Заседание № 230
О проекте федерального закона № 638764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части предоставления адвокату права на свидание c подозреваемым, обвиняемым посредством систем видео-конференц-связи, а также повышения эффективности сотрудничества священнослужителей с учреждениями уголовно-исполнительной системы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 4 июля сего года. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступила одна поправка, она рекомендована к принятию. Просьба поддержать решение профильного комитета, одобрить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 39 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 03 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые согласования, экспертизы, замечаний не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений - сегодня рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 49 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 638764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части предоставления адвокату права на свидание c подозреваемым, обвиняемым посредством систем видео-конференц-связи, а также повышения эффективности сотрудничества священнослужителей с учреждениями уголовно-исполнительной системы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 16-й и 17-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами. 16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; и 17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра юстиции Вадим Витальевич Фёдоров. ФЁДОРОВ В. В. Уважаемые депутаты, законопроекты подготовлены в целях повышения гарантий и соблюдения права подозреваемых и обвиняемых на получение юридической помощи, содержат корреспондирующие нормы, о них докладываю вместе. Законопроектами устанавливается возможность проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитником в следственном изоляторе в режиме видео-конференц-связи. Свидания будут проводиться по заявлению подозреваемого или обвиняемого и с согласия защитника при наличии технической возможности и соответствующих помещений. При этом будут обеспечены условия для сохранения конфиденциальной и адвокатской тайны. Проведение свиданий с защитниками посредством видео-конференц-связи положительно скажется на обеспечении права подозреваемых и обвиняемых на юридическую защиту. Кроме того, предлагается наделить ФСИН России полномочием заключать в установленном порядке с зарегистрированными централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Аналогичные положения в настоящее время предусмотрены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в отношении осуждённых. Заключение данных соглашений будет способствовать обеспечению свободы совести и вероисповедания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Витальевич, присаживайтесь. По 16-му вопросу с содокладом выступает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик по законопроекту Фёдоров Вадим Витальевич подробно изложил его концепцию. И я, не повторяясь, отмечу, что профильным комитетом принятие данного законопроекта поддержано полностью. Действительно, речь идёт о гуманизации условий содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, об обеспечении их прав на получение юридической помощи и на свободу совести и вероисповедания. Первое, право на свидание с защитником гарантировано статьями 46 и 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, второе, право на свободу совести и вероисповедания гарантировано статьёй 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Соблюдение прав указанных категорий граждан является одним из элементов функционирования нашей единой правовой системы. У Комитета по безопасности и противодействию коррупции замечаний концептуального характера не имеется, равно как и у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уважаемые коллеги, просьба поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. По 17-му вопросу с содокладом выступает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, законопроект направлен на повышение правового статуса подозреваемого и обвиняемого и, кроме того, на модернизацию уголовного производства. Свидания посредством видео-конференц-связи с защитником позволят в каких-то случаях облегчить и ускорить уголовное производство. Концепцию законопроекта поддерживаем. Рекомендуем принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Есть вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Скажите, пожалуйста, почему предлагаемые изменения предусматривают возможность предоставления подозреваемым и обвиняемым свиданий по ВКС только с защитником? А что насчёт свиданий указанных лиц с родственниками или иными, скажем так, разрешёнными лицами? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Подозреваемые, обвиняемые, находящиеся в следственных изоляторах, в первую очередь для ускорения процесса, следственных действий нуждаются в юридической помощи адвокатов, защитников. Первостепенная задача, на решение которой направлен данный законопроект, - дать подозреваемым, обвиняемым максимально возможное количество свиданий и оперативно обеспечивать эти свидания. С учётом того что у нас большинство следственных изоляторов находятся в зданиях, которые были построены ещё в советские времена, количество помещений именно для свиданий ограничено, что вызывает определённые проблемы в плане оперативности обеспечения свиданий осуждённого с защитником. Данный законопроект направлен на то, чтобы предоставить возможность это делать более оперативно, - при видео-конференц-связи не обязательно, чтобы защитник находился непосредственно в очном контакте с подозреваемым, обвиняемым: он может находиться в ином административном здании следственного изолятора, что позволит оперативно проводить встречи. Я хотел бы дополнительно сказать, что в ряде субъектов Российской Федерации уголовно-исполнительной системой уже подготовлены соответствующие помещения, соответственно, после принятия закона оперативно будет организован данный режим связи. Но ещё раз хотел бы обратить внимание, что это будет реализовано только при наличии технической возможности и не отменяет нынешний, действующий порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ПАНЬКИНА И. А. Коллеги, я хотела бы напомнить, что правительство последовательно предлагает законодательные решения, направленные на модернизацию уголовного процесса, уголовного