Заседание № 205

16.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634370-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении налоговых каникул индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощённую или патентную системы налогообложения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1882 по 1897 из 8427
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую     
Налогового кодекса Российской Федерации", третье чтение.                        
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу вынести его на "час       
голосования" и поддержать: нужный закон, особенно в это время.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам будут выступления? Прошу записаться для выступлений по мотивам.      
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6476 по 6516 из 8427
2-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в часть   
вторую Налогового кодекса Российской Федерации".                                
                                                                                
По мотивам выступает Андрей Дмитриевич Крутов.                                  
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С учётом           
ситуации, которая сложилась в экономике страны, сегодня наша основная задача    
- это не допустить потери рабочих мест, а ещё лучше нарастить их число, и       
сектор малого и среднего предпринимательства, как никакой другой, подходит      
для этого процесса, поскольку создание рабочих мест в этом секторе раз в сто    
дешевле, чем в крупном бизнесе. Чтобы сохранить рабочие места, нам необходимо   
масштабное снижение налогов. Правительственный вариант законопроекта, за        
который мы будем голосовать, в лучшем случае коснётся пяти-шести тысяч          
индивидуальных предпринимателей из трёх с половиной миллионов, которые          
зарегистрированы сейчас в России. Его, конечно, необходимо принять, но следом   
сразу необходимо расширить список льготных категорий, что предусмотрено в       
редакции законопроекта, который внесён нашей фракцией, то есть надо дать        
доступ к налоговым каникулам и индивидуальным предпринимателям, и юридическим   
лицам, и вновь зарегистрированным, и уже существующим. Только в этом случае     
мы сможем добиться эффекта, необходимого для экономики России.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7080 по 7081 из 8427
КУЛИК Г. В. Яровая по пунктам 2, 3, 4, 5 и 7 голосовала за.                     
                                                                                

Заседание № 204

12.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634370-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении налоговых каникул индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощённую или патентную системы налогообложения; принят в первом чтении 11 ноября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в статью 346-20 и главу 26-5 Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2255 по 2442 из 8030
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Геннадий Васильевич       
Кулик.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
В комитет поступило десять поправок, все они комитетом поддержаны. Прошу        
утвердить таблицу поправок № 1 и поддержать законопроект во втором чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Иван Иванович, я прошу вынести на отдельное голосование поправки 2 и 6.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2 и 6.                                           
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1, за исключением поправок 2 и 6.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Переходим к обсуждению поправки 2.                                              
                                                                                
Депутату Катасонову включите микрофон.                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Я сразу по двум поправкам.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Этими поправками пытались отчасти улучшить текст, хотя по       
сути это в принципе одно и то же, если мы пишем "один или два" года и "не       
более двух" лет. Но меня смущает другое в этих поправках: мы здесь определяем   
категорию индивидуальных предпринимателей, которые сразу перешли на             
специальный режим налогообложения, то есть если в первоначальном тексте         
правительственного законопроекта речь шла о предпринимателях, перешедших в      
течение двух лет, то сейчас мы просим, чтобы они перешли сразу. Это говорит о   
том, что всё-таки предприниматель, регистрируясь, должен уже сразу всё          
понимать, иметь опыт и так далее, но, я считаю, вот такая детализация           
немножко сужает границы для тех предпринимателей, которые хотят это             
использовать. Это первый момент.                                                
                                                                                
И второй момент. Всё-таки я ещё раз обращаюсь к правительству: надо             
внимательно читать послание президента, а там было чётко сказано, что речь      
идёт о новых предприятиях. И когда президент обращался к губернаторам, он       
сказал, что никаких потерь налогов в субъектах не будет, потому что этих        
предприятий ещё нет, то есть конкретно ставилась задача о введении налоговых    
каникул для новых производств. То, что мы сегодня в законе получаем, - это      
льготы для новых предпринимателей, которые будут зарегистрированы, то есть      
фактически мы запускаем механизм перерегистрации индивидуальных                 
предпринимателей, и я уверен, что на 90 процентов никаких новых производств     
мы не получим.                                                                  
                                                                                
