Заседание № 226

10.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 638782-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о приведении положений Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в соответствие с нормами Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2582 по 3378 из 7652
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую           
Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в      
Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства          
статс-секретаря - замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В преддверии     
дискуссии, которая сейчас развернётся, потому что тема, понятно, всех           
интересует, хочу сказать, что законопроект, который я представляю, является     
законопроектом-спутником. И прежде всего его целью является приведение в        
соответствие с нормами Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ "О   
гражданстве Российской Федерации" положений федеральных законов "О порядке      
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа   
1996 года и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"   
от 25 июля 2002 года. Ну, мы за это время много всяких изменений приняли,       
теперь нужно как-то всё это увязать в одно целое.                               
                                                                                
В частности, из статьи 25 федерального закона № 114-ФЗ исключается норма о      
признании иностранного гражданина носителем русского языка в качестве           
основания для выдачи ему визы, разрешения на временное проживание и вида на     
жительство в связи с её исключением в новом законе "О гражданстве...", законе   
№ 138-ФЗ. Корреспондирующее изменение вносится и в 115-й федеральный закон.     
Разумеется, сразу же хочу сказать, что все иные требования к иностранным        
гражданам в части владения ими русским языком в обоих законах сохраняются.      
Ну, об этом закон уже принят вами.                                              
                                                                                
В федеральный закон № 115-ФЗ вносятся также изменения, направленные на          
установление упрощённого порядка выдачи вида на жительство без получения        
разрешения на временное проживание лицам, имеющим родственников по прямой       
восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к           
Российской империи или СССР в пределах государственной границы Российской       
Федерации. Ну, помните, сколько мы здесь на эту тему ломали копий и говорили,   
что это надо сделать? Вот мы это делаем.                                        
                                                                                
Далее, увеличение срока непрерывного осуществления трудовой деятельности        
иностранными квалифицированными специалистами по определённым профессиям,       
специальностям и должностям с шести месяцев до одного года. Ну, если            
специалист нужен, пусть он год здесь находится, тем более что это               
одновременно открывает ему возможность для получения вида на жительство по      
упрощённому порядку. Не всем, а только очень важным специалистам.               
                                                                                
Далее, установление особого правового режима пребывания на территории           
Российской Федерации лиц, гражданство которых прекращено. Вот эта часть         
связана с требованиями об ужесточении миграционного законодательства.           
Предлагается установить различные сроки возможного пребывания таких лиц на      
территории Российской Федерации в зависимости от основания прекращения у них    
гражданства. Так, лица, прекратившие гражданство Российской Федерации по        
собственному волеизъявлению, получат право временно пребывать на территории     
страны в течение 90 календарных дней со дня их уведомления органами             
внутренних дел о принятом решении о прекращении у них гражданства, за           
исключением случаев продления этого срока в установленном порядке, но не        
более 120 дней. Будет также учитываться наличие у бывшего гражданина            
временных ограничений на выезд с территории Российской Федерации. Допустим,     
он сам вышел из гражданства Российской Федерации, хочет уехать, а у него есть   
режим секретности и так далее, и так далее, и так далее. Вот когда закончится   
- тогда поедет, а так, пожалуйста, живи без гражданства, но не более вот этих   
120 дней. Хотя и срок тоже будет учитываться, могут и увеличить.                
                                                                                
Если гражданство прекращается в связи с установлением факта представления при   
процедуре получения гражданства поддельных, подложных или недействительных      
документов либо сообщения заведомо ложных сведений, на основании которых        
принималось решение о приёме в гражданство, лицо сможет пребывать на            
территории России в течение 15 календарных дней с момента его уведомления о     
прекращении гражданства, но не более 30 календарных дней со дня направления     
ему уведомления, за исключением отдельных случаев, когда его личность           
подвергается проверке, либо необходимо документирование временным               
удостоверением личности лица без гражданства, либо у лица имеются ограничения   
на выезд из Российской Федерации. Устанавливаются сроки выезда таких лиц, в     
том числе лиц с неурегулированным правовым статусом, и их обязанность выехать   
из Российской Федерации после вступления в силу представленного закона в        
установленный порядком срок. То есть всех, кто находится у нас с                
неурегулированным статусом и у кого нет возможности его урегулировать, мы       
документируем как лиц без гражданства, и они должны выехать.                    
                                                                                
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального       
бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения и       
принятия других федеральных законов.                                            
                                                                                
С учётом изложенного прошу законопроект принять.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Виктора Петровича Водолацкого.                                         
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как в своём выступлении      
сказал замминистра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов, рассматриваемый       
сегодня законопроект очень важен. Он направлен на приведение российского        
законодательства в соответствие с нормами нового Федерального закона "О         
гражданстве Российской Федерации".                                              
                                                                                
В частности, законопроектом предлагается признать утратившими силу положения    
федеральных законов № 114-ФЗ и 115-ФЗ, предусматривающие отдельные              
преференции для иностранных граждан - носителей русского языка, поскольку       
новым законом "О гражданстве..." соответствующие процедуры не предусмотрены.    
Законопроект также наделяет правом на упрощённое получение вида на жительство   
без представления разрешения на временное пребывание иностранных граждан,       
имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно      
проживавших на территории РСФСР либо на территории, относившейся к Российской   
империи или СССР в пределах государственной границы Российской Федерации.       
Следует отметить, что данная правовая норма ранее уже нашла своё отражение в    
законопроекте, внесённом в прошлом году нашим коллегой депутатом Затулиным.     
                                                                                
