Заседание № 225

09.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 638771-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования обращения биологически активных добавок).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5757 по 6363 из 7155
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя   
правительства руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав    
потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны Поповой.                      
                                                                                
ПОПОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и   
благополучия человека.                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Председателя      
Правительства Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан от опасных   
и фальсифицированных биологически активных добавок.                             
                                                                                
Для этого законопроектом предусматривается блокировка сайтов, содержащих        
информацию с предложениями о розничной торговле, в том числе дистанционным      
способом, биологическими добавками, розничная торговля которыми запрещена в     
соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых           
продуктов", - опасными, фальсифицированными, не имеющими маркировки и           
товарно-сопроводительных документов. В этих же целях законопроектом             
предлагается распространить на производство БАДов ограничения, связанные с      
запретом на использование продовольственного сырья, изготовленного с            
использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных, в том числе       
гормональных препаратов, отдельных видов лекарственных средств, пестицидов,     
агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.      
                                                                                
Законопроектом также предусматривается право медицинских работников назначать   
отдельным категориям граждан такие препараты. Схемы применения, перечень        
заболеваний и факторов риска развития заболеваний, при которых могут быть       
назначены биологически активные добавки, а также их перечень будут              
утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим          
функции по выработке и реализации государственной политики,                     
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а критерии          
качества и условия для обеспечения соблюдения таких критериев будут             
определяться Правительством Российской Федерации.                               
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Евгения Олеговича Нифантьева.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИФАНТЬЕВ Е. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Анна Юрьевна подробно        
раскрыла основные новеллы, предусмотренные законопроектом. 3 июля Комитет по    
охране здоровья принял решение поддержать инициативу. Законопроект крайне       
важный, тема на постоянном контроле у комитета, мы уделяем особое внимание      
сфере обращения биологически активных добавок - вот почему мы поддерживаем      
эту инициативу.                                                                 
                                                                                
Новые нормы направлены на создание механизма оперативного принятия мер в        
отношении биологически активных добавок, не прошедших процедуры оценки          
соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.             
                                                                                
Предлагаемые новые полномочия правительства по установлению критериев           
качества биологически активных добавок и сырья для их изготовления в            
зависимости от степени их влияния на здоровье человека ужесточат контроль за    
применением таких добавок. Бесконтрольное применение биологически активных      
добавок может очень негативно влиять на здоровье наших сограждан. Медицинские   
работники будут вправе назначать отдельным категориям граждан биологически      
активные добавки в случае наличия у таких граждан показаний к применению их     
согласно схемам применения в методических рекомендациях Минздрава России.       
                                                                                
Предлагается также запрет на использование продовольственного сырья,            
изготовленного с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста            
животных, в том числе гормональных препаратов, отдельных видов лекарственных    
средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека       
веществ и соединений. Конечно же, это позволит сохранить здоровье наших         
граждан.                                                                        
                                                                                
Также вводится очень важный механизм - механизм досудебной блокировки страниц   
сайтов, которые содержат информацию о продаже биологически активных добавок,    
не прошедших соответствующую государственную регистрацию. Хочу добавить, что    
такой механизм действует уже в сфере обращения лекарственных препаратов и       
буквально за несколько лет Росздравнадзором и Роскомнадзором было               
заблокировано более 75 тысяч страниц сайтов, которые содержат информацию о      
продаже лекарственных препаратов, не зарегистрированных на территории           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Комитеты Государственной Думы - соисполнители по законопроекту, Комитет         
Совета Федерации по социальной политике поддерживают концепцию проекта          
федерального закона. Правовое управление Аппарата Государственной Думы          
представило замечания, которые мы учтём при подготовке законопроекта к          
рассмотрению во втором чтении.                                                  
                                                                                
На основании изложенного Комитет по охране здоровья рекомендует                 
Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Коллеги, прошу       
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич.                                                 
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, вопрос вам. 15 лет назад, когда БАДы так называемые,    
вот эти биологически активные добавки, которые сегодня активно используются,    
потребляются гражданами, появились, когда их распространение перешло в          
активную фазу, это как-то напоминало... казалось чем-то таким безобидным, а     
сегодня многие эти препараты - а именно таковыми они и являются, это            
лекарства, которые люди сами себе назначают, - производят кто и как попало,     
и, соответственно, это негативно сказывается на здоровье наших граждан.         
                                                                                