Вопрос этот на заседании бюджетного комитета я поднимал и пытался объяснить,    
что правительству нужно было бы поискать механизм, которым предоставлялась бы   
льгота не обязательно индивидуальным предпринимателям, льготу нужно давать      
всем новым производствам - и юридическим лицам, и малым предприятиям, и         
индивидуальным предпринимателям, и не только со спецрежимами, а сегодня у нас   
там только спецрежимы, это или патент, или упрощёнка. Ну почему?! Ещё раз       
говорю, что правительству надо читать дословно послание президента: новые       
производства! И механизм такой существует - сегодня в субъектах, уважаемое      
правительство, действует механизм отбора инвестиционных проектов, которые       
получают в субъекте льготу по налогу на прибыль, но если такого предприятия в   
реестре инвестиционных проектов нет, то его даже не рассматривают на            
заседании законодательного собрания. Ну почему мы не можем это сделать? Вот     
скажите, чем будет заниматься минэкономики в субъекте? Непосредственная         
обязанность министерства экономики субъекта - посмотреть те новые               
предприятия, которые будут создаваться. Что, их трудно переписать, составить    
реестр? Да вообще ерунда!                                                       
                                                                                
То есть фактически, я считаю, законопроектом в том виде, в котором мы его       
сегодня примем, мы не запустим новые производства, вводя такую льготу, а        
заставим людей грамотных перерегистрироваться.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Комитет многократно рассматривал это предложение и считает, что,    
если оно будет принято, это нарушит сам смысл предложения президента, тот       
смысл, который заложен в этом законопроекте. Да, вы начинающий                  
предприниматель, зарегистрировались во всех органах, где положено, чтобы вас    
считали предпринимателем, и вот с этого момента вы можете рассчитывать на то,   
что порядок, который мы сегодня утвердим, будет действовать. Вы же              
предлагаете, чтобы кто-то зарегистрировался, построил предприятие, начал        
выпускать продукцию, и только после этого возникало право на те льготы,         
которые мы уже сегодня хотим дать этим людям. С этим мы не согласны.            
                                                                                
Комитет это не поддерживает, поэтому, считаю, эту поправку принимать нельзя.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 2. Она в таблице поправок, предложенных к        
принятию.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              163 чел.36,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    164 чел.                                          
Не голосовало                 286 чел.63,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонена. (Шум в зале.)                                                        
                                                                                
Прошу отменить голосование. (Шум в зале.)                                       
                                                                                
Ставлю на голосование предложение отменить результаты голосования.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.47,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принимается.                                                        
                                                                                
Теперь ставлю на голосование поправку 2 из таблицы поправок № 1, предложенных   
профильным комитетом к принятию.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 6 из таблицы поправок № 1.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка 6 также принимается.                                                   
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6611 по 6627 из 8030
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 196

11.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634370-6 "О внесении изменений в статью 346-20 и главу 26-5 Налогового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении налоговых каникул индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощённую или патентную системы налогообложения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1629 по 1648 из 8123
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Сегодня мы будем рассматривать 27-м пунктом законопроект о предоставлении       
налоговых каникул индивидуальным предпринимателям, это правительственный        
законопроект, внесённый в октябре. Между тем в Государственной Думе на          
рассмотрении находится законопроект № 553175-6 "О внесении изменений в          
отдельные законодательные акты Российской Федерации...", который внесён ещё в   
июне этого года депутатами Крутовым, Грачёвым, Дмитриевой, Емельяновым,         
Петуховой, Ушаковым и Дорониным. В принципе и депутатский законопроект, и       
тот, который сегодня обозначен в 27-м пункте, имеют один и тот же предмет       
регулирования, и странно, что комитет не рассматривал депутатский               
законопроект как альтернативный. Поэтому я от имени коллектива авторов          
предлагаю рассмотреть сегодня на пленарном заседании законопроект № 553175-6    
в качестве альтернативного законопроекту, обозначенному в 27-м пункте           
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1724 по 1760 из 8123
Дмитрий Владимирович Ушаков предложил включить в повестку дня законопроект №    
553175-6, если я успел правильно записать, альтернативный пункту 27, всё это    
поправки в Налоговый кодекс.                                                    
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, можете прокомментировать?                            
                                                                                
