совместной работе я            
приглашаю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Присаживайтесь.               
                                                                                
Переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ выступает      
Щапов Михаил Викторович.                                                        
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В представленном законопроекте      
есть как положительные моменты, так и те, что вызывают у нас определённые       
вопросы.                                                                        
                                                                                
Например, мы поддерживаем закрепление на уровне закона правил списания          
задолженности по бюджетным кредитам для регионов. Вместе с тем мы считаем,      
что этот процесс должен начаться как можно быстрее, регионы должны получить     
возможность избавиться от налогового бремени как можно раньше.                  
                                                                                
Также мы, как и комитет по бюджету, считаем необходимым расширить возможности   
для списания долгов наименее обеспеченных субъектов Федерации. По данным        
Счётной палаты за 2023 год, региональные бюджеты продолжают находиться в        
крайне высокой степени зависимости от предоставления финансовой помощи из       
федерального бюджета, доходы 23 субъектов более чем на 40 процентов             
сформированы за счёт безвозмездных поступлений от других бюджетов. Количество   
субъектов, исполнивших консолидированный бюджет с дефицитом, увеличилось до     
55. Требуется изменить эту ситуацию и сделать это максимально оперативно.       
                                                                                
Также мы поддерживаем замечание комитета о том, что механизм для                
использования сэкономленных средств от федеральной помощи регионам на их        
развитие разработан, но субъекты Федерации вынуждены всё так же возвращать      
эти деньги обратно в резервный фонд правительства. Необходимо законодательно    
закрепить возможность направлять эти средства на исполнение национальных        
проектов, нужно дать субъектам достаточную свободу в этом вопросе,              
безусловно, при сохранении необходимого уровня контроля и ответственности.      
                                                                                
В то же время ряд положений законопроекта вызывает у нас серьёзные вопросы.     
                                                                                
В частности, предлагается все дополнительные средства, собранные в рамках       
донастройки налоговой системы, направлять в федеральный бюджет, например туда   
пойдут дополнительные поступления от введения новых повышенных ставок налога    
на доходы физлиц для богатых и сверхбогатых граждан. При этом нет никаких       
гарантий, что регионы получат эти дополнительные средства через стандартную     
систему поддержки из федерального бюджета или с помощью иных инструментов.      
При этом мы должны понимать, что НДФЛ прямо зависит от состояния региональной   
экономики и качества жизни в регионе. Сам регион должен быть заинтересован и    
мотивирован в части того, чтобы доходы граждан, а значит, и сборы налога        
росли, но если прибавка уходит в федеральный центр, то стимулы остаются         
стандартные, то есть мы никак не меняем ситуацию. Мы считаем, что необходимо    
более жёстко закрепить принцип вознаграждения регионов и муниципалитетов за     
рост налогооблагаемой базы в части высоких зарплат. Пусть ищут способы роста    
доходов населения на своих территориях, пусть работают над этим, но им нужно    
дать соответствующие стимулы, а их пока нет.                                    
                                                                                
Аналогичный вопрос относительно повышения ставки налога на прибыль.             
Во-первых, все дополнительные поступления уходят так же в федеральный бюджет,   
и у регионов не возникает прямых стимулов для повышения инвестиционной          
активности и прибыльности предприятий. Во-вторых, пропал из повестки дня        
вопрос о возврате регионам одного процентного пункта ставки налога на           
прибыль, который был у них изъят ранее, и было обещано, что он вернётся.        
Наверное, было бы правильно сейчас этот вопрос поставить.                       
                                                                                
Не можем мы, безусловно, согласиться и с сохранением распределения налоговых    
доходов при повышении ставок по налогу на добычу полезных ископаемых. Это       
зачастую не самые экологичные производства, которые наносят ущерб как           
экологии, так и транспортной системе регионов, поэтому они имеют право          
увеличить свою долю от этих налогов, возможно, при условии, что полученные      
средства будут направляться на экологические программы и восстановление         
дорог.                                                                          
                                                                                
