Заседание № 244
О проекте федерального закона № 632682-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования; принят в первом чтении 28 января 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александра Сергеевича Кропачева. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, данный законопроект направлен на усиление мер ответственности кадастровых инженеров в связи с выполнением ими кадастровых работ. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило семь поправок, все поправки рекомендуются к принятию, поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Комитет просит принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 29 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект выносится на "час голосования". Микрофон на трибуне включите. КРОПАЧЕВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит принять его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 20 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 38 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 213
О проекте федерального закона № 632682-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. КОРОЛЁВ П. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект, разработанный Минэкономразвития России во исполнение мероприятий плана совершенствования регистрации прав на недвижимость, утверждённого Правительством Российской Федерации. Законопроектом предусматривается уголовная ответственность кадастровых инженеров за умышленное внесение заведомо ложных сведений в межевой план (для земельных участков), технический план или акт обследования (для объектов капитального строительства). При этом субъектом преступления является кадастровый инженер как лицо, наделённое в силу закона о кадастре исключительными полномочиями при подготовке документов для государственного кадастрового учёта объектов недвижимости и для последующей государственной регистрации прав на данный объект. Предлагаемое регулирование обусловлено прежде всего наличием большого количества нарушений имущественных прав в сфере объектов недвижимости, а также увеличением количества судебных дел в сфере кадастра недвижимости по сравнению с 2012 годом - в среднем на 27 процентов. По данным Генеральной прокуратуры, за первое полугодие 2014 года поступило более тридцати тысяч обращений о нарушениях в сфере земельного законодательства, из них по пяти тысячам приняты меры прокурорского реагирования. Действующим законодательством предусмотрена только административная ответственность кадастровых инженеров - наказание в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет, при этом кадастрового инженера можно привлечь к ответственности только в течение одного года со дня совершения административного правонарушения, а, как правило, нарушения в сфере недвижимости выявляются спустя год или более. Таким образом, существующее регулирование не является достаточно эффективным и не удерживает от совершения противоправных деяний. Следует отметить, что кадастровые инженеры не являются должностными лицами и на них не распространяются нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность для должностных лиц. Вместе с тем такого рода преступление чаще всего совершается в сговоре с государственным регистратором, поэтому отсутствие наказания для кадастрового инженера является пробелом в законодательстве, поскольку Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность для нотариусов, аудиторов, частных детективов, частных охранников как лиц, наделённых по федеральному закону специальным правом. Предлагаемая норма направлена на профилактику противоправных действий в сфере недвижимости, принятие закона будет способствовать предупреждению преступлений в сфере оборота объектов недвижимости, что соответствует целям и задачам Уголовного кодекса. Также необходимо отметить, что предлагаемое регулирование конкретизирует условия, при которых наступает уголовная ответственность, - это наличие умысла и причинение ущерба в крупном размере, то есть более 1,5 миллиона рублей, что в свою очередь будет способствовать единообразию правоприменения. Соответствующая конкретизация позволит, с одной стороны, не ущемлять предпринимательскую деятельность кадастровых инженеров, а с другой - более надёжно защитить интересы общества и государства. Основная цель введения уголовной ответственности не в ужесточении наказания для кадастровых инженеров, а в создании условий для укрепления и развития профессиональных, этических и других норм поведения и деятельности кадастровых инженеров. Законопроект согласован с Министерством внутренних дел России, Министерством юстиции, Росреестром, поддержан автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив", Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Законопроект внесён в Государственную Думу Российской Федерации, одобрен комитетами по экономической политике и по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Реализация полномочий, вытекающих из закона, будет осуществляться Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников данных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на деятельность МВД России по осуществлению установленных функций. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Эдуардович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, Павел Эдуардович довольно подробно остановился на сути законопроекта, хотелось бы к сказанному добавить ряд замечаний, которые были высказаны Верховным Судом. На данном этапе Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержит положений о контроле за деятельностью кадастровых инженеров со стороны уполномоченных госорганов и о проверке документов, представляемых кадастровыми инженерами. По мнению Верховного Суда, дополнение данного закона такими положениями могло бы способствовать снижению числа правонарушений, совершаемых кадастровыми инженерами при осуществлении своей деятельности. Также отмечу, что в предлагаемой законопроектом статье 170-2 предусматривается наступление уголовной ответственности только в случае причинения крупного ущерба гражданам или государству, то есть ущерба на сумму, превышающую 1 миллион рублей, при этом не предусматривается возможность дифференциации уголовной ответственности за те же деяния, если ущерб причинён в особо крупном размере, то есть превышает 6 миллионов рублей. Хотелось бы, чтобы правительство также обратило внимание на высказанные замечания и ко второму чтению внесло соответствующие поправки. С учётом изложенного предлагается Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Павлу Эдуардовичу. Я депутат фракции ЛДПР от Оренбургской области. У нас в области, по сути дела, не прекращаются скандалы, связанные с мошенничеством в земельной сфере. Судя по вашему законопроекту, складывается ощущение, как будто бы во всём виноваты только кадастровые инженеры, однако могу сказать, что на практике заводятся уголовные дела, в которых фигурируют целые ОПГ, начиная от кадастрового инженера, регистратора и до руководителей кадастровой палаты и так далее, и тому подобное. Законопроект-то ваш толковый, но не кажется ли вам, что в этой сфере необходим более системный подход? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Максим Александрович, за вопрос. Безусловно, всё обстоит именно так. Дело в том, что когда в законодательстве остаётся некий пробел в отношении кадастровых инженеров, которые, как вы правильно сказали, готовят серьёзные правоустанавливающие документы, то, скажем так, возможность уйти от ответственности одного из персонажей порождает и снижение ответственности для других участников сговора. Мы примем к сведению ваши предложения, они уже высказывались и на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, и будем продолжать эту работу в плане повышения степени ответственности. При вашей поддержке приняты серьёзные законы, в частности, 234-й закон, относительно земельного надзора. Впервые у нас земельный надзор стал системным на уровне федерального закона, и эти мероприятия будут внедряться уже в текущем году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эркенов Ахмат Чокаевич, пожалуйста. ЭРКЕНОВ А. Ч. У меня вопрос к докладчику. Очень часто встречаются случаи, когда человек, который хочет стать собственником земли, даёт объявление в газету, обращается к кадастровым работникам, и те оформляют собственность, хотя эта земля уже ранее была отдана пайщикам. Считаете ли вы, что в этом случае кадастровые работники тоже понесут наказание? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Ахмат Чокаевич, за вопрос. Безусловно, здесь степень ответственности совокупная - не только правообладателей, но и органов местного самоуправления, органов регистрации и кадастровой палаты. Я недаром, отвечая на первый вопрос, сказал, что необходимы комплексные мероприятия, которые позволяют проводить принятые новые законодательные акты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Павел Эдуардович, вопрос вам. Несколько непонятно, каким образом на практике определить размер ущерба, тем более крупного, в целях применения нового состава. Если кадастровый инженер представил заведомо ложные сведения в палату, то впоследствии заинтересованным лицам не составляет особого труда в судебном порядке внести изменения в государственный кадастр. Ущерб в данном случае будет только от судебных издержек, которые по процессуальному законодательству подлежат возмещению выигравшей стороне. И ещё. Вызывают сомнения предлагаемые санкции. По моему мнению, они неадекватны самому преступлению и не выполняют превентивную функцию. Не стоит ли нам в данном случае штраф или заработок осуждённого исключить, оставив в качестве обязательного основного наказания лишение права заниматься кадастровой деятельностью? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо, Вячеслав Михайлович, за вопрос. Не скрою, при разработке законопроекта нормы были более жёсткие, и я полагаю, что при доработке законопроекта ко второму чтению мы рассмотрим ваше предложение, равно как и другие. Это вполне отвечает, скажем так, состоянию дел в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 05 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.