Заседание № 10

15.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 633529-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2921 по 3528 из 6341
Следующий вопрос - о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения      
между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской           
Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий        
Российской Федерации и Латвийской Республики". Докладывает также Андрей         
Иванович Денисов, официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона о ратификации   
соглашения между Правительством России и Правительством Латвии об упрощении     
взаимных поездок жителей приграничных территорий двух стран. Соглашение было    
подписано в Москве в конце 2010 года, его подписал с нашей стороны министр      
иностранных дел, оно направлено на создание благоприятного режима въезда и      
пребывания на территории друг друга для жителей приграничных районов двух       
стран. В соответствии с этим соглашением поездки будут осуществляться для       
наших, для российских граждан, на основании внутреннего общегражданского        
паспорта и разрешения на местное приграничное передвижение, которое выдаётся    
консульскими учреждениями государств бесплатно - я подчёркиваю, бесплатно - и   
в упрощённом порядке на основании составляемых органами местного                
самоуправления списков жителей приграничных территорий. В свою очередь для      
граждан Латвии предусмотрена выдача обыкновенной российской многократной визы   
на срок от одного до двух лет, но в этой визе в графе для особых отметок        
делается специальная запись: "Разрешение на местное приграничное                
передвижение. Соглашение Россия - Латвия".                                      
                                                                                
В соответствии со статьёй 4 этого соглашения основаниями для включения          
жителей приграничных территорий в списки являются: владение недвижимостью на    
приграничной территории; посещение родственников; получение медицинской         
помощи; организация разного рода культурных, образовательных, спортивных        
мероприятий или участие в этих мероприятиях, которые проводятся органами        
власти и учреждениями сторон на регулярной основе; исполнение религиозных       
обрядов; осуществление регулярных контактов в области хозяйственной             
деятельности на основании соответствующих договоров без права ведения           
трудовой деятельности. То есть, как видим, большой список разного рода          
гуманитарных оснований для поездок и осуществления регулярных контактов в       
сфере хозяйственной деятельности.                                               
                                                                                
Под это соглашение подпадают приграничные территории - территории               
муниципальных образований Российской Федерации и Латвии, которые примыкают к    
границе и находятся в зоне не более 30 километров от неё. При этом если часть   
муниципального образования, например района, не полностью находится в этой      
зоне, выходит как бы за её рамки и находится в зоне от 30 до 50 километров,     
то весь этот район включается в сферу действия соглашения. С учётом принципа    
взаимности сюда включена и пограничная зона, которая является частью вот этой   
полосы в 30 километров, и поэтому жители приграничной полосы могут              
претендовать не только на въезд в сопредельную страну в упрощённом порядке,     
но и на пребывание в пограничной зоне, которая, как вы знаете, тоже             
ограничена для пребывания граждан.                                              
                                                                                
Перечень тех муниципальных и территориальных образований, которые подпадают     
под действие соглашения и с нашей стороны, и с латвийской стороны,              
согласовывается по дипломатическим каналам, то есть проходит через              
Министерство иностранных дел и утверждается.                                    
                                                                                
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским                
законодательством. В основном эти отклонения касаются порядка оформления виз    
- упрощённого порядка, возможности оформления многократных виз сроком до двух   
лет (по нашему законодательству - многократная виза сроком до одного года) и,   
конечно, возможности посещения пограничной зоны, как я уже говорил, без         
оформления специальных разрешений. Поэтому соглашение подлежит ратификации.     
Оно не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, не    
повлечёт и снижения доходов федерального бюджета, которые администрируются      
Министерством иностранных дел. Ещё раз повторяю, оно направлено на облегчение   
жизни жителей приграничных территорий, как наших граждан, так и жителей         
Латвии.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович.                                 
                                                                                
Андрей Аркадьевич Климов.                                                       
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Андрей Иванович Денисов         
достаточно подробно остановился на соглашении, ратификация которого нам         
сегодня предстоит, поэтому я не буду повторять его выступление, отмечу          
только, что данный документ поступил в Государственную Думу 21 ноября 2011      
года, то есть находится у нас не так долго. Тем не менее мы считаем             
необходимым начать его ратификацию сегодня. У нас есть позитивное заключение    
Правового управления, наших коллег из Совета Федерации, профильных комитетов    
- Комитета по международным делам и комитета по федеративному устройству,       
региональной политике и местному самоуправлению.                                
                                                                                
