Заседание № 196

14.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 637441-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1427 по 1800 из 4907
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении   
изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в    
области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря     
2010 года". Доклад официального представителя Правительства Российской          
Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Российской          
Федерации Анастасии Борисовны Бондаренко.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Анастасия Борисовна.                                                
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении     
изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в    
области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря     
2010 года". Протокол о внесении изменений в это соглашение был подписан в       
Москве в октябре 2018 года. Сразу скажу, что он также проходит                  
ратификационные процедуры в Республике Казахстан и в настоящий момент           
находится в верхней палате Парламента Республики Казахстан.                     
                                                                                
Протоколом предусматривается определение компетентными органами сторон          
перечня нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к экспорту из Республики   
Казахстан за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза,   
а также перечня нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к вывозу с         
территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан. В           
соответствии со статьёй 1 протокола компетентным органом со стороны             
Российской Федерации определено Министерство энергетики, так было и в базовом   
тексте соглашения, со стороны Республики Казахстан - тоже Министерство          
энергетики, а ранее компетентным органом было Министерство нефти и газа         
Республики Казахстан. Перечень предварительно согласовывается                   
государственными органами сторон до составления индикативного баланса. В        
настоящий момент проект такого перечня проходит российское                      
внутриведомственное согласование. Согласование поставок российских              
нефтепродуктов на уровне компетентных органов сторон будет способствовать       
упрощению процедуры регулирования рынка нефти и нефтепродуктов между            
Российской Федерацией и Республикой Казахстан, а также снятию некоторых         
ограничений по их поставкам для российских компаний.                            
                                                                                
Протокол устанавливает изъятия в отношении запрещённых или ограниченных к       
вывозу нефтепродуктов. Согласно положениям протокола он должен применяться      
без ущерба в отношении деятельности комплекса "Байконур", а также в отношении   
поставок нефтепродуктов с территории Республики Казахстан для гуманитарных      
целей либо для проведения лабораторных исследований и испытаний. При этом       
компетентный орган казахстанской стороны информирует компетентный орган         
российской стороны об объёме и времени вывоза нефтепродуктов за пределы         
таможенной территории.                                                          
                                                                                
Поскольку протокол устанавливает правила иные, чем предусмотренные              
законодательством Российской Федерации, то в соответствии с Федеральным         
законом "О международных договорах Российской Федерации" он подлежит            
ратификации.                                                                    
                                                                                
Законопроект о ратификации протокола не противоречит положениям Договора о      
Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров, участником      
которых является Российская Федерация.                                          
                                                                                
Просим вас поддержать законопроект.                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена комитета по делам СНГ Юрия Николаевича Мищерякова.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЩЕРЯКОВ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Анастасия Борисовна          
довольно подробно изложила суть обсуждаемого вопроса, тем не менее несколько    
комментариев.                                                                   
                                                                                
Протоколом предусматривается определение компетентными органами сторон          
перечня нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к вывозу из Российской     
Федерации в Республику Казахстан, перечня нефтепродуктов, запрещённых или       
ограниченных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной           
территории Евразийского экономического союза, путём заключения протокола        
между ними, в который по необходимости вносятся изменения. Согласование таких   
поставок российских нефтепродуктов на уровне компетентных органов сторон        
может способствовать упрощению процедуры регулирования рынка нефти и            
нефтепродуктов между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, а также     
снятию некоторых ограничений по их поставкам для российских компаний.           
                                                                                
Исполнение российской стороной положений данного протокола не потребует         
признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных        
актов федерального законодательства, не потребуется также дополнительных        
расходов из федерального бюджета.                                               
                                                                                
