Заседание № 226

16.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1486 по 1523 из 6480
Коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса из блока законопроектов          
третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Основы   
законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального    
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской     
Федерации". Доклад Олега Петровича Быкова.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Олег Петрович.                                                      
                                                                                
БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект рассматриваемого       
федерального закона предусматривает наделение должностных лиц местного          
самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий в случае        
отсутствия в соответствующем населённом пункте нотариуса. Законопроект прошёл   
все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1          
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации", 4-й вопрос повестки.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 223

09.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3591 по 3726 из 6098
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Основы             
законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального    
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Олег Петрович Быков, пожалуйста.                                                
                                                                                
БЫКОВ О. П. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В рассматриваемом проекте    
федерального закона предлагается наделить должностных лиц местного              
самоуправления полномочиями по совершенствованию нотариальных действий в        
случае отсутствия в соответствующем населённом пункте нотариуса. Необходимо     
отметить, что данный законопроект направлен на сохранение территориальной       
доступности нотариальных услуг. При подготовке законопроекта к рассмотрению     
во втором чтении поступило 24 поправки: 18 поправок - в таблице № 1,            
рекомендованы ответственным комитетом к принятию, 6 поправок - в таблице № 2,   
рекомендованы ответственным комитетом к отклонению.                             
                                                                                
С учётом значимости и содержательности данного законопроекта мне хотелось бы    
обратить внимание на принципиальные позиции, которых удалось достигнуть         
благодаря согласованным действиям и поправкам, внесённым депутатами, я          
коротко. Скорректированы полномочия органов местного самоуправления в части     
исключения сложных нотариальных действий (о необходимости этого мы говорили     
при рассмотрении законопроекта в первом чтении), в частности, из полномочий     
должностных лиц местного самоуправления по предоставлению услуг в сфере         
нотариальной деятельности исключены вопросы, связанные с наследством - с        
завещательными распоряжениями, с созданием наследственных фондов, с             
совместными завещаниями, наследственными договорами и так далее. Также          
хотелось бы обратить внимание на то, что в связи с вступлением в силу           
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",          
который предусматривает изменение территориальной организации местного          
самоуправления, в частности устанавливает новый вид муниципального              
образования - муниципальный округ, были сделаны соответствующие корректировки   
с терминологической точки зрения по всему тексту проекта федерального закона.   
Дополняется положение о графике приёма населения, который будет утверждаться    
нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Дополняется положение об    
определении перечня поселений и населённых пунктов, входящих в состав           
нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в    
совершении нотариальных действий; по мере необходимости, но не реже двух раз    
в год должен утверждаться график приёма населения в указанных поселениях или    
населённых пунктах. Данный график должен доводиться до сведения                 
соответствующего должностного лица местного самоуправления и территориального   
органа юстиции, обеспечивается соблюдение нотариусами указанного графика        
приёма населения. Добавляется положение об удостоверении доверенности           
должностными лицами местного самоуправления; есть исключение: данные            
должностные лица не вправе будут удостоверять доверенности по такому виду       
правомочия, как распоряжение недвижимым имуществом, поскольку, как мы           
говорили при рассмотрении законопроекта в первом чтении, такие полномочия, в    
том числе, о чём я говорил, по завещаниям, требуют специального подхода,        
специальных знаний, опыта, поэтому они должны быть закреплены за нотариусами.   
Уточняется порядок принятия мер по охране наследственного имущества,            
указываются определённый способ охраны мер такого имущества, способ             
производства описи наследственного имущества, что будет закреплено за           
соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления.           
Скорректирован срок вступления закона в силу: с 1 мая перенесён на 1            
сентября.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, к законопроекту, как я уже обозначил, поступило 24           
поправки, часть из них - в таблице № 1, часть - в таблице № 2. Необходимо       
отметить, что многие предложения, поправки, которые поступали со стороны        
депутатов, учтены в таблице № 1, тезисы и законодательные предложения,          
поступившие к нам в комитет, были скомпилированы в поправках, которые           
включены в таблицу № 1, то есть так или иначе позиции многих депутатов были     
услышаны.                                                                       
                                                                                
Мне также хотелось бы ещё раз напомнить, что этим вопросом мы занимались        
довольно длительное время, и я обращаю внимание на то, что данный вопрос был    
поднят по инициативе депутатов Государственной Думы, здесь, в стенах            
Государственной Думы. Хотелось бы отметить работу над этим вопросом отдельных   
депутатов, в частности Раисы Васильевны Кармазиной - ещё раз хочу               
поблагодарить её от имени комитета, - а также других субъектов права            
законодательной инициативы, которые выходили с законодательными                 
предложениями, это представители Думы Чукотского автономного округа и ряд       
депутатов, которые активно подключились к этой работе. Ещё раз от имени         
комитета благодарим вас за такую работу.                                        
                                                                                
Мы предлагаем утвердить таблицы поправок и проголосовать за законопроект во     
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1?                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        

Заседание № 204

10.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2268 по 3039 из 4652
Коллеги, Комитет по государственному строительству и законодательству просит    
вопросы 10 и 11 также рассматривать одновременно, с одним докладом и одним      
содокладом. Нет возражений? Нет.                                                
                                                                                
