Заседание № 19
11.04.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 633315-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение отдельных прав профсоюзов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5411 по 5693 из 5929
Следующий вопрос повестки. Пункт 7, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Буквально несколько слов скажу. Наши коллеги из Оренбургской области предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях двумя новыми статьями - 5.60 и статьёй 5.61. Все материалы для рассмотрения этого законопроекта представлены. Два комитета работали над этим законопроектом: Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Оба комитета высказали отрицательное мнение по данному законопроекту. С правовой точки зрения его принятие невозможно в силу того, что законопроектом предлагается установить ответственность за те действия, вернее, за нарушение тех позитивных норм, которых, в общем-то, нету в законодательстве. В частности, относительно проектируемой статьи 5.61 следует иметь в виду, что федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не предусмотрено создание комиссий по приватизации, поэтому не может быть ответственности за нарушения, связанные с деятельностью этих комиссий. Надо учесть ещё и то, что в Кодексе об административных правонарушениях уже есть статьи 5.60 и 5.61. В связи с этим, учитывая мнение двух комитетов, учитывая отрицательное заключение правительства, мы предлагаем данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Вопросы есть? Тогда давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Список покажите. Депутат Тумусов. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы занимаете юридически очень высокую иерархическую ступень в Государственной Думе, поэтому у меня вопрос такого порядка. Понятно, что законопроект идёт на отклонение, но меня смущает такой момент. Там есть нормы - и везде у нас есть такие нормы, когда речь идёт о штрафах, - о штрафах в размере от 1 тысячи рублей до 5 тысяч, от 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Когда есть такая вилка, возникает подозрение насчёт коррупциогенности такого законопроекта. Как вы считаете, в будущем эти вилки можно будет убрать, чтобы было конкретно: за такое-то - столько-то, за такое-то - столько, чтобы не было субъективности при определении меры наказания? ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо за вопрос, уважаемый Федот Семёнович. Дело в том, что если мы возьмём законодательство как Российской Федерации, так и зарубежное законодательство, то увидим, что ответственность представлена в виде низшего и высшего пределов. Допустим, мы речь ведём об Уголовном кодексе. Дело в том, что при совершении любого правонарушения либо преступления существуют определённые обстоятельства, отягчающие либо смягчающие вину лица, совершившего данное правонарушение либо преступление, и поэтому существует вариативность в назначении мер наказания. Уйти от этой вариативности означало бы нарушить самое главное правило: наказание должно быть соразмерно содеянному. Именно поэтому везде, во всех законодательных актах, которые устанавливают ответственность, существует вот такая вилка, и от этой вилки мы не уйдём. Можно, допустим, говорить о пересмотре максимальных размеров штрафов, и об этом мы обязательно будем вести речь во время осенней сессии, я полагаю, но от вилки мы не должны уходить в любом случае. Каждое правонарушение, если можно так выразиться, уникально, и нужно учитывать особенности его совершения, нужно учитывать ущерб, который причинён тем или иным правонарушением либо преступлением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом предлагается ввести два новых состава и установить административную ответственность, во-первых, за воспрепятствование посещению представителями профсоюзов организаций и рабочих мест, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав, это статья 5.60, во-вторых, за отказ профсоюзам иметь своих представителей в создаваемых в организациях комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. Уважаемые коллеги, учитывая, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях уже содержится ряд статей, устанавливающих административную ответственность за нарушение прав профсоюзов, а также тот факт, что Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не предусмотрено создание комиссий по приватизации государственного и муниципального имущества, полагаем, что внесение предлагаемых законопроектом изменений неактуально, может привести к дублированию норм и конкуренции с уже существующими нормами, вследствие