Необходимо отметить, что в законопроекте предусмотрены переходные положения     
для лиц, у которых ранее было прекращено гражданство Российской Федерации или   
в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской      
Федерации и которые находятся в Российской Федерации с неурегулированным        
правовым статусом.                                                              
                                                                                
Законопроект отвечает интересам Российской Федерации, поскольку его принятие    
будет способствовать упорядочению российского законодательства,                 
совершенствованию эффективного и прозрачного инструмента контроля за порядком   
въезда, выезда и нахождения иностранных граждан на территории нашей страны.     
Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации,         
общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и           
конституционным законам. Дополнительных бюджетных ассигнований федерального     
бюджета не требуется. Кроме того, не потребуется признания утратившими силу,    
приостановления, изменения или принятия других актов федерального               
законодательства, за исключением издания и признания утратившими силу ряда      
приказов МВД России и Минтруда России, а также внесения изменений в иные        
подзаконные акты.                                                               
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет принципиальных       
замечаний по законопроекту. Комитет Совета Федерации соответствующий также      
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в первом чтении.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Игорь Николаевич, ну вот, наверное, самый такой важный вопрос -     
как определяется важность специалистов? Вы сказали: очень важные специалисты.   
Для того чтобы по этому закону чиновники, сотрудники МВД принимали решения об   
упрощённом порядке предоставления вида на жительство или о выдаче разрешения    
работать не полгода, а год, у них должен быть чёткий документ, подзаконный      
акт, где будет расшифровано: какие специальности, какая зарплата... Какие       
дополнительные критерии характеризуют понятие "очень важный специалист"?        
Можно это посмотреть на бумаге?                                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Олег Анатольевич, я вас адресую к Правительству Российской          
Федерации, у них имеется перечень вот этих важных специальностей, конкретных,   
там всё написано. По этой категории обращаются соответствующие организации,     
которые заинтересованы в этих специалистах, они просят выделить им квоту, там   
всё написано. Если нужно увеличить, в смысле более подробно расписать в         
законопроекте, ну, давайте посмотрим, может быть, ко второму чтению ссылку      
сделаем. Но это законопроект-спутник, то есть всё уже определено.               
                                                                                
Когда я сказал "по важным специалистам"... Здесь же задача-то простая. Мы       
разрешаем им работать не полгода, а год, потому что пока он приехал, пока он    
тут начал работать и так далее, - полгода мало, просят год. Если год дают,      
для него открывается уже предусмотренная в законе возможность получить вид на   
жительство. Любой человек, который у нас год работает, здесь находится, имеет   
на это право - право, а не обязанность.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Игорь Николаевич, вот смотрите, гражданство получают по разным схемам: есть в   
законе о соотечественниках упрощённый порядок; есть упрощённый порядок,         
который сейчас модернизируется, связанный с носителями русского языка; есть     
получение вида на жительство - просто приехал иностранец, живёт в России        
какое-то время, а потом, получив вид на жительство, подаёт на гражданство.      
Вот если в таких пропорциях посмотреть, каков основной путь получения           
российского гражданства иностранными гражданами, какой это механизм - просто    
получение обычного вида на жительство или вот эти упрощённые, льготные          
форматы какие-то? Насколько велика доля граждан, которые получают российское    
гражданство в результате реализации вот каких-то льготных форматов?             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. На этот вопрос просто ответить. Основной путь - это всё-таки        
получение вида на жительство. Я сам был членом этой комиссии долгое время.      
Его, кстати, очень непросто получить, реально непросто. Вот попробуйте! Я,      
например, пробовал - у меня не сразу получилось, когда мне нужно было сделать   
вид на жительство конкретному человеку, который помогал моей семье. Это         
основной путь.                                                                  
                                                                                
Если мы возьмём комиссию, большинство людей, которые просят у нас... Есть,      
конечно, разные пути, например по ходатайству министерств и ведомств            
президенту. Есть те, кто обращается, грубо говоря, с целью воссоединения        
семьи, когда уже, допустим, муж или жена, дети здесь находятся, но тут тоже     
напрямую мы не даём, у нас сама по себе семья не является основанием - через    
вид на жительство и так далее. Есть упрощённый порядок получения гражданства,   
вы знаете, допустим, для бывших украинских граждан, жителей ЛНР, ДНР, которые   
сейчас присоединились, других новых территорий, им мы вообще сразу же даём      
гражданство. Если в суммарном выражении взять, то их больше всего сейчас.       
                                                                                