Данным документом, помимо того что упрощаются взаимные поездки в приграничные   
территории, мы посылаем очень важный сигнал Европейскому союзу, с которым у     
нас уже многие годы идут переговоры вообще об отмене визового режима для        
взаимных краткосрочных поездок. Такого рода шаг, который, кстати сказать,       
Латвия полностью поддержала и практически уже выполнила все необходимые         
процедуры, вот такой шаг, такой сигнал был бы весьма позитивен в контексте      
российско-еэсовских отношений.                                                  
                                                                                
Наш комитет внимательно рассмотрел данный вопрос и рекомендует поддержать       
данную ратификацию.                                                             
                                                                                
Доклад закончен. Спасибо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Прошу записаться.                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Владимирович Бортко.                                                   
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Я хотел бы спросить у Андрея Ивановича Денисова вот что. Скажите, пожалуйста,   
есть ли у Латвийской Республики территориальные претензии к России? Просто:     
есть или нет?                                                                   
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Территориальных претензий на уровне юридических,                  
дипломатических отношений между странами нет. Высказывания среди                
экстремистских националистических сил Латвии по этому поводу иногда можно       
слышать, но официальная позиция Латвийской Республики исключает какие-либо      
территориальные претензии. У нас подписан соответствующий договор,              
регулирующий линию прохождения границы, и это, собственно говоря, является      
необходимым условием для подписания такого рода соглашений, как то, которое     
мы сегодня обсуждаем, иначе не было бы и соглашения.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Николаевич Лихачёв.                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, совершенно очевидно, что это соглашение будет        
поддержано моими коллегами - оно обладает высоким гуманитарным смыслом и        
полностью отвечает нормам и принципам современного международного права. В      
связи с этим возникает ещё один аспект. Соглашение как бы даёт практическую     
рекомендацию, как надо реализовывать "дорожную карту" между Москвой и           
Брюсселем по визовым вопросам, включая вопросы реадмиссии. Вопрос такой: с      
точки зрения МИДа, не надо ли начинать подготовку аналогичных соглашений с      
Литвой и Эстонией?                                                              
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Мы к такой работе готовы, ведь понятно, что такого рода           
соглашения имеют гуманитарный характер и соответствуют нашей политике,          
нацеленной на упрощение, облегчение, а впоследствии и на отмену каких-либо      
визовых барьеров для общения граждан Российской Федерации и стран               
Европейского союза, стран Шенгенской зоны. Аналогичные соглашения у нас         
существуют и уже действуют с Польшей и Норвегией. Вы упомянули Литву и          
Эстонию. Что касается Литвы, переговоры ведутся, но в отличие от Польши,        
которая пошла на довольно серьёзные отклонения от евросоюзовского регламента    
и добилась в Брюсселе признания за Польшей права этот регламент для себя, в     
свою пользу нарушить, Литва на такие шаги не идёт. О чём идёт речь? Поляки      
просили нас включить в это соглашение всю Калининградскую область, а не         
только тридцати- или пятидесятикилометровую полосу вдоль российско-польской     
границы на территории Калининградской области. В ответ они включали всю         
территорию своих приграничных воеводств, вплоть до города Гдыня, Сопота всем    
известного, где песенные конкурсы проводились, города Ольштын и некоторых       
других городов, расположенных достаточно далеко от границы.                     
                                                                                
Мы стремимся к тому, чтобы зафиксировать в соглашении с Литвой тот же подход:   
мы готовы всю территорию Калининградской области предоставить под этот          
упрощённый режим, но только в том случае, если наши литовские партнёры          
предоставят адекватные территории своей республики. Они пока отказываются это   
делать. Мы, в общем, переговоры не форсируем в расчёте на то, что всё-таки      
сама жизнь докажет нашим партнёрам, что это упёртая, нерациональная позиция     
противоречит прежде всего интересам самой Литвы, в том числе в чисто            
хозяйственном плане: для многих жителей Литвы, переживающей непростые           
экономические времена, деловое сотрудничество с Калининградской областью -      
это своего рода отдушина, источник дохода.                                      
                                                                                
