Заседание № 146

10.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 63437-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (о предоставлении права на бесплатное посещение музеев).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2100 по 2462 из 5594
Подошли участники обсуждения по пункту 16. О проекте федерального закона "О     
внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".    
Докладывает Виктор Евграфович Шудегов от комитета.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу только уточнить, что я     
не от комитета докладываю, а как соавтор.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, да, как соавтор, извините.                
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. От комитета будет другой докладчик.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, для начала напомню, что 2010 год - это Год учителя, но мы    
с вами, как законодатели, практически ничего не сделали пока для того, чтобы    
поддержать учителя в Год учителя. И вот предлагаемый вашему вниманию проект     
федерального закона "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской         
Федерации "Об образовании" как раз предлагает предоставить педагогическим       
работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений право     
на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев в порядке,       
устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом предлагается      
считать расходным обязательством Российской Федерации финансирование затрат,    
связанных с предоставлением педагогическим работникам права на бесплатное       
посещение музеев России. Обеспечение компенсации затрат бюджетов                
муниципальных образований на эти цели предлагается возложить на субъекты        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, расчёты показывают, что на два миллиона педагогических       
работников Российской Федерации, включая учителей, работников начального,       
среднего и высшего профессионального образования, потребуется при реализации    
этого закона 56 миллионов рублей. Причём мы исходили из того, что в среднем     
каждый учитель сможет посетить один музей один раз в году, хотя статистика      
говорит, что граждане Российской Федерации посещают музей один раз в два        
года. Цена вопроса, я бы сказал, просто мизерная.                               
                                                                                
Более того, во всём мире государства предоставляют льготы, для того чтобы       
учителя могли посещать музеи. Например, во Франции педагоги посещают основные   
музеи бесплатно, а вы представляете, какое количество музеев во Франции. В      
Атланте, в Чикаго, в Нью-Йорке вход в музеи для учителей также практически      
бесплатный. В Германии ситуация аналогичная. В Египте и Турции во всех          
государственных музеях для учителей скидка 50 процентов. И только у нас нет     
никаких льгот для учителей, посещающих музеи!                                   
                                                                                
Хочу напомнить, что для учителя посещение музея равносильно приобретению        
дополнительной литературы, книги, и понятно, что учитель, побывав в том же      
зоологическом музее, будет уже рассказывать о динозаврах, о мамонтах            
совершенно по-другому, не просто пересказывая содержание учебника.              
                                                                                
Кроме того, отмечу, что сегодня одним из основных направлений деятельности      
музеев становится музейная педагогика. Человек, которого водили в музеи в       
детстве, обязательно приведёт туда своих детей. И конечно, нам также            
необходимо формировать механизмы по созданию у педагогов мотивации в            
отношении посещения музеев.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу особо отметить, что семьдесят один отзыв поступил из    
субъектов Российской Федерации и в пятидесяти пяти поддерживают данный          
законопроект, в том числе, как мне сказали, и мои коллеги из законодательного   
органа Удмуртской Республики также поддерживают данный законопроект.            
                                                                                
Заключение Правительства Российской Федерации отрицательное, правительство не   
видит необходимости поддержать учителей в Год учителя. Конечно, очень жаль.     
                                                                                
Я считаю, что этот законопроект нужно поддержать, и призываю всех коллег        
сделать это.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Гаджимет Керимович Сафаралиев, заместитель         
председателя Комитета по образованию. Пожалуйста.                               
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Не буду подробно                 
останавливаться на содержании законопроекта, просто напомню, что самое          
главное в нём - дать право учителям посещать государственные и муниципальные    
музеи в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации,   
а также считать финансирование затрат, связанных с предоставлением этой         
льготы, расходным обязательством Российской Федерации.                          
                                                                                
Сразу скажу, что комитет не поддержал этот законопроект по следующим            
причинам. Во-первых, в соответствии с положением статьи 4 Основ                 
законодательства Российской Федерации о культуре правовое регулирование в       
области музейного дела осуществляется законодательством Российской Федерации    
о культуре. Таким образом, проблема льгот при посещении музеев должна           
рассматриваться не в Законе "Об образовании", а в Основах законодательства      
Российской Федерации о культуре. В статье 12 Основ законодательства право       
бесплатного посещения музеев гарантируется только лицам, не достигшим           
восемнадцати лет, один раз в месяц.                                             
                                                                                
