Заседание № 226
О проекте федерального закона № 636191-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Докладывает Сергей Викторович Чиндяскин. ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 636191-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", второе чтение. Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый к принятию во втором чтении, был принят в первом чтении 16 декабря. Напомню, что он отменяет обязательность, но сохраняет для хозяйственных обществ право пользоваться круглыми печатями. При этом мы сохраняем возможность для действующих хозяйственных обществ пользоваться печатями в полном объёме. В ходе доработки поступило семнадцать поправок, из них пятнадцать предлагается к принятию, две - к отклонению. Поправки, рекомендуемые к принятию, носят юридико-технический характер. Прошу коллег определиться по таблицам поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 49 сек.) Проголосовало за 272 чел.60,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 272 чел. Не голосовало 178 чел.39,6 % Результат: принято Таблица принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 16 сек.) Проголосовало за 260 чел.57,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 260 чел. Не голосовало 190 чел.42,2 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 33 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 636191-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
43-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Докладывает Николай Радиевич Подгузов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. ПОДГУЗОВ Н. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В целях реализации пункта 3 "дорожной карты" по оптимизации процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Правительством Российской Федерации внесён проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Сегодня в законодательстве закреплена обязанность хозяйственных обществ иметь круглую печать для удостоверения принадлежности и подлинности документов данной организации, однако с развитием техники и технологий институт круглой печати утратил своё историческое удостоверяющее значение: в современных условиях подделка любой печати технически менее затруднительна, чем даже подделка собственноручной подписи. При этом у предпринимателей есть возможность защитить подлинность своих документов иными способами, в том числе с использованием электронных средств и технологий. В этих условиях сохранение обязательного требования о наличии у хозяйственного общества круглой печати представляет собой очевидный анахронизм. В то же время затраты, как временные, так и финансовые, на изготовление печати учитываются при оценке лёгкости ведения бизнеса в Российской Федерации, понижая позиции нашей страны по показателю регистрации предприятий в рейтинге "Doing Business" как минимум на одну процедуру или на один рабочий день. Законопроектом, внесённым правительством, предлагается исключить обязательность хозяйственных обществ иметь печать и тем самым ускорить запуск нового бизнеса, при этом не исключается право хозяйственных обществ продолжать использовать печать для удостоверения документов, если они видят в этом необходимость. Корреспондирующие изменения вносятся и в ряд специальных нормативных актов, где в числе требований, предъявляемых к компаниям, к документам, содержалось безальтернативное требование об удостоверении документа печатью. Законопроект прошёл все согласования, внесён в Государственную Думу в установленном порядке, получил одобрение комитета. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Викторович Чиндяскин. Включите микрофон. ЧИНДЯСКИН С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по вопросам собственности в целом поддерживает концепцию законопроекта. По мнению комитета, законопроект будет способствовать приближению экономики России к мировым стандартам ведения бизнеса, а также приведёт к некоторому сокращению затрат времени и денежных средств при создании новых хозяйственных обществ. Это должно положительно отразиться на положении нашей страны в рейтинге лёгкости ведения бизнеса и будет способствовать созданию позитивного инвестиционного имиджа государства. Необходимость постепенного отказа от использования печати в деловом обороте обуславливается в том числе и мировой практикой, поскольку в настоящее время единственными странами в СНГ и Европе, законодательство которых требует обязательное наличие печатей, остаются Россия и Азербайджан. Кроме того, при современном развитии техники наличие оттиска печати на документе само по себе не гарантирует подлинности документа. Использование печати в настоящее время - это скорее всего дань многолетней традиции ведения экономической деятельности в нашей стране, нежели надёжный способ защиты документа от подделок. Следует отметить, что законопроект направлен не на запрет круглой печати как инструмента бумажного документооборота вообще, а лишь создаёт предпосылки для постепенного отказа от круглой печати в пользу современных способов идентификации. При отмене обязанности хозяйственного общества иметь печать право иметь и использовать круглую печать сохраняется. Вместе с тем ко второму чтению законопроекта следует учесть замечания, изложенные в заключениях комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также рассматривала данный законопроект и поддерживает принятие его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос к докладчику. Уважаемый Николай Радиевич, в пояснительной записке, да и сейчас в выступлении вы сказали, что печать - это анахронизм и от неё нужно отказаться, что надо обращать внимание (это написано в пояснительной записке) на подпись руководителя юридического лица, например генерального директора. Можно ли пояснить: если печать - это плохо, то как определить или где найти контрагенту подпись руководителя юридического лица? ПОДГУЗОВ Н. Р. Спасибо за вопрос. Мы не говорим, что печать - это плохо, мы говорим, что каждый теперь будет решать сам хорошо это или плохо. Что касается того, где найти подпись руководителя: руководитель либо расписывается собственноручно, либо есть электронные методы подтверждения - это электронно-цифровая подпись, но её внедрение сдерживается обязательностью наличия печати. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Дмитриевич Крутов, пожалуйста. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Николай Радиевич, как по-вашему, не приведёт ли отмена обязательности печати к возрастанию риска каких-то злоупотреблений, мошеннических действий, особенно в системе взаимодействия юридических лиц с нашими простыми гражданами? Вот юрлицо решит, что печать для него не обязательна, а потом покупатель не сможет доказать подлинность документов, которыми оформлено его взаимодействие с этим хозяйственным обществом. ПОДГУЗОВ Н. Р. Спасибо за вопрос. Андрей Дмитриевич, опять же повторю: отменяется только обязательность. Практика у нас уже существует: индивидуальные предприниматели совершенно спокойно достаточно долгое время работают без печати. А риски, на которые вы указали, в принципе присутствуют и при наличии обязательной печати, потому что печать достаточно легко подделывается, это совершенно очевидный факт, новые электронные степени защиты документооборота гораздо эффективней! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все. Есть ли желающие выступить? Александр Георгиевич Тарнавский. Включите микрофон депутату Тарнавскому. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Конечно, двигаться за всем, что современно и в тренде, важно, и в этом плане можно правительство понять, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" готова поддержать концепцию настоящего законопроекта, но нельзя при этом не сказать о следующем. Вообще, вопрос о печати... кто занимался бизнесом, понимает, что это вопрос прежде всего о защищённости того или иного документа. Да, действительно, печати могут подделать, но альтернативно что предлагается? Электронная подпись - это тема будущего, пока она не работает. Предложение изучать подлинность подписи контрагента, генерального директора, юрлица, которой нет, - это выстрел в никуда! И если обратиться к практике ведения бизнеса, то речь идёт о том, что сегодня, особенно в регионах, для тех, кто не занимается внешнеторговыми контрактами, наличие печати - это действительно серьёзный аргумент, который говорит о том, что есть определённая защищённость подписи и соответственно контрагента при заключении того или иного контракта, хотим мы или не хотим, но это есть на самом деле, поэтому, прежде чем от чего-то отказываться, надо выстроить некую альтернативу, пока же альтернативы мы не видим. Да, может быть, это и анахронизм с точки зрения западных методов ведения бизнеса, но смею утверждать, что во многих случаях печать - это, ещё раз говорю, дополнительная защищённость того или иного юридического документа, который подписывается. В заключение не могу не сказать о причине необходимости принятия этого законопроекта, на которую правительство ссылается в пояснительной записке: там сказано, что реализация данных предложений позволит сократить - обращаю внимание! - издержки предпринимателей на изготовление круглых печатей (смею утверждать, что они крайне невелики), что также должно позитивно отразиться на позиции Российской Федерации в разделе "Регистрация предприятий" рейтинга "Ведение бизнеса", ежегодно составляемого Всемирным банком. Ну очень здорово, что правительство хочет подняться в рейтинге, но по факту получается, что в значительной мере это произойдёт за счёт не усиления, а ослабления защищённости многочисленных юридических документов, контрактов, которые в настоящее время подписываются предпринимателями, ведь речь идёт о внутренних контрактах, а не о внешнеторговых. Я предложил бы авторам законопроекта об этом подумать; кстати говоря, об этом говорится и в заключении профильного комитета. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект, но тяжёлый осадок от него всё-таки остаётся. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Я хотел спросить: поможет ли на самом деле закон предпринимателям, как написано в пояснительной записке? Смею утверждать, что фактически никак не поможет, потому что изготовление или неизготовление печати... Надо заниматься реальными, настоящими проблемами предпринимателей, а вместо этого мы говорим о том, насколько важно, есть печать или нет печати! У нас нет доступа к дешёвым кредитам, нет проектного финансирования, бешеные скачки валюты, неуверенность в будущем, а мы занимаемся печатями! (Шум в зале.) Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект ввиду того, что он никак не влияет на улучшение положения предпринимателей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
43-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 29 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.