Заседание № 218
18.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5092 по 5425 из 6086
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Максим Андреевич Колесников. КОЛЕСНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Президентом в майском указе "О национальных целях..." выделена отдельная цель - технологическое лидерство, - в рамках которой обозначены основные направления для технологической независимости и формирования новых рынков. Для обеспечения этой технологической независимости и экономического роста в долгосрочной перспективе нам необходимо скорректировать фокус нашего регулирования - с формирования условий для создания продукции на территории Российской Федерации к обеспечению технологической самодостаточности, а именно обеспечить в стране условия для создания технологий, необходимых как раз для производства высокотехнологичной продукции, а также условия по налаживанию ускоренного производства. Для этого мы совместно с коллегами из Минпромторга, Минобрнауки, экспертами, деловыми объединениями разработали данный законопроект, объектом которого является создание системы управления для полного цикла разработки собственных технологий. Что предусматриваем? Первое, формируем единый понятийный аппарат для всех, кто работает с технологиями, определяем их роли и функции, что позволит создать архитектуру управления технологическим развитием, прослеживать развитие технологий от этапа разработки до этапа производства продукции. Очень важная новелла: мы создаём классификатор технологий, который позволит отслеживать их развитие в разных отраслях экономики. Он критически необходим для синхронизации и координации планов в сфере технологического развития. Также законопроект предусматривает создание государственной информационной системы, которая, по сути, будет цифровым двойником создания технологий на федеральном уровне, увяжет науку и промышленность. Второе, законопроект устанавливает соответствующие инструменты для приоритетных направлений, определённых в майском указе. Первый инструмент - это национальные проекты технологического суверенитета, национальные проекты технологического лидерства. По сути, мы в законе определяем модели реализации таких проектов, по которым привлекается частное финансирование и обеспечивается долгосрочный спрос на продукцию. Здесь появляются фиксированные обязательства квалифицированного заказчика и исполнителя, а также предусматривается карта технологической кооперации, а вместе с ней и возможность ставить конкретные задачи перед наукой и промышленностью по разработке технологий, квотировать на это бюджетные расходы. Второй инструмент - соглашения между бизнесом и государством. С их помощью продолжим развивать новые рынки на базе межотраслевых, так называемых сквозных технологий. В законе фиксируются как раз принципы и механизмы реализации действующих соглашений, в подзаконной базе будем детализировать требования к новым проектам. Третье, на базе новых инструментов предлагаем изменить сам подход к развитию технологий и перейти от короткосрочного к долгосрочному планированию. В целях формирования технологических приоритетов законопроектом устанавливаются обязательства по подготовке отраслевых планов развития технологий, необходимых для достижения в том числе национальных целей: следует формировать их исходя из потребностей конкретных отраслей на горизонте 10-15 лет и приоритизировать под их разработку и внедрение необходимые меры поддержки, то есть, коллеги, мы переходим от простого воспроизводства к определению критических технологий и технологий завтрашнего дня, которые нам необходимо уже сейчас начинать разрабатывать. Ещё одно важное положение - это право на риск. Предлагаем расширить его применение, что позволит добросовестным технологическим предпринимателям снизить риски государственной поддержки. Сейчас оно действует только для институтов развития и распространяется на взаимоотношения между федеральным бюджетом и институтами развития. Таким образом, законопроектом формируется набор инструментов и полномочий для реализации технологической политики в Российской Федерации, необходимой для обеспечения технологической независимости и достижения технологического лидерства в отраслях экономики. Нам уже поступили определённые предложения от комитетов по доработке, мы готовы учесть всё между первым и вторым чтениями. Прошу поддержать в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Максим Андреевич, официальный представитель правительства, очень подробно изложил концепцию законопроекта, который внесён в Государственную Думу. Добавлю лишь то, что Президент Российской Федерации давал уже ряд поручений по этому поводу, вопрос архиважный. Законопроект предусматривает выстраивание технологической политики как новый вид государственного регулирования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, бизнеса, заказчиков работ, с тем чтобы попытки выстроить прорывные технологии и внедрить их в российскую экономику в целях обеспечения технологического суверенитета нормально осуществлялись и органы исполнительной власти и бизнес могли должным образом реализовывать свои полномочия и продвигать ту или иную продукцию. Законопроект в первом чтении поддержан Комитетом по экономической политике, комитетами по защите конкуренции, по науке и высшему образованию, по энергетике, по промышленности и торговле. И хотел бы ещё обратить внимание вот на что. Мы много говорим здесь об этом, все фракции призывают к тому, чтобы мы изменяли, корректировали и уточняли законодательство о стратегическом планировании и пользовались им. Я считаю, что как раз этот законопроект является очень важным элементом именно планирования, долгосрочного планирования, и в совокупности с мерами поддержки, которые тоже в федеральном бюджете постоянно предусматриваются для различных проектов, закон при его принятии создаст хорошую основу для действительно прорывных решений, которые реализуются в разных отраслях российской экономики. Комитет рекомендует поддержать законопроект. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Максим Анатольевич, спасибо, вопросов нет. Покажите список. Кравченко Денис Борисович, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! После того как против нашей страны были введены тысячи санкций, фактически мы попали в такой санкционный шторм, стало очевидно, что России необходимо быть суверенной во всех основных сферах, и последние санкции Запада в отношении Национального расчётного депозитария и отечественных IT-секторов - очередное тому подтверждение. Нам необходима технологическая независимость для обеспечения безопасности страны, безопасности и уверенного социально-экономического роста и развития. В этом году наш президент определил новые стратегические национальные цели на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, и сейчас активно формируется инструментарий для их достижения, в том числе в сфере технологического лидерства. Мы с вами вместе, как законодатели, давно работаем над законодательным обеспечением и поддержкой отечественных производителей. Так вот данный законопроект - это очередной важнейший шаг на пути поддержки национальных компаний, национального бизнеса, который обеспечит нам технологический суверенитет и независимость. Законопроект "О технологической политике..." разработан в целях исполнения поручения президента и направлен именно на создание правового фундамента для технологического развития нашей страны, для обеспечения связей между наукой и промышленностью. Уважаемые коллеги, здесь уже было сказано официальным представителем правительства, что законопроектом вводится основной понятийный аппарат, даются ключевые определения, определяется общий порядок поддержки разработчиков технологий и создаётся основа для стимулирования инноваций полного цикла. Но очень важно отметить, что законопроектом вводится в том числе право на риск на случай доведения поддержки до добросовестных технологических компаний, и это очень важно - мы во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" неоднократно этот вопрос поднимали, - венчур позволит нам развивать более активно новейшие технологии с помощью частных инвестиций. Уважаемые коллеги, принятие законопроекта "О технологической политике..." позволит создать уникальный управленческий механизм на стыке науки, промышленности и экономики. Я уверен, что наше правительство сможет получить максимально возможный результат из предложенной в законопроекте модели, а наша страна сможет обеспечить суверенную политику, направленную на развитие технологий. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. Выступление от фракции - поставьте семь минут. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В огороде бузина, в Киеве дядька, а у нас законопроект "О технологической политике...". Вы знаете, иногда избиратели вот так вот, глядя в глаза, говорят: вы, бездельники, за свои колоссальные деньги дурью маетесь и вообще не знаете, чем заняться. Вы знаете, это бывает обидно. Но вдвойне обидно бывает, когда они приходят с бумагами, причём с такими бумагами, что им нечего на эти слова возразить. Вот этот законопроект из категории таких бумаг: он потрясающе тавтологичен и в нём практически отсутствует, за единственным исключением, какое бы то ни было новое содержание. Действительно, он вводит огромный понятийный аппарат. Уважаемые коллеги-законодатели, вот, пожалуйста, поднимите руку, кто из вас до ознакомления с этим законопроектом не знал, что такое "организация с государственным участием, реализующая программу инновационного развития"? Все знали, да? Потрясающе! И что такое "высокотехнологичная продукция", без этого законопроекта - я не буду читать определения, они ещё смешнее - тоже все знали, а мы это законом утверждаем. Что такое "государственное стимулирование деятельности по реализации технологической политики", тоже мы знали и без этого законопроекта. Ну, может быть, законопроект носит опережающий характер? Может быть, он адресован новым поколениям госуправленцев, которые ничего этого не знают? Здесь даже определение технологии даётся! Сначала подробно расписывается, как мы регулируем технологию, а потом говорится: а, да, кстати, технология - это вот это, понимаете? Я, конечно, понимаю, что у нас идёт деградация, в том числе интеллектуальная деградация. Я понимаю, что, может быть, следующее поколение законодателей... ну, будут у нас такие избиратели, которые по-русски не понимают, и законодатели будут, которые не знают, что такое технология, им для этого придётся принимать специальный законодательный акт. Но может быть, тогда уважаемое Министерство экономического развития просто внесёт нам сюда на рассмотрение толковый словарь русского языка? Мы его утвердим, как закон, и будет нормально. Дальше этот законопроект рассказывает, что государство имеет право делать то, что оно и так