Мы на это очень серьёзно смотрим, а всё остальное относится к государственной   
политике. Ну, страна должна же определиться, нужны ей мигранты или не нужны,    
нужны новые граждане или не нужны. Это большая дискуссия, можно долго           
разговаривать. Кстати, я к этому готов - пожалуйста, приходите. Я очень много   
знаю по этой теме.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич.                            
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Игорь Николаевич, не считаете ли вы, что прописанные в законопроекте сроки      
пребывания в Российской Федерации при прекращении гражданства по основанию      
предоставления ложных сведений - 15 дней с момента уведомления, но не более     
30 дней с момента направления уведомления - слишком короткие? Ведь многие       
лица, гражданство которых прекращено, узнают об этом через несколько месяцев,   
да и для оспаривания вынесенного решения о прекращении гражданства в суде       
предлагаемый срок недостаточен.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, этот срок ведь не просто так был сделан, он комиссионно, с      
участием разных структур определялся. Как правило, у людей, которых мы          
выдворяем за границы нашей территории, есть определённые обязательства,         
которые нужно исполнить. Если это связано с противоправной деятельностью, то    
человек а) должен быть привлечён к ответственности; б) должен заплатить         
штрафы и так далее и тому подобное.                                             
                                                                                
На мой взгляд, это не такой большой срок. Но, как вы помните, мы же в законе    
вводили ещё срок контролируемого пребывания, то есть на этот период мы берём    
его под новый вид надзора, поэтому нормально в принципе.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Игорь Николаевич, если говорить об упрощённом          
порядке выдачи вида на жительство в том числе для проживавших на территориях,   
которые относились к Российской империи, к Советскому Союзу, то надо            
учитывать, что, как вы знаете, к Российской империи в своё время относились     
большие территории - от Польши, Финляндии до Аляски, - и таких лиц, наверное,   
много, но как доказать таким лицам родство по прямой восходящей линии, ведь     
до 1918 года загсов не было? Будут ли в этой ситуации (это важный вопрос с      
точки зрения правоприменения) учитываться церковные записи или справки          
частных компаний, которые работают с архивами, или только государственные       
бумаги? Как эта норма будет работать на практике в случае принятия данной       
законодательной инициативы?                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Эта норма была всегда, мы её сейчас просто уточнили исходя из       
требований, которые неоднократно звучали в этом зале. Подобные нормы в другой   
вариации были у нас, они есть во многих странах. Поверьте мне, лицо, которое    
обращается по таким основаниям за получением вида на жительство, представляет   
много самой разной информации помимо вот того, о чём вы говорили: есть          
разного рода справки, есть выписки из церковных свидетельств и так далее и      
тому подобное. Это очень индивидуальный вопрос, который, конечно же, будет      
решаться для каждого человека персонально, с учётом обстоятельств конкретного   
дела. Да, сложно доказать, но надо доказывать. Если вы хотите по этому          
основанию идти, докажите, что вы не откуда-то пришли, а конкретно являетесь     
соотечественником, как здесь говорили уже много раз.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
В тексте законопроекта вы применяете понятие "лицо с неурегулированным          
правовым статусом", при этом указываете, что срок пребывания - 15 дней, а       
далее субъект должен покинуть территорию Российской Федерации. Исходя из того   
что вопросы пребывания на территории Российской Федерации лиц с                 
неурегулированным правовым статусом или находящихся вообще в зоне тревожности   
(речь идёт о субъектах, нарушающих требования закона и условия пребывания на    
территории Российской Федерации) предполагают эффективность мер воздействия,    
исходя из того что назрела необходимость комплексных решений, мы в пятницу      
будем рассматривать вопрос, связанный с порядком как раз выезда таких лиц с     
территории Российской Федерации. Но вот в данном случае, говоря о               
законопроекте, как будет обеспечиваться правовой механизм сопровождения этих    
субъектов в течение 15 дней, каковы будут правовые процедуры и последствия,     
чтобы гарантия безопасности для этих субъектов, а прежде всего для граждан      
Российской Федерации была обеспечена?                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, я опять же хотел бы вернуться к проблеме контролируемого        
режима для таких граждан. И это прямая обязанность полиции, наших учреждений    
соответствующих - обеспечить проверку такого субъекта, взять под этот надзор,   
чтобы он никуда не убежал, не уехал, не совершил в этот период какие-то новые   
правонарушения или что-то в этом духе, потому что в данном случае для этих      
сотрудников это будет серьёзный должностной проступок. Там и прокуратура, и     
вообще все за этим будут очень серьёзно смотреть.                               
                                                                                