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Основы          
законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального    
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской     
Федерации", и 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в   
статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Докладывает официальный представитель Правительства           
Российской Федерации заместитель министра юстиции Российской Федерации Денис    
Васильевич Новак.                                                               
                                                                                
НОВАК Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Разработка    
данных законопроектов была вызвана следующим. В связи с тем что изменениями,    
внесёнными в 2017 году в закон "Об общих принципах организации местного         
самоуправления...", было скорректировано понятие городского округа, в           
субъектах Российской Федерации проводятся преобразования муниципальных          
образований, сопряжённые с включением поселений в состав городских округов.     
Данные населённые пункты утрачивают статус поселения, соответственно            
должностные лица, которые ранее могли совершать там нотариальные действия -     
круг этих лиц определён статьёй 37 Основ законодательства Российской            
Федерации о нотариате, - утратили данные полномочия, что привело к снижению     
доступности нотариальных услуг для граждан в тех населённых пунктах, где        
нотариусы отсутствуют.                                                          
                                                                                
Для восполнения данного пробела разработан законопроект "О внесении изменений   
в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1        
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Предлагается наделить уполномоченных должностных лиц     
местной администрации городского округа, в случае если такое должностное лицо   
в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные           
обязанности в данном населённом пункте, правом совершать нотариальные           
действия во входящем в состав территории городского округа населённом пункте,   
в котором нет нотариуса и который не является административным центром          
городского округа. Таким образом, предлагается вернуть полномочия по            
осуществлению несложных нотариальных действий, которые сейчас имеют право       
производить должностные лица органов местного самоуправления, в те бывшие       
поселения, которые теперь стали населёнными пунктами в составе городских        
округов.                                                                        
                                                                                
Естественно, для того чтобы не снизилось качество нотариальных услуг,           
оказываемых населению, установлено, что такие полномочия будут у должностных    
лиц, как и раньше, только в тех населённых пунктах, где нотариус отсутствует.   
Кроме того, Министерство юстиции вместе с нотариальными палатами проводит       
методические и обучающие мероприятия для должностных лиц органов местного       
самоуправления, а совершают они эти действия в соответствии с инструкцией о     
порядке совершения нотариальных действий, утверждённой Министерством юстиции.   
                                                                                
Законопроектом "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской           
Федерации об административных правонарушениях" на должностных лиц               
территориальных органов Министерства юстиции, которые осуществляют              
государственный контроль и надзор за деятельностью должностных лиц органов      
местного самоуправления по совершению нотариальных действий, возлагаются        
полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по     
статьям Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающим          
административную ответственность за воспрепятствование деятельности по          
контролю и надзору в сфере нотариата.                                           
                                                                                
Прошу поддержать законопроекты.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Васильевич, присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству   
выступает Олег Петрович Быков.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик в полном объёме изложил   
суть рассматриваемых законопроектов. Я хотел бы остановиться на некоторых       
специальных моментах, заострить внимание на следующем.                          
                                                                                
Первым законопроектом, касающимся внесения изменений в Основы                   
законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16-1 Федерального    
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской     
Федерации", предусматривается наделение должностных лиц местной администрации   
городских округов полномочиями по совершению нотариальных действий в случае     
отсутствия в соответствующем населённом пункте нотариуса. Как обозначено в      
пояснительной записке, данный проект федерального закона направлен на           
сохранение территориальной доступности нотариальных услуг.                      
                                                                                
Вместе с тем в законопроекте сформулирован ряд ограничений, направленных на     
противодействие необоснованному расширению полномочий органов местного          
самоуправления. В частности, те полномочия, которые предусмотрены проектом      
федерального закона, могут исполняться только во входящем в состав городского   
округа населённом пункте, в котором нет нотариуса и который не является         
административным центром городского округа, то есть исключаются крупные         
муниципальные центры, в которых уже есть нотариусы. Также данные полномочия     
предоставляются только уполномоченному должностному лицу местной                
администрации, которое в соответствии со своей должностной инструкцией          
исполняет обязанности в вышеуказанном населённом пункте. При этом глава         
местной администрации городского округа не наделяется таким правом, поскольку   
осуществляет свою деятельность в административном центре, в котором             
нотариальную деятельность уже осуществляют нотариусы.                           
                                                                                
Также хотелось бы обратить внимание на то, что законопроект устанавливает       
обязанность органов местного самоуправления по предоставлению сведений обо      
всех должностных лицах, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в   
Министерство юстиции Российской Федерации. Вносятся изменения в статью 33-1     
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предусматривающие      
ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случае        
невыполнения законных требований территориального органа юстиции.               
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел         
данный законопроект и поддерживает его концепцию, но вместе с тем обращает      
внимание на ряд важных замечаний и предложений. Предлагается ко второму         
чтению скорректировать полномочия органов местного самоуправления в части       
исключения сложных нотариальных действий. Как мы понимаем, нотариальная         
деятельность имеет свою специфическую основу: нотариусы имеют соответствующее   
образование - высшее юридическое образование, опыт работы, проходят практику,   
стажировку, нотариальная деятельность подлежит лицензированию, а также          
ответственность нотариуса подлежит страхованию, но все эти требования не        
предъявляются к должностным лицам местной администрации. Поэтому мы считаем     
целесообразным исключить из полномочий таких лиц - должностных лиц местных      
администраций, которые в соответствии с данным проектом федерального закона     
будут осуществлять нотариальную деятельность, сложные полномочия, в частности   
вопросы, связанные с наследством, завещательными распоряжениями, с созданием    
наследственных фондов, совместных завещаний, наследственных договоров, и        
другие, а также удостоверение доверенностей по распоряжению недвижимым          
имуществом. Будут и другие корректировки, в том числе технические,              
уточняющего характера, на них я подробно останавливаться не буду.               
                                                                                
