Заседание № 199
18.11.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 630365-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 988 по 1195 из 7373
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что речь идёт о так называемом антиоффшорном законе, направленном на выполнение поручения президента, которое он огласил в послании Федеральному Собранию. Законопроект был внесён представителями всех фракций Государственной Думы и принят в первом чтении. Чтобы не повторять те аргументы, которые звучали при обсуждении в первом чтении, скажу лишь о тех поправках, которые комитет рекомендовал к принятию. Чтобы закон заработал, возникла необходимость разработки формул определения эффективной ставки налогообложения и средневзвешенной налоговой ставки. Авторы и другие депутаты предложили такие формулы, которые комитет считает возможным поддержать и включить в текст законопроекта. Другой вопрос носит менее технический характер и, скажем так, более принципиален. Дело в том, что в законопроекте на период до 2017 года контролирующим лицом компании признавалось лицо, владеющее долей в 50 процентов. Авторы поправок предложили, чтобы доля участия контролирующего лица в организации была более 25 процентов, и ввели переходный период до 2016 года. Эти поправки комитет также поддержал. Есть несколько технико-юридических правок, которые были проведены комитетом. Несколько слов об отклонённых поправках. Мы получили поправки от очень многих крупных компаний и других представителей бизнеса, а также от РСПП и от других бизнес-объединений, и не смогли бы, наверное, рассмотреть их все, если бы не наши коллеги-депутаты, которые, воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, любезно согласились внести поправки компаний в Государственную Думу. Мы их рассмотрели и сразу хочу сказать, что против них возражало правительство и они были отклонены, одновременно были отклонены и поправки правительства, которое предложило изложить текст законопроекта в другой редакции. Подводя итог, скажу, что законопроект в настоящем виде, как мы полагаем, даёт абсолютно точные ориентиры бизнесу, как государство понимает деоффшоризацию. Это закон, который предлагает всем определиться: вернуть ли бизнес из оффшоров или, по крайней мере, платить налоги в своей стране, а тем, кто не хочет, - определиться с дальнейшим ведением бизнеса. Мы полагаем, что доработка закона, безусловно, возможна, но сегодня необходимо остановиться, чтобы дать вот эти ориентиры в виде закона и ясно сказать, что будет, если требования закона не будут выполняться. Поэтому данный закон нужен не только государству, он нужен и бизнесу, чтобы бизнес точно понимал те правила, которые сегодня установлены. Суть законопроекта состоит в том, что ты можешь работать и жить где угодно, но налоги с доходов, которые ты получаешь в результате деятельности в нашей стране, ты должен платить в России, эти средства должны работать на Россию - вот цель этого закона. Именно поэтому комитет счёл возможным предложить Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении, и в случае принятия предлагаем сегодня же проголосовать и в третьем чтении, с тем чтобы направить его в Совет Федерации, который сможет уже на этой неделе его рассмотреть, что позволит обеспечить вступление этого закона в действие так, как это предусматривается Налоговым кодексом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по первой таблице? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 55 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по второй таблице? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 21 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Объявляю "час голосования" и ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 48 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам голосования перед третьим чтением? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект, поскольку его внесли все четыре фракции. Надо сказать, что мы его действительно можем сегодня рассматривать как определённый компромисс между бизнесом и правительством, потому что в течение двух лет у правительства и у бизнеса была возможность договориться, но в результате того обсуждения, которое состоялось в комитете, мы увидели, что всё-таки предпринимались определённые попытки продолжить вот эту дискуссию. И те поправки, которые правительство внесло в виде нового законопроекта, оформленного в виде поправок, и целый ряд послаблений, которые пытались внести через субъектов права законодательной инициативы, - это всё является продолжением вот этой дискуссии, поэтому, конечно, давно надо было ставить точку. Надо сказать, что всё-таки то, что эту точку поставили законодатели, - это плюс, это большой плюс и победа депутатского корпуса, так и должно быть, так мы всегда и говорили. Можно много говорить о том, что есть плюсы и есть минусы, можно спорить об эффективной ставке, о средневзвешенной ставке, есть проблемы - в частности, по моей поправке, которую отклонили, хотя правительство тоже сказало, что, по-видимому, надо учитывать и доходы тех субъектов, которые расположены на территории России и на едином балансе находятся, - но это всё можно будет подправить. Мне