Заседание № 211
О проекте федерального закона № 638953-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях противодействия обороту новых психоактивных веществ).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем в третьем чтении очень важный проект федерального закона, который был инициирован Президентом Российской Федерации и который касается очень сложной и очень серьёзной проблемы, связанной с распространением спайсов в Российской Федерации. Президентом, как вы помните, предложены комплексные меры, направленные на оперативное упреждение и запрещение реализации на территории Российской Федерации психоактивных веществ. Документ полностью проработан, замечаний юридического, лингвистического и правового характера не имеется, поэтому просим палату поддержать его принятие в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим вопрос на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 24 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 638953-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях противодействия обороту новых психоактивных веществ).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был разработан по поручению президента и принят в первом чтении 12 декабря 2014 года. При подготовке ко второму чтению поступило шесть поправок, они касаются вопросов использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, установления запрета на их потребление и пропаганду, установления возможности возложения судом на преступников, которые привлекаются к административной ответственности, признанных больными, обязанности пройти лечение и реабилитацию. Все шесть поправок комитетом рекомендуются к принятию, они включены в таблицу поправок № 1. Предлагаю утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 28 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 29 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 204
О проекте федерального закона № 638953-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях противодействия обороту новых психоактивных веществ).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы идём чётко по графику, рассматриваем вопрос 42, поставленный на фиксированное время, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Гарри Владимирович Минх, пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Целью данного законопроекта является ограничение оборота вновь выявленных веществ, которые обладают негативным воздействием на организм человека, схожим с воздействием, которое оказывают наркотические средства или психотропные вещества. Формально оборот таких веществ в Российской Федерации не запрещён, вместе с тем та статистика, которая в настоящее время уже существует, достаточно печальна, даже трагична, по сути дела, можно даже говорить о катастрофе, которая наступит, если мы не предпримем адекватные действия. Так, в период с 2011 по 2013 год в нашей стране выявлено 734 новых синтетических наркотика, количество преступлений, связанных с их незаконным оборотом, в 2014 году возросло на 4,8 процента по сравнению с 2013 годом. Кроме того, цифры, говорящие об увеличении оборота этих веществ, усугубляются ещё и тем, что имеется статистика, свидетельствующая о том, что и для здоровья людей также существует серьёзная угроза. Например, только за период с 26 до 30 сентября в медицинские организации с диагнозами "отравление неизвестным веществом с поражением нервной системы" или "отравление неизвестным ядом" доставлен 661 человек, из них 105 человек - это несовершеннолетние, 177 человек госпитализированы, девять прошли через реанимацию, но выжили, однако одиннадцать человек умерли. Повторяю: это только за пять дней! С целью защиты жизни и здоровья граждан от новых видов таких веществ предлагается установить комплекс мер государственного контроля за оборотом новых веществ, обладающих психоактивным воздействием на организм человека. В законопроекте введены понятия "новые потенциально опасные психоактивные вещества" и "оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ"; вводится запрет на оборот в Российской Федерации таких веществ; устанавливается процедура отнесения веществ синтетического или естественного происхождения к новым потенциально опасным психоактивным веществам; устанавливается порядок формирования и ведения реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ. Предусматривается, что полномочиями по формированию реестра и его ведению наделяется федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; реестр подлежит официальному опубликованию, а также будет размещаться и в сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств наделяется полномочием приостанавливать на срок до двух лет оборот этих веществ в Российской Федерации. Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за незаконный оборот этих веществ: предусматривается, что по части первой максимальным наказанием будет лишение свободы на срок до двух лет; в случае если причинён тяжкий вред здоровью человека или если деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, предусматривается лишение свободы на срок до шести лет, если же эти деяния повлекли смерть человека - лишение свободы на срок до восьми лет. Кроме того, предусматривается соответствующая корректировка уголовно-процессуального законодательства: рассмотрение уголовных дел по этим статьям предлагается возложить на районные суды, а предварительное расследование будет осуществляться дознавателями и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств - в зависимости от того, по какой части этой новой статьи будет возбуждено уголовное дело. Предлагается установить административную ответственность за потребление этих веществ, а также за уклонение от прохождения диагностики, от профилактических мероприятий, за уклонение от лечения от наркомании и от социальной реабилитации в связи с потреблением этих веществ. Кроме того, предусматривается ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление этих веществ, за пропаганду новых потенциально опасных психоактивных веществ, за потребление этих веществ в общественных местах, в том числе несовершеннолетними. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я достаточно подробно вам рассказал о тех новеллах, которые предлагаются Президентом Российской Федерации, прошу вас поддержать эти инициативы и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, проект федерального закона, внесённый Президентом Российской Федерации, предлагает пути решения очень серьёзной проблемы - проблемы, связанной с распространением синтетических дизайнерских наркотиков. Совершенно очевидно, что та актуализация, так сказать, которую приобрели эти случаи, связанные в том числе и с гибелью молодых людей вследствие потребления спайсов, даёт понимание того, что реагирование на эту проблему должно быть максимально оперативным. Несомненно, международная организованная преступность, которая обеспечивает производство дизайнерских наркотиков и их распространение не только на территории Российской Федерации, но и в других странах, действует очень оперативно, очень цинично, реализуя дизайнерские наркотики в завуалированной форме, как предметы обихода, в том числе даже как соль для ванны, поэтому совершенно очевидно, что нужны адекватные и, может быть, даже нестандартные решения. Президентом Российской Федерации предложена формула, которая позволяет выиграть главное - время. В данном случае время для преступников означает обогащение за счёт убийства молодых людей, молодого поколения, для правоохранителей, общества и государства выигранное время - это спасённые жизни! Наделение руководителя ФСКН России правом формировать список запрещённых психоактивных веществ, даже по факту единичного случая выявления потребления такого вещества оперативно включать его в список означает одно - у нас появляется возможность изъять с рынка огромное количество таких веществ. Цифры приводились: 734 дизайнерских наркотика сегодня уже известно и только 44 включено в список контролируемых наркотических веществ - безусловно, это несоотносимые показатели! Система долгого анализа, экспертизы и судебных решений для включения наркотических веществ в список, конечно, не позволяет оперативно реагировать, а следовательно, пресекать эти опасные преступления и обеспечивать неотвратимость наказания, поэтому инициатива президента действительно имеет огромное значение для обеспечения общественной безопасности и для своевременного реагирования по факту совершения таких опасных преступлений. Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает инициативу президента. Мы полагаем, что сегодня в рамках той комплексной антинаркотической политики, которая проводится в Российской Федерации, данная мера чрезвычайно необходима и может быть нами использована в том числе в рамках взаимодействия нашего государства со странами - участницами ОДКБ для расширения возможностей оперативного реагирования по факту появления дизайнерских наркотиков на территории любого государства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Юрьевич Носов. НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, я думаю, мы все поддержим этот закон. А вопрос следующий: в случае его принятия, в чём я не сомневаюсь, с какого числа он начнёт действовать? МИНХ Г. В. Здесь ответ достаточно простой: в случае подписания президентом закон вступит в силу как обычно, в общем порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Гарри Владимирович, эта тема, конечно, уже давно актуальна: мы, депутаты от КПРФ, ещё в Законодательном Собрании Нижегородской области поднимали её, по-моему, четыре года тому назад; безусловно, этот вопрос назрел. Но наряду с принятием закона о запрете оборота различных спайсов и прочей дури, которая вызывает наркотическое опьянение у человека, давайте признаем, что сегодня службы, которые обязаны следить за этим, работают просто из рук вон плохо! Что будет предпринимать президент в связи с этим, чтобы усилить контроль за оборотом наркотических средств? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Фёдорович, позвольте не согласиться с вашей оценкой деятельности прежде всего Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ. На мой взгляд, - и, естественно, это не только моя точка зрения, ведь я здесь выступаю как представитель Президента Российской Федерации - эта служба работает достаточно эффективно, просто велик объём бедствия, с которым нам всем сообща приходится бороться: нам - рассматривая законопроекты, а коллегам из исполнительных органов - реализуя то, что мы с вами уже приняли и, я надеюсь, примем и в этот раз. Это можно подтвердить и той статистикой, которая у вас в материалах есть. Я не буду цифры приводить, вы знаете, что в разы, в десятки раз увеличилось количество выявленных наркотических средств, в разы увеличилось количество лиц, привлекаемых к уголовной и иной ответственности за эти противоправные действия, поэтому здесь, я думаю, мы просто дадим инструмент, как и сказала Ирина Анатольевна Яровая, для оперативного, своевременного и даже, дай бог, если это получится, опережающего реагирования на угрозы и на очень быстро идущий прогресс. К сожалению, тут и наука, так сказать, подкладывает нам свинью, и, если мы будем идти по классической схеме, конечно, никогда не будем успевать! Я думаю, что тот инструмент, который мы сегодня обсуждаем, позволит нашим борцам с наркотиками ещё более эффективно вести свою работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Ирина Анатольевна, ну, наверное, этот вопрос сегодня даже не подлежит обсуждению в обществе, потому что все поддерживают данный законопроект, понимают его своевременность и необходимость. И вопрос: мы, как депутаты Государственной Думы, ваш профильный комитет можем выйти ко второму чтению с предложением увеличить наказание? То наказание, которое сегодня предусмотрено данным законодательством, на мой взгляд, не является такой уж серьёзной заградительной мерой для потенциальных распространителей этих веществ: мне кажется, два года - это не тот срок, который может массово отпугнуть этих товарищей. Может быть, действительно стоит приравнять наказание за это к наказанию за распространение наркотиков, за какие-то другие более тяжёлые преступления, увеличить до восьми лет срок заключения? Мы понимаем: то, что произошло в Кировской области, это фактически терроризм! Известно, люди какой национальности их привозят и как распространяют, - и всего два года! Да это ничто по сравнению с тем ущербом и с тем моральным... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вопрос санкций - это всегда важный вопрос, потому что это в том числе профилактическая мера, которая должна понуждать к отказу от преступных намерений. Сегодня действительно существует более высокая уголовная ответственность за распространение аналогов, за распространение самих наркотических веществ, поэтому здесь предусмотрена дифференциация. Что же касается работы над законопроектом при подготовке ко второму чтению, то, безусловно, комитет открыт для обсуждения вопросов, которые позволят усилить меры реагирования, сделать их более эффективными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня к Гарри Владимировичу вопрос. Я понимаю, что вопрос о санкциях - это очень важный вопрос, но, на мой взгляд, более важен вопрос оперативного реагирования на появление таких, так скажу, препаратов и самое главное - оперативного информирования нашего населения, в частности, наверное, в большей степени нашего молодого поколения, о том, что эти препараты включаются в реестр, который определяется статьёй 2 данного законопроекта. Но, Гарри Владимирович, я не смог получить данные - наверное, мало времени было - о том, на сколько по времени сокращается этот период включения в реестр подобных веществ, поэтому скажите, вот с учётом статьи 44, на основании которой будет определяться это всё, не будет ли это затягиваться по времени - пока пройдёт медицинское освидетельствование, пока это будет доказано, пока это будет проверено и так далее? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, тут есть две стороны проблемы: первая - это то, о чём вы говорите, и вторая сторона - это всё-таки то, что речь идёт о веществах, которые оказывают негативное воздействие на психику человека, поэтому нам нужен здесь юридический факт, который будет подтверждён, в том числе с помощью медицинского заключения, в противном случае... Конечно, нельзя включать в этот реестр любое незнакомое вещество только потому, что человек, который его употребил, вдруг потерял сознание, - потом выяснится, что это был, скажем, просто белый мел, а человек потерял сознание из-за каких-то других причин, вызвавших такую реакцию. Ну, я немножко утрированный пример привёл, но по сути, я думаю, вы поняли, что без медицинского освидетельствования, конечно, самостоятельно принять решение о том, что какое-то вещество является психоактивным, сотрудник Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков или даже руководитель не может, поэтому факт медицинского освидетельствования тоже нужно устанавливать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, вы, вероятно, лучше меня знаете, что здесь всё дело в сверхприбыли, а известный классик говорил, что если прибыль превышает 300 процентов, то девяносто процентов людей пойдут на любые преступления. И в связи с этим вопрос: не считаете ли вы правильным вернуться к такой системе, чтобы лекарственные препараты, оказывающие и нарко-, и психотропное воздействие, продавались только в определённых аптеках, перечень которых известен? Это значительно сузило бы возможность распространения этих веществ. Ну и второе: считаете ли вы возможным ко второму чтению включить сюда и энергетические напитки, потому что уже масса экспертов считают, что они тоже на основе психоактивных веществ изготавливаются? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, отвечая на высокую оценку, что я, наверное, лучше вас знаю, хочу сказать, что в принципе мне кажется, что лучше вас никто в этом зале не владеет информацией по очень многим направлениям, вы являетесь её эксклюзивным носителем. Но цитату из Владимира Ильича Ленина, основоположника... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Извините, из Карла Маркса, да, безусловно. Так вот, эту цитату мы все помним, я имею в виду людей примерно нашего возраста. Тем не менее, если говорить о сути проблемы, скажу, что здесь не может быть зависимости от формы психоактивного вещества, жидкое оно, порошкообразное, газообразное - какое угодно, речь идёт о тех химических элементах, из которых это вещество состоит, поэтому это и напитки, и любая другая форма изготовления, потребления, оборота, естественно, подпадает под действие закона, если законопроект таковым станет. Что касается энергетических напитков как таковых, вы знаете, что Государственная Дума уже приняла ряд норм, они уже включены в законодательство, и там тоже есть свои механизмы ответственности, так что, повторю, каких-то специальных дополнительных решений по энергетическим напиткам, на мой взгляд, принимать не надо. Ну, если какие-то аргументы дополнительные будут, тогда надо будет обсуждать, но пока по крайней мере я этого не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Много рук, прошу записаться. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Восемь человек записались. (Шум в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Давайте так. Николай Васильевич Коломейцев от фракции выступает. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос очень серьёзный, но мне кажется, что данным законопроектом он решается не в полной мере. Почему? Я вам напомню, что президент, вероятно тоже озабоченный этой проблемой, в Иркутске проводил специальное заседание Госсовета, где было намечено проведение соответствующих мероприятий, так вот я специально читал об этом совершенно недавно, три дня назад, и могу вам сказать, что большая часть этих мероприятий не выполнена. Мы, безусловно, поддержим этот законопроект, но мне кажется, что вопрос этот значительно шире. Почему? Потому что я, выступая с этой трибуны, уже приводил вам тот факт, что американцы, несмотря на подписание соответствующей конвенции и на её ратификацию, продолжали и сейчас продолжают углублённо заниматься вопросами создания биооружия, у них работают специальные лаборатории. Кстати говоря, есть параллельная проблема, она касается пивоварения: 90 процентов пива поставляется на наш рынок иностранными компаниями, а специалисты из Комитета по охране здоровья могут подтвердить, что пивной алкоголизм среди подростков - это наиболее прогрессирующая форма алкоголизма, к тому же те, кто исследовал привозимое сюда пиво, знают, что это никакое не пиво, а сусло, и есть специальные добавки, которые вызывают быстрое привыкание. Энергетические напитки ещё хуже, и когда придёте домой, налейте такой напиток в целлофановый пакет и посмотрите, сколько времени пакет выдержит, будет в исправном состоянии, - а что происходит с желудками?! Есть проблема ещё острее. Вот в Москве и в Московской области специальные службы, центры проводили исследования, в результате которых пришли к выводу, что главными местами по распространению наркотиков и всех психотропных веществ являются ночные клубы, где фактически в девяноста процентах случаев проверки заканчиваются, в общем-то, выявлением фактов серьёзных нарушений. Это о чём говорит? О том, что если проблема есть, то её одним законом решить нельзя, нужны профилактические меры, а если кому-то это даёт сверхприбыль, о чём я сказал, когда задавал вопрос, то здесь... Вот, кстати говоря, в Ростовской области большая часть выявленных фактов, к сожалению, приходится на правоохранительные органы, которые как раз призваны ловить жуликов, а они прикрывают и зачастую даже распространяют эти вещества. Мы, безусловно, поддержим законопроект, но я хотел бы просить и комитет по безопасности, и комитет по здравоохранению быть более активными. Почему я обращаюсь к комитетам? Потому что депутат может вносить миллион законопроектов, но пока не получат благословения от администрации президента, пока не появятся надлежащие авторы, меры приниматься не будут. Поэтому я рекомендую комитетам взять материалы иркутского Госсовета, где предметно рассматривались проблемы, связанные с наркотической угрозой, которая, вообще-то, для России является существенной, как и алкоголизация населения, и на основании этой программы, хоть в послании об этом и не было сказано, подготовить целый набор законов, которые необходимо принимать. Мы с вами должны помнить, что афганский наркотрафик на 80 процентов идёт через Россию, но если вы посмотрите процент выявленного от того, что производится, - это капля в море! И в Европе, и в других местах основным источником распространения наркотиков являются американские базы, вот везде, где они находятся, - а мы допустили транзит натовский и в Афганистан, и из Афганистана, - поэтому, если посмотреть внимательно, там, где садятся их самолёты, обязательно есть источники повышенного распространения наркотиков. Ещё один вопрос - железнодорожное сообщение со среднеазиатскими республиками. Ну, об этом здесь много говорилось, но, с моей точки зрения, меры не принимаются: вероятно, кто-то заинтересован в том, чтобы это существовало