Заседание № 228
18.07.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 638854-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5450 по 5758 из 6353
Пункт 53, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней." Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, а также поручения, даже двух поручений межведомственной рабочей группы по борьбе с незаконными финансовыми операциями и направлен на пресечение незаконной деятельности в сфере драгоценных камней и драгоценных металлов. В настоящее время штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях в данной области, являются, с нашей точки зрения, а также в соответствии с поручением президента неадекватными и составляют для граждан от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, для юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. В соответствии с информацией, получаемой нами от правоохранительных органов, данные штрафы не являются существенными для людей, осуществляющих незаконные операции с драгкамнями и драгметаллами, и не останавливают злоумышленников от незаконной деятельности. В связи с этим предлагается ввести более жёсткие штрафы. В частности, предлагается установить максимальный размер штрафа для граждан - 180 тысяч рублей, для должностных лиц - 230 тысяч рублей, для юридических лиц - 280 тысяч рублей; в случае если произведены незаконный аффинаж и своевольная добыча драгкамней и драгметаллов, что является наиболее тяжёлым с точки зрения общественной опасности преступлением в этой области в связи с размерами потенциального ущерба, а также с последствиями для окружающей среды, предлагается ввести кратность по отношению к предмету правонарушения, возможность конфискации орудия правонарушения, а также введение ответственности за правонарушения по всей цепочке, включая добычу, транспортировку и реализацию. Надеемся, что данный законопроект позволит исполнить поручение президента, который потребовал навести порядок в данной области. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный законопроект, направленный на установление повышенной ответственности за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, учёта, хранения драгоценных камней и драгоценных металлов. В целом комитет концептуально поддержал законопроект, направленный на усиление ответственности, но в то же время выразил ряд замечаний, которые я хотел бы озвучить. В первую очередь это то, что законопроектом предлагается многократное увеличение установленных размеров административных штрафов, порой в 20 раз: для граждан он устанавливается до 170 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - до 1 миллиона рублей, для юридических лиц - до 1,5 миллиона рублей. При этом каких-либо статистических данных, указывающих на неэффективность и недостаточность существующих мер административной ответственности, подтверждающих значимость и масштабность проблемы, на решение которой направлено столь значительное усиление штрафов, не указано. Кроме того, предлагаемые размеры административных штрафов не соответствуют степени общественной опасности совершаемых деяний. Например, в случае принятия предложенных изменений одинаковая ответственность будет наступать как за нарушение правил извлечения, производства либо использования драгоценных металлов или драгоценных камней, так и за нарушение правил учёта и хранения указанных ресурсов. При этом санкция устанавливается общая, как я уже говорил, предельно жёсткая. Помимо этого равная степень административной ответственности устанавливается как для мелких предпринимателей, так и для крупных промышленных предприятий, при этом не учитывается, что мелкие и средние субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней могут совершать незначительные по своему содержанию административные правонарушения. Полагаем, что регуляторы воздействия должны быть всё-таки дифференцированы в зависимости от степени общественной опасности совершённого правонарушения, а также субъектного состава административной ответственности. Таким образом, вот эти предложения, конечно, требуют дополнительного обсуждения. Кроме того, данным законопроектом не предусматривается внесения корреспондирующих изменений в часть 1 статьи 3.5 кодекса в части предложения авторов об установлении размера штрафа для индивидуальных предпринимателей в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Также в пояснительной записке не приводится мотивировка исключения такого субъекта административной ответственности, как должностное лицо организации, совершающей операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, а также добавления такого субъекта, как индивидуальный предприниматель. Полагаем, что это положение законопроекта тоже требует дополнительного обсуждения и уточнения. Также нуждаются в уточнении и конкретизации формулировки и терминология, применяемые в законодательных актах и имеющие существенное значение при квалификации противоправных действий. Так, из законопроекта не ясно, о каких правилах извлечения и производства идёт речь в проектируемой статье, поскольку Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" таких самостоятельных понятий не содержит. Представляется, что в целях исключения произвольного и неоднозначного толкования правовой нормы особое