Лица с неопределённым правовым статусом - это сложная категория, это очень      
сложная категория, поэтому там и есть, скажем так, лазейки определённые, вот    
эти 15 дней. Это может быть лицо с неурегулированным правовым статусом, не      
имеющее вообще никаких документов, и надо сначала установить, кто это такой,    
доказать... Он скажет: а я вот, ну, я никто. Есть такие, выбрасывают все        
документы и говорят: я вот Майкл, условно говоря, из Африки, опять же условно   
говоря. И вот надо определиться, кто он, откуда он, куда его. В конечном        
итоге мы его документируем, есть для этого разные варианты: справкой,           
документом о том, что он лицо без гражданства, - и будем его выдворять в        
таком виде, как есть, и в ту страну, которая его возьмёт. Мы не можем его       
просто на границу поставить, чтобы он там находился. Это сложный вопрос, я с    
вами согласен, надо ещё над ним подумать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, воспользуюсь вашим предложением провести            
дискуссию о том, нужны ли нам мигранты. Хотелось бы, чтобы вы пояснили, о       
каких методах особого контроля за их пребыванием на территории нашей страны     
вы сказали только что. И что надо сделать, с вашей точки зрения, в том числе    
нам, депутатам, чтобы в случае, когда гражданство России было получено с        
использованием поддельных документов, стало нормальной практикой лишение        
гражданства таких нелегальных мигрантов, равно как и членов их семей?           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Станислав Александрович, я в связи с этим хотел бы обратиться к     
Регламенту, который не предусматривает открытия дискуссий не по вопросу,        
который мы обсуждаем. Если вы хотите подискутировать, я вас приглашаю к себе,   
я вам своё личное мнение скажу. Если вы хотите подискутировать с                
Министерством внутренних дел, организуйте это в установленном порядке,          
пригласите нас, мы будем рассматривать и других людей пригласим, конференцию    
проведём - что вы хотите.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросы все.                                         
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да.                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А. В продолжение своего вопроса. Я с благодарностью, Игорь            
Николаевич, воспринимаю ваше предложение, давайте договоримся о времени и       
встрече у вас и до конца весенней сессии проведём здесь, в Государственной      
Думе, соответствующий "круглый стол", потому что вопросы нелегальной            
иммиграции являются сегодня ключевыми для наших граждан, для наших              
избирателей, мы представительная власть, и парламент и зал заседаний - это      
место, где мы обязаны выражать мнение наших избирателей.                        
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект, безусловно, считаем, что все аргументы,         
которые представитель правительства привёл, заслуживают внимания, ко второму    
чтению обязательно подготовим согласованные поправки, может быть, сделаем их    
межфракционными.                                                                
                                                                                
И действительно, можно считать это законопроектом-спутником, но можно точно     
так же использовать существующий законотворческий процесс и Регламент для       
того, чтобы всё-таки посмотреть правде в глаза и навести порядок на рынке       
труда Российской Федерации в интересах граждан Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню о       
том, что после трагических событий в "Крокус Сити" по поручению палаты, по      
поручению Председателя Государственной Думы нами была создана межфракционная    
рабочая группа, куда входит, кстати, и представитель ЛДПР - Луговой Андрей      
Константинович. Нами проведено уже пять заседаний, в рамках которых мы          
провели глубочайший анализ действующих норм права, тех статистических данных,   
которые касаются вопросов безопасности и миграционной политики. В нашу          
комиссию входят все уполномоченные ФОИВы и все правоохранительные органы.       
                                                                                
Должна вам сказать, что нами разработаны комплексные законопроекты, которые     
касаются самой серьёзной проблемы - нелегальной миграции. Анализ, который мы    
провели, показывает, что основную часть преступлений, совершаемых на            
территории Российской Федерации иностранными гражданами, совершают именно       
лица, которые находятся в неопределённом правовом статусе, или лица, которые    
находятся здесь со злоупотреблением правом пребывания и при наличии подложных   
документов. Исходя из этого мы считаем самыми опасными преступления, которые    
направлены на легализацию мигрантов, преступления по должностным подлогам. В    
связи с этим нами подготовлены серьёзные изменения в законодательство,          
которые уже переданы во все ФОИВы и которые будут предметом рассмотрения        
Государственной Думы. Кроме того, в настоящее время мы работаем над             
концептуальными предложениями, направленными на регулирование трудовой          
миграции.                                                                       
                                                                                
В соответствии с указом президента это отнесено к компетенции специально        
созданных комиссий, в том числе в Правительстве Российской Федерации, но мы     
видим необходимость достаточно длительной проработки этих вопросов, и по тому   
плану из 42 пунктов, который сформирован, тоже есть вопросы к содержанию,       
поэтому в пятницу у нас будет очередное заседание, на котором мы будем          
обсуждать очень пристально вопросы, связанные именно с выдворением. И вопрос,   
который я задавала, не случайный, реализация этих процедур означает, что они    
должны быть исполнимы, что они должны быть обеспечены. Три больших              
законопроекта, которые сейчас рассматривает палата и которые разработаны по     
инициативе Государственной Думы, касаются именно процедур, которые передаются   
органам внутренних дел, они касаются упрощения процедуры выдворения при         
нежелательном пребывании на территории Российской Федерации. Но наша задача,    
на что нас всегда нацеливает председатель... мы не только работаем над          
правовыми механизмами, но и в рамках парламентского контроля мы фактически во   
многом являемся тем субъектом, который требует и контролирует реализацию        
самих правовых норм.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня парламентом проводится очень большая и вдумчивая     
работа по этому вопросу. У нас есть ещё и уполномоченный по правам              
иностранных граждан и по миграции (есть более точное определение), наш          
коллега Затулин, но нужно уже сейчас сказать, что эта большая работа            
предполагает и большую ответственность. Никаких спекуляций, злоупотреблений в   
этом вопросе быть не может. Это касается вопросов безопасности и                
межнационального мира и согласия.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович.                                                   
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я выступаю по поручению фракции...                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - поставьте время.                             
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. ...и призываю уважаемых депутатов поддержать внесённый            
правительством законопроект.                                                    
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание - это уже сделала Ирина Анатольевна, - на     
то, что этот законопроект идёт вслед за уже принятыми нами в первом чтении      
двумя внесёнными на межфракционной основе законопроектами (я являюсь одним из   
соавторов этих законопроектов) - о внесении изменений в Кодекс об               
административных правонарушениях и в те же самые законы, связанные с въездом,   
выездом и положением иностранных граждан в России. Те законопроекты, о          
которых я говорю, напомню, рассмотрены нами в первом чтении. И вчера            
профильный комитет - Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с    
соотечественниками - единогласно поддержал или отверг соответственно            
внесённые поправки, подготовив этот законопроект ко второму чтению. И мы        
рассчитываем, что в понедельник, 22 июля, после региональных разъездов,         
поставим этот законопроект на принятие во втором и третьем чтении,              
ориентировочно это должно произойти 23 июля. Рассматривать законопроекты в      
этом смысле надо, наверное, в комплексе - то, что внесено правительством, и     
то, что внесено депутатами, потому что именно в законопроектах, внесённых       
депутатами, вводится понятие "реестр контролируемых лиц", вводится понятие      
"режим высылки", то есть то, что сейчас волнует уважаемых депутатов, - хочу     
обратить внимание - содержится в уже принятых нами в первом чтении              
законопроектах.                                                                 
                                                                                