Что же касается Эстонии, то там происходит ровно то, о чём мы говорили в        
связи с предыдущим вопросом. У нас ведь был подготовлен к подписанию, вернее,   
подписан и готов к ратификации пограничный договор с Эстонией, но в силу, не    
побоюсь этого слова, политических причуд наши эстонские партнёры фактически     
пошли на срыв ратификации уже подписанного договора, как бы увязав его с        
довольно жёстким заявлением по линии эстонского парламента, в котором           
фактически подтверждались притязания на нашу территорию. Мы, естественно,       
такого рода увязку принять не можем и никогда не примем, поэтому мы просто      
объявили, как это говорится юридическим языком, о намерении стать участником    
соответствующего договора - и мяч на эстонской стороне: как только будет        
подписан договор, как только наши уважаемые партнёры проявят политическую       
трезвость в этом вопросе, наверное, будет уместно поставить и вопрос о          
следующих шагах, в том числе о такого рода соглашении, которое, конечно же,     
жителям Псковской области и сопредельных районов Эстонии нужно, ну, чисто в     
житейском плане.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, безусловно, этот законопроект, ратификацию будут     
поддерживать все, потому что всё, что связано с гражданами бывшего Советского   
Союза, которые оказались в сложной ситуации, с их родственниками и так далее,   
нужно делать. Скажите, пожалуйста, не вызовет ли большие сложности для работы   
наших пограничников пребывание всё-таки такой большой массы людей на этой       
территории? Я знаю, что много латышей живёт в приграничных районах на нашей     
территории. Не вызовет ли это сложностей? Кроме того, можно ли договориться с   
Латвией о том, чтобы этот упрощённый визовый режим был вообще для всех          
граждан России и для всех граждан Латвии?                                       
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Спасибо за вопрос. Что касается первой его части, то проект был   
согласован с Федеральной службой безопасности, с Пограничной службой. Офицеры   
Погранслужбы принимали участие в переговорах и каких-либо опасений не           
высказывали. Ведь там речь идёт о сравнительно узкой, специфической категории   
граждан, о тех, кто реально живёт в приграничной полосе, о тех, кто включён в   
списки, утверждаемые местными органами власти. Понимаете, там, на месте, все    
люди известны, там каких-либо пришельцев не бывает, хорошо известен круг тех    
людей, которые там живут и пользуются этим упрощённым режимом. Кстати, я уже    
сказал, что в визе для жителей Латвии будет сделана отметка: "Для целей         
упрощённого приграничного перемещения", то есть они, получая бесплатно это      
разрешение, не будут пользоваться правом въезжать дальше на территорию          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Ну а пафос второй части вашего вопроса я полностью разделяю. В идеале,          
конечно же, мы стремимся к безвизовому режиму, неоднократно ставили перед       
Евросоюзом этот вопрос, его уже Латвия решает не сама по себе, а как страна -   
член Евросоюза. Определённое движение есть, у нас работает совместная           
комиссия, процесс упрощения визовых формальностей с Евросоюзом продолжается.    
И я подтверждаю слова, которые высказывали руководители нашего государства, о   
том, что мы готовы к отмене визового режима хоть завтра, мяч на стороне         
Евросоюза.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Андрей Иванович, подобного рода соглашение -             
свидетельство, вообще говоря, высокого уровня сотрудничества и, что самое       
главное, взаимного доверия. Что касается доверия, то в российском обществе      
как раз уровень доверия к прибалтийским республикам, странам сегодня            
достаточно низок. Я хотел бы напомнить, что мы сейчас ратифицируем договор со   
страной, которая входит в военный блок НАТО и в воздушном пространстве          
которой несут боевое дежурство военно-воздушные силы НАТО, а в                  
территориальных морских водах несут боевое дежурство военно-морские силы. Все   
ли вопросы урегулированы, все ли аспекты учтены здесь, в частности вопросы      
русского языка, гражданства? Это всё очень важно. Вы сказали об Эстонии - там   
действительно конкретные территориальные претензии. Я понимаю, если бы мы с     
Литвой договаривались - там у нас анклав и нам нужен проход в Калининградскую   
область... (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Анатолий Евгеньевич, вопрос понятен, спасибо.                     
                                                                                
Ну, тот перечень озабоченностей совершенно справедливых, который вы привели,    
я полностью разделяю и, поверьте, мог бы его ещё довольно основательно          
дополнить. Но это, скажем так, сфера наших политических отношений с Латвией,    
которая, как говорится, определена нам в соседки, и ни мы от неё, ни она от     
нас никуда не уедет.                                                            
                                                                                
