Заседание № 265
О проекте федерального закона № 634935-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об отмене технического осмотра транспортных средств, принадлежащих физическим лицам и используемых в личных целях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. (Шум в зале.) Коллеги, я прошу присесть всех на места, не шуметь. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, присаживайтесь, пожалуйста, трудно выступать. НИЛОВ О. А. Да, я прошу потише, уважаемые коллеги, либо можно выйти и продолжить обсуждение предыдущего вопроса в кулуарах. Итак, вашему вниманию предлагается очень короткий законопроект, но важный для миллионов автовладельцев, для 50 миллионов владельцев личного автотранспорта. Мы предлагаем внести короткую поправку в закон, который касается обязательного проведения ежегодного технического осмотра. Это долгая традиция, история. Действительно, когда автомобиль был роскошью, когда автомобилей было не так много, ну, вот было принято решение ежегодно проводить такой техосмотр и фиксировать - отмечаю: в органах ГИБДД - технически исправное состояние автомобиля. Сегодня, когда этих автомобилей у наших граждан более 50 миллионов, этот техосмотр, к большому сожалению, либо проводится формально, либо вообще не проводится, а соответствующий документ получается, ну, можно сказать, преступным путём. Я сейчас предлагаю и членам правительства, и вам, уважаемые коллеги, в "Яндексе", например, открыть странички тех сайтов, на которых предлагают без осмотра купить соответствующий документ, - вы там обнаружите 32 предложения, вот 32 сайта, цена - от 500 до 1500 рублей. То есть идёт в открытую торговля вот этим самым техосмотром. Ну, конечно, кто-то этим пользуется, а кто-то тратит время, что дороже гораздо, чем стоимость, чем вот эти 500-700 рублей, и проходит этот техосмотр. А какой смысл? Я задаю вопрос, уважаемые коллеги. Смысла давно уже в этом точно нет. Вспомните, пожалуйста, свой водительский опыт, особенно если это опыт вождения не нового, не современного отечественного автомобиля: сколько раз он выходит из строя по разным причинам в течение года? И разве даёт пройденный раз в году техосмотр гарантию, что в течение всего года вы не будете сталкиваться с какими-то проблемами, с поломками и с необходимостью их исправления? Поэтому никакого большого смысла контролировать наших граждан... Только что говорили с этой трибуны: вы что, считаете наших граждан такими-сякими? Не надо считать наших граждан такими-сякими, теми, кто о своём здоровье, о здоровье своих близких, которых они перевозят в таком автомобиле, абсолютно не беспокоится, и остаётся, мол, лишь одна надежда - на соответствующего осмотрщика, который защитит жизнь и здоровье наших граждан за деньги! Для справки: количество ДТП на дорогах России по причине неисправности автомобиля - 3,8 процента, ну, это от общего количества всех автомобилей. Я же говорю о том, что надо освободить от этой излишней бюрократической, с потерей времени и денег, процедуры только владельцев личного автотранспорта, а вот для владельцев транспорта, которым перевозятся пассажиры, тем более для владельцев автобусов, микроавтобусов и других таких транспортных средств надо усилить, сделать процедуру ещё более жёсткой. Давайте туда перенесём имеющиеся ресурсы, усилия контролёров, каких-то других специалистов, вот в эту плоскость, где действительно есть проблемы, потери, в том числе связанные с жизнью и здоровьем пассажиров, в большей части мы видим их именно в этой области. Коллега Москвичёв, может быть, дополнит, сколько мы теряем из-за этого, каковы потери, связанные с здоровьем и жизнью граждан. Вот цифры, уважаемые коллеги: 25 миллиардов рублей - столько из карманов наших граждан извлекается денег, чтобы выполнять эту, я считаю, устаревшую и абсолютно ненужную гражданам процедуру. Могу сказать, что Федерация автовладельцев России давно двумя руками за, они обращаются к нам и говорят: прекратите нас считать людьми, которые абсолютно не заботятся о состоянии своего же имущества, своего автотранспорта. Так можно пойти дальше, уважаемые коллеги, ведь много проблем есть у каждого человека - у кого-то проблема с зубами, у кого-то проблема с одеждой, с обувью, но мы не останавливаем человека и не говорим: ну-ка, покажи, у тебя все в порядке, ты заботишься о своём здоровье, о благополучии своём, не будет ли от этого проблем у государства с затратами на твоё последующее лечение, не будет ли проблем у окружающих тебя