Заседание № 230
О проекте федерального закона № 634000-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении признаков неиспользования земельных участков).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Владимир Игоревич Самокиш. САМОКИШ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы недавно, в весеннюю сессию, приняли закон, который наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по определению критериев неосвоения земельных участков, а также перечня мероприятий по освоению с целью укрепления дисциплины землепользования, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот и, соответственно, улучшения, возвращения, скажем так, на земельные участки их правообладателей. По просьбе депутатов, в том числе Нины Александровны Останиной, правительством были разработаны соответствующие подзаконные акты, в которых говорится о критериях неиспользования и мероприятиях по использованию. Соответственно, весь комплект документов подготовлен. Поступило две поправки, они в таблице № 1. Таблицы поправок № 2 нет. Просим поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 44 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Таблица принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 08 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. САМОКИШ В. И. Уважаемые коллеги, просьба поддержать законопроект в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены. Просим рассмотреть и поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 49 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 634000-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении признаков неиспользования земельных участков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого. Пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представляю законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс и в закон о садоводстве и огородничестве. Он направлен на повышение эффективности использования земельных участков в Российской Федерации. Начну с некоторых цифр. В 2022 году Росреестром проведено обследование практически 8 миллионов гектаров земельных участков, и мы выявили 225 тысяч гектаров неиспользуемых земель, из них 79 процентов - это земли населённых пунктов. В прошлом году мы провели аналогичную работу в отношении 6,4 миллиона гектаров, выявлено 463 тысячи гектаров неиспользуемых земельных участков, из них 74 процента - это земли населённых пунктов. О чём идёт речь? Речь идёт о территориях, где мы с вами каждый день находимся, где проживают непосредственно наши граждане. По сути, мы видим на территориях населённых пунктов заброшенные производственные зоны, разрушенные гаражные кооперативы, другие заброшенные территории, пустыри, у которых формально есть собственники, долгострои, которые стоят 10-20 лет на территориях наших городов, и мы с ними ничего не можем сделать. Почему? По двум причинам. Первая причина - отсутствие чётких признаков неиспользования земельных участков. Почему у наших коллег из Россельхознадзора есть успехи в отношении земель сельскохозяйственного назначения? Потому что для земель сельскохозяйственного назначения установлены чёткие признаки неиспользования и показатели, когда собственник земельного участка нарушает плодородие почв или вовремя не использует земельный участок по назначению. К сожалению, по населённым пунктам таких признаков нет, поэтому первое решение, предлагаемое в этом законопроекте, такое: восполнить, по сути, перенять положительный опыт по землям сельскохозяйственного назначения - мы предлагаем наделить Правительство Российской Федерации полномочием на утверждение таких признаков неиспользования. Вторая причина, почему мы не можем работать с земельными участками, которые долгое время не используются. В Гражданском и Земельном кодексах уже более 20 лет зафиксирована такая норма: если вам предоставлен земельный участок и вы в течение трёх лет его не используете, то он может быть у вас изъят, но в этот срок не включается срок, необходимый для освоения этого земельного участка. Что нам говорят собственники, к которым мы приходим с понуждением, чтобы они вспомнили о том, что у них есть земля и что долгострой нужно всё-таки достроить, превратить его в нормальную территорию, в здание или сооружение? Они говорят, что им нужно ещё пять-десять лет, чтобы это сделать, в Земельном кодексе же написано: "...