Заседание № 34
О проекте федерального конституционного закона № 639022-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий судебных коллегий судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий вопрос - вопрос 5 повестки дня. В третьем чтении рассматриваем проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Тамерлан Кимович Агузаров, пожалуйста. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Указанный законопроект внесён Верховным Судом Российской Федерации и направлен на устранение противоречий между положениями Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции..." и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также на устранение внутренней рассогласованности норм Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции...". Данный законопроект одобрен Государственной Думой в первом чтении 24 апреля текущего года, одобрен во втором чтении 8 июня текущего года. Замечаний после второго чтения на законопроект в комитет не поступило. Имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором отмечается, что замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по законопроекту не имеется. Комитет просит одобрить данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на выступления по мотивам в "час голосования". Покажите список. Выносим на "час голосования".
В третьем чтении мы рассмотрели проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". По мотивам выступает Дмитрий Иванович Савельев. Пожалуйста, Дмитрий Иванович. Микрофон включите, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Ни для кого не секрет, что сегодняшняя судебная система отнюдь не отвечает мировым стандартам. Независимость, несменяемость и неприкосновенность судей мы взяли именно из мировой практики, но, прежде чем назначать пожизненно на должность на таких условиях, нужно сначала выковать действительно независимых, пользующихся авторитетом в обществе юристов, которым не нужны будут подачки от местного мэра в виде бесплатной квартиры, престижного садика или бесплатного гаража и другие многочисленные блага. В условиях отсутствия подлинной независимости судей необходима ответственность судей перед обществом. Для привлечения судьи по представлению Генерального прокурора Российской Федерации к административной ответственности необходимо согласие коллегии из трёх судей Верховного Суда Российской Федерации. Споры вызывает даже сама возможность наступления для судьи административной ответственности. Вот процитирую: "Судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы". Так написано в Кодексе судейской этики, утверждённом VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. В статье 3 данного кодекса говорится о том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. А если даже не сомнение в репутации судьи или обоснованности выносимых им решений, а уже факты налицо - что же тогда? Ну, судья должен отвечать за свои действия перед обществом, а не только перед самим собой. И законопроект, устраняющий имеющиеся в законе противоречия, - это всего лишь микрошажок на том пути, который необходимо пройти, модернизируя российскую судебную систему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование данный законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 57 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Одобрен, спасибо.
Заседание № 33
О проекте федерального конституционного закона № 639022-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий судебных коллегий судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов; принят в первом чтении 24 апреля 2012 года с наименованием "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й пункт повестки, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Докладывает Тамерлан Кимович Агузаров. Пожалуйста. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представленный проект федерального конституционного закона был внесён Верховным Судом Российской Федерации. Он направлен на устранение противоречий, которые имелись между Законом "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Законопроект был одобрен Государственной Думой 24 апреля 2012 года. Ко второму чтению в комитет поступило четыре поправки, три поправки комитетом приняты, они внесены в таблицу поправок № 1, одна поправка отклонена, она внесена в таблицу № 2. Прошу проголосовать за таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 22 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 52 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
12-й пункт. Голосуется во втором чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 49 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон одобрен.
Заседание № 21
О проекте федерального конституционного закона № 639022-5 "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий судебных коллегий судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 51, также в фиксированное время. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Доклад представителя Верховного Суда Российской Федерации судьи Верховного Суда Николая Кирилловича Толчеева. Пожалуйста, Николай Кириллович. ТОЛЧЕЕВ Н. К., представитель Верховного Суда Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трёх судей, которая образуется непосредственно Верховным Судом Российской Федерации либо судом субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня суда, в котором работает судья, в отношении которого возбуждено административное производство. Это пункт 4 статьи 16. Представленный на ваше рассмотрение законопроект "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции..." имеет цель устранить несогласованность в том, какой судебной коллегией должно приниматься решение о привлечении к административной ответственности судьи арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда первой инстанции в субъектах Российской Федерации. Дело в том, что пункт 3 части 3 статьи 26 этого закона решение вопроса о привлечении к административной ответственности судей указанных судов включает в компетенцию судебной коллегии судей соответствующего суда субъекта Российской Федерации. Между тем названные мной арбитражные суды в силу части 3 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" являются федеральными арбитражными судами. Принятие же решения по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи федерального арбитражного суда в силу пункта 6 части 4 статьи 14 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции..." отнесено к компетенции судебной коллегии судей, создаваемой при Верховном Суде Российской Федерации, причём в отношении всех судей всех федеральных судов без какого-либо исключения. То есть, на практике возникла несогласованность двух норм одного и того же федерального конституционного закона. Данным законопроектом предлагается устранить данную несогласованность путём внесения изменения в пункт 3 части 3 статьи 26 закона "О судах общей юрисдикции...", исключающего из компетенции судебной коллегии судей верховного суда субъекта Российской Федерации полномочие по решению вопроса о привлечении к административной ответственности судей арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов первой инстанции в субъектах Российской Федерации. В этом случае остаётся действующей норма, согласно которой рассмотрение данного вопроса будет осуществляться судебной коллегией судей в составе трёх судей Верховного Суда Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Тамерлана Кимовича Агузарова. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции..." и отмечает следующее. Данный законопроект направлен на устранение противоречий между положениями Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции..." и положениями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также на устранение внутренней рассогласованности норм Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции...". Пунктом 6 части 4 статьи 14 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к компетенции состава судебной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации отнесено полномочие по принятию решений по вопросу о привлечении к административной ответственности судей всех арбитражных судов. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 26 того же Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции..." президиум Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономного округа, автономной области ежегодно представляет по предложению председателя соответствующего суда в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации состав судебной коллегии судей, которая рассматривает, принимает решения, в частности, и по вопросу о привлечении к административной ответственности судей арбитражного апелляционного суда и судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации, которые в принципе являются судьями первой инстанции в арбитражной системе судопроизводства. Таким образом, имеется несогласованность правовых норм, влекущая неопределённость в правовом регулировании порядка привлечения к административной ответственности судей арбитражных судов первой инстанции в субъектах Российской Федерации и судей арбитражных апелляционных судов. Предлагается указанную несогласованность устранить путём внесения изменений в пункт 3 части 3 статьи 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции...". На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе одобрить представленный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Один вопрос. Включите микрофон депутату Бессонову Владимиру Ивановичу. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Николай Кириллович, скажите, пожалуйста, какова статистика привлечения к административной ответственности судей, и приведите конкретные примеры. И как, по вашему мнению, с принятием этого закона изменится положение дел в судебной системе? ТОЛЧЕЕВ Н. К. Ну, статистика небольшая, она касается судей тех судов, которые сейчас внесены в законопроект, практически один такой вопрос у нас возникал. Что касается других - тоже небольшое количество рассматривали. Вот судебной коллегией Верховного Суда в течение двух-трёх лет рассмотрено по представлениям генерального прокурора не более четырёх дел о привлечении к административной ответственности судей судов. Как изменится положение? Положение изменится в той части, что будет устранена неясность и соблюдено положение статьи 47 Конституции о том, что дело рассматривается тем судом, к компетенции которого оно отнесено законом. Поскольку две нормы одного и того же закона относят рассмотрение данного вопроса к компетенции и одной, и другой коллегии, предлагается устранить имеющуюся неопределённость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Законопроект выносится на "час голосования".
51-й пункт, проект федерального конституционного закона - обращаю ваше внимание! - "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Комитет рекомендует одобрить в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 08 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Одобряется в первом чтении.