Вопрос такой: почему мы не можем в сегодняшних реалиях, зная обороты, рынок и   
всё остальное, приравнять их к лекарствам и оставить в регуляторной системе     
по качеству, по доступности и по многим другим критериям, чтобы снять их        
негативное воздействие, а не так мягко идти - здесь немножко регулируем, а      
потом и нет? Возможно это или нет? Такой вопрос.                                
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Я хочу обратить внимание, что это биологически активные добавки    
к пище, это еда, это не лекарство и не может быть лекарством. И для того,       
чтобы навести в этой сфере порядок, мы в том числе предлагаем сегодняшний       
законопроект. Более того, мы предлагали, и предлагаем, и продолжаем сегодня     
реализовывать уже состоявшееся решение по маркировке этих веществ. Мы с вами    
исторически поменяли структуру своего питания таким образом, что нам сегодня    
не хватает пищевых элементов. Ни в коем случае БАДы нельзя рассматривать как    
лекарство, это совсем другая субстанция. Мы говорим о диетическом питании, о    
специальном питании, БАДы - это элемент питания. В том, что сместились          
понятия, я не могу с вами не согласиться, это так и есть, и здесь ровно ещё и   
поэтому нужно наводить порядок.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Анна Юрьевна, вот несколько таких вопросов, на         
которые я хочу получить публичные ответы. В комитете они частично прозвучали,   
но немножко смазанно.                                                           
                                                                                
Первый: будет ли система маркировки, подобная системе МДЛП, которая действует   
для лекарств? Понятно, что это не лекарства, но эта система, на мой взгляд,     
довольно надёжная и уже отработанная, и те риски, которые были, можно           
преодолеть.                                                                     
                                                                                
Второй момент: будет ли рецепт выписывать медицинский работник, врач на этот    
препарат либо не будет выписывать, а будет опять на каких-то рекламных          
листочках выдавать показания, назначения на основании методических              
рекомендаций?                                                                   
                                                                                
И само понятие методических рекомендаций. Есть клинические рекомендации -       
понятное, закреплённое в нашем законе "Об основах охраны здоровья граждан..."   
нормативное... точнее, не нормативное, а документ соответствующий. Вот где      
будет указание на возможность, необходимость применения той или иной            
биологической добавки?                                                          
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое за вопросы. Маркировка есть уже сегодня, и она     
создана по аналогии с маркировкой для полной прослеживаемости движения          
лекарственных препаратов. На сегодняшний день с началом маркировки БАДов на     
несколько... на порядок как минимум количество БАДов на рынке увеличилось, по   
официальным данным, то есть обеление рынка уже идёт. Контроль за рынком - это   
тоже требование сегодняшнего дня, и это нужно делать.                           
                                                                                
В законопроекте есть норма - правительство наделяется полномочиями, и в         
рамках полномочий правительства и подзаконных актов все решения на два ваших    
финальных вопроса будут предложены. На заседании комитета мы это в самом деле   
обсуждали, и мы, и Министерство здравоохранения, и я, говорили о том, что до    
окончания периода принятия закона все проекты подзаконных актов должны быть     
готовы и там будут все ответы.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, пара вопросов. Скажите, пожалуйста, законопроект        
будет направлен в том числе на недопущение на наш рынок биологически активных   
добавок ненадлежащего качества, произведённых за рубежом? И вопрос              
относительно установления особенностей обеспечения отдельных категорий          
граждан биологически активными добавками: врачи будут назначать в основном      
отечественные добавки или зарубежные аналоги, которые так активно               
рекламируются, как вы считаете?                                                 
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Ещё раз хочу сказать, что норматив по назначению будет             
разработан в проекте до окончания рассмотрения и принятия закона. И я думаю,    
что всё это следующий наш шаг, после второго чтения.                            
                                                                                
