Заседание № 235
25.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 633966-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отдельных вопросов в сфере земельного законодательства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1790 по 2154 из 5347
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого. Пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение предлагается законопроект, который направлен на достижение одной цели - создание полного и точного реестра недвижимости. Он соответствует перечню поручений Президента Российской Федерации № Пр-1424 от 11 августа 2022 года. Законопроект направлен на решение нескольких концептуально важных вопросов для всего законодательства о недвижимости. Первое. Я напомню, что в период земельной реформы нашим гражданам и предприятиям массово были выданы документы о правах на землю, но при этом в 93-м году была признана утратившей силу норма о том, что земельный участок можно использовать только после установления его границ. Соответственно, всё, что выдавалось после этой даты гражданам и предприятиям, точных границ не имело, поэтому на сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости мы имеем 17 миллионов земельных участков, которые не имеют точных границ. Что такое земельный участок без точных границ? Это всегда большая угроза для оборота недвижимости, потому что любой покупатель, когда купил такой земельный участок, но при этом границы не были обозначены, может столкнуться с тем, что земельный участок на самом деле совершенно в другом месте, он может столкнуться с тем, что есть спор с одним или с двумя соседями, и это всё ложится на него. Мы предлагаем в данной части оборот недвижимости защитить и сказать, что объектами сделок могут быть только земельные участки, у которых есть точные границы, чтобы покупатель на себя никогда не принимал эти проблемы и потом бесконечно не судился с продавцом или с его соседями. Второе. Вторая проблема заключается в большом количестве незарегистрированных построек, которые есть на территории наших регионов. Готовясь к внесению этого законопроекта, мы собрали большое количество информации из регионов. Вот что касается такого самого массового сегмента, как индивидуальное жилищное строительство, мы выяснили: на территории каждого региона от 1 тысячи до 5 тысяч незарегистрированных объектов индивидуального жилищного строительства. К чему это приводит? Во-первых, к некорректному статистическому учёту, во-вторых, это влияет на правильные управленческие решения. Когда у гражданина какой-то объект не зарегистрирован, а он попадает в какую-то ситуацию, например чрезвычайную ситуацию (наводнение, может быть, лесной пожар), то он приходит за компенсацией, а компенсировать ему нельзя, потому что он не является собственником. Статья 219 Гражданского кодекса говорит о том, что право возникает с момента регистрации. То же мы видим на примере социальной газификации: как только предусмотрели условие о том, что, чтобы была возможность социальной газификации, нужно зарегистрировать права на дом, у нас рост по индивидуальному жилищному строительству в статистическом учёте составил ежегодно 10 миллионов квадратных метров. То есть мы видим, что граждане откладывают регистрацию, и только потом, в каких-то подобных ситуациях, когда нужно срочно это делать, они начинают этим заниматься. Мы предлагаем предусмотреть общее правило, что после завершения строительства право должно быть зарегистрировано. Третья проблема - это последствия массовой приватизации объектов капитального строительства в 90-х годах, когда такие объекты приватизировались без земли. Они продолжают находиться так, без земли, люди используют землю, но при этом по общему правилу у нас землепользование является платным. Мы предлагаем предусмотреть в законе "О введении в действие Земельного кодекса..." норму о том, что собственник объекта недвижимости - всё-таки у нас есть общий принцип единства судьбы зданий и земельных участков - обязан оформить права на землю либо в аренду, либо в собственность, по своему усмотрению. И последнее. В рамках государственного земельного надзора мы выявляем достаточно много случаев, когда, к примеру, земельный участок предоставлен для производственной деятельности, на нём расположено здание, к примеру, завода или какого-то производственного цеха, а там по факту находится, например, продуктовый магазин или какой-то подобный объект. Мы предлагаем ввести правило о том, чтобы и здания, и сооружения могли использоваться в соответствии с видом разрешённого использования того земельного участка, на котором они построены. Если правообладатель этого не хочет, он просто должен изменить вид разрешённого использования, соответственно, поменять