делать обязано, что органы государственного управления и субъекты технологического развития могут (могут!), а иногда и должны делать то, что они и так делают - или не делают, если мы своей политикой блокируем их возможности. Понимаете, классификатор, который есть... Да, конечно, классификатор - это хорошо и государственная информационная система - тоже хорошо, а работать это будет... Да, здесь ещё инструменты развития, которые государство и так обязано реализовывать, прописаны. А дальше будет следующее. Если какая-нибудь технология в эту информационную систему, в этот классификатор не будет внесена, то изобретателю будут говорить: а вы знаете, вы не изобретатель и то, что вы нам предложили, - это не технология, у нас, в нашем талмуде это не написано, поэтому идите к нашим врагам, там технологию предлагайте, пусть нас будут этой технологией убивать, ну, тогда, может быть, мы вас включим в ГИС. Что, не было таких случаев? Были такие случаи, ну, до этого проекта закона, теперь их просто будет больше, потому что мы бюрократию ужесточаем ещё сильнее. И сегодня государство в принципе имеет очень широкий набор инструментов, механизмов поддержки, другое дело, что эффективность примерно равна нулю, но инструменты имеет. А в будущем кто-нибудь чего-нибудь придумает, а ему скажут: простите, а вы не имеете права этот механизм применять, потому что в законе "О технологической политике...", который Минэкономразвития разработало, а Дума приняла, этого инструмента нет, езжайте в Америку, или в Китай, или в Израиль, там вам помогут, а здесь нельзя, не предусмотрено действующим законодательством. Реальная новация, которая есть, - право на риск. Это очень хорошо, мы понимаем, что поддержка технологий, развитие технологий - рискованная деятельность, может не получиться. Но есть маленький нюанс. Помните такое слово - "Сколково"? Помните такое слово - "РОСНАНО"? Некоторые забыли уже, потому что очень сильно стараются забыть. Там это право на риск тоже было, без всяких законов, потому что венчурная деятельность, вы не поверите, с английского языка и переводится как рискованная деятельность. Но не предусмотрено же соответствующее слово в законе, значит, мы не имеем права его знать, да? И возможно, что это право на риск, сформулированное так, как в этом проекте закона, просто облегчит мошенническую деятельность, а творцам не поможет, потому что у творцов это право, строго говоря, было и так. Здесь было сказано очень много слов, очень много правильных слов. Знаете, я поддерживаю всё, что здесь было сказано, но с таким же успехом, как при принятии этого законопроекта, я мог бы здесь на скакалочке попрыгать для достижения тех же самых целей - вы знаете, эффект, с моей точки зрения, был бы примерно тот же. И последнее. Мы, конечно, очень гордимся противодействием санкциям, но я не думаю, что к каждому нашему действию нужно пристёгивать президента, особенно вот к такому действию. Я его иногда критикую, но, вы знаете, он не заслужил, чтобы вот такие документы принимались якобы для выполнения его разумных указаний. Я очень надеюсь, что во втором чтении этот замечательный законопроект будет сжат до содержания - до одной странички про право на риск и в этой одной страничке будет заложен отсутствующий ныне механизм защиты от всякого рода чубайсов. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Геннадьевич. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Максим Андреевич, в мае мы голосовали за членов правительства и взяли на себя ответственность в том числе за эффективность вашей работы. Поэтому хотелось бы, чтобы и вы при работе над законопроектом во втором чтении разделили с нами ответственность и приняли во внимание те четыре пункта, которые, на мой взгляд, сейчас отсутствуют в предлагаемом вами законопроекте. Первый. Среди инструментов необходимо предусмотреть долгосрочные гарантии, которые защищают автора технологического проекта от любого рода изменений внешнеэкономической конъюнктуры, то есть должна быть надёжная таможенно-тарифная защита нашего внутреннего рынка, и это надо прописывать на уровне закона, не переводя это на уровень постановления правительства. Второй. Очень важно, чтобы правительство могло гарантировать участнику технологического проекта объёмы заказа как на горизонте пяти лет, так и на горизонте десяти лет. Важно, и это третий пункт, чтобы была соответствующая формула цены, которая позволит автору проекта работать с внебюджетными источниками, привлекать кредитование даже при существующих на банковском рынке параметрах кредитного финансирования. И четвёртый пункт, который я бы хотел добавить, - безусловно, нужно исходить из того, что умные должны быть богатыми, и поэтому необходимо заложить в соглашение, которое вы будете подписывать от правительства, определённый гарантированный уровень доходности. В совокупности эти четыре меры, если их включить во втором чтении, помогут запустить этот проект уже в ближайшее время. Фракция ЛДПР будет голосовать за законопроект о технологическом развитии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович. Максим Андреевич, вы можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемые коллеги, спасибо большое за комментарии. Ко второму чтению обязательно всё отработаем, всё учтём в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Анатольевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 28 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.