И вопрос, если можно, первый... У вас два было вопроса. Первый вопрос?..        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Тогда спасибо.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скрозникова Анна Валерьевна.                              
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, законопроект наделяет правительство неограниченными     
полномочиями по установлению критериев качества БАДов, сырья для их             
изготовления, особенностей применения БАДов на территории России,               
особенностей их регистрации и так далее. Можете ли вы сейчас сказать, что это   
будут за новые правила регистрации БАДов и как будет определяться их            
качество, на основе каких параметров? Какой орган будет определять, какой БАД   
качественный, а какой нет?                                                      
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. У нас в том законе, в который мы вносим изменения, есть            
определение качества, оно было изменено несколько лет назад. Качественный       
продукт питания - а мы вносим изменения в закон "О качестве и безопасности      
пищевых продуктов" - это продукт питания следующий: а) безопасный; б)           
соответствующий заявленным потребительским свойствам; в) не нарушающий          
требований к сохранению здоровья живущего и будущего поколений, то есть он      
должен быть полезным. Вот при соблюдении всех трёх показателей продукт          
является качественным. Таким образом, у нас в законе эта норма уже              
определена, и ею будет руководствоваться правительство.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, уважаемые коллеги! Безусловно, тема важная. У нас в     
четверг будет заседание комиссии по биобезопасности, которая создана            
парламентом по итогам расследования, и большую тревогу вызывают те              
биодобавки, которые ввозятся с территорий других стран.                         
                                                                                
В связи с этим вопрос: мы видим, что будут повышенные требования к              
отечественным производителям, и это правильно, а каким образом будут решаться   
вопросы экспертной оценки скрытых биологических привнесений, которые могут      
иметь отсроченную опасность для жизни и здоровья человека? Как будут решаться   
эти вопросы? Обладаем ли мы достаточными экспертными мощностями или у нас это   
будут делать лаборатории, которые сами имеют какой-то сертификат? Это более     
глубокие, сложные исследования, и мы знаем, какой скрытый, латентный характер   
несут сегодня опасные разработки на приграничных территориях и в                
лабораториях, созданных военным ведомством США. Как это будет соотноситься с    
логикой новых решений, которые мы, конечно, поддерживаем, но которые требуют    
доработки?                                                                      
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Уважаемая Ирина Анатольевна, я считаю, что законопроект сегодня    
исчерпывающий, и он предполагает... вернее, он не предполагает никакой          
разницы ни для отечественного производителя, ни для какого-то другого           
производителя. У нас требования к регистрации абсолютно одинаковые независимо   
от страны происхождения. Контроль качества, сегодняшние требования к            
качеству, которые регулируются техническим регламентом Таможенного союза,       
куда мы вносим уже второй год изменения, которые соответствуют нашему видению   
и нашим потребностям, - такое право этим законопроектом даётся Правительству    
Российской Федерации. Я считаю, что это был бы очень значимый шаг в деле        
защиты здоровья населения.                                                      
                                                                                
В части контроля и выпуска на рынок. У нас жёсткий перечень лабораторий,        
которые имеют право проводить исследования, - это научно-исследовательские      
организации, и больше никто, то есть это закрытый перечень из нескольких        
экспертных организаций. Выводится на рынок всегда, безусловно, правильная,      
качественная продукция. Оборот на рынке, тем более малоконтролируемый, - это    
другая история. А оборот на рынке электронном, цифровом - это ещё более         
сложная ситуация, которую мы все видим, и, пытаясь противостоять, мы сегодня    
и предлагаем тот вариант решения, который вы рассматриваете.                    
                                                                                
