Заседание № 86

10.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 63233-5 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5648 по 5932 из 6822
Переходим к рассмотрению пункта 23 порядка работы Государственной Думы. О       
проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй     
Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной       
Думы Веры Александровны Лекаревой.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Вера Александровна.                                                 
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна.                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается законопроект № 63233-5 "О      
внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации". Концептуально законопроект предусматривает освобождение от уплаты   
налога на доходы физических лиц граждан, обеспечивающихся путёвками на          
санаторно-курортное лечение за счёт средств бюджетов бюджетной системы          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Группа самарских депутатов предлагает новый пункт - 9-1, который                
распространяется на правоотношения, возникшие с января 2007 года. В             
частности, речь идёт о суммах стоимости путёвок на санаторно-курортное          
лечение, предоставляемых гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов     
бюджетной системы Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки     
отдельных категорий граждан на основании нормативных правовых актов             
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых   
актов.                                                                          
                                                                                
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что в современной России       
происходят преобразования, затрагивающие интересы различных групп населения.    
Законодателям необходимо принимать наиболее эффективные решения в режиме        
немедленного реагирования. Конкретным примером неотложных мер по поддержке      
малоимущего населения является Самарская область, где с 2005 года действует     
Закон "Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской      
области, путёвками на санаторно-курортное лечение". В соответствии с этим       
законом путёвки выдаются труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным    
лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также      
малоимущим, пенсионерам и студентам.                                            
                                                                                
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что среди принципиально        
важных нерешённых вопросов, усугубляющихся в условиях кризиса, остаётся         
вопрос высокого уровня бедности населения в Российской Федерации. Авторы        
законопроекта рассматривают предложенные изменения в Налоговый кодекс как       
одну из составляющих комплекса антикризисных мер, обеспечивающих нормальные     
условия жизни малообеспеченных граждан. Президент Российской Федерации          
Дмитрий Анатольевич Медведев призывает преодолевать кризисные явления.          
Замечу, что без совершенствования налоговой системы это невозможно. Мы с        
вами, уважаемые депутаты, должны учитывать особые интересы субъектов            
Российской Федерации относительно льгот, установленных нормами права.           
Позвольте вам напомнить, уважаемые коллеги, что налоговые льготы всегда         
широко использовались для смягчения социальной напряжённости, и необходимость   
возврата удержанных налоговых выплат с 1 января 2007 года диктуется             
фактическим неравенством граждан и полярно разными возможностями преодоления    
этого неравенства.                                                              
                                                                                
Нам известны отрицательные заключения на законопроект Правительства             
Российской Федерации и профильного комитета Государственной Думы в связи с      
принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года "О внесении изменений в      
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", который вступил в     
силу с 1 января 2008 года. Давайте посмотрим изменения в Налоговом кодексе,     
касающиеся налогообложения физических лиц с января 2008 года. Итак, в пункте    
9 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации уточнён перечень           
физических лиц, в отношении которых не подлежат налогообложению суммы полной    
или частичной компенсации (оплаты) стоимости путёвок. В перечень добавились     
бывшие работники, а также уточнён источник оплаты путёвок. Ранее это были       
средства работодателей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на     
прибыль, либо средства Фонда социального страхования. Теперь упоминания о       
Фонде социального страхования нет совсем, вместо этого появилась строка: за     
счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.                   
                                                                                
На первый взгляд, действительно, законодатели повернулись в сторону             
налогоплательщиков. Но ведь стоимость путёвки не облагается налогом, если       
организация не учитывает её в расходах по прибыли. Я позволю себе усомниться    
в том, что это послужит стимулом для работодателей приобретать путёвки. В       
условиях кризиса сложно найти руководителя, который за счёт своей прибыли -     
да и вообще, есть ли она, прибыль-то? - покупает путёвки для своих              
сотрудников, тем более для бывших. Депутатам известны немало случаев, когда     
организации отказывают в помощи своим бывшим работникам даже в ритуальных       
услугах.                                                                        
                                                                                
Кроме того, на мой взгляд, пункт 9 статьи 217 носит дискриминационный           
характер в отношении сотрудников иных организаций, например профсоюзных,        
индивидуальных (частных) предпринимателей, и косвенно всё равно затрагивает     
ещё и военнослужащих. Есть вопрос и у организаций, применяющих упрощённую       
систему налогообложения.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, не забудем ещё о том, что многие чиновники смотрят на        
нынешних работодателей как на самое доступное средство решения                  
социально-экономических проблем. Повсеместно действует финансовая удавка в      
виде так называемых благотворительных фондов, взносов, превратившихся в         
обязательные выплаты. Какие уж тут путёвки для своих работников! Я не говорю    
даже о летней оздоровительной кампании для детей - о ней никто не вспоминает,   
скажу лишь о том, что Фонд социального страхования выступает детским            
спонсором в строго определённых случаях.                                        
                                                                                
Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, на то, что ещё в феврале 2009 года   
в правительство направлено обращение Федерации независимых профсоюзов с         
просьбой о государственной поддержке работников и работодателей в связи с       
ограниченными возможностями предприятий и организаций производить затраты на    
приобретение путёвок.                                                           
                                                                                
И в заключение добавлю, что рассматриваемый законопроект серьёзно усилит меры   
социальной поддержки граждан, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. Прошу   
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступит член Комитета по бюджету и налогам Надежда Сергеевна      
Максимова. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Надежда Васильевна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сочувствую Вере Александровне, поскольку ей пришлось       
докладывать позицию, которая уже учтена, как она сама упомянула, в 216-м        
законе 2007 года. А всё остальное, что вы говорили, совершенно справедливо,     
но это касается законодательства социальной сферы, а не налогового              
законодательства. Поэтому Комитет по бюджету и налогам, рассмотрев эту          
поправку, отметил, что сегодня этот законопроект не актуален. Нами              
действительно была принята поправка в 2007 году в пункт 9 статьи 217            
Налогового кодекса. И как раз эта поправка и говорит о том, что от уплаты       
налога на доходы физических лиц освобождаются суммы полной или частичной        
компенсации работодателями своим работникам и членам их семей, бывшим           
работникам, и даже детей, не достигших возраста шестнадцати лет, касается вот   
это налоговое освобождение.                                                     
                                                                                
В связи с этим Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе    
отклонить законопроект № 63233-5, как утративший актуальность. Правительство    
также дало отрицательное заключение на этот законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Депутат        
Иванов.                                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ИВАНОВ А. С. У меня вопрос к Вере Александровне.                                
                                                                                
Вера Александровна, сейчас Надежда Сергеевна нам сказала о том, что внесены     
изменения уже, но они касаются пункта 9, где речь идёт о предоставлении         
путёвок работодателями, а у вас же речь идёт о предоставлении путёвок не        
работодателями, а органами власти, так я понял?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Лекаревой Вере    
Александровне.                                                                  
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна.                                     
                                                                                
Уважаемый Анатолий Семёнович, вы поняли абсолютно правильно: речь идёт не       
только о работодателях и о бывших работниках, а речь идёт о государственной     
поддержке людям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, в данном случае о    
тех, кто получает бесплатную путёвку и вынужден платить налог.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть, депутаты Останина и       
Гартунг.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Останиной Нине Александровне.            
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Я хочу поблагодарить Веру Александровну за эту законодательную   
инициативу. Но в любом случае сожалею, что авторы этого законопроекта не        
пошли дальше, потому что, соглашаясь с необходимостью принятия данного          
законопроекта о налоговых вычетах, я могу привести ещё целый перечень сфер,     
где такой закон до сегодняшнего дня не действует.                               
                                                                                
Представьте себе такую картину. В Подмосковье построен лицей для детей,         
которые пережили бесланскую трагедию. Дети живут, учатся, проходят там курс     
реабилитации. Лицей существует за счёт бюджетных средств. Каково же было        
удивление родителей этих детей в Беслане, когда они получили уведомление от     
налоговых органов о том, что необходимо выплатить налог на доход! У них нет     
этих денег, для них это вообще непосильные суммы, но тем не менее получилось    
именно так.                                                                     
                                                                                
В данной ситуации мне не понятна позиция комитета, ведь существующая норма      
касается только тех средств, которые предоставляются работодателем, а это       
бюджетное финансирование боком выходит людям, которые вроде как получили        
помощь от государства, государство проявило гуманное отношение к этим людям,    
выделив им путёвки, устроив их детей. В этой ситуации, сделав один шаг, надо    
сделать и следующий шаг, то есть довести до конца вот эти благие начинания и    
действительно установить налоговые вычеты, которые предлагают авторы            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
И мне бы очень хотелось присоединить свой голос, если пойдёт речь о том,        
чтобы распространить действие этого закона о налоговых вычетах на те сферы,     
где существует ещё вот такая неурегулированность.                               
                                                                                
Мы будем голосовать за этот законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Гартунгу Валерию Карловичу.             
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратиться к правящей партии,       
которая в Думе представлена большинством. Хотел вас поблагодарить за то, что    
вы поддержали предыдущий законопроект, Сергея Ивановича Штогрина, очень         
нужный и правильный закон.                                                      
                                                                                
