Заседание № 175
О проекте федерального закона № 63540-8 "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части совершенствования правового механизма взимания регулярных платежей и обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно установленных сроков геологического изучения недр).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня у нас небольшие предприятия получают лицензию на геологоразведку и нарушают сроки: никакие работы не проводятся, они ждут повышения цен, для того чтобы продать дорого другому предприятию, которое заинтересовано в добыче полезных ископаемых. Было поручение президента нашей страны навести здесь порядок, поэтому законопроект направлен на то, чтобы по истечении срока геологического изучения, если никакие работы не проводятся предприятием, был повышающий коэффициент оплаты арендных платежей за использование. В этом суть законопроекта. Ко второму чтению были внесены две поправки, которые комитетом предлагаются к принятию. Просьба поддержать поправки, принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 26 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 48 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении, просьба поставить его в проект порядка работы на 7 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 141
О проекте федерального закона № 63540-8 "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части совершенствования правового механизма взимания регулярных платежей и обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно установленных сроков геологического изучения недр).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, предлагается два следующих законопроекта, пункты 26 и 27, поскольку они связаны, рассмотреть с одним докладом и одним содокладом. Не будет возражений? Тогда 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", и 27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах". Докладывает официальный представитель правительства замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрий Дмитриевич Тетенькин. Пожалуйста. ТЕТЕНЬКИН Д. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Первый законопроект подготовлен во исполнение поручения президента № Пр-1130. Сейчас в системе государственного управления недрами существуют две важные категории - ресурсы и запасы, и чтобы как можно больше ресурсов становилось запасами, которые уже добывают и вовлекают в экономику, данные о них должны быть достоверными. Компании после геологоразведки подают в Роснедра отчёт с оценкой прогнозных ресурсов, но сейчас агентство не может перепроверить и апробировать эту информацию, потому что в законе нет таких полномочий. Мы предлагаем его ими наделить. Следовательно, в государственном кадастре месторождений, где размещается информация о прогнозных ресурсах, будут находиться действительно верифицированные сведения. Прошу поддержать. И по второму законопроекту. Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента № Пр-2084. По закону срок действия лицензии на геологическое изучение недр сегодня пять лет, а для отдельных регионов и шельфа - семь и десять лет соответственно, при этом допускается продление срока для завершения работ. Иногда этим пользуются некоторые недобросовестные недропользователи, и могут появляться так называемые спящие лицензии, то есть когда работы на месте затягиваются и владелец просто продлевает лицензию, делая незначительный платёж. Для искоренения такой практики мы предлагаем кратно увеличить размер ставки регулярного платежа при продлении срока после планового: на первый год после планового - в 2 раза, на второй год - в 10, в третий и последующие - в 100 раз. При этом для действительно добросовестных недропользователей, у которых геологоразведка затянулась по объективным причинам, предусмотрена возможность вычета исторически понесённых затрат, средств, которые они в свои работы вложили. Прошу поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад также по двум вопросам Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказал о сути законопроектов, я только хотел бы добавить, что сегодня по действующему законодательству компания, которая занимается геологоразведкой, даёт информацию по итогам в Росгеолфонд, вот только информацию. Эта информация накапливается, и оттуда Росгеолфонд, они сами достают материалы, изучают их. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы определять саму базу и включать в государственный фонд полезных ископаемых. В законопроекте предлагается расширить, то есть должно быть больше информации по видам деятельности, и Роснедра обязаны провести апробацию или, другими словами, проверку представленной информации, по итогам они должны вынести заключение, либо положительное, либо отрицательное, и соответственно включить в государственный фонд природных ископаемых. Это, конечно, даст возможность учитывать наши запасы более подробно и, соответственно, выдавать лицензии при необходимости добычи. Комитет просит поддержать законопроект. Вторым законопроектом предлагается увеличить ставки арендной платы при геологоразведке полезных ископаемых. Для чего это делается? Сегодня в среднем у нас даётся срок пять лет для геологоразведки, но в течение пяти лет ничего не делается: так как ставка арендной платы небольшая, некоторые ждут подорожания и просто перепродают компании другим лицам, которые хотят их купить, и на этом деньги зарабатывают. Другой способ, используемый нечестными компаниями: под видом наличия лицензии в области геологоразведки они потихоньку добывают полезные ископаемые, потому что имеют право там работать. Поэтому в законопроекте предлагается по истечении срока действия лицензии на геологоразведку увеличивать ставки ежегодно, чтобы не было желания на чём-то зарабатывать, чтобы занимались геологоразведкой и соответственно представляли информацию в государственный орган, а именно в Роснедра. Просьба поддержать эти законопроекты. Комитет достаточно полно, подробно их рассмотрел. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по законопроектам? Включите режим записи. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Дмитрий Дмитриевич, говоря о том, что целое ведомство занимается мониторингом до сих пор, они расписываются в своей некомпетентности. Я хотел бы напомнить, что вопросами прогнозирования процессов на основании мониторинга и прочих данных занимаются практически все профильные научно-исследовательские институты Российской академии наук. Таким образом, получается, что вы, как ведомство, не пользуетесь или практически игнорируете такие бесценные наработки, пытаясь на эти цели выбить дополнительное финансирование. Вопрос: почему вы не используете опыт и результаты Российской академии наук? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Вячеслав Михайлович, спасибо большое за вопрос. Мы очень активно сотрудничаем с Российской академией наук. Что касается сегодняшнего законопроекта, я хочу отметить лишь следующее. Это как раз тот опыт, который мы наработали в нашей повседневной деятельности. Сегодня все контракты, которые ведут наши научно-исследовательские организации, - это госзаказ, все они проходят апробацию. Это то, что мы уже проверили на практике, и сейчас мы предлагаем распространить тот положительный опыт, который имеем. И ещё хочу сказать, что никаких дополнительных средств мы не просим. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Дмитрий Дмитриевич, по первому законопроекту. По вашей оценке, на сколько произойдёт подорожание, увеличатся вот те суммы, которые необходимы для проведения оценочных работ? И по второму законопроекту у меня уточняющий вопрос. Когда мы говорим о так называемых спящих лицензиях, ну, мы понимаем, что на протяжении пяти лет они из разряда... В настоящий момент некоторые из спящих лицензий переходят в текущие ещё и со сменой собственника - мы сейчас рассматриваем, чтобы продавать эти лицензии. В связи с этим вопрос: лицензия из спящей может перейти в работающую, а мы всем хотим повышающие ставки предусмотреть - вот ваше видение, как учесть эти моменты, когда появляется новый, эффективный собственник? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Уважаемый Юрий Иннокентьевич, спасибо большое за вопросы. По первому вопросу. Законопроектом предполагается, что недропользователь проводит оценку прогнозных ресурсов только в том случае, если он сам предусмотрел её проведение в проектной документации на геологическое изучение недр. Мы говорим о том, что это право недропользователя, но одновременно это право позволяет ему адекватно смотреть и на расчёт разового платежа, и соответственно на возможность получить лицензию по заявительному принципу. О дополнительных средствах мы здесь не говорим, мы призываем недропользователя этим механизмом пользоваться. Как я уже отметил, этот механизм мы полностью апробировали на государственных контрактах. Что касается второго вашего вопроса. Действительно, есть случаи, когда добросовестные недропользователи выходят за плановый срок, предусмотренный лицензией. В своём докладе я отметил, что главное - это возможность зачёта исторических платежей, в нашей отрасли это довольно-таки значительные суммы. Мы провели не один расчёт, и они показали, что если такие работы проводились, то фактически никакого повышения у недропользователя не возникает по разовому платежу. Одновременно в законопроекте предусмотрено ещё два случая, когда недропользователь может избежать участи повышения разового платежа, - это погружение информации в баланс по выполнении работ и если сам недропользователь сдаёт отчёт и отказывается от 25 процентов своего лицензируемого участка, и так можно сделать не один раз: поскольку 25 процентов, можно четыре раза такие действия совершать. Опять же недропользователю предоставлена полная вариативность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. БАЙГУСКАРОВ З. З. Хотел бы добавить, что мы этот вопрос детально изучили в комитете и предложили подзаконным нормативным правовым актом утвердить перечень оснований, когда повышающий режим не должен касаться добросовестных предприятий. Это, например, какие-то санкции западных стран, это может быть чрезвычайная ситуация, это могут быть какие-то иные форс-мажорные ситуации, когда добросовестный пользователь не смог закончить работу по уважительной причине. Такие пользователи не должны страдать, поэтому мы предлагаем, чтобы этот перечень был чётко определён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос уточняющий. Дмитрий Дмитриевич, скажите, например, в случае невыполнения условий лицензирования и прекращения права пользования недрами будет иметь право организация на возврат регулярных платежей за пользование недрами пропорционально периоду оставшегося срока? ТЕТЕНЬКИН Д. Д. Спасибо большое за вопрос. Разовый платёж уплачивается за конкретный период, поэтому ни о каких регрессных платежах речь не идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данным вопросам? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 27 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах", 27-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 57 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.