Заседание № 264
22.11.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 632247-5 "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1374 по 1786 из 4977
2-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии". Доклад представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра экономического развития Российской Федерации Игоря Евгеньевича Манылова. Пожалуйста. МАНЫЛОВ И. Е., представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии". 18 ноября этого года президентами Белоруссии, Казахстана и России подписан Договор о Евразийской экономической комиссии. Это новый орган управления Таможенного союза и Единого экономического пространства, создание которого - важное событие в развитии интеграционного процесса трёх стран. Создаваемая комиссия призвана стать первым в постсоветской истории наднациональным независимым органом интеграционного строительства и управления экономическими процессами трёх стран. Сегодня уже ощутимы результаты работы Таможенного союза. Объём взаимной торговли в рамках Таможенного союза в первом полугодии 2011 года составил более 58 миллиардов долларов и увеличился по сравнению с первым полугодием 2010 года более чем на 40 процентов. С 1 января 2012 года начнёт работать Единое экономическое пространство, вступят в действие соглашения, которые обеспечат свободу движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В этой связи выстраивание системы наднационального регулирования, отвечающей масштабу задач и Таможенного союза, и Единого экономического пространства, является одним из приоритетных направлений работы на 2011-2012 годы. Важно, что Евразийская экономическая комиссия будет осуществлять функции в рамках полномочий, вытекающих из уже ратифицированных тремя государствами международных договоров о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, то есть данные полномочия уже фактически правительствами переданы. Уже сейчас в рамках Таможенного союза работает Комиссия Таможенного союза, которая принимает порядка пятидесяти - семидесяти решений на каждом заседании. И при этом в рамках Единого экономического пространства предстоит принимать ещё большее количество решений и по более широкому кругу вопросов: это и вопросы конкуренции, и вопросы субсидирования госзакупок, и многие другие. На сегодняшний день подготовка и согласование проектов решений Комиссии Таможенного союза, их подписание занимают довольно продолжительное время, в результате чего теряются актуальность и оперативность принятия решений. В этом смысле Евразийская экономическая комиссия, учитывая имеющийся накопленный опыт, создаётся как работающий на постоянной основе профессиональный орган управления, который станет организатором и проводником дальнейших интеграционных процессов. Коротко остановлюсь на основных положениях договора. Прежде всего договором предусмотрен принцип формирования самой комиссии исходя из двухуровневой системы регулирования. Первый уровень - межгосударственный. Здесь высшим органом является совет комиссии, который формируется из заместителей председателей правительств сторон. Второй уровень - наднациональный, это коллегия комиссии, которая состоит из профессиональных международных чиновников, назначаемых президентами трёх государств. Коллегия комиссии будет состоять из девяти членов, один из которых является её председателем, и в состав этой коллегии соответственно будут входить по три представителя от каждой из сторон. Полномочия совета и коллегии разделены, это также важно с учётом уже накопленного опыта работы в рамках Таможенного союза. В качестве базовых функций совета следует выделить определение общей политики в области экономической интеграции, принятие решений по наиболее важным, стратегическим вопросам функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Например, по таким чувствительным вопросам, как утверждение технических регламентов, имеющих фундаментальное значение для экономик трёх стран, решения будут приниматься советом, а вопросы ведения, изменения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности отнесены к компетенции коллегии. Коллегия, кроме этого, наделяется правом самостоятельного принятия решений, а также правом проведения консультаций с представителями органов власти сторон. Крайне важно то, что решение коллегии является обязательным для всех трёх сторон, в то же время в целях сохранения контроля над решениями коллегии в договоре предусмотрено право совета отменять или изменять их, что даёт возможность при необходимости полностью защитить интересы государств. Решения в совете принимаются консенсусом, а в