Государственной Думой проведена необходимая экспертная работа. Даны             
положительные заключения Правовым управлением, Комитетом по энергетике -        
соисполнителем в этом вопросе. Наш комитет рекомендует Государственной Думе     
ратифицировать представленный протокол. Прошу поддержать.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Яхнюк Сергей Васильевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Анастасия Борисовна, в пояснительной записке указано, что согласование          
поставок будет способствовать упрощению процедуры регулирования рынка нефти и   
нефтепродуктов между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Какие всё   
же конкретные направления регуляции данного сегмента рынка вы можете назвать    
приоритетными на сегодняшний день?                                              
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопрос. С точки зрения упрощения процедуры во       
взаимной беспошлинной, я подчеркну, торговле нефтепродуктами мы можем           
отметить снятие определённых ограничений на экспорт бензинов Республикой        
Казахстан. Это вызвано тем, что на территории Республики Казахстан              
закончилась модернизация трёх крупных нефтеперерабатывающих заводов, и          
некоторое время рынок даже был перенасыщен, в связи с этим мы взаимным          
соглашением снимаем ограничения с возможности экспорта бензинов с территории    
Республики Казахстан. При этом некоторые другие позиции в указанных перечнях    
сейчас тоже проходят межведомственное согласование, например предлагается       
расширить возможности, снять ограничения с поставок масел смазочных из          
Российской Федерации на территорию Республики Казахстан.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скриванов Дмитрий Станиславович.                          
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопросы к докладчику.                                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, о цифрах, собственно говоря, баланса ввоза и вывоза        
нефтепродуктов. Здесь прозвучало, что не будет никаких дополнительных трат. А   
какие сегодня бюджетные потери мы имеем в связи с отрицательным балансом -      
как я предполагаю, он есть - ввоза именно нефтепродуктов по особым правилам     
на территорию Казахстана и вывоза их с неё? Это первый вопрос.                  
                                                                                
И второй вопрос. Правильно ли я понимаю, что мы решаем проблему Байконура в     
данном случае, чтобы беспрепятственно завозить нефтепродукты? Я не услышал      
содержательно, для чего это делается.                                           
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопросы.                                            
                                                                                
Начну с последнего - в отношении Байконура. Не запрещается вывозить из          
Российской Федерации для нужд Байконура мазут топочный в объёме, указанном в    
индикативных балансах. Индикативные балансы совсем недавно сторонами были       
согласованы, и конкретно по мазуту топочному установлен объём (извините, что    
подглядываю) - 85 тысяч тонн, это необходимо для нормального функционирования   
этого комплекса. Все проблемы, которые связаны с Байконуром, этим соглашением   
не решаются, это соглашение очень узколокальное, оно определяет порядок         
взаимной торговли нефтепродуктами.                                              
                                                                                
В отношении потерь бюджета. Наверное, такой комплексный анализ мы вам можем     
представить отдельно, а ставить вопрос о каких-то потерях бюджета именно        
исходя из этого соглашения я бы не стала, в таком случае Минфин заключения,     
ратификации этого соглашения не допустил бы. Потери бюджета надо смотреть       
либо во взаимной торговле, либо в целом в разрезе ЕАЭС, либо в целом с учётом   
российского экспорта и так далее. Может быть, мы конкретно с вами свяжемся, и   
я уточню у вас, что именно вам надо, какую денежную статистику представить? И   
мы, конечно, это представим.                                                    
                                                                                