кажется, разговоры уже закончились, и мы чётко поддерживаем позицию: если бизнес ведётся в России, если используются наши ресурсы, наши трудовые ресурсы, наши энергетические ресурсы, то должна быть обязанность платить налоги в России. Поэтому данный законопроект мы будем поддерживать, но нет предела совершенству, и если будут предложения, если мы увидим какие-то возможности для смягчения, скажем так, то мы будем их применять. У меня только убедительная просьба к правительству: с учётом обещаний, что мы будем пакетом рассматривать комплекс мер - то есть не только вот такие ограничительные меры, а всё-таки и преференции бизнесу, для того чтобы он пришёл сюда, в Россию, то есть не только кнут, но и пряник, так сказать, - нам нужно законопроекты быстрее вносить, с тем чтобы это был действительно пакет предложений. Фракция будет поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Денис Николаевич Вороненков. ВОРОНЕНКОВ Д. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, когда бывший госсекретарь США Генри Киссинджер приезжал в Ново-Огарёво к нашему президенту и после встречи с ним давал интервью средствам массовой информации, он сказал: "Если бы наши бизнесмены, американские, всё время уезжали в Лондон и уводили туда всю прибыль, у нас не было бы ни Нью-Йорка, ни Сан-Франциско, ни Майами". Данный законопроект, принятый во исполнение поручения президента и являющийся результатом совместного двухлетнего труда правительства, бизнеса, экспертов, аналитиков, депутатов всех фракций, как раз задаёт вопрос нашему бизнесу: с кем вы - со своей страной, со своим народом или с западным капиталом? Он закладывает определённую "дорожную карту". В целях формирования так называемой национальной элиты мы внесли определённые серьёзные ограничения в виде запрета двойного гражданства, зарубежных счетов и иные ограничения для госслужащих, для депутатов разных уровней, этим же законом мы задаём вопрос бизнесу, с кем он. Наша фракция поддержит данный законопроект. Пределов для совершенства нет, поэтому мы должны посмотреть его правоприменение и в дальнейшем, возможно, какие-то вопросы отрегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 42 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Закон принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2362 по 2369 из 7373
ИСАЕВ А. К., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я приношу извинения, произошла техническая накладка, я хотел бы зафиксировать, что по 4-му вопросу я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6136 по 6145 из 7373
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я прошу исправить техническую ошибку: по 4-му вопросу - голосовали утром, я только сейчас обратил на это внимание - Валерий Зубов, Сергей Петров и Гудков голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 196
11.11.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 630365-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3001 по 3122 из 8123
Коллеги, мы с вами договаривались рассмотреть первым среди законопроектов первого чтения 31-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Доклад Дениса Николаевича Вороненкова. Пожалуйста, Денис Николаевич. ВОРОНЕНКОВ Д. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, в последние годы, в период мирового финансового кризиса, проблема борьбы с уклонением от налогообложения сильно заботит правительства всех стран мира. Невозможно снижать бюджетный дефицит, увеличивая нагрузку на бизнес и экономику, если крупнейшие компании уплачивают налоги по ставке в 1-2 процента от прибыли, то есть существенно меньше, чем средний гражданин или обычный бизнес. Разработанный нами антиоффшорный законопроект ни в коем случае не направлен на сдерживание зарубежной экспансии российского бизнеса. Доходы от ведения активного производственного бизнеса не должны подвергаться налогообложению в России, даже если за рубежом ему предоставлены налоговые льготы, нам необходимо вовлечь в российскую налоговую систему так называемые пассивные доходы выведенных из России компаний, созданных на деньги российских собственников и контролируемых ими. Также нам необходимо сделать прозрачными схемы владения через оффшорные юрисдикции, для того чтобы не только исключить неправомерное предоставление налоговых льгот, но и исключить всякого рода теневые и коррупционные механизмы, реализуемые с помощью таких схем. Обращаю ваше внимание, что мы просим уплатить налоги в России только в тех случаях, когда в зарубежной юрисдикции низкие или нулевые налоги на пассивные доходы. Закон будет препятствовать созданию необоснованных преференций и получению бизнесом, особенно крупным, необоснованной налоговой выгоды в ущерб интересам нашей страны. Почти год назад в своём послании президент поставил задачу создания экономически оправданной налоговой схемы, которая давала бы возможность взимать налоги в соответствии с российским законодательством со всех компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российским собственникам или контролируются ими. Задача правильная, а сегодня в условиях дефицита бюджета её срочное решение стало ещё и остро необходимым. Данный законопроект должен явиться одной из составных