Заседание № 305
О проекте федерального закона № 632642-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Доклад Валентины Васильевны Рудченко. Пожалуйста, Валентина Васильевна. РУДЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний не имеется. Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций кто хотел бы высказаться? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста. Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я прошу поддержать данный законопроект, поскольку он направлен на то, чтобы более целесообразно использовались средства из федерального бюджета на решение этой острой для северян проблемы. Мы работали большим коллективом, вместе с экспертным сообществом, вместе с регионами, и учли все замечания и предложения, которые высказывались в ходе внесения корректировок в данный проект закона. Закон не говорит о каком-то принудительном переселении с Севера, закон говорит о том, чтобы получили государственную поддержку реально те жители Крайнего Севера, которые имеют на это право и не имеют никакого другого жилья за пределами этих районов. Прошу поддержать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта. Первое. Этот законопроект направлен против северян, против тех людей, которые отдали лучшие годы своей жизни Северу, на Севере трудились, работали и надеялись, что получат хоть какую-то компенсацию в виде жилья, - а мы их будем лишать! Мало ли что, может быть, человек в этом году откажется, а в следующем году поедет. Нет, если он отказался - всё, он лишается государственной поддержки. Но это абсолютно неправильно! Второе. Мы с вами фактически приняли новую Конституцию. И в Конституции мы записали, что нельзя принимать законы, которые ухудшают положение граждан Российской Федерации. А этот закон конкретно ухудшает положение: люди надеялись - а сейчас они будут лишены. Призываю не поддерживать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать этот законопроект, проголосует против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 повестки дня, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 52 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 302
О проекте федерального закона № 632642-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; принят в первом чтении 30 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Докладывает Валентина Васильевна Рудченко. РУДЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект закона был принят в первом чтении 30 мая 2019 года. Всего к проекту закона поступило 24 поправки, все они Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендованы к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок № 1 и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Васильевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 22 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 46 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 14 чел.3,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 632642-7 "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Итак, 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Докладывает Валентина Васильевна Рудченко. РУДЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" направлены прежде всего на конкретизацию определения права граждан, имеющих жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение жилищной субсидии в соответствии с федеральным законом. Согласно действующей редакции статьи 1 указанного федерального закона право на получение жилищной субсидии имеют граждане, не имеющие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. При реализации данного закона у правоприменителей возникает очень много вопросов, и в разные годы, начиная с момента вступления в силу этого закона, то есть с 2002 года, правоприменители по-разному истолковывали, ставить ли в очередь на получение жилищной субсидии граждан, которые имеют жильё за пределами районов Крайнего Севера, либо не ставить. Хочу сказать, что имеется судебная практика, есть решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2013 года, есть также постановление апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа тоже 2013 года, которыми было отказано гражданину, имевшему жильё за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и претендовавшему ещё на то, чтобы остаться в очереди на получение жилищной субсидии, в восстановлении его в очереди на получение жилищной субсидии. В связи с этим в 2015-2016 годах была проведена инвентаризация очереди на получение жилищной субсидии, и все, кто имел жильё за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, были исключены из очереди. Сейчас тоже продолжаются споры вокруг реализации данных положений этой статьи. В целях исключения неоднозначного толкования положений статьи действующего закона рассматриваемым законопроектом предлагается привести положения этих статей в соответствие общим требованиям статей 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предлагается установить перечень оснований для признания гражданина не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей аналогично статье 51 Жилищного кодекса. Кроме того, учитывая, что гражданин мог обеспечиваться жильём за пределами указанных районов и местностей не только в форме предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, аналогично статье 56 Жилищного кодекса законопроектом определяется перечень предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки, обеспечивающих реализацию гражданином права на обеспечение жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Таким образом, законопроектом исключается неоднозначное толкование положений действующего закона. Изменения, которые предлагаются данным проектом закона, также