Что касается законопроекта, о котором идёт речь сейчас. Что важно в этом        
законопроекте? Так же как в двух других, депутатских, законопроектах,           
принятых в первом чтении, мы сокращаем срок пребывания в России со 180 до 90    
дней для иностранных граждан, сокращая таким образом возможность нелегального   
трудоустройства в обход всей нашей системы патентов или договоров.              
                                                                                
Здесь мы вынуждены пойти на то, чтобы отменить прежние привилегии носителям     
русского языка, потому что сам статус носителей русского языка в новом законе   
"О гражданстве...", принятом в 2023 году, не предусмотрен. Этот статус          
вводился в своё время по предложению Президента Российской Федерации и был      
откликом на несовершенство принятой по его же инициативе несколькими годами     
раньше Государственной программы по оказанию содействия добровольному           
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.   
Стало ясно, что она, ну, не в полной мере реализует интерес соотечественников   
к возвращению в Россию.                                                         
                                                                                
В законе "О гражданстве..." мы поддержали снятие этого статуса, и возникла      
проблема, но эта проблема, хочу обратить ваше внимание, снята тем, что 22       
ноября прошлого года Президент Российской Федерации подписал указ, которым      
вводится понятие репатриации, устанавливается статус репатрианта. И нам нужно   
ещё внедрить в наши законы в полной мере эту новую реальность. Хочу обратить    
ваше внимание на то, что у нас с 2021 года в портфеле законодательных           
инициатив лежит, к сожалению без рассмотрения, законопроект "О репатриации в    
Российскую Федерацию", на который тогда, в 2021 году, правительство дало        
отрицательный отзыв. Но теперь, после выхода указа президента, нужно к этому    
возвращаться.                                                                   
                                                                                
Ещё одна проблема, которую вы затрагивали в своих вопросах, - снятие            
необходимости получения разрешения на временное проживание для выходцев с       
территории Российской империи или Советского Союза, но в границах Российской    
Федерации. Хочу заметить, речь идёт о том, что на карту Советского Союза или    
Российской империи накладывается сегодняшняя карта Российской Федерации. И      
все, кто не жил на территориях, которые входят ныне в Российскую Федерацию,     
если обращаются по поводу упрощённого получения вида на жительство или          
гражданства, на самом деле таких возможностей лишены. У нас есть проблема в     
связи с этим - расхождение с законом "О государственной политике... в           
отношении соотечественников за рубежом". Есть ещё одна категория, которая       
считается соотечественниками, - люди, принадлежащие к народам, исторически      
проживающим на территории России. Вот здесь у нас до сих пор согласия, к        
сожалению, нет с правительством, потому что опять же есть предложения,          
внесённые законодательные инициативы, которыми мы определяем, кто же это        
такие - исторически проживающие народы? В тексте закона, который действует,     
"О государственной политике Российской Федерации в отношении                    
соотечественников за рубежом", достаточно неопределённо сказано: есть           
дополнение "как правило" и нет самого перечня. И это на самом деле позволяет,   
даёт повод проводить через упрощённый порядок людей, которые, на мой взгляд,    
в настоящее время вряд ли могут быть признаны соотечественниками, поскольку     
теперь, после распада Советского Союза, у них как бы свои отечества,            
государства. Вот уточнить понятие "соотечественник" тоже надо.                  
                                                                                
И хотел бы также, наверное, сказать, поддерживая принятие этого                 
законопроекта: всё-таки в этой бочке мёда есть ложка дёгтя. Что касается        
разрешения на временное проживание, восемь месяцев назад я действительно внёс   
законопроект, и ответ со стороны наших коллег из администрации и                
правительства был очень интересный: это всё правильно, мы законопроект          
поддерживаем, но давайте его отложим, пока мы сами не внесём свой               
законопроект. Восемь месяцев прошло, теперь его внесли, и положение, которое    
вошло тогда в мною внесённый законопроект, теперь появилось вот в               
предлагаемом вам на рассмотрение законопроекте. Ну, давайте всё-таки наконец    
решим, что есть право законодательных инициатив у депутатов. И нельзя под       
предлогом того, что, мол, мы в правительстве завтра - а на самом деле почти     
через год - внесём всё то же самое, по той причине, что сегодня правительство   
не вносит, просить отложить законопроект депутата. Это неправильно, на мой      
взгляд, и об этом надо сказать.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич, от фракции.                    
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, безусловно, фракция КПРФ поддерживает этот     
законопроект, но наши избиратели требуют более быстрых и более жёстких          
решений в сфере миграции, в том числе в части бесконтрольной раздачи            
российского гражданства.                                                        
                                                                                