Включите микрофон Макарову.                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос рассматривался в комитете, и я удивлён, что Дмитрий   
Владимирович, являясь членом нашего комитета, не ставил этот вопрос на          
заседании комитета, когда мы рассматривали соответствующий правительственный    
законопроект. Я думаю, что, наверное, сначала надо такие вещи рассматривать в   
комитете по бюджету, а уже после этого выносить их на заседание палаты. Я       
повторяю: в комитете вопрос о том, что данный законопроект является             
альтернативным, не ставился.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаиваете на голосовании? Да.                           
                                                                                
Ставлю на голосование вопрос о включении в повестку дня законопроекта №         
553175-6.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              150 чел.33,3 %                                    
Проголосовало против          199 чел.44,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3887 по 4302 из 8123
Следующий - 27-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении        
изменений в статью 346-20 и главу 26-5 Налогового кодекса Российской            
Федерации". Докладывает Юрий Иванович Зубарев, статс-секретарь - заместитель    
министра финансов России.                                                       
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И., представитель Правительства Российской Федерации,                
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! К рассмотрению предлагается    
проект закона, который разработан во исполнение послания президента,            
предоставляющий субъектам Российской Федерации право вводить налоговые          
каникулы в виде нулевой налоговой ставки на один или два года для физических    
лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.     
                                                                                
Что это означает? Если индивидуальный предприниматель в настоящее время уже     
зарегистрирован и ведёт свою деятельность, он сможет в течение четырёх лет -    
с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года - перейти на патентную систему и   
войти в этот режим. Субъекты сами будут определять, на один год или на два      
года предоставлять нулевую налоговую ставку, в зависимости от того, насколько   
они хотят поощрять развитие малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.   
Эта льгота предусматривается только в трёх сферах: производственной,            
социальной и научной. Каждый субъект будет также самостоятельно определять,     
какие конкретно виды деятельности в этих сферах будут подпадать под льготный    
режим. Ну, в социальной сфере это, возможно, будет содержание частного          
детского садика или уход за престарелыми, в производственной - выпуск           
какой-то конкретной продукции; ИП может заключить договор с                     
научно-исследовательским институтом, заниматься научной деятельностью и также   
получать данную льготу. Решено, что торговля и посреднические услуги - это      
виды деятельности, которыми часто занимаются индивидуальные предприниматели,    
- в применении данной льготы не нуждаются.                                      
                                                                                
