Заседание № 27
О проекте федерального закона № 638260-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 2 повестки дня, о проекте федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". Докладывает Максим Андреевич Шингаркин. Пожалуйста, Максим Андреевич. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! По поручению комитета предлагаю вам рассмотреть в третьем чтении проект федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Большое спасибо, во-первых, депутатам предыдущего созыва, которые трудились над этим законопроектом, и, во-вторых, тем коллегам, которые приняли активное участие в завершении работы над ним уже в этом созыве Государственной Думы. Мы с вами вместе провели большую работу. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Таким образом, комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить впоследствии по мотивам? Есть. Прошу записаться на выступления по мотивам. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите список. Анатолий Евгеньевич, вы же, по-моему, тоже записывались. Шингаркин и Локоть будут выступать по мотивам. 3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вещи связанные, да. Максим Андреевич, вы сделали общий доклад по двум законопроектам? Я так понимаю, что и по второму законопроекту выступать по мотивам будут те же депутаты. Шингаркин - один раз. Принимается. Выносим на "час голосования" 2-й и 3-й вопросы.
Пункт 2, проект федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". По мотивам выступает Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Сергей Евгеньевич, я прошу разрешить объединить 2-й и 3-й пункты. Я буду стараться выступить кратко. Уважаемые коллеги, мы с вами сделали большое дело, подошли вплотную к финишной черте. Спустя долгое время после того, как в 59-м году был подписан договор об Антарктике, мы наконец гармонизировали национальное законодательство и имеем закон об Антарктике. Основным плюсом этого закона - ну, я полное наименование закона не называю, все и так его видят - является то, что теперь вся деятельность, которую будут вести организации и граждане от имени и по поручению Российской Федерации в Антарктиде, будет полностью регулироваться российским законодательством. Результаты всех научных изысканий, которые будут проводиться в Антарктиде, будут в полном объёме безвозмездно передаваться Российской Федерации. Таким образом, мы создали инструмент научного обогащения Российской Федерации на том Континенте, который является, по сути дела, геополитическим резервом, мы заложили фундамент геополитического развития на южном континенте и создали условия для доминирования Российской Федерации на самых передовых рубежах, потому что недра Антарктиды являются резервом развития человечества. Всё, что сегодня заложено в закон в плане регулирования деятельности людей, - это очень хорошо, это будет защищать наших граждан, которые там работают. И отдельным плюсом данных законов является введение системы страхования в части негативного воздействия на окружающую среду, а Антарктида является особо уязвимым объектом, и этот механизм, если он покажет, зарекомендует себя в полной мере на южном континенте, будет востребован и на территории Российской Федерации. Конечно, здесь его настроить будет тяжелее, но введение экологического страхования в широком смысле на территории Российской Федерации также создаст позитивный механизм для качественного развития нашего государства. Наша фракция будет консолидированно голосовать за данный законопроект, и я предлагаю всем фракциям сделать это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам выступает Анатолий Евгеньевич Локоть. Коллеги, я только прошу: потише. Я понимаю, что у вас энтузиазм, вы хотите побыстрее проголосовать, но давайте послушаем наших коллег. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, мы принимаем законопроект, который касается совершенствования регулирования законодательства о деятельности физических и юридических лиц в Антарктиде. Это очень важно, это радует, поскольку это говорит о повышении роли и активности российских исследований в полярных областях - не только в Антарктиде, но и в районе Арктики, - и это очень хорошо. Надо сказать, что эти исследования очень важны для нас, поскольку не только имеют научное значение, о чём здесь уже говорилось, но это и борьба за будущие, потенциальные месторождения природных ресурсов. Соседям, надо сказать, это очень не нравится. Я хочу напомнить, какой шум подняли наши так называемые заклятые друзья после того, как был опущен флажок на дно Северного Ледовитого океана в области географического Северного полюса. Поэтому мы тем более больше не должны допускать ошибок, не должны уступать ни миллиметра нашей территории, как это произошло во время ратификации договора с Норвегией, ну а ещё раньше мы уступили Соединённым