Заседание № 270
19.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 632503-8 "О внесении изменения в статью 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения действия презумпции невиновности в отношении правонарушений, зафиксированных специальными техническими средствами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3490 по 3587 из 4594
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Данная инициатива касается поправок в административный кодекс. У нас существует презумпция невиновности, исключение - правонарушения из 12-й, автомобильной главы административного кодекса, по ним в случае фиксации правонарушений специальными автоматическими средствами фиксации привлекается к ответственности собственник транспортного средства, хотя управлять транспортным средством может кто угодно. Всё больше и больше камер на дорогах, при этом фиксируется неснижение количества дорожно-транспортных происшествий, что говорит о том, что рост числа камер не снижает аварийность, но пополняет бюджет, тем более с 1 января повысились административные штрафы, сократилась скидка на штраф, это дополнительно ударит по кошелькам водителей. Что предлагается нашими поправками? Есть разные виды комплексов фотовидеофиксации: есть стационарные камеры, а есть переносные комплексы. Вот мы полагаем, что необходимо действующий порядок сохранить для стационарных камер и исключить для переносных комплексов, которые используются, для того чтобы фиксировать нарушения якобы на тех участках, где повышена аварийность. На самом деле их чаще используют там, где можно создать ловушку, либо устанавливают этот комплекс так, чтобы можно было зафиксировать якобы совершённое правонарушение, которого реально нет, но водителю проще потом со скидкой заплатить минимальный штраф, чем ходить и доказывать, что он невиновен. Так вот, предлагаем таким образом скорректировать действующее административное законодательство, чтобы данные с нестационарных комплексов были лишь основанием для проведения проверки и не могли использоваться для того, чтобы в автоматическом - подчёркиваю: в автоматическом - режиме привлекать водителей, а точнее, собственников транспортных средств к административной ответственности. Стационарные пусть пока поработают, а вот материалы с переносных пусть поступают нашим сотрудникам органов внутренних дел для проведения соответствующих мероприятий с последующим возможным привлечением к административной ответственности конкретных водителей, которые допустили нарушение Правил дорожного движения, а не собственников. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не могу согласиться с Ярославом Евгеньевичем, потому что в настоящее время мы видим, даже исходя из открытых данных ГИБДД России, устойчивую тенденцию к существенному снижению общего количества дорожно-транспортных происшествий: если в 2019 году количество ДТП составило 164 тысячи, то в прошлом году, в 2024-м, количество ДТП составило уже 116 тысяч. И конечно же, во многом эта тенденция обусловлена широким применением специальных технических средств, потому что они объективно способствуют законопослушному поведению участников дорожного движения. Поэтому комитету представляется, что аргументы авторов законопроекта о необходимости исключения передвижных и мобильных комплексов из-под действия положений статьи 1.5 КоАП недостаточно обоснованы, в том числе статистически. Кроме того, хотел бы обратить внимание, что с 1 сентября 2024 года вступил в силу федеральный закон № 197-ФЗ от 29 мая 2023 года, предусматривающий дополнительные требования по размещению и использованию стационарных, передвижных и мобильных специальных технических средств, что будет способствовать повышению качества государственного контроля за их использованием и обеспечению прав участников дорожного движения. Если у авторов законопроекта есть какие-то пожелания по усилению контроля за использованием таких средств, пожалуйста, давайте этот порядок каким-то образом улучшать, делать его более чётким, с тем чтобы передвижные транспортные средства не использовались, как Ярослав Евгеньевич сказал, в целях установления ловушек для водителей. Но мы живём в ХХI веке, и мы должны понимать, что мы двигаемся и должны двигаться в сторону цифровизации, в сторону использования этих средств видеонаблюдения для того, чтобы обеспечить на наших дорогах меры безопасности. Не поддерживается данный законопроект Правительством России, не поддерживается данный законопроект профильным комитетом Совета Федерации. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует данный законопроект отклонить в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 14 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0 % Результат: не принято Отклоняется.