и было сдерживающим фактором массовой безработицы. Если вы посмотрите статистику по безработице, более 30 процентов - это молодые люди до 30 лет. Среди наркоманов у нас в год 100 тысяч умирают от передозировки наркотиков. Вдумайтесь - 100 тысяч! За десять лет афганской войны, которую использовали на определённом этапе для подрыва советского строя, погибли 13 тысяч 700 человек, так, Франц Адамович? А теперь в год погибает почти в десять раз больше, чем погибло за десять лет афганской войны, понимаете?! И все эти вопросы, мне кажется, надо решать, начиная со школы, в которой, с моей точки зрения, вообще не ведётся никакой надлежащей профилактической работы. Мы с вами законом "Об образовании..." и другими законами убрали медперсонал из школы, мы фактически убрали НВП, которая давала азы знаний и профилактики в этом вопросе. А что такое сериалы? В большей части сериалов вам покажут, как приготовить элементарный наркотик, как организовать сеть, как уколоться, как "отойти"... С моей точки зрения, мы законодательно должны ограничить и вот эту сферу, потому что без строгости в этом вопросе ничего не будет! Ну и конечно же, правильно Гарри Владимирович отвечал, но в законе, с моей точки зрения, достаточно мягкие меры, их необходимо ужесточить. В Китае расстрел за это дело - почему? Потому что китайцы 200 лет назад потеряли - вдумайтесь! - 145 миллионов человек в войне, которую известная британская компания... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. В нарковойне, да! Если вы этого не знали, я вам говорю, что британцы 145 миллионов китайцев извели коммерческим способом, понимаете?! (Шум в зале.) Мы поддержим этот закон, но вот я призываю два комитета всё-таки более активно работать над программой, утверждённой на заседании Госсовета в Иркутске. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Гарри Владимирович был прав в отношении глубины знаний! (Оживление в зале.) От фракции ЛДПР выступают три человека, но в рамках всё тех же семи минут. Начинает Сергей Владимирович Маринин. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Все мы прекрасно знаем, что спайсы - это наркотики. Спайс законодательно запрещён в России уже с 2010 года, но ни для кого не секрет, что спайсы по сей день можно купить на улицах городов или ещё проще - заказать через Интернет, где зачастую мошенники прячут их на сайтах под другим названием. И конечно, вы сами замечали на асфальте у метро ненавязчивые надписи типа "Соль для ванны" с номерами телефонов, о чём говорила Ирина Анатольевна, - таким способом ведётся продажа запрещённых курительных смесей. Напоминаю, что в сентябре в Кировской области наблюдался резкий всплеск отравлений курительными смесями. По разным данным, более 400 жителей Кирова отравились новым видом психоактивного вещества, пять человек погибли, неделей позже в Сургуте пострадали 100 человек, шесть человек от 18 до 35 лет скончались, летальный исход был зафиксирован и на территории Владимирской области - по всей стране люди умирают из-за страшного зелья! Хочу сказать, что ЛДПР всегда вела и ведёт активную работу по всей стране по предотвращению потребления и распространения спайсов среди молодёжи: мы проводим различные акции, депутаты на местном уровне разрабатывают подобные законодательные инициативы. ЛДПР неоднократно настаивала на полном запрете спайсов в России, но здесь главная проблема - это быстрая смена наркоторговцами формулы зелья, что позволяет им уйти от ответственности. Фракция ЛДПР всегда будет поддерживать все инициативы, направленные на противодействие обороту наркотиков! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Юрьевич Носов. Осталось пять минут двадцать секунд. НОСОВ Д. Ю. Коллеги, хочу вам сказать, что это один из самых важных законов, которые мы рассматриваем в последнее время. За год наркотики уносят более 30 тысяч молодых жизней, об этом все знают. Я хочу ввести новое определение термина: наркотики - это не только болезнь, наркотики - это оружие. Сейчас против нашей страны идёт война, развязанная США, - война информационная, война экономическая, война табачная, потому что 92 процента табачных корпораций принадлежат американцам и японцам, и война наркотическая, потому что спайс изобрели в Америке. Америка постоянно присутствует и развязывает войну там, где есть нефть и где есть наркотики, - все мы знаем про Вьетнам, все мы знаем про Афганистан, все мы знаем про базу в Киргизии. Кстати, в Афганистане производство героина достигло рекордных показателей за всю историю этой страны. Благодаря нашим действиям, Государственной Думы, уменьшается "крокодиловая" зависимость - количество потребляющих "крокодиловый" наркотик сократилось в сто раз, благодаря действиям ФСКН героиновый трафик сократился в десятки раз и сейчас героиновый наркоман - это исчезающий вид, но появляются новые наркотические вещества, и мы должны противостоять этому оружию, мы должны вовремя реагировать, и, как сказала госпожа Яровая, мы должны выиграть время, то есть мы должны спасать жизни наших детей. Именно поэтому этот законопроект очень важен, и фракция ЛДПР, как говорится, всеми руками и даже ногами за него! И более того, я хочу сказать, что мы настаиваем на том, чтобы он был рассмотрен во втором и третьем чтениях уже на следующей неделе. Моё общественное движение "Антидилер", которое борется с наркотиками, получает каждый день сотни обращений, и в основном они связаны со спайсами. Я вам приведу страшные факты: сейчас средний потребитель спайса - это ребёнок в возрасте 12-14 лет, основная часть распространителей наркотиков того же возраста, и мы каждый день отлавливаем таких ребят! Распространяется это всё в основном через Интернет, а ФСКН имеет, как правило, одного сотрудника на регион - что он может сделать? Да ничего! Я вам скажу даже ещё более страшную вещь: один из депутатов Государственной Думы, наш с вами коллега, потерял своего ребёнка (я не буду называть его фамилию, если надо, он сам скажет) - его дочь, покурив спайс, вышла из окна 10-го этажа. Эта зараза - она повсюду, поэтому этот закон действительно важен, необходим, и я и фракция ЛДПР призываем вас как можно быстрее принять этот закон! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. После этого эмоционального выступления сложно что-то добавить, тем более что все фракции едины в этом вопросе, но на что ещё я обратил бы внимание? Ну, прежде всего на цифры, которые были предоставлены Комитетом по безопасности и противодействию коррупции, вот только несколько цифр: с 26 по 30 сентября в учреждения Минздрава был доставлен 661 человек, отравившийся неизвестными веществами, из них 105 несовершеннолетних, 177 госпитализированы, 19 умерли. Это к вопросу о том, насколько своевременно, оперативно, даже с опережением должны приниматься нами законы; в принципе эта работа ведётся. 1 декабря прошли замечательные парламентские слушания, на них прозвучали чудовищные цифры, характеризующие масштаб проблемы: оборот денежных средств в этой сфере составляет 2 триллиона рублей, ежегодно погибает 100 тысяч человек в возрасте 15 до 35 лет, 80 процентов уличных преступлений совершается под воздействием наркотических средств, около 4 миллионов вовлечены в наркоманию. Я хотел бы сказать ещё об одной стороне проблемы - это СМИ и наркотики и всё, что с этим связано: нужно как можно скорее принимать закон об ужесточении наказания за пропаганду! И не нужно называть наркотики популярными словами; ведь специально клеят такие ярлыки, чтобы это становилось популярным - сегодня в этом зале слово "спайс" прозвучало больше ста раз, я посчитал, - нужно говорить о том, чем это является, и называть теми словами, которые всем понятны: это курительная смерть, и это гадость, потому что эта синтетика очень часто убивает с первого раза. Нам нужно очень внимательно следить за тем, что звучит с экранов телеэкранов! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вы знаете, что касается работы парламента, очень важно, чтобы те, кто действительно желает участвовать в этой работе, говорили об этом не только в день рассмотрения закона. 1 декабря у нас проходили парламентские слушания, в которых участвовало руководство ФСКН России, секретарь Госсовета, и мы там вместе с представителями общественных организаций обсуждали вопросы совместного противодействия распространению наркотиков в России. Вы знаете, когда походя даётся оценка сложнейшей работе, которая проводится правоохранителями по изъятию наркотиков, это, на мой взгляд, непрофессионально и безответственно! Я вам приведу цифры: за этот период ликвидировано 50 тысяч наркопритонов, изъято 26 тонн опиатов, 11,5 тонн афганского героина, ликвидирован картель по производству составляющих амфетамина (20 тонн), 1 миллион 200 человек привлечены к уголовной и административной ответственности - это реальные результаты работы! Но мы с вами понимаем, что мы имеем дело с международной организованной преступностью. Вот здесь упоминался Афганистан - да, коллеги, за время присутствия США в Афганистане объём производства наркотиков вырос в 40 раз, фактически сейчас именно в Афганистане ежегодно производится 150 миллиардов разовых доз, которые поставляются по всему миру. Вы задумайтесь над цифрами! Да, это действительно оружие массового поражения, и это колоссальные деньги, которые подпитывают и терроризм, и другую организованную преступность, поэтому наша задача, задача государства и общества - вырабатывать современные формы противодействия, коллективного противодействия. Те меры, которые сегодня предлагает президент, действительно дают правоохранителям преимущество во времени, это как раз тот случай, когда промедление смерти подобно, и мы это время выиграем. Но совершенно очевидно и другое - сегодня необходимы комплексные меры противодействия распространению наркотиков, и такие меры мы обсуждали 1 декабря и будем предлагать их и Президенту Российской Федерации, и правительству. Вы знаете, что нами разработаны и находятся на рассмотрении в парламенте, кстати говоря, законы о наркотестировании для представителей тех профессий, которые связаны с особым риском для жизни людей, с правом на ношение и использование оружия. Кроме того, коллеги, нами разработан закон об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков: мы же прекрасно понимаем, что административная ответственность за пропаганду наркотиков не решает проблему, не даёт практически вообще ничего, потому что невозможно проводить оперативные мероприятия по установлению источника распространения информации. Более того, фактически сбыт наркотиков сегодня осуществляется бесконтактным путём, теперь уже нет необходимости