В целом я хочу отметить главное наше замечание. Доходы бюджета в результате     
принимаемых мер должны вырасти, мы исходим из этого. Деньги нужны стране на     
то, чтобы развиваться, особенно в условиях внешнего давления и санкций. Мы      
все это понимаем, принимаем и поддерживаем. Но дьявол, как говорится, в         
деталях: сейчас предлагается все дополнительные средства собрать в              
федеральном бюджете, регионы и муниципалитеты никаких дополнительных доходов    
прямо от повышения налогов не получают, может быть, они их получат из           
федерального бюджета в виде поддержки, а может, и не получат, гарантий нет.     
Между тем, вся экономика нашей страны - в регионах: заводы производят           
продукцию в регионах, нефть и газ добываются в регионах, большинство людей      
работает тоже в регионах. И предложенный подход лишает регионы и                
муниципалитеты стимулов развиваться, снижает возможности по увеличению и        
планированию роста собственной налогооблагаемой базы.                           
                                                                                
Предлагаем обратить внимание на эти проблемы и обсудить возможности для их      
решения во втором чтении. В первом чтении наша фракция поддержит предложенный   
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.                               
                                                                                
От фракции ЛДПР выступает Панеш Каплан Мугдинович.                              
                                                                                
ПАНЕШ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В подготовленном        
кабмином законопроекте содержатся изменения в Бюджетный кодекс, которые         
посвящены вопросу списания двух третей долга по бюджетным кредитам для          
региональных бюджетов при условии целевого направления средств на поддержку     
инвестиций и на инфраструктурные проекты. С подобной инициативой ЛДПР           
выступала ещё в начале года, тогда мы предложили списывать долги регионов       
перед Российской Федерацией и вкладывать высвободившиеся деньги в               
реконструкцию дорог, газификацию населённых пунктов и другие инвестиционные     
проекты. В феврале мы направили подготовленный законопроект в правительство.    
                                                                                
И наша фракция, безусловно, будет голосовать за принятие законопроекта в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Напомню, что по состоянию на 1 марта 2023 года задолженность регионов перед     
федеральным центром составляла более 2 триллионов рублей, сегодня эта цифра -   
более 3 триллионов рублей. Невероятно крупная сумма, которая душит              
региональные бюджеты! В регионах не на что реконструировать коммунальные        
сети, нет средств для региональных доплат врачам, учителям, семьям и многого    
другого. Правительство, думаю, прислушалось к нашей позиции, и сегодня на       
рассмотрении Государственной Думы аналогичный нашей инициативе законопроект.    
Теперь система будет пересмотрена в сторону списания долгов регионов, что       
позволит им развивать свою инфраструктуру и повышать общий уровень жизни        
своих жителей. Очень важно, что высвобожденные средства субъекты Российской     
Федерации смогут направить на создание индустриальных парков, инфраструктуры    
территорий опережающего развития, на обновление систем ЖКХ, строительство       
дорог и мостов, модернизацию общественного транспорта, расселение аварийного    
жилья и на мероприятия мастер-планов городов.                                   
                                                                                
Мы поддержим введение акциза на никотиновое сырьё и бестабачную                 
никотинсодержащую смесь для нагревания. Законопроектом устанавливаются          
нормативы зачисления в федеральный бюджет Российской Федерации новых видов      
доходов от акцизов на эти товары в размере 100 процентов. Фракция ЛДПР будет    
вносить поправку ко второму чтению и предлагать восстановить норматив           
зачисления дохода от акцизов в размере 5 процентов в бюджеты регионов страны.   
Выделение 5 процентов от этих доходов в бюджеты субъектов позволит              
региональным властям вкладывать средства в социальную сферу, строить            
больницы, поликлиники, оборудовать спортивные площадки, открывать бесплатные    
спортивные секции для детей.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ЛДПР поддержит в первом чтении законопроект с учётом         
доработки ко второму чтению.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Каплан Мугдинович.                               
                                                                                
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" выступает Гартунг Валерий          
Карлович.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция          
поддержит законопроект в первом чтении, но у нас есть вопросы, которые          
хотелось бы ко второму чтению обсудить, и я на них сейчас остановлюсь.          
                                                                                
Первое. Всё-таки предлагаем ещё раз подумать, как мы будем распределять         
доходы, которые соберём в результате введения прогрессивной шкалы подоходного   
налога, между субъектами и федеральным центром. Всё-таки было бы                
несправедливо всё отдавать в федеральный центр.                                 
                                                                                