От имени комитета мне хотелось бы обратить внимание на то, что этот вопрос      
рассматривался ранее и вносились проекты нашими коллегами - депутатами          
Государственной Думы, в частности Раиса Васильевна Кармазина вносила такую      
законодательную инициативу с коллегами, а также представителями Думы            
Чукотского автономного округа. Нам хотелось бы поблагодарить коллег за          
слаженную работу, за продвижение, поддержку этого законопроекта, который мы     
имеем возможность рассматривать сегодня уже с согласованными позициями и        
предложениями. Коллеги, благодарим вас за такую работу!                         
                                                                                
По второму законопроекту. Как было отмечено, представленное проектное           
изменение положительно повлияет, по мнению комитета, на соблюдение органами     
местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации при    
наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать              
нотариальные действия. Данным законопроектом предлагается наделить              
должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего      
функции по контролю и надзору в сфере нотариата, полномочиями по составлению    
протоколов за невыполнение законных требований, предписания территориального    
органа юстиции. Мы говорим в данном законопроекте о внесении изменения в        
соответствующую статью - статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об            
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Ещё раз благодарим коллег за проведённую работу. Комитет по государственному    
строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в     
первом чтении данные законопроекты.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к докладчику.                                       
                                                                                
Уважаемый Денис Васильевич, предусмотрены ли дополнительные меры контроля за    
осуществлением уполномоченным лицом органа местного самоуправления              
нотариальных действий, в том числе за порядком и правильностью их оформления,   
передачей соответствующих материалов в единую информационную систему            
нотариата, а также ответственность за ненаправление необходимых сведений?       
                                                                                
НОВАК Д. В. Игорь Андреевич, спасибо за вопрос. Да, действительно, статья       
33-1 Основ законодательства о нотариате дополняется частью четвёртой,           
согласно которой в случае невыполнения законных требований территориального     
органа юстиции при проведении проверки, невыполнения предписания или            
представления территориального органа юстиции, который как раз и проверяет,     
совершаются ли необходимые действия в ходе нотариального производства,          
должностное лицо местной администрации муниципального образования несёт         
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. И      
второй законопроект как раз направлен на реализацию этого положения, он уже     
непосредственно закрепляет ответственность в Кодексе об административных        
правонарушениях.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Денис Васильевич, мне кажется, мы до такой степени всё это          
упрощаем, особенно по сельской местности... Ну, люди, работающие в органах      
самоуправления, не подготовлены. Разве нельзя организовать выезд нотариуса по   
определённому графику: один раз в две недели или один раз в неделю, если        
большой населённый пункт? Таким образом, грамотно будет помощь оказываться      
людям. А то почты закрыли, отделения Сбербанка закрыли, а дальше-то что?        
                                                                                
НОВАК Д. В. Наталья Дмитриевна, действительно, выездные мероприятия нотариусы   
сейчас тоже проводят, а кроме того, при участии Минюста Федеральная             
нотариальная палата организует финансирование, для того чтобы вакансии          
нотариусов в труднодоступных и малонаселённых местностях заполнялись, -         
доплачивает из фонда Федеральной нотариальной палаты, чтобы нотариусы           
появлялись именно там, где есть свободные вакансии.                             
                                                                                
Что же касается остальных случаев, о которых здесь идёт речь, то, ещё раз       
повторяю, это несложные нотариальные действия: удостоверение доверенности,      
свидетельство верности подписи, свидетельство верности копий документов.        
Министерство юстиции вместе с нотариальными палатами проводит                   
учебно-методическую подготовку, действия эти осуществляются в соответствии с    
инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждённой            
Минюстом, регулярно проводятся обучающие семинары для должностных лиц, на       
которых эти полномочия возложены.                                               
                                                                                
На наш взгляд, именно совмещение, о чём вы говорили, выездных мероприятий и     
возложения полномочий в части несложных действий на должностных лиц,            
сохранение существующей модели в отношении органов местного самоуправления      
даёт оптимальный результат.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вострецов Сергей Алексеевич.                                                    
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Денис Васильевич, законопроект, безусловно, важный и нужный, в        
глубинке его очень ждут, там люди небогатые в основном живут, а им, конечно     
же, добираться очень долго.                                                     
                                                                                
У меня уточняющие вопросы. Первый: будет ли должностное лицо проходить          
специальное обучение? Вы сказали, что они будут какие-то курсы проходить, как   
это делают нотариусы для получения лицензии, - а будут ли получать лицензию     
эти лица?                                                                       
                                                                                
И второй вопрос. Нотариальные действия должностным лицом будут осуществляться   
только для лиц, проживающих на этой территории, или из других территорий,       
регионов могут приезжать для осуществления нотариальных действий?               
                                                                                