Вы говорите о доверии. Действительно, пока о каком-то по-крупному               
политическом доверии между нами и некоторыми странами региона Балтийского       
моря говорить не приходится в силу политических причин, разного рода            
искусственных исторических фобий и так далее, это вы, господа депутаты,         
хорошо знаете. Но если уж ставить вопрос о доверии, то оно как раз              
начинается, во-первых, снизу, а во-вторых, с гуманитарной сферы. И в            
данном-то случае речь идёт не о попытке через этот рычаг, скажем, решить        
какие-то большие политические вопросы, вряд ли это возможно, но о том, чтобы    
реально облегчить жизнь жителям приграничной полосы, которые, кстати говоря,    
с той стороны границы тоже ведь по преимуществу русскоязычные, назовём это      
так. Мне кажется, что одно другого не исключает. Если ориентироваться на        
какие-то реальные дела и на движение в правильном направлении, то такие         
соглашения нужны, полезны и их надо поддерживать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я хотел бы как раз гуманитарные аспекты уточнить. Не могли     
бы вы нам подсказать, сколько русскоязычных граждан в Латвии, которую вы так    
расхваливаете, в течение двадцати лет являются негражданами, хотя там           
родились и состарились? Это первый вопрос.                                      
                                                                                
Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, почему мы не увязываем в таких              
переговорах - а мы ведь и газ в Латвию даём дешевле, чем в Белоруссию,          
насколько мне известно, - почему мы эти вопросы не увязываем в переговорах?     
Макиавелли, как вы помните, давно написал, как можно отхватывать куски          
территории, в том числе и по такой схеме, которую вы предлагаете.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну, не скрою, я хорошо отношусь к Латвии как к стране на берегу   
Балтийского моря, где проводятся песенные фестивали, которые мы все любим       
наблюдать по телевизору, но в таком обвинительном тоне инкриминировать мне      
какую-то любовь к Латвии не стоит. Я там, честно говоря, был один раз в         
жизни, лет сорок тому назад. Это просто к слову.                                
                                                                                
Теперь что касается увязок. Понимаете, да, действительно в дипломатии и в       
практической политике бывают такие ситуации, когда надо увязывать одно с        
другим, используя и рычаги давления на партнёра, это всё правильно. Вот вы      
даже что-то тут говорили, кажется, про Талейрана, про отхватывание кусков       
территории. Ну, вот уж на это мы точно не посягаем даже в отношениях с          
Латвией. Это просто, как говорится, для точности.                               
                                                                                
Да, действительно есть проблемы, я об этом сказал. Число, скажем так,           
неграждан, живущих на территории Латвии, измеряется сотнями тысяч, и вы         
знаете, что наша государственная политика в качестве самого высокого            
приоритета в отношениях с данной страной, как и с Эстонией, ставит именно       
вопрос ликвидации этой позорной, унизительной практики, отдающей                
средневековьем и недопустимой в XXI веке. Причём вопрос решается не только с    
Латвией, мы очень настойчиво ставим этот вопрос и в Совете Европы, и в          
Парламентской ассамблее Совета Европы. Здесь присутствуют депутаты, которые     
вели и ведут очень горячие дискуссии по всему этому перечню вопросов. Так что   
здесь, наверное, надо просто разделять, скажем так, большую политику и          
улучшение жизни граждан. Это же в конечном счёте нашим людям надо тоже.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич Селезнёв.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Андрей Иванович, в аналогичном белорусско-латвийском соглашении ценз            
оседлости, насколько я знаю, один год. Скажите, пожалуйста, почему у нас ценз   
оседлости три года? Для чего такие жёсткие меры?                                
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Ну, видите ли, наверное, с учётом определённых исторических       
причин, этнического состава населения мы предпочли здесь всё-таки, так          
сказать, пойти на определённое ужесточение, ну, как вы понимаете, коллеги,      
просто для поддержания порядка. Здесь нет никакой дискриминации,                
предусмотрены механизмы уточнения и пересмотра, всё это прописано в             
соглашении. Если жизнь покажет, что бояться тут особенно нечего, можно,         
конечно, и сократить этот срок. Но вот, например, когда я представлял в         
правительстве этот законопроект перед внесением в орган законодательной         
власти на ратификацию, мне как раз задавали прямо противоположный вопрос: не    
получится ли так, что разного рода приезжие воспользуются этим, купят           
какую-то символическую недвижимость, а потом будут претендовать на это          
упрощённое перемещение? Так что жизнь на самом деле сложна, и здесь нужен       
просто взвешенный подход.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Прошу записаться.                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валерий Сергеевич Селезнёв.                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, я постараюсь не занимать много времени -      
вышел на эту трибуну просто для того, чтобы напомнить, какая ситуация           
сложилась сейчас в столь "замечательном" государстве Латвия по отношению к      
русским. Давайте вспомним историю и что такое вообще проблема неграждан в       
Латвии. Двадцать лет тому назад, когда было разделено союзное государство,      
соответственно часть русских осталась на территории Российской Федерации, а     
часть осталась на территории вновь образованного государства. Дело в том, что   
эта часть русских, которая поверила латвийским властям, проголосовала,          
насколько я помню, на референдуме за образование суверенной, независимой        
Латвийской Республики. Потом эта суверенная Латвийская Республика их, как       
говорится, кинула. Сейчас порядка нескольких сот тысяч наших русских граждан    
отделены - это фактически проблема разделённого народа на территории            
Евросоюза, и Латвия никак не хочет считаться с интересами наших граждан.        
                                                                                