внимание следует уделить терминологии части 1 проектной статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях. Также в тексте законопроекта употребляется понятие - осуществление деятельности по очистке извлечённых драгоценных металлов и драгоценных камней от примесей и сопутствующих химических элементов. При этом не учитывается, что федеральным законом определён аффинаж драгоценных металлов, таким образом, термин "аффинаж" не согласуется с формулировкой диспозиции проектируемой части 2 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях. Полагаем, что в целях исключения широкого применения проектируемой нормы об осуществлении деятельности по очистке извлечённых драгоценных металлов и драгоценных камней от примесей и сопутствующих химических элементов необходимо дополнить её конкретным термином "аффинаж". Как уже говорил, комитет в целом поддержал концепцию данного законопроекта, но в то же время хотел бы сказать, что в результате обсуждения представленной редакции законодательной инициативы всё-таки мы сочли, что основной акцент нужно сделать на разделении составов правонарушений по категориям, исходя из степени их общественной опасности, тяжести и размера ущерба, установив различающиеся размеры штрафных санкций, учитывая при этом степень административной ответственности при совершении малозначительных правонарушений. Таким образом, Комитет по государственному строительству и законодательству в целом поддерживает законопроект и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Алексей Владимирович, в последнее время мы достаточно часто усиливаем в том числе административную ответственность за те или иные правонарушения. Знаете, иногда складывается впечатление, что единственным лекарством от этого зла является усиление карательной политики государства, но, как показывают сухие цифры, ситуация в этой сфере не всегда и не особо меняется. Скажите, проведён ли вами анализ на этот счёт и на какие результаты вы ориентированы в случае принятия данного проекта федерального закона и его реализации? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Анатолий Борисович, ну, во-первых, я позволю себе отметить, что в настоящий момент я являюсь официальным представителем по двум законопроектам - о внесении изменений в КоАП, вот по этому, и по законопроекту, касающемуся валютного контроля. В части валютного контроля правительством предлагается радикальное снижение размеров штрафов и других наказаний, поэтому я всё-таки не согласился бы с тем, что мы, как правило, всегда предлагаем ужесточение. Мы всё-таки занимаем... ну, во всяком случае в той части, в которой я работаю, сбалансированную позицию. Что касается конкретно этой ситуации. Как я уже сказал, эта ситуация дважды обсуждалась на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, и на заседании этой группы нам дважды было указано на то, что размеры штрафов совершенно не соответствуют тому, что реально происходит. Вы знаете, эта группа заседает под председательством руководителя администрации президента, там участвуют практически все, кто имеет отношение к борьбе с незаконной деятельностью в любых форматах. Штрафы, о которых идёт речь, не индексировались с 2004 года, и, конечно, их размеры совершенно не соответствуют стоимости... Понимаете, условно говоря, алмаз, который может быть размером с кубик для игры, может стоить 10 миллионов долларов, и человек, конечно, может на каждой остановке платить штраф 5 тысяч рублей и идти дальше с ним. То есть это совершенно бессмысленно, и мы считаем, что, конечно, здесь, вот именно в этой сфере требуется ужесточение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Алексей Владимирович, вы вносите достаточно серьёзные изменения и кратно повышаете штрафы - это первый момент, который обращает на себя внимание. Второй момент - позиция комитета: вот комитет по всем позициям, по всем направлениям имеет, скажем так, свою точку зрения, пусть и не совсем альтернативную. Вообще, в связи с тем что есть поручение президента, насколько я понимаю, ситуация там довольно критическая, и по оценкам, которыми я, например, владею, это сотни миллиардов рублей теневого оборота. Вот для того, чтобы мы поняли жёсткость вашего предложения, оцените эту теневую как бы составляющую, но экспертно, может быть, неофициально, не как представитель правительства. И второй момент. Это единственное, что вы предлагаете, либо это всё-таки какое-то системное решение, которое закладывает сегодня правительство для решения этой серьёзнейшей проблемы? Всё-таки мы надеемся, что не одними только штрафами мы будем из тени этот бизнес выводить. МОИСЕЕВ А. В. Сергей Михайлович, спасибо большое за вопрос. Ну, начну с конца - это действительно является комплексным решением. У нас сейчас на разных стадиях подготовки находятся три законопроекта: это данный законопроект; законопроект, который рассмотрен в первом чтении, о введении лицензирования по наиболее общественно опасным видам деятельности в этой области, который, я надеюсь, скоро будет подготовлен ко второму чтению; а также в настоящий момент внесён в правительство, но ещё не внесён в Государственную Думу законопроект, который вводит электронную систему, по сути, систему электронного пробирного клейма. Это современная