Заседание № 36
О проекте федерального закона № 633536-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в части, касающейся профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению следующего вопроса - о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", третье чтение. Доклад председателя Комитета по энергетике Ивана Дмитриевича Грачёва. Включите микрофон Ивану Дмитриевичу на рабочем месте. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Закон прошёл все положенные процедуры, лингвисты и юристы дали добро, прошу поставить на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Есть. Включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список, пожалуйста. Записались на выступления по мотивам. В "час голосования" такая возможность будет предоставлена. 7-й вопрос выносится на "час голосования".
7-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля...", третье чтение. Ряд депутатов записались на выступление по мотивам. От фракции КПРФ выступление снимается. От фракции ЛДПР - Овсянников Владимир Анатольевич. Снимает. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" нет необходимости выступить? Нет. И от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" снято выступление. Ставится на голосование в третьем чтении данный проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 21 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 35
О проекте федерального закона № 633536-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в части, касающейся профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6 пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Докладывает Иван Дмитриевич Грачёв. Законопроект слушается во втором чтении. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, я, наверное, в минуту уложусь. Второе чтение, пять поправок в статью 25 закона № 81-ФЗ. Все носят редакционный характер, рекомендованы нашими юристами для приведения этого закона в соответствие с Законом "Об образовании" и с Трудовым кодексом, единогласно проголосованы комитетом. Отклонённых поправок нет. Прошу поддержать пакет поправок, законопроект во втором чтении и вынести его сегодня на третье чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич, за чёткий доклад. Коллеги, будут ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование данную таблицу поправок. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 11 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принята таблица поправок. Выносим на "час голосования". Иван Дмитриевич, пожалуйста, у вас есть дополнения к этому? Нет. Хорошо.
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 26 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Комитет предлагает принять его также в третьем чтении. Есть ли необходимость выступить по мотивам голосования? Есть необходимость? Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. К сожалению, законопроект не решает давно назревшие проблемы. Да, уточнены некоторые формулировки, да, уделено внимание образовательным организациям, занимающимся переподготовкой, а также содержанию дополнительных образовательных программ, но за рамками закона осталась реальность, а она в угольной отрасли очень жёсткая. Топ-менеджеры, управляющие горными работами, в шахту спускаются очень-очень редко, а вот горные мастера и бригадиры, руководители нижнего звена, что называется, находятся на линии огня, каждый день в шахте несут ответственность за жизнь и здоровье своих подчинённых, и именно они нуждаются в теоретической и особенно в практической переподготовке. В законопроекте чёткого отражения этот момент так и не нашёл. Сегодня, когда шахтёрский труд становится всё более механизированным, а уровень технической оснащённости можно сравнить с оснащённостью в атомной промышленности, ситуация в отрасли меняется намного быстрее, чем это было, скажем, ещё десять лет назад, и поэтому обновление знаний и навыков должно вестись значительно чаще. Пять лет между переподготовками - это очень долгий временной диапазон, за это время старые данные сотрутся из памяти, а новые будут осваиваться на рабочем месте методом тыка. И то, и другое - путь к аварийности, а мы помним страшную аварию на шахте "Распадская", поэтому переподготовка, особенно практическая, должна вестись раз в два-три года, только тогда мы сможем говорить о каких-то гарантиях безопасности труда горняков и такие страшные аварии не будут повторяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ещё желающие выступить по мотивам? Нет. Ну вот мне доложили, что не розданы документы пока к третьему чтению, поэтому мы, к сожалению, не можем сейчас проголосовать ни 6-й, ни 7-й вопросы в третьем чтении.