Во-вторых, предлагаемое изменение вносит внутреннее противоречие в Закон        
Российской Федерации "Об образовании", поскольку в соответствии со статьёй 28   
этого закона компетенция Российской Федерации ограничена установлением          
социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных      
образовательных учреждений, только федеральных.                                 
                                                                                
В-третьих, авторы предлагают распространить указанную норму на работников       
государственных и муниципальных образовательных учреждений, а как же быть с     
педагогическими работниками образовательных учреждений других форм              
собственности? Здесь некая дискриминация.                                       
                                                                                
В-четвёртых, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту дан расчёт   
дополнительных бюджетных расходов на реализацию закона. Авторы исходят из       
того, что педагогические работники посещают музей один раз в год, тратя на      
это в среднем 24 рубля 60 копеек в месяц, всего это будет 56 миллионов в год.   
Безусловно, выпадающие доходы государственных и муниципальных музеев будут      
значительно больше, но соответствующие расходы в федеральном бюджете не         
предусмотрены, на что обращено внимание в заключении Правительства Российской   
Федерации, которое не поддерживает данный законопроект.                         
                                                                                
Что касается бесплатного посещения музеев, то, вообще, этот вопрос может        
решаться в регионах. Так, например, в соответствии с постановлением             
правительства Москвы с 99-го года предусматривается бесплатное посещение        
музеев и выставочных залов организованными группами учащихся образовательных    
учреждений в количестве до тридцати учащихся с одним педагогом -                
руководителем группы и двумя сопровождающими взрослыми. В принципе, то, что     
Виктор Евграфович говорил о зарубежных странах, я тоже наблюдал там - в         
Греции, Великобритании, во Франции. Ну то же самое и иностранцы наблюдают у     
нас в Москве: у нас также с учителями, с сопровождающими дети ходят в музеи.    
Это делается не каждый день, может быть раз в месяц, действительно, но в        
принципе то, что мы видим там, это есть и у нас, и в том числе в тех            
регионах, где есть хорошие музеи. Там местными властями организуются            
посещения музеев как обязательные уроки, как внеклассные уроки. Так что         
говорить о том, что этот вопрос надо решать именно на федеральном уровне, и     
только для учителей, - это неправильно.                                         
                                                                                
Что касается отзывов, то я хотел бы сказать следующее. Да, поступили            
положительные отзывы. Но только в тринадцати субъектах дали согласие и          
законодательные органы, и исполнительные, два субъекта высказались против, а    
так, в отдельности... Вы здесь назвали цифру "56". Это значит, что какой-то     
орган высказался за, а какой-то против, а вот чтобы и тот, и другой орган       
вместе - только в тринадцати субъектах...                                       
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по образованию            
предлагает отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в         
статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопрос. Коломейцев - раз, депутат     
Шеин и депутат Грешневиков. Всё, да?                                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Гаджимет Керимович, а не считаете ли вы возможным ваши замечания, в   
связи с которыми неприемлемо принятие данного законопроекта, учесть во втором   
чтении? С моей точки зрения, докладчик очень аргументированно изложил           
необходимость посещения музеев учителями. Давайте расширим, распространим это   
право на всех. Какие проблемы?!                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К. Если говорить о том, как изменить и надо ли в принципе         
вообще что-то менять... Посещать музеи, конечно, надо, поскольку это            
обогащает, это история, это знания, это всё понятно.                            
                                                                                
Я уже говорил о том, что вообще этот вопрос должен регулироваться поправкой     
не в Закон "Об образовании", а в Основы законодательства о культуре. Это        
Комитет по культуре должен рассматривать изменения о возможности бесплатно      
музеи посещать, потому что финансирование касается музеев, а образования это    
касается только в той мере, что их будут посещать учителя, вот и всё. Так что   
в принципе... Ну, нужно по-другому писать и по-другому рассматривать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин.                                         
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня вопрос такого характера: комитет вместе с правительством смотрели ли     
статистику? То есть из ста человек, которые посещают музеи сегодня, сколько     
человек работает в системе образования? То есть о каком количестве выпадающих   
доходов мы говорим применительно к тем деньгам, которые не будут получены?      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К. Здесь уже говорилось о том, что педагогические работники       
посещают музеи один раз в год и тратят на это примерно 24 рубля 60 копеек за    
билет. При таком расчёте расходы федерального бюджета составят 56 миллионов     
рублей. Но на самом деле, если реально говорить, музеи посещают, конечно,       
чаще, и расходы будут больше.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Грешневиков.                                  
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо.                                                      
                                                                                
