Заседание № 37

03.07.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634615-5 "О внесении изменений в статьи 26 и 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в статьи 7 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о запрете въезда в Российскую Федерацию, об отказе в выдаче или об аннулировании разрешения на временное проживание либо вида на жительство в Российской Федерации некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, включая больных наркоманией либо имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; внесён А. А. Козерадским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6549 по 6697 из 6953
37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 26 и 27   
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в        
Российскую Федерацию" и в статьи 7 и 9 Федерального закона "О правовом          
положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Ризван       
Даниялович Курбанов.                                                            
                                                                                
Покомпактнее доклад, пожалуйста.                                                
                                                                                
КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным           
законопроектом предлагается внести несколько изменений в Федеральный закон от   
15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и       
въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №     
115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Эти   
изменения направлены на установление дополнительных оснований для ограничений   
и в целом на некоторое ужесточение ограничений на въезд в Российскую            
Федерацию и пребывание на территории нашей страны в отношении иностранных       
граждан и лиц без гражданства, имеющих непогашенную или неснятую судимость за   
совершение умышленного преступления, а также в отношении иностранных граждан    
и лиц без гражданства, допускающих потребление наркотических средств или        
психотропных веществ без назначения врача либо больных наркоманией.             
                                                                                
На законопроект поступило 67 отзывов от субъектов права законодательной         
инициативы. В 17 отзывах законопроект поддерживается, в 41 отзыве высказано     
отрицательное отношение, в девяти отзывах отношение к законопроекту, по сути,   
не высказано. По мнению комитета, усматривается несоответствие                  
представленного законопроекта положениям Конституции Российской Федерации и     
расхождение его норм с отдельными положениями действующего российского          
законодательства.                                                               
                                                                                
Кроме того, по мнению комитета, законопроект содержит логические противоречия   
и является недостаточно обоснованным. Так, во-первых, норма законопроекта об    
установлении ограничения на въезд в Российскую Федерацию иностранного           
гражданина и лица без гражданства в случае прекращения в отношении его          
уголовного преследования по так называемым нереабилитирующим основаниям         
противоречит части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, согласно       
которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,       
пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом     
порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. По таким же   
мотивам обозначенная норма законопроекта может быть признана не                 
соответствующей части первой статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Во-вторых, в законопроекте не раскрываются механизмы выявления случаев          
употребления иностранными гражданами и лицами без гражданства наркотиков или    
психотропных веществ без назначения врача. Принимая во внимание, что            
упомянутые случаи предлагается установить и в качестве основания для            
ограничения въезда указанных иностранных граждан и лиц без гражданства в        
Российскую Федерацию, и в качестве основания для отказа в получении             
иностранными гражданами разрешения на временное проживание или вида на          
жительство в Российской Федерации либо для аннулирования названных              
документов, можно констатировать несоответствие данных предлагаемых             
нововведений нормам статьи 55 Конституции Российской Федерации.                 
                                                                                
В-третьих, предусмотренные в законопроекте дополнительные основания для         
отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание в          
Российской Федерации в части, касающейся потребления наркотических средств      
или психотропных веществ без назначения врача, не сочетаются с нормами          
пунктов 2 и 5 статьи 6-1 Федерального закона "О правовом положении              
иностранных граждан в Российской Федерации", где среди документов,              
необходимых для получения указанных разрешений иностранными гражданами и        
лицами без гражданства, прибывающими в нашу страну в порядке, не требующем      
получения визы, соответствующие справки, подтверждающие факты подобного         
потребления наркотических средств или психотропных веществ, не предусмотрены.   
                                                                                
В-четвёртых, из содержания законопроекта и прилагаемой к нему пояснительной     
записки нельзя уяснить обоснованность инициируемого введения ограничений на     
въезд в Российскую Федерацию и проживание в Российской Федерации на основании   
разрешения на временное проживание или вида на жительство не только для лиц,    
имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо     
тяжкого преступления, но и для всех лиц, совершивших любые умышленные           
преступления на территории Российской Федерации или за её пределами и имеющих   
непогашенную или неснятую судимость.                                            
                                                                                
В-пятых, нельзя признать обоснованными те нормы законопроекта, где              
предлагается замена нынешней однократности совершения иностранными гражданами   
или лицами без гражданства административных правонарушений, связанных с         
наркотиками, психотропными веществами и их прекурсорами, как основания для      
отказа в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения     
на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации либо      
основания для аннулирования таких документов на возможность применения          
подобного основания при не менее чем двукратном совершении подобных             
правонарушений.                                                                 
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить       
данный проект федерального закона.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.               
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь.                                                        
                                                                                
Есть? Нилов?                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, вот с чего я сегодня начал, получается, этим     
же и заканчивать приходится.                                                    
                                                                                
Кто слушал внимательно, услышал, что в этом законопроекте автором               
предлагается ужесточить отношение не к простым иностранным гражданам, которые   
решили посетить с туристической поездкой нашу страну, а в основном к тем, кто   
хочет здесь делать бизнес, приезжает работать, да? Так вот, в связи с           
тяжелейшей ситуацией в России, о которой я сегодня целый день говорю, в связи   
с тем, что идёт практически война на уничтожение нашего народа с сотнями        
тысяч, с миллионами смертельно раненных, автор предлагает: давайте ужесточим    
отношение ко всем этим гостям, и если есть подозрение, что они могут быть       
замешаны в каких-то правонарушениях, преступлениях, а тем более в               
употреблении наркотиков, в торговле наркотиками, давайте для них включим        
красный свет. И что я слышу сейчас из уст адвоката... как раз не народа,        
который страдает от этой страшной, катастрофической, уничтожающей его беды?     
Тут, понимаете ли, несоответствие Конституции (непонятно, при чём здесь         
Конституция: действие Конституции распространяется на граждан России) законам   
российским, которые защищают опять-таки граждан России. Выступающий товарищ,    
господин говорит: давайте будем относиться ко всем, в том числе и к             
иностранным гражданам, с позиции вот таких защищающих факторов, чтобы, не дай   
бог, мы в стремлении защитить себя не обидели кого-нибудь. Я предлагаю вам,     
господа-товарищи: сходите в иностранное посольство, например американское, и    
посмотрите, как там действуют, если есть хоть малейший намёк на участие в       
преступных группах, сообществах, тем более наркодилерских.                      
                                                                                
Вот вам пример. Коллега Иосиф Давыдович Кобзон сидит рядом со мной - уже        
десятилетиями идёт атака без всяких доказательств, даже без намёка, просто:     
нет - и виза не выдаётся.                                                       
                                                                                
Господа хорошие, вы определитесь: либо вы хотите защищать свой народ, либо вы   
хотите быть милыми для всех, кто пожелает сюда приехать. Я утверждаю, что       
основная беда, основной поток наркотиков и прочих преступных вещей поступает    
как раз вместе с этими гостями... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование данный проект федерального закона.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              143 чел.31,8 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    146 чел.                                          
Не голосовало                 304 чел.67,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.