Заседание № 46

18.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 631907-5 "О внесении изменений в статью 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1808 по 2081 из 6265
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью       
12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".        
Докладывает Вячеслав Иванович Лысаков.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Я уже такую вводную дал, поэтому перейду к выступлению по         
существу.                                                                       
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для          
рассмотрения в первом чтении представлен проект федерального закона, в          
котором предусматривается усиление административной ответственности за          
нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного       
средства, повлёкшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью       
потерпевшего, путём исключения административного штрафа из санкций частей 1 и   
2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных                 
правонарушениях и установление тем самым за данное правонарушение               
безальтернативного наказания в виде лишения права управления транспортным       
средством.                                                                      
                                                                                
Рассмотрев законопроект, комитет, соглашаясь с целесообразностью усиления       
ответственности, что было видно по предыдущему докладу, по решению комитета в   
отношении наших коллег из Курской областной Думы, повторяю, соглашаясь с        
целесообразностью усиления ответственности за указанные противоправные          
действия, учитывая тяжесть их последствий в виде причинения вреда здоровью      
человека, концепцию законопроекта в предложенной редакции не поддерживает.      
Проектируемая санкция статьи, предусматривающей безальтернативный вид           
наказания, не позволяет судье назначать наказание с учётом характера            
совершённого административного правонарушения, личности виновного, его          
имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную            
ответственность, и обстоятельств, её отягчающих, то есть принимать решение,     
следуя принципам справедливости, гуманизма и индивидуализации наказания.        
                                                                                
На основании изложенного комитет рекомендует законопроект отклонить.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться на вопросы.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Иванович, я поддерживаю точку зрения,          
которую вы высказали. Действительно, жизнь многогранна, и особенно в случаях    
лёгкой аварии должны быть всё же сопоставимые варианты. Вопрос, связанный с     
тем, что мы сейчас обсуждаем: у вас нет ощущения, что мы очень часто в          
течение каждого года возвращаемся к этой проблеме? У нас чехарда такая - то     
мы усиливаем, то снимаем, то ослабляем. Как бы нам вместе - и комитету, и       
МВД, и всем, кто причастен, - один раз, ещё раз капитально посмотреть всю       
систему ответственности за ДТП на дорогах и не дёргать автолюбителей в          
течение года десятью или двадцатью разного рода изменениями?                    
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Я могу сказать, что ваш вопрос перекликается с выступлением коллеги Нилова.     
ЛДПР иногда обижается на то, что комитет отклоняет их законопроекты. В данном   
случае мы пытаемся объяснить, что не можем внести ответственность за деяние,    
которое не предусмотрено хоть и подзаконным, но нормативным актом, то есть      
Правилами дорожного движения, постановлением правительства. Если бы Правила     
дорожного движения были федеральным законом, нам, конечно, более оперативно и   
гибко можно было бы менять законодательство в этой части.                       
                                                                                