Уважаемый Гаджимет Керимович, вот из вашего противоречивого выступления не      
совсем понятно... С одной стороны, субъекты Российской Федерации вроде за то,   
чтобы финансировать бесплатное посещение педагогическими работниками музеев,    
то есть поддерживают этот законопроект, а вы говорите, что лучше перенести      
финансирование посещения педагогами музеев, как я понимаю, из региональных      
бюджетов. И только что вы сказали, что если понадобятся средства из             
федерального бюджета на исполнение закона, то их понадобится небольшое          
количество.                                                                     
                                                                                
Поэтому не совсем понятна причина, по которой правительство и ваш комитет,      
так сказать, отказывают данному законопроекту в праве на существование. Я так   
полагаю, что вы осознаёте, и вы сами об этом сказали, что музеи играют важную   
роль в воспитании и в помощи педагогам. Вот если не этот законопроект, то       
какие инициативы будут исходить от вашего комитета, чтобы всё-таки дать...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
САФАРАЛИЕВ Г. К. Ну, во-первых, я сказал, что, по большому счёту, это не        
вопрос нашего комитета, потому что вопрос касается музеев, это вопрос           
законодательства о культуре. То есть я сказал, что если такой закон             
принимать, то его надо и несколько по-иному писать, и по-иному рассматривать,   
и прежде всего рассматривать его надо непосредственно в Комитете по культуре.   
Мы можем быть соисполнителями. Это первое.                                      
                                                                                
Второе. Да, действительно, музеи надо посещать. И дети, которые живут в         
регионах (многие остаются и работают там), в конце концов, должны знать         
историю своего края. И ничего такого нет в том, что субъекты Федерации будут    
финансировать, там небольшие затраты, и не в каждом субъекте такое количество   
музеев, чтобы говорить о больших затратах. Так что в принципе я предлагаю       
такой выход: финансировать на уровне субъекта. Что делает Москва, могут         
делать и тот же Санкт-Петербург, где огромное количество музеев, и другие       
города. Ведь музеи посещают не только живущие в Москве, но и приезжающие в      
Москву, в Санкт-Петербург дети вместе с учителями. То есть здесь надо           
смотреть в принципе. По тем обстоятельствам, о которых я говорил,               
законопроект должен быть отклонён, мы предлагаем его к отклонению, но как вы    
решите, так и будет. А что касается решения этой гуманитарной проблемы в        
целом, то, конечно, её нужно решать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Плетнёва, Марков, Шеин. По одному, может      
быть, от фракции или как? Вижу две руки.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда по одному выступлению от фракции.                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, пока я смотрел, я бы обязательно спросил, не забыл   
ли я кого, и вы бы, Максим Станиславович, мне напомнили. Предлагается по        
одному выступлению от фракции, поскольку есть желающие в каждой фракции.        
Согласны?                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Плетнёва, от фракции КПРФ.                                          
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте рассматриваются два      
аспекта. Первый - это сами музеи. И второй - это учитель. Ну не просто же так   
внесли законопроект, по которому учителю хотели бы дать право бесплатного       
посещения музеев.                                                               
                                                                                
Вы знаете, сколько сегодня зарабатывает учитель? Сколько бы нам ни              
рассказывали здесь о том, что у учителя средняя зарплата 10-15 тысяч, ничего    
подобного нет. Сегодня директор школы, в которой учится много детей, районной   
школы или городской (закрыли сельские), получает прилично, потому что он сам    
распределяет доходную часть. А учитель получает очень мало, ну, в среднем       
около 5 тысяч, а в сельской школе - там ещё меньше, если её сохранили, так      
какой же, вообще, музей?! Вот почему встал вопрос - ведь учителю это нужно.     
Музей - это не только место, где он черпает знания, но это ещё и место, где     
он, в общем-то, может, ну, в себя, что ли, прийти, вспомнить, что он человек    
интеллигентный.                                                                 
                                                                                