частей этого движения по пути деоффшоризации отечественной экономики. По нашему мнению, государство в настоящий момент остро нуждается в специализированном антиоффшорном законодательстве. Конечно, для всех нас крайне важны инвестиционная привлекательность и деловой климат, но в нынешних политических и экономических реалиях оффшоры - это мина замедленного действия для экономики всей страны, которая может взорваться в любой момент. Крупнейшие компании всего мира, а не только наши, используют оффшорные юрисдикции, где можно платить налоги в разы меньше, где банки и трасты никогда не выдадут истинного владельца капитала, однако западные олигархи переводят в страны с уютным налоговым законодательством только прибыль от заработанного, отечественные же предприниматели, к сожалению, пошли другим путём: многие, если не все наши крупнейшие корпорации выведены туда целиком, со всеми своими финансовыми активами. И получается, что производства, которые расположены в России, почему-то полностью принадлежат зарубежным структурам и совсем не подотчётны нашему государству, нашему налоговому законодательству. Есть ещё один неприятный, даже опасный в сегодняшней непростой политической ситуации момент: западные политики при желании смогут с помощью оффшорных рычагов надавить на российских олигархов, и мы можем только догадываться, как будут вести себя наши олигархи, боясь потерять свои миллиарды. Пример такой мы видим на Украине, где миллиардеры вывели почти всю страну в оффшоры, где люди мёрзнут, а у государства нет денег, чтобы заплатить за газ: именно через владельцев крупных компаний внешние силы смогли воздействовать и продолжают воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику украинского государства. Ещё одна опасность - долговые обязательства оффшорных компаний. Экономисты подсчитали теневые долги крупнейших корпораций, они учитывали, сколько займов набрали компании, фактически расположенные на территории одной страны, но зарегистрированные в оффшоре: мы, конечно, не одни такие, но лидером оказался наш российский бизнес - он назанимал больше всех в мире, размер внешнего корпоративного долга российского бизнеса составляет 720 миллиардов долларов. А ведь фактически оффшорные компании набрали обязательства под те материальные активы, которые расположены в России, то есть они взяли эти деньги в долг под наши заводы, наши предприятия, наши недра, поэтому расплачиваться по их кредитам в конечном итоге придётся всей нашей стране. О какой социальной стабильности может идти речь в стране, граждане которой фактически работают на заграничный капитал?! Прибыль, которая должна работать на развитие страны, уходит за рубеж, это мешает развитию промышленности, нормальному финансированию образования, здравоохранения, культуры, затрудняет реализацию социальных программ. По некоторым оценкам, казна ежегодно недополучает 20 миллиардов долларов, и с тем, чтобы остаться в живых, мы просто обязаны отсечь нашу реальную экономику от оффшорного зазеркалья! Конечно, мы в такой ситуации не одни, существует определённый международный опыт борьбы с оффшоризацией экономики, некоторые страны объявляли оффшорную амнистию, разрешали безболезненно вернуть капитал в страну, уплатив налог по минимальной ставке. Получилось более или менее прилично только в Италии, в большинстве случаев (к примеру, в США, Казахстане и многих других странах) этот пряник не срабатывал, мы тоже пробовали - у нас он тоже не сработал. Давайте попробуем в сочетании с пряником использовать налоговый кнут! Очень хотелось бы, чтобы до наших бизнесменов наконец дошло: если не платить налоги в нашей стране, она не просто перестанет развиваться - она погибнет. Россия - богатая страна, но нельзя же бесконечно грабить её, выводя миллиарды! По некоторым данным, только российские нефтеэкспортёры за последние десять лет вывели в оффшоры 798 миллиардов долларов. Сегодня под иностранной юрисдикцией находится около 95 процентов крупной российской собственности. Президент ещё в 2012 году сказал, что девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая структуры с государственным участием, совершаются вне нашей юрисдикции. По оценкам экспертов, мы ежегодно недосчитываемся триллиона рублей налоговых поступлений вследствие проведения фиктивных внешнеэкономических операций в целях уклонения от уплаты налогов и вывода доходов за рубеж. Не только президент, вся страна ждёт от нас антиоффшорных поправок в законодательство. Представленный законопроект должен быть принят, чтобы закон мог начать работать в следующем году, ведь сейчас каждый месяц промедления дорого обходится нашей экономике. Конечно, для деоффшоризации нашей экономики одних только налоговых изменений недостаточно: оффшорный бизнес имеет много способов уклонения от налогов, но это уже особая тема, тема не сегодняшнего пленарного рассмотрения. Сегодня я предлагаю принять данный законопроект, чтобы помочь своей отечественной экономике и помочь своей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3146 по 3518 из 8123