Заседание № 13
О проекте федерального закона № 633536-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в части, касающейся профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к обсуждению пункта 2 повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Андрей Викторович Логинов, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Предлагаемым законопроектом правительство вносит изменения в закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" путём урегулирования вопросов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, осуществляющих руководство горными и взрывными работами. Основанием для разработки данного законопроекта явилась необходимость повышения уровня безопасности при ведении горных работ на угольных предприятиях. Статистика остаётся достаточно тревожной. В 2011 году на предприятиях угольной промышленности погибли 58 человек, в том числе на шахтах - 34, в разрезах - 15, в прочих организациях - 9. В том же году было зарегистрировано 14 аварий. Надо сказать, что эти показатели несколько ниже, чем в 2006-2010 годах, когда, вы знаете, в нашей стране произошли крупнейшие аварии на шахтах: в 2006 году погибли восемьдесят пять человек, в 2007-м - двести сорок три, в 2010-м, после аварии на шахте "Распадская", - сто сорок четыре человека. Законопроект, который вносит правительство, устанавливает обязанность работников, осуществляющих руководство горными и взрывными работами в организациях по добыче, переработке угля и горючих сланцев, проходить профессиональную переподготовку и повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. К этой категории работников в полном соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятым ещё в 94-м году, относятся приблизительно двадцать - двадцать пять тысяч человек (это данные за 2010 год). Как будет осуществляться, проходить эта переподготовка? Правовое основание для её проведения составляет статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определённых видов деятельности. Сегодня в специальном законе об угольной промышленности данные нормы отсутствуют, поэтому предлагается внести в него соответствующую редакцию, а также в соответствии с Законом "Об образовании" предусмотреть установление государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и уровню профессиональной переподготовки работников организаций. Данные требования к минимуму, как предлагается правительством в законопроекте, будут устанавливаться Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Минэнерго России, Минздравсоцразвития России и Ростехнадзором. По законопроекту есть замечания Правового управления Аппарата Госдумы, и мы считаем возможным учесть их ко второму чтению. И в целом мы просим поддержать его принятие в первом чтении. Я также хотел добавить несколько слов о том, как это будет происходить и выглядеть. Вообще ежегодно материальные вложения в обеспечение безопасности на шахтах составляют сейчас 6-7 миллиардов рублей. Переподготовку будут проходить в среднем четыре-пять тысяч работников ежегодно. Стоимость такой переподготовки не будет превышать 10-15 тысяч рублей, она будет рассчитана на семьдесят два учебных часа, примерно на десять дней. Базой для переподготовки являются двадцать вузов страны, которые находятся в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и в Кемерове, в том числе четыре специализированных института повышения квалификации Министерства энергетики. Таким образом, всё необходимое для реализации данного закона, когда он будет принят, имеется. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Дмитриевич Грачёв. (Шум в зале.) ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, просьба пару минут не шуметь, послушать, чтобы я быстро закончил своё выступление. Прежде всего, мы поддержим единогласно решение правительства по этому закону, соответствующее решение комитета вам представлено. Принципиальное изменение в статью 25 закона № 81-ФЗ (название повторять не буду), несомненно, необходимо. Концептуально законопроект сводится к четырём пунктам. Первый пункт предельно простой - что люди (ну, точнее, там написано: работники), ответственные за горные и взрывные работы, должны быть должным образом подготовлены или переподготовлены и иметь соответствующую квалификацию. Связанный с ним пункт - что это должно быть осуществлено государственными учреждениями, или, более точно, специально аккредитованными государством учебными заведениями, что соответственно подтверждается дипломами единого государственного образца. Третий пункт - он тоже понятный: кто программы должен утвердить. В законе с точностью до расшифровки наименований органов исполнительной власти написано, что утвердит министерство образования по предложению Министерства энергетики и по согласованию с Минтруда и Ростехнадзором. Ну и последний пункт концептуальный - что не реже, чем раз в пять лет, лица должны проходить переподготовку. Я думаю, что и коллега Логинов обратил внимание на то, что зафиксировано отсутствие каких-либо бюджетных вложений для решения этой задачи, что это не требует бюджетных вложений, потому что сохранились, к счастью, четыре базовых вуза - это Петербург, Раменское, Екатеринбург и Кемерово плюс филиалы, которые способны эту работу немедленно начать выполнять. У меня всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, есть вопросы? Давайте запишемся. Прошу включить режим записи. Покажите список записавшихся на вопросы. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Грачёву. Скажите, пожалуйста... Забыла отчество. Иван Дмитриевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Дмитриевич. ПЛЕТНЁВА Т. В. Иван Дмитриевич, понятно, что у нас четыре вуза есть, но вы знаете, как дорого стоит поехать, всё это обучение?.. Сегодня и учителей заставляют, и врачей - всех, и, в общем, за свой счёт, а это всё накладно. Это вот вам вопрос. И вопрос всё-таки к представителю правительства. Скажите, пожалуйста, а вот те владельцы шахт, у которых отсутствует и техника безопасности, и всё необходимое оборудование, они-то, вообще, как-то будут наказываться или вот эти руководители, которым поручили это делать? Вот я считаю, например, что, если случилось такое, как на "Распадской", надо просто у них отнимать, национализировать шахту, раз у них нет понимания того, что нужно делать. А то, знаете, опять стрелочник вот у нас должен обучаться... (Микрофон отключён.) ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, ответ на первый вопрос содержался в выступлении Логинова. Там было сказано, что кроме четырёх базовых вузов есть ещё около ста площадок филиальных или взаимосвязанных, и этого достаточно. И ответ на второй вопрос. Всё возлагается на работодателя, все затраты, он обязан это делать по Трудовому кодексу с отсылом на федеральный закон, соответственно, это его проблемы. С точки зрения затрат, они не фантастические, была названа цифра - что-то около 25 тысяч. В принципе этот закон коснётся примерно четырёх-пяти тысяч обучающихся в год, которые, по-видимому, будут в стационарном режиме обучаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, а где представитель Министерства энергетики? Я вас очень уважаю, как представителя правительства, но вы же не можете ответить, почему в планах правительства из Восточного Донбасса - это в России единственное место, где есть металлургические угли, правда, шахт там всего девять из девяноста осталось - в Новосибирск поедут переучиваться или в Раменское. У нас есть НПИ, который горных инженеров всю свою историю готовил. Это почему так? ЛОГИНОВ А. В. По данному вопросу они поедут учиться в Новочеркасск или в Шахты, там есть соответствующие площадки учебные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я записывался на вопрос. Если можно, я задам вопрос. У меня не сработала система. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задайте вопрос, но в следующий раз, я прошу вас, будьте внимательнее. Ведь несложно нажать соответствующую кнопку: или вопрос, или ведение. ТАРАСЮК В. М. Нажимал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задайте вопрос. ТАРАСЮК В. М. Уважаемый Андрей Викторович, мы знаем, что все страны, когда вводят новые технологии, в течение двух-трёх лет являются передовыми. Перед нашей страной также стоит такая задача. Почему у нас в законопроекте написано, что только через пять лет мы будем переподготовку делать? И то же самое, не ясно, за счёт чего мы будем подготавливать, если написано в объяснительной записке, что финансовых средств не потребуется. ЛОГИНОВ А. В. Бюджетных финансовых средств, безусловно, не потребуется. Все процедуры по переподготовке и повышению квалификации работников угольной отрасли будут осуществляться за счёт средств работодателей, предприятий. И как раз таким образом данной нормой, данным законом будет наложена обязанность оплачивать командировочные, суточные и сам учебный процесс. Стоимость учебного процесса, усреднённая, на сегодняшний день по переподготовке не настолько высока, чтобы работники угольных предприятий, вернее, руководители этих угольных предприятий не смогли её включить в собственные бюджеты. Что касается темпов переоборудования, технического переоборудования шахт, то они как раз примерно и соответствуют тому сроку, который указан в законопроекте, а именно: переподготовку и переквалификацию необходимо осуществлять не менее чем раз в пять лет. Если на предприятие угольной отрасли завозится совершенно новое в технологическом отношении оборудование, то, безусловно, руководство этого предприятия будет принимать решение в рамках отведённых сроков провести переподготовку своих специалистов, иначе это может привести к необоснованным потерям экономического характера, не говоря уже о тех несчастных случаях, которые могут произойти в результате неправильного использования этого оборудования. Повторяю, угольная отрасль является одной из наиболее