чего нецелесообразно. На основании изложенного предлагаю указанный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР считает, что необходимость установления административного наказания за предлагаемые нарушения действительно существует. Блок статей существующего КоАП касается лишь нарушений в сфере заключения коллективных договоров, а также нарушения законодательства о труде и об охране труда, а предлагаемые нашими оренбургскими коллегами новации касаются совершенно иных пластов отношений профсоюзов с работодателями. Во-первых, очень часто, ссылаясь на коммерческую тайну, специальную пропускную систему, а то и просто применяя силовые методы, собственники и руководители предприятий не дают возможности представителям профсоюзов беспрепятственно посещать рабочие места, на которых трудятся члены профсоюзов, а ведь это право предусмотрено пунктом 5 статьи 11 закона "О профессиональных союзах..." и является правом прямого действия. Право есть, а конкретного наказания за его нарушение нет. Вводя санкцию, мы способствуем укреплению правопорядка в сфере социально-трудовых отношений. Во-вторых, профсоюзы должны иметь своих представителей в создаваемых в организациях комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. При имеющемся в стране уровне коррупции нарушение прав трудовых коллективов в ходе приватизации имущества встречается сплошь и рядом, достаточно только вспомнить, сколько объектов соцкультбыта было приватизировано и продано в частные руки за последние двадцать лет. Естественно, если профсоюзы не принимают участия в работе подобных комиссий, это создаёт дополнительную почву для всякого рода коррупционных злоупотреблений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект, который мы сейчас рассматриваем, фактически создаёт предпосылки для придания профсоюзам реального, а не формального авторитета. Сегодня на многих предприятиях профсоюзные организации зачастую являются лишь ширмой, необходимой многим работодателям для того, чтобы показать мнимую демократичность в отношениях с наёмными работниками, а фактически же проводить такую политику, которая ничего общего не имеет с соблюдением норм трудового права, а там, где профсоюзы проявляют свою позицию, им создают всяческие препятствия, невыносимые условия, их просто дискредитируют. Казалось бы, профсоюзы - огромная сила: 200 тысяч первичных профсоюзных организаций, порядка 3 миллионов председателей и членов профсоюзных комитетов, однако всего лишь 3,5 процента из них являются освобождёнными, а остальные совмещают общественную работу с основной и, естественно, являются полностью зависимыми от работодателя, практически не имеют права голоса. Сегодня существует огромный пласт вопросов, беспокоящих работников наёмного труда, которые необходимо решать оперативно, чтобы не вызывать социальное напряжение в обществе в целом. Решение проблем и устранение недостатков, которые выявляют профсоюзы на производстве, зачастую идёт на пользу не только работнику, но и работодателю, поскольку предотвращаются более серьёзные последствия и не усугубляется болезнь, если использовать медицинскую лексику, а ведь это вопросы и уровня оплаты труда, и охраны труда, и социальных льгот и гарантий. Однако мы, законодатели, зачастую смотрим сквозь пальцы на недопустимые действия нерадивых работодателей, но ещё хуже то, что мы не хотим предпринимать реальные шаги по защите прав профсоюзов и введению санкций в отношении работодателей, препятствующих работе профсоюзов. Несколько дней назад я участвовал в слушаниях Общественной палаты Челябинской области, посвящённых состоянию законодательного обеспечения развития гражданского общества, и одним из вопросов был анализ ситуации с профсоюзами. Так вот, статистика подтверждает, что сегодня очень слабо реализуется потенциал профсоюзных организаций, потенциал переговорного процесса, ряд работодателей не хотят не только заключать коллективные договора, но и элементарно соблюдать трудовое право, многие работодатели безнаказанно предпринимают попытки пересмотреть положения действующих коллективных договоров в сторону уменьшения социальных гарантий и уровня заработной платы работников. Профсоюзам отказывают в участии в работе комиссий по приватизации. Цитата из доклада этой общественной палаты: "К сожалению, приходится сталкиваться с такими фактами, когда работодатели вообще не желают считаться с профсоюзами, любыми способами стараются парализовать или прекратить деятельность первичной профсоюзной организации, например перестать перечислять профсоюзные взносы, удержанные с членов профсоюза, закрыть