А вот теперь я просто обращаюсь к представителю правительства Андрею            
Ивановичу. Андрей Иванович, вы послушайте, потому что от того, что вы скажете   
в ответ на те вопросы, которые я задам (может быть, вы как-то их                
прокомментируете), будет зависеть позиция фракции ЛДПР по данному вопросу,      
потому что, на наш взгляд, вы бездействуете и по этому направлению.             
                                                                                
Давайте посмотрим на проблему с прагматичной точки зрения. Проживающие в        
основном в крупных городах, в первую очередь в Риге и ещё в четырёх-пяти        
городах Латвии, русские, которые на сегодняшний день являются в Латвии по       
статусу негражданами, стоят перед выбором, и здесь вариантов не так много.      
Один из них - это принять вариант натурализации, который предлагает им          
сегодня государство Латвия. Но для тех, кто хочет быть натурализованным,        
ставятся всё большие и большие препятствия: надо изучить язык, сдать экзамен,   
и тогда ты можешь быть натурализован, тогда ты можешь получить возможность      
трудоустроиться, можешь получить достойное начальное, среднее и высшее          
образование, получать информацию, нормальную медицинскую помощь, социальные     
услуги и прочее.                                                                
                                                                                
Второй вариант - принять российское гражданство, и этот вариант мне кажется     
наиболее перспективным для действий нашего внешнеполитического ведомства.       
                                                                                
И третий вариант - это тот вариант, который на сегодняшний день предпочитают    
так называемые неграждане, - это вариант зависания. Почему они зависают между   
негражданством, точнее, между натурализацией и принятием российского            
гражданства? Потому что ни одна, ни другая сторона - ни Россия, ни Латвия -     
не создали нормальных, адекватных условий для того, чтобы эти люди, эти         
бедолаги приняли то или иное решение. Они понимают, что если выберут первый     
вариант, натурализацию в латышей, то они будут изгоями и будут уже не           
русскими, а латышами, но людьми второго сорта, они никогда не получат           
достойную заработную плату, они всегда будут для коренных латышей, так          
сказать, апологетами некоего разрушительного процесса, который активно из       
Госдепа им демонстрируется каждый день по телевизору: вот была красивая         
республика, пришёл Советский Союз, и стала она вот такой, какой она на          
сегодняшний день является.                                                      
                                                                                
Почему они не хотят брать русское гражданство? Потому что по программе          
переселения, которую вы им предложили, вы их предполагаете переселить из        
крупных городов - как-никак европейских городов, Риги и так далее, - в          
малонаселённые области Российской Федерации, в частности, насколько я           
понимаю, в Сибирь и на Дальний Восток, но туда не едут наши граждане с          
европейской территории, оттуда уезжают наши с вами сограждане в европейскую     
часть, а вы пытаетесь их выманить из крупных европейских городов, предлагаем    
какие-то благие программы: пожалуйста, берите гражданство и приезжайте. Они     
не поедут! Существует решение вопроса, которое предлагает фракция ЛДПР, - это   
предоставить широкую возможность переезда в приграничные регионы. Ну это,       
насколько я помню географию, в первую очередь Псковская область, и инвестиции   
в эту область достаточно большие на сегодняшний день.                           
                                                                                