коллегии - квалифицированным большинством. В совете и коллегии голоса распределяются по принципу: один представитель совета либо коллегии - один голос. Обеспечение деятельности коллегии будут осуществлять департаменты, которые формируются на конкурсной основе, где ключевым критерием является профессионализм соискателей. Соотношение представительства граждан той или иной страны из состава участников закреплено в регламенте работы комиссии, который также утвердили 18 ноября президенты трёх стран, и составляет для Белоруссии 6 процентов, для Казахстана - 10 процентов, для России - 84 процента. Эти цифры эквивалентны соотношению численности граждан государств - членов Таможенного союза на общем рынке труда. Таким образом, 84 процента аппарата комиссии по каждой категории должностей, по сути, составят представители российской стороны, что позволит серьёзно подойти к подбору опытных, квалифицированных кадров, учитывая значительный потенциал трудовых ресурсов нашей страны. Договором также решается множество вопросов организации деятельности комиссии. Успешный старт нового интеграционного объединения и начало успешной деятельности вновь создаваемого наднационального органа напрямую зависят от эффективности проведения тремя странами внутригосударственных процедур, которые необходимы для вступления в силу указанного договора. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ратификация Договора о Евразийской экономической комиссии имеет огромное не только политическое и экономическое, но и международное значение как для России, так и для Белоруссии и Казахстана. Трудно переоценить значение данного международного договора с точки зрения защиты национальных экономик наших стран от негативных факторов мирового экономического спада. Как было подчёркнуто главами государств Таможенного союза при подписании в прошлую пятницу настоящего договора, в условиях конъюнктуры рынка, как никогда, требуются от наших государств скоординированные и согласованные действия в поисках более эффективных подходов в освоении рыночного пространства и проведении внешнеэкономической политики. Россия, Белоруссия и Казахстан прошли непростой путь к единому пониманию необходимости разработки и создания упрощённых международно-правовых условий во взаимной торговле. Как известно, в рамках ЕврАзЭС нашими странами был образован Таможенный союз. В настоящее время завершается формирование Единого экономического пространства с перспективой к 2015 году создать Евразийский союз. Это должно стать одним из рычагов решения всего комплекса вопросов, связанных с интеграционными процессами в странах постсоветского пространства. Для решения столь глобальной задачи требуется прежде всего создание соответствующей договорно-правовой базы. Настоящим договором учреждается Евразийская экономическая комиссия как постоянно действующий наднациональный орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Внесение договора на ратификацию в день его подписания говорит не только о динамике интеграционных процессов, но и прежде всего о значимости договора. Нашему комитету и, полагаю, депутатам Государственной Думы пятого созыва в завершение своей работы выпала большая ответственность ратифицировать данный документ. Настоящим договором наши страны закладывают организационно-правовую основу для реализации долгосрочных инвестиционных программ и проектов. Комиссия наделяется очень широкими полномочиями. Предусматривается создание совета комиссии, коллегии комиссии, департаментов. Договором также определяются компетенция, порядок формирования, порядок принятия решений и другие регламентные нормы. Полномочия комиссии распространяются практически на все сферы внешнеэкономической деятельности трёх государств, образовавших Таможенный союз. Вступление в силу настоящего договора фактически даёт старт для практической реализации большинства положений в обеспечение общих экономических интересов и консолидации усилий каждой из сторон для достижения наибольшей экономической выгоды. В Государственной Думе, в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, в комитете-соисполнителе, проведена необходимая экспертная работа, и наш комитет - Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками - рекомендует вам, уважаемые коллеги, ратифицировать данный договор. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Три руки я увидел: Локоть, Селезнёв и Иванов. Всех я заметил? И Затулин. Запись завершена. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Евгеньевич, существуют ли какие-то временные рамки работы комиссии? Ну, речь идёт о том, что это всё-таки промежуточный этап интеграционного процесса. Когда он должен закончиться, чем он должен закончиться и когда мы перейдём на следующий этап, так сказать, более высокий, этап создания Евразийского союза? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич. МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Уже озвучивались на самом деле эти сроки. Ориентировочная дата - 2015 год, это создание Евразийского экономического союза. В принципе формально этот срок не ограничен. Возможности для того, чтобы к этому сроку подойти к созданию союза, на самом деле есть, и тот механизм в виде Евразийской экономической комиссии как наднационального органа, который предлагает договор, эту цель позволит выполнить, поскольку, по существу, появляется четвёртая сила, преследующая только цели интеграции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Евгеньевич, по данному договору комиссия вправе образовывать структурные подразделения или представительства при международных организациях. Вот мой вопрос связан с ВТО. В данном случае уже проводились какие-то консультации? И если проводились, как ВТО относится к тому, чтобы было представительство Евразийской экономической комиссии, отстаивающее интересы Таможенного союза, при ВТО? И второй вопрос у меня связан с пунктом 4 статьи 5 данного договора, который гласит, что решения комиссии, ухудшающие положение физических или юридических лиц, обратной силы не имеют. Как-то нелогично, потому что, по идее, должно быть наоборот - недопущение, принцип недопущения должен быть по отношению к физическим и юридическим лицам. Или это только наши юридические и физические лица? Тогда мы согласны, если... (Микрофон отключён.) МАНЫЛОВ И. Е. Да, по поводу первой части вопроса: действительно могут создаваться такие структуры по решению президентов сторон, пока конкретно в части, связанной с ВТО, такие переговоры не велись, можно рассматривать это пока просто как идею. А что касается пункта 4 статьи 5, то здесь, на наш взгляд, принцип как раз неухудшения положения юридических и физических лиц новыми решениями комиссии отражён. Этот документ в этой части также проходил экспертизу на всех стадиях, и это было подтверждено всеми экспертами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Игорь Евгеньевич, фракцию ЛДПР интересует следующее. Вы сказали, что решение в комиссии принимается простым большинством. Насколько мы знаем, у нас три участника данной комиссии. Как вы считаете, не может ли сложиться такая ситуация, что, допустим, Белоруссия и Казахстан в силу своих конъюнктурных интересов примут какое-то решение, которое будет обязательно для исполнения со стороны России? МАНЫЛОВ И. Е. На самом деле есть возможность принятия такого решения, но в то же время этим же договором и регламентом прописано, что у стороны, интересы которой, по её мнению, ущемлены, есть возможность вынести этот вопрос на решение совета и его отменить. То есть такая возможность есть - этот вопрос вынести на решение совета, которым все решения принимаются уже консенсусно, и соответственно оно либо будет принято, либо будет принято в устраивающей всех редакции, либо не будет принято. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". К Игорю Евгеньевичу вопрос. Ну, прежде всего, реагируя на ваш ответ, который только что был дан, хочу заметить: на самом деле в совете точно такое же распределение голосов, как и в коллегии. А вопрос следующий. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что в Комиссии Таможенного союза у Российской Федерации было 57 процентов голосов при 21,5 процента голосов соответственно у Белоруссии и Казахстана? После подписания этого документа мы тем самым в решении судеб Евразийского экономического cоюза теряем то преимущество, которое было у нас в Таможенном союзе. Правильно я понимаю или нет? МАНЫЛОВ И. Е. Ну, здесь с точки зрения перехода от взвешенного голосования к консенсусному вы правильно понимаете, но, мне кажется, вы немножко неправильно акценты расставляете. На практике Комиссия Таможенного союза никогда не пользовалась этим правом - принимать решения по принципу взвешенного голосования, пропорционального количества голосов, решения принимались консенсусно, и в новом предложении, касающемся Евразийской экономической комиссии, также этот принцип отражён. Консенсус при принятии решения позволяет именно избежать нарушения интересов стороны, которая может остаться в меньшинстве, и в то же время не позволяет доминировать одной из сторон. Поэтому с учётом как раз фактически наработанной за последние три года практики и предложено было это решение, которое всеми странами поддержано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Алексей Владимирович. Есть необходимость кому-то выступить? Одна рука, две руки, и ограничиваем запись. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, важная тема, важный договор. Эта тема стала актуальной начиная с 91-го года, когда вопреки решению народа на референдуме по сохранению союзного государства Союз был разрушен в результате беловежского заговора. Хочу сразу сказать, что фракция КПРФ будет, безусловно, голосовать за. Важно воспользоваться опытом, извлечь исторические уроки из того опыта, который накоплен за это время, а у нас есть этот опыт. Вот вчера здесь, в здании Государственной Думы, нашего парламента, проходило одновременно с заседанием Государственной Думы заседание 40-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Борис Вячеславович, выступая на открытии этой сессии, напомнил, что это юбилейная сессия, она проходит в год пятнадцатилетия союзного парламентаризма. В 96-м году первые договорённости о создании Союзного государства были достигнуты, с тех пор прошло пятнадцать лет: созданы структуры, кстати, там не то что комиссия, там Высший Государственный Совет работает, Парламентское Собрание, Исполнительный комитет, то есть исполнительная власть, - всё, так сказать, на месте, только пятнадцать лет Союзного государства де-юре фактически нет. И, если вспомнить некоторые этапы, там были и откаты от тех позиций, которые достигались в результате серьёзного труда. Надо извлечь уроки из этого уникального опыта нашей пятнадцатилетней совместной работы. Основной вывод какой? Не забалтывать, не затягивать, не заниматься политическим популизмом и спекуляцией на этой важнейшей теме - теме интеграции наших бывших республик Советского Союза. Что же здесь мы видим? Вот сегодня очень много говорят о Евразийском союзе - выступления, три руководителя государств дают интервью, достигнуты соглашения, важные соглашения безусловно, но я хотел бы напомнить (об этом уже шла речь с трибуны, да, собственно говоря, и в тексте договора это есть), что эта идея родилась не вчера: 2000 год - решение об учреждении Евразийского союза, 2007 год - Таможенный союз, 2011 год - аж целую комиссию договорились создать. Вам вот эти цифры ни о чём не говорят? А это просто избирательные циклы, если кто не понял. То есть каждый раз, когда мы подходим к очередным выборам, возникает потребность поднять этот вопрос, этот популярный вопрос, актуальный, важнейший, может быть, вопрос в истории наших народов. И вот он поднимается, и небольшой такой шажочек делается, и какие-то очередные договорённости достигаются. Я не зря задал вопрос о сроках работы этой комиссии, о том, каких результатов мы должны достигнуть, то есть каков должен быть результат работы этой комиссии. Вы назвали срок - 2015 год. Знаете, я выражаю опасение от имени нашей фракции: не дай бог, если на этих выборах вы опять создадите политическую монополию, вы - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", тогда следующий год, когда этот вопрос возникнет, будет... одиннадцать плюс пять - это шестнадцать, а может быть, не дай бог, и 17-й год... Вот о чём идёт речь. Фракция КПРФ, безусловно, поддержит данный договор, только хотелось бы, чтобы вот эти опасения не оправдались. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У меня нет никаких сомнений в полезности интеграции для Российской Федерации и в обоснованности идеи создания Евразийского союза. Нет сомнений и в том, что мы сегодня ратифицируем предлагаемый документ, но я хотел бы обратить внимание, может быть напоследок, на то, что иногда - и об этом тоже говорили депутаты - качество принимаемых решений мы приносим в жертву ради того, чтобы принять их как можно быстрее. Я обращаю внимание на то, что мы все отмечаем довольно быстрое развитие Таможенного союза, который в течение короткого срока превратился в Единое экономическое пространство и, таким образом, создал предпосылки для выдвижения идеи Евразийского союза и подписания этих документов. Работой по Таможенному союзу на рабочем уровне занималась Комиссия Таможенного союза, которую возглавлял наш бывший коллега Сергей Юрьевич Глазьев. В этой комиссии, как вы уже слышали, голоса в соответствии с нашими договорённостями распределялись неравным образом, что отражает реальность, существующую на пространстве СНГ, в смягчённой форме безусловно: экономика Российской Федерации составляет 80 процентов экономики всего СНГ. У нас в Комиссии Таможенного союза было 57 процентов голосов, по 21,5 процента, как вы слышали, было у