Заседание № 145
О проекте федерального закона № 637094-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения, а также усиления ответственности по отдельным составам административных правонарушений в области воинского учёта).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 38, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Николай Гаврилович Брыкин, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, представленный на ваше рассмотрение, был внесён в Государственную Думу 1 февраля 2019 года. Он направлен на усиление ответственности граждан за уклонение от призыва на военную службу. В первом чтении мы приняли законопроект в марте 2021 года. Ко второму чтению поступила 21 поправка, 16 из которых включены в таблицу № 1 и рекомендованы к принятию, 5 поправок включены в таблицу № 2 и рекомендованы к отклонению. Я бы хотел обратить ваше внимание, что во втором чтении состав административных правонарушений приведён в соответствие с действующими обязанностями, установленными федеральными законами "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и "О воинской обязанности и военной службе". Также увеличивается размер штрафов, чтобы они соответствовали степени общественной опасности подобных нарушений и выполняли превентивную функцию. Кроме того, уточняется срок вступления федерального закона в силу - 1 октября 2023 года. Поправки, включённые в таблицу № 2, внесены в 2021 году, они не учитывают изменений в законодательстве, поэтому предлагаются к отклонению - нормы уже урегулированы. Комитет по госстроительству и законодательству рекомендует принять таблицы поправок и проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 8. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 15 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. По поправке 8 - Ярослав Нилов. Пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. НИЛОВ Я. Е. Я хотел бы обратить внимание, что у нас в России МРОТ сегодня около 16 тысяч рублей, на следующий год запланировано около 20 тысяч рублей. В принципе по всей предлагаемой таблице есть вопросы, связанные с размером административных штрафов в отношении граждан, но конкретно по данной поправке непонятно, зачем штрафовать гражданина за то, что он не проинформировал об изменении своего семейного положения, об изменении места работы, когда всё, что касается трудовой деятельности, есть в цифровом виде в системе персонифицированного учёта в Пенсионном фонде. Мы говорим о цифровизации, а сами откатываемся назад. Я понимаю, что базовый закон не этот, здесь лишь санкции за неисполнение, но всё-таки. Давайте ограничимся в данном случае предупреждением, не будем штрафовать за то, что он не сказал, что развёлся, женился, переехал, заехал, поменял место работы и так далее, всё-таки для кого-то штраф 5 тысяч... Это треть МРОТ, а у нас около 4 миллионов граждан получают на уровне сегодняшнего МРОТ, поэтому штрафы эти всё равно ощутимы. Могут быть объективные причины, почему гражданин не проинформировал военкомат о смене места работы, например банально не успел, но не будет другой возможности, кроме как привлечь его к административной ответственности. Можно было бы ограничиваться просто предупреждением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. БРЫКИН Н. Г. Ярослав Евгеньевич, ну, наверное, определённая логика есть, я с вами соглашусь, но, когда мы рассматривали поправки в комитете, таких предложений не было - обо всём, что было, я сказал. Хочу отметить, что в редакции, рассмотренной на первом заседании комитета, вопрос, связанный с непредставлением данных, звучал намного, так сказать, глобальнее и санкции были другие. Здесь главное, что это норма корреспондирующая, прежде всего с нормами закона "О воинской обязанности и военной службе", где перечислены обязанности должностных лиц и так далее. И нужно усилить ответственность, в силу того что всё-таки это серьёзная проблема для обороноспособности страны в целом. Я думаю, правоприменитель - у каждой организации, у каждого более или менее нормального ООО или ЗАО есть специалист, который ведает воинским учётом, - разъяснит эти моменты, в случае если гражданин самостоятельно принимает соответствующее решение. Я сомневаюсь, что сразу будут штрафы, если гражданин не сообщил информацию. Посмотрим практику правоприменения, там можно будет внести корректировки. А так, считаю, норма важная, принятие её оправданно. И повторю, суммы штрафов снижены по сравнению с редакцией, рассмотренной на первом заседании комитета. Я считаю, что поправку нужно поддержать. Комитет предлагает эту поправку поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 8 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 13 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 46 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 13 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 62 чел.13,8 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом данный проект федерального закона подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. В соответствии с Регламентом все экспертизы проведены. Прошу поддержать и проголосовать сегодня