А то, что вы подсчитали, сколько посещают, - это смешно вообще. Посчитать       
невозможно, сколько учителя посещать будут музеи, это невозможно посчитать -    
один ли раз в год, два, или три, или, может, ему хочется пять. А в некоторых    
сёлах он вообще десятилетиями в музее не бывает. Поэтому здесь средства         
посчитать очень сложно.                                                         
                                                                                
А второй аспект - это сами музеи, которые сегодня требуют финансирования. Мы    
недавно рассматривали вопрос о музеях-усадьбах, вы помните. К нам очень много   
жалоб и обращений поступает в связи с тем, что они влачат жалкое                
существование, что ни регион не финансирует, ни федеральный центр, что они      
приходят в упадок. А некоторые, вы знаете, места памятные, музеи, которые       
должны сохраняться, сегодня просто уничтожаются, потому что там хочется         
построить дворец какому-нибудь новому русскому или требуется участок, для       
того чтобы застроить домами и продавать квартиры. Всё это мы видим,             
наблюдаем.                                                                      
                                                                                
Говорили, что раньше советская власть церкви уничтожала. Никто ничего не        
уничтожал! Если священники бежали из сёл вместе с беляками за границу, церкви   
были брошены, а там, где оставались, они и при советской власти сохранились.    
Кстати, и ценности там все сохранены, не так, как сегодня - воруют и вывозят    
всё. Поэтому это вопрос риторический: кто виноват?                              
                                                                                
Сегодня я хотела бы вам напомнить, что мы, работая в школе раньше, выписывали   
не менее пяти-шести периодических изданий. Это были и газеты, и                 
профессиональные журналы. Сегодня учитель (спрашиваю иногда) не выписывает ни   
одного, потому что у него на это нет средств. Это, конечно, стыдно и позорно.   
                                                                                
Нам очень долго Гаджимет Керимович сегодня рассказывал (мне его жалко, на       
трибуну выходит он - я его не узнаю вообще, я с ним работала в Комитете по      
образованию) о том, что это предлагается почему-то только учителям,             
работающим в федеральных учреждениях, а остальные как? Ой, какая забота! А      
если было бы написано, что все, и коммерческие, и другие, - всё равно           
отказали бы, нашли бы другую причину. Это у нас уже так принято.                
                                                                                
Поэтому, конечно же, законопроект требует поддержки. Вы говорите: ну ходит же   
учитель вместе с детьми. Давайте вспомним, во второй Думе мы приняли закон о    
бесплатном посещении музеев детьми. Он был принят, а куда он делся? Когда       
122-й закон принимали, его отменили. И никакой монетизации не произошло,        
ничего ни музей не получил, ни дети не получили. Просто тихонько отменили, и    
всё. А вспомните... Я, например, за время работы учителем свой класс возила     
по всей стране: и Карпаты, и Волгоград, и Москва, и Ленинград, и Рига, и        
Львов, те, которые сегодня не наши, - все принимали нас замечательно. Ребята    
и учителя работали на эти путёвки. Возили детей, сегодня и этого они не могут   
сделать, потому что не заработаешь таких денег, сколько стоит всё это, и        
учитель не поедет, потому что у него тоже на это нет средств.                   
                                                                                
Сегодня говорила Оксана Генриховна с трибуны о национальном духе, о том,        
почему мы проигрываем. Да потому что мы всё опошлили! За деньги абсолютно       
всё! И если спортсмены наши росли во дворах у нас, в школах спортивных,         
везде, то сегодня они за деньги куда хочешь поедут, тренеры куда хочешь         
уйдут. Так вот и наши учителя - чему они будут детей наших учить? Вы знаете,    
Сталин в своё время ведь так сказал: войну выиграл сельский учитель, воспитав   
такого человека, который стоял насмерть за свою Родину. Сегодня за что они      
будут стоять-то? Они же видят и понимают, кто что имеет и кто как живёт.        
                                                                                
Поэтому наша фракция будет голосовать за этот законопроект. Прошу и вас         
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осталось три минуты до перерыва. Вот Шеин обещает         
уложиться, если мы дадим ему слово. Пожалуйста, Шеин.                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо, Олег Викторович.                                            
                                                                                
Я хочу сказать о следующем. В Союзе у нас те, кто шёл работать в систему        
образования, имели достаточно широкую государственную поддержку, начиная от     
возможности, работая в сельской местности, не платить вообще за коммунальные    
услуги (стопроцентное было освобождение), получать, если мы говорим про         
сельскую местность, повышенную заработную плату, и заканчивая, естественно,     
большими льготами в части приобщения к культуре, и в том числе освобождением    
от платы за посещение музеев.                                                   
                                                                                
Вопрос, о котором мы сегодня говорим, - это не вопрос денег, 56 миллионов       
рублей для гигантской страны - это копейки, это ничто. Вопрос заключается в     
том, куда мы идём: либо мы всё коммерциализируем и тогда на самом деле нам не   
надо говорить ни о культуре, ни об образовании, и тогда не нужно говорить в     
том числе и о том, как у нас будет идти процесс обучения, преподавания в        
школах, либо мы действительно осознаём, что основы культуры, нравственности     
зарождаются в том числе через возможность доступа людей к ценностям, в том      
числе и музейным ценностям.                                                     
                                                                                
Я хотел бы сказать, что высказывание по поводу обязательных уроков, которое     
здесь прозвучало и которое является некой альтернативой, - оно ведь не совсем   
корректно. Во-первых, преподаватель может быть и в другом городе, и почему в    
другом городе он не может попасть бесплатно в музей? В Европе, кстати, вообще   
практикуются бесплатные дни, когда любой человек, независимо от того, где он    
работает, житель он этой страны или иностранец, имеет право на бесплатное       
посещение музеев. И в этих условиях принятие данного закона или его             
отклонение - это есть некая лакмусовая бумажка, показатель отношения сегодня    
государства к вопросам культуры, показатель того, как вообще мы относимся к     
преподавателям - рассматриваем ли мы их в качестве людей, кого на самом деле    
хотим поощрять, поддерживать, чтобы они развивали свой кругозор, или это        
чисто исполнители, техники, которые занимаются не воспитательными функциями в   
школе, а функциями сугубо образовательными в рамках тех программ, которые       
спускают сверху.                                                                
                                                                                
Наша фракция считает принципиально важным принятие данного законопроекта, мы    
этой позиции будем следовать и далее. И сегодня, конечно, очень показательный   
день с точки зрения голосования в Государственной Думе.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3976 по 4154 из 5594
Уважаемые коллеги, завершаем работу по пункту 15 и возвращаемся к пункту 16.    
Я приглашаю на трибуну депутата Рохмистрова.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Максим Станиславович. Или с места? Нет, всё-таки на трибуну...      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Так, коллеги, все, кто хочет пообщаться с Сергеем Борисовичем, пожалуйста,      
сделайте это за дверями.                                                        
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня уже время идёт.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, две секунды... Пожалуйста.                            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, жалко, что вопрос получился такой          
разорванный, на самом деле это важнейший вопрос, потому что по анализу...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, извините, Максим Станиславович.               
                                                                                
Валерий Сергеевич Селезнёв, я прошу вас, пообщайтесь, пожалуйста, с Сергеем     
Борисовичем там. Ваш коллега Рохмистров напрягает голосовые связки.             
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Согласно исследованиям всех серьёзных социологов, мы вроде     
всё что-то делаем, а у нас ничего не получается, вроде и законы неплохие, а     
вот как-то не получается у нас с движением вперёд, хотя мы говорим и про        
инновации, и про модернизацию и так далее, употребляем и другие модные слова,   
всё как-то не получается. Если и удаляем гланды, то как-то по-советски ещё.     
                                                                                
Поэтому вопрос очень простой. Этот вопрос имеет отношение к культуре, а в       
широком понимании культура - это совокупность исторических ценностей и          
отношений, которые сложились в обществе, и важнейшей, наверное, частью          
культуры, которая складывается в обществе, является образование, в том числе    
изучение исторического наследия - того, что было накоплено нашей цивилизацией   
и находится в музеях.                                                           
                                                                                