двери проходной для председателя профкома или уволить его, если он не освобождён от основной деятельности, фактически не неся никакой ответственности". Отстоять права в подобной ситуации, как правило, очень непросто. Если мы считаем, что в нашей стране должен существовать цивилизованный бизнес, и если мы считаем, что у нас цивилизованное общество, значит, мы должны принимать такие законы, которые бы на деле защищали деятельность профсоюзов. Сегодня необходимо бороться с конвертной зарплатой и несвоевременным перечислением средств во внебюджетные фонды, потому что, во-первых, это мина замедленного действия для пенсионного будущего работников, а во-вторых, недовложения в бюджеты всех уровней. Эту проблему невозможно ликвидировать без профсоюзов, именно профорганизации на предприятиях помогают решать вопросы выхода заработной платы из тени и тем самым увеличивают поступление средств в бюджеты всех уровней. В свою очередь это позволяет эффективно решать социально-экономические вопросы - увеличивать прожиточный минимум, средний уровень заработной платы. Так почему же сегодня так безнаказанно попираются права профсоюзов?! Сегодня доходит даже до того, что некоторые пытаются внушать, что профсоюзы - это отсталая организация, вообще, пережиток прошлого, против профсоюзов направлены силы, не заинтересованные в их функционировании. Такую антиобщественную пропаганду необходимо разрушать. Кстати, об этом в своём выступлении на съезде ФНПР говорил и Владимир Путин. Цитата: "Государство открыто для сотрудничества и заинтересовано в партнёрстве с профсоюзами. Профсоюзы - естественный и важнейший партнёр и для государства, и для бизнеса. И важнейшая роль в поиске оптимальных путей социально-экономического развития страны принадлежит профсоюзам". Так давайте же, коллеги, не на словах, а на деле закрепим эту позицию и сделаем ещё один шаг навстречу профсоюзам, которые будут реально защищать наши права, так как именно мы с вами заинтересованы в формировании гражданского общества и должны заботиться о создании законодательных и иных условий для свободного развития демократического профсоюзного движения, установив конкретную административную ответственность за действия, направленные на воспрепятствование посещению представителями профсоюзов организаций и рабочих мест. И абсолютно правильно, считаю, своевременно Законодательное Собрание Оренбургской области выходит с данным законопроектом. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие этого закона, и мы просим другие фракции поддержать его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, выступать будете? Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос об усилении роли профсоюзных организаций, профсоюзов - это очень важный вопрос, вне всякого сомнения. Очень многие из наших коллег прошли профсоюзную школу и не понаслышке знают о тех проблемах, с которыми сталкиваются профсоюзные лидеры, члены профсоюзов в трудовых коллективах, особенно на предприятиях, на частных предприятиях, на предприятиях малого и среднего бизнеса, где профсоюзов попросту нет, не созданы, но мы-то ведь рассматриваем конкретный законопроект и должны подходить к установлению норм административной ответственности в данном случае с точки зрения возможности применения этих норм. И вот, к великому сожалению, законопроект, внесённый нашими оренбургскими коллегами, хоть и продиктован самыми благими намерениями, не решает тех проблем, которые необходимо решать и о которых говорили наши коллеги. Именно в силу правовых недостатков данного законопроекта два комитета Государственной Думы предлагают его отклонить - ни больше ни меньше. Но в то же время мы прекрасно осознаём и признаём, что закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" подлежит совершенствованию. И вот после того, как мы внесём соответствующие изменения именно в закон "О профессиональных союзах...", только тогда можно будет уже совершенствовать законодательство, которое предусматривает ответственность за нарушение данного закона. Пока же законопроект несовершенен, как мы видим, и вы в этом можете легко убедиться, посмотрев заключения комитетов, он противоречит другим законам. Действительно, его надо дорабатывать и только потом приступать к совершенствованию вопроса об ответственности. Поэтому законопроект надо отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование обсуждаемый проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 32 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 212 чел. Не голосовало 238 чел.52,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.