время, необходимое для освоения", - вот они 10-20 лет пока ещё осваивают. Однако нам поступает огромное количество жалоб граждан, потому что это всё уродует архитектурный облик наших городов и эти заброшенные территории создают определённую опасность. Поэтому мы предлагаем ещё два решения. Первое - зафиксировать трёхлетний срок, необходимый для освоения земельных участков, и сказать, что освоение земельного участка - это мероприятие, которое необходимо для того, чтобы привести участок в нормальное состояние, то есть покосить, убрать хаотично сформированную свалку, убрать какие-то заброшенные объекты, которые подлежат сносу, и всё-таки приступить к использованию. И второе - закрепить конкретный перечень мероприятий, из которых и будет состоять освоение земельного участка. В настоящее время нами подготовлены проекты подзаконных актов, они направлены в регионы. Эти акты являются очень существенными, важными для данного законодательного решения, поэтому при одобрении парламентом предлагаемых нами решений к этому времени у нас уже будут в высокой степени готовности акты правительства, о которых я говорю. С учётом того что это крайне важный для землепользования в нашей стране законопроект, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Игоревича Самокиша. САМОКИШ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Алексей Игоревич достаточно подробно рассказал о предлагаемой законодательной инициативе. Остановлюсь всё-таки на отдельных моментах - на том, что она направлена именно на ускоренное вовлечение земельных участков в оборот и на уменьшение случаев злоупотреблений в части использования этих участков, не относящихся к землям сельхозназначения. Мы очень подробно этот вопрос рассматривали в комитете, понимаем, что, после того как этот закон будет поддержан, если будет поддержан, уважаемыми депутатами, нашему комитету предстоит очень серьёзная работа по парламентскому контролю, связанному с конкретным содержанием подзаконных актов, которыми уже будет отрегулировано то, какие мероприятия являются мероприятиями по освоению того или иного земельного участка, соответственно, какие критерии указывают, что земельный участок не освоен. И в связи с этим мы на заседании комитета высказали пожелания для доработки ко второму чтению. Думаю, что ко второму чтению внесём соответствующие поправки, которые связаны всё-таки с тем, чтобы мы больше ориентировались на результат освоения, а не на его процесс. То есть, помимо того что нужно осуществить мероприятия, необходимо, чтобы мероприятия по освоению земельного участка ещё привели к цели выполнения таких мероприятий, а именно свалка не просто должна вывозиться, а должна быть вывезена. Логику законопроекта необходимо будет поправить. Есть ещё ряд моментов и замечаний, которые мы планируем ко второму чтению учесть, они связаны со сроками освоения земельных участков, если иные, нежели три года, сроки были зафиксированы в тех или иных договорах о предоставлении земельных участков. Но это уже больше, наверное, техническая правка, а концептуально комитет законопроект поддерживает, равно как и комитет-соисполнитель - Комитет по аграрным вопросам. Просим в первом чтении поддержать концепцию законопроекта. Огромное спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Владимир Игоревич, вот не могу разделить ваш оптимизм в части действенности механизма парламентского контроля. У меня вызывает большие опасения защищённость собственников земельных участков. Если в отношении организаций совершенно понятны принимаемые меры, то как нам защитить права граждан - владельцев этих земельных участков? Ведь люди могут просто не успеть провести в установленный срок мероприятия, которые им будет предписано провести, которые должны будут свидетельствовать об освоении этого земельного участка: болеть могут, в командировке находиться, наконец, участвовать в спецоперации. Мы их как защищаем вот в этом законопроекте, какие механизмы прописаны? САМОКИШ В. И. Нина Александровна, спасибо большое за ваш вопрос. Я начну немножко с другого - с того, что санкции за неиспользование земельных участков предполагают всё-таки трёхлетний срок, а в этом законопроекте мы, по сути дела, говорим о том, что ещё фактически дополнительно добавляется контрольный срок, фиксируется контрольный срок уже для неосвоения земельного участка, который является подготовительным этапом для его использования. Понятно, что у нас, когда в комитете мы обсуждали, были вопросы по поводу льготных категорий, если им будут предоставлены такие земельные участки. Это тоже один из вопросов, которые необходимо будет доработать, чтобы у нас не получилось, что, по сути дела, одной рукой мы предоставляем что-либо, а другой рукой через три года или через шесть лет забираем. Соответственно, в этой части законопроект будет доработан. То есть в любом случае этот вопрос перед нами стоит, и это не про парламентский контроль. Парламентский контроль только про подзаконные акты всё-таки, потому что дискуссия важная развернётся в тот момент, когда, например, правительство скажет: а вот мероприятия по освоению - это первое, второе, третье, четвёртое; вот уже здесь у нас возникнет дискуссия: а всё-таки уборка свалки - это то мероприятие или нет, покос травы - это то мероприятие или нет и так далее. То есть ещё большая работа предстоит именно на этом этапе. Что касается вашей озабоченности, ну, я её полностью разделяю. Вот депутат Корниенко был на заседании комитета, он помнит, что мы задавали этот вопрос, в общем-то, обсуждали. Что касается многодетных семей. У нас большое количество случаев льготного предоставления, и мы должны понимать, что не должно получиться так, что мы предоставили, а потом стали изымать назад. Эта озабоченность понятна, мы её разделяем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Юрий Аркадьевич. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Игоревич, вы в своём докладе привели данные о результатах проведённых проверок, в том числе по выявленной площади земельных участков, которые, по вашей информации, используются не по назначению. А есть ли статистика о количестве возбуждённых в 2023 году либо за иной период дел в связи с нарушением статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях и насколько эффективно, на ваш взгляд, работает часть 3 упомянутой статьи? Нет ли смысла пересмотреть санкции за вот такое нецелевое использование? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо большое за вопрос. Я хотел бы, прежде чем ответить по существу, две вещи подчеркнуть. Во-первых, Правительство Российской Федерации не предлагало введения каких-либо новых штрафов либо повышения существующих. Во-вторых, мы не предлагали новых оснований для изъятия земельных участков в связи с неиспользованием. Главная задача законопроекта - вернуть собственника на земельный участок, чтобы он вспомнил, что у него земельный участок есть, и начал его использовать. Что касается статистики за прошлый год, по юридическим лицам нами выявлено 2157 нарушений по статье 8.8, из них только 5 юридических лиц привлечено к административной ответственности. По физическим лицам за прошлый год выявлено 43 798 нарушений, только 76 физических лиц привлечено к административной ответственности. По должностным лицам 23 нарушения, только 6 должностных лиц привлечено к административной ответственности. Почему такие показатели? Потому что в признании отсутствия признаков неиспользования и нарушения конкретных сроков освоения всегда есть субъективизм. Нам собственник, у которого земельный участок зарос борщевиком, рухнул забор, говорит: знаете, я так отдыхаю, я считаю, что я использую. На него жалуются все соседи, на него жалуется председатель садоводческого товарищества, что он на участке не появляется, взносы не платит, но, когда мы его находим, для того чтобы провести мероприятия по земельному участку, он говорит: а я считаю, что я вот так использую. В связи с этим такие низкие показатели. Ещё раз, штрафы повышать мы не предлагали, у нас нет задачи возлагать дополнительную финансовую нагрузку на граждан, задача - чтобы люди использовали свои земельные участки по назначению. Вот это ключевое, то, на что направлен законопроект. Ну, статистика, я думаю, как раз говорит о правильности такого решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Игоревич, ну, главное опасение по поводу принятия этого законопроекта - что начнут массово отбирать земельные участки у тех граждан, которые по объективным причинам не могут их освоить. Тут уже назывались некоторые категории: кто-то в отъезде, кто-то ещё где-то, у кого-то средств нет. Опровергните первое вот такое опасение. И второй момент. При включении процедуры изъятия эти участки кому будут передаваться - муниципалитету либо, если это на территории дачного товарищества, соответственно, этому товариществу? Или как будет выглядеть эта процедура? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы. Ну, давайте будем объективными и посмотрим, как выглядит процедура изъятия с учётом положений этого законопроекта. Во-первых, три года даётся на освоение. Если у вас какой-то участок действительно, как Владимир Игоревич сказал, со свалкой либо у вас не покошена трава, вам даётся три года на то, чтобы это исправить. Разве это не достаточный срок? После этого начинается трёхлетний срок, если это участок для строительства, когда вы должны начать строить, то есть должен появиться фундамент, должны появиться рабочие. Разве в совокупности шести лет не достаточно для решения этого вопроса? По-моему, более чем достаточно. Следующий момент. Как происходит изъятие? Во-первых, нужно выявить правонарушение, выдать предписание об устранении нарушений в течение шести месяцев, после этого наложить штраф, и, если человек всё это игнорирует, изъятие осуществляется путём продажи земельного участка с публичных торгов с возмещением расходов собственнику. То есть это не бесплатное изъятие, когда просто приходит муниципалитет и забирает, собственник всё равно получает свои деньги, просто государство ищет другого, более эффективного собственника. На мой взгляд, первое - то, что даётся, по сути, шесть лет, и второе - то, что собственник всё равно в конечном