Также законопроектом предлагается ввести принцип "одного окна", чтобы           
индивидуальный предприниматель мог зарегистрироваться и одновременно получить   
патент, не приходя несколько раз в налоговую инспекцию, выполнив одно           
действие.                                                                       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю единогласно поддержать этот законопроект. Мы     
приняли недавно закон о патентной системе налогообложения, и сейчас уже на      
основе правоприменительного опыта выявились места, которые нам надо             
поправить. Правительство это делает, и делает, на мой взгляд, в очень           
положительном для развития этой системы налогообложения плане:                  
предусматриваются налоговые каникулы, принимается очень важное решение, что     
человек, который не использует наёмную рабочую силу, может работать по          
патентной системе, и это тоже чрезвычайно важно, таких специальностей у нас     
может быть очень много. Предусматривается и ряд других льгот, которые, на мой   
взгляд, будут положительно влиять на распространение этой простой и             
эффективной системы налогообложения, выгодной и для государства, и для          
человека.                                                                       
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам просит вас поддержать данный законопроект, мы      
его поддерживаем единогласно.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Иванович, законопроект затрагивает очень сложную тему, и    
рассматривать его, наверное, надо всё-таки в комплексе с другими                
законопроектами. Вот законом о бюджете на ближайшие три года в следующем году   
в три раза сокращается поддержка малого и среднего бизнеса - с 60 миллиардов    
до 20 миллиардов, в три раза, - и тут же мы предлагаем частично                 
компенсировать это из региональных бюджетов, где и так долги свыше 2            
триллионов. Вот насколько равноценна такая финансовая замена - трёхкратное      
сокращение поддержки из федерального бюджета и тут же дополнительная нагрузка   
на региональные бюджеты? Скорее всего, они просто не потянут её, не             
компенсируют вот это сокращение трёхкратное.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Иванович.                                
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Владимир Николаевич, поддержка малого бизнеса не сокращается.     
Создано Агентство кредитных гарантий, которое получило от государства 50        
миллиардов рублей на эти цели, агентство разворачивает работу достаточно        
активно, и мы надеемся, что это даст эффект. Вот именно такая форма поддержки   
даст серьёзный эффект в развитии малого бизнеса, а эта мера - дополнительная    
мера, работающая в том же направлении. Мы реализуем задачи, которые перед       
нами поставил президент в своём послании. Необходимо развивать малый бизнес -   
вот, пожалуйста, развиваем малый бизнес, предоставляем индивидуальным           
предпринимателям по решению регионов налоговые каникулы на один год или на      
два года, каждый регион выберет, уточнит виды деятельности, которые ему         
необходимо развивать, ведь именно регионы чувствуют, какую отрасль им нужно     
развивать, где есть недоработки, где потенциал.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Юрьевич Носов.                                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Юрий Иванович, мы очень приветствуем ваш законопроект.                
Действительно, это очень хорошая идея, очень важная для нашей страны в плане    
развития бизнеса.                                                               
                                                                                
Вопрос такой: любые фирмы, в том числе индивидуальные предприниматели, когда    
регистрируются, указывают несколько направлений деятельности (это могут быть    
и какие-то социальные услуги, и торговля, и много-много всего), зачастую        
вписывают огромное количество видов деятельности, и вот что будет в том         
случае, если какая-то часть деятельности этого индивидуального                  
предпринимателя будет совпадать с вашими намерениями, а другая, наоборот, не    
будет, по какой системе будет осуществляться налогообложение?                   
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Мы считаем, что будет осуществляться по справедливости: если 70   
процентов деятельности будет относиться к научной, социальной сфере, то тогда   
этот индивидуальный предприниматель будет иметь право воспользоваться           
льготным режимом. Порог - 70 процентов.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Юрий Иванович, чтобы адекватно оценить, кого мы, что     
называется, осчастливим правительственным вариантом налоговых каникул,          
подскажите, пожалуйста, сколько ежегодно индивидуальных предпринимателей        
вновь регистрируются на территории России, сколько из них применяют патентную   
систему налогообложения, какая доля индивидуальных предпринимателей,            
применяющих патентную систему налогообложения, работает в тех сферах и по тем   
видам экономической деятельности, которые указаны в вашем законопроекте?        
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Ежегодно регистрируется около трёхсот тысяч индивидуальных        
предпринимателей, а сколько из них к этим трём сферам деятельности              
непосредственно относится, сейчас сказать нельзя, поскольку сами регионы        
будут определять коды классификации деятельности в этих трёх сферах. Они        
могут как бы заужать или расширять перечень, определять, какие именно           
конкретно коды классификации будут подпадать под эту льготу, но мы надеемся,    
что этой льготой воспользуется достаточно большое количество                    
предпринимателей, эта льгота как раз на них и рассчитана.                       
                                                                                