А вот эту вот порочную практику соглашательства с позицией Латвии по поводу     
тех сотен тысяч людей, которые благодаря усилиям прежних руководителей нашего   
государства оказались в столь затруднительном жизненном положении, надо         
прекращать. Я думаю, что если ведомство обратится в Росздравнадзор, то там      
быстренько найдут, что латвийские шпроты, масло и сыр не соответствуют          
стандартам качества питания российских граждан, а Евросоюз особо не будет       
торопиться покупать у Латвии эти продукты и продавать их на своей территории.   
                                                                                
Так или иначе, мы являемся их стратегическим экономическим партнёром - мы       
должны быть и стратегическим политическим партнёром. И то, что они сегодня      
активно куплены Госдепом США и продвигают идеи НАТО, США и других сил,          
которые готовы расчленять и далее русский народ и препятствовать возвращению    
наших разделённых соотечественников на Родину, - это недостойно уважения. И     
МИД в данном случае ратификацией предлагаемого соглашения абсолютно не решает   
никаких проблем, потому что если вы вчитаетесь в данное соглашение, то          
поймёте, что речь там идёт о культурном обмене, о спортивном обмене, о          
каком-то ещё межгосударственном обмене, оно не касается негосударственных       
мероприятий, которые проводятся на территориях России и Латвии. И вообще, это   
решает только вопрос, как привезти гробы и похоронить на территории России      
тех, кто хочет быть достойно похороненными там, где их исторические корни и     
где их уважают, и как помочь вывезти деньги в Латвию, которая, по сути, со      
своим Парекс-банком является неким оффшором для российских олигархов, у         
которых там никаких проблем нету, они уже давно все натурализованы, в том       
числе и... не помню, как его фамилия, Гаврилов по-моему, основатель и           
руководитель этого Парекс-банка, который не учил латышского языка, тем не       
менее гражданство получил. Латвия ведёт исключительно прагматичный курс, и мы   
должны ей в этом помочь: если она выдавливает наших соотечественников, то не    
надо бороться против этих мер, а надо привлечь внимание наших                   
соотечественников какими-то реальными программами, которые послужили бы для     
них поводом для принятия решения в пользу гражданства Российской Федерации. И   
пускай Латвия теряет своё население, и без того немногочисленное, а у нас       
появляются квалифицированные кадры с европейским менталитетом и мышлением.      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович Бортко.                             
                                                                                
БОРТКО В. В. Я с места, простите. У меня только большая просьба, чтобы          
уважаемый первый заместитель министра сел, не стоял, поскольку он уже устал,    
я прощу ему это.                                                                
                                                                                
Меня вот что интересует. Мы, наша фракция, будем голосовать за этот закон.      
Почему? Потому что мы сейчас получили внятный ответ от первого заместителя      
министра, что у нас есть чётко прописанный договор о том, что у Латвии нет      
никаких территориальных претензий к России. Именно это позволяет нам принять    
такое решение. Но, как говорили древние латинцы, cui prodest - кому выгодно?    
Почему так сложно идут переговоры о безвизовом пространстве и так быстро и      
просто - о приграничных территориях? Кому выгодно, почему это происходит?       
Если мы вспомним... Я буду говорить сейчас безотносительно к этому договору,    
потому что последуют и другие, а вот здесь уже будет гораздо сложнее,           
особенно если речь пойдёт о Калининградской области. Что происходит во время    
вот этих контактов, казалось бы невинных, хороших и замечательных? То, что      
происходило перед Первой мировой, перед Второй мировой войной с Германией.      
Посмотрите, как живём мы, русские люди, здесь и как живут они, русские люди,    
там, - где лучше? А это есть уже проникновение в нашу страну, и это опасно. Я   
хочу сказать, что это не такие уж миленькие договоры: ах как хорошо, люди       
будут ходить друг к другу, обниматься и целоваться, - нет, это нужно            
абсолютно точно увязывать с большим договором о безвизовом пересечении          
границы со всем Европейским союзом. А это есть проникновение, если хотите,      
как ни странно звучит, идеологии, образа жизни, размывания наших, я бы          
сказал, национальных приоритетов вот таким, казалось бы, невинным способом.     
                                                                                