А в отношении первого вопроса... Можно ещё раз первый вопрос?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите вопрос, пожалуйста.                             
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Большое спасибо. Я на самом деле спрашивал, можете ли вы        
назвать цифры баланса ввоза и вывоза для территории Казахстана. Я понимаю       
так, что территория дружественных нам стран является в том числе транзитной     
территорией для нефтепродуктов, они по особому статусу завозятся на             
территорию и, соответственно, вывозятся по законодательству другой страны, в    
данном случае Казахстана. Это соглашение призвано именно эту тему               
урегулировать. Так вот сегодняшний баланс ввоза и вывоза какой? И               
соответственно, о каких недополученных средствах может идти речь, если мы       
можем об этом говорить, сколько мы не получаем в бюджет?                        
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Я поняла. Информацию конкретно по ценам, по бюджету мы вам     
представим дополнительно - расширенно, с уточнением того, что именно вас        
интересует, а в отношении ввоза, согласно индикативным балансам, цифры          
следующие. Что касается добычи нефти, и Российская Федерация, и Республика      
Казахстан являются добывающими странами, при этом Российская Федерация не       
вывозит нефть в Республику Казахстан, речь идёт о вывозе только                 
нефтепродуктов. Нефтепродукты вывозятся Российской Федерацией в большом         
объёме, в том числе в Казахстан начиная с 2019 года, например вывозятся         
высокооктановые бензины, с октановым числом 98 и 100, в объёме 5 тысяч тонн.    
Кроме того, вывозится дизельное топливо в объёме 520 тысяч тонн, топливо для    
реактивных двигателей - в объёме 300 тысяч тонн, мазут топочный (я его уже      
упоминала) - 85 тысяч тонн.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич.                                  
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Анастасия Борисовна, я так понимаю, что данный протокол носит не только         
технический характер, он вызван определёнными обстоятельствами, и мне бы        
хотелось, чтобы вы уточнили. Вот написано, что устанавливается изъятие в        
отношении запрещённых или ограниченных к вывозу нефтепродуктов. Вы можете       
сказать, были ли случаи, в каких случаях применяется норма об изъятии в         
отношении запрещённых или ограниченных к вывозу нефтепродуктов?                 
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Юрий Николаевич, спасибо за вопрос. Нет, протокол              
действительно носит технический характер, это связано с изменением рынков и,    
как я упомянула, с завершением модернизации заводов по нефтепереработке на      
территории Республики Казахстан. Изъятия, которые в материалах, в заключениях   
указаны, касаются тех трёх случаев, о которых я сказала: это изъятие в          
отношении Байконура, а также изъятия в отношении поставок Казахстаном           
нефтепродуктов в целях оказания гуманитарной помощи и вывоза нефтепродуктов в   
целях лабораторных исследований - это то, что можно вывозить Казахстану,        
изъятия из перечня того, что мы этим соглашением в принципе ограничиваем или    
запрещаем Казахстану вывозить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Анастасия Борисовна, скорее всего, вы занимаетесь мониторингом цен и можете     
уверенно ответить на мой вопрос. Вот в Сети гуляет видео, которое было снято    
якобы 7 марта этого года: в городе Павлодаре на заправочной станции в           
Казахстане бензин стоит около 26 рублей за литр. Вот в связи с подписанием      
данного протокола, его ратификацией можете ли вы нас обнадёжить: это значит,    
что бензин и в Российской Федерации будет стоить около 26 рублей за литр? Или   
что, в Казахстане он будет стоить, как в Российской Федерации, в 2 раза         
дороже? И есть ли тогда смысл возить топливо из России на Байконур, если        
можно закупать его в 2 раза дешевле в Казахстане?                               
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Александр Николаевич, да, цены на нефтепродукты, в частности   
на автомобильный бензин и дизельное топливо, в Российской Федерации и в         
Республике Казахстан различаются. В первую очередь это связано с изменением     
нашего и казахстанского налогового законодательства: ставка НДС в Казахстане    
12 процентов, в Российской Федерации, как вы помните, 20 процентов. Кроме       
того, небольшое снижение цен на нефтепродукты на территории Республики          
Казахстан было обусловлено тем самым завершением модернизации                   
нефтеперерабатывающих заводов и некоторой затоваренностью рынка: у них          
произошло накопление, в результате существенный профицит нефтепродуктов.        
Именно поэтому в связи с объективным обращением казахской стороны к             
российской был снят запрет на экспорт нефтепродуктов из Казахстана. Так что     
цены, конечно, различаются, но я ещё вам напомню: мы же стремимся к общим       
рынкам ЕАЭС, и, скорее всего, в рамках рынка ЕАЭС цены будут выравнивать.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Анастасия Борисовна, вы почти ответили на вопрос, но я всё     
же хотел бы его уточнить: скажите, пожалуйста, регламент таможенного союза      
предполагает сроки синхронизации цен? Это первое.                               
                                                                                
И второе. Мы знаем, что в Казахстане очень много американских, нидерландских,   
французских компаний, которые в том числе занимаются этим бизнесом, - они под   
это соглашение подпадают или по ним отдельные соглашения?                       
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. В отношении регламента таможенного союза - да, стороны         
приходят к единым правилам и к единым торговым политикам как в двусторонних     
отношениях, так и в многосторонних.                                             
                                                                                
В отношении производителей, которые и так действуют на территории Казахстана,   
- соглашение распространяется на всех хозяйствующих субъектов как в             
Российской Федерации, так и на территории Казахстана.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Белеков Иван Итулович, пожалуйста.                                              
                                                                                
БЕЛЕКОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый вопрос по    
сути своей имеет большое значение для укрепления, развития Евразийского         
экономического союза, где Казахстан занимает заметное место, ну а для России    
в целом евразийский вектор всей государственной политики, включая               
социально-экономическое и гуманитарное направления, сейчас приобретает особую   
актуальность.                                                                   
                                                                                
