Заседание № 10
15.02.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 636322-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 780 по 795 из 6341
МИТРОФАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый господин председатель, я предлагаю исключить из повестки дня пункт 5, законопроект "О ратификации Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года", в связи с тем что, мне кажется, ратификация этого протокола абсолютно бессмысленная процедура. Там определяется участие сил ОДКБ в кризисной ситуации на территории стран, но мы видим, что в кризисных ситуациях никакого участия силы ОДКБ не принимают. Зачем тогда нужен этот протокол, кому он нужен, для чего - для того чтобы формализовать статус аппарата, секретаря и прочих уважаемых товарищей, которые хотят работать? Но нам это совершенно не нужно. А в реальных ситуациях - где была ОДКБ в августе 2008 года?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1031 по 1050 из 6341
Депутат Митрофанов предлагает исключить пункт 5. Депутат Москалькова в зале? Прошу прокомментировать предложение депутата Митрофанова: считаете ли вы целесообразным исключить пункт 5 из повестки сегодняшнего заседания? МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Нет, мы считаем нецелесообразным исключать этот пункт, комитет рекомендует этот ратификационный законопроект к принятию, он очень важен. И фракцией такое решение не принималось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович, вы настаиваете на голосовании? Микрофон депутату Митрофанову включите. МИТРОФАНОВ А. В. Не настаиваю, но выступлю во время обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2618 по 2920 из 6341
Следующий вопрос повестки - о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года". Доклад сделает Андрей Иванович Денисов, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Пожалуйста, Андрей Иванович. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности...". Он был подготовлен в соответствии с договорённостью глав государств - членов ОДКБ в августе 2010 года и подписан на саммите Совета коллективной безопасности этой организации в декабре того же 2010 года. Внесение изменений в устав направлено на повышение эффективности деятельности этой организации, что в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, её обороноспособности и безопасности, а также обороноспособности и безопасности всех стран - членов ОДКБ. Протокол предусматривает принятие целого ряда мер по формированию новой системы для достижения целей организации - системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств - членов ОДКБ, а не только в случае внешней агрессии, как это было прописано в уставе до внесения этих изменений. Соответственно расширена и сфера деятельности организации - это противодействие разного рода чрезвычайным ситуациям, террористическим актам, организованной преступности и так далее. Протокол предусматривает расширение организационной структуры ОДКБ, куда включается Объединённый штаб ОДКБ и Парламентская Ассамблея ОДКБ, которая существовала до этого на основании соглашения о её образовании, но не была органом ОДКБ по уставу, теперь она внесена в устав. Кроме того, уточнены функции Постоянного совета при ОДКБ, Генерального секретаря и Секретариата ОДКБ. Но самое главное изменение, которое вносится в устав этим протоколом, - это норма, которая предусматривает возможность принятия решений Советом коллективной безопасности в ограниченном формате, то есть не единогласно всеми государствами-членами, а только заинтересованными в принятии решения государствами, при том условии, что ни одно из государств не будет возражать. То государство, которое не поддерживает то или иное решение, оно соответственно освобождается и от ответственности за его исполнение. В результате исчезает возможность блокирования одним из государств - членов ОДКБ решения всей организации. Толчком к пересмотру устава послужили события в Киргизии, когда возникла необходимость уточнения уставных норм, которые позволяли бы отладить систему кризисного реагирования этой организации. Принятие закона о ратификации протокола не потребует каких-либо расходов из федерального бюджета, во всяком случае в 2011-2013 годы. Протокол подлежит ратификации, поскольку затрагивает вопросы обороноспособности России и обеспечения международного мира и безопасности. Каких-либо правил иных, чем предусмотренные российским законодательством, он не содержит. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие задать вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список задающих вопросы... Извините, ещё содоклад. Татьяна Николаевна Москалькова, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемые Сергей Евгеньевич, Александр Дмитриевич! В дополнение к тому, что сейчас сказал Андрей Иванович, хочу добавить следующее. Предложенный к ратификации протокол о внесении изменений в базовый, основной документ ОДКБ - Устав ОДКБ имеет сегодня принципиально важное значение для повышения эффективности коллективной безопасности всех государств - участников ОДКБ, безусловно и Российской Федерации. Два года назад с учётом новых вызовов и угроз в рамках ОДКБ был сформирован принципиально важный новый силовой потенциал, совместные военные силы государств - участников ОДКБ - КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования), и мы с вами принимали самое непосредственное участие в формировании правовой базы этого нового института, позволяющего обеспечить Российской Федерации пояс безопасности. Однако произошедшие в 2010 году события в Киргизской Республике выявили несовершенства, пробелы в правовой основе деятельности ОДКБ, которые порождали порой споры и