встречаться наркоторговцу с покупателем, а современные средства коммуникации фактически позволяют тем, кто находится за границей, реализовывать здесь, на территории нашей страны, наркотики и организовывать всю цепочку сбыта. Здесь назывались разные цифры теневого денежного оборота, но посчитайте сами, коллеги: наркопотребителей 8 миллионов, и одному наркопотребителю нужно 90-100 тысяч рублей в месяц для удовлетворения своих потребностей - получается сумма в 4,5 триллиона рублей в год, это деньги, сопоставимые с цифрами по очень многим статьям бюджетирования, которые мы здесь обсуждаем, причём по очень важным статьям. И эти 4,5 триллиона - это те деньги, которые подпитывают криминальную сферу, это деньги, которые выводятся из реального сектора экономики и которые являются средством убийства молодого поколения! Мы считаем, что необходимо расширить требования по оценке эффективности работы губернаторов. Сегодня есть критерий смертности в регионе, но мы знаем, что от наркотиков погибают ребята в возрасте 14-34 лет - вот возрастной диапазон, в котором действует смертельное оружие, поэтому мы полагаем, что было бы правильно ввести дополнительный критерий оценки смертности в регионе, чтобы понимать, каковы результаты профилактической работы, которая проводится, какие условия созданы для работы с молодёжью. Кроме того, общество должно понять: невозможно находиться в стороне от наркопотребителя! Это большая иллюзия, большое заблуждение - считать, что, если вам известно, что кто-то потребляет наркотики, вас это не касается: наркопотребитель рано или поздно становится преступником, потому что ему нужна вожделенная доза, и он уже не останавливается ни перед чем. Кстати говоря, такие массово распространённые преступления, как кражи, грабежи, совершают именно эти люди: нуждаясь в очередной дозе, они совершают эти корыстные, дерзкие преступления. Кроме того, мы понимаем, что наркопотребители есть среди водителей, среди участников общественных процессов, но когда, в какой момент человек станет асоциальным и будет готов совершить преступление, никто предсказать не может, поэтому наша задача - смотреть на эту проблему более глубоко. И конечно, вопросы воспитания тоже важны. Мы очень часто обращаемся к этой теме, вот буквально вчера на площадке Патриотической платформы "ЕДИНОЙ РОССИИ" мы рассматривали проект стратегии воспитания, который разработан министерством образования, кстати на государственные деньги (правда, ещё не все деньги успели потратить), и, когда мы посмотрели этот документ, оказалось, что речь идёт о воспитании эгоистичной личности, которая противопоставляет свои интересы интересам общества, там написаны вещи, потенциально опасные с точки зрения здравого смысла и интересов многонационального государства! Мы полагаем, что такого рода документы должны иметь общенациональный характер, должны обсуждаться на другом уровне, а не создаваться по принципу, что какое-то одно унитарное предприятие за государственные деньги готово написать любую программу - и по проблеме наркотиков, и по проблеме безопасности дорожного движения, и по проблемам образования, и какую угодно ещё. Мы полагаем, что в этих вопросах и правительству, и нам нужно быть максимально ответственными - документы не должны появляться ради самих себя! То, что сегодня Президентом Российской Федерации даны конкретные поручения, в том числе правительству, по антинаркотической политике, наверное, должно подталкивать нас к тому, чтобы законопроекты, которые мы разрабатываем и которые дают реальные инструменты противодействия этому страшному явлению, принимались как можно быстрее, потому что у нас есть достаточно большое количество тех, кто либерально взирает на проблему пропаганды наркотиков и полагает, что это, возможно, чрезмерно, - не может быть чрезмерной защита жизней молодого поколения! Мы можем проводить демографическую политику очень успешно, но если одновременно будет реализовываться опасная политика, направленная на уничтожение молодого поколения уже в том возрасте, который сам по себе является очень социально значимым и продуктивным, - конечно, это не состязательный процесс, это путь в никуда, поэтому мы поддерживаем Президента Российской Федерации. Мы считаем политику президента единственно верной и полагаем, что все фракции вместе с фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" должны быть, как никогда, консолидированы в решении этого вопроса. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Гарри Владимирович! Сегодня действительно тот день, когда много раз звучавшее и в этом зале, с этой трибуны, и на "круглых столах", и на других встречах буквально требование принять вот такой закон реализуется в Государственной Думе. Конечно, этому надо радоваться, но как-то, знаете, Гарри Владимирович, если об этом три года, на моей памяти точно, говорят со всех трибун, в том числе с этой трибуны, и стучат кулаками, наверное, это неправильно - ждать, когда президент своим законопроектом наконец спасёт наших детей. Я считаю, что Ирина Анатольевна многое пытается сделать и в этой плоскости, но согласитесь, и коррупция, и другие страшные угрозы безопасности нашей родины... Наркотики являются, так сказать, тихой, необъявленной войной, но дело в том, что наркомафия по своему бюджету сегодня уже превзошла Министерство