И ещё раз повторю: под эту льготу подпадают только индивидуальные               
предприниматели, которые впервые зарегистрировались, то есть те, кто ранее      
никогда не занимался предпринимательской деятельностью. Таким образом, это      
стимулирование вовлечения в предпринимательскую деятельность новых людей. Это   
будет касаться тех, кто зарегистрировался в течение прошедших двух лет и кто    
зарегистрируется в течение следующих четырёх лет, закон в 2018 году закрывает   
возможность вступления в этот налоговый режим. Норма направлена на то, чтобы    
поощрять тех людей, которые ранее не занимались предпринимательской             
деятельностью вовсе.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Юрий Иванович, скажите, понимаете ли вы разницу между           
понятиями "новое предприятие" и "новый предприниматель"? Вот попробуйте         
выразить свою точку зрения, и это как раз в разрезе того, о чём говорил нам     
президент.                                                                      
                                                                                
И скажите, пожалуйста (всё-таки опять возвращаясь к предыдущему закону, когда   
мы говорим об установлении эффективной ставки для оффшорных организаций),       
кто-нибудь проводил оценку, какой, вообще, эффект будет в результате того,      
что даже действующие сегодня предприятия, если, например, перерегистрируют      
индивидуального предпринимателя - оформят на жену, на дочь или на друга, -      
получат эту льготу, что получит бюджет в цифрах? Оценивали вы это или нет?      
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Сергей Михайлович, короткий ответ на вопрос о том, понимаем ли    
разницу: да, понимаем. В законе написано и про самозанятых, и про               
индивидуальных предпринимателей. Региону даётся право в десять раз снижать      
критерии, по которым предприятия могут воспользоваться этой льготой, а это      
означает, что субъект может снизить пороговое значение оборота для малого       
предприятия с 60 миллионов до 6 миллионов и количество нанятых работников со    
ста до десяти, и, соответственно, таким образом запускать в этот режим не       
всех, а тех, кого посчитают необходимым, то есть это абсолютно полномочия       
регионов.                                                                       
                                                                                
Что касается перерегистрации на сестёр, братьев, жён, которые до этого не       
участвовали в предпринимательской деятельности. Да, это понятные издержки, но   
мы себя страхуем, чтобы не было злоупотреблений в этом плане, ограничивая       
действие закона конкретным сроком, и считаем, что этой льготой действительно    
воспользуются не только те, кто уже сейчас, в настоящее время и в течение       
последних двух лет зарегистрировался и потом не будет менять регистрацию (а     
этой льготой можно воспользоваться только один раз в жизни, что можно           
проконтролировать в ЕГРЮЛ, есть запись или нет там записи), но и те, кто        
захочет зарегистрироваться в течение последующих четырёх лет - с 2014 по 2017   
год. Да, действительно, перерегистрация может быть, это уже выбор конкретного   
предпринимателя, мы понимаем, что есть такие, но мы не считаем это              
издержками, это является как раз стимулирующей мерой, поскольку позволяет       
привлечь максимальное количество людей в эти приоритетные сферы.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит         
законопроект, предложенный Правительством Российской Федерации, однако пару     
замечаний и соображений я хотел бы всё-таки высказать. С нашей точки зрения,    
существует значительный риск того, что данный законопроект реально работать     
не будет и так и останется, по сути, красивым названием. Я поясню почему.       
                                                                                
Первое. Как уже говорилось, для того чтобы получить доступ к этим налоговым     
каникулам, предприниматель должен быть зарегистрирован впервые. То есть это     
нововведение не коснется тех шестисот тысяч индивидуальных предпринимателей,    
которые прекратили свою деятельность за последние два года, но которые тем не   
менее хотели бы покинуть армию безработных или покинуть теневой сектор          
экономики, то есть проблемы у тех шестисот тысяч предпринимателей, которых мы   
ликвидировали нашими непродуманными действиями - прежде всего                   
правительственными - по повышению налоговой нагрузки, мы не решим.              
                                                                                