Я бы хотел, чтобы следующие договоры были заключены только тогда, когда есть    
абсолютная уверенность в том, что у нас нет и никогда не может быть никаких     
территориальных претензий друг к другу. И следует учитывать, что вот эти        
самые, казалось бы, невинные контакты могут привести к очень большим            
осложнениям в будущем.                                                          
                                                                                
Вот всё, что я хотел сказать.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич Никонов.                              
                                                                                
НИКОНОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем        
ратификацию, на мой взгляд, весьма важного, знакового соглашения. Разговор у    
нас уже перешёл от соглашения в политическую плоскость. Здесь уже предложены    
возражения против отношений России с Латвией, возражения, связанные с           
отношениями России и Европейского союза, но давайте мы рассмотрим прежде        
всего те преимущества, которые конкретное соглашение даёт конкретно             
Российской Федерации как государству. Уинстон Черчилль в своё время говорил,    
что дипломатия нужна не для того, чтобы доставлять удовольствие, а для того,    
чтобы получать преимущества. И вот о преимуществах этого договора для нашей     
страны я как раз и буду говорить, обращаясь прежде всего к депутатам от ЛДПР,   
которые сомневаются в необходимости ратификации.                                
                                                                                
Я вижу как минимум пять причин, почему надо поддержать ратификацию. Первая      
причина - это как раз помощь нашим соотечественникам. Всё-таки если мы          
посмотрим пограничную зону, мы обнаружим, что в восточных регионах Латвии в     
значительной степени проживают русские и русскоязычные люди. Речь идёт о        
воссоединении семей, речь идёт и о решении гуманитарных проблем. Это облегчит   
жизнь по обе стороны границы, в том числе для наших соотечественников.          
                                                                                
Здесь Владимир Владимирович Бортко поднимал вопрос, где лучше живут, по какую   
сторону границы. Сейчас ответ на этот вопрос, кстати, отнюдь не очевиден.       
Кризис ударил по Латвии гораздо сильнее, чем по России. Мы говорили, у нас      
жуткое падение - на 8 процентов, чуть ли не больше, чем у всех в мире, но в     
Латвии падение во время кризиса было 25 процентов, пенсии работающих            
пенсионеров были сокращены на 80 процентов. Там очень тяжёлая экономическая     
ситуация! Цены на продовольствие там выше, чем у нас. Мы помогаем нашим         
соотечественникам, в том числе проживающим в Латвии.                            
                                                                                
Вторая причина. В дипломатии есть такое понятие - наименьший общий              
знаменатель: не могут отношения с организацией, если эта организация            
консенсусная, ставиться выше, чем отношения с тем членом этой организации, с    
которым есть проблемы. Наши отношения с Европейским союзом, с НАТО не могут     
быть выше, чем отношения с Латвией, Эстонией, Польшей и так далее. Сейчас,      
безусловно, мы делаем шаг навстречу, ещё один шаг навстречу Латвии и тем        
самым поднимаем и общую планку наших отношений со странами Европейского         
союза.                                                                          
                                                                                
Третья причина, о которой тоже здесь говорилось. Я думаю, что этим              
соглашением мы пробиваем ещё одну, пусть маленькую, но брешь в том шенгенском   
занавесе, который нас отделяет от стран Европейского союза. Действительно,      
проблемы, связанные с безвизовым режимом между Россией и Евросоюзом, - это      
то, что прежде всего волнует наших граждан, наших избирателей, но, если мы      
будем связывать решение конкретных вопросов с достижением общей                 
договорённости, мы можем ждать очень и очень долго. Мы прекрасно знаем, что     
эти визовые вопросы решаются не в Риге, они решаются в Брюсселе, и они будут    
решаться достаточно долго, но тот шаг в отношениях с Латвией, который мы        
сделаем, будет серьёзным свидетельством того, что продвижение по этому          
направлению возможно.                                                           
                                                                                