счёте получит деньги, причём не исполнив предписания, более чем достаточные гарантии защиты права собственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Алексей Игоревич, вы похвалили, так скажем, смежников, которые следят за использованием сельхозземель. А есть у вас информация, сколько в итоге у нерадивых собственников сельхозземель было изъято, конфисковано этих самых земель за прошедший год или два? Ну и вопрос по существу. Вот на словах вы всё объясняете, но в законопроекте ничего этого нет, подзаконного акта нет, поэтому наша позиция такая: представьте на бумаге всё то, что вы, в общем-то, правильно объясняете, отвечая на вопросы, и тогда мы будем голосовать с пониманием, за что мы голосуем. Здесь есть одна проблема... Хочу, чтобы вы сказали, а лучше написали, что изменение назначения, вида разрешённого использования участков - огородничество, садоводство - ни в коем случае не будет возможно... (Микрофон отключён.) БУТОВЕЦКИЙ А. И. Олег Анатольевич, спасибо за вопросы. Я с удовольствием, естественно, направлю проекты постановлений, которые нами разработаны. Этот же вопрос задавали члены комитета, когда я на заседании комитета делал доклад. Я могу направить непосредственно в ваш адрес. Кроме того, мы во все регионы сейчас разослали этот проект постановления, для того чтобы регионы высказались. Могу ошибиться, поскольку это вопрос Россельхознадзора, но, насколько я помню, за прошлый год было изъято всего семь земельных участков сельскохозяйственного назначения в рамках 101-го закона. И насколько я помню, по этому закону конфискация не предусматривается, потому что конфискация - это санкция за преступление. Что касается запрета на изменение вида разрешённого использования садовых и огородных участков, этот запрет существует с 1 января 2019 года, он закреплён в 217-м федеральном законе о садоводстве и огородничестве, в 54-й статье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Алексей Игоревич, вы нам очень подробно рассказали о землях населённых пунктов, а законопроект - о землях для садоводства и огородничества. У нас же не все земли для садоводства и огородничества, как я понимаю, в населённых пунктах находятся. Это первое. Второе. Вы говорите, что нужно за три года дом построить. А как вы себе это представляете в условиях галопирующего роста цен на стройматериалы, галопирующего роста цен на труд рабочих, в условиях, когда у большинства населения уровень жизни снижается, какие бы статистические сказки нам ни рассказывали? Ситуация, когда человек за три года не может построить себе даже хибару, - это нормальная ситуация на сегодняшний день, если, конечно, человек не депутат и не олигарх. И наконец, последнее. Я правильно понимаю, что вы гордитесь тем, что у нас происходит с землями сельхозназначения? Они в огромных количествах заросли 30-летним лесом, никто его, так сказать, за редкими исключениями в регионах, не устраняет... (Микрофон отключён.) БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо большое за вопросы. Наверное, по порядку. Первое. Законопроект посвящён всё-таки не только садовым и огородным участкам, но и земельным участкам в населённых пунктах, поэтому предлагается поправка к главе Земельного кодекса про земли населённых пунктов. Из садоводческих товариществ сегодня 21 тысяча находится в населённых пунктах. Второе. Я приводил земли сельхозназначения как пример: там есть признаки неиспользования, что позволяет земли более эффективно вовлекать в оборот. С 2010 года такие признаки установлены. Что касается трёхлетнего срока. Я в своём докладе не говорил, что нужно за три года построить дом, я позволю себе сказать, что это не совсем точно. Я сказал, что три года даётся на освоение, если участок, например, захламлён или зарос древесно-кустарниковой растительностью, то есть его нужно привести в нормальное состояние и после этого начать строить. Я напомню, что сегодня у нас разрешение на строительство жилого дома даётся по упрощённому порядку на десять лет. Человек должен начать строить, чтобы начать использовать земельный участок, а про то, что нужно построить за три года, не сказано в законопроекте и не было в моём докладе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Игоревич, никто не спорит с тем, что надо наводить порядок с неиспользуемыми, брошенными землями и особенно, как вы сказали, с заброшенными садоводческими участками. На самом деле проблема достаточно серьёзная, вопросов и нареканий очень много. У меня такой вопрос: хватит ли сотрудников Росреестра, для того чтобы полноценно, нормально проводить мониторинг и качественно выполнять, как говорится, свои функции и обязанности? Это первый вопрос. И второй: будут ли установлены какие-то критерии, как вы считаете, или необходимо установить критерии? Вот, предположим, прошла первая трёхлетка, выявили, предъявили какие-то претензии, и человек забор поправил - вроде бы что-то делает. Под конец второй трёхлетки, чтобы уйти от наказания, два поддона кирпичей привёз, к примеру, - тоже вроде бы что-то сделал. Тем не менее участок не используется и приносит массу неудобств. Какие-то критерии здесь есть? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы. Начну с первого. Цифры, которые я в своём докладе привёл, по поводу того, какое количество земель мы обследовали, говорят о том, что мы научились это делать даже в условиях минимальной штатной численности. Мы применяем беспилотные летательные аппараты, применяем результаты мониторинга земель. Мы уже давно не ходим по дворам, непосредственно на участки не заходим, поскольку у нас действительно нет такого количества трудовых ресурсов. Кроме того, в помощь нам, конечно же, муниципальный земельный контроль. Мы активно работаем с органами местного самоуправления, и они нам тоже направляют материалы своих проверок. Второе. Всё-таки у нас нет задачи постоянно давить на собственника земельного участка. Даже если у человека на этом этапе хватает денег только на то, чтобы, как вы говорите, забор поправить, после этого привезти поддон кирпичей, но земельный участок он использует, при этом не нарушает соседские права, не доставляет никому неудобств - ну хорошо, пускай. Главное, чтобы человек не забросил свой участок, чтобы там не вырос борщевик, чтобы не обваливался забор, чтобы не образовывались хаотичные свалки. Вот в этом основной смысл. Задачи изъятия и постоянного наложения штрафов у нас нет. Мы считаем, что задача состоит больше в профилактике и взаимодействии с правообладателями, чтобы они не забывали о том, что у них есть земельные участки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. САМОКИШ В. И. Андрей Геннадьевич, спасибо за этот вопрос. Я ещё раз повторяю, в комитете, обсуждая, мы говорили как раз о том, что, по сути дела, важнее: проведение мероприятий или достижение целей мероприятий. Вы абсолютно правы, и ко второму чтению мы будем шлифовать текст законопроекта, чтобы у нас не получилось, что выполнение мероприятий тождественно достижению целей, чтобы у нас было понимание, что чистота на участке - это и есть выполнение. Я об этом говорил как раз в содокладе. А вопрос абсолютно верный, мы его очень подробно обсуждали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Игоревич, вы привели аналитические данные по неэффективному использованию земельных участков физическими и юридическими лицами и предлагаете меры по ускоренному вовлечению в оборот, и это касается как раз именно людей и предприятий. А как быть с землями, которые неэффективно используются муниципалитетами и регионами? Ведь многие земельные участки, которые поросли борщевиком, так и не нашли своих правообладателей. А мы должны понимать, что существенные доходы от земли идут в бюджеты разных уровней. Этот вопрос тоже надо рассматривать. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, абсолютно справедливый и правильный вопрос, я полностью с этим согласен. Здесь за последние несколько лет проведены достаточно большие реформы по снятию всех административных барьеров. У нас сегодня нет ни одного согласования при предоставлении земельного участка, ни одного разрешения - человеку достаточно подготовить схему расположения земельного участка и направить заявление о предоставлении. Есть две проблемы. Первая проблема - люди не знают, где свободная земля. На решение этой проблемы направлены два наших проекта, которые мы реализуем, - "Земля для стройки" и "Земля для туризма". Мы постоянно опубличиваем свободные земельные участки на публичной кадастровой карте, и они вовлекаются в оборот. Мы отдельно комитету докладывали о реализации нашей государственной программы на эту тему, там соответствующие показатели есть, при необходимости я могу направить. Ну и вторая проблема. На мой взгляд, регионы, муниципалитеты должны активнее пользоваться теми механизмами, которые предусмотрены Земельным кодексом. Например, сегодня есть возможность определить муниципальные образования, где будет бесплатно раздаваться земля представителям определённых профессий, другим категориям людей, фермерам, для ведения личного подсобного хозяйства. Если вы хотите, чтобы земельные участки предоставлялись, то нужно создать максимально льготные условия. Вот в тех регионах, где эти программы работают, таких проблем нет. А в тех регионах, которые менее активно используют эти инструменты, предусмотренные Земельным кодексом, действительно есть вот такие заброшенные земельные участки. Поэтому я думаю, что здесь вопрос уже не в законодательных решениях, а именно в реализации существующих положений Земельного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик, заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 30 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.