Второе. Чрезмерно, с нашей точки зрения, ограничены сферы, в которых            
предприниматели должны осуществлять свою деятельность: производственная,        
социальная и научная. Вот Министерство экономического развития даёт нам         
следующую статистику: из 3 миллионов 550 тысяч индивидуальных                   
предпринимателей, которые зарегистрированы на сегодняшний день, 54 процента     
осуществляют свою деятельность в сфере торговли, 11,7 процента, почти 12        
процентов осуществляют операции с недвижимостью и прочие услуги, лишь 4,5       
процента осуществляют свою деятельность в сфере промышленного производства и    
12 процентов - в сфере транспорта и связи, а затраты на инновации имелись       
только у 1 процента малых и средних предпринимателей, при этом, наверное,       
такой же процент имеют индивидуальные предприниматели, просто этот показатель   
для них не исследовался. Таким образом, можно предположить, что лишь 15         
процентов индивидуальных предпринимателей работали и будут работать в тех       
сферах, которые подпадают под действие закона и которые позволят им получить    
доступ к налоговым каникулам.                                                   
                                                                                
Теперь что касается количества индивидуальных предпринимателей, которые         
регистрируются у нас ежегодно. Ну вот газета "Ведомости" со ссылкой на          
министра финансов Силуанова опубликовала данные о том, что за семь месяцев      
нынешнего года в России зарегистрировано тридцать восемь тысяч индивидуальных   
предпринимателей, а никак не триста тысяч, то есть, грубо говоря, сорок тысяч   
индивидуальных предпринимателей у нас регистрируются ежегодно.                  
Соответственно, если мы из этих сорока тысяч предпринимателей выделим те 15     
процентов по сферам деятельности, то под действие этого закона будут            
подпадать порядка шести тысяч индивидуальных предпринимателей ежегодно...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
КРУТОВ А. Д. ...и это при условии, что все регионы введут этот льготный режим   
налогообложения.                                                                
                                                                                
Таким образом, сегодня мы рассматриваем законопроект, который касается          
пяти-шести тысяч индивидуальных предпринимателей, что составляет долю в 0,16    
от их общей численности в России, тем не менее принятие этого закона позволит   
правительству говорить о том, что оно всерьёз занимается поддержкой малого      
бизнеса, хотя, с нашей точки зрения, поддержка шести тысяч индивидуальных       
предпринимателей в год - это крайне мало, недостаточно.                         
                                                                                
Если бы мы действительно хотели реально поддержать сектор малого и среднего     
бизнеса, то, конечно, следовало бы параллельно с правительственным              
рассматривать и законопроект, который подготовлен группой депутатов фракции     
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в котором предлагаются действительно полноценные         
налоговые каникулы. Наше предложение: налоговые каникулы должны быть            
распространены и на индивидуальных предпринимателей, и на юридические лица,     
как на вновь создаваемые, так и на уже действующие. К сожалению, предложение    
о рассмотрении нашего законопроекта в качестве альтернативного сегодня          
поддержки не нашло.                                                             
                                                                                
Тем не менее с учётом того, что хотя бы пять тысяч человек ежегодно мы можем    
поддержать, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за данный законопроект.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Ещё раз я воспользуюсь    
трибуной и остановлюсь на тех же моментах, о которых уже говорил, с тем         
чтобы, может быть, правительство более чётко их уяснило. Первый момент - это    
послание президента, второй - это подходы, на основании которых мы формируем    
данный бюджет, и что мы хотим в итоге получить.                                 
                                                                                
Итак, в послании президент говорит о новых предприятиях, говорит                
губернаторам, чтобы не спешили переживать, ведь речь идёт о налогах, которых    
они ещё не видели, а вновь созданные предприятия - это дополнительные налоги,   
которых пока нет, но через два года они начнут поступать в бюджет. И я не       
случайно задал вопрос Юрию Ивановичу, ведь новые предприятия и новые            
предприниматели - это диаметрально противоположные вещи! Президент говорит об   
одном - правительство вносит, но опять по формальному признаку, и это как с     
оффшорами, когда нужно отчитаться, вот сейчас президент готовит новое           
послание, и понятно, что если сейчас он в третий раз это скажет, то голову,     
конечно, кому-то из министров оторвут. Здесь тот же самый принцип, и речь-то    
идёт о новом бизнесе, а что мы в результате получим? Когда вы увидите дальше    
тот налог по сборам, сборный налог, введение которого мы сейчас планируем, то   
поймёте: предприятия поведут себя абсолютно адекватно.                          
                                                                                