И по поправкам. Вот сказали, что очень сильно полномочия обрежут. Не проще ли   
им полное обучение пройти? Они как раз и нужны-то на земле для того, чтобы      
людям не ездить, и чем больше действий они будут осуществлять, тем нужнее они   
на земле. Если дать им только какую-то маленькую часть полномочий, всё равно    
мы вопрос не решим, всё равно людям придётся ездить в райцентры, в города.      
                                                                                
НОВАК Д. В. Сергей Алексеевич, спасибо за вопросы, ответы на них есть в         
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Что касается круга лиц, в отношении которых могут эти нотариальные действия     
совершаться, то в абзаце первом статьи 37 Основ законодательства о нотариате    
указано, что речь идёт только о лицах, зарегистрированных по месту жительства   
или месту пребывания в соответствующем поселении, населённом пункте, то есть    
только о тех, кто там проживает. Нет необходимости из другого населённого       
пункта, в котором есть нотариус, приезжать в тот, где его нет.                  
                                                                                
Что касается обучения, я ещё раз повторяю, что регулярно такого рода            
методические, обучающие семинары проводятся.                                    
                                                                                
Как учитываются (вы спросили, будет ли какое-то лицензирование)?                
Лицензирования не будет, но Основы законодательства о нотариате дополняются     
правилом о том, что сведения о должностных лицах местной администрации          
муниципального образования, которые имеют право совершать нотариальные          
действия, направляются в территориальный орган юстиции для учёта по форме и в   
порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. Так что у нас в       
Минюсте всегда будут актуальные сведения о том, какие именно должностные лица   
органов местного самоуправления уполномочены совершать эти нотариальные         
действия.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осипов Илья Владимирович.                                                       
                                                                                
ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Перечень услуг, нотариальных услуг, которые будут оказывать представители       
органов местного самоуправления, - это закрытый перечень? Он будет в законе     
или же он будет отражён в постановлении правительства? Это первое.              
                                                                                
И второе. Как в данном случае будут распределяться доходы от нотариальной       
деятельности?                                                                   
                                                                                
НОВАК Д. В. Илья Владимирович, спасибо за вопрос. Перечень действительно        
исчерпывающий. Он уже сейчас установлен статьёй 37 Основ законодательства о     
нотариате и данным законопроектом не изменяется. Прозвучали предложения его     
ко второму чтению скорректировать, но в нашем законопроекте изначально          
сохраняется именно тот перечень, который всё это время существовал.             
                                                                                
Что касается доходов от взимания государственной пошлины, то этому посвящён     
следующий законопроект повестки - законопроект "О внесении изменения в статью   
61-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Денис Васильевич, профессия нотариуса относится к      
разряду тех, которые характеризуются презумпцией знания национального           
законодательства, что влечёт повышенные требования к уровню квалификации        
претендента. Нотариус находится на передовой юридической практики, то есть      
является первым из правоприменителей цивилистики, он апробирует в своей         
практике все изменения гражданского законодательства. И законодательство        
требует, чтобы нотариус разъяснял все нюансы норм, чтобы правовая               
неосведомлённость не причинила заинтересованным лицам ущерба. Вместе с тем      
уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления не обязаны      
иметь высшее юридическое образование. Более того, как показал анализ статуса    
и перечня лиц, на которых возложена эта обязанность в муниципальных             
образованиях, этими лицами иногда являются специалисты первой и второй          
категории администрации, органов местного самоуправления. По своему статусу     
эти лица иногда могут даже не обладать высшим образованием, не говоря уж о      
высшем юридическом. Так вот, может быть, есть смысл внести в закон о            
нотариате изменения - обязательное требование обладать высшим юридическим       
образованием для главы администрации или уполномоченного лица... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. ...которые соответственно будут уполномочены совершать           
нотариальные действия.                                                          
                                                                                
НОВАК Д. В. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос. Для решения тех проблем, о     
которых вы говорите, в этом законопроекте предусмотрен комплекс мер.            
Во-первых, ещё раз повторяю, речь идёт только о несложных нотариальных          
действиях: удостоверение подписи, выписок и так далее; во-вторых, регулярно     
будут проводиться методические, обучающие мероприятия; в-третьих, будет         
вестись строгий контроль со стороны территориальных органов Министерства        
юстиции за соблюдением правильного совершения нотариальных действий.            
                                                                                
Ваше предложение, на мой взгляд, может создать барьер. У нас в принципе и так   
с кадрами в органах местного самоуправления иногда бывает не очень,             
затруднительно бывает найти лицо с высшим юридическим образованием. Если        
ввести такое требование, то это как раз затруднит территориальную доступность   
нотариальных услуг по этим несложным нотариальным действиям.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Денис Васильевич, у меня возник вопрос по поводу компетенции   
должностных лиц, которых мы наделяем правом совершать нотариальные действия.    
Вы сказали про инструкции, про обучение и так далее и постоянно говорите про    
контроль, который будет осуществляться, но хотелось бы от вас услышать          
что-нибудь на предмет ответственности должностных лиц, которые могут            
совершить ошибку, потому что, ну, от ошибки никто не застрахован. И эти         
ошибки могут быть. Ответственность какая-то у нас предусмотрена либо будет      
предусмотрена в отношении этих должностных лиц? Это первое.                     
                                                                                
И второе. Скажите, пожалуйста, на какое количество населённых пунктов данный    
законопроект будет распространяться? Есть у вас такая информация?               
                                                                                