К сожалению, у меня вызывает удивление позиция... Ну, видимо, так как           
заключение правительства отрицательное, этот законопроект не будет принят.      
Вот я хотел бы остановиться на экономическом смысле принимаемого вами           
решения.                                                                        
                                                                                
Подоходный налог зачисляется полностью в доходы субъектов Федерации,            
распределяется на муниципальном уровне. Эти же субъекты обращаются к нам, с     
тем чтобы мы дали им право, если они из своих доходов оплачивают путёвки, не    
брать с людей подоходный налог. Получается круговорот, вот сейчас круговорот    
получается: субъект Федерации выделяет деньги, даёт путёвку бесплатную тому,    
кто нуждается, и вынужден снова с него деньги брать, а у этого нуждающегося     
нет денег даже на подоходный налог. Абсолютно нормальная ситуация - дать        
возможность не брать подоходный налог. Вот этот круговорот ни к чему не         
приводит, что на практике получается? В субъектах Федерации, в                  
муниципалитетах вынуждены искать дополнительные возможности, чтобы выделить     
этим людям ссуду, чтобы они уплатили подоходный налог.                          
                                                                                
Ну согласитесь, ситуация-то очень понятная и простая. Почему большинство        
Государственной Думы не может поддержать этот законопроект, почему? Вот мне,    
честно говоря, непонятна логика, которой вы руководствуетесь при принятии       
решений. Если вы руководствуетесь только тем, что сказало правительство,        
тогда им задавайте вопросы, пусть не на пленарном заседании, но хотя бы         
внутреннюю процедуру какую-то введите. Ну в конце концов, спрашивайте с тех     
экспертов, которые готовят заключения правительства, чтобы они вам их           
объясняли, потому что мне непонятно, честно говоря.                             
                                                                                
Следующее. С Ниной Александровной абсолютно согласен, этот законопроект надо    
бы расширить. И кстати, такие законодательные инициативы были ранее, чтобы,     
если, например, за счёт спонсоров покупают путёвки, по крайней мере в этом      
случае не брали подоходный налог, потому что не от хорошей жизни люди           
обращаются к спонсорам с просьбой оплатить им путёвку на лечение. Эти суммы     
тоже не надо облагать подоходным налогом. Но если мы сейчас, скажем так,        
отклоняем законопроект, который предлагает финансировать путёвки за счёт        
региональных и муниципальных бюджетов и не даём возможности возмещать           
подоходный налог, то частные пожертвования уж точно будем облагать подоходным   
налогом.                                                                        
                                                                                
Я вам приведу простой пример. Я перечисляю свои деньги на то, чтобы детям       
оплатить путёвки, и с них берут подоходный налог. Как это обходить, я не        
знаю, честно говоря. Вынуждены как-то разными путями давать им деньги, чтобы    
это никак не декларировалось. Ну как ещё делать?!                               
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, я обращаюсь к депутатам "ЕДИНОЙ РОССИИ". Ну         
вдумайтесь, пожалуйста, в то, что сегодня предлагается, ну подойдите к этому    
ответственно! Даже если сейчас вы не сможете поменять своё решение, во всяком   
случае, в будущем хотя бы отнеситесь к этому по-другому, более критично.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, выступления закончены. Полномочные представители            
президента и правительства не желают выступить с заключительным словом.         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Максимовой Надежде Сергеевне.                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Надежда Васильевна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, правильно Валерий Карлович начал с того, что налог на        
доходы физических лиц полностью поступает в региональные и муниципальные        
бюджеты. И любое принимаемое решение на федеральном уровне приводит к           
появлению выпадающих доходов бюджетов субъектов и муниципальных образований.    
Поэтому мы со стороны федералов, так сказать, не берём на себя                  
ответственность за меры, которые принимаются на местах. Если они законом        
своим устанавливают возможность оказывать такую помощь за счёт бюджетов         
своих, значит, они будут предусматривать увеличение этой помощи на сумму        
уплачиваемого налога. Если мы соглашаемся с вот этой записью, то мы тем самым   
берём на себя обязательство из федерального бюджета возмещать выпадающие        
доходы. Вот почему мы, с этой точки зрения рассмотрев закон, взять на себя      
ответственность не можем. Поэтому мы просим согласиться с решением комитета и   
отклонить указанный законопроект.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за проект федерального         
закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса       
Российской Федерации"? Прошу голосовать.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6099 по 6104 из 6822
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
По 23-му вопросу (для стенограммы) я голосовал за.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.