Юрий Иванович, не нужно считать, что люди на местах, предприниматели, глупее,   
чем люди в правительстве. Уверяю вас, они умнее нас, они ведь                   
предприниматели, от слова "предпринимать"! Как только они получат этот закон,   
что они попробуют сразу, в первую очередь поставить во главу угла? Себя, свою   
семью и возможность, скажем так, оптимизировать налоги (я не говорю слово       
"уйти")! Вот существует предприятие, существует ООО, а почему оно существует,   
как вы думаете? Потому что там не один человек, а два-три, и они вынуждены      
как-то этот магазин делить, поэтому они соберутся и скажут: товарищи, ну нам    
нужно как-то решать этот вопрос, давайте мы всё оформим на одного человека -    
и пожалуйста, он подпадает под данную категорию. Я согласен, что там не о       
торговле речь идёт, я просто пример привёл, но мы закладываем конфликты и при   
оформлении собственности, поэтому нужно понимать, что левая рука делает, так    
сказать, когда вносятся такие законопроекты.                                    
                                                                                
Вот скажите, а чем отличается ООО от ИП? По сути своей, если они подпадают      
под ваши требования - социально значимые, научные, производственные, - почему   
вы льготы даёте одной категории, а другим не даёте? Вы поймите, они не глупее   
нас, они умнее, они смогут стать индивидуальными предпринимателями, они         
найдут тех людей, которые ещё ни разу не регистрировались, с тем чтобы этот     
вопрос решить.                                                                  
                                                                                
Две минуты, Сергей Евгеньевич!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. И следующий момент. Вообще, если говорить о данном              
законопроекте, я считаю, что он формальный. На самом деле, во-первых, вы        
сразу признаёте, что определённая категория не будет платить налоги, мы им      
даём каникулы, соответственно бюджеты потеряют, во-вторых, никаких стимулов     
для развития производства он не даст, люди будут его рассматривать локально,    
то есть временно, на двухлетний период, и оптимизировать свою деятельность,     
потому что планировать больше в нашей стране, уверяю вас, ой как сложно!        
                                                                                
От президента мы слышим, что нужно дать налоговые каникулы, нужно вывести, но   
не слышим, что мы договаривались, что не будем менять правила                   
налогообложения. Что вы предлагаете делать со сборами? Ну вы, ещё раз говорю,   
как-то системно подходите! Ну не будут люди платить те сборы, которые вы        
планируете, не будут, они будут использовать для уклонения все способы.         
                                                                                
Единственное, что есть хорошего в этом законе, и я хочу это отметить, - связь   
с патентом, очень хорошая тема, которую мы подняли, но нужно идти дальше:       
давайте мы дадим людям возможность разовый патент получать (вот человек стоит   
продаёт машину гравия, он не знает, пойдёт у него бизнес или нет, - давайте     
дадим ему возможность взять разовый патент, попробовать), давайте дадим         
возможность взять месячный патент. Вы должны двигаться в другом направлении,    
вы понимаете?! Вы хотите занести топор над малым бизнесом в виде сборов, а вы   
должны дать людям возможность выйти из тени! Цифры, которые вы должны           
предлагать, должны быть немного меньше тех, что есть сейчас, вы должны взять    
количеством поступлений в бюджет.                                               
                                                                                