за принятие в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы как бы поверхностные, громкие законы принимаем, но спрашивать мы хотим не с тех. Сначала надо восстановить дееспособность военкоматов: у нас многие военнообязанные не знают, куда им идти, а многие нынешние комиссариаты не знают, где находятся военнообязанные. В данной ситуации, с нашей точки зрения, правильнее было бы внести поправки в закон "О воинской обязанности..." и восстановить прежде всего дееспособность военкоматов в отношении мобилизационной готовности. А мы хотим сначала всё разрушить, а потом возложить на военнообязанных, чтобы они сами бегали искали, куда же им и когда идти. Это в корне неправильно, поэтому мы не можем поддержать такой законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 38. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 23 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 61 чел.13,6 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принят в третьем чтении. По ведению - Брыкин Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г. Александр Дмитриевич, да я просто не успел нажать. Я вот просто хотел коллегам, Николаю Васильевичу уважаемому заметить, что, когда мы принимали закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части призыва на военную службу, все фракции единогласно голосовали за. Сейчас начинается: кто-то против, кто-то что-то... Странная какая-то позиция, конечно, но пусть это будет на их совести. Данный проект федерального закона корректирует порядок уведомления о призыве на военную службу и явки в военкоматы, порядок оповещения работников, устанавливает обязанности призывников и работодателей, на основании этих данных вносятся коррективы - всего лишь навсего. А мы начинаем какие-то странные дискуссии вести, сначала голосуем за, потом против... Ну, коллеги, как-то несерьёзно! Взрослые люди - и "это я хочу, это мне нравится, а это не нравится", хотя за закон голосовали, за увеличение ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 346
О проекте федерального закона № 637094-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях увеличения размеров административных штрафов за правонарушения в области воинского учёта, а также дополнения перечня поводов к возбуждению дел об указанных правонарушениях и установления возможности проведения административного расследования при производстве по делам о таких правонарушениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы с вами сейчас будем рассматривать, является, по сути, спутником законопроекта, который мы с вами приняли в первом чтении в апреле 2018 года. Там речь идёт о введении таких понятий, как самостоятельная явка на мероприятия, связанные с воинским учётом и призывом на военную службу, и уклонение от этих мероприятий. А в законопроекте, который мы с вами сегодня рассматриваем, предлагается дополнить перечень поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях в области воинского учёта фактом неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учёт и призывом на военную службу (это изменение в статью 28.1 КоАП), а также использовать институт административного расследования, предусмотренный статьёй 28.7 КоАП. По нашему мнению, такие изменения будут способствовать более эффективному взаимодействию сотрудников МВД и военных комиссариатов. Уважаемые коллеги, просьба поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик нам уже рассказал о сути законопроекта, дополню, что данным законопроектом предусматривается десятикратное увеличение нижних и верхних пределов штрафных санкций за правонарушения в области воинского учёта. Предлагается дополнить перечень поводов к возбуждению дел об указанных правонарушениях фактом неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учёт и призывом на военную службу, а также предлагается предоставить возможность проведения административного расследования при производстве по делам об указанных правонарушениях. Андрей Леонидович отметил, что данный законопроект направлен на обеспечение реализации положений другого законопроекта, который уже принят Госдумой в первом чтении, - проекта закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Хотел бы сказать, что комитет рассмотрел данный законопроект, в целом поддерживает его концепцию, но в то же время есть некоторые замечания, которые требуют доработки ко второму чтению. Прежде всего, содержание санкций в административных составах, затрагиваемых рассматриваемым законопроектом, в настоящее время требует уточнения, так как недавно уже было повышение размеров административных штрафов в соответствии с принятым нами федеральным законом от 24 апреля прошлого года. Считаем, что целесообразно более точно соотнести вводимые данным проектом новые основания для возбуждения дел об административных правонарушениях с содержанием диспозиций обозначенных административных составов. И ещё одно замечание: требуется в общем соотнести рассматриваемую законодательную инициативу с окончательным текстом основополагающего законопроекта, о котором мы уже говорили. Необходимая доработка законопроекта ко второму чтению с учётом этих замечаний будет возможна после принятия его в первом чтении, а также после принятия во втором чтении того основополагающего законопроекта, о котором мы уже говорили. С учётом этих замечаний комитет в целом поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Березин Никита Владимирович. БЕРЕЗИН Н. В. Андрей Леонидович, у меня такой вопрос. Уточняется, что неявка гражданина без уважительной причины считается уклонением, - это понятно. Но каким образом определяется, уважительная причина или неуважительная? Как это будет прописано? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Красову включите микрофон. КРАСОВ А. Л. Никита Владимирович, вот для этого, как я уже сказал, есть основной закон, про который мы говорили, его проект был принят в первом чтении в апреле 2018 года. А в законопроекте, который мы с вами сейчас рассматриваем, как раз делается уточнение. Вы обратили внимание, я сказал, что используется институт административного расследования? Как раз в ходе административного расследования и будет установлен факт, уклонялся гражданин от призыва на военную службу либо были какие-то обстоятельства, по которым он не смог выполнить те или иные мероприятия, установленные у нас законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, вы, вероятно, ведёте в комитете это направление и наверняка знакомы с двумя определениями Конституционного Суда о несоразмерности усиления наказаний без поднятия прожиточного минимума. Вот об этом скажите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. МАРДАНШИН Р. М. Николай Васильевич, мы как раз отметили, что десятикратное увеличение... я в своём докладе сказал, что потребуется определённое уточнение, поскольку мы штрафные санкции уже повышали в прошлом году. Так что ко второму чтению будем это поправлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Леонидовичу Красову включите микрофон. КРАСОВ А. Л. Николай Васильевич, этот законопроект мы подготовили в 2019 году. После этого, как совершенно справедливо сказал Рафаэль Мирхатимович, нами был принят закон, которым вот эти штрафные санкции уже были увеличены. Я выступаю от коллектива авторов и хочу сказать: мы не будем настаивать на повторном увеличении штрафов, то есть оставим то, что указано в законе, который был принят в 2020 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Леонидович, абсолютно справедливый закон. Раньше служили на флоте три года, в армии - два года, сейчас служат всего год, и условия, конечно, абсолютно другие: и портянки в прошлом, и маргарин уже ушёл в прошлое. И то, что штрафы для уклонистов непосредственно составляют 1 тысячу рублей, 5 тысяч рублей, - это абсолютно справедливо. Ну что такое 100 рублей? Это вообще смешно. Но вот то, что штрафы для должностных лиц будут всего лишь 3 тысячи и 10 тысяч, - это, мне кажется, не остановит, потому что взятки в этой области очень высоки. Поэтому надо подумать, чтобы, может, для должностных лиц, наоборот, как раз увеличить штрафы. В отношении граждан - согласен с Николаем Васильевичем, потому что, ну, граждане есть граждане, но штраф в размере 3 тысячи для должностных лиц - это, конечно, смешно, это слону дробина! Вот 30 тысяч, 300 тысяч - это серьёзный аргумент, это остановит. Может, на эту службу работать этот человек, негодяй, не пойдёт, понимая, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Леонидовичу Красову включите микрофон. Хотя это пожелание было. Пожалуйста. КРАСОВ А. Л. Сергей Алексеевич, спасибо. Мы готовы к совместной работе. Вот если коллеги примут законопроект в первом чтении, мы готовы поработать совместно над поправками ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Андрей Леонидович, нет возражений против ужесточения, но для некоторых категорий, ну, так называемых мажоров, знаете, что 5 тысяч, что 50 тысяч, вообще, ничего не значат - посмеются и дальше будут продолжать уклоняться. Почему не рассматривается вопрос, ну, образно говоря, получения ими наряда вне очереди, ну, на общественные работы? Помните, кто на песчаный карьер - два шага вперёд. А лучше, может быть, в эти аутсорсинговые компании, которые обслуживают сегодня Российскую армию? Вот там суток 15-30 послужить будет для рецидивистов и полезно, и справедливо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрею Леонидовичу Красову включите микрофон. КРАСОВ А. Л. Олег Анатольевич, мы из чего исходили, когда готовили этот законопроект? Было заключение Счётной палаты - где-то в 2018 году, - в котором указано, что именно система штрафов не позволяла сотрудникам военных комиссариатов выполнять свои служебные обязанности в полном объёме. Ну и ещё раз повторю: в 2020 году система штрафов была изменена, и мы не будем настаивать на той системе, которую мы изначально предлагали в этом законопроекте. А вот что касается того, что вы предлагаете, - ну, давайте совместно поработаем, может, какие-то изменения произойдут в этом законопроекте при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Рафаэль Мирхатимович, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 36 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается.