Заседание № 15

20.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 634368-5 "О ратификации Договора о зоне свободной торговли".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3889 по 4281 из 5832
Уважаемые коллеги, мы на фиксированное время, на 16 часов, поставили вопрос о   
проекте федерального закона "О ратификации Договора о зоне свободной            
торговли". Доклад представителя Президента Российской Федерации заместителя     
министра экономического развития Российской Федерации Алексея Евгеньевича       
Лихачёва.                                                                       
                                                                                
Алексей Евгеньевич, прошу вас.                                                  
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., представитель Президента Российской Федерации, заместитель       
министра экономического развития Российской Федерации.                          
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального        
закона "О ратификации Договора о зоне свободной торговли", договора между       
государствами - участниками Содружества Независимых Государств.                 
                                                                                
Договор был подписан 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании       
Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Договор            
подписали восемь стран - участниц СНГ, это Армения, Белоруссия, Казахстан,      
Киргизия, Молдова, Таджикистан, Россия и Украина. Для справки могу сказать,     
что на подписавшие договор стороны приходится порядка 93 процентов              
товарооборота России с государствами - участниками СНГ. Азербайджан,            
Туркмения и Узбекистан пока не присоединились к договору, но рассматривают      
такую возможность. Мы ведём с нашими партнёрами конструктивный диалог и         
надеемся на продвижение в этом направлении.                                     
                                                                                
Сразу хочу отметить, что на долю государств - участников этого договора         
приходится 14 процентов всего товарооборота Российской Федерации. Если брать    
совокупно, то это второй по величине торговый партнёр после ЕС (49              
процентов), на третьем месте - Китай с 10 процентами торгового оборота. Кроме   
этих объёмных показателей немаловажным фактором является и тот, что в           
структуре нашего экспорта в страны - участницы договора около 13 процентов      
составляет машинно-техническая продукция и оборудование, что намного выше,      
чем средние показатели в товарообороте Российской Федерации.                    
                                                                                
Возвращаясь к договору, хочется отметить прежде всего, что договор приходит     
на смену целому ряду соглашений: многостороннему соглашению 94-го года и        
двусторонним соглашениям, заключённым в 90-х годах между Россией и странами -   
участницами Содружества Независимых Государств. Это небольшие и по величине,    
и по сфере регулирования соглашения, которые в основном провозглашали принцип   
свободной торговли товарами. Они сыграли свою роль в условиях постсоветского    
пространства, в условиях становления взаимоотношений независимых стран          
постсоветского пространства, но к настоящему времени устарели и, на наш         
взгляд, не могут эффективно решать возникающие проблемы в                       
торгово-экономических отношениях на пространстве СНГ. Более того, в             
современном понимании соглашение о свободной торговле - это не только           
документ, который регулирует собственно обращение товаров, зачастую в сферу     
его регулирования входит также обращение услуг, работ, создание                 
транспарентных правил на основе норм и принципов Всемирной торговой             
организации. Современный многосторонний договор призван эти пробелы             
устранить, заменить собой всю базу двух- и многосторонних соглашений СНГ и      
создать условия для полноценного и эффективного функционирования зоны           
свободной торговли на пространстве СНГ.                                         
                                                                                
Хочется отметить пять основных параметров, которые принципиально отличают       
существующую систему от предлагаемого договора. Во-первых, в предлагаемом вам   
на рассмотрение договоре предусмотрены серьёзные современные инструменты        
торговой политики, такие как применение мер торговой защиты, правил             
субсидирования, применение мер технического, санитарного и фитосанитарного      
контроля и таможенное администрирование.                                        
                                                                                
Второе. Важным является наличие в договоре механизма разрешения споров. В       
отличие от существующего механизма консультаций предлагается конкретная         
процедура рассмотрения спора, причём инструменты в ней - на выбор               
государств-участников, и эта процедура подразумевает независимое рассмотрение   
спора, а также достижение конкретного результата.                               
                                                                                
Третий момент. Договор содержит положения, которые позволяют участникам         
договора, а также Таможенному союзу отдельно оперативно принимать меры в        
случае, если существует угроза ущерба или действительно наносится ущерб в       
результате торговли с третьими странами. Ярким примером может служить то, что   
если соглашение, скажем, одной из стран СНГ с Евросоюзом потенциально может     
нанести ущерб, например, торговле Российской Федерации, торговле стран          
Таможенного союза, то в данном случае после консультаций будет осуществлено     
соответствующее изъятие из существующей системы регулирования в Договоре о      
зоне свободной торговли.                                                        
                                                                                
Четвёртое. Договор содержит конкретный перечень изъятий - он крайне невелик -   
по импортным пошлинам и для России, и в адрес России, а по экспортным           
пошлинам полностью соответствует взятым на себя Российской Федерацией           
обязательствам в рамках присоединения к ВТО. В него вошли основные параметры,   
интересующие нас с точки зрения или существующих, или потенциально вводимых     
экспортных пошлин, в том числе на нефть, нефтепродукты, лесоматериалы и сырьё   
для металлургии. Также необходимо отметить, что с учётом членства Киргизии и    
Таджикистана в ЕврАзЭС мы будем вести с нашими партнёрами разговор на           
двусторонней основе по регулированию экспортных пошлин в двухсторонней          
торговле.                                                                       
                                                                                
И последнее, очень важное. В договоре предусмотрена возможность движения к      
дальнейшей гармонизации, к дальнейшей интеграции на постсоветском               
пространстве. Целый ряд положений договора предусматривает мостики к            
дальнейшим переговорам в сфере регулирования государственных закупок, в сфере   
разработки соглашений о транзите трубопроводным транспортом и так далее.        
Таким образом, это крайне важный, но далеко не последний этап в создании        
унифицированных режимов торговли на пространстве СНГ, соответствующих, с        
одной стороны, тому уровню потребности в интеграции, который сегодня            
существует между нашими странами, с другой стороны, инкорпорирующих основные    
правила Всемирной торговой организации, актуальные правила мировой торговли.    
                                                                                
На наш взгляд, вступление в силу нового договора обеспечит необходимые          
условия для полноценного и эффективного функционирования существующей зоны      
свободной торговли, будет способствовать наращиванию экономического             
сотрудничества между странами-участницами и формированию однородных             
обязательств наших стран в рамках Всемирной таможенной организации. В целом     
договор также создаст благоприятные условия для привлечения стран - членов      
СНГ к интеграционному ядру, к тем процессам, которые идут сегодня в рамках      
ЕврАзЭС, в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.      
                                                                                
Прошу депутатов Государственной Думы поддержать данное решение.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евгеньевич.                              
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками       
Леонида Эдуардовича Слуцкого.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Договор, который мы          
сегодня рассматриваем, заменил более ста двусторонних документов,               
регламентирующих режим свободной торговли на пространстве СНГ. Принятие         
договора позволит снять многие барьеры и сделать новый качественный шаг к       
развитию наших экономик.                                                        
                                                                                
Создание зоны свободной торговли означает, что по целым группам товаров мы      
отменим экспортно-импортные пошлины, а это значит, что товары на наши рынки     
будут поступать, попросту говоря, по более низким ценам. Договором              
предусматривается следующее (скажу, не дублируя доклад Алексея Евгеньевича      
Лихачёва): сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым    
применяются импортные пошлины, в целях обеспечения свободного доступа товаров   
национальных производителей на рынки государств - участников СНГ; затем -       
фиксация экспортных пошлин на определённом уровне, впоследствии планируется     
их поэтапная отмена; далее - разработка согласованной линии по использованию    
энергоресурсов и транспортных услуг; развитие общих рынков отдельных видов      
продукции, имеется в виду сельхозпродукция и так далее; наконец -               
формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.     
Кроме того, договор позволит устранить влияние на национальном уровне           
фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых    
перевозок.                                                                      
                                                                                
Договор обеспечит необходимые условия для полноценного и эффективного           
функционирования зоны свободной торговли на всём пространстве СНГ и создаст     
предпосылки для дальнейшего углубления интеграции, свободного движения          
товаров. Всё это - действенные предпосылки повышения уровня жизни населения     
государств - участников СНГ в условиях интеграции в мировую экономику и         
международную торговую систему при соблюдении общепринятых норм и принципов     
международного права. Договор укрепит правовые основания для выработки и        
реализации действенных средств экономической интеграции государств -            
участников СНГ. Создание зоны свободной торговли не противоречит, разумеется,   
принципам ВТО. Некоторые из стран, которые входят в зону свободной торговли,    
также являются членами ВТО.                                                     
                                                                                
Выполнение российской стороной положений данного договора не потребует          
дополнительных расходов из федерального бюджета, а также признания              
утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных актов   
федерального законодательства.                                                  
                                                                                
Теперь, коллеги, добавлю то, о чём не сказал почему-то Алексей Евгеньевич, -    
о санкциях. Это было достаточно серьёзным пунктом для дискуссий в               
комитетах-соисполнителях при предварительном обсуждении договора.               
Действительно, мы имеем приложение 6 к договору, а также статью 18, пункт 1 и   
пункт 3, в которых говорится о том, какие могут быть санкции. Если мы возьмём   
две стороны - участницы данного договора, например, Россию и, предположим,      
Украину, так вот Украина заключает аналогичное соглашение с Европейским         
союзом. Мы понимаем, что различные товары той же группы, которые будут          
поставляться из стран ЕС, но несколько более низкого качества, с большой        
вероятностью хлынут в Россию, и это будут железнодорожные вагоны, контейнеры,   
свинина, говядина, что угодно. В таком случае мы имеем право согласно           
приложению 6 и статье 18, пункт 1 и пункт 3, настоящего договора ввести         
защитные санкции, разумеется, при проведении соответствующих консультаций.      
Таким образом, здесь мы тоже целиком и полностью защищены. И это было как раз   
последней редакцией данного договора, куда данное приложение и данные пункты    
статьи 18 были добавлены.                                                       
                                                                                
Комитеты-соисполнители - Комитет по бюджету и налогам и Комитет по              
экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству - также   
поддерживают ратификацию данного договора.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба поддержать.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам? Будут.                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы, пожалуйста.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Три вопроса.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Дроздов Илья Юрьевич. Только скажите, к кому вопрос.        
                                                                                
ДРОЗДОВ И. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос к Алексею Евгеньевичу Лихачёву.                                          
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, скажите, пожалуйста, каков будет механизм         
снятия экспортно-импортных пошлин? Будет ли оно произведено одномоментно или    
последовательно - по различным группам товаров?                                 
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Хотел бы разделить, если позволите, уважаемый Илья Юрьевич,       
ответ на ваш вопрос на две части. Что касается импортных пошлин, то, вообще     
говоря, сама суть договора - это их снятие, поэтому, за исключением точечных,   
микро, можно так сказать, изъятий, все остальные импортные пошлины у нас        
отсутствуют.                                                                    
                                                                                
Что касается экспортных пошлин, то здесь в соответствии со статьями договора    
стороны, во-первых, договариваются о духе работы с экспортными пошлинами, об    
их постепенной унификации и снижении, во-вторых, через полгода после            
вступления договора в силу стороны начнут переговоры по такому снижению. То     
есть это не одномоментное решение, оно не прописано в договоре, стороны         
должны к нему прийти на добровольных условиях в результате соответствующих      
переговоров.                                                                    
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Михайлович Тарасюк.                                                     
                                                                                
ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, вы рассказали о договоре. Вопрос: чем             
отличается договор ВТО от этого договора? Это первое.                           
                                                                                
И второе. Мы говорим, что страны СНГ по-разному понимают то, что мы говорим.    
Как смотрят на это именно те республики, которые добывают газ и нефть и         
продают их Китаю, - они включились в этот договор или нет?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос был? К Лихачёву?                            
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Я прошу прощения, я просто не расслышал, меня отвлекли.           
Пожалуйста, повторите последние два предложения.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Тарасюку.                      
                                                                                
ТАРАСЮК В. М. Узбекистан включился в этот договор или нет?                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Всё, понял вопрос. Спасибо огромное, уважаемый Василий            
Михайлович. Ещё раз прошу прощения за некоторую невнимательность.               
                                                                                
По первому вопросу. Конечно, это два принципиально разных соглашения, два       
принципиально разных документа - Договор о зоне свободной торговли и            
российские обязательства по присоединению России к ВТО. Во-первых, они          
совершенно различаются по объёму: доклад рабочей группы, наши обязательства в   
разы, в десятки раз объёмнее. Во-вторых, российские обязательства по            
вступлению России в ВТО регулируют несравнимо большее количество сфер. Но ряд   
положений пересекается, и вы можете это увидеть в Договоре о зоне свободной     
торговли, где есть наглядные отсылки к соответствующим статьям ГАТТ -           
базового соглашения ВТО, то есть в этой части есть пересечения. Но вообще       
говоря, объём обязательств, касающихся не только товаров и услуг, но и          
вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности, с техническим     
регулированием, вопросов в сфере санитарного, фитосанитарного контроля,         
количество обязательств и регулирующих норм несравнимо больше в документе о     
присоединении России к ВТО.                                                     
                                                                                
Что касается вопроса об Узбекистане, имею честь вам доложить, что прибыл сюда   
непосредственно с заседания Экономсовета СНГ, где была рассмотрена инициатива   
Узбекистана по присоединению к данному договору, создана специальная рабочая    
группа. Государства - участники договора выразили одобрение в связи с           
процессом присоединения Узбекистана. После определённых процедур, надеюсь, он   
завершится. Также могу отметить очень приятную для нас новацию: эту работу      
Россия будет проводить в рамках ЕЭК, в рамках наших партнёрских отношений с     
Казахстаном и Белоруссией, совместно определять позицию и условия               
присоединения Узбекистана к данному договору.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. К Алексею Евгеньевичу вопрос.                                       
                                                                                
На прошлой неделе Виктор Иванов, подводя итоги по своему ведомству (очень       
печальные итоги, достаточно напомнить одну цифру - сто тысяч человек погибает   
в России от наркотиков ежегодно), сделал предложение о пересмотре и даже        
выходе из вот этих многочисленных соглашений с нашими соседними республиками,   
особенно южными. Вы как-то учитываете вот этот аспект - безопасность и именно   
борьбу с наркотрафиком, который идёт в том числе из Таджикистана? Есть в этом   
договоре такой пункт и каким образом вы предлагаете бороться? Тем более, я      
напомню, после 2014 года, когда предположительно войска США уйдут из            
Афганистана, там нам предсказывают просто катастрофическую ситуацию. Если       
сегодня это не война, то я не знаю, что называть войной... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Во-первых, сразу хочу отметить, что мы, министерство я имею в виду, всячески    
взаимодействуем и с нашими правоохранительными органами, и со службой           
уважаемого руководителя Иванова, присутствуем на тех мероприятиях, о которых    
вы говорите. Вот наш директор департамента Андрей Владимирович Точин, который   
был на последнем заседании, уточняет, что речь шла только об одном соглашении   
- о соглашении об упрощении предоставления гражданства.                         
                                                                                
Но не могу не ответить по сути на ваш вопрос. В этом смысле нашей критической   
оценке подвергается в первую очередь наша граница с Казахстаном: оттуда, с      
внутренней границы теперь Таможенного союза, действительно ушло таможенное      
администрирование и формально таможенники там просто не стоят, не работают.     
Однако в ходе подготовки новой госпрограммы "Государственная граница..." и      
реализации существующей ФЦП мы однозначно говорим о следующем: Пограничная      
служба должна взять на себя функцию по более тщательному контролю и досмотру    
на южной границе России с Республикой Казахстан, а мы опять-таки по             
согласованию с этой службой и с Росграницей вносим в рамках программы           
серьёзные материальные средства на укрепление технической базы досмотра         
грузов, людей, транспортных средств, которые следуют к нам через                
российско-казахстанскую границу. В этом смысле, наоборот, получилось так, что   
Таможенный союз не ослабил контроль, а стал фактором наращивания                
технологического оборудования, технологической мощности российской              
пограничной службы на российско-казахстанской границе.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Владимирович Лебедев, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Договор о зоне свободной        
торговли устраняет существующие недостатки юридической базы, полностью          
совместим с нормами ВТО с точки зрения понятийного аппарата и базовых           
дисциплин. Кроме того, в договоре присутствует инструмент принуждения сторон,   
нарушающих договорённости по выполнению своих обязательств. Таким               
инструментом являются Правила разрешения споров. В случае недостижения          
согласия спор может быть по выбору сторон передан на рассмотрение               
Экономического Суда СНГ или комиссии экспертов в соответствии с процедурой      
разрешения споров, предусмотренной приложением 4 к настоящему договору.         
                                                                                
В связи с вышеизложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие          
проекта федерального закона "О ратификации Договора о зоне свободной            
торговли". Дорогие коллеги, предлагаю и другим фракциям поддержать данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Николаевич Лихачёв.                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Все пять лет работы в           
Брюсселе в качестве посла Российской Федерации в Европейском союзе я задавал    
себе вопрос: почему так активно идёт процесс расширения Евросоюза - сначала     
двенадцать, пятнадцать, а сегодня двадцать семь стран? Наверное, дело в         
объективных факторах, в той объективной мотивации, которая заставляет разные    
государства с разным уровнем политического и экономического развития            
создавать союз, но это и требование времени. Естественно, возникал другой       
вопрос: почему при наличии объективных исторических, духовных, политических,    
экономических и иных предпосылок на постсоветском пространстве мы не можем      
создавать устойчивые высокоэффективные союзы и конфигурации, которые отвечают   
мировым брендам глобализации? И то, что сегодня мы выходим на ратификацию       
этого важнейшего со всех точек зрения документа, - это хороший знак. Это        
правильное движение в сторону создания экономического фундамента будущего       
ЕврАзЭС. Это предпосылка к тому, что будет образован рынок, охватывающий        
почти двухсотмиллионное население, в рамках которого будут удовлетворяться      
потребности населения в части широкого комплекса товаров и услуг. Это,          
наконец, серьёзный шаг в формировании так называемого права интеграции          
государств в рамках СНГ, где, с моей точки зрения, мы в состоянии               
конкурировать со странами Европейского союза и в сложившихся международных      
обычаях быть самым активным участником в сфере торговли и финансов в мировом    
сообществе.                                                                     
                                                                                
Но есть один вопрос, который меня волнует, и я не могу с вами не поделиться.    
Наши партнёры по ЕС - это партнёры своеобразные, специфические, это партнёры,   
которые открыты внешнему влиянию. Достаточно вспомнить программу "ТАСИС", в     
рамках которой Европейский союз активно работал, а сегодня это программа        
"Восточное партнёрство". Поэтому я считал бы необходимым, чтобы рассмотрение    
подобного рода документов, процесс их ратификации и особенно имплементации,     
процесс мониторинга входили бы в повестку дня парламентской дипломатии,         
которую осуществляют и Государственная Дума, и Совет Федерации. Мы с вами       
должны создавать такую атмосферу, которая способствует сближению, созданию      
реального стратегического партнёрства. И с этой точки зрения данный             
федеральный закон - шаг в совершенно правильном направлении, и я предлагаю      
его поддержать.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступать представители президента и правительства? Нет. Докладчик,    
содокладчик? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим           
законопроект на "час голосования".                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4853 по 4869 из 5832
Голосуется проект федерального закона "О ратификации Договора о зоне            
свободной торговли".                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.