направлены на установление оснований для снятия с учёта граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, однако фактически не желающих выезжать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем систематически отказывающихся от предложенного им государственного жилищного сертификата. С этой целью законопроектом предусматривается дополнить статью 4 федерального закона нормой, устанавливающей, что письменный отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учёта в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Хочу сказать, что аналогичная норма уже имеется в Законе Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", который действует с 1992 года, и не вызывает ни у кого сомнений. Данный проект закона не потребует дополнительного финансирования за счёт средств федерального бюджета, но потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 879. Прошу поддержать данный проект закона и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Васильевна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока выступает Владимир Александрович Пушкарёв. ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет в соответствии с Регламентом Государственной Думы рассмотрел указанный законопроект и отмечает, что предлагаемые изменения кардинально не меняют механизм предоставления субсидий северянам, имеющим право на их получение. Можно сказать, что они носят косметический характер. Предлагаемые изменения в случае принятия законопроекта позволят провести инвентаризацию очереди граждан, выезжающих или выехавших с северных территорий. Также комитет поддержал предлагаемые изменения в части снятия с учёта граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в случае их письменного отказа от получения государственного жилищного сертификата. Принятие данного законопроекта - это только первый шаг в решении проблем с выделением жилищных субсидий северянам. В комитете создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в части выделения сертификатов северянам. Нам необходимо не только увеличить финансирование за счёт средств федерального бюджета, но и предложить новые механизмы решения задач по переселению северян. Данный законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, при этом рекомендовано доработать отдельные нормы законопроекта с учётом высказанных замечаний. Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, как комитет-соисполнитель, поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки. Также на законопроект поступил положительный отзыв Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Все высказанные замечания и предложения могут быть учтены ко второму чтению. Необходимо отметить, что авторами законопроекта являются почти все члены Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Валентина Васильевна, приведёт ли принятие данного законопроекта к уменьшению числа лиц, стоящих сегодня в очереди? Вот здесь появляется новое положение: если ранее семья была обеспечена земельным участком, то она, соответственно, из очереди уже исключается. То есть какое количество семей может быть потенциально исключено из той очереди, которая сегодня сформирована, при принятии этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рудченко включите микрофон. Пожалуйста. РУДЧЕНКО В. В. Алексей Владимирович, дело в том, что сейчас очень сложно сказать, сколько будет исключено из очереди. Это покажет инвентаризация очереди, но я хочу сказать, что, когда проводилась инвентаризация очереди в 2015-2016 годах по поручению вице-премьера Игоря Шувалова, 10 процентов было исключено из очереди - те, кто имел жильё за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Сейчас очень сложно сказать. Что касается земельных участков, к сожалению, у нас северяне получают не очень много земельных участков, чаще имеют жильё за пределами районов Крайнего Севера и стараются как-то его отчуждение провести либо какие-то другие меры принимают, чтобы вновь встать в очередь. Если будет выявлено, что у северян имеется жильё за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и жильё соответствует учётным нормам на одного члена семьи, вот тогда при инвентаризации очереди, возможно, они будут исключены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Валентина Васильевна, ставя данную категорию граждан в очередь на жильё, государство со своей стороны берёт на себя определённые обязательства. Рассматривали ли вы такой вариант, чтобы в законе предусмотреть максимальный срок, в течение которого эти граждане могут находиться в очереди, срок, который даётся государству, чтобы обеспечить этого человека соответствующей субсидией или жильём? Ну, там пять лет, десять лет, то есть максимальный срок. Я думаю, что это будет справедливо, - как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Валентине Васильевне микрофон. РУДЧЕНКО В. В. Александр Николаевич, я совершенно с вами согласна: хорошо было бы в законе определить время, в течение которого гражданин мог бы получить жилищный сертификат и выехать из районов Крайнего Севера, но, к сожалению, сегодня это сделать невозможно. В очереди на получение жилищного сертификата стоит 191 тысяча семей, это свыше 431 тысячи человек, и на это потребуется 450 миллиардов рублей, а ежегодно выделяется менее 5 миллиардов, хотя на 2019 год выделено 5,3 миллиарда рублей, то есть потребуется 100 лет, чтобы обеспечить всех стоящих в очереди на получение жилищных субсидий. Я представляю в Государственной Думе Чукотский автономный округ - так вот, Чукотскому автономному округу, чтобы вывезти всех своих граждан (хотя их там немного, всего 1400 человек), потребуется 144 года. Даже если бы мы прописали в законе срок, в течение которого мы обязаны гражданину предоставить жилищный сертификат и вывезти его из районов Крайнего Севера, сделать это было бы невозможно, это не будет соответствовать действительности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Вот у меня вопрос к авторам законопроекта. Мне очень жаль, что в числе авторов законопроекта есть очень активные члены КПРФ. Вот в советское время одним из стимулов, чтобы люди ехали на Север работать и жить, был такой момент, как бронирование квартир, - тогда не было собственности, вы помните, да? И тогда люди имели право бронировать, сохранить своё жильё на материке, поехать по договору работать на Север, а потом, естественно, в своё жильё они обратно приезжали. А согласно вашему предложению получается наоборот: если у вас есть социальное жильё, вас исключают из очереди. Но у меня другой вопрос: письменный отказ вы прописали в законопроекте, а если вдруг гражданин его не напишет - тогда что, всё равно исключать будете? Как вы будете добиваться этого письменного отказа, если человек не будет писать, что он отказывается, а просто не будет получать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Васильевне включите микрофон. РУДЧЕНКО В. В. Федот Семёнович, дело в том, что в законе действительно прописано, что в случае письменного отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата он исключается из очереди. Если он не напишет письменный отказ, значит, он останется в очереди на получение жилищных субсидий. У нас просто нет сегодня времени глубоко обсуждать данный вопрос. Мы этот проект закона в числе других вопросов обсуждаем на заседании рабочей группы, которая создана при комитете по проблемам Севера и Дальнего Востока, обсуждаем как раз всё, что касается именно жилищных субсидий, что касается законодательства в этой сфере. Мы хотели бы, чтобы вы, Федот Семёнович, как представитель от Якутии, тоже приняли участие в работе этой рабочей группы, и там мы могли бы подробно обсуждать все другие вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тихомиров Анатолий Фёдорович. ТИХОМИРОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Валентина Васильевна, в предложенном вами законопроекте вводится норма, которая определяет письменный отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата достаточным основанием для снятия его с учёта в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Вместе с тем я знаю, что ряд членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы высказывают мнение, что это нововведение может нарушить права граждан на получение жилищной субсидии. Вопрос вам: скажите, пожалуйста, считаете ли вы, что данное мнение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации соответствует действительности? И нет ли необходимости разработать к процедуре второго чтения исчерпывающий перечень случаев, в которых гражданин сможет воспользоваться правом отказа от предложенного государственного жилищного сертификата без потери права на получение жилищной субсидии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Васильевне Рудченко включите микрофон. РУДЧЕНКО В. В. Анатолий Фёдорович, вы совершенно правильно сказали, что ко второму чтению можно этот вопрос рассмотреть, обсудить, какие будут предложения у членов Совета Федерации, у депутатов Государственной Думы, и ко второму чтению, возможно, будет подготовлен исчерпывающий перечень. Хотя, как я уже говорила в своём выступлении, аналогичная норма есть в законе о ЗАТО, эта норма действует, и, как мы видим, это не нарушает права человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Валентина Васильевна, вопросов даже два, наверное. Первый: сколько семей на сегодня отказалось от сертификата и на какую сумму? И второй: вот простая письменная форма - как это будет исполняться, это будет нотариально заверенный документ или просто написанный от руки отказ? Хотелось бы избежать злоупотреблений со стороны чиновников. РУДЧЕНКО В. В. Андрей Альбертович, что касается того, нотариально заверенный или нет, то Совет Федерации, комитет Совета Федерации по делам Севера предложил определить именно нотариальную форму отказа от жилищного сертификата. Как я уже говорила, ко второму чтению мы можем обсудить этот вопрос и принять решение. Что касается того, сколько семей отказалось. По данным министерства строительства, при регистрации в 2018 году на получение жилищного сертификата из стоящих в очереди заявился только каждый четвёртый - повторяю: только каждый четвёртый, - то есть три четверти отказалось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос уважаемой Валентине Васильевне. Ну, отказались они не потому, что им не надо, а из-за необходимости собирать очень много документов и приезжать туда, где подаёшь документы. В Республике Коми самая большая очередь, и ситуации, которые возникали на приёмах в последнее время, наверняка вы в комитете обсуждали. Например, у женщины двое детей, муж уехал на вахту, она соответственно осталась там, он не развёлся с ней, но купил в центральной части России земельный участок, и ей с детьми сейчас отказывают в постановке на учёт, то есть её снимают с очереди, - естественно, она не соглашается. Вот с учётом таких ситуаций, как вы считаете, во втором чтении надо отдельные поправки вносить или такие случаи, когда Семейный кодекс вмешивается, будут как-то иначе регулироваться? Мы же понимаем, что люди не только женятся, но и разводятся, есть гражданские браки, а есть, к сожалению, мужчины, которые просто бросают свои семьи, уезжают, дети не получают алименты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Васильевне Рудченко включите микрофон. РУДЧЕНКО В. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, очень много разных жизненных ситуаций возникает, эти ситуации всевозможные. Я думаю, что в таких жизненных ситуациях все вопросы решаются на уровне органов местного самоуправления, которые занимаются постановкой на учёт, сбором документов, а также региональных органов власти, исполнительных региональных органов власти, которые также занимаются очерёдностью. Я думаю, что там люди работают с пониманием и все жизненные ситуации будут проработаны. Если необходимо, на ваш взгляд, внести ко второму чтению какие-то поправки по конкретным случаям, мы готовы рассматривать все ваши предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Коллеги, пока идёт запись, предложу: может быть, мы договоримся, что по всем законопроектам, которые мы будем сегодня рассматривать, всё-таки только мнения фракций будем выслушивать? Нет возражений, коллеги? Нет возражений. Давайте так тогда, у нас просто напряжённая работа, и в порядке исключения мы по такому пути пойдём. Вопросы, конечно, надо задавать и получать на них ответы. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически против данного законопроекта, потому что это очередной антинародный законопроект. Что получается? Люди годами, десятилетиями ждали получения этого жилищного сертификата, а мы с принятием этого закона будем их просто вычёркивать, при этом, значит, требовать с них заявления, что они отказываются. Я не знаю, найдётся ли человек с таким низким уровнем интеллекта, чтобы подписать эту бумагу! А причин отказа, почему он вот именно в этом году отказывается, может быть множество: это могут быть семейные обстоятельства, какие-то другие обстоятельства... Я понимаю, если бы человек три раза подряд отказался, пять раз подряд отказался, тогда ещё можно рассматривать, а то один раз отказался - и всё. Потом, второй вопрос. Раньше стимулировали людей, чтобы, если здесь имеют квартиры, забронировали, сохранили это жильё и поехали на работу на Север, а сегодня мы не стимулируем, наоборот, говорим: если у вас там что-то есть, то всё, уезжайте с Севера, вы нам не нужны. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нашего государства, к сожалению, нет чётко выраженной, оформленной государственной северной политики. Вот раньше, в советское время, - и авторы из КПРФ прекрасно об этом знают - такая политика была, всё было, начиная с заработной платы и заканчивая различными компенсациями, льготами и стимулами, а когда Егор Гайдар пришёл в Правительство Российской Федерации, он сказал: люди не должны жить на Севере, пусть уезжают, вот мы будем выдавать эти самые жилищные сертификаты. Но средства на них по копейкам, по крохам выделяют - естественно, надо ждать 50 лет, 100 лет. Правило такое: "Денег нет, но вы там держитесь, ребята", - из той же оперы этот законопроект. Я предлагаю проголосовать против данного законопроекта. Фракция категорически против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. У меня просьба, ставьте по три минуты, а если будет мало, мы будем добавлять. Коткин Сергей Николаевич, пожалуйста. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очевидно, что реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" является сегодня острейшей социальной проблемой. В целом по Российской Федерации порядка 200 тысяч граждан стоят в очереди; с учётом финансирования, которое сегодня выделяет федеральный центр, обеспечиваются по 2 тысячи граждан в год, то есть нам действительно нужно не менее 100 лет, чтобы эта проблема была снята с повестки дня. Многие даже не доживают до того счастливого дня, когда могли бы получить эти квартиры, а у тех, кто получил, уже не осталось ни сил, ни здоровья, и у многих, кто переехал в преклонном возрасте в благоприятные климатические условия, организм, к сожалению, уже не перестраивается, и поэтому имеются очень серьёзные проблемы со здоровьем. Депутаты Государственной Думы и члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" постоянно на самых различных площадках поднимают эту проблему и отмечают, что в современных условиях, для того чтобы эту задачу решить, нужны новые подходы и новые механизмы, которых, к сожалению, сегодня нет. В Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока создана и действует соответствующая рабочая группа, мы совместно с профильными министерствами, с регионами прорабатываем варианты, механизмы, которые сегодня можно было бы применить, и я думаю, что в самое ближайшее время мы представим вам на рассмотрение предложения по решению этих вопросов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный проект закона и предлагает принять его в первом чтении. Мы считаем, что он, безусловно, будет способствовать повышению социальной защищённости этой категории граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Валентина Васильевна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Рудченко включите микрофон. РУДЧЕНКО В. В. Благодарю всех за столь активное участие в обсуждении данного проекта закона. Приглашаю всех к подготовке данного проекта закона ко второму чтению: действительно, есть над чем поработать. И я хотела бы обратиться к Ольге Николаевне Епифановой. У нас, как мы и говорили, уже есть рабочая группа при комитете, но, к сожалению, сегодня недостаточно привлечения только представителей министерства строительства к работе этой группы, нам необходимо выйти на уровень вице-премьера, курирующего это министерство, на уровень Мутко. Хотелось бы попросить вас помочь нам получить возможность выйти на вице-премьера, так как проблема очень, очень серьёзная и требует незамедлительного решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 33 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении. Спасибо.