Вторая больная проблема (она как бы напрямую с этим связана) - это              
институциональные издержки, которые существуют у нас в обществе. Если мы        
проведём параллели, то мы поймём, что надо снижать институциональные издержки   
(это и для производства поможет, и для образования) и, наверное, сделать всё    
для того, чтобы образование у нас было более полным. Этот законопроект - я      
даже не сказал бы, что это серьёзный шаг, это маленький шажок навстречу         
нормальному образованию. Поэтому в этой части мне бы хотелось, чтобы депутаты   
подумали о том, что надо бы его принять. Здесь много было доводов у комитета,   
например такой, что на самом деле это не 56 миллионов, или вот отзыв            
правительства... Но, уважаемые депутаты, во всём мире партии формируют          
правительство и правительство исполняет роль партии. Уважаемые депутаты от      
"ЕДИНОЙ РОССИИ", давайте мы всё-таки отойдём от шаблона, что правительство      
формирует ваше мнение. Поэтому находить оправдание отрицательному отзыву        
правительства уже неудобно, наверное.                                           
                                                                                
А по поводу денег я бы сказал следующее. Если мы возьмём, например, Рязанскую   
область, то все учителя Рязанской области получают в целом 550 миллионов (в     
бюджете 2010 года заложено 550 миллионов рублей), а в Рязанской области -       
более трёх тысяч учителей. А теперь мы посмотрим институциональные издержки:    
это губернатор, девятнадцать министров и четыреста человек, которые их          
обслуживают, - в бюджете заложено 1 миллиард 120 миллионов рублей! Вы           
понимаете, о чём мы тут говорим? А мы тут говорим, что мы не примем закон о     
том, чтобы учителя ходили, извините, в музеи бесплатно, потому что выпадающие   
доходы могут составить не 56 миллионов, а 60 миллионов. Ну хватит издеваться    
над собственным обществом! И так издеваются у нас над людьми в каждом           
субъекте. Денег нет - бедная Рязанская область, дотационная, страдают там,      
все чиновники с голода пухнут. 1 миллиард 120 миллионов рублей! Мы с вами       
отклоняем закон для учителей страны стоимостью 50, пускай 60, пускай даже 100   
миллионов рублей. Но одна Рязанская область может сократить свои                
административные расходы и добавить в бюджет 100 миллионов. Пускай там ездят    
на машинах, так сказать, чуть-чуть покороче, и бензина будут сжигать меньше,    
а лучше пускай сами на своих машинах ездят - зарплата у них достаточная. И у    
них, извините меня, разве что у гардеробщика служебной машины нет. Поэтому      
вот эти вещи тоже надо как-то сопоставлять.                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы много говорим в последнее время об образовании, о        
поддержке учителей, но давайте хотя бы дадим им право в музеи ходить            
бесплатно, чтобы они в музеях проводили свои уроки. Я сам учился в школе, и я   
сам ходил в музеи, учителя нас водили в музеи. А сегодня в большинстве          
регионов России учителя не могут себе позволить 200 рублей заплатить за         
посещение музея. Поэтому призываю хотя бы вот этим маленьким шажком             
поддержать учителей и принять данный федеральный закон, а не думать о том,      
что у нас это сделают субъекты. Какие-то субъекты сделают, а какие-то, такие,   
как Рязанская область, никогда этого не сделают: у них бюджет, они дотацию      
хотят. У них дотационная область, они вот месторождение, крупнейшее в Европе,   
бесплатно отдали. Сейчас продлили, кстати говоря, на год лицензионное           
соглашение. Ни одного рабочего места... ни копейки в бюджет от этой             
организации за полтора года не поступило. Опять бесплатно продлили, да? А       
могли бы получить в бюджет области 5 миллиардов. Конкурс был объявлен - было    
пятеро желающих. А сейчас опять бесплатно продлили. Все прекрасно знают, как    
у нас "бесплатно" что-то выдаётся вне конкурса и как "бесплатно" всё            
продлевается.                                                                   
                                                                                