Если говорить о лабораторном оснащении, то лабораторное оснащение               
Роспотребнадзора для контроля сегодня полностью готово, мы всё успели           
сделать. И сегодня мы можем делать исследования и делаем их, когда получаем     
пробы, на незаявленные и нецелевые вещества как в продуктах питания, так и в    
БАДах. И ровно эти наши исследования лежат в основе того, что мы запрещаем то   
или иное. Другое дело, что наши жёсткие требования уводят производителя и       
импортёра в другие государства - члены Евразийского экономического союза, и     
там это регистрируется, поэтому нам нужен жёсткий контроль на рынке. А найти    
то, что не заявлено, чего там не должно быть, - для этого у нас сегодня все     
возможности есть. Я вас приглашаю, если вам интересно, мы вам всё покажем.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемая Анна Юрьевна, если я правильно понял, то                
законопроектом разрешается применение в медицинской практике БАДов. Это         
фактически означает, что БАДы приравниваются к лекарственным средствам и        
врачи могут рекомендовать и выдавать рецепты на них. В связи с этим вопрос:     
будут ли проходить БАДы такую же процедуру регистрации, как лекарственные       
средства, если они, конечно, имеют оздоравливающий эффект? И ещё: всем ли       
врачам будет разрешено рекомендовать и выдавать рецепты на БАДы, или будут      
какие-то ограничения?                                                           
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Уважаемый Федот Семёнович, на сегодняшний день врачам никто не     
запрещает выписывать рецепты на БАДы, и они их выписывают. И я уверена, что     
значимая часть депутатов Государственной Думы каждое своё утро начинает с тех   
или иных биологически активных добавок, которые им назначил врач. Но с 1        
января 2025 года врач должен будет следовать клиническим рекомендациям или      
методическим рекомендациям, и, если он сделает что-то вопреки или то, что не    
прописано, для него возникает уголовная ответственность. Для того чтобы этот    
вопрос разрешить, и предложена такая конструкция, которая, соответственно,      
согласована Министерством здравоохранения.                                      
                                                                                
Но ещё раз хочу напомнить, что биологически активные добавки - это не           
лекарства. Хотя система регистрации в Российской Федерации очень жёсткая,       
наверное, максимально жёсткая среди всех стран-импортёров.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич.                              
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.           
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, мой вопрос касается спортивного питания и витаминов,    
которые у нас бесконтрольно продают в спортивных клубах, в том числе для        
наращивания мышечной массы. Кстати, всё импортное. Люди бесконтрольно их        
принимают по рекомендации своего тренера и потом болеют: у кого печень, у       
кого почки. Я вас прошу обратить на это внимание, с этим разобраться.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Я с вами согласна. Хочу отметить, что весь так называемый          
спортпит приобретается на цифровых платформах, а мы, чтобы закрыть такую        
платформу, даже найдя там жесточайшие нарушения, опасные для здоровья,          
вынуждены сегодня тратить три месяца, добиваясь решения суда о                  
приостановлении, за это время они ещё несколько таких открывают.                
Законопроект, который сегодня предложен, позволит разрешить и эту проблему      
тоже.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, инициатива является крайне необходимой для              
осуществления контроля продукции, за этим стоит здоровье. Вместе с тем          
вызывает обеспокоенность, не приведёт ли принятие данной законодательной        
инициативы к монополизации на рынке БАДов? Следующее, насколько урегулировано   
взаимодействие между Роспотребнадзором и Росздравнадзором? Ведь эта             
инициатива касается сразу двух законов - "О качестве и безопасности пищевых     
продуктов" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а     
также данный продукт должен иметь сертификат биологической безопасности и       
качества, поскольку одно ведомство будет выдавать сертификат качества, другое   
- посредством врачей назначать его пациентам. Каковы требования к механизму     
проведения экспертиз БАДов в рамках данной инициативы? Какое ведомство будет    
определять требования к механизму проведения экспертизы? Кто будет              
уполномочен проводить экспертизы на предмет качества и безопасности?..          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое. Все вопросы, которые вы задали...                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, одну секунду.                           
                                                                                
Коллеги, мы договорились по одному вопросу задавать - не два, не три, не        
пять, а один.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Анна Юрьевна.                                                       
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Все вопросы, которые вы сейчас задали, урегулированы действующим                
законодательством. В этой части в законодательство не вносится никаких          
изменений, всё будет происходить так, как и происходило, это не сертификация,   
это государственная регистрация, порядок её описан в законе и в подзаконных     
актах, утверждённых постановлением правительства. Ничего нового мы сюда не      
вносим, здесь ничего не меняем.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Анна Юрьевна, скажите, пожалуйста, вот на данный момент на российском рынке     
какой процент БАДов иностранного производства и какой процент российского       
производства? Поскольку БАДы, как вы говорите, являются не лекарством, а        
биологической добавкой к питанию, есть ли необходимость оказывать меры          
господдержки нашим российским производителям, которые будут выпускать           
качественные добавки?                                                           
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое за вопросы. Сегодня это примерно пополам на        
официальном рынке, который сегодня подвергается контролю; неофициальный         
рынок, наверное, даст другие цифры, после того как мы обретём полномочие        
контролировать то, что продаётся на цифровых площадках.                         
                                                                                