Я не зря спросил докладчика о том, какими способами основная масса              
иностранных граждан получает российское гражданство. Способов достаточно        
много, самый массовый - это просто получение вида на жительство, без всяких     
программ соотечественника, без репатриации, без знания русского языка и так     
далее, это главный путь по легализации и получению затем российского            
гражданства. Но тем не менее, конечно, и льготные форматы тоже вносят свою      
лепту. И самой большой проблемой неурегулированности нашего законодательства    
в этой части является то, что российское законодательство боится называть       
вещи своими именами: мы под понятием "соотечественники" подразумеваем бог       
весть кого и зачастую реальным соотечественникам, русским людям вставляем       
палки в колёса.                                                                 
                                                                                
Вот законопроект, который сейчас внесло МВД, правительство, делает на самом     
деле большой шаг вперёд в этой части, и я даже назвал бы его революционным,     
но не в тексте, а в пояснительной записке, потому что в пояснительной записке   
впервые появляется принцип крови. Если вы посмотрите пояснительную записку,     
то увидите, что тут говорится о том, что упрощённый порядок вводится «для       
лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших    
на территориях, относимых к Российской империи или СССР, в пределах             
государственной границы Российской Федерации, то есть потенциальных носителей   
русского языка "по принципу крови"». Вот наше законодательство всё время        
боялось русских называть русскими, татар - татарами, бурятов - бурятами и       
уравнивало их со всем бывшим Советским Союзом, в результате мы сейчас имеем     
глобальные изменения этноконфессионального, этнокультурного баланса нашей       
страны и вторжение огромного количества людей, которые сюда просто              
переселяются.                                                                   
                                                                                
Если легенда о нехватке рабочих рук до этого кого-то убеждала, то те цифры,     
которые мы видим по въезжающим людям, показывают, что если рабочие руки         
где-то и востребованы, то они востребованы в теневой экономике. Если из 14-16   
миллионов человек, которые сюда въезжают, только около 2 миллионов получают     
трудовые патенты, то чем заняты оставшиеся 12 миллионов человек? Если бы эти    
люди не работали, а просто занимались, там, туризмом, проживали здесь,          
путешествовали по России, то, наверное, путь денежных переводов был бы          
обратным. Им же надо на что-то жить, значит, из Таджикистана, из Казахстана,    
из Киргизии шли бы переводы в Россию - их надо кормить, эти 12 миллионов        
человек. Но переводы идут обратно, составляют до половины ВВП некоторых из      
этих стран, значит, вся эта огромная масса, все эти 14-16 миллионов работают.   
Но из них 80 процентов работают в теневой экономике, они не платят налоги,      
они занимают рабочие места неофициально. И в этой огромной теневой массе        
вращаются гигантские деньги, на которые покупают лоббистов миграционной         
политики, а они не дают в том числе Государственной Думе принимать в этой       
части быстрые и жёсткие решения, которых ждут от нас избиратели.                
                                                                                
Почему в Советском Союзе не было вот этих массовых переселений? Потому, что     
советская власть давала работу на месте: в Средней Азии, в Закавказье           
строились заводы, строились гидроэлектростанции, предприятия, там была          
работа, и, соответственно, это удерживало людей, не было необходимости, если    
речь не шла о комсомольских стройках, о БАМе, большим массам людей переезжать   
с одной территории на другую.                                                   
                                                                                
Вот сейчас необходимо, чтобы МВД всё-таки систематизировало это, вернее,        
Правительство Российской Федерации прежде всего, потому что у МВД нет права     
законодательной инициативы, законопроект идёт от правительства,                 
систематизировало вот эти "двери", эти лазейки, через которые получают          
российское гражданство.                                                         
                                                                                
Здесь уже говорили о том, что у нас идёт разбалансировка понятия                
"соотечественник", которое содержится в законе о соотечественниках, и           
нынешней нормы. Нынешняя норма абсолютно чётко и конкретно говорит о том, что   
в упрощённом порядке получают те граждане, которые переселяются из стран -      
республик бывшего Советского Союза, то есть их предки должны были жить в        
границах Российской Федерации, а в законе о соотечественниках этого нет, там    
весь Советский Союз и даже вся Российская империя, теоретически включающая      
Польшу, Финляндию и так далее. Вот с этим нужно разобраться как можно           
быстрее. Нужно называть вещи своими именами. Должен быть закон, по которому     
русские и представители других коренных народов России получают гражданство в   
упрощённом порядке, без всяких проволочек. К сожалению, мы сейчас видим иную    
историю. У меня, как у депутата, огромное количество дел, которые удаётся       
решать в ручном режиме. Я здесь хочу поблагодарить Казакову, нашего             
руководителя Управления по вопросам миграции МВД, с которой в ручном режиме     
удаётся решать такие вопросы, когда русские люди живут в стране по 15-20 лет    
и не могут получить российское гражданство.                                     
                                                                                
