Заседание № 2
13.01.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 634972-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 772 по 788 из 6640
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, сегодня в повестке дня 8-м пунктом стоит вопрос о ратификации документа "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок". Это, несомненно, актуальная проблема, но ещё более актуальным вопросом для нас является коррупция внутри России. В этой связи я внёс бы предложение. Учитывая, что на высшем правительственном уровне недавно прозвучала жёсткая оценка коррупционных связей высших руководителей энергетических компаний в России, предлагаю, чтобы мы в марте на "правительственном часе" рассмотрели этот вопрос с приглашением вице-премьера Сечина и генерального прокурора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Мы должны рассмотреть это в установленном порядке, я прошу внести предложения для наполнения "правительственных часов".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4294 по 4602 из 6640
Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели 12-й вопрос, теперь возвращаемся к 8-му - о проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации первого заместителя министра юстиции Российской Федерации Александра Вячеславовича Фёдорова. Пожалуйста. ФЁДОРОВ А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые участники заседания! Представляется законопроект, подводящий итоги более чем десятилетней работы по присоединению Российской Федерации к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Присоединение к данной конвенции является одним из обязательных условий вступления Российской Федерации в ОЭСР. В настоящее время участниками конвенции уже стали тридцать восемь государств, из них тридцать четыре являются членами ОЭСР и четыре ещё не являются членами этой организации. Российская Федерация прошла процедуры, связанные с получением приглашения стать участником конвенции, и с мая прошлого года уже является постоянным членом рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Конвенция призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия коррупционным правонарушениям и предусматривает обязательное наличие в национальном законодательстве норм, устанавливающих для физических лиц уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц и для юридических лиц уголовную, административную или гражданскую ответственность за такие деяния. Федеральным законом от 4 мая 2011 года "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" в Уголовный кодекс и административный кодекс внесены изменения, обеспечивающие соответствие российского законодательства положениям конвенции ОЭСР. Присоединение к конвенции и принятие актов, учитывающих её положения, будет способствовать усилению позиций Российской Федерации в области привлечения иностранных инвестиций и повышению привлекательности национальной экономики в условиях обостряющейся конкуренции на мировых рынках, а также повысит антикоррупционный рейтинг России, обеспечит создание условий для вступления нашей страны в Организацию экономического сотрудничества и развития. Прошу поддержать представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиру Николаевичу Плигину. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, я бы хотел обратить внимание на то, что указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года были утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы. В соответствии с данным планом предусматривалось повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере. И данный проект федерального закона предлагается, в частности, в развитие вышеуказанного национального плана. Если вы позволите, несколько слов о том, в какой организации в дальнейшем мы, возможно, будем участвовать. Организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1948 году. Она действительно является очень эффективным инструментом организации экономического сотрудничества и взаимодействия ведущих государств мира. Александр Вячеславович был самым активным участником переговоров. Работа строилась в течение более десяти лет. Вам представлены текст конвенции, вы им располагаете, а также заключение комитета. В этой связи хотелось бы отметить только следующее. В конвенции достаточно подробно обозначены механизмы решения проблем, связанных с возможными коррупционными проявлениями при совершении международных торговых сделок. Требуется закрепление в национальном законодательстве государств-участников механизма осуществления взаимной правовой помощи при расследовании в отношении физических лиц и неуголовного судебного преследования в отношении юридических лиц за преступления и административные правонарушения, касающиеся подкупа иностранных должностных лиц в рамках международных коммерческих сделок. Мы полагаем, что присоединение к данной конвенции действительно будет способствовать более плодотворному сотрудничеству Российской Федерации в рамках организации, о которой я говорил, будет способствовать большей прозрачности сделок международной торговли и сыграет свою плодотворную роль при организации нашего внешнеэкономического оборота. На основании изложенного просим поддержать данный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу включить режим записи на вопросы. Записались пять депутатов. Коллеги, я буду давать слово только тем, кто записался в то время, которое было отведено для записи. Депутат Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, вы человек опытный, тем более член комиссии по противодействию коррупции. Скажите, пожалуйста, а что мешало вместе с этим внести на ратификацию и статью 20 Конвенции ООН против коррупции? И второй вопрос: а какова