По поводу поддержки бизнеса. Я думаю, что... Бизнес пока таких просьб не        
заявлял, но развивать отечественный бизнес и помогать ему - это одна из наших   
крайне важных задач. Собственно, бизнес и поддерживает тот законопроект, о      
котором мы сегодня говорим.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ткачёв Антон Олегович.                                    
                                                                                
ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемая Анна Юрьевна, законопроект запрещает обращение, соответственно,       
скорее всего, и рекламу БАДов, которые не будут подпадать под правила, и по     
подзаконным актам тоже пока до конца неизвестно с точки зрения регулирования,   
что будет конкретно запрещено. Но на рынке рекламы (говорю как член             
профильного комитета) БАДы занимают достаточно большой объём, десятки           
миллиардов, а сам рынок - 150 миллиардов в год в целом. Просчитывали ли вы      
при написании законопроекта, будет ли у телеканалов упущенная выгода, которая   
как налоги тратится в том числе на ряд социальных вещей? И какой общий объём    
БАДов, соответственно, в продажах упадёт?                                       
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое за вопросы. Экономическое обоснование              
представлено к законопроекту. Конечно же, ущерб рекламодателя и тех, кто эту    
рекламу готовит, в финансово-экономическое обоснование к законопроекту не       
включался, такой практики нет в принципе.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Яровая Ирина Анатольевна.                    
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемая Анна Юрьевна, просьба всё-таки уточнить. Решение,        
которое предлагается, безусловно, важно, но вот в тексте законопроекта...       
Читаю исключительно буквально: "Правительство Российской Федерации вправе       
устанавливать особенности применения биологически активных добавок на           
территории Российской Федерации..." - что понятно - "...особенности             
регистрации таких добавок, произведённых отечественными производителями". Для   
нас, безусловно, с точки зрения защиты прав потребителей имеют значение любые   
БАДы, независимо от того, кем они произведены. Просьба всё-таки уточнить,       
почему здесь такая оговорка.                                                    
                                                                                
ПОПОВА А. Ю. Когда готовили законопроект, предполагали, что возможны            
преференции для российских производителей, потому что мы можем                  
проконтролировать всё здесь - от сырья, от производства до реализации, в        
отличие от того, что нам, как правило, привозят. Речь не шла об ужесточении     
требований для отечественных производителей.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Неверов Сергей Иванович. От фракции.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, важный на самом деле законопроект. Я просто хочу сказать,    
что почти три года идёт обсуждение этой темы. Здесь очень важно отделить        
биологически активные добавки к пище от продукции, которая реализуется под      
видом биологически активных добавок. С 2021 года, как вы знаете, свободная      
дистанционная торговля БАДами происходит на электронных площадках. Попасть,     
если вы хотите, на полки аптечных учреждений или специализированных магазинов   
вы сегодня не сможете, там очень строгий входной контроль, там требуется        
государственная регистрация.                                                    
                                                                                
У нас сегодня государственную регистрацию имеют порядка 53 тысяч                
наименований, они все в едином реестре. Но если мы с вами зайдём на             
электронные площадки, мы увидим более 100 тысяч наименований, которые           
реализуются в электронной торговле. Вот по состоянию на 4 июня 2024 года - на   
маркетплейсах был проведён очередной мониторинг наличия нарушений в сфере       
реализации БАДов к пище - на всех маркетплейсах были выявлены продукты с        
многократным превышением верхнего допустимого уровня потребления активных       
компонентов, даже превышающим лекарственные дозировки, с содержанием растений   
из перечня сильнодействующих, ядовитых, психотропных, что вообще запрещено к    
использованию согласно приложению технического регламента Таможенного союза     
без свидетельства о регистрации. При этом дополнительно были выявлены           
продукты с содержанием незарегистрированных лекарственных субстанций,           
ответственность за оборот которых сегодня предусмотрена уголовным               
законодательством, с содержанием сильнодействующих веществ, ответственность     
за которые также предусмотрена уголовным законодательством. В частности,        
экстракт перца опьяняющего, так называемый кава-кава, являющийся                
сильнодействующим веществом, на популярных маркетплейсах ещё полгода назад      
встречался относительно редко, буквально две-три позиции, а сегодня их уже      
более 15. Аналогичная ситуация сегодня наблюдается по рецептурным               
гормональным средствам, которые реализуются под видом БАДов.                    
                                                                                