НОВАК Д. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Ответственность              
предусмотрена действующими статьями 19.4 и 19.4-1, 19.5 и 19.7 Кодекса об       
административных правонарушениях, в которых устанавливаются общие правила,      
касающиеся невыполнения законных предписаний контролирующих органов,            
нарушений в деятельности, которая подлежит государственному контролю            
(надзору). И именно для решения этой проблемы предусматривается изменение в     
статью 28.3 КоАП, в котором на должностных лиц территориальных органов          
юстиции возлагаются полномочия по составлению протоколов об административных    
правонарушениях, то есть данная проблема полностью урегулирована.               
                                                                                
Что касается количества населённых пунктов, специально сейчас не готовился,     
но, учитывая, что у нас продолжаются преобразования, связанные с созданием      
городских округов и включением в них поселений, могу сказать, что это           
коснётся именно тех поселений, которые утратили статус самостоятельных          
муниципальных образований в связи с включением в состав городских округов, то   
есть ровно всех тех населённых пунктов, которые раньше были поселениями, а      
теперь стали населёнными пунктами в составе городских округов.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. Вопросы докладчику.                                   
                                                                                
Уважаемый Денис Васильевич, в проектируемых новеллах используется такой         
термин, как "уполномоченное должностное лицо местной администрации", хотя в     
иных частях рассматриваемой статьи Основ законодательства о нотариате указано   
"должностное лицо местного самоуправления". Уточните, пожалуйста,               
применительно к Федеральному закону № 131-ФЗ "Об общих принципах организации    
местного самоуправления в Российской Федерации" в рассматриваемой новелле что   
понимается под термином "уполномоченное должностное лицо местной                
администрации"? И не приведёт ли введение такого понятия в случае принятия      
федерального закона к проблемам в правоприменительной практике? Другими         
словами, не даём ли мы в этой ситуации правоприменителю необоснованно широкие   
пределы усмотрения, так как в одной и той же ситуации, по сути, он может        
руководствоваться как одним, так и другим термином по своему усмотрению?        
                                                                                
НОВАК Д. В. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Такого риска нет, потому     
что чётко определено, что речь идёт только о тех должностных лицах местной      
администрации городского округа, которые в соответствии со своей должностной    
инструкцией исполняют должностные обязанности в данном населённом пункте.       
Речь идёт о том, что у нас орган местного самоуправления в городском округе     
теперь находится в административном центре, но он имеет право создавать         
разветвлённую административную сеть. И вот именно о тех лицах, у которых в      
должностные инструкции будут включены соответствующие полномочия, речь идёт в   
законопроекте. Здесь никакой неопределённости не возникает.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к Денису Васильевичу, и к Олегу Петровичу.        
                                                                                
Полтора года назад такие же инициативы были внесены двумя субъектами права      
законодательной инициативы и ещё группой депутатов, и они были отклонены, они   
не были поддержаны правительством, причём, я помню, аргументы высказывались     
такие же, какие вам сейчас вопросы задают (мол, а не приведёт ли это?..), а     
сейчас правительство вносит - и совсем другая ситуация, сразу и комитет         
поддерживает, и правительство всё поддерживает. Объясните мне, пожалуйста,      
как так получилось, что за эти полтора года произошло?                          
                                                                                
НОВАК Д. В. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Те законопроекты были очень    
важны, чтобы обозначить тот самый запрос на решение проблемы, но, к             
сожалению, каждый из тех законопроектов комплексного решения проблемы не        
содержал, речь не шла о внесении изменений в Кодекс об административных         
правонарушениях, в Бюджетный кодекс. То есть мы на основе тех законопроектов    
полностью проработали вопрос, согласовали с Минфином и выработали комплексное   
решение - в виде трёх законопроектов, - которое исключит те проблемы, которые   
возникли бы, если бы решение принималось только по отдельным направлениям.      
Правительство на те законопроекты именно потому и давало отрицательные          
отзывы, что в это время как раз активно шла работа над подготовкой              
комплексного решения, представленного сегодня на рассмотрение в виде этих       
трёх законопроектов.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Петрович, добавите?                                  
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
БЫКОВ О. П. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Хочу добавить несколько слов   
относительно концептуального подхода. Действительно, были внесены               
соответствующие законодательные инициативы авторами, они были направлены на     
решение этого вопроса, связаны с обеспечением территориальной доступности для   
населения нотариальных услуг, но там была соответствующая терминология:         
"труднодоступные места", "отдалённые места". Этот законопроект такую            
терминологию не содержит, здесь имеется чёткое соответствие терминологии,       
которая уже есть в действующем законодательстве. То есть отошли от этих         
подходов и в том числе скорректировали вопросы наделения полномочиями           
должностных лиц местной администрации. Как я уже отмечал в своём выступлении,   
был сформулирован ряд ограничений, направленных на противодействие              
необоснованному расширению полномочий органов местного самоуправления.          
                                                                                