Штатам на Дальнем Востоке. Борьба за эти природные ресурсы будет обостряться, поэтому очень важно, чтобы мы помнили свои корни и умели доказать своё первенство историческое, право на эти открытия. Антарктида была открыта Беллинсгаузеном и Лазаревым, а в этом году семь дат, семь юбилеев, о которых, может быть, забыли, а я хочу их просто напомнить: 80 лет Северному морскому пути - в 32-м году "Александр Сибиряков" впервые прошёл Северным морским путём; 75 лет первой станции на Северном полюсе, "СП-1"; 75 лет полёту Валерия Павловича Чкалова через Северный полюс; 75 лет перелёту экипажа Громова; 50 лет со дня всплытия атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" в районе Северного полюса; 35 лет со дня, когда ледокол "Арктика" достиг Северного полюса, ломая паковые льды; 25 лет высокоширотной экспедиции на атомоходе "Сибирь", которую возглавлял наш с вами коллега Герой Советского Союза Артур Николаевич Чилингаров. Надо гордиться и бережно относиться к этим датам. Тогда с нами будут считаться и наши заклятые друзья. Мы поддержим данный законопроект. И давайте следовать лучшим традициям наших первопроходцев. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, в третьем чтении голосуется данный проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 35 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Закон принят, спасибо. Пункт 3, также в третьем чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 12 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 638260-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" (принят в первом чтении 15 февраля 2012 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, Сергей Евгеньевич назвал уже этот законопроект, и нет необходимости повторять. К этому законопроекту поступило пять поправок, они сконцентрированы в таблице № 1. Существенных поправок, принципиально меняющих содержание законопроекта, принятого в первом чтении, не существует, поправки носят в основном юридико-технический и лингвистический характер. Просьба принять этот законопроект во втором чтении, исходя из той логики, что мы приняли законопроект "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли отдельные мнения, возражения по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 19 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, мы благодарим вас от имени комитета и большой группы товарищей, которые занимались подготовкой этих законопроектов. Хочу сказать, что наши полярники пользовались с 59-го года соглашением, которое было заключено в Вашингтоне, и это очень необходимые и нужные законы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Пункт 12, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 59 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 10
О проекте федерального закона № 638260-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, по решению Совета Думы вопросы 17 и 18 повестки дня поставлены на фиксированное время, обсуждаются с одним докладом и содокладом по двум вопросам. Пункт 17 - о проекте федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике", пункт 18 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике". Слово предоставляется Фролову Александру Васильевичу. Пожалуйста, Александр Васильевич. ФРОЛОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроекты "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием этого федерального закона внесены в Государственную Думу Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации. В настоящее время в нашей стране отсутствуют законодательные акты, регулирующие деятельность российских граждан и юридических лиц в Антарктике. Спецификой осуществления деятельности в Антарктике, требующей специального национального регулирования, являются: первое - наличие в международных договорах системы Договора об Антарктике требования о регулировании выполнения ряда их положений в национальном законодательстве, второе - невозможность прямого применения национальных законов в силу того, что установленные в них области регулирования правоотношений, ограничены территорией Российской Федерации, и третье - активизация и диверсификация деятельности государственных и негосударственных операторов (например, различные виды туризма) в районе действия Договора об Антарктике. В связи с этим требуется создание специальных законодательных основ для осуществления деятельности в Антарктике. В первую очередь это касается требований по созданию действенной системы государственного контроля за деятельностью российских граждан и юридических лиц в Антарктике и установления норм права, закрепляющих ответственность, в том числе материальную, за нарушения при осуществлении деятельности в Антарктике, предусмотренную международными актами системы Договора об Антарктике. Вместе с тем законопроект направлен на решение отдельных