статистика? Вот я сегодня в машине ехал и услышал, что мы по открытости экономики на 144-м месте. И как раз одной из причин являются коррупционность и засилье чиновничества. Сколько взяток дали наши коммерсанты зарубежным чиновникам, это зафиксировано, жалобы есть? Как это фиксируется? ПЛИГИН В. Н. Вы мне задаёте вопрос? Давайте я начну отвечать на этот вопрос. Николай Васильевич задал очень грамотный и правильный вопрос. В отношении второй части этот вопрос совершенно не требует никакого ответа, относительно 144-го или какого-то другого места. Николай Васильевич, я так часто не повторял бы те вещи, которые унижают Российское государство, и, может быть, не стоит их цитировать в рамках заседаний Государственной Думы. Места определяются достаточно произвольно. У нас действительно есть как преимущества, так и недостатки, но ещё раз хочу сказать, что я на этом не останавливался бы. Что касается коррупционных проявлений. Я специально отметил то предложение, которое было сделано Президентом Российской Федерации, оформлено его указом "О Национальной стратегии противодействия коррупции...". В рамках реализации этой стратегии Государственной Думой был принят целый ряд федеральных законов, вводящих в том числе такие понятия, как утрата доверия, конфликт интересов, возможности увольнения в этой ситуации. Генеральной прокуратурой, которая вчера праздновала 290 лет со дня своего основания, была приведена статистика, статистика крайне впечатляющая, по противодействию коррупции, по привлечению к ответственности конкретных должностных лиц. Я ещё на одном моменте хотел бы остановиться. Вы знаете, у людей бывает увлечённость, бывает увлечённость теми или иными понятиями, увлечённость, например, тем документом, который мы действительно в дальнейшем будем рассматривать (это относительно конвенции ООН), увлечённость понятием "конфискация". Уважаемые коллеги, каждый раз, когда проявляется увлечённость, нужно знать, - а вы, как человек, занимавшийся специальными вещами, как человек, занимавшийся контролем стандарта качества и тому подобным, прекрасно должны это знать, - что это всё вписывается в определённую, выверенную и строгую систему. Поэтому, наверное, в этом зале я вслед за Александром Евсеевичем Хинштейном (которого пока, кажется, нет) тоже требовал бы немедленного введения института конфискации при определённых условиях. И например, одним из этих условий может являться точное и выверенное взаимодействие государства с тем субъектом, в отношении которого будет проводиться конфискация, или по крайней мере установление ответственности за обеспечительные меры, которые могут приниматься. Часто это - то, что вы предлагаете как благое, - может стать разрушительным и невосполнимым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЗУБОВ В. М. Владимир Николаевич, раз уж вы стали отвечать на вопросы, тогда вопрос к вам. В данном случае мы принимаем конвенцию без всяких изъятий, не так, как в случае с Конвенцией ООН против коррупции? Вот мы полностью присоединяемся или по тексту будут тоже какие-то изъятия? ПЛИГИН В. Н. Валерий Михайлович, без изъятий. Это первое. Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание, Александр Вячеславович это отметил. Мы приняли (ну, это, правда, было в развитие нашего законодательства) необходимые изменения в уголовное законодательство, в законодательство об административной ответственности, которые практически уже способствовали выполнению положений конвенции. И они нас значительно продвигают в переговорном процессе по поводу присоединения к указанной международной организации. Валерий Михайлович, я ещё раз хотел бы вернуться к тому положению, которое вы зафиксировали, - изъятие или не изъятие. Уважаемые коллеги, развитие экономики каждой страны, или становление социальных отношений в каждой стране, или, наконец, развитие государственных институтов в каждой стране являются в определённый исторический период времени очень специфичными, поэтому то, что можно доверить одному типу институтов, находящихся на одной стадии, иногда, к сожалению, другому типу институтов доверить нельзя или, когда ты это доверяешь, ты должен предусматривать очень жёсткий компенсационный механизм. Когда я говорю о необходимости компенсационных механизмов? В случае появления института конфискации или, как говорят иногда, восстановления его в полном объёме, как это имело место в кодексе, например, необходимо выработать очень жёсткий компенсационный механизм, когда принимаются обеспечительные меры, а в дальнейшем прекращается уголовное преследование. Поэтому ещё раз: желая воплотить те институты, которые существуют, в то же время необходимо выстраивать этот механизм, делать его взвешенным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Владимир Николаевич, отмечаю, что, как только речь зашла о конфискации, тут же пришёл господин Хинштейн. Александр Вячеславович, к вам вопрос. Когда вы говорили обо всех прелестях, которые получит наша страна в результате присоединения к данной конвенции, были как-то не очень убедительны. Почему среди тех стран, которые входят в эту организацию или присоединились, но не вошли, мы не видим таких "азиатских тигров", как Китай, Малайзия, Сингапур? Это первое. Второе. Можете ли вы мне объяснить такую вещь, вот здесь написано, что в соответствии с рекомендациями Совета (дословно зачитываю) средства, предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц или используемые для этих целей, не освобождаются от налогообложения. Это в соответствии с планом каких счетов, у какой организации, по какой графе идут эти средства, предназначенные для подкупа? ФЁДОРОВ А. В. С удовольствием отвечу на ваш вопрос, но начну с того, что