С учётом изложенного в докладе и содокладе фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"              
поддерживает ратификацию протокола и обращается к депутатам с предложением      
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Я в первую очередь хочу поблагодарить Анастасию Борисовну за то,    
что она откровенно отвечала на вопросы, ей даже пришлось дать заведомо не       
такой, наверное, приятный ответ на мой вопрос: избиратели присылают             
видеоролики, подобные тому, о котором я рассказал, и задают депутатам           
Государственной Думы вопрос, доколе будет продолжаться ситуация, когда в        
Казахстане 92-й бензин стоит 26 рублей 60 копеек, а в Новосибирске, как         
говорит автор ролика, такое же топливо стоит 40 рублей 50 копеек за литр? Я     
далёк от мысли, что руководство Казахстана будет стремиться к таким же ценам,   
как в Российской Федерации. Я думаю, что просто акционеры наших нефтяных        
компаний должны стабильно получать свои дивиденды, желательно как можно         
больше, ежегодно, вне зависимости от того, что будет происходить с российской   
экономикой, насколько повысится стоимость перевозки грузов, товаров,            
стоимость услуг, продуктов питания. И я считаю, что, наверное, в связи с        
этим, если мы такие соглашения заключаем, наверное, Российской Федерации        
будет выгоднее ввозить топливо из Казахстана: даже с учётом стоимости           
доставки оно будет дешевле, чем топливо, которое продаётся в нашей              
нефтедобывающей державе. Мы занимаем первое место в мире по экспорту            
нефтепродуктов и второе место в мире по добыче, уступая только Саудовской       
Аравии, но если посмотреть, сколько стоит топливо в этих странах и сколько -    
в Российской Федерации, то становится непонятно, каким образом мы пытаемся      
достичь экономического развития Российской Федерации. Я надеюсь, что ваши       
прогнозы будут ошибочными, что Казахстан не будет стремиться к таким ценам, и   
я думаю, что всё-таки каждое соглашение, которое мы заключаем, должно           
приводить к снижению стоимости топлива.                                         
                                                                                
Наверное, в Российской Федерации нужно проявить такую же политическую волю,     
какую проявляют в Казахстане, и не уговаривать нефтедобытчиков и                
нефтепереработчиков, а просто федеральным законом определить цены, чтобы у      
нас 92-й бензин тоже стоил 26 рублей за литр, как в Казахстане. Ведь люди       
перемещаются, всё это видят, и у них возникает справедливый вопрос: почему      
депутаты Государственной Думы не могут их защитить? Поэтому ещё раз оглашаю     
позицию фракции ЛДПР: мы выступаем за то, чтобы в Российской Федерации цены     
на энергоресурсы регулировались государством, потому что, если всё это          
отдавать исключительно на откуп рынку, то ожиревшие нефтеперерабатывающие       
коты будут только богатеть, а народ будет пересаживаться на кобыл и покупать    
сено.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Нет.                                 
                                                                                
Докладчик, представитель правительства, в завершение хотите что-нибудь          
сказать? Пожалуйста.                                                            
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Я хочу сказать, что цены на территории Казахстана и на         
территории Российской Федерации действительно различаются, и обусловлено это    
не только теми причинами, которые я назвала, но и, наверное, ещё большим        
количеством, целым рядом причин. Отношение граждан к государству и к тем        
ценам, которые складываются благодаря какой-либо конъюнктуре, определяется не   
только абсолютным выражением цен в рублях, но и общим уровнем среднедушевого    
дохода и средней заработной платой. Развитие Казахстана и развитие Российской   
Федерации надо сравнивать в том числе в этом плане; я не считаю, что можно      
сравнивать только цены в конечном выражении - 40 рублей или 26 рублей. Но       
могу сказать, что именно в Казахстане и в России цены на топливо одни из        
самых низких в Европе, на третьем месте находится Белоруссия, на четвёртом -    
Украина, а по дороговизне лидируют, конечно же, европейские страны, у которых   
несопоставимо выше цены на топливо.                                             
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик будет выступать? Нет.                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о   
внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и     
Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в    
области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря     
2010 года".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.