Заседание № 293

19.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 636943-6 "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления требований к маркировке продуктов питания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6339 по 6452 из 7019
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10       
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Докладывает Разиет    
Хамедовна Натхо.                                                                
                                                                                
НАТХО Р. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Государственным Советом - Хасэ      
Республики Адыгея подготовлен проект федерального закона "О внесении            
изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав                
потребителей", разработанный в целях обеспечения возможности получения          
потребителями информации о качестве пищевого продукта.                          
                                                                                
Статья 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязывает    
изготовителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную   
информацию о товарах (работах, услугах), которая обеспечивает возможность их    
правильного выбора. Пункт 2 названной статьи устанавливает, что эта             
информация о товарах в обязательном порядке должна содержать целый ряд          
сведений. Если это касается таких товаров, как продукты питания, то в           
сведениях об основных потребительских свойствах должны указываться: состав, в   
том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов         
питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии    
в продуктах питания компонентов, полученных с применением                       
генно-инженерно-модифицированных организмов (если более 0,9 процента),          
пищевая ценность, назначение, условия применения и хранения продуктов           
питания, способ изготовления готовых блюд, вес (объём), дата и место            
изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания и так далее. Согласно    
пункту 3 этой же статьи данная информация доводится до сведения потребителей    
в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой    
или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.                        
                                                                                
Однако данный федеральный закон не устанавливает требования к размеру шрифта,   
которым должна быть напечатана названная информация, поэтому производитель      
пищевой продукции, не нарушая действующего законодательства, информацию о       
товаре может печатать мелким шрифтом, особо не заботясь о том, сможет ли её     
прочесть потребитель, выбирая товар.                                            
                                                                                
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Закона           
Российской Федерации "О защите прав потребителей" предлагается дополнить        
статью 10 новым пунктом, который устанавливает, что сведения о составе          
продуктов питания, весе (объёме), дате и месте изготовления указываются на      
этикетках с использованием шрифта, размер которого должен быть не менее двух    
миллиметров, чётко различаемого и выделяющегося на любом фоне.                  
                                                                                
Принятие данного изменения не повлечёт необходимости выделения дополнительных   
средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.      
                                                                                
Учитывая, что законопроект представляется от имени Государственного Совета -    
Хасэ Республики Адыгея, я передаю их просьбу поддержать законопроект и          
принять его в первом чтении.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Фридрихович Звагельский.                          
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Следует отметить, что вопрос,       
связанный с неразборчивой надписью на упаковке товара, очень часто у нас        
поднимался, и комитет неоднократно рассматривал схожие инициативы, но так как   
это не является предметом регулирования Закона "О защите прав потребителей",    
эти предложения после их рассмотрения отклонялись.                              
                                                                                
Закон "О защите прав потребителей" определяет, какая именно информация должна   
указываться на упаковке товара - это довольно большой объём информации,         
который устанавливается статьёй 10 закона. Вся эта информация в равной          
степени важна потребителю, и выделить наиболее ценную в ней невозможно,         
поскольку важность той или ной информации носит исключительно субъективный      
характер, при всём уважении к авторам законопроекта, которые имеют в виду       
только один из видов такой информации. Каким образом информация наносится -     
определяется исключительно другим законодательством. В настоящее время          
основные требования к размещению и способу нанесения надписи определяются       
законодательством о техническом регулировании и устанавливаются техническими    
регламентами, которые, в том числе их разработка и принятие, после учреждения   
Таможенного союза имеют наднациональный характер. На территориях стран -        
участниц Евразийского экономического союза действует технический регламент      
Таможенного союза "Пищевая продукция и части её маркировки". Статьёй 4          
регламента установлено, что маркировка пищевой продукции должна быть понятной   
и легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей. Комитет   
в своё время обращался в Минздрав России, как в подведомственное учреждение,    
с предложением о внесении изменений в технический регламент, но Минздрав счёл   
нецелесообразным инициировать процедуру внесения изменений в технический        
регламент, поскольку с правовой точки зрения данный вопрос уже урегулирован.    
                                                                                
Следует также учитывать, что продовольственные товары имеют разный объём, а     
соответственно, и разную площадь упаковки, на которую должны быть нанесены      
все сведения о товаре. В связи с этим принимать решение об установлении         
единых требований о размере шрифта, например не менее 2 миллиметров,            
абсолютно нецелесообразно.                                                      
                                                                                
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и                    
предпринимательству считает целесообразным данный законопроект отклонить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, коллеги? Нет. Желающие выступить? Тоже нет.                   
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              164 чел.36,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    164 чел.                                          
Не голосовало                 286 чел.63,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.