непонимание между государствами. В частности, в главе о направлениях деятельности ОДКБ предусматривалась лишь одна форма военного компонента - коалиционные силы ОДКБ, вместе с тем усилиями государств - участников ОДКБ и Секретариата ОДКБ доказали свою эффективность и другие формы военного компонента - это и объединённые группировки войск, и миротворческие силы, и объединённые системы и органы управления ими, и военная инфраструктура, однако эти и другие важные новеллы правоохранительной практики в зоне ответственности ОДКБ не закреплены сегодня в Уставе ОДКБ. Предложенный к ратификации протокол решает эту проблему путём внесения изменений в девять статей устава. В частности, они касаются уточнения направлений деятельности ОДКБ, порядка реагирования на кризисные ситуации, о чём Андрей Иванович подробно рассказал сейчас, организационной структуры, включая задачи и функции Генерального секретаря ОДКБ (впервые в уставе появляется самостоятельный раздел, посвящённый правомочиям Генерального секретаря), функции Постоянного совета, Секретариата и Объединённого штаба ОДКБ, а также порядка финансирования деятельности ОДКБ. Не останавливаясь детально на положениях протокола, отмечу, что его ратификация является зримой ступенью сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Рассматриваемый нами протокол укрепляет правовые основания для выработки и реализации действенных мер по оказанию помощи государствам - участникам ОДКБ с целью нейтрализации угрозы их безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету, угрозы международному миру и безопасности. Вступление протокола в силу отвечает интересам России, поскольку его реализация направлена на повышение обороноспособности и безопасности России, что в то же время является неотъемлемым звеном в обеспечении коллективной безопасности государств - участников ОДКБ. Уже было отмечено, что введение его в действие не потребует расходов. Хочется только надеяться на то, что государства - участники ОДКБ в своей правоприменительной практике примут все необходимые меры для того, чтобы сформировать Коллективные силы оперативного реагирования, КСОР, чтобы они стали реальной гарантией пояса безопасности и Российской Федерации, и всех участников ОДКБ. Комитет по безопасности и противодействию коррупции и Комитет по обороне являются соисполнителями по этому ратификационному закону и поддерживают его принятие, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками также рекомендует парламенту принять его. Прошу поддержать данное решение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Коллеги, желающие задать вопросы, прошу записаться ещё раз. Включите режим записи. Покажите список. Абалаков Александр Николаевич, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Андрею Ивановичу вопрос. Скажите, пожалуйста, наличие вот такого упрощённого способа принятия решений в рамках ОДКБ не повлечёт ли за собой создание отдельных групп или отдельных блоков внутри ОДКБ и не приведёт ли это к дезинтеграции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Иванович, пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И. Вопрос правомерный. Пока признаков этого в организации мы не видим. Вот эта норма направлена на придание большей гибкости, на возможность быстрого, оперативного принятия решений в зависимости от обострения обстановки в той или иной стране ОДКБ. Кстати сказать, исходя из практики мы продолжаем уточнять эти положения в документах ОДКБ. Норма, вводимая в устав, закладывает принципиальную основу для уточнения некоторых процедурных моментов, и ничего другого, кроме как придания большей гибкости при принятии сложных и важных политических решений руководителями стран ОДКБ, мы здесь не видим, и вообще каких-либо признаков, скажем так, клановой разобщённости в ОДКБ не отмечено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Андрею Ивановичу вопрос. Уважаемый Андрей Иванович, протоколом предполагается создание Парламентской Ассамблеи ОДКБ, однако на протяжении уже десятилетий действует Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. Не будет ли подмены одной ассамблеи другой? И второе. Нельзя ли использовать площадку Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ для работы ОДКБ? Спасибо. ДЕНИСОВ А. И. По факту парламентские ассамблеи СНГ, ОДКБ и - есть ещё третья - Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, конечно, тесно взаимодействуют между собой, все они работают в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце и в соседнем здании, и тематика, конечно, в каких-то моментах пересекается. Но всё-таки я обращаю внимание на то, что ОДКБ - это военно-политическая организация, а СНГ - это организация, скажем так, широкого профиля, поэтому многие вопросы, которые обсуждаются в рамках ОДКБ, неинтересны, скажем так, межпарламентской ассамблее СНГ, более того, там есть страны, которые членами ОДКБ не являются. И наоборот, сужение круга, скажем так, обсуждающих позволяет в большей мере сосредоточиться на каких-то специальных вопросах. То есть мы здесь какой-то большой проблемы не видим, это была инициатива самих парламентариев. Кстати сказать, Парламентская Ассамблея ОДКБ возглавляется представителем Российской Федерации. Я уже говорил, что утверждение её в качестве рабочего органа в уставе организации повышает её и юридический статус, и политический статус. Она работала и ранее, но, как я уже сказал, на основании соглашения, а сейчас мы её конституируем как самостоятельную организацию, что, в общем, повысит её эффективность. Хотя на практике, вы правы, в ряде случаев, скажем, страны, географически далёкие от Санкт-Петербурга, могут аккредитовать одного своего представителя, который является одновременно представителем и межпарламентский ассамблеи СНГ, и Парламентской Ассамблеи ОДКБ, но это в том случае, если страна является членом и той, и другой организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. АБДУЛАТИПОВ Р. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, разрешите приветствовать Андрея Ивановича в Государственной Думе и задать ему вопрос. Организация, бесспорно, важная, солидная, и протокол очень важный, и надо поддержать, тут вопросов нет, но мне непонятно, что такое внебюджетное финансирование в отношении такой организации. Я почему этот вопрос задаю? Будучи послом России в Республике Таджикистан, я был свидетелем, когда участников совместных военных учений не могли отправить обратно домой из-за отсутствия источников финансирования. То есть здесь, по-моему, надо более чётко обозначить источники финансирования, потому что организация важная, нужная. ДЕНИСОВ А. И. Спасибо, Рамазан Гаджимурадович. Это пример того, что есть вопросы в деятельности организации, которые нуждаются в уточнении, в правке, в улучшении. Наверное, против внебюджетных источников финансирования никто возражать не будет, когда это, как говорится, по закону и прозрачно. Ну, например, штаб ОДКБ и Секретариат ОДКБ издают журнал "Боевое содружество", на который средств в бюджете ОДКБ, формируемом, кстати, в основном, как вы понимаете, за счёт взноса Российской Федерации, примерно на 66 процентов, не предусмотрено, поэтому изыскиваются какие-то внебюджетные источники для издания этого, безусловно, важного журнала. То, что было тогда в Таджикистане, я помню, знаю, о чём вы говорите, Рамазан Гаджимурадович, вы тогда действительно оказались в гуще этих событий, будучи послом России, но тогда просто произошла накладка из-за недостаточной, скажем так, организации. Конечно, такие вещи нужно изживать. Показатель зрелости организации - это даже не способность быстро урегулировать такого рода ситуации, это способность не допускать их в принципе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Иванович, в последнее время всё громче раздаётся критика организации за её рыхлость, нечёткость действий, неэффективность. Не могли бы вы привести примеры, когда политический вес или, прямо скажем, вооружённая мощь организации помогли разрешить какие-то конфликты, какие-то споры в интересах Российской Федерации? В конечном итоге мы ведь участвуем в этом договоре для того, чтобы защитить прежде всего свой интерес. ДЕНИСОВ А. И. Спасибо. Максимальный показатель эффективности любой организации военного или военно-политического плана - это когда нет необходимости применять вооружённую силу, когда эта вооружённая сила служит основанием для применения политических методов предотвращения того или иного кризиса. Я уже сказал, что поправки в Устав ОДКБ расширяют сферу её деятельности. Военная составляющая продолжает оставаться главной в деятельности этой организации, но сфера её интересов затрагивает и борьбу с наркотрафиком, и противодействие чрезвычайным ситуациям, и ликвидацию их последствий, и пограничную охрану, которая не входит в сферу деятельности Вооружённых Сил, и, наконец, борьбу с террором, сотрудничество по линии специальных служб. И вот на этих направлениях организация работает, и работает достаточно эффективно. Приведу один пример: так называемая операция "Канал", которая проводится силами ОДКБ в Центральной Азии и на границе с Афганистаном, направлена на пресечение наркотрафика, на конфискацию большого количества наркотиков, измеряемого тоннами. Кстати, интерес к организации проявляют и внерегиональные страны, причём довольно большой, в том числе, например, Соединённые Штаты Америки. Вот НАТО не признаёт ОДКБ по политическим причинам, боясь, что это, как говорится, усилит Россию как стратегического оппонента НАТО, но к отдельным направлениям её деятельности, к таким как "Канал", НАТО тоже проявляет интерес. Вот я бы так ответил на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Нет. Андрей Иванович, у вас заключительное слово будет? ДЕНИСОВ А. И. Спасибо. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна Москалькова. Пожалуйста, включите микрофон. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Я хочу поблагодарить всех за очень правильные, конструктивные вопросы, которые прозвучали. И хочу напомнить, что в рамках ОДКБ проводится работа, связанная не только с военным и военно-техническим сотрудничеством, но и по направлениям, связанным с правоохранительной деятельностью: это борьба с наркотрафиком, борьба с организованной транснациональной преступностью, с незаконной миграцией и так далее, а также в рамках ОДКБ на протяжении последних пяти лет проводится очень важная работа по военно-патриотическому воспитанию - молодёжь из всех государств - участников ОДКБ собирается в одном из государств, для того чтобы по определённой программе осуществить ряд мер в целях усиления солидарности граждан наших государств. На протяжении последних лет силами КСОР проведён ряд важных учений, хотя формирование этого нового военного компонента ещё не завершено. Благодаря этому протоколу мы создаём ту правовую основу, которая даст новый импульс данному институту, поэтому очень важно сегодня принять этот протокол и запустить новые механизмы обеспечения коллективной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. От фракций будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5443 по 5461 из 6341
Ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности...". Представители фракций не записывались на выступления по мотивам. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 38 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Закон принят.