Второе. Что касается норматива отчислений по налогу на прибыль, здесь тоже мы   
солидарны с высказанной позицией КПРФ: ну, наверное, хотя бы 1 процент,         
который забрали, - раньше было 18 плюс 2, а сейчас 17 плюс 3 - всё-таки надо    
вернуть субъектам Федерации, до 18 процентов, так как мы поднимаем ставку до    
25 процентов. Да, нам говорят, что потом эти деньги будут направлены в          
регионы на реализацию послания президента, - так и сейчас региональные          
средства туда же направляются, так почему бы не дать регионам самим принимать   
решение по этим деньгам.                                                        
                                                                                
Дальше. Что касается акцизов, мы предлагаем всё-таки ещё раз вернуться к        
акцизу на жидкую сталь. Ну, это абсолютно ошибочное решение, я мягко            
выскажусь, оно было принято, потому что металлурги не смогли между собой        
договориться, а на самом деле фактически вот то, что нужно было бюджету         
собрать, собрали со всех металлургов в зависимости от выплавки стали. Ведь      
прибыль не в выплавке стали, она в железорудном сырье и в коксующихся углях,    
а вот там-то как раз ничего и не взяли. Это неправильно! Брать надо там, где    
есть, а не там, где лежит, где светло, понимаете? Коллеги, ещё раз предлагаю    
к этому вернуться.                                                              
                                                                                
Ну и конечно же, надо всё-таки нам от отрицательных акцизов отказываться,       
потому что, ну, это нонсенс, когда несколько нефтяных компаний, фактически      
шантажируя правительство, ну, доят всю страну. Это неправильно! Нужно           
пересматривать всё-таки налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Антон Германович   
сказал, что готов обсуждать.                                                    
                                                                                
Антон Германович, соберите нас, мы согласны, необязательно всё с трибуны        
обсуждать, давайте в каком-то закрытом режиме обсудим, вы выскажете свои        
доводы, скажете, что вам мешает эту позицию принять, мы выскажем свои. Ну, не   
доводить же до президента, как у нас с индексацией пенсий работающим            
пенсионерам! Я уж не буду напоминать, сколько раз я вам про это говорил, вы     
постоянно меняли свою позицию, а теперь, когда президент сказал, что он         
поддерживает это решение, оказывается, и вы двумя руками за. Ну, слава богу!    
Может быть, у нас и по отмене налогового манёвра в нефтяной отрасли также всё   
получится вместе с вами: окажется, что вы втайне-то были за, вот только не      
могли как-то решить.                                                            
                                                                                
Коллеги, ещё раз хочу сказать, что поддерживаем, но всё-таки давайте во         
втором чтении мы ещё раз внимательно обсудим вот те вопросы, о которых я        
сказал.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
От фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" выступает Авксентьева Сардана Владимировна.             
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В. К вопросу о межбюджетных отношениях. Действительно, сегодня   
в особенно бедственном положении находятся муниципалитеты, они у нас нищие, я   
постоянно с этой трибуны об этом говорю. И те изменения, которые мы видим в     
рассматриваемом сегодня документе, носят такой характер, ну, как бы... Ну,      
первое, продлевают возможность превышения ограничений муниципального долга в    
отдельных случаях - это ни о чём. Второе, появляется возможность учёта          
страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов    
от новых инвестиционных проектов, реализуемых в сфере туристической             
деятельности, - ну сколько этим воспользуется? Ну хорошо, списание              
задолженности по штрафам, исполнительским сборам, возникшим до 1 июля 2022      
года. Ну, я вот была мэром города Якутска, я знаю, что неоплаченные штрафы,     
исполнительские сборы... это надо умудриться ещё их с 2022 года таскать, то     
есть таких тоже будет очень мало. Вот как будто бы какие-то послабления есть,   
но их на самом деле нет.                                                        
                                                                                