Поэтому, уважаемые депутаты, прошу поддержать этот законопроект: хотя бы не     
стыдно будет в преддверии выборов просить учителей проголосовать за вашу        
партию, потому что, к сожалению, голосование для некоторых людей у нас          
тайное, некоторые уже перестали бояться и идут в кабинки и голосуют, как им     
сердце подсказывает, а не как им директор рекомендует.                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Некоторые да.                                                  
                                                                                
Поэтому я думаю, что пора - хотелось бы повторить слова председателя вашей      
партии - перестать впустую болтать, а принимать законы, которые действительно   
поддерживают наших граждан.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Марков, пожалуйста.                               
                                                                                
МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, представленный законопроект содержит хорошую, здравую        
мысль о том, что учителя должны иметь возможность посещать музеи, но мысль      
эта не доведена до уровня реального законопроекта, реального закона, она не     
продумана, поскольку в ней отсутствуют организационно-финансовые основания      
для реализации этого права учителей.                                            
                                                                                
Кроме того, я полагаю, что мы должны решить это не только на уровне субъекта    
Федерации, а и на общефедеральном уровне - так обеспечивается равенство прав    
граждан, проживающих в различных субъектах Федерации. Я добавил бы, что кроме   
учителей правильно было бы обеспечить возможность студентам и школьникам        
посещать музеи, а также проводить занятия в музеях, и предоставить              
возможность музеям это сделать, сотрудничая со школами.                         
                                                                                
Помимо этого, я думаю, что мы должны подумать об увеличении в принципе          
времени работы музеев. Мы знаем, что представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
работающие в Комитете по культуре, уже поднимали этот вопрос, я думаю, что мы   
должны развивать его в дальнейшем. Это не дело, когда музеи заканчивают         
работать тогда, когда заканчивают работать нормальные люди, так как они не      
имеют возможности туда ходить. Кроме того, увеличение времени работы музеев в   
праздничные дни, особенно в такие каникулярные периоды, как, например,          
длительные рождественские праздники, одновременно снижает, между прочим,        
уровень пьянства и алкоголизма, поскольку создаёт условия для семейного         
отдыха: у людей появляется возможность вместе с детьми сходить в эти музеи,     
художественные и другие, и это способствует укреплению семейных ценностей.      
                                                                                
Я думаю, что мы должны пойти по пути создания организационно-финансовых         
условий для реализации в том числе и этих прав учителей. Это, конечно, наша     
задача. Я думаю, что мы должны поддержать президента Дмитрия Анатольевича       
Медведева, который призывал кардинально изменить ситуацию в образовании так,    
чтобы был реализован проект "Наша новая школа" и чтобы у наших учителей         
прежде всего обеспечивался опережающими темпами рост доходов. Кстати сказать,   
благодаря "ЕДИНОЙ РОССИИ" это уже делается, как вы знаете, рост доходов         
учителей опережает средний рост доходов по стране.                              
                                                                                
Кроме того, мы должны обеспечить условия для того, чтобы учителя имели          
возможности для профессионального и личностного роста, в том числе              
предусмотреть в следующих бюджетах увеличение финансирования на                 
переподготовку кадров - то, что было раньше, когда примерно раз в пять лет      
учитель имел возможность не за свой счёт, а за счёт, естественно,               
образовательных учреждений и общего бюджета пройти такую профессиональную       
подготовку. Мы должны обеспечить им возможности и для личностного роста,        
который включает и вот такую возможность посещать эти музеи.                    
                                                                                
Таким образом, я предлагаю запомнить то, что мы с вами обсуждаем. Я рад, что    
наши коллеги даже из оппозиции поддерживают политику Дмитрия Анатольевича       
Медведева, направленную на это. Мы запомним и в бюджет следующего года сразу    
будем закладывать условия для того, чтобы могли посещать музеи учителя и по     
возможности студенты и школьники, и не забудем об увеличении времени их         
работы, особенно в каникулярное время, для укрепления семейных ценностей и      
обеспечения возможностей для семейного отдыха.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик хотел бы выступить с заключительным словом? Нет. Содокладчик также    
нет. Представители президента, правительства не настаивают на участии в         
дискуссии.                                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Голосуйте, коллеги.     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              127 чел.28,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    127 чел.                                          
Не голосовало                 323 чел.71,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.