людей? Этого же нет - почему мы здесь-то не доверяем? Иначе можно приходить по любому поводу, проверять, не знаю, исправность холодильника, проверять телевизор, потому что он может загореться, если технически неисправен. Вот эту историю давайте заканчивать! Уважаемые коллеги, пришло время делать хоть какие-то послабления. Вчера мы предлагали отменить транспортный налог - нет, вы считаете, надо сохранять. Ещё какие-то налоги и оброки новые придумываются, мол, заплати за это, заплати за то - у людей просто нет денег! Давайте не будем учить наших людей жить, а поможем им материально. Если бы у них была такая возможность, если бы зарплаты росли, ну, тогда ещё можно было бы об этом говорить. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Евгений Сергеевич Москвичёв с содокладом выступит. Сначала по ведению - Марат Мансурович Бариев. Пожалуйста. БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Я с уточнением для стенограммы. По 11-му вопросу, о продаже пива на стадионах, председатель комитета по физкультуре, спорту и делам молодёжи сказал, что за проект этого закона комитет проголосовал единогласно, - я заявляю, что решение было принято большинством голосов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Уточнение информации. Пожалуйста, Евгений Сергеевич. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Олег Анатольевич, так нечасто бывает, но сегодня хочу от имени комитета всем сказать, что я с вами всё-таки не соглашусь. Не соглашусь по той причине, что техосмотр сейчас не проходят автомобили - вообще не проходят - возрастом до трёх лет, машины в возрасте от трёх до семи лет проходят техосмотр раз в два года, а потом уже каждый год, а что касается транспорта, который профессионально работает по заказам, занимается оказанием услуг пассажирам, такой транспорт, автобусы уже проходят техосмотр дважды в год, поэтому не надо повышать стоимость билетов. А теперь, уважаемые коллеги, хотел бы сказать вот что. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств" устанавливает требования безопасности при эксплуатации транспортных средств, и пока, к сожалению, единственный способ проверить техническое состояние автомобиля - это провести технический осмотр. Мы в этом году, в мае, приняли закон, внесли изменения в части технического осмотра - мы ровно восемь месяцев работали над тем, как поправить закон о техосмотре: мы там прописали фотовидеофиксацию и всё остальное, мы пришли к единому мнению, решению, что автомобиль, независимо от формы собственности и принадлежности, при въезде на сервисную станцию фотографируют, после выезда ещё раз фотографируют, всё это хранится в архиве. К сожалению, личный транспорт сегодня в Российской Федерации стареет, средний возраст транспорта - 13-17 лет. К сожалению, не все собственники автомобилей - мы рассматривали этот вопрос - проходят техническое обслуживание (и ТО, и ТР) на сервисных станциях, часто всё это по-прежнему делается самим человеком. И в дорожно-транспортных происшествиях на легковом транспорте - услышьте! - погибает 11,8 тысячи из 18 тысяч погибших, а из-за технической неисправности автомобиля (поправлю Олега Анатольевича) - не 3,5 процента, а больше 7 процентов, доходит почти до 10 процентов. Поэтому, уважаемые коллеги, мы считаем, что когда уже все перейдут именно на такое техобслуживание автомобилей... и на такой паспорт транспортного средства, который будет полностью прошит, как в авиации, - будет указано, когда что проходил автомобиль и сколько проехал... А мы к этому идём, потому что 1 июня 2020 года вступит в силу закон, которым мы приняли все эти нормы. Я считаю, технический осмотр надо сохранить. У нас должно быть, как во всех европейских странах, не более 4 погибших на 100 тысяч жителей, а у нас сегодня 11,5. К сожалению, нам над этим вопросом надо работать, работать и работать. Комитет по транспорту предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Глубокоуважаемый Евгений Сергеевич, скажите, пожалуйста, известно ли вам, что если не все, то большинство владельцев частных автомобилей сегодня, по сути, реально техосмотр не проходят, а просто покупают этот талон, то есть реальной процедуры техосмотра нет? И если вы не считаете, что наше предложение, предложение "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", об отмене техосмотра поможет победить эту порочную практику, то какие есть предложения, чтобы прекратить эту практику, когда фирмы, которые занимаются техосмотром, просто наживаются, при