производства. Буквально в прошлом году нами был принят закон, который позволяет посредством видео-конференц-связи проводить и очную ставку в том числе. При соблюдении требований закона, при наличии технических возможностей, помещений (в данном случае очень важно соблюсти конфиденциальность), при условии сохранения адвокатской тайны (это очень важно) всё это в совокупности развивает, модернизирует уголовное производство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Вадим Витальевич, ну, если дистанционно обращаться к служителю церкви, молиться (в разных конфессиях) - это одно, а вот в отношении связи с защитником, с адвокатом, я так понимаю, главный вопрос заключается в соблюдении адвокатской тайны. Не будет ли в данном случае применение новых технологий основанием для того, чтобы уменьшить количество личных встреч, очных, на которых, например, подозреваемый или обвиняемый настаивает? Это первое. И второе. Насколько надёжной будет эта система защиты, кто её будет сертифицировать, кто ею будет заниматься? Если это будут сотрудники УФСИН, то, естественно, появится соблазн так или иначе эту тайну узнать или как-то дополнительно повлиять. ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое, Алексей Владимирович, за вопрос. Прежде всего я хотел бы ещё раз обратить внимание, что данная возможность будет применяться только при согласии защитника, то есть ныне действующий порядок не отменяется. Если есть необходимость дополнительной встречи и защитник считает, что это допустимо, соответственно, такая возможность будет использоваться. Данная система будет сертифицирована, и сертификация будет подтверждать возможность защиты информации и отсутствие утечки. И в любом случае, ещё раз обращу внимание, это только по обращению самого подозреваемого, обвиняемого и с согласия защитника. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Алексей Владимирович, хотела бы обратить ваше внимание, что в тексте законопроекта прямо указано: по заявлению подозреваемого (обвиняемого), а также с согласия защитника при наличии технической возможности. Вот только при соблюдении в совокупности всех этих факторов будет возможно проведение свидания посредством видео-конференц-связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е. Уважаемый Вадим Витальевич, в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах ФСИН будет заключать соглашения в установленном порядке с централизованными религиозными организациями. Ну, "централизованные религиозные организации" - это достаточно обтекаемое понятие. У нас по законодательству и секты являются религиозными организациями - не знаю, насколько они централизованные, конечно, но некоторые из них могут быть и централизованными. Поэтому я предлагаю эту формулировку изменить и дополнить: традиционные религиозные конфессии. Прокомментируйте, пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В. Евгений Евгеньевич, спасибо за вопрос. Я хотел бы ещё раз обратить внимание, что в тексте законопроекта так: "...заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии". То есть ФСИН при заключении этого соглашения будет смотреть, в установленном порядке зарегистрирована эта организация либо нет, и органы управления должны быть именно централизованные. Вы правильно сказали, у нас религиозных организаций очень много, поэтому здесь главный вопрос именно в том, чтобы это были централизованные религиозные организации. Мне здесь больше добавить нечего. Надо ли расширять либо сужать данный перечень, я не готов сейчас обсуждать. Данный законопроект разрабатывался в плотном взаимодействии, как вы сказали, с традиционными религиозными конфессиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вадим Витальевич, некоторое время назад наш комитет проводил "круглый стол" о гуманизации содержания заключённых, ну, речь шла о женщинах, о женщинах с детьми. И понятно, что главные проблемы, о которых говорили представители ФСИН, - это, конечно, проблемы с материальным обеспечением. Да, собственно, когда мы вносили законопроект о браслетах для педофилов, тоже речь шла о том, что нет денег. Вот финансово-экономическое обоснование к этому законопроекту: "...не повлечёт расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Вы уже сказали, что здания, помещения старые, ещё советского периода. Скажите, пожалуйста, а какова сейчас фактическая обеспеченность следственных изоляторов техникой и помещениями? Вот вы говорили о помещениях, а видеотехника везде есть сейчас? Браслетов-то не хватает, а видеотехника правда везде есть? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Как я уже сказал в своём выступлении, это будет делаться при наличии технической возможности в рамках текущего финансирования Федеральной службы исполнения наказаний. Тем не менее сейчас уже в десяти субъектах Российской Федерации созданы условия для того, чтобы проводить такие свидания между подозреваемыми (обвиняемыми) и защитниками, в рамках текущего финансирования. И хотел бы обратить ещё внимание на то, почему этот законопроект довольно важен. При этой модели защитник может находиться, как я сказал, в административном здании, где помещение проще выделить, чем в режимной зоне, для очного свидания. Поэтому, мы надеемся, это, во-первых, придаст оперативность, а во-вторых, увеличит количество свиданий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вадим Витальевич, поддерживая законодательные инициативы, не могу не спросить. Уточните, учтены ли риски и потенциальные киберугрозы при использовании видео-конференц-связи и используются ли в связи с этим программы и приложения для видео-конференц-связи только отечественного производства или зарубежного тоже? ФЁДОРОВ В. В. Спасибо за вопрос. Как я уже сказал, этот продукт будет сертифицирован, отечественного производства. А все необходимые требования, чтобы была унификация этого продукта и не было какой-либо самостийности, будут соответствующим приказом утверждены, где будут заданы как раз технические параметры, в том числе связанные с защитой от кибератак и информационной безопасностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Александровна, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", 16-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 01 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", 17-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 31 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.