Следующее, о донастройке налоговой системы. Мы все сегодня всё равно немножко   
пробросы вперёд, в завтрашний день делаем, но от этой донастройки выиграет      
только федеральный бюджет. Полученные дополнительные налоговые поступления от   
НДФЛ и от налога на прибыль, они все поднимутся в федеральный бюджет, и об      
этом было сказано, но хотелось бы ещё раз акцентировать на том, что у           
регионов возникнут выпадающие доходы и соответствующие проблемы при             
перераспределении в системе налогообложения у предприятий. Если Минфин          
оценивает потери бюджетов где-то в 124 миллиарда рублей, то мы полагаем, что    
больше. Вот Татарстан посчитал, что только его консолидированный бюджет         
потеряет около 3 миллиардов, и никаких дополнительных доходов они себе не       
прогнозируют. Ярославская область посчитала - 800 миллионов рублей. Я думаю,    
что примерно такие же цифры будут у всех остальных регионов. Сегодня мы         
слышим обещания, что будут каким-то образом выпадающие доходы компенсированы,   
но сейчас, вот вы знаете, мы с вами как бы осязаемо, в документах всего этого   
не увидели. Но самое главное - предлагаемые изменения ещё больше ставят         
региональные бюджеты в зависимость от федерального центра. То есть вот эта      
компенсация, какие-то дополнительные средства - для этого нужно идти в          
федеральный центр, доказывать, везти кучу бумаг. Мы знаем, как это всё          
происходит, и поэтому мы считаем, что на самом деле это негативная тенденция,   
понимая все задачи, которые стоят перед государством в части выполнения         
социальных обязательств.                                                        
                                                                                
Следующее, из позитивного. Ну, наконец-то концессионные соглашения будут        
учитываться в скрытые, собственно говоря, долги, о которых мы говорили и в      
прошлом году, наконец-то они появляются на бумаге, наконец-то вводятся          
изменения в законодательство. Это позитивно, потому что концессионные           
соглашения - это действительно наша большая боль и 200 процентов к              
существующим долгам регионов и муниципалитетов.                                 
                                                                                
То, что вносятся изменения о том, что сводная бюджетная роспись может           
меняться без внесения изменений в закон о бюджете для своевременного            
исполнения социальных обязательств, - мы это поддерживаем. Но вместе с тем      
повторю: поправку необходимо сделать и в отношении региональных бюджетов,       
касающихся исполнения их полномочий. Вот опять же аварийное жильё - если у      
регионов будут выпадающие доходы, откуда они начнут резать? Они начнут резать   
со своих обязательств, соответственно, люди как жили годами в ожидании своего   
переселения, так они вот в этом состоянии и останутся. Даже не надо обладать    
какими-то особенными, экстрасенсорными способностями, чтобы это предугадать.    
                                                                                
Ну и снова отсутствуют поправки, направленные на упрощение порядка              
компенсации выпадающих доходов. Сегодня коллеги говорили о поведении нефтяных   
компаний. Это, может быть, напрямую и не касается, но если уж начали говорить   
о том, что ко второму чтению будут изменения в части повышения собственной      
доходной базы муниципалитетов, то нужно сказать и об одной неналоговой вещи     
(с соответствующим обращением, депутатским запросом я обратилась в              
Правительство Российской Федерации): чтобы муниципалитетам разрешили всё-таки   
вот эти 2 процента - есть такие ограничения в части арендных платежей по        
земельным участкам для недропользователей, - всё-таки эти ограничения снять.    
Ну вот пример: есть такая компания "Таас-Юрях Нефтегазодобыча", 114             
миллиардов рублей выручки, 1,5 триллиона чистых активов, а арендная плата в     
год муниципалитету - 27 тысяч рублей. И это после повышения кадастровой         
стоимости, до повышения кадастровой стоимости они платили 29 рублей. Поэтому    
просьба... Ну, это не относится к рассматриваемой теме, но тем не менее         
просьба, Антон Германович, эту ситуацию взять на контроль. Надеемся, что        
будут какие-то изменения.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сардана Владимировна.                            
                                                                                
Коллеги, Андрей Михайлович Макаров своё выступление от фракции и                
заключительное слово объединит, поэтому я предоставляю слово Антону             
Германовичу Силуанову для заключительного слова.                                
                                                                                