этом реальный техосмотр частного автотранспорта не производится? МОСКВИЧЁВ Е. С. Дмитрий Александрович, с 1 июня 2020 года это закончится, эта практика уйдёт в историю. Я вам только что сказал, что мы с вами рассматривали законопроект, он принят, подписан президентом в июне, и теперь то, что покупалось, больше купить будет нельзя: у сервисных станций и станций по прохождению техосмотра не будет права выдать диагностическую карту без указания времени диагностирования и без фотографии автомобиля. Это будет по всем разделам диагностической карты, если по одному разделу он не проходит, то он... Рисковать тем, что отберут лицензию и запретят проводить техосмотр, никто не будет, поэтому всё это уйдёт в историю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Евгений Сергеевич, ряд стран пошли по предлагаемому пути и отменили в принципе обязательный технический осмотр для личного транспорта. Последний пример - Грузия, может быть, не самый удачный, и всё-таки никакого всплеска аварийных ситуаций, роста количества погибших не произошло, а вот то, что коррупция уменьшилась, - это доказанный факт. Как вы относитесь к этому положительному, на наш взгляд, опыту? МОСКВИЧЁВ Е. С. Я к этому отношусь отрицательно, потому что у нас на сегодняшний день - с усилением требований к техническому осмотру и так далее - 34 тысячи погибших, 700 тысяч раненых. В Грузии на сегодняшний день на один автомобиль приходится пять граждан, соотношение пять к одному, а у нас на 140 миллионов человек приходится 64 миллиона автотранспортных средств, поэтому я считаю, что мы должны сохранить прохождение техосмотра. Вот когда мы увидим, что больше 70 процентов граждан России проходят ТО и ТР на сервисных станциях, что следят за прохождением согласно паспорту и требованиям к техническому обслуживанию - а мы к этому идём, - тогда мы с вами будем рассматривать вопрос отмены техосмотра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Коллеги, если вы помните, я в своё время вносил законопроект об увеличении штрафов за езду без ОСАГО. Это как раз к тому, что нельзя купить ОСАГО, не пройдя техосмотр, и большинство тех, кто уклоняется, ездят на этих неисправных автомобилях. У меня вопрос к автору: Олег Анатольевич, а вы действительно считаете, что 3,8 процента аварий по причине технических неисправностей, когда лысая резина или, я не знаю, неисправные тормоза, это мало? Мне кажется, любая жизнь... Если автомобиль выходит на трассу, он должен быть на 100 процентов исправен. Понятно, что человеческий фактор мы не исключим, не защитимся от негодяев, алкоголиков за рулём, хотя сейчас их стало меньше, мы законы для этого принимаем, но здесь мы можем снизить аварийность до нуля, а 4 процента - это очень много; это конкретные жизни конкретных людей, когда автомобиль не смог затормозить, к примеру, из-за отсутствия нормальных покрышек, или из-за того, что тормоза неисправны, или из-за других неисправностей. Поэтому я считаю, что законопроект вредный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Я не считаю наших людей, извините, идиотами. Когда человек знает, что у него в автомобиле тормоза неисправны, он не поедет, если только не употребил пивка после футбола, только в таком случае он поедет. Я вам приведу другую цифру, уважаемые коллеги, Евгений Сергеевич: 37 процентов ДТП происходит из-за состояния улично-дорожной сети. А вот там где ТО? Хотя бы ежегодно ТО производится, выдаётся паспорт пригодности этим дорогам? Нет. Вот куда я предлагаю переместить усилия, давайте этих контролёров туда поставим сначала, там причина 37 процентов ДТП, а здесь - 3,7 процента, но мы тут спорим. Конечно, до нуля мы никогда не доведём, поскольку машина ломается в пути, в дороге, когда проезжает длинные расстояния, не будет никогда нуля. Тем более, что даже если вы сделали идеальный ремонт, автомобиль в идеальном состоянии, через год всё равно что-то происходит, и буквально через месяц может что-то отвалиться. Где гарантия, что этого не произойдёт? Ничего не даёт таких гарантий абсолютно. Должно быть соответствующее отношение к людям, к водителям. Если человек получил справку, что он не идиот (за 5 тысяч или за сколько-то ещё, будем решать), значит, он никогда не сядет в неисправный автомобиль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Анатольевич, у нас государство, в том числе мы, Государственная Дума, достаточно много делает для безопасности на наших дорогах, и по статистике видно, что, пусть не так, как