дам пояснение по предыдущим. Во-первых, эта конвенция не допускает никаких оговорок и заявлений при её принятии. Мы её в полном объёме принимаем, принимая данный федеральный закон, берём на себя все обязательства по этой конвенции. Теперь по цифрам, всегда интересуют цифры. Что даёт эта конвенция? Так вот, за весь период существования этой конвенции - а членами её, участниками являются тридцать восемь государств - только в тринадцати странах имели место случаи привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц. Эта конвенция имеет выборочный характер и касается активного подкупа. Так вот, в этих тринадцати странах за весь период действия конвенции к уголовной ответственности привлечено сто шестьдесят четыре физических лица и пятьдесят девять юридических лиц, к административной ответственности - сорок одно физическое лицо и сорок шесть юридических лиц. В настоящее время участниками конвенции, как я сказал, являются уже тридцать восемь государств, и это не значит, что любое государство, изъявив желание, может сразу присоединиться к этой конвенции. России потребовалось десять лет, даже больше десяти лет, чтобы пройти этот путь. Этот же путь сейчас проходят и те "монстры", о которых вы говорили, - Китай и Малайзия. Они участвуют в заседании рабочей группы по борьбе с международным подкупом, участником которой уже стала Российская Федерация, в качестве наблюдателей и работают над своим законодательством, чтобы привести его в соответствие с положениями конвенции, так как обязательным условием для присоединения к конвенции является соответствие национального законодательства требованиям этого международного документа. По той оценке, которая была проведена в части российского законодательства, признано, что оно соответствует по своим основным параметрам положениям конвенции. Таким образом, здесь нет какой-то избирательности, все развитые страны стремятся стать членами Организации экономического сотрудничества и развития, а обязательным условием участия в этой организации является присоединение к конвенции ОЭСР. Что касается налогообложения, то вы, может быть, что-то не так прочитали. Речь идёт о чём? Когда принималась эта конвенция, в ряде стран существовал порядок, когда допускалась дача взяток иностранным должностным лицам. Это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо. Владимир Николаевич, я хочу вам задать вопросы в продолжение звучавших здесь вопросов и ответов. А вот если уличили в получении взятки... ну то, что нашего российского гражданина привлекут к ответственности, это понятно, а если взятку получает иностранец, гражданин того государства, которое не входит в эту вот конвенцию (тридцать восемь входят, а остальные нет), та страна будет принимать меры или нет? Это первый вопрос. И следующее. В связи с такой актуальностью этого больного вопроса нет ли необходимости внести от нашего имени какие-то международные правовые документы, инициативы, чтобы усилить эту работу? И каков срок давности в связи с принятием этого закона об ответственности за нарушение этой конвенции? ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Алевтина Викторовна, спасибо огромное, искренне признателен за столь глубокий вопрос, который вы задали. Я, единственно, если позволите, процитирую статью 290 "Получение взятки" Уголовного кодекса Российской Федерации: получение взятки должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации... и так далее. Таким образом, уголовное право в этом случае действует территориально, и в том случае, если иностранное должностное лицо получит на территории в данной ситуации Российской Федерации эту взятку, оно будет привлечено к уголовной ответственности. В то же время хотел бы обратить внимание на то, что, конечно же, каждое государство защищает своих граждан, поэтому в том случае, когда иностранное должностное лицо на территории иностранного государства получило взятку, оно будет привлекаться в соответствии с действующим законодательством иностранного государства. И ещё один момент. В принципе кроме многосторонних конвенций действуют двусторонние соглашения о порядке оказания помощи по уголовным делам, гражданским делам, семейным делам, и в том случае, если не заключено такого рода соглашений, процедуры передачи, связанные с доказыванием, привлечением к уголовной ответственности, более сложно регулируются, но иногда в принципе не регулируются. То есть нужно каждый раз смотреть национальное законодательство каждого отдельного государства. Что касается инициатив Российской Федерации, то Российская Федерация постоянно выходит с различного рода предложениями, допустим, по урегулированию такого рода порядков в рамках взаимоотношений стран постсоветского пространства, где это достаточно актуально. Таким образом, мы являемся активным участником этих и многих других документов. Ещё раз хочу сказать спасибо большое за очень профессиональный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Список записавшихся на вопросы исчерпан. Есть ли желающие выступить? Нет, спасибо. Тогда ставится на голосование предложение о прекращении прений. Не надо, да, поскольку нет желающих? Хорошо. Будут ли выступать полномочный представитель президента или полномочный представитель правительства? Нет, не будут. Докладчик и содокладчик не считают нужным выступить с завершающим словом? Нет. Всё, обсуждение состоялось. Выносим этот проект федерального закона о ратификации на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5387 по 5405 из 6640
Пункт 8, о проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок". Кто за принятие данного проекта федерального закона? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принято.