Заседание № 58
03.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 63206-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части, касающейся порядка размещения средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5528 по 5710 из 6656
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Докладывает депутат Государственной Думы Виктор Алексеевич Казаков. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения. Меня поставили в известность, я уж по инерции читаю. Вместо Виктора Алексеевича Казакова с докладом выступит депутат Государственной Думы Анатолий Семёнович Иванов. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, данный законопроект разработан правительством Самарской области и внесён на рассмотрение депутатами от Самарской области. Я это говорю только по той причине, чтобы подчеркнуть, что данная проблема, которую я сейчас озвучиваю, не надуманна, она появилась в результате реализации исполнительным органом власти закона "Об инвестиционной деятельности...". Теперь о сущности законопроекта. Действующая редакция Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" устанавливает, что размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов на возмездной и возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Следовательно, предоставление на конкурсной основе бюджетных кредитов на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, регламентируется Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Между тем системный анализ положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" позволяет сделать вывод, что данный федеральный закон в настоящей редакции не учитывает специфичности организации конкурсов по предоставлению бюджетных инвестиционных кредитов, поскольку направлен на эффективное использование бюджетных средств и снижение стоимости выполнения работ, заказов и услуг, что неприемлемо для бюджетных кредитов, которые являются формой государственной поддержки инвестиционной деятельности. Кроме того, сторонами в отношениях выступают кредитор и заёмщик. Бюджетные средства предоставляются на возвратной основе, что обуславливает необходимость оценки эффективности инвестиционной деятельности заёмщика на предмет финансовой состоятельности и возврата заёмных средств, что также не соответствует положению Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С учётом изложенного предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в части порядка предоставления бюджетных средств на возвратной и возмездной основе в целях оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории субъектов Российской Федерации, предоставив полномочия по установлению указанного порядка субъектам Российской Федерации. Доклад закончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Игоря Николаевича Касьянова. КАСЬЯНОВ И. Н., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству отмечает следующее. Законопроект направлен на предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению порядка размещения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в целях оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности. В действующей редакции закона размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В частности, статьёй 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Таким образом, предлагаемые изменения вступают в серьёзное противоречие с положениями данной статьи, нарушая единство правовых подходов в регулировании вопросов размещения средств бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что инвестиционная деятельность регламентируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации), а следовательно, отнесение регулирования инвестиционной деятельности к компетенции субъектов Российской Федерации вряд ли можно считать целесообразным. Кроме того, Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает на наличие ряда юридико-технических недочётов в тексте рассматриваемого законопроекта. Исходя из изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопрос у депутата Федоткина. Пожалуйста, Владимир Николаевич Федоткин, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Я бы хотел спросить Игоря Николаевича. Игорь Николаевич, вы, наверное, знаете, что у нас устоялась многолетняя практика так называемого проведения на конкурсной основе предоставления инвестиционной помощи регионам. Вот, скажем, в одной из областей, например в Рязанской области, библиотека или больница, которые очень нужны жителям, - говорят: ладно, мы окажем помощь из федерального бюджета, но 50 процентов средств вы найдите на местах. А в другой области ничего значимого, какая-то незначительная стройка, однако там нашли 50 процентов, и помощь государства пойдёт не туда, где больница должна была быть построена, а туда, где объект может ещё двадцать лет подождать. Эта проблема крайне серьёзная. Вы как-то думаете её решать или так всё и останется: кто нашёл на местах деньги, тому и будут строить, вне зависимости от важности объекта, кто не нашёл, сто лет будет ждать? Проблема-то имеется. Какие ваши подходы здесь и что вы предлагаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Игорь Николаевич. КАСЬЯНОВ И. Н. Наверное, это скорее выступление, чем вопрос. На самом деле комитет очень глубоко и серьёзно обсуждал этот вопрос, и присутствовал коллега, депутат Иванов, который с рядом депутатов внёс законодательную инициативу в виде этого законопроекта. В общем-то, те замечания, которые были высказаны у нас на заседании комитета, и те замечания, которые были высказаны Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и Правительством Российской Федерации, не позволяют принять данный законопроект в том виде, в котором он был внесён депутатами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Семёнович, вы хотели что-то добавить. Иванов Анатолий Семёнович. Присаживайтесь, пожалуйста, Игорь Николаевич. ИВАНОВ А. С. Владимир Николаевич, конечно, ваш вопрос к предмету данного законопроекта не относится, а предметом данного законопроекта, сущностью его... Я скажу об этом на примере. У нас есть в Самарской области предприятие "Жгут", это предприятие общества инвалидов, то есть это важное социальное предприятие с точки зрения трудоустройства инвалидов. Вот есть потребность такая у Самарской области - поддержать данное предприятие и дать им инвестиционный кредит, а чтобы дать, по закону нужно будет проводить конкурс, на конкурсной основе такой кредит нужно давать, что, конечно, в данном случае не соответствует существующей ситуации. В законопроекте речь идёт о том, чтобы в данном случае предоставить право субъектам Федерации самим определять, кому и на каких условиях этот инвестиционный кредит давать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства не настаивают. Докладчик не настаивает на заключительном слове. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 09 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 7 чел. Не голосовало 443 чел.98,4% Результат: не принято Законопроект отклонён.