вопросов, связанных с обеспечением деятельности Российской антарктической экспедиции, а также с обеспечением безопасности в этом регионе. Необходимо отметить, что принимая данные законопроекты, регулируя деятельность в Антарктике национальным законодательством, мы не создаём прецедент, поскольку в США аналогичный специальный закон, акт об Антарктике, был принят ещё в 1978 году, в Германии и в Новой Зеландии - в 1994 году. Данным законопроектом определяются и регламентируются следующие меры государственного регулирования деятельности в Антарктике: определение основных направлений развития деятельности в интересах Российской Федерации и механизмов их реализации, назначение государственных операторов для осуществления деятельности в Антарктике, организация и проведение инспекций в Антарктике, разрешительный порядок осуществления деятельности в Антарктике и контроль за её осуществлением, установление требований к обеспечению безопасности деятельности в Антарктике, а также к финансовому обеспечению безопасности такой деятельности, разграничение ответственности за причинение вреда окружающей среде и установление ответственности за нарушение законодательства, возникающее при осуществлении деятельности в Антарктике. Эти меры регулирования раскрываются в самостоятельных статьях законопроекта. Кроме этого, принципиально важными являются три следующих аспекта регулирования деятельности в Антарктике, обусловленные географическим положением и особенностью международного правового статуса региона. Первый - это положение законопроекта о том, что вопросы деятельности в Антарктике российских граждан и юридических лиц, не регулируемые международным законодательством, будут регулироваться нашим национальным законодательством. Это положение позволит защитить как неимущественные, так и имущественные интересы Российской Федерации, связанные прежде всего с необходимостью защиты результатов научных исследований, научных трудов наших учёных. Второе - положение, обеспечивающее возможность проведения неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях и оформления процессуальных документов, в том числе подтверждающих смерть граждан. Третьим принципиально важным положением являются нормы, предусматривающие обязанность негосударственных операторов вывезти из района действия Договора об Антарктике не позднее чем в трёхлетний срок по окончании срока действия разрешения использованное имущество и образовавшиеся отходы. Требование по обязательному страхованию или иному финансовому обеспечению деятельности негосударственных операторов является реализацией норм, принятых за последнее время международным антарктическим сообществом и направленных на повышение ответственности государств - участников Договора об Антарктике за деятельность граждан и организаций в этом регионе. Реализация этих мер - это очень важно - позволит освободить Российскую Федерацию как сторону Договора об Антарктике от возможной материальной ответственности за ущерб, причинённый окружающей среде при осуществлении деятельности негосударственных операторов. В целом законопроект о регулировании деятельности направлен на устранение законодательных пробелов в правовом регулировании деятельности в этом регионе планеты. Разработка второго законопроекта - о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона о регулировании деятельности в Антарктике - обусловлена необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию деятельности в Антарктике в целях обеспечения возможного применения некоторых положений первого законопроекта. Поскольку законопроект направлен на сохранение Антарктики в качестве региона, предназначенного для мира и науки, охрану её окружающей среды, как это предусмотрено Договором об Антарктике, для установления мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к деятельности в Антарктике, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется соответствующей статьёй: административная ответственность устанавливается за осуществление деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных разрешением, а также за осуществление деятельности в Антарктике без разрешения или с причинением вреда окружающей среде Антарктики. Предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части наделения начальников антарктических станций, сезонных полевых баз полномочиями по удостоверению завещаний граждан, находящихся в антарктических экспедициях, и приравнивания этих завещаний к нотариально удостоверенным. И наконец, в Уголовно-процессуальный кодекс предлагается внести изменения в части наделения начальников антарктических станций, сезонных полевых баз полномочиями по возбуждению уголовных дел и выполнению неотложных следственных действий, то есть так же, как это установлено для руководителей геолого-разведочных партий, зимовок, удалённых от мест расположения