Пожалуйста, Антон Германович.                                                   
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Мне кажется, у нас очень такая хорошая тенденция сегодня получается - все       
фракции поддерживают предложения по бюджетным изменениям. Дай бог, чтобы было   
так и дальше, потому что это действительно свидетельствует о том, что мы        
вместе отрабатывали, вырабатывали, готовили эти предложения, проговаривали на   
заседаниях комитетов предварительно перед внесением правительством в            
Государственную Думу. Хотел ещё раз вас поблагодарить. Мы готовы к поправкам.   
Завтра тоже будет большой пакет поправок и в Налоговый кодекс, и в целый ряд    
других актов. Всё вместе это позволит нам принять хорошее ресурсное             
обеспечение тех задач, которые ставит президент перед нашей страной на          
ближайшие шесть лет. Эти ресурсные задачи мы отработаем, подготовим через       
налоговое законодательство, бюджетное законодательство, а также при             
подготовке бюджета на предстоящую трёхлетку. Спасибо ещё раз за поддержку       
инициатив правительства!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович.                                
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, выступление от фракции и заключительное слово.       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле я сегодня целый день всех благодарю. И снова   
благодарю: всем спасибо!                                                        
                                                                                
Я думаю, что сегодня позиция фракции всё равно определяется самым главным       
решением президента по списанию бюджетных кредитов, которые когда-то            
заместили, как я показал, коммерческие кредиты. Очень важно, что это не         
разовое решение, это было системное решение, которое готовилось все эти годы.   
Но вот сегодня возникал вопрос, он всё время звучал в выступлениях: а вот как   
будет, а где гарантии, что деньги, которые вы соберёте, вы, там, куда-то        
отдадите?                                                                       
                                                                                
Вот, например, первое - списание кредитов по этому году, которого не должно     
быть в этом году. Кредиты до 1 марта были получены, бюджетные кредиты, - они,   
их списание, перенесены на следующий год. Просто, чтобы было понятно, что это   
даёт. Вот возьмите, скажем, Республику Марий Эл, ну, не самый богатый регион    
на самом деле в стране - они сэкономят в этом году 760 миллионов за счёт        
того, что им не надо будет возвращать кредит. Удмуртия - 808 миллионов          
сэкономят; Волгоград - 880 миллионов сэкономят в этом году. И я могу дальше     
перечислять, вот сколько в этом году каждый регион сэкономит уже вот на том     
решении, которое идёт.                                                          
                                                                                
А теперь с точки зрения того, а кто нам гарантирует, что деньги, которые        
будут, пойдут в регионы, что регионы получат их, что будет перераспределение?   
Я понимаю, конечно, ну, может быть, не убеждает то, что вот тот процент, о      
котором сегодня все говорят, чтобы его вернуть, - это процент, из которого      
федеральный бюджет не взял себе за всю историю его существования ни одной       
копейки. Вот все участники трёхсторонней комиссии могут подтвердить,            
остальные могут почитать в бюджете: этот процент пошёл на то, чтобы быть        
перераспределённым в те регионы, которые в этом больше всего нуждаются, то      
есть целиком этот процент пошёл в регионы, но только в те, где в этих деньгах   
действительно нуждаются.                                                        
                                                                                
Я понимаю, что, если бы Силуанов сейчас встал с заключительным словом и         
сказал: "Мамой клянусь, всё отдадим!" - конечно, даже "НОВЫЕ ЛЮДИ" ему          
поверили бы. У меня немножко другое предложение. На самом деле вопрос не в      
том, верим или не верим мы Силуанову, верим или не верим мы, там,               
правительству, вопрос в том, верим или не верим мы себе, потому что по          
вопросу о трансфертах и по вопросам бюджета решение принимаем мы с вами. Вот    
мы спрашиваем: а кто же гарантирует нам, что регионы это получат? Вот мы с      
вами и должны регионам и людям гарантировать. Давайте свою ответственность,     
которую на нас возложили избиратели, не будем перекладывать на кого-то          
другого, никакой дядя и никакая тётя за нас этого не сделают.                   
                                                                                
Ещё раз хочу поблагодарить все фракции и пригласить к конструктивной работе в   
рамках второго чтения.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят единогласно.                                                
                                                                                
Коллеги, давайте поблагодарим Антона Германовича за совместную работу           
сегодня. (Аплодисменты.)