хотелось бы, тем не менее идёт снижение количества аварий. Я готов согласиться и с вами, и со всеми здесь, что у нас, к сожалению, всё равно достаточно большой процент автотранспортных средств на дорогах, которые, ну, далеки от соответствия необходимым техническим параметрам, и технический осмотр - это одно из достаточно серьёзных препятствий тому, чтобы технически неисправные автомобили выезжали на наши дороги. В случае принятия вашего закона у вас есть какой-то рецепт, как всё-таки сделать так, чтобы технически неисправные транспортные средства не ездили по нашим дорогам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Да, кроме заботы о своём здоровье есть очень сильное средство, очень сильный рычаг воздействия на тех, кто всё-таки поедет на неисправном автомобиле и, не дай бог, попадёт в ДТП, - вот тогда по действующему законодательству он будет нести полную ответственность перед страховыми компаниями за ущерб, который, возможно, нанесёт другим автомобилям, тем более за ущерб здоровью. Это разве не гарантия того, что такое не будет допускаться сознательно? Технически неисправный автомобиль - стопроцентная ответственность попавшего в ДТП, даже если он не очень виноват. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Евгений Сергеевич, скажите, пожалуйста, у вас есть статистические данные, сколько процентов в общем объёме аварий составляют аварии, связанные с техническим состоянием личных транспортных средств? МОСКВИЧЁВ Е. С. Второй год подряд - не меньше 7 процентов, но уже доходит почти до 10 процентов. Я вам хочу сказать, уважаемые коллеги, у нас больше 54 миллионов автомобилей, а на сервисных станциях обслуживается меньше 50 процентов. Вы понимаете, что... Дальше надо понять, а где они обслуживаются? А обслуживаются они от случая к случаю, где-то как-то. Так что всё это хорошо говорить, но сегодня технический осмотр проходят, там, 5-6 процентов, а когда будут фотографии и всё это будет записываться, будет храниться в архиве, то уже никто просто так ничего не выпишет, потому что понятно, что есть административная и уголовная ответственность за нарушения, связанные с прохождением технического осмотра. Мы с вами ровно восемь месяцев в 2019 году рассматривали этот законопроект, и мы пошли только на одну уступку - фильм не снимать и не хранить 20 лет видеозапись, потому что из-за этого техосмотр станет дорогим. А всё остальное мы сделали, и с 1 июня 2020 года всё это начнёт работать. И когда мы увидим статистику, что 80 или 90 процентов автомобилей обслуживаются на сервисных станциях и в паспорте с первого дня выпуска автомобиля всё записывается, вот тогда мы поймём, что все ответственно к этому подходят и, выезжая на дороги общего пользования с двусторонним движением на личном транспорте, на общественном транспорте, готовы нести ответственность. Цифры я вам не просто так называл: 18 тысяч погибших, из них 11,5 тысячи - на легковом транспорте, при этом в год мы перевозим 14 миллиардов пассажиров - это вдовое больше, чем население планеты Земля, но в авариях с автобусами гибнет 100 человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, не буду долго вас мучить, сразу скажу, что тема отмены техосмотра поднимается практически каждый созыв, она далеко не нова, и ЛДПР, разумеется, уже давно предложила своё видение решения этого вопроса. Здесь надо поменять всего одно слово, сразу "технический осмотр" надо заменить на "техническое обслуживание". Действительно, у нас складывается такая ситуация, что, когда ты приезжаешь на технический осмотр и находят какую-то неисправность в автомобиле, тебя отправляют на станцию техобслуживания, чтобы ты устранил эту неисправность. Поэтому решение очень простое: раз в год владелец частного автомобиля должен приезжать и проводить техническое обслуживание своего автомобиля, платить за это деньги, что совершенно справедливо, и все жизненно важные узлы его автомобиля будут проверять, при необходимости заменять новыми комплектующими и так далее. Так что с этим я полностью согласен. Однако проголосовать за законопроект господина Нилова я не смогу, потому что меня, например, этот закон не коснётся. Почему? Вот, например, поехал я в Думу на своём стареньком автомобиле, останавливает меня сотрудник ГАИ и спрашивает: "Почему у вас нет талона техосмотра?" Я говорю: "Ну отменили же". Он продолжает: "Вы куда едете, на работу?" - "На работу". - "Значит, вас это не касается: вы используете автомобиль в служебных целях. А пассажир у вас есть?" - "Да, у меня с собой пассажир". - "Так вы ещё и пассажиров возите? Ну всё, значит, попали по полной программе!" Так что, ещё раз говорю, вопрос нужно решать по-другому, с точки зрения ЛДПР. И, уважаемые коллеги, я прошу прощения. Дорогой Олег Анатольевич, когда вы думаете, что мне нужно меньше курить или я пропагандирую пиво, то, я вас умоляю, пользуйтесь советом Станиславского, перефразирую: вы эту думу любите в себе, а не себя в думе, - и всё будет хорошо! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Я считаю недопустимым отменять техосмотр только потому, что аварий, связанных с неисправностью автомобилей, не так много. Безусловно, причин гораздо больше - дороги неисправны, пьяные за рулём, - но для этого мы здесь и нормативные правовые акты принимаем, и деньги на дороги дополнительно выделяем. Причины абсолютно разные! Наоборот, низкий процент аварийности говорит о том, что сегодня технический осмотр работает. В первые три года использования автомобиля его нет, после этого - раз в два года, это тоже нормальный срок, после семи лет - один раз в год. А говорить: задавит, тогда накажем - это, мне кажется, Олег Анатольевич, вообще ни в какие ворота не лезет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. Дмитрий Александрович, вы от фракции? Нет. Три минуты поставьте. ИОНИН Д. А. Так, нажимаю кнопку, всё. Коллеги, я оформил техосмотр для своего помощника, на его семилетнюю машину "Мазда 3" за 890 рублей на сайте "dk-online.ru" - вот, собственно, она исправна. Теперь она может ездить, никаких проблем в дальнейшем с её исправностью не будет, да? Я думаю, и сайтов таких достаточно много, и с ситуациями такими, наверное, все сталкивались и прекрасно знают, что это профанация, реальный техосмотр автотранспорта, по крайней мере частного, не проводится. Вот Евгений Сергеевич говорил про служебный автотранспорт и так далее, но для частного автотранспорта просто никакого техосмотра на сегодня не существует! Скажите, пожалуйста, зачем тогда он нужен? Почему мы его до сих пор не отменяем? У нас кто-то связан вот с "dk-online.ru" и другими такими сайтами? Кому-то интересно, чтобы они дальше жили и зарабатывали на нас, я имею в виду вообще жителей Российской Федерации? Техосмотр - это, по сути, такой же атавизм, как транспортный налог: что транспортный налог уже давно заменён акцизами и его надо отменять, что техосмотр уже давно заменён статьёй 12.5 КоАП, которая напрямую запрещает эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и предполагает за это ответственность. Поэтому я не понимаю, почему мы так упираемся, считаем, что в нынешнем виде техосмотр для чего-то нужен? Лично я и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считаем, что он нужен только для того, чтобы набивали карманы владельцы вот таких непонятных сайтиков, посредники, которые нет-нет, да и заработают то здесь 800 рублей, то здесь тысячу рублей. Вот так они и зарабатывают, по сути, на очередном дополнительном поборе с наших автомобилистов, которые, как я вчера уже говорил, и так превратились в дойную корову, - платят и транспортный налог, и акцизы, и утилизационный сбор, и за страховку, и за парковку и так далее, и вот ещё за техосмотр. Давайте хотя бы его уже отменим, и нам хотя бы за это автомобилисты скажут спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Алексей Владимирович, от фракции? КУРИННЫЙ А. В. Нет, я в три минуты уложусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты поставьте, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, тема действительно не новая, она регулярно ставится. Самое главное, есть положительный опыт наших ближайших соседей, некоторых отдалённых, так скажем, соседей: отменяли технический осмотр для личных автомобилей, ещё раз подчеркну, которые используются в личных целях, - не для такси, не для тех, кто возит профессионально на автобусах, осуществляет грузоперевозки, - и ничего страшного не происходило. Никакого роста аварийности не происходило, никакого увеличения количества погибших не происходило по одной простой причине. Что такое техосмотр? Даже если техосмотр проходить по всем правилам, то это раз в два года или раз в год зафиксируют, что ваш автомобиль исправен. Но это не гарантирует, что через месяц, через два месяца что-нибудь не произойдёт, что-нибудь не выйдет из строя и не станет причиной тех самых аварий, о которых мы только что говорили. Я абсолютно убеждён, что с 1 января кардинально ситуация не изменится с точки