Интернет-магазины сегодня являются фактически единственным крупным и растущим   
каналом реализации опасной для здоровья продукции. Я вам приведу статистику,    
которая ведётся с 2022 года, после того как была разрешена продажа на           
интернет-ресурсах: например, есть такая продукция, она у нас запрещена в        
применении биологически активных добавок, небезызвестная ашваганда, и если в    
2022 году она встречалась в порядка 30 наименованиях, то сегодня уже в 400;     
якорцы...                                                                       
                                                                                
У меня выступление от фракции.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. ...якорцы стелющиеся, трибулус, - это было в 16 наименованиях,    
сейчас - в более 400; бенфотиамин в 2022 году находился в четырёх               
наименованиях, сейчас - в более 100; а передозировка, сверхдозировка по тому    
же витамину D, например, была в 500 наименованиях, сегодня - в количестве       
свыше 2 тысяч.                                                                  
                                                                                
Это ужасно, что сегодня творится на рынке, и этот закон как раз направлен на    
решение этого вопроса. Сегодня юридически существует судебная блокировка, но    
процесс занимает от четырёх до шести месяцев чтобы выявить, пройти все эти      
процедуры и заблокировать. Вот наши коллеги из информационного комитета дали    
в своём заключении такой момент: "В соответствии со статьёй 15-1...             
осуществляется ограничение доступа к сайтам сети "Интернет" в отношении двух    
товарных категорий: лекарственных препаратов и алкогольной продукции. Обе       
категории ограничены в товарном обороте и лицензируются. Биологически           
активные добавки, являясь пищевой продукцией, не ограничены в обороте и         
лицензированию не подлежат. Поэтому отсутствие каких-либо специальных           
требований..." То есть блокировки не нужно, мол, пожалуйста, продолжайте        
продавать. Коллеги, вы не можете, ещё раз говорю, продавать, если не имеете     
государственной регистрации, а сегодня всё это нам подаётся под видом           
биологически активных добавок.                                                  
                                                                                
Далее, аргумент интересный, который тоже наши коллеги приводят: возложение на   
Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и        
массовых коммуникаций дополнительных полномочий по ограничению доступа к этой   
информации - это требует средств. Ну вы сегодня это делаете, но только по       
решению суда! На заседании комиссии, которую проводила Татьяна Алексеевна       
Голикова, я задал вопрос Роскомнадзору: а что вам нужно, для того чтобы         
решить этот вопрос? Они сказали, что одна штатная единица. Сегодня в            
Роскомнадзоре более десяти вакансий, которые не заполнены, - ну заполняйте и    
делайте эту работу! Более того, вам, по большому счёту, делать-то ничего не     
нужно, потому что это делает Роспотребнадзор, они выявляют. И мы предложили     
механизм, который обсудили со всеми структурами, в том числе и с Ассоциацией    
компаний интернет-торговли, с маркетплейсами. Сейчас блокировка тех же          
лекарственных препаратов происходит в течение 24 часов: увидели, уведомили,     
не произошло - заблокировали. Мы предлагаем, давайте делать так: вот сегодня    
Роскомнадзор увидел - направил на маркетплейс предложение о том, что, мол,      
ребята, у вас запрещённая продукция, уберите с полки; 24 часа прошло, не        
убрали - направляет непосредственно продавцу, уберите с полки; ещё 24 часа не   
убрали - тогда направляет в Роскомнадзор; Роскомнадзор говорит - уберите или    
заблокируем; и только через следующие 24 часа происходит блокировка. То есть    
трое суток, трое! По лекарственным - сутки. Сейчас процесс идёт от четырёх до   
шести месяцев. Ну, как процесс, только два месяца идёт судебное слушание,       
потом суд прошёл, апелляция, потом вернули, потом исполнение идёт. А как        
только к исполнению подходят, всё это уходит на зеркальный сайт и появляется    
опять снова.                                                                    
                                                                                