кадастровую стоимость и тогда продолжать уже использовать на законных основаниях. Данный закон чрезвычайно важен в целом с учётом того, что, первое, у нас показателем государственной программы к 2030 году является 95 процентов полноты и точности наполнения Единого государственного реестра недвижимости и, второе, президентом поручено до 2027 года завершить все эти работы по выявлению правообладателя и определению границ. Поэтому, исходя из того что закон важен и экономически, и социально, просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в диалоге с правительством последовательно продолжает большую работу по наведению порядка в земельном законодательстве, по расшивке тех проблем, которые возникают на практике, прежде всего у наших граждан. Вы знаете, те законы, которые инициировались с нашей стороны, правительством в диалоге с Государственной Думой, и дачная амнистия, законы прямого действия, направлены на то, чтобы помочь людям, нашим гражданам зарегистрировать свои права на основное своё имущество - на недвижимость, на земельный участок, на дом, который построили, на квартиру, на прочие объекты. И мы уже на следующей неделе готовы представить во втором чтении один из проектов, как раз доработанный в этом направлении. И действуем мы в том числе, и этот законопроект тому подтверждение, следующим образом: перекладываем ряд обязанностей с граждан на застройщиков, постепенно вводим электронный документооборот в вопросах регистрации прав на недвижимое имущество, но при этом исходим из государственных интересов, когда чётко предписываем регистрационные действия, учётно-регистрационные мероприятия. Мы делаем более эффективным землепользование, связанные с этим обязательства и неизбежность их исполнения, а также повышаем эффективность государственного земельного контроля и надзора. Именно на достижение этих целей направлены предложенные вашему вниманию новеллы, которые вносят изменения в шесть федеральных законов. Комитет просил бы поддержать законопроект в первом чтении. У нас нет концептуальных замечаний. Правовое управление тоже свою позицию высказало: замечания юридического характера, не препятствующие рассмотрению и поддержке в первом чтении, в комитет переданы, мы их вместе с авторами доработаем ко второму. Просил бы поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Алексей Игоревич, законопроектом предполагается, что договор участия в долевом строительстве будет регистрироваться исключительно в электронной форме, независимо от заключающего его лица, физическое это или юридическое лицо. В бумажном виде могут быть представлены документы только в случае временной технической невозможности подачи их в электронном виде. Вот, может быть, нам стоит предусмотреть вариативность в случае, если в совершении данных действий участвует не юридическое лицо, а гражданин, то есть физическое лицо? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. В законопроекте действительно предусмотрено правило о том, что юридические лица должны перейти на оформление документов в электронном виде. Почему мы это делаем ещё и для договоров долевого участия? Потому что предусматривается, что мы обязываем застройщиков за граждан подать заявление в Росреестр. То есть мы освобождаем граждан от отдельного похода в Росреестр, от отдельной уплаты государственной пошлины и предлагаем это переложить на застройщиков. И вот конкретно в этом случае это тоже должно быть в электронном виде. Мне кажется, что в целом у нас юридические лица готовы к переходу на электронный документооборот. Перед тем как представить парламенту законопроект, мы провели большую работу, в основном с застройщиками, банками, у нас со всеми налажено электронное взаимодействие, тут проблем мы не видим. А вот по тем случаям, когда граждане участвуют, я объяснил, в чём причина такого решения: гражданин к нам не придёт, за него документы подаст застройщик. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Самокиш Владимир Игоревич. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мне кажется, действительно очень важный, необходимый закон. К докладчику и к содокладчику на самом деле вопрос. Хотел бы понять, насколько оправданны были бы, например, поправки ко второму чтению, связанные с тем, чтобы обязать или хотя бы закрепить право муниципалитетов и государственных органов власти обращаться в суд для того, чтобы понуждать тех, кто обязан поставить на учёт тот или иной объект недвижимости и зарегистрировать его. Мы понимаем, что сейчас, в этой редакции, обязанность есть, но непонятно, каким образом она будет исполняться. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Я думаю, что ко второму чтению мы можем рассмотреть, поддержать поправку, возможно, у органов государственной власти, органов местного самоуправления могут появиться дополнительные инструменты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Игоревич, Владимир Игоревич задал уже один вопрос. Второе, что я хотел бы уточнить? Вот мы сейчас гражданам говорим о том, что мы запрет введём на оборот их земельных участков без установления кадастровых границ такого земельного участка. Во-первых, нужно, наверное, срок им дать для этого, а во-вторых, не каждый может это сделать, это же дорого. А иногда реализация своего имущественного права нужна в том числе для лечения, решения всяких других различных семейных вопросов. Вот не возникнет ли здесь проблем, в том числе у пожилых людей, у пенсионеров и так далее? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Роман Михайлович, за вопрос. Здесь, наверное, мне нужно уточнить, в чём состоит тот запрет, который мы вводим. Мы вводим запрет только на оборот, то есть если человек хочет продать, подарить - совершить сделку, и таким образом мы защищаем приобретателя, чтобы он точно знал, что он приобретает, чтобы потом не было претензий к продавцу, к государству, в связи с тем что на самом деле земельный участок не там. Что касается земельных участков, которые продолжают находиться во владении и с которыми люди ничего не собираются делать, мы не собираемся эту категорию трогать, это лично их решение. Если человек хочет - пожалуйста, он пойдёт и границы определит; если ему удобно так владеть, пускай он владеет так, то есть никакого дополнительного воздействия на эту категорию мы не предполагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Игоревич, в рамках инициативы у собственника здания или имущественного комплекса теперь не будет права отказаться от приобретения земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, под таким зданием или имущественным комплексом. Вопрос: как быть в случае, если граница по земельному участку, находящемуся под таким имуществом собственника, подлежащим выкупу, меньше фактически занимаемой, как правило, арендованной территории? Нужно ли в этом случае дробить сделки по выкупу двух разных частей участков? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Законопроект говорит о случаях, когда здание есть, а земельный участок под ним вообще не образован. Вот только тогда сам собственник здания готовит схему расположения земельного участка в тех границах, в которых фактически он используется, и земельный участок приобретает. Если он находится, как вы сказали, в аренде, то, безусловно, здесь никакого воздействия нет, правоотношения оформлены, собственнику не нужно ничего делить, дробить, как вы сказали, то есть в этом случае никакого влияния на такого собственника мы не оказываем. Только если земля вообще не оформлена - ни аренды нет, ни образованного земельного участка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Алексей Игоревич, вы устанавливаете правило, по которому собственник помещения и даже машино-места в здании обязан приобрести землю под этим зданием в собственность или в аренду, если эта земля находится в государственной или муниципальной собственности, то есть, соответственно, если эта земля оформлена в качестве государственной и муниципальной собственности. Правильно ли я понимаю, что это распространяется и на жителей многоквартирных домов? То есть жители многоквартирных домов будут обязаны выкупать часть земли пропорционально, например, их квартире, на которой стоит их дом? Правильно ли я понимаю, что это касается собственников помещений в этих домах, скажем, коммерческого назначения и машино-мест, которые у вас в законе прописаны отдельно? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Михаил Геннадьевич, за вопрос. Ну, если можно так ответить, то вы понимаете неправильно. У нас уже 20 лет существует в законе о введении в действие Жилищного кодекса норма, в соответствии с которой в части помещений в многоквартирных домах земельный участок переходит в собственность бесплатно, и там никакого выкупа нет и предоставления нет. Достаточно образовать земельный участок, и он сразу, автоматически становится частной собственностью, ни налог не надо платить, ни какую другую плату. На эти отношения законопроект не распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Игоревич, вот с точки зрения статистики - в настоящее время какое количество сделок проходит, что называется, без выделенного в натуре земельного участка? Это так, для понимания просто объёма того, что предстоит сделать. И какое сегодня количество объектов не имеют земельных участков? То есть фактически пользуются, как вы говорили, земельными участками, но в настоящее время они никаким образом не оформлены, их надо будет выкупить. Вот просто для понимания, во сколько это выльется и на какое время растянется всё это дело? И третий момент - что касается штрафных санкций за использование земельного участка не по назначению (я так понимаю, что они тоже будут). Каковы они будут для тех владельцев, которые, там, магазин не переведут, точнее, участок под магазином не переведут в соответствующую зону, в коммунальную из промышленной или, наоборот, в каких-то других случаях? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо большое за вопросы. Как я уже сказал, земельных участков без границ 17 миллионов, это примерно 20 процентов от общего количества, примерно такое же количество зданий, под которыми земельные участки вообще никак не оформлены, - вот ориентировочно цифры такие. Что касается штрафов, то мы здесь Кодекс об административных правонарушениях не предлагаем править, эти штрафы закреплены в 2015 году в статье 8.8, штраф установлен в процентах от кадастровой стоимости, это действующий состав уже почти девять лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Всё-таки хотелось бы ещё раз уточнить вот относительно тех, кто владеет своими участками и не хотел бы сейчас нести дополнительные траты за оформление точных границ. Я правильно услышал, что их никто не будет понуждать, это их дело, если они владеют, то и владеют без уточнения границ? Это первое. И второй вопрос. А не рассматривали такую возможность?.. Понятно же, что бюджет страны несёт определённые потери, оттого что у нас 17 миллионов участков не имеют точных границ, это налогообложение и всё остальное, ну, здесь очевидно потери есть. Почему государство не может само, вот как оно проводит перепись, точно так же сделать определённую программу и в своих интересах определять границы всех участков, которые есть? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы, Андрей Анатольевич. Начну с первого вопроса. Да, вы совершенно правильно поняли: на тех, кто владеет и не собирается ничего делать с земельным участком, никакого воздействия мы не предлагаем оказывать, это их личное дело. А что касается второго вопроса, я сейчас буду следующий вопрос по повестке докладывать, как раз подробно расскажу о тех механизмах, которые государство предлагает, для того чтобы вместо граждан за счёт бюджетных средств определять границы земельных участков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Алексей Игоревич, у меня тоже вопрос касаемо всё того же выдела участков. Зачастую они просто не оформлены, эти участки. А как на практике будет реализовываться приостановление регистрации? Что делать людям, если мы сейчас этот закон примем, а люди, допустим, находятся в сделке, у кого-то, например, аренда ячейки на месяц лишь всего-навсего, а мы им приостанавливаем сделку? Как эта приостановка будет на практике реализовываться, потому что проблема действительно очень большая? Есть много людей, кто сейчас хочет продать земельный участок, - сначала надо будет провести всем землеустроительные работы? Как это будет работать? Объясните, пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Из законопроекта следует, что мы предлагаем ввести новое основание для приостановления. У нас сегодня по закону решение о приостановлении принимается на срок не более чем на три месяца, то есть за эти три месяца люди должны будут обратиться к кадастровому инженеру, подготовить межевой план, уточнить границы земельных участков. Сегодня по 221-му закону для владельцев бытовой недвижимости, то есть это садоводство, огородничество, ИЖС, ЛПХ, гаражи, у нас три дня на выполнение кадастровых работ и три дня на осуществление кадастрового учёта. То есть в принципе у людей достаточно времени, для того чтобы уложиться в эти три месяца с уточнением границ земельного участка, и мы зарегистрируем переход права собственности по сделке. То есть не нужно забирать документы с регистрации, нужно просто в течение времени приостановки границы уточнить, обратившись к кадастровому инженеру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БЕССАРАБОВ Д. В. Я хотел бы успокоить Владимира Владимировича ещё и тем тезисом, что наш законопроект имеет отложенный пункт о вступлении в силу. Написано, что статья 7 и настоящий федеральный закон вступают в силу с 1 марта 2025 года, за исключением других моментов, которые в 2026 году вступают в силу. Это и даст возможность разобраться в нюансах этого законопроекта - он хороший, позитивный, он чётко регламентирует порядок действий и граждан, и застройщиков, и прочих субъектов этих правоотношений, - ну и даст возможность всё сделать правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 15 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принято в первом чтении.