органов дознания. Принятие этих двух законов обеспечит создание законодательной базы для осуществления и регулирования деятельности в Антарктике, прежде всего деятельности Российской антарктической экспедиции, систематизацию и упорядочение государственных механизмов правового регулирования, исключение пробелов по вопросам, правовое регулирование которых отнесено международными договорами к национальному законодательству, и установление требований и необходимых ограничений при осуществлении деятельности в Антарктике. Принятие законопроектов будет способствовать эффективной реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации, повышению международного престижа России как государства, чётко выполняющего свои международно-правовые обязательства, и укреплению нашего международного авторитета у государств - участников Договора об Антарктике. Прошу депутатов Государственной Думы принять в первом чтении законопроекты "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике". Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич, присаживайтесь, пожалуйста. Слово для содоклада - Александру Борисовичу Василенко. ВАСИЛЕНКО А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется внесённый Правительством Российской Федерации пакет из двух законопроектов, направленных на регулирование деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике. Сразу хочу сделать маленькую ремарку. 5 февраля, буквально полторы недели назад, российской экспедицией в Антарктике было вскрыто подлёдное озеро Восток - водоём, скрытый под четырёхкилометровой толщей льда и являющийся уникальной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхности биосферы в целом на протяжении миллионов лет. Мировые агентства уже поспешили назвать это крупнейшим открытием ХХI века. Таким образом, представляется, что принятие данных законов - а с принятием этих законов мы практически ликвидируем тот правовой вакуум, который мешает работе наших организаций в Антарктике, - ну, это как подарок или как проявление заботы о тех людях, которые сделали это открытие. Как сказал уважаемый докладчик, первым законопроектом определяются направления государственного регулирования деятельности в Антарктике - как в отношении деятельности, осуществляемой в интересах Российской Федерации, так и в отношении деятельности, осуществляемой российскими гражданами и юридическими лицами по собственной инициативе. Второй законопроект решает вопросы реализации властных полномочий на территории Антарктики и формирования отдельных процессуальных документов. Это очень актуально, поскольку ближайшие к местам функционирования объектов инфраструктуры Российской антарктической экспедиции и работы граждан Российской Федерации должностные лица, уполномоченные их осуществлять от имени Российской Федерации, располагаются на других континентах. Наш комитет, комитеты-соисполнители, а также Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию одобряют концепцию законопроекта, поддерживают его. Единственное, на что я хочу обратить внимание, - это на то, что при работе над законопроектом мы обнаружили определённый правовой вакуум, связанный с отсутствием социальных гарантий в отношении российских граждан, осуществляющих деятельность в Антарктике в интересах Российской Федерации. То есть если в отношении работы на территории Арктики мы имеем коэффициенты северные и другое, то вот мы обнаружили, что в этих законодательных актах такой норматив отсутствует. Эти изменения коснутся примерно двухсотпятидесяти человек. Обсуждая этот вопрос, мы решили, что при подготовке ко второму чтению это будет учтено. В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе принять оба проекта федеральных законов в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Запишемся. Прошу включить запись на вопросы. Покажите список. Михаил Михайлович Заполев. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция КПРФ. Ну, я так понимаю, что нас интересует не столько это озеро, сколько нефтяные озёра, которые там находятся. А вопрос у меня такой: граница нашего правового влияния каким документом будет определяться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? ЗАПОЛЕВ М. М. Да любому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Александр Васильевич, пожалуйста. ФРОЛОВ А. В. Уважаемые коллеги, в Договоре об Антарктике сказано, что деятельность возможна только в мирных целях и для научных исследований. Любая добыча полезных ископаемых любого вида запрещена, вето специально наложено на пятьдесят лет. Потенциально, конечно, если ресурсы на Земле будут истощаться, к этому вопросу можно вернуться, и в этом смысле как раз наш закон позволит защитить наши интересы через патент на другую деятельность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Васильевич, я всё-таки расширю и углублю вопрос. Вы