Те законодательные инициативы, которые вносились ранее, действительно были      
важны для актуализации этого вопроса, но подход был несколько другой по         
сравнению с содержанием законопроекта, который мы сейчас рассматриваем.         
Допустим, что касается наделения главы городского округа такими полномочиями,   
сейчас это исключается, поскольку исключаются эти административные центры, в    
которых есть такие нотариусы. Есть и ряд других предложений, моментов,          
замечаний, о которых сказал докладчик. Тем не менее эти законодательные         
инициативы затрагивали эти вопросы, и без совместной плодотворной работы        
авторов законодательных инициатив, которые были внесены, мы, конечно, не        
смогли бы сейчас прийти к решению по данному согласованному тексту. Поэтому     
ещё раз от имени комитета я благодарю тех депутатов, наших коллег в             
Государственной Думе, которые занимались этим вопросом, спасибо!                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович, присаживайтесь.                   
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть.                                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
От фракции, Валерий Карлович? От фракции.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле         
законопроект настолько простой, что я даже не знаю, почему мы так долго его     
обсуждали. Суть очень простая: когда мы стали вносить изменения в 131-й         
закон, там появились новые названия глав исполнительной власти, у которых       
есть определённые функции по производству нотариальных действий и которые не    
были поименованы в других федеральных законах, - всё, точка, всё очень          
просто, и, как справедливо заметила Раиса Васильевна, одна из авторов           
предыдущих законопроектов, этот пробел надо устранить. И ещё два субъекта       
Федерации обратились, сказали, что из труднодоступных пунктов, из               
малонаселённых местностей в принципе невозможно ездить к нотариусу за 200       
вёрст, поэтому дайте эти полномочия, которые у них были, верните им.            
Собственно говоря, всё очень просто, и тогда надо было просто с этим            
согласиться, а уже улучшать этот законопроект ко второму чтению, потому что     
те поправки, которые... Я сейчас внимательно посмотрел законопроект, я помню    
то обсуждение, когда отклоняли законопроект Раисы Васильевны, когда             
правительство говорило, что нет, это невозможно, и вот все те вопросы,          
которые вы сегодня задаёте, тогда правительство адресовало авторам              
законопроекта и говорило, что они не урегулированы. А сейчас чудесным образом   
они стали урегулированы! А что изменилось? А изменился только автор             
законопроекта: теперь это Правительство Российской Федерации. Вот и всё,        
больше ничего не изменилось!                                                    
                                                                                
Я хочу сказать, что мы, конечно, поддержим эти законопроекты - они правильные   
и нужные, - как мы поддержали и те, предыдущие законопроекты, но нам нужно      
менять эту порочную практику внесения законопроектов со стороны                 
правительства. Мы Конституцией наделены правом законодательной инициативы, мы   
с вами, нас граждане для этого выбирали - почему мы это право отдали            
Правительству Российской Федерации? Я не могу понять! Зачем тогда нам здесь     
450 человек? Вот о чём речь! Я только для того, чтобы это сказать, вышел на     
эту трибуну, и вчера я об этом же говорил. Полтора года назад Миронов внёс      
законопроект, который пролежал, пропылился, а теперь правительство такой же     
вносит, и мы его ещё благодарим, что они всего полтора года продержали.         
Сейчас, я думаю, то же самое будет: будут говорить, какое хорошее у нас         
правительство, какие они молодцы, что они промурыжили это решение всего         
полтора года. Коллеги, давайте будем это менять!                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Байгускаров Зариф Закирович - выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".           
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Почему же так получилось, почему    
мы сегодня вносим изменения? Потому что в 2017 году были внесены изменения в    
законодательство о местном самоуправлении, которыми было разрешено              
преобразовывать муниципальные образования и соединять сельские поселения в      
городские округа, чем и воспользовались многие субъекты. Так получилось, что    
людей, которые в сельском поселении жили, присоединили к городам, которые       
находятся за 100, за 150, за 200 километров, и люди вынуждены были туда         
ездить даже по каким-то мелочам.                                                
                                                                                
Вот рассмотрим ситуацию: скоро будут экзамены, наши дети будут оканчивать       
школу, нужно будет заверить аттестат школьный, для этого необходимо будет       
ехать в город за 200 километров. Чтобы таких случаев не было, вносятся          
изменения о предоставлении полномочий должностным лицам, чтобы они могли в      
самом населённом пункте решать такие мелкие вопросы.                            
                                                                                
Да, этим вопросом долго занимались, особенно активно занималась им Раиса        
Васильевна, потому что её регион - Красноярский край - очень большой и людям    
там приходилось за 200, а то и за 300 километров ехать по каким-то мелким       
вопросам.                                                                       
                                                                                
Сегодня обсуждали обучение. Я думаю, что, может быть, ко второму чтению мы      
внесём поправки, чтобы... Дело в том, что вторым законопроектом органам         
юстиции, проверяющим этих уполномоченных лиц, то, насколько они правильно       
проводят нотариальные действия, и выносящим предписания, даётся полномочие      
составлять протоколы об административных правонарушениях. Но всё же я считаю,   
что эти должностные лица неграмотны в данном вопросе, они не знают, как         
проводятся нотариальные действия, - так может быть, их сначала надо обучить,    
а потом уже назначать? Я думаю, что это нетрудно, и Минюст России должен        
взять на себя полномочия по обучению. И только потом уже должно проводиться     
назначение - я думаю, так было бы правильно, поскольку эти должностные лица     
уже были бы специалистами и не совершали бы ошибок. А наказывать их за то,      
что они чего-то не знают, мне кажется неправильным.                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроекты, поскольку они      
направлены на то, чтобы не нарушались права наших граждан, чтобы наши           
граждане не ездили за сотни километров по каким-то мелочам, не тратили свои     
деньги и, конечно же, время.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович.                                 
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я очень признательна палате, признательна нашему             
экспертному совету и координационному совету, Бахметьеву - он где-то здесь,     
наверное, присутствует, - который до победного вместе со мной боролся за этот   
законопроект.                                                                   
                                                                                