Что касается вашего вопроса, действительно, такая проблема существует, и        
комитет работает над решением этой проблемы, создана рабочая группа по          
совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности           
дорожного движения, в которую входят представители всех фракций, кстати         
говоря. И такая системная работа ведётся, в том числе с участием руководства    
ГАИ, профессионального сообщества, общественных организаций, то есть            
гражданского общества, и в рамках 12-й статьи мы будем вырабатывать концепцию   
её корректировки, уходя от таких вот, условно говоря, заплатных                 
усовершенствований. Ну, обращаю внимание, что в данном случае мы обсуждаем      
инициативы наших коллег, то есть законодателей двух субъектов, на которые мы    
не могли не отреагировать, поэтому в данном случае решение комитета вам         
озвучено.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня созвучный вопрос вам, Вячеслав Иванович, учитывая, что вы этой           
проблемой занимаетесь, но несколько шире. Вот в последнее время резко           
участились случаи совершения ДТП как раз сотрудниками полиции на                
дорогостоящих мотоциклах, на дорогих автомобилях, при которых пострадавший в    
принципе не имеет никаких шансов восстановить справедливость, притом что        
очевидно, что виновен сотрудник полиции. Может быть, всё-таки вот в рамках      
вашей рабочей группы особо жёсткие меры необходимо предусмотреть как раз не в   
КоАП, а в УК, вплоть до лишения, скажем, права занимать должности? Как раз      
это, мне кажется, тогда заставило бы и рядовых участников дорожного движения    
больше уважать.                                                                 
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Николай Васильевич, спасибо за ваш вопрос, ваше выступление.      
Могу сказать, правда, что ответственность, предусмотренная Уголовным            
кодексом, входит не только, даже не столько в компетенцию нашего комитета,      
сколько в компетенцию комитета коллеги Крашенинникова, но тем не менее вы       
совершенно правы, и, наверное, эту проблему надо вынести на                     
"правительственный час", когда новый министр внутренних дел будет выступать.    
А вообще, с точки зрения концептуальной я всегда выступал за то, чтобы          
ответственность так называемых государевых людей, людей, которые представляют   
государственную власть, в частности силовиков, была кратно выше, чем обычных    
граждан Российской Федерации. Это, может быть, точка зрения спорная, но я       
считаю, что, если человек идёт в правоохранительную систему, силовую            
структуру и знает, что, например, за управление транспортным средством в        
состоянии опьянения он будет не на полтора-два года лишён права управления      
автомобилем, как обычный гражданин, а на десять лет или пожизненно, - это       
будет серьёзной мотивацией для того, чтобы он вёл себя на дороге не так, как    
зачастую сейчас ведут себя некоторые наши, отдельные правоохранители, которые   
считают, что им разрешено всё, он десять раз подумает, прежде чем сесть за      
руль после употребления алкоголя или прежде чем нарушить Правила дорожного      
движения в более грубой форме. Могу добавить, что по этому поводу мной          
написано письмо министру внутренних дел, мною написаны и направлены письма      
всем министрам, всем руководителям федеральных служб, всем главам субъектов,    
всем руководителям заксобраний на предмет проверки, - это после нашей           
недавней поправки, соответствующей поправки в законодательство, касающейся      
тонирования стёкол автомобилей. Суть письма: я попросил проверить автопарки,    
которые обслуживают эти структуры, на предмет соответствия ГОСТу и закону. Я    
знаю, что министр внутренних дел очень оперативно отреагировал. Я его           
попросил проверить не только ведомственные машины, но и личные автомобили       
сотрудников МВД с помощью бригад, в которые входили бы сотрудники не только     
ГАИ, но и службы собственной безопасности. Такая работа ведётся. Мы попросили   
давать отчёт в комитет о количестве административных дел по субъектам. То       
есть, другими словами, в том числе и в нашей власти заставить водителей         
абсолютно всех этих автомобилей ездить, соблюдая Правила дорожного движения,    
вне зависимости от ведомственной принадлежности.                                
                                                                                
И ещё, пользуясь случаем, прошу прощения, прошу коллег-депутатов показывать в   
этом плане собственный пример. Мы требуем с граждан, но, к сожалению, многие    
из вас не пристёгиваются, передвигаясь в служебных автомобилях. Я могу          
сказать, что и водители наших служебных автомобилей, той структуры, которая     
нас обслуживает, тоже грешат этим. Вот, по моим наблюдениям, всего лишь         
десять водителей из всех, кто, например, меня лично обслуживал,                 
пристёгиваются, остальные не пристёгиваются, но и многие депутаты не            
пристёгиваются, хотя я знаю, что кто-то пристёгивается. Поэтому прежде чем      
нам спрашивать с обычных граждан и требовать от них законопослушания, давайте   
сами... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович.                               
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Прошу записаться.                                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Иванович, фракция ЛДПР никогда ни на что не обижается,       
потому что на обиженных воду возят, но фракция ЛДПР, которая находится в        
Государственной Думе с момента её создания, твёрдо уверена, что                 
Государственная Дума - это высший законодательный орган страны, основной        
закон у нас Конституция, и федеральные законы не могут ей противоречить, но и   
нормативные акты не могут противоречить федеральным законам. Когда мы вносим    
законопроект, мы обязательно на отдельном листочке указываем перечень актов,    
которые должны быть приведены в соответствие, признаны утратившими силу и так   
далее. Так вот, мы не согласны просто с логикой вашей: если Государственная     
Дума принимает какой-то термин, пусть даже он и относится к Правилам            
дорожного движения, то тогда уже правительство обязано внести изменения в       
свой нормативный документ.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Выйти на эту трибуну            
заставили два обстоятельства. В очередной раз представитель комитета признаёт   
необходимость приведения в порядок правил движения, внесения каких-то правок,   
но говорит, что законопроект надо отклонить. Почему нельзя принять в первом     
чтении и в рамках рассмотрения во втором чтении доработать, как это вы          
делаете зачастую? Даже "братская могила" - несколько проектов законов - уже     
ко второму чтению меняются и в трёх чтениях принимаются!                        
                                                                                
Мне кажется, что отклонить - это контрпродуктивно. А в случае принятия это      
повысило бы, скажем, и роль рабочей группы вашего комитета, потому что вы       
знаете: если законопроект принят в первом чтении, тогда проще вам пригласить    
любого руководителя из любого ведомства в рабочую группу для рассмотрения,      
причём ранг его будет значительно выше, чем если бы просто пригласить в         
рабочую группу.                                                                 
                                                                                