сложных, опасных, высокотравматичных в нашей стране, и в данном случае правительство исходя именно из этого предлагает внести данную законодательную норму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я, вообще-то, никогда не выступаю по тем вопросам, в которых мало чего соображаю, но просто здесь не столько профессиональный шахтёрский вопрос, сколько социальный, поэтому мне хотелось бы несколько слов сказать. В далёкой юности мне пришлось жить в шахтёрском городке Абай, он находится в Казахстане, недалеко от Караганды. Это был, на мой взгляд, - может, по сравнению с тем местом, где я родилась, жила, - просто райский угол. Брат у меня работал горным инженером на шахте. И вот я вспоминаю: прекрасный городок, снабжение необыкновенно хорошее (чего там только не было в продуктовых магазинах!), зарплата была очень высокая, я знаю это по зарплате брата. Когда началась вот эта вся пертурбация, шахтёры сидели на Горбатом мосту, стучали касками и кричали, что им молоко не вовремя подвезли, умывальников нет и так далее - в общем, по мелочи, я всегда удивлялась, думала, что, может быть, специально эту группу наиболее организованных людей нанимают для этого, не понимала, как можно говорить о том, чего не было. Поэтому когда сегодня происходят события, свидетелями которых мы все являемся, я считаю, виновниками того, что происходит с шахтёрами, особенно в Кемеровской области да и в других регионах... Знаете, я всегда испытываю такие противоречивые чувства: с одной стороны, я думаю, как вы могли так сделать со страной, это же вы первые начали, а с другой стороны, необыкновенная жалость к тем семьям, которые остаются без кормильца. Почему это произошло? Вот у меня чёткое убеждение, что произошло это потому, что такие отрасли нашего бывшего народного хозяйства ну нельзя было отдавать в частные руки, потому что застил глаза вот этот доллар и у них, по-моему, больше никаких целей нет, кроме как получить побольше прибыли. Но чтобы производство работало, необходимо создавать необходимые условия для этого, прежде всего по технике безопасности. Я помню, в наше время везде были инженеры по технике безопасности и с них был первый спрос. Сейчас, мне кажется, первый спрос должен быть с хозяев, а зачастую нам даже не говорят, кто хозяин, кто владелец этой шахты, на которой случилось такое несчастье. И теперь это опять попытка... Вот мы никогда не решаем проблему в комплексе, мы всегда начинаем её решать как-нибудь с корешка: ну давайте вот это попробуем или вот это. Конечно, против голосовать нельзя, безусловно, это попытка предотвратить страшные явления, но ведь опять только попытка. Несколько вопросов звучало, и один вопрос касался того, что не может быть решения такой социальной проблемы без необходимых бюджетных средств. Написали, что здесь финансового обеспечения не надо, не потребуется. Тогда давайте скажем честно, что все те руководители, которые будут отвечать, - они не владельцы, они такие же наёмные работники - вот они и поедут на переподготовку. Не знаю, как вы, но я получаю тысячи жалоб от учителей, от моих коллег, которые говорят, что от них ежегодно требуют и аттестацию, и переподготовку. И сегодня, говорят, совсем не важно, какие они дают знания всем детям, важно, что у них есть один какой-нибудь конкурсант, который победил на олимпиаде, и всё, это уже показатель. Это безобразие вообще! Так и тут: поедут эти люди сами, за свой счёт, я уверена, раз мы не написали о финансировании. Можно объяснять, конечно, что и командировочные дадут, и всё дадут, кстати, командировочные составляют 100 рублей в сутки уже на протяжении десяти лет. Вот у нас сидит в президиуме один из бывших руководителей исполнительной власти, он прекрасно знает, что 100 рублей в сутки составляют командировочные. Что на них можно сделать?! Я считаю, что законопроект этот несовершенен, это опять попытка переложить с больной головы на здоровую: вот вы там учитесь, а потом предотвращайте. Для того чтобы предотвратить все эти аварии, нужны огромные вложения. И мне кажется, что первое, что нужно было сделать, - это найти этих хозяев и заставить их отдать собственность государству или другому частнику, который более эффективно работает, если уж так вы хотите, при этой нынешней власти. Ну нельзя же оставлять безнаказанными!.. А то у нас стрелочники наказаны, а эти нет. Я ещё раз говорю, что это только небольшая попытка что-то сделать, чтобы вот этих страшных явлений не было, но это их не искоренит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемые товарищи, фракция КПРФ поддержит принятие этого законопроекта, но мы считаем, что этих мер недостаточно для реанимации угольной отрасли. Так, в Ростовской области из 90 шахт, работавших в советский период, сегодня работает девять шахт, и работают они в нуль. Вдумайтесь: отпускная цена тонны угля с шахты сегодня составляет 1 тысячу 700 рублей, а потребители, граждане, которые топят углём в своих