Почему эти изменения очень важны? Одноуровневая система появилась в 2017        
году, когда внесли изменения в закон о местном самоуправлении. У нас же в       
Красноярском крае с 2006 года действует одноуровневая система, там есть         
единое муниципальное образование - город Норильск и единое муниципальное        
образование - Северо-Енисейский район, это сельский район. И вот возникли эти   
проблемы. У нас в сельских советах всегда были уполномоченные, это было         
прописано в законах о нотариате и о местном самоуправлении ещё с советских      
времён. После выборов Минюст, представители Минюста (нотариат) обучали          
уполномоченных, давали бланки, давали инструкции и перечень тех услуг,          
которые уполномоченные должны были оказывать. Но в связи с тем что система      
стала одноуровневой, эти услуги исчезли. Расширять полномочия не нужно, здесь   
я согласна с комитетом, содокладчик говорил об этом. Полномочия, касающиеся     
завещаний, я считаю, действительно нужно убрать, невзирая на то что у меня в    
округе есть даже отдалённые населённые пункты на Крайнем Севере. Почему?        
Завещание - это такое серьёзное дело, тем более мы с вами приняли закон о       
наследственных фондах, по которому любой - и обычный гражданин, и коммерсант,   
и олигарх - может через этот фонд оставить деньги государству, это серьёзное    
дело, тут можно такого понасоставлять. Кроме того, я услышала о доверенностях   
- это тоже очень правильно. Посмотрите, какие бывают злоупотребления по         
доверенностям на распоряжение недвижимостью, даже тем, которые заверяют         
нотариусы, а тут это будет делать уполномоченный, не имеющий юридического       
образования. Я считаю, это тоже правильно, не нужно отдавать это на откуп       
уполномоченным.                                                                 
                                                                                
О чём я хотела бы сказать? Мы с вами представительный орган, мы представляем    
интересы нашего народа. Спасибо нашему экспертному совету, который при          
получении отрицательного заключения по моему проекту закона поддержал меня. Я   
доказала, что есть понятийный аппарат по труднодоступности. И обращаю           
внимание Минюста, который представляет законопроекты: ни на одном заседании     
никто не присутствовал от Минюста, кроме нотариусов.                            
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции уже было выступление, но я вам добавлю         
время, Раиса Васильевна.                                                        
                                                                                
Добавьте две минуты Раисе Васильевне.                                           
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Он три минуты выступал, даже три не выступал.                   
                                                                                
Я всё время задавала вопрос: почему нет Минюста? Мне дважды комитет по          
местному самоуправлению на трёх листах мелким почерком давал объяснения: что    
такое местное самоуправление, что есть двухуровневое, одноуровневого нет.       
Начали подходить депутаты с других территорий. И спасибо Вячеславу              
Викторовичу, после первого отрицательного заключения, рекомендации комитета     
отклонить, я подошла к нему, и он сказал: бороться до победного за всё, что     
касается народа!                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы не должны дуть в паруса правительству, мы должны          
доказывать, что это создаёт неудобства для людей: нужно приехать в город - а    
один раз в две недели летает вертолёт, - чтобы заверить копии документов,       
диплома, аттестата! Я всё это доказывала. Мы же с вами представители народа,    
я не диссертацию защищаю. Вот Диденко нет, а кто присутствовал на заседаниях,   
все знают, как я защищала эту инициативу. И только наш комитет по               
законодательству сразу, так сказать, врубился и отложил рассмотрение. Дошло     
до нашего премьера, до Дмитрия Анатольевича, который сказал: срочно в Думу! Я   
нажимала кнопку... я сказала, что народ мытарится. И он говорит:                
действительно мытарится, срочно представить в Думу!                             
                                                                                
Уважаемый Минюст, если уполномоченные и делают ошибки - это ваш косяк, я на     
заседаниях комитетов об этом говорила. Мы не расширяем перечень, учите тех,     
кто уполномочен.                                                                
                                                                                
Теперь о том, почему правительственные законопроекты лучше? Они внесли три      
законопроекта: там есть и законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс - о     
зачислении госпошлины, это не было урегулировано по межпоселенным               
территориям, и в комитете по бюджету уже рассмотрели этот законопроект;         
предложены изменения в закон о местном самоуправлении и в Основы                
законодательства Российской Федерации о нотариате - эти предложения             
охватывают всю Россию. Ведь жители и Ставропольского края, и Московской         
области в такой же ситуации: из деревни, например, в Московской области надо    
за 80 километров ехать, чтобы заверить какую-то копию, а ходит один раз в       
неделю автобус, и у людей возникли такие проблемы.                              
                                                                                