Четвёртая причина для поддержания ратификации - помочь симпатизирующим России   
силам в Латвии. Они там есть, и они растут, кстати, по мере того, как наши      
соотечественники приобретают латвийское гражданство и становятся участниками    
избирательного процесса. Председатель "Центра согласия", как называется одна    
из ведущих политических сил Латвии, Нил Ушаков является сейчас мэром Риги. На   
последних выборах в парламент партия заняла второе место и на самом деле        
имела шансы выйти на первое место в латвийской политической системе. Янис       
Урбанович, товарищи коммунисты, лидер партии, был первым секретарём ЦК          
комсомола Латвии ещё в советское время. Сейчас нам очень важно не дать          
раздуть страсти по поводу "зловещей недоговороспособной" Москвы. Ратифицируя    
такие соглашения, мы даём хорошие сигналы латвийской элите, латвийскому         
электорату в отношении того, что с Россией нужно иметь дело, и те               
политические силы, которые делают ставку на Россию, должны быть поддержаны      
латвийскими избирателями.                                                       
                                                                                
И последнее, пятое. Эта ратификация поможет тем российским организациям,        
которые работают в Латвии или с Латвией. Я имею в виду и российский бизнес,     
который очень активно работает в стране, в том числе тот бизнес, который        
ориентирован на приграничное сотрудничество, прежде всего это мелкий бизнес,    
представители которого занимаются своеобразной челночной торговлей и часто      
пересекают границу. Это поможет и решению проблем занятости жителей по обе      
стороны границы, в том числе на территории Российской Федерации.                
                                                                                
И конечно, улучшение климата - а шаг к этому будет сделан ратификацией - в      
отношениях между Россией и Латвией поможет тем нашим культурным, научным        
организациям, которые взаимодействуют с Латвией. И здесь мой интерес            
абсолютно корыстный, потому что фонд "Русский мир" активно работает в Латвии,   
поддерживая русскоязычные организации, изучение русского языка в школах и       
университетах Латвии. Латвия непростая с этой точки зрения страна, нас особо    
там не ждут с нашей культурой и с русским языком, но становится легче           
работать, и я уверен, что по мере того, как мы будем двигаться вперёд в         
развитии наших двусторонних отношений, нам будет работать ещё легче, это        
действительно очень важно. Русский язык в Латвии, я уверен, будет жить          
всегда.                                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Но нелегально!                                                         
                                                                                
НИКОНОВ В. А. Абсолютно легально! Более того, я вам скажу ещё одну интересную   
вещь: сегодня в Латвии по-русски говорит большее количество людей, чем          
по-латышски, потому что практически все латыши говорят по-русски, а русские     
не все выучили латышский.                                                       
                                                                                
И конечно, мы должны по всем направлениям работать с Латвией. Я абсолютно       
согласен с пафосом прозвучавших вопросов: нам необходимо добиваться             
превращения Латвии в действительно полноценную демократическую страну, где      
все жители являются гражданами. Сама категория "неграждане" является позором    
для Европейского союза, и, естественно, нам необходимо добиваться того, чтобы   
этого позорного статуса там не было. И делать мы это должны, проводя            
грамотную, продуманную, поэтапную политику сближения, решая те вопросы,         
которые можно решить, потому что дипломатия, как и политика, - это всё-таки в   
большей степени искусство возможного, чем желаемого. (Аплодисменты.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, Андрей Викторович, вы будете выступать? Нет.                
                                                                                
Андрей Иванович, вы ответили на все вопросы, заданные депутатами. Хотели бы     
вы выступить?                                                                   
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Я только хотел бы сказать, что в выступлениях депутатов по важному, но,         
казалось бы, частному вопросу отразилась озабоченность, даже можно сказать -    
боль по поводу некоторых вопросов, связанных с нашими взаимоотношениями с       
соседями, с положением части жителей этих республик. Хотел бы заверить, что     
эти вопросы постоянно находятся в сфере нашего внимания, и мы никогда об этом   
не забываем в своей работе.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли от фракций выступления по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час   
голосования".                                                                   
                                                                                
Моисеев Михаил Алексеевич.                                                      
                                                                                
МОИСЕЕВ М. А. Я по мотивам.                                                     
                                                                                
Ну, мотив такой...                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, вы по ведению записались, простите.            
                                                                                
МОИСЕЕВ М. А. По ведению, да.                                                   
                                                                                
Я хотел бы напомнить то советское время, когда заседал Верховный Совет и        
когда прибалтийские республики заявили...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, вы выступаете не по ведению.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5462 по 5480 из 6341
На голосование ставится проект федерального закона "О ратификации Соглашения    
между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской           
Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий...".   
Также представители фракций от выступлений по мотивам отказались.               
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.