Казахстана и Беларуси. Принцип вот такого взвешенного голосования, даже если он не применяется, очень важен на перспективу, потому что кто же будет в будущем строить здесь, в Российской Федерации, какие-то там наднациональные объединения с нашим участием, если интересы Российской Федерации строго не преследуются и не гарантируются хотя бы в рамках этого объединения уровнем тех голосов, которые она может в случае необходимости привлечь на защиту своих интересов? Это замечательно, что всё принимается консенсусом, но я не помню случая, чтобы в международной практике подобного рода большие проекты осуществлялись всегда без всяких противоречий, исключительно консенсусом. Свои голоса нужно было отстаивать. К сожалению, мы их не отстояли, и в данном случае мы ратифицируем документ, по которому у России, если подходить с точки зрения элементарной арифметики, треть голосов - 33,3 в периоде в отличие от 57 процентов, которые были. Я сейчас не хотел бы обсуждать кадровые проблемы, замену одних на других - это другой вопрос, это полностью прерогатива исполнительной власти, хотя лично я сожалею, что теперь Комиссия Таможенного союза во главе с Глазьевым уходит в прошлое, - она хорошо поработала, и можно было бы на её основе продолжать деятельность, но это другой вопрос. А вот вопрос, сколько голосов у России, - это вопрос, который в процессе ратификации должен серьёзно нас затрагивать. И в перспективе будет затрагивать всё больше. Не надо, мне кажется, предаваться иллюзиям, что при создании Евразийского союза исключительно все вопросы будут решаться на основе единогласия. Или этот союз будет формальным, как СНГ, где все равны: Россия в СНГ равна была в своё время по числу голосов Грузии, хотя Грузия никогда не контролировала полностью своей территории за время своего независимого существования. И с Киргизией, с Молдовой мы равны с формальной точки зрения, потому что у всех в СНГ по одному голосу. Таким образом, очень важное завоевание, которое у нас было в Таможенном союзе, стоило бы отстоять. Здесь верно говорили о Союзном государстве. В 99-м году этот документ был подписан. Мы же знаем с вами, что Договор о создании Союзного государства до сих пор не реализован. Ну, например, не реализовано положение о создании Парламента Союзного государства. Существует Парламентское Собрание Союза Беларуси и России на основе вторичной занятости, а парламента, который заложен в Договоре о создании Союзного государства, так и нет. И между прочим, парламент этот тоже должен был формироваться на неравной основе, отражающей разность потенциалов, разность численности населения наших стран: 75 и 29, если я не ошибаюсь. Это принцип, приближающий нас к реальности. И последнее, на что я хотел бы обратить внимание. Идея Евразийского союза высказана очень своевременно, начало работ положено очень своевременно. Ну чего же мы с вами месяц-то не подождали с подписанием, пока не решится наконец вопрос по поводу того, будет или не будет Украина в нашем союзе? Ведь 19 декабря или состоится, или не состоится подписание договора о свободной зоне Украины с Европейским союзом - высокие шансы того, что это не состоится по политическим соображениям. Вы же понимаете, что то, что мы сегодня подписали свой документ втроём, даёт аргумент тем противникам интеграции, которые есть на Украине и которые уже говорят: поезд ушёл, нас не подождали. Всего месяц нужно было... Да, конечно, когда вопрос стоит так принципиально: ратифицировать или не ратифицировать документ, конечно, надо его ратифицировать. Но где же в этом случае мастерство наших уважаемых переговорщиков, которые в ходе этих переговоров в спешке утрачивают наши позиции и в отношении других стран тоже не в полной мере корректно себя ведут? А если вот, как было сказано, присоединятся к Евразийскому союзу Киргизия или, допустим, Таджикистан, который сегодня вроде бы амнистировал наших лётчиков, у них тоже будет равное с Россией, Казахстаном и Белоруссией количество голосов? И что это будет за союз?! Что, мы будем ему передавать суверенные права и полномочия Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость докладчику выступить с заключительным словом? Нет. Содокладчику? Нет. Мы обсудили 2-й вопрос. Выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3702 по 3719 из 4977
Пункт 2 порядка работы. Как всегда, я называю только номер. Будете успевать? Внимательно следите тогда. Итак, пункт 2 порядка работы, блок "Ратификация международных договоров...". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 05 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Принимается.