знаете, что на Антарктику претендуют несколько стран, некоторые из них, скажем страны Евросоюза, США и более близкие к Антарктике страны, вкладывают значительно больше, чем Россия, в её освоение, и сегодня уже в международных организациях ставят вопрос о неправомерности нашего сектора. Скажите, пожалуйста, вот в связи с принятием этого закона нужно ли какие-то соглашения международные ратифицировать и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Васильевич. ФРОЛОВ А. В. Этот договор имеет принципиальное значение именно потому, что он заморозил всяческие территориальные претензии кого-либо на Антарктику. В 1937 году Норвегия, потом ряд других стран выразили желание часть территории секторально закрепить за собой. Советский Союз тогда заявил, что если такие претензии будут предъявляться, то он, как первооткрыватель Антарктики, оставляет за собой право предъявить претензию на всю Антарктиду. И как раз этот договор заморозил все территориальные претензии, никаких дополнительных оснований сейчас не требуется. Но есть, действительно, ещё потенциальные правовые пробелы, связанные с тем, что существуют континентальный шельф, биологические ресурсы, и вот здесь требуется гармонизация законодательства на международном уровне, чтобы эти интересы защитить от посягательств каких-то стран. Сейчас это ничья территория со специальным международно-правовым регулированием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Александру Васильевичу. Александр Васильевич, мы, наверное, ставим один и тот же вопрос в разных интерпретациях. Конечно, Антарктика - это часть света, ещё не загаженная человечеством, будем так говорить, созданная для науки. Скажите, кто осуществляет разрешение на деятельность, особенно физических лиц, в этой части света у нас в России и как эта деятельность осуществляется в других странах - как даётся разрешение и кто его даёт? Если это делают определённые чиновники, то это, наверное, плохо. И ещё в дополнение к этому: возможен ли договор со всеми странами о спасении этой уникальной части света в том плане, что только от имени государств могут действовать там различные научные экспедиции и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. ФРОЛОВ А. В. Уважаемая Тамара Васильевна, на первый вопрос я отвечаю следующим образом. Существует специальный протокол к договору, так называемый Мадридский протокол об охране окружающей среды, который предъявляет очень жёсткие требования к осуществлению деятельности в Антарктике, в том числе по вывозу отходов, и есть приложение 6, о материальной ответственности за нанесённый ущерб, что регулируется нашим законопроектом. В этом смысле это принципиально важно - принять данный законопроект, иначе ответственность за деятельность любых операторов, государственных или негосударственных, в Антарктиде будет нести Российская Федерация. Предложенный законопроект разделяет эту деятельность и предлагает негосударственным операторам воспользоваться либо страхованием, либо банковскими гарантиями для покрытия своих расходов. Что касается разрешений, то в нашей стране это регламентируется постановлением правительства. Существует межведомственная комиссия, которая даёт специальные разрешения юридическим лицам и гражданам для осуществления этой деятельности. Наш законопроект уточняет эти процедуры, и после его принятия в первом чтении они будут правительством прописаны детально, досконально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Васильевич, чем продиктована актуальность данного законопроекта - высокой активностью наших операторов, говоря вашим языком, вернее языком законопроекта (мы этого сейчас, видимо, не замечаем), или это требование каких-то международных соглашений? Но тогда вопрос: а как отвечают национальные законодательства вот тех стран, с которыми мы заключили эти договора, как эти страны у себя регулируют вот подобные нормы, которые мы пытаемся урегулировать этим законопроектом? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Васильевич. ФРОЛОВ А. В. Спасибо. Я хочу повторить, что, с нашей точки зрения, есть три требования, три причины, почему мы должны принять этот законопроект. Первое - это требование международной системы Договора об Антарктике, иначе эти международно-правовые нормы, которые мы принимаем и ратифицируем, будут иметь прямое действие на нас. Второе - это невозможность применения наших национальных законов в силу установленных в них ограничений, связанных с территорией: Антарктида не является территорией Российской Федерации. И третье - это активизация и диверсификация деятельности негосударственных операторов. Мы должны чётко развести сферы ответственности государства и частных лиц и организаций. Большинство стран... политика разная, некоторые страны просто руководствуются прямыми положениями системы договора, их достаточно много, а некоторые, такие как США, Германия, Новая Зеландия, и сейчас, я знаю, другие, регулируют национальным законодательством подобно нам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению? Ну, в качестве исключения включите, пожалуйста, микрофон депутату Шингаркину. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, у вас выступление? Это пока были вопросы. Коллеги, прошу записаться на выступления. Включите режим записи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нажимать на кнопку нужно один раз, повторное нажатие на кнопку означает отмену. Покажите, пожалуйста, список. Карлов Георгий Александрович. КАРЛОВ Г. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня мы делаем первый шаг к созданию правового регулирования в Антарктике, на континенте, открытом нашими соотечественниками, русскими моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым ещё двести лет назад. Сейчас в Антарктике работает пять российских станций, четыре расположены по периметру континента и одна - на магнитном полюсе земли, та самая, рядом с которой российская экспедиция вскрыла озеро Восток, о чём уже говорили сегодня наши докладчики. Оба законопроекта имеют огромное значение для России по ряду причин. Во-первых, это выполнение международных обязательств Российской Федерации, защита геополитических интересов Российской Федерации и повышение её авторитета в мире. Во-вторых, это систематизация и упорядочение государственных механизмов правового регулирования деятельности в Антарктике, а также совершенствование порядка их осуществления. Ну и наконец, в-третьих, это, конечно, разграничение ответственности за возмещение вреда окружающей среде в Антарктике, который может быть причинён в результате деятельности в интересах Российской Федерации или вследствие деятельности, осуществляемой российскими гражданами и юридическими лицами по собственной инициативе. Эти доводы более чем убедительны и актуальны на сегодняшний день. Мы внимательно проанализировали документы по данным законопроектам, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в полной мере поддерживает их концепцию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Я тоже хотел бы поддержать этот законопроект - очень приятно, что и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его, - и могу объяснить почему. Собственно говоря, откуда он взялся? Не будем называть фамилии, но много лет назад - ну, не так много, меньше десяти лет назад - один очень известный человек слетал на Южный полюс и оставил там самолёт. В результате этой коллизии у Российской Федерации возникли существенные проблемы, в том числе с выполнением тех протоколов, о которых нам руководители федерального ведомства говорили, и пришлось крупной национальной компании снаряжать специальную экспедицию, чтобы вывезти с Южного полюса этот самый самолёт, потому что по прошествии года без использования он рассматривался как отходы. Причём, так как было много металла, много керосина, было очень много отходов, Российская Федерация была вынуждена выплачивать штраф. Вот по рассматриваемому сегодня закону, если он будет принят и реализован в полной мере, за такую деятельность фактически будут наказывать конкретного человека, в данном случае за использование летательного средства для полётов на Южный полюс. Мы сейчас не говорим о том, хотел ли он покататься или, так сказать, действительно были какие-то открытия запланированы на Южном полюсе, но то, что Российская Федерация сегодня перекладывает ответственность на конкретных исполнителей... Это совершенно правильный закон, и надо, чтобы исполняющие функциональные обязанности именно на территории международной юрисдикции граждане Российской Федерации понимали, что они представляют Российскую Федерацию и полностью отвечают своим карманом за те несообразности, которые происходят на белом континенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, Андрей Викторович, выступать будете? Нет. Артур Николаевич, вы как специальный представитель президента? Только коротко, пожалуйста, Артур Николаевич. Включите микрофон. ЧИЛИНГАРОВ А. Н., член Совета Федерации. Я как коллега. Секунда. Я не знаю, из какой фракции этот молодой человек, кто ему такие сказки рассказал... Мне кажется, из ЛДПР, так вот ваш лидер обнимался и целовался со мной и благодарил за то, что я долетел до Южного полюса. Я думаю, что всё, что принимается сегодня, в интересах России, и надеюсь, что депутатский корпус поддержит этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчики и содокладчики хотят выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Голосуется в первом чтении проект федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 05 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 40 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принят в первом чтении. Спасибо.