зрения аварийности по причине неисправности. Куда надо идти? Конечно, технический осмотр - это тот вариант, который, может быть, стоит оставить исключительно для старых автомобилей, а для всех остальных... По большому счёту, я думаю, каждый разумный человек - а я так понимаю, за баранкой, за рулём в основном разумные люди ездят - сам следит, и он не то что вынужден, он обязан следить за состоянием своего автомобиля, заботиться о своём здоровье, о здоровье своих близких, поэтому он, естественно, это будет выполнять, как положено. Что, может быть, стоит сделать параллельно с отменой техосмотров, и это было сделано во многих странах, так это повысить административную ответственность за управление неисправным автомобилем. Действительно, может быть, её в разы стоит повысить, потому что это будет хорошим мотиватором для тех, у кого автомобиль с лысой резиной либо у кого какие-то другие неустранённые неисправности, а такие люди есть. Этот метод достаточно эффективно сегодня позволяет бороться с подобного рода явлениями. А так, по большому счёту, что изменится с 1 января 2020 года? Ну, единственно, что можно прогнозировать, так это что техосмотр будет стоить не 800 рублей, как сейчас в Интернете, а дороже, потому что, видимо, придётся всё-таки приехать и сделать фотографии номеров, которые в качестве доказательства будут размещены в этой самой базе. Всё остальное, что там наворочено, связано исключительно вот с такой бюрократической процедурой, которая формирует или может сформировать дополнительные коррупционные риски опять же для наших водителей и повысить ставку за тот же липовый технический осмотр. Как он проводился в виде липы, так и будет проводиться. Фракция КПРФ проголосует в первом чтении за этот законопроект, хотя во втором чтении, мы думаем, - если он дойдёт до второго чтения - потребуется внести ряд поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции выступление. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит, безусловно, этот законопроект. Ну, теперь по порядку о том, почему. Да, нас, как и всех, беспокоит безопасность на наших дорогах, и, естественно, нужно устранять причины аварий. Если мы посмотрим, скажем так, по весу причины аварий, в которых больше всего теряется жизней, то неисправность транспортного средства будет не на первом и не на втором, а на третьем, на четвёртом, может, даже на пятом месте. А основные причины, по которым гибнут люди, - это качество дорог, это пьяные за рулём, вот как раз то, о чём мы с вами спорили, - алкоголизация населения. И вот именно эти причины нужно устранять, ну, принцип Парето: нужно основные причины устранять, а не какие-то там второстепенные, и тогда проблема будет решаться. А сейчас у нас формально процедура технического осмотра есть, по факту её нет. Евгений Сергеевич сказал, что с 1 июля следующего года у нас эта проблема уйдёт, потому что потребуется фотофиксация и так далее. Ну, я думаю, что наши умельцы смогут прикладывать фотографию транспортного средства и до, и после, сегодня компьютерные технологии такие, что никакого труда не составит, стоя на этой трибуне, получить документ о прохождении техосмотра и ещё переслать сразу фотографии своего автомобиля до и после, вообще никаких проблем нет. Я даже особо сочинять здесь не буду, любой школьник это организует, вот. Что хочу сказать? Безусловно, за техническим состоянием своего автомобиля нужно следить, но проблема в том, что ежегодное прохождение техосмотра эту проблему не решает. Ну, приведу пример: большинство автомобилистов просто не накатывает тот пробег, который требует технического обслуживания, технического ремонта, технического осмотра, даже за год, даже за два, за три можно не накатывать - зачем тогда ежегодно проходить техосмотр? Смысл какой? Зачем тратить на это деньги? Я уже приводил с этой трибуны пример: миллионы граждан платят транспортный налог за транспортные средства, которыми не пользуются. Здесь та же самая история, то есть фактически плата за техобслуживание - это ещё один вид поборов, и мы предлагаем его убрать. Каким образом можно обеспечить нормальное техническое состояние транспортных средств? Ну уж точно не таким. Я думаю, что никто из вас не поедет на автомобиле, если у вас высветится неисправность, тем более красным цветом (есть жёлтая, а есть красная). Вы точно не поедете, вызовете аварийку или доберётесь медленно до гаража и там вызовете, но вы точно не поедете. В большинстве автомобилей такие функции уже есть, и проблемы-то в этом нет. Проблема в другом: даже если у вас есть техосмотр, но вы в пьяном виде сели за руль и как бы не осознаёте, что делаете, то, конечно, это приведёт к аварии, вот о чём речь. Коллеги, мы предлагаем поддержать наш законопроект и вместе вырабатывать меры по защите наших граждан от гибели на дорогах. И собственно говоря, Евгений Сергеевич, мы готовы работать над дальнейшим совершенствованием законодательства в этой области, но только не таким способом, как сейчас, когда формально процедура есть, а результатов она не даёт. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Полномочный представитель президента? Нет. Представитель правительства? Тоже нет. Автор законопроекта, Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, оппоненты, те депутаты, которые поддерживают наш законопроект! Несколько соображений в ответ на критику. Прозвучала информация от Евгения Сергеевича Москвичёва, что личный автомобильный парк стареет. Это серьёзное заявление, Евгений Сергеевич. О чём это говорит? Это говорит о том, что у людей просто нет денег, чтобы его обновлять, - давайте вот на эту причину почаще будем смотреть! Главная проблема многих бед, в том числе и на дорогах, состоит в том, что нет денег оплатить все придуманные сборы, поборы. И старые ещё надо оплачивать, говорили же, что и всё старое остаётся - транспортный налог и ТО, - и новое добавляется. Последняя новация - справка для получения новых прав. Что, цена на бензин радует автовладельцев? Рост её выше инфляции каждый год! Для того чтобы что-то взять для оплаты старых и новых придумок, ну нужно же туда положить. Вот не случайно я опять ваше внимание обращаю на потребительскую корзину, размер которой составляет 12 тысяч рублей, - там есть хоть копейка на содержание, не то что на содержание, а вот на это ТО? Где там хоть копейка?! Мы предлагаем и говорим: коллеги, давайте реально смотреть сначала на размер потребительской корзины, как следствие, на прожиточный минимум и на МРОТ. Для того чтобы взять, надо ж сначала дать - вот где причина, уважаемые коллеги! Нет вопросов, поддержите вот этот закон о потребительской корзине, которая должна быть хотя бы 30 тысяч, ну тогда и требуйте сохранения и оплаты новых сборов, поборов, налогов, цен растущих. Ну, для примера, могу сказать, в потребительской корзине в Германии есть эти деньги, в том числе для того, чтобы и резина была не старая, чтобы и ТО проходить, как положено, как Евгений Сергеевич сказал, с таким паспортом новомодным, западным. Давайте сначала деньги людям заплатим должным образом. Кстати, в этой потребительской корзине в Германии есть денежки даже на пиво, уважаемый коллега Иванов, а в нашей корзине нет! (Шум в зале.) Поэтому спасибо вам за обсуждение. С любовью к вам, в том числе, коллега Иванов, к Думе. Извините, что так долго сегодня спорили, ругались, но, я считаю, в этом смысл - вот так должны проходить обсуждения особенно важных, принципиальных вопросов. А судить нас - ну, пусть судит избиратель. Я думаю, что многие сегодня смотрели, а кто не смотрел, посмотрит в записи и примет соответствующее решение, какую оценку кому поставить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Заключительное слово - содокладчику Евгению Сергеевичу Москвичёву. МОСКВИЧЁВ Е. С. Олег Анатольевич, да мы не ругались, мы просто рассказали истину. Но мне неприятно, что член комитета по транспорту Дмитрий Александрович пользуется непонятными сайтами, проходит техосмотр вот так и ещё нам это популяризирует. Я обязательно этим процессом займусь и доведу до конца. Но я вам хочу сказать, что он всё равно не попадёт в единый реестр прошедших техосмотр, а так пусть платит всем остальным хоть по 10 тысяч. Уважаемые коллеги, я ещё раз говорю, что мы с вами рассматриваем вопрос о техосмотре постепенно. Вы помните, что мы когда-то техосмотр убрали от инспекторов ГАИ, потому что их некому контролировать, но я не верю, что наше общество, что те, кто получил лицензию на право проводить технический осмотр, будут продолжать проводить его некачественно. Нет, никакие фотографии там не подделываются, там будут с четырёх сторон одновременно фотографировать, будет понятно, есть там эта машина или нет, номер никто откручивать не будет. Но если мы увидим, что количество дорожно-транспортных происшествий действительно стало падать, а граждане России техническое обслуживание автомобилей проводят на цивилизованных сервисных станциях, тогда это и приведёт к тому, что мы с вами будем рассматривать этот вопрос. А сегодня нам надо спасти каждую жизнь, чтобы люди жили в нормальной стране, как в других странах, не более четырёх погибших на 100 тысяч проживающих, я вам цифры приводил. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 14 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 263