домовладениях, покупают по 7-8 тысяч рублей за тонну - вот реальная ситуация в угольной отрасли. Причём, что интересно, для того чтобы реанимировать ныне закрытую шахту, необходимо 4-5 миллиардов рублей в течение четырёх лет вкладывать, а потом в течение четырёх лет эта шахта будет окупаться. Таких инвесторов ни в России, ни за рубежом нет, которые вложили бы сегодня деньги в угольную отрасль, поэтому в этой ситуации, в этих условиях решить эту проблему очень сложно. И мне неприятно слышать о том факте, что бюджет в обучении никак не будет задействован, то есть опять, значит, самостоятельно все эти вопросы необходимо решать. Что интересно, на сегодня антрациты есть только в Донецком бассейне и во Вьетнаме, и эти угли нужны для того, чтобы развивать металлургию. Сегодняшнее заявление начальника Генерального штаба о том, что бронетехнику не будут производить для нужд Министерства обороны, бьёт ещё и по угольной отрасли. И интересный факт: когда погибли более сотни шахтёров на шахте "Распадская", то владелец "Челси" и три его сотоварища увеличили свою прибыль на 60 процентов - вот реальное положение вещей в угольной отрасли! Мы считаем, что, решая частные вопросы, невозможно решить общий вопрос угольной отрасли. Мы полагаем, и в нашей программе написано (и Сергей Евгеньевич сегодня говорил о том, что необходимо посмотреть программы кандидатов в президенты), что необходима национализация, что без государственных вложений в угольную отрасль решить её проблемы невозможно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Викторович Каминский. КАМИНСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По оценкам специалистов, в ближайшие десятилетия спрос на уголь будет увеличиваться. Так, в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года ставится задача выйти к 2030 году на общий объём ежегодной добычи 430 миллионов тонн, что почти на 100 миллионов тонн больше, чем в 2011 году. В то же время необходимо отметить, что абсолютное большинство шахт сегодня работает в сложных и опасных условиях. Доля шахт с высокой степенью метаноопасности достигает 60 процентов, добыча угля на некоторых шахтах ведётся уже на глубине свыше 1000 метров, и при этом, как это ни печально, нередко наблюдается низкая исполнительская дисциплина и невысокая квалификация инженерно-технических работников. Поэтому в нынешних условиях в целях повышения безопасности ведения горных работ особое значение будет иметь профессиональная компетентность руководителей и специалистов. Я двадцать восемь лет отдал угольной промышленности, и мне, как человеку, ещё в июле 2011 года ежедневно спускавшемуся в шахту и работавшему там, ясна и особенно понятна необходимость и актуальность данного законопроекта. Хотелось бы также отметить, что буквально месяц назад Правительством Российской Федерации была утверждена Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, и одной из важнейших её задач является совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности, в том числе в части введения законодательной нормы об обязательном повышении квалификации специалистов и руководителей организаций угольной промышленности. Всё это опять же подтверждает важность и актуальность обсуждаемого законопроекта, призванного повысить безопасность людей, занятых на подземных работах. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие настоящего законодательного акта, исполнение которого будет способствовать росту эффективности угольной промышленности. Я рекомендую Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении при условии учёта замечаний при подготовке его ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович, вы будете выступать? Иван Дмитриевич? Пожалуйста. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что я разделяю позицию тех, кто говорит, что масса проблем в угольной отрасли, а этот закончик - он такой маленький, локальный. Ну, одна проблема, например, для меня, как для профессионала, в частности, в теории рисков, - это чтобы вот здесь, в Думе, приняли решение о том, что при повышенных концентрациях газа в основном теле шахты, в основном объёме можно было раздувать, а не эвакуировать наверх по вертикальным стволам, что требует совсем другого рода вложений. Я уверен, что нерешение такой проблемы обязательно потом обернётся большими авариями, но я не вижу возможностей решить её на данном этапе. Мне представляется, что нынешняя Дума в значительной степени, так сказать, переходная, надо пытаться сделать правильные шаги, пытаться направление развития угольной отрасли повернуть, и данный закон, внесённый правительством, - это, несомненно, правильный шажок в нужном направлении. Я полагаю, что его надо, несомненно, поддержать единогласно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект в первом чтении на "час голосования".
В первом чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 14 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.