Но я вам задал вопрос и хочу вам сказать, что этот вопрос имеет и               
политическую составляющую. Учитывая увлечение Государственной Думы              
карательными мерами в отношении депутатов и дезинформацию, которая зачастую     
исходит от расплодившихся пресс-служб, хочу вам ещё раз сказать следующее.      
Вот, скажем, погибший сотрудник полиции из Ростовской области в ранге           
полковника, который фигурировал здесь в материалах ложного обвинения            
Бессонова, - так вот он летел на скорости 200 километров в час, понимаете,      
выбил переднее шасси "КамАЗа" и убил водителя, у которого осталось двое         
малолетних детей. Сегодня у меня есть обращение вдовы погибшего: двое детей,    
говорит, в полицию обращаюсь - ноль эмоций. Понимаете? Но пресс-служба ГУВД     
распространяет информацию, что Бессонов организовал чуть ли не ДТП.             
Понимаете? Хотя рядом с ним ехал второй полковник на таком же мотоцикле         
"сузуки" (я, правда, не знаю - это уже в рамках новой зарплаты, наверное,       
заработали на эти мотоциклы), но, подчёркиваю, скорость была 200 километров в   
час, а сзади ещё шла милицейская машина сопровождения на такой же скорости.     
Послушайте сообщения - оказывается, за рулём машины погибшего прокурора была    
молодая женщина. Это говорит о том, что сотрудники правоохранительных органов   
ездят как хотят, понимаете? Вот как мы с вами ездим - тут призывали депутатов   
ездить по правилам, - вот нас обгоняют на бешеной скорости машины с номерами    
серии ЕКХ, которые никто никогда не останавливает, но они, как правило, и       
являются основным источником ДТП.                                               
                                                                                
Поэтому, мне кажется, не отсылки нужны к постановлениям правительства при       
принятии законов, а назрела необходимость принятия законов однозначных и        
одинаковых и для землепашца, и для прокурора. Тогда будет польза, тогда будет   
меньше ДТП и случаев гибели на дорогах, тогда и порядка будет больше...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Мы понимаем, что, оставляя ответственность только в виде лишения права          
управления транспортным средством, мы повысим коррупционноёмкость этого         
закона, но, как правильно отметил депутат Вяткин, можно было бы и этот          
законопроект принять и ко второму чтению доработать, однако комитет предпочёл   
инициативу Курской областной Думы. Фракция ЛДПР поддержит и тот законопроект,   
и другой по политическим причинам. Сахалинская область далеко, расстояние от    
Москвы очень большое, внимания, соответственно, к ней меньше, чем к Курской     
области, там японцы их трамбуют, погодные условия не такие, как в Курской       
области, поэтому, исходя из политических убеждений, мы их поддержим.            
                                                                                
И правильно сказал коллега Коломейцев, что необходимо, может быть, и            
уголовную ответственность вводить. Так вот как раз в ряде европейских стран и   
в Америке за агрессивный метод вождения существует уголовная ответственность    
в виде ареста, кроме больших денежных штрафов, поэтому там порядок на дороге,   
хотя бывает, что нетрезвые лица управляют транспортными средствами, однако      
из-за того, что там в целом порядок и выстроен скоростной режим, там очень      
мало дорожно-транспортных происшествий.                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать за оба законопроекта, и за 10-й пункт, и за       
11-й.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Вяткин Дмитрий Фёдорович.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Могу лишь подтвердить,              
собственно, то, что я уже сказал: наша фракция этот законопроект не будет       
поддерживать вовсе не по принципиальным соображениям, а только исходя из        
соображения целесообразности, потому что оба законопроекта могли бы быть        
приняты, оба могли бы быть доработаны, но в соответствии с нашим Регламентом    
мы всё-таки должны выбрать какой-то один, чтобы не создавать путаницу.          
                                                                                
В связи с данным законопроектом мы ни в коем случае не хотим ущемить или        
обидеть наших коллег из Сахалинской области, ни в коем случае, тем более что    
многие законодательные инициативы сахалинцев принимались и мы с большим         
уважением относимся ко всем без исключения нашим коллегам из регионов. Просто   
надо выбрать одну инициативу. Мы в комитете выбрали курскую, вот и всё.         
                                                                                
Наша фракция данный законопроект не поддерживает по тем причинам, о которых я   
сказал.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Представители президента, правительства? Вячеслав Иванович, нет необходимости   
выступить? Нет.                                                                 
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4939 по 4955 из 6265
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.24     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              151 чел.33,6 %                                    
Проголосовало против           16 чел.3,6 %                                     
Воздержалось                    9 чел.2,0 %                                     
Голосовало                    176 чел.                                          
Не голосовало                 274 чел.60,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.