Коллеги, нам крайне важно принять этот законопроект, потому что это сегодня     
убивает наше население. Мы приняли законы по вейпам, по энергетикам, здесь -    
миллионы людей, миллионы, плюс спортивное питание. Это просто убийственно!      
Плюс, правильно сказала Ирина Анатольевна, это имеет отложенный эффект: там     
очень много продукции, которая накапливается, которая в дальнейшем даст свой    
результат на уничтожение нашего населения.                                      
                                                                                
Поэтому крайне важно принять этот законопроект, а не считать, какая там         
реклама потеряет от чего-то там, кто-то там чего-то... Первой, кто был против   
всех этих действий, - это компания "iHerb", Соединённые Штаты Америки,          
которая три года назад выступила категорически против, когда мы начали эту      
инициативу поднимать, завалили администрацию президента и, вообще, всех         
письмами о том, что это убьёт интернет-торговлю.                                
                                                                                
Коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект. (Аплодисменты.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович.                                                     
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел поддержать Сергея Ивановича, он три года пробивал    
законопроект по остановке сайтов, где продаются БАДы. Помню, мы, как аграрный   
комитет, тоже подключились, потому что это как бы пищевой добавкой считается,   
и это всё сложно было пробить. Конечно, Анне Юрьевне большое спасибо, что       
всё-таки ведомство Анны Юрьевны смогло этот законопроект провести и довести     
его до принятия Государственной Думой.                                          
                                                                                
В отношении рекламы я хочу сказать, так как я в своё время активно занимался    
рекламой. Ну, если следовать этой логике, то почему мы запретили алкоголь?      
Представляете, сколько у нас потеряли наши телевизионные каналы от рекламы      
алкоголя. Почему мы запретили табак? Ни у кого это не вызывает сомнений, а      
ведь это тоже повлекло большие потери у наших средств массовой информации.      
Конечно, прежде всего надо думать о здоровье нации, а не о доходах наших        
медиамагнатов, поэтому я тоже прошу поддержать этот законопроект.               
                                                                                
У нас ещё одна нерешённая задача - ветеринарные препараты. Точно так же есть    
запрет Россельхознадзора на те или иные ветеринарные препараты, а они           
прекрасно и свободно продаются на электронных площадках, так что это ещё одна   
тема, которая требует развития и решения.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Это действительно очень важный законопроект, и о          
важности говорит тот факт, что Сергей Иванович Неверов сегодня очень горячо и   
убедительно выступал, он выступал также и у нас в Комитете по охране            
здоровья, когда мы рассматривали этот законопроект. Это действительно очень     
важный законопроект. Регулировать рынок БАДов уже пора настала, и               
регулировать надо, естественно, в двух направлениях: первое - запретить то,     
что вредит; второе - установить порядок применения того, что полезно, потому    
что некоторые БАДы имеют, естественно, оздоровительный эффект. И не секрет,     
что, например, китайские, индийские лекарства там зарегистрированы как          
лекарства, а у нас зарегистрированы как БАДы. Вот надо наводить порядок.        
                                                                                
Ну и в связи с этим два предложения. Первое, должен быть реестр, биореестр      
БАДов с оздоровительным эффектом. И второе, не всем врачам надо разрешать,      
видимо, прописывать БАДы. Конечно, это будет в клинических рекомендациях, но    
в то же время не все должны иметь право их назначать.                           
                                                                                
В плане наведения порядка на рынке БАДов, конечно, пора уже настала. Вот        
Минздрав контролирует рынок лекарственных средств, а БАДы никак не              
контролирует. Этот законопроект как бы допускает контроль Минздрава над этим    
рынком, и мы надеемся, что будет наконец полезный законопроект, который будет   
регулировать рынок БАДов.                                                       
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", естественно, поддерживает данный              
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик - заключительное слово?      
Нет. Содокладчик? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 27.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.