Мы претензии предъявляем правительству, я думаю, мы должны и себе предъявлять   
эти претензии. Нужно слушать и слышать наш народ. Если есть проблема, вне       
зависимости от фракционной принадлежности давайте её решать.                    
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Коллеги, ну я должен всё-таки дать пояснение: выступление от фракции - это не   
обязательно семиминутное выступление, выступление от фракции - это              
выступление депутата, который выражает позицию фракции. Фракция говорит, что    
её позицию будет выражать такой-то депутат, при этом он может и семь минут      
выступать, и три минуты, и две, и одну. А любой другой депутат уже не может     
выступать от фракции. Это чтобы у нас с вами была ясность.                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна прекрасно выступила, я думаю,            
заслуженные аплодисменты, но пояснение тем не менее дать нужно по этому         
вопросу.                                                                        
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович - выступление от фракции КПРФ.                        
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы поддерживаем законопроект под пунктом   
11, потому что он усиливает контрольные функции государства в этой сфере, но    
поддерживаем с учётом замечаний, которые предлагает профильный комитет. А вот   
законопроект под пунктом 10 мы поддержать не можем. Речь идёт о том, что        
проблемы, о которых здесь говорилось, создаются прежде всего в результате       
непродуманного административно-территориального деления регионов: вот было      
одно деление, потом взяли и всё поперекроили - и получилось так, что люди       
лишаются медицинского обслуживания, доступа к мировому суду, к мировым          
судьям, люди лишаются доступа к нотариату, к осуществлению нотариальных         
действий в отношении их.                                                        
                                                                                
И мы полагаем, что расширять возможности администрации в этой сфере ни в коем   
случае не следует, их надо постепенно сужать, хотя на сегодня они существуют    
просто применительно к городским округам. Осуществлять любые нотариальные       
действия - простые, не простые - должны нотариусы, и говорить о том, что,       
допустим, доверенность - это простое нотариальное... Правильно сказала Раиса    
Васильевна: по доверенности совершаются такие сделки, что мало не покажется,    
мошеннические сделки. Мы полагаем, что надо расширять возможности нотариата и   
нотариусов - и на это сориентирована и ориентирует нас Федеральная              
нотариальная палата - путём организации выездов нотариусов, путём изменения     
территории деятельности нотариуса и путём материальной поддержки нотариусов в   
труднодоступных и отдалённых местностях; я повторяю, на это направлена          
деятельность нотариальной палаты. У нотариуса существуют преимущества перед     
администрацией. Заметное преимущество прежде всего в том, что нотариальная      
деятельность осуществляется от имени государства, что гарантирует               
доказательственную силу этих действий. Это во-первых.                           
                                                                                
Во-вторых, нотариус, совершая нотариальное действие, проверяет законность       
предшествующих действий - это норма для добросовестного, да даже для среднего   
нотариуса: получив доверенность, он начинает названивать тому самому            
нотариусу, который выдал эту доверенность, если у него закрались                
мало-мальские сомнения.                                                         
                                                                                
В-третьих, речь идёт о том, что на должность нотариуса назначаются люди с       
достаточно высокой квалификацией. Нотариус не только обязательно имеет высшее   
образование - он имеет большой уже стаж работы в нотариальной сфере: на         
практике нотариусом можно стать, восемь лет отработав в этой системе, -         
подсчитано - и после трёх экзаменов. И это ещё не означает, что через восемь    
лет ты станешь нотариусом: откроются ли ещё соответствующие вакансии? Поэтому   
иногда в системе нотариата люди работают десять-пятнадцать лет и только потом   
становятся нотариусами.                                                         
                                                                                
В-четвёртых, надо иметь в виду, что нотариат имеет единую информационную        
систему, из этой системы получает данные и в эту систему вносит свои данные,    
в отличие от администрации.                                                     
                                                                                
Ну и наконец, надо иметь в виду, что нотариус несёт материальную и иную         
ответственность за свои действия, в отличие от администрации. Есть примеры -    
к счастью, их не очень много, но они есть, - когда с нотариуса взыскивалась     
стоимость дорогой-предорогой квартиры в гражданско-правовом порядке, потому     
что он неосмотрительно провёл то или иное нотариальное действие, допустив       
какие-то нарушения или халатность. И есть случаи, когда нотариусов лишают       
полномочий за такие вещи. Надо отдать должное Федеральной нотариальной          
палате: она поддерживает идею, что нотариусы должны во всех случаях, когда      
допустили нарушения, нести ответственность. Руководители Федеральной            
нотариальной палаты сами инициируют привлечение нотариусов к ответственности    
в случае, если те совершили какие-либо нарушения.                               
                                                                                
Мы полагаем, что этот законопроект не надо поддерживать, надо расширять         
возможности нотариата, и для этого есть все возможности.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Денис Васильевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.      
                                                                                
НОВАК Д. В. Я хочу поблагодарить прежде всего депутатов - авторов тех           
законопроектов, которые стали толчком для работы правительства над тем, чтобы   
предложить вот такое комплексное решение, и коллег - депутатов                  
законодательного собрания, Думы Чукотского автономного округа.                  
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина, лично вам низкий поклон за то, что вы донесли       
свою активную позицию, довели дело до того, чтобы мы предложили такое           
комплексное, сбалансированное решение, которое позволит и сохранить качество    
нотариальных услуг, и обеспечить территориальную доступность.                   
                                                                                
Ещё раз большое спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Васильевич.                                
                                                                                
Олег Петрович, не будете выступать?                                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального        
закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о   
нотариате и статью 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации     
местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 10.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в    
статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях", пункт 11.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.