обороны. Вдумайтесь, коллеги: идёт война на уничтожение, страшная, безнаказанная, практически безответная - то, что изымается, как сказала Ирина Анатольевна, это всего 10 процентов, 10 процентов изымается! А сколько наркодилеров наказывают? Сколько из них лишается имущества - замков, счетов, ценностей? Да нисколько! Вот я с этой трибуны уже говорил, а вы меня не слушаете и не услышали, что нужно срочно вводить конфискацию имущества для этих торговцев смертью! Что вы молчите - ждёте, пока опять президент вам об этом скажет?! Конечно, без этого не победить эту мафию, если у неё бюджет больше, чем бюджет Министерства обороны! Ну посадили на десять-двадцать лет лидера, но бизнес остался - с чем боремся?! Конечно, без реабилитационных центров дальше нам не обойтись. Да, будем бороться с наркомафией, но посмотрите, у нас уже миллионы - 8 миллионов - больных, смертельно больных людей в России, и почти каждый из них преступник, потому что если он употребляет, значит, для того чтобы найти деньги на дозу, он совершает грабежи, кражи и так далее, и, конечно, если человек распространяет, он преступник, но мы как-то спокойно смотрим на эту ситуацию. Даже программа по созданию лечебно-трудовых, профилактических, реабилитационных центров есть, представлена, но мы говорим, что денег на неё нет. В бюджете мы этих денег не нашли - это значит что? Мы соглашаемся с тем, что эти 8 миллионов будут совершать преступления на территории России каждый день, и опять молчим! Надо найти эти деньги, в том числе и через институт конфискации, который предлагается мною, законопроекты уже внесены - и мною, и коллегой Носовым, и коллегой Шлегелем, - они лежат. Но, Ирина Анатольевна, желательно, чтобы не три года лежали эти законопроекты, рассмотрите их быстрее, пожалуйста! Вы сказали, что надо выступать, но на слушаниях, на которые я специально приехал из Петербурга 1-го числа, до меня очередь не дошла, не предоставили мне слово, для того чтобы сказать об этих инициативах ещё раз, но я, конечно, имею возможность, слава богу, здесь выйти на трибуну и предложить это. И вот что ещё хотелось бы спросить: ответственность за преступления, совершённые до принятия этого закона, который, конечно же, будет поддержан... у нас же есть в Уголовном кодексе статья 238 "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции... не отвечающих требованиям безопасности" - знаете, какая там ответственность? До десяти лет! Ну скажите мне, почему за эти годы распространителей спайсов не привлекали по этой статье? Кто мешал нашей доблестной полиции заводить уголовные дела и сдавать их в Следственный комитет?! Никого не привлекли! Поэтому, даже несмотря на то, что ФСКН подключится, когда мы примем этот закон, где гарантия, что все эти распространители спайсов теперь вот по этому закону обязательно будут пойманы и сядут? Абсолютно не секрет, что без молчаливого, а то и сознательного покровительства со стороны людей в погонах наркомафия не смогла бы распространить свою сеть на всю Россию! Есть законопроект, который мы предлагаем, и мы опять-таки просим, чтобы его рассмотрели или хотя бы услышали нас в администрации президента, а может быть, услышит и сам президент: нужна жесточайшая ответственность для этих оборотней в погонах, которые приходят якобы бороться вот с этой смертельной опасностью, а на самом деле извлекают прибыль, выгоду, подвержены коррупции... Это даже не коррупция - это госизмена, поэтому для них должна быть ответственность не как для обычных наркодилеров! Сегодня люди в погонах, которые это крышуют, грубо говоря, несут такую же ответственность, как наркодилеры, а для них ответственность должна быть в разы больше, и обязательно с конфискацией имущества - ещё раз об этом говорю и прошу вас услышать! Вот эти оборотни, и наркодилеры, и коррупционеры, и казнокрады - неважно, из какого бюджета они воруют деньги, из оборонного или из гражданского, - должны привлекаться к жесточайшей ответственности с конфискацией имущества, и не только они - всё их ближайшее окружение тоже, если не докажут законность происхождения нажитых ценностей. Коллеги, без рассечения тела этой гидры мы не справимся с этой страшной опасностью! Ну и конечно, сегодня обсуждается реформа здравоохранения в Москве - посмотрите, больницы, поликлиники пускают, что называется, под нож! Ну зачем переучивать врачей на другие профессии?! Я обратился к мэру Собянину: давайте эти клиники как раз преобразуем в реабилитационные центры для наркоманов, это нужно сделать, потому что другое более опасное зло, в том числе и для москвичей, конечно, трудно представить, - ответа нет. Гарри Владимирович, я вас тоже прошу, рассмотрите, может быть, и вы это обращение, ускорьте его рассмотрение в правительстве Москвы! Я уверен, что только общими усилиями, введя обязательную персональную ответственность губернаторов, можно бороться с этим злом! Приведу пример: в Чечне Рамзан Кадыров и без этого закона, и без других законов справился с распространителями спайсов, там и в помине нет этой проблемы! Пусть другие губернаторы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Выступили представители всех фракций. Достаточно? Выносим законопроект на "час голосования".
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 40 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.