система, которая позволит проследить оборот всех изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов, начиная, если это камни, от месторождения или в момент импорта, если проходит через таможню, либо, если это слиток, от аффинажного завода, и дальнейшее его прохождение по всем этапам переработки и обратно, если будет повторный аффинаж и так далее. Это, собственно говоря, подводит меня к ответу на первую часть вашего вопроса. Мы, например, сейчас не знаем, откуда в нашей стране берётся примерно 50 тонн золота каждый год, то есть у нас есть официальный оборот порядка 5 тонн, а 50 тонн - по оценкам розничной торговли. Мы понимаем, что это находится в обороте розничной торговли, а откуда они берутся, мы не понимаем, потому что это золото, которое не было ввезено официально, которое не было официально выпущено аффинажным заводом для внутреннего потребления. Ну откуда вот оно взялось? Ну понятно откуда, но официальная статистика никак это не показывает. Другой пример вам приведу, ну вот чтобы, может, даже посмеяться. У нас согласно официальным данным потребление бриллиантов в стране всего на 200 миллионов рублей. В принципе 200 миллионов рублей для бриллиантов - это несколько хороших камешков, по большому счёту. Но разве кто-нибудь поверит, что вот это всё, что продают в течение года в нашей стране? В это невозможно поверить. То есть, понимаете, к сожалению, там сплошная непрозрачность, в этой отрасли. Кстати, я забыл упомянуть ещё четвёртый законопроект в этой связи. Это законопроект, который Государственная Дума уже поддержала, - поправки в закон № 294-ФЗ по поводу запрета проверок малого бизнеса. Сейчас законопроект уже принят, это уже закон, по которому Пробирная палата получит право проверять в том числе и малый бизнес, потому что в ювелирной отрасли практически все производители и участники - это малый бизнес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАРДАНШИН Р. М. Я тоже пару слов хотел добавить о том, что на самом деле, когда законопроект поступил в комитет, конечно, мы видели вот эту несоразмерность при увеличении штрафов. На это обратило внимание, конечно, и профессиональное сообщество, в том числе и ассоциация "Гильдия ювелиров России". Этот законопроект мы дважды рассматривали в комитете, обсуждали этот законопроект и в Торгово-промышленной палате, и отдельно в рабочей группе при комитете, и в целом мы пришли к пониманию, в том числе со стороны правительства получили заверения, и Алексей Владимирович с этим согласился, то есть у нас уже есть понимание того, какие поправки мы туда внесём во втором чтении, для того чтобы всё-таки провести вот эту дифференциацию штрафов, чтобы разделить крупный и малый бизнес, легальный и нелегальный бизнес, чтобы наказание соответствовало нарушению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. К докладчикам вопрос. Скажите, пожалуйста, вот что касается ущерба, который наносят эти копатели при добыче алмазов, золота, янтаря даже, - вы представляете, сколько сотен тысяч тонн перемалывается, уничтожается лес, природа! За чей счёт работы по восстановлению должны производиться? Моё понимание - за счёт этих копателей. Почему в законе нет такого требования - как раз полным рублём профинансировать, а может быть, правильнее - через принудительные работы, чтобы они лично это всё восстановили? Вот это будет серьёзное наказание, а не то, что предлагается там для добытчиков алмазов и золота: от 100 рублей до 2 тысяч рублей. И почему нет такой меры, как ликвидация предприятий, хотя бы приостановление их деятельности на 90 суток? МОИСЕЕВ А. В. Позвольте, я начну. Во-первых, прошу прощения, хотел бы закончить ответ на предыдущий вопрос. Вот совершенно правильно Рафаэль Мирхатимович сказал: у нас действительно... мы благодарны комитету за активную работу по данному законопроекту, и мы в целом согласны с предложением комитета и будем готовы ко второму чтению всё это, безусловно, учитывать. Отвечу на ваш вопрос, Олег Анатольевич. Смотрите, вот этот законопроект надо рассматривать в комплексе с законопроектом о лицензировании, о котором я уже сегодня сказал: в соответствии с тем законопроектом о лицензировании за деятельность по незаконной добыче, то есть если эта деятельность будет осуществляться без лицензии или с нарушением лицензионного требования, уже будет следовать уголовное наказание за незаконную предпринимательскую деятельность, потому что в силу общей нормы, если деятельность требует лицензии и этой лицензии нет или её требования нарушаются, там уже уголовная ответственность возникает. Это первое. Второе. У нас всё-таки именно конкретно в части добычи вводятся более высокие... Как вы правильно сказали, это более общественно опасная деятельность, и поэтому более высокие наказания, они кратны объёму. То есть конфисковывается предмет нарушения, то, что они добыли, плюс кратные штрафы с изъятием всех инструментов - экскаваторов, драг или что там у них есть. То есть значительно более жёсткие наказания предусматриваются, чем несколько сотен тысяч рублей, как вы сказали, что потом позволит государству в конечном итоге профинансировать рекультивацию этих земель. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 14 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.