О проекте федерального закона № 634935-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об отмене технического осмотра транспортных средств, принадлежащих физическим лицам и используемых в личных целях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы вчера не смогли рассмотреть законопроекты, поставленные на фиксированное время. Просьба сегодня их поставить на фиксированное время: 36, 37 и 38-й пункты - на 15 часов. И по 38-му пункту мы просим обратно замену докладчика сделать - вместо Гартунга докладывать будет Нилов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вместо Гартунга - Нилов.
Уважаемые коллеги, выносится на обсуждение предложение коллеги Гартунга: вопросы 36, 37, 38 поставить на фиксированное время и по 38-му вернуть в качестве докладчика Нилова вместо Гартунга, как мы с вами изначально решили, когда этот вопрос рассматривали. Помните, мы поменяли докладчика на Гартунга в связи с командировкой коллеги Нилова? Жуков Александр Дмитриевич, пожалуйста. ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Эти приоритетные для фракции законопроекты у нас стояли вчера, как мы раньше договаривались, на фиксированное время, на 16 часов, но мы не успели их рассмотреть из-за длительного рассмотрения одного вопроса с участием приглашённых представителей партий, а потом мы рассматривали законопроекты во втором чтении, поэтому у меня предложение: выделить специально час для этих законопроектов, но не сегодня, а, скажем, в пятницу с 13 часов. Мы договорились в пятницу провести дополнительное заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Гартунгу. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, ну, нам в пятницу неудобно рассматривать. Мы хотели бы всё-таки либо сегодня, либо завтра, но не в пятницу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте завтра на 16.00 поставим. Нормально? Нам всё равно придётся каждый день задерживаться. Просто сегодня мы не сможем задержаться, заседание Совета Думы в 16.15. И, уважаемые коллеги, информирую вас, что сегодня начинает работу межпарламентская комиссия совместно с нашими коллегами из Вьетнама. Делегация наших коллег из парламента Вьетнама вчера уже здесь, в Москве, встречалась с членами Совета Федерации, сегодня у нас двусторонняя встреча, работа межпарламентской комиссии. Дни загруженные, и нам необходимо понимать, что приоритетных вопросов накопилось много, поэтому давайте подумаем, как нам их рассмотреть за оставшееся время, реально-то у нас остаётся пять заседаний. Мы в любом случае задержимся, поэтому, если не будете возражать, мы предлагаем вопросы 36, 37 и 38 поставить на 16.00 на завтра, на 12.12. Нет возражений? Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", все три законопроекта приоритетные? Докладчик Нилов Олег Анатольевич, правильно? Принимается.
По ведению - Гартунг Валерий Карлович. Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, я для уточнения: значит, мы сегодня 36, 37, 38-й вопросы не рассматриваем, переносим их рассмотрение на завтра, на 16 часов, правильно? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 36, 37 и 38 с докладом коллеги Нилова Олега Анатольевича - именно такое решение было депутатами принято - мы рассматриваем завтра в фиксированное время, в 16.00, потому что сегодня мы не успеваем (в 16.15 заседание Совета Государственной Думы), а если перенести на послезавтра, как предложил Александр Дмитриевич Жуков, то это вас не устраивает, понятно, что кто-то в любом случае поедет в свои избирательные округа, в регионы для встреч с избирателями. Поэтому давайте завтрашний день используем максимально для рассмотрения приоритетных фракционных вопросов, и не только. ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, уточнение: там только по одному вопросу докладчиком будет Нилов. Докладчик по 36-му - Ионин, по 37-му - Гартунг, а по 38-му - Нилов. Уточняю просто. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, уточнили: доклад по 36-му сделает Ионин, по 37-му - Гартунг и по 38-му - Нилов Олег Анатольевич. Вначале было по-другому в ваших предложениях, потом вы поняли, что выделяется отдельно время, выносится на фиксированное время.