А вот смотрите ситуацию: в Тольятти 7 тысяч мигрантов было незаконно            
легализовано - фабрика миграции! Люди были задержаны, осуждены, дали им всего   
лишь по два года, они подали сейчас апелляцию. Я поинтересовался судьбой этих   
7 тысяч мигрантов, которые незаконно легализовались в России, и я вам           
докладываю: из них более 250 уже получили гражданство, больше 300 получили      
вид на жительство. Это значит, что МВД не ставит маячок на этих людей,          
которые являются нарушителями миграционного законодательства, проходят в том    
числе по уголовным делам в связи с миграцией. Как они могли получить            
российское гражданство, если бы они не участвовали в этой фабрике мигрантов?    
Вы должны на них ставить маячок, и у них не должно быть никакой возможности     
дальше продолжать деятельность в России, и запрет на въезд должен быть на       
три, на пять, на десять лет.                                                    
                                                                                
Избиратели ждут от нас быстрых решений, ужесточения, ужесточения и ещё раз      
ужесточения миграционной политики. Надо прекращать раздавать паспорта, потому   
что иначе Россия пройдёт точку невозврата, когда они начнут... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Эмоциональное   
обсуждение показывает, насколько велика социальная напряжённость в обществе,    
когда речь заходит о мигрантах. Вопрос действительно запущен, как с             
электросамокатами: вот на протяжении многих лет предлагали в ПДД внести         
изменения, предлагали штрафовать и всё тянули, тянули, тянули. Франция уже      
запретила самокаты, а мы только сегодня выходим на введение штрафов за          
самокаты (это следующий законопроект).                                          
                                                                                
Что касается мигрантов, надо понимать, что у нас в основном проблемы с теми     
гражданами, которые приезжают в Россию в формате безвизового въезда и           
начинают работать по патентной системе либо вообще никак не оформляются,        
работают нелегально. С теми, кто приезжает по визам, по квотам, в основном      
проблем нет, и это официальной статистикой МВД нам подтвердят. В основном это   
касается, ещё раз повторяю, тех, кто приезжает сюда то ли как туристы, то ли    
на заработки, то ли непонятно зачем.                                            
                                                                                
В 2013 году председатель правительства Медведев собрал представителей всех      
фракций по ряду ключевых вопросов. И тогда, выступая от имени ЛДПР, мы          
презентовали концепцию четырёх векторов. Первый вектор - жёсткий контроль за    
перемещением. Только сейчас у нас начнут в аэропортах московского региона       
устанавливать приборы для снятия отпечатков пальцев. Надо на всех точках        
прохода через государственную границу такие приборы ставить! При этом надо в    
аэропортах сразу очередь разделить: для россиян - одна очередь, для             
иностранцев - другая очередь, чтобы не было там никакого напряжения,            
скандалов, столпотворений.                                                      
                                                                                
Далее, жёсткий контроль за трудоустройством - только в рамках трудового         
законодательства - и регулярные рейды. В последнее время мы эти рейды           
наблюдаем. Но надо, положа руку на сердце, сказать, что сегодня у нас такая     
ситуация на рынке труда, когда без иностранной рабочей силы мы не               
справляемся. Есть и субъективные, и объективные причины этого, но это           
данность сегодняшняя. Ну, например, у нас с Узбекистаном заключено              
соглашение, и на территории Узбекистана готовят мигрантов, которые потом        
приезжают и трудоустраиваются. То есть работа должна быть по запросу: в         
конкретную отрасль, на конкретное предприятие, в конкретную сферу требуются,    
а не на гулянку - приехали и в рамках вот этой гулянки трудоустраиваются.       
                                                                                
Дальше, жёсткий контроль за проживанием: никаких палаток, подвалов, ночлежек,   
только в соответствии с жилищным законодательством - опять рейды и              
принудительное выдворение. Наш законопроект, фракции ЛДПР, о принудительном     
выдворении чаще лежит в портфеле Государственной Думы и идёт на отклонение, а   
правительство только сейчас готовится внести подобный. Да мы давно могли бы     
принять нашу инициативу! Давайте все под ней подпишемся, депутаты разных        
фракций, сделаем инициативу межфракционной и примем - пусть быстрее выдворяют   
нарушителей!                                                                    
                                                                                
Жёсткий контроль за деньгами. У нас арестовывают нелегального мигранта - у      
него наличности столько, что можно школу в регионе построить. Вопрос: откуда?   
Террористов тогда задержали - финансирование непонятно откуда. Мы в состоянии   
обеспечить контроль, поэтому... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции, добавьте время.                   
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Да, буквально минутка.                                              
                                                                                
Нужен жёсткий контроль за деньгами: пришёл переводить на родину - сразу         
проверили, насколько он легально находится, откуда деньги, что и как. Всё это   
можно сделать, и тогда контроля будет больше. Надо слушать наши предложения,    
давайте законопроекты, которые мы давно внесли, делать межфракционными. И не    
надо бояться говорить об острых вопросах, в противном случае мы получим ту же   
историю, что и с электросамокатами: когда выходишь из Государственной Думы,     
тебя могут курьеры сбить, несмотря на то что уже повесили знаки ограничения.    
Несмотря на то что в Правилах дорожного движения есть понятие средств           
индивидуальной мобильности, проблему запустили.                                 
                                                                                
