Заседание № 233
18.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 638815-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части формирования единого подхода к истолкованию понятия "руководитель организации", а также недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации; внесён Правительством Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1424 по 1664 из 5450
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра труда и социальной защиты Дмитрий Николаевич Платыгин. ПЛАТЫГИН Д. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я предлагаю вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", он разработан во исполнение постановления Конституционного Суда от декабря 2023 года по делу о проверке конституционности положений Трудового кодекса, в соответствии с которыми с руководителями организаций, их заместителями, главным бухгалтером возможно заключение срочного трудового договора независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Конституционным Судом было отмечено, что нормы Трудового кодекса не конкретизируют понятие "руководитель организации", притом что в ТК также используются и понятия "руководитель организации", "руководитель структурного подразделения", "руководитель обособленного структурного подразделения организации". В связи с этим на практике в ряде случаев возникают злоупотребления, и с руководителями структурных подразделений заключаются срочные трудовые договоры по основаниям, которые предусмотрены как раз частью второй 59-й статьи. Кроме того, при рассмотрении трудовых споров о восстановлении на работе руководителей структурных подразделений суды принимают противоположные решения - как о допустимости заключения срочного трудового договора с руководителями структурных подразделений, так и о невозможности. При этом Конституционным Судом отмечено, что не допускается заключение срочного трудового договора по основаниям, которые предусмотрены абзацем восьмым части второй статьи 59 Трудового кодекса, с работником, который замещает должность руководителя структурного подразделения организации. В связи с этим законопроект направлен на устранение неоднозначности толкования указанной нормы в целях недопущения заключения срочного трудового договора с работником, который замещает должность руководителя структурного подразделения организации. Законопроектом также предусмотрено, что в случае если на момент вступления в силу федерального закона с работником, который замещает должность руководителя структурного подразделения организации, заключён срочный трудовой договор по основаниям, которые предусмотрены абзацем восьмым части второй статьи 59 Трудового кодекса, то такой трудовой договор признаётся бессрочным. Если есть иные основания, то трудовые договоры должны быть приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. Законопроект поддержан Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич. Присаживайтесь. С содокладом выступит Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации в целях устранения сложившейся правовой неопределённости в понимании содержания термина "руководитель организации" и недопущения заключения срочных трудовых договоров с работниками, занимающими должность руководителя структурного подразделения организации. Подробное изложение содержания законопроекта Дмитрием Николаевичем Платыгиным избавляет меня от необходимости подробного рассказа на эту тему. Ограничусь только тем, что законопроектом предлагается внести изменения в абзац восьмой части второй статьи 59 Трудового кодекса, уточнив определение понятия "руководитель организации". Также законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 73, 81 и 275 Трудового кодекса. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Федерации может быть представлен следующим образом: семь субъектов поддерживают законопроект, мнение остальных считается невыраженным. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении отмечает, что концептуальных замечаний правового характера на проект федерального закона не имеется. Сторона Российской трёхсторонней комиссии, представляющая профсоюзы, своё мнение не представила. Работодатели поддерживают законопроект с определёнными замечаниями. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые Дмитрий Николаевич и Михаил Васильевич! Мне показалось, что есть какое-то несоответствие в ваших докладах, потому что представитель правительства сказал о том, что мнение было положительное со стороны профсоюзов, а в вашем докладе прозвучало, что мнение профсоюзов не представлено. Всё-таки какова позиция профсоюзов по данному важному законопроекту? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ТАРАСЕНКО М. В. Дело в том, что действительно, Дмитрий Николаевич сказал правильно, трёхсторонняя комиссия, то есть сторона правительства и сторона работодателей, поддержала данный законопроект, это уже считается позицией. А профсоюзы в своё время, в январе, поддержали законопроект депутата Нилова, который через 20 дней после решения Конституционного Суда выступил с законодательной инициативой. Политически профсоюзы её поддержали, однако при рассмотрении и сравнении законопроектов стало ясно, что в том законопроекте есть недостатки, но профсоюзы просто посчитали бестактным менять свою позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Дмитрий Николаевич, вопрос уточняющий. Законопроект широко обсуждается экспертным сообществом, в основном поддерживается, но некоторые эксперты выражают озабоченность, что поправки не до конца устраняют неопределённость, а именно: мы проводим разграничение между руководителями организаций и обособленных структурных подразделений, однако имеются также, например, должности руководителей отделов, которые не обладают обособленностью. Вот как вы считаете, есть ли необходимость устранения ко второму чтению и этой потенциальной неопределённости? Как вы относитесь к данному предложению? ПЛАТЫГИН Д. Н. Уважаемая Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Законопроект действительно разграничивает статусы руководителя организации (в единственном числе), его заместителей и главного бухгалтера и руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений. Законопроект как раз направлен на создание правовой определённости, имеется в виду невозможность заключения срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организации. Руководитель отдела, руководитель управления, департамента, любого другого структурного подразделения организации - это главы соответствующих структурных единиц, и с ними будет невозможно заключить срочный трудовой договор. В этом смысле, мы считаем, законопроектом урегулирован этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Николаевич, устраняя правовую неопределённость термина "руководитель организации", вы также предлагаете внести изменения в ряд норм кодекса. Только здесь, на мой взгляд, риск в том, что они могут повлечь за собой некоторую правовую неопределённость, к примеру пункт 9 части первой статьи 81, который не несёт изменения общего смысла нормы: трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае "принятия необоснованного решения руководителем организации..." - и далее по тексту. Скажите, насколько целесообразны предлагаемые изменения в статьи 73 и 81 Трудового кодекса? И если они крайне важны, то, может быть, их нужно будет точечно доработать при подготовке проекта федерального закона ко второму чтению (в случае, конечно же, его принятия в первом)? ПЛАТЫГИН Д. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Анатолий Борисович. Изменения, которые вносятся в статьи 73 и 81 Трудового кодекса, направлены на то, чтобы разграничить статусы руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера и руководителей филиалов, представительств, заместителей руководителей филиалов, представительств и главных бухгалтеров. Но, с нашей точки зрения, текущая редакция, когда руководители филиалов и представительств идут в скобках, поименованы после руководителей организации, как раз создаёт неопределённость: а относятся ли к этой категории заместители руководителей филиалов и представительств и главные бухгалтеры филиалов и представительств? В этом смысле, мы считаем, изменения, которые предлагаются в статьи 73 и 81, как раз будут более определённо говорить о том, в отношении кого в рамках предметов этих статей, то есть перевода и расторжения трудового договора, возможны перевод или расторжение трудового договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилипенко Ольга Васильевна. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Николаевич, законопроект, несомненно, важный, но не могли бы вы пояснить, как он будет работать в отношении руководителей организаций, где должность руководителя выборная, например в отношении ректоров вузов? С заместителями заключается договор на срок действия полномочий ректора, но главный бухгалтер работает в течение неопределённого срока. Как будет в этом направлении действовать закон? ПЛАТЫГИН Д. Н. Спасибо за вопрос, Ольга Васильевна. Действительно, есть случаи, когда законодательно установлена необходимость заключения срочного трудового договора с руководителем организации, заместителями руководителя организации, и такие случаи законодательно урегулированы. В случае если это конкурсная, выборная должность, возможно заключение срочного трудового договора. И я обращу внимание, что часть вторая статьи 59 устанавливает возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, в том числе с заместителями руководителя организации. И в этом смысле, если учредительными документами или организационными документами установлена такая возможность, есть право выбора, срочный или бессрочный трудовой договор заключать с заместителем руководителя организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Дмитрий Николаевич, в части второй статьи 1 законопроекта говорится о руководителе иного обособленного структурного подразделения организации. Планируется ли уточнить в дальнейшем законом или подзаконными актами этот термин, чтобы исключить двойное толкование? ПЛАТЫГИН Д. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Юрьевич. В Гражданском кодексе определены в качестве обособленных структурных подразделений только филиалы и представительства. Собственно, обособленное структурное подразделение как понятие определено в Налоговом кодексе, ну, ровно в таком виде оно определено. Мы полагаем, что этого достаточно. Здесь могут быть разнообразные бизнес-ситуации, и ссылки на то понятие, которое есть в Налоговом кодексе, с нашей точки зрения, достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 37 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.