Вот я ещё раз вышел на трибуну: правительство, Минфин, цифры, которые вы        
вносите, должны быть меньше, а получить в бюджет мы должны больше за счёт       
выхода из тени. Вы не понимаете, что вы делаете! И до тех пор, пока вы будете   
так управлять, мы двигаться не будем! (Аплодисменты.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Иванович Зубарев, пожалуйста.                                              
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Сергей Михайлович, мы абсолютно согласны: предприниматели         
потому и предприниматели, что в них есть творческое начало, они думают над      
тем, как бы им зарабатывать больше, а платить налогов меньше, как               
оптимизировать, и разницу между предприятием и предпринимателем мы прекрасно    
понимаем. Именно поэтому в законопроекте сделан акцент на индивидуального       
предпринимателя, поскольку ООО, предприятие новое может рождаться хоть каждый   
день, оно может создаваться на базе тех же производственных мощностей, на тех   
же торговых площадях, а индивидуальный предприниматель идентифицируется по      
своим индивидуальным признакам как физическое лицо, как гражданин. В данном     
случае этой льготой невозможно пользоваться многократно в течение этого         
периода, невозможно хоть каждый день регистрировать новое предприятие, и        
именно поэтому был выбран этот путь.                                            
                                                                                
Да, есть риск, и я уже об этом говорил, что будут перерегистрировать на         
родственников, будут перерегистрировать на партнёров, будут находить людей,     
но это риск предпринимателя - настолько он доверяет этому человеку. И в то же   
время правительство осознанно на это идёт. Вы говорите о злоупотреблениях, об   
оптимизации - да, будет, наверное, оптимизация в сфере ухода за больными или    
в сфере работы детских садов, но вы же сами говорите о том, что в области       
торговли это неприменимо, в тех областях, где мы больше всего видим             
злоупотреблений, в тех областях, которые находятся фактически в тени и от       
которых мы налогов не видим, вот эти льготы неприменимы, и человек, торгующий   
гравием, не сможет воспользоваться этой льготой.                                
                                                                                
Теперь по поводу сборов. Я вкратце хочу сказать, что изменения, которые         
предлагаются в обсуждаемом законопроекте, вот эти поправки будут                
дорабатываться. Какая была идеология при введении этого сбора? Прежде всего     
это относится только к трём городам федерального значения - Москве,             
Санкт-Петербургу и Севастополю, и это тоже не случайно, потому что там нет      
деления на бюджеты субъектов и местные бюджеты, поскольку идёт небольшой        
перелив по доходам в случае применения этого сбора. Размер сбора, который       
нужно действительно ещё обсуждать, должен быть соизмерим с размером налога,     
который предприниматель должен был бы уплатить, если бы работал вбелую. Речь    
идёт о чём? О том, что если предприниматель работает вбелую и платит            
полноценный налог, то ему этот сбор не придётся вообще платить, то есть он      
должен работать не в тени, он должен работать легально, и тогда он этот сбор    
не будет оплачивать. И именно к размеру налога размер сбора и должен            
привязываться, идеология в этом, это фактически зачёт налога. Другое дело,      
когда при этом возникает проблема распределения налоговых доходов между         
бюджетом субъекта и местным бюджетом, да, здесь проблема есть.                  
                                                                                
Теперь, Андрей Дмитриевич, хотел бы отреагировать и на ваше выступление по      
поводу количества регистрирующихся предпринимателей и тех, на кого этот         
закон, эта льгота будет распространяться. Отнюдь не на две тысячи человек и     
не на пять тысяч человек. У нас был период, когда индивидуальные                
предприниматели перерегистрировались массово, они просто открывали дело и       
потом закрывали его именно для того, чтобы оставаться в тени, именно для        
того, чтобы не платить налоги. Сейчас эта деятельность упорядочена и            
количество вновь регистрируемых индивидуальных предпринимателей сократилось     
по сравнению с прошлыми периодами. В отношении тех пропорций, данных            
статистических, которые вы получили из Минэкономразвития и которые вы           
называли, скажу, что мы как раз надеемся, что через год, когда вы запросите     
эту информацию, вы получите несколько иные цифры и те сферы, которые мы         
сейчас определяем как льготируемые, как приоритетные, будут иметь значительно   
больший удельный вес среди малых предприятий страны.                            
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6574 по 6590 из 8123
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 346-20   
и главу 26-5 Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.