Давайте мы, поддерживая этот законопроект, ко второму чтению посмотрим и на     
практике быстрее будем реализовывать возможности, о которых я сейчас сказал,    
в том числе и для того, чтобы идентифицировать. Очень многие иностранцы,        
которые здесь находятся, поменяли паспорт, поменяли две-три буквы в фамилии -   
до этого они здесь совершали правонарушения, преступления - и возвратились к    
нам обратно. В "Сахарово", например, в Москве они не идут, они отпечатки там    
не сдают, соответственно, они нелегально (а какое-то время легально)            
находятся, при этом имеют криминальное прошлое, они совершили правонарушения,   
преступления на территории Российской Федерации. Надо выявлять,                 
идентифицировать, и жёстче, безопасность должна быть на первом месте. Не надо   
бояться вводить в том числе цифровые профили, цифровые браслеты, для того       
чтобы контролировать. Приехал на работу - работай, зарабатывай, плати налоги,   
соблюдай законы, чти традиции, уважай культуру, а не так: приехали, сбиваются   
в этнобанды и начинают там уже свои права устанавливать. Недавно в Люберцах     
электросамокатчики местного жителя начали воспитывать. Я в Люберцах рос, для    
меня вообще удивительно было, что в Люберцах какие-то мигранты на               
электросамокатах начали местных жителей воспитывать. Это недопустимые вещи! И   
такое по всей стране.                                                           
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит, но вопрос крайне острый и, к сожалению, запущенный.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Затулин Константин Фёдорович.                
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, как ни призывал нас официальный                
представитель правительства перевести дискуссию в другой формат, всё же я       
вижу, что депутаты Государственной Думы избрали принятие этого законопроекта    
в первом чтении для обсуждения в целом проблем миграции. Наверное, другого      
трудно было бы ожидать.                                                         
                                                                                
Ярославу Евгеньевичу хочу сказать, что всё то, что он говорит о                 
контролируемых лицах, о необходимости контроля за счетами и так далее,          
содержится в том самом законопроекте, который подписан одним из                 
представителей вашей фракции, принят в первом чтении и будет приниматься во     
втором и в третьем 23 июля.                                                     
                                                                                
И я хотел бы, чтобы не было дальше жонглирования цифрами, просто привести эти   
цифры. У нас в 2023 году в страну въехало 12,1 миллиона человек, выехало из     
страны 10,8 миллиона человек, никаких 16 миллионов, о чём некоторые             
разглагольствуют, на самом деле нет, мы получили совершенно чёткий ответ: 6,5   
миллиона иностранцев у нас в стране... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. ...из них, по оценке Министерства внутренних дел, которое         
ответственно за миграционный учёт, как они считают, 650 тысяч нелегальных       
мигрантов, то есть 4 процента от 14 миллионов, по оценке, нелегально            
трудоустроенных граждан Российской Федерации у нас в стране. Давайте друг       
друга не запугивать, а просто спокойно, на холодную голову решать эти           
проблемы.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, тут дискуссию можно продолжать долго.            
                                                                                
По ведению - Матвеев Михаил Николаевич.                                         
                                                                                
По ведению только давайте.                                                      
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Я хочу обратить ваше внимание, как председательствующего, что,    
когда депутат берёт слово по ведению, он должен выступать по ведению.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Так, коллеги, все записавшиеся выступили.                                       
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово?      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Если можно, минуточку буквально.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста-пожалуйста.                                    
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я очень благодарен за дискуссию и хотел бы       
присоединиться к мнению коллеги Затулина о том, что к этой теме надо            
подходить крайне осторожно. Она острая, она сегодня на слуху, но вопросы        
такого содержания в многонациональном государстве могут породить очень          
нехорошие явления, которые мы с вами все хотим предотвратить.                   
                                                                                
И в дополнение хотел бы обратить ваше внимание вот на что. Мы в последнее       
время вместе с вами очень много сделали для ужесточения миграционного           
контроля, это действительно нужно, однако в общем массиве всей                  
регистрированной преступности доля преступлений, совершаемых мигрантами,        
около 3 процентов - около 3 процентов всего. Вот внутри этих 3 процентов,       
конечно, идёт рост...                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Нет, это всех преступлений.                                         
                                                                                
Внутри этих 3 процентов серьёзный рост тяжких преступлений, и это, конечно,     
серьёзный сигнал для полиции. Мы этим сейчас как раз и занимаемся. Вот если     
брать уже нелегалов так называемых, то их преступлений около 30 процентов       
среди тяжких преступлений. Так что всё справедливо, но для нас главное - не     
оттолкнуть от себя наших братьев, которые пока ещё братья, это соседние         
государства.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я с вами не согласен. Либо мы Россию делаем государством            
системообразующим... Как сказал Владимир Владимирович Путин, это                
государство-цивилизация - либо мы государство-цивилизация, либо мы замыкаемся   
внутри себя и пытаемся решить свои проблемы. Ну, это так уже, дискуссионно, я   
прошу прощения.                                                                 
                                                                                
Ещё раз вам всем спасибо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик - заключительное слово? Нет.                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и       
въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении        
иностранных граждан в Российской Федерации", пункт 15.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.