Продолжаем рассмотрение 31-го вопроса повестки дня. С содокладом выступает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы начать с одной цитаты из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года: "По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деоффшоризации нашей экономики". Прошёл год тяжелейшей работы, в течение которого поправки, тексты предложений, различные проекты обсуждались со всеми структурами бизнеса, со всеми министерствами, и, казалось бы, работа подходит к концу. Но наступил декабрь 2013 года, и я снова открываю Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, то есть нам с вами, где он напоминает, что в прошлом году ставил задачу по деоффшоризации, приводит в пример сделку по "ТНК - BP", совершённую за границей, затем президент указывает, что через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов, - вот результат того, что произошло за тот год, пока шли обсуждения и закон не принимался. И вновь подходит к концу ещё один год. Я привёл сейчас эти цитаты для того, чтобы стало понятно: задача, поставленная Президентом Российской Федерации, должна быть решена. К сожалению, её обсуждение со всеми - и с бизнес-сообществом, и с экспертами, и с кем бы то ни было - в настоящее время всё больше сводится не к тому, как улучшить содержание закона, а к тому, как сделать так, чтобы закон не принимался по возможности ещё один год. И в данном случае комитет, рассматривая данный законопроект, в первую очередь исходил из того, что этот законопроект надо принять. Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим коллегам из всех фракций, которые взяли на себя ответственность и внесли подготовленный всеми нами законопроект на рассмотрение в Государственную Думу, и теперь наша задача состоит в том, чтобы этот законопроект как можно быстрее стал законом. Означает ли это, что у законопроекта нет недостатков, что это истина в последней инстанции? То, что два года не могли договориться по деталям, означает, что, безусловно, нет предела совершенству, есть, что менять, однако я хотел бы обратить внимание на самое главное: это закон-предложение, предложение определиться, сделать выбор, где вы работаете - здесь, в Российской Федерации, или там. Вот вам закон-предложение - выбирайте сами! Авторы законопроекта говорят: ответственность за то, что кто-то попробует и дальше скрывать имущество, свои доходы в оффшорах, наступит только с 2017 года, то есть они на самом деле дают время для того, чтобы этот выбор был сделан сознательно, при этом совершенно справедливо ставится вопрос о том, что уже с 1 января возникает обязанность давать информацию, то есть раскрыться, а вот дальше уже выбирай, где ты хочешь работать - в России, в оффшорах, за границей, - это твоё право. Мне кажется, что на сегодняшний день комитет, рассматривая этот законопроект, разделяет именно эту позицию, ещё раз повторю: это и закон-предложение, и закон-предупреждение, то есть вы знаете условия, вы знаете, какие обязанности на вас возлагаются, - сделайте выбор, ибо ответственность неминуема. У нас с вами будет время на то, чтобы дорабатывать детали. Более того, я думаю, что нам надо предусмотреть возможности для решения таких вопросов, как амнистия капитала, как защита собственности, как поощрение бизнеса, чтобы он возвращался к нам в страну, должны быть рассмотрены дополнения в Налоговый кодекс, в другие законодательные акты, но это работа, которую ещё предстоит провести. А вот что касается этого законопроекта, то проводится определённая граница, предлагается всем тем, кто действительно думает об интересах страны и связывает с ней свою дальнейшую судьбу, определиться, сделать этот выбор. Комитет поддерживает данный законопроект. Мы предлагаем установить очень короткий срок для внесения поправок, с тем чтобы уже в следующий вторник вынести его на второе чтение. Закон должен быть принят до 1 декабря, опубликован и вступить в действие с 1 января следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович, присаживайтесь. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос Денису Николаевичу. Возникает впечатление, что при всей необходимости, значимости и целесообразности этой борьбы у нас телега впереди лошади: мы ничего не даём бизнесу, мы не создаём условий для возврата (мы говорим об амнистии, кстати, Андрей Михайлович, спасибо, сейчас отметил, что она нужна), мы начинаем с обратного, мы начинаем с кнута, а не с пряника. Ведь дело в том, что среди тех, кто уводит капитал, кто совершенно незаконно и мошенническим образом зарабатывает деньги, есть люди, которые ушли от неправосудных решений, от коррумпированных правоохранительных органов, от рейдерства, от административного давления и так далее, и тому подобное. Не стоит ли всё-таки обратить внимание сначала на то, что мы дадим бизнесу? Может, не следует начинать с угроз, предупреждений и того, о чём сейчас говорили, с ультиматумов? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денис Николаевич Вороненков. ВОРОНЕНКОВ Д. Н. Спасибо, Михаил Иванович. Я в корне с вами не согласен. Данный законопроект является определённой "дорожной картой", которая будет реализована, в частности, с учётом послания президента, в котором он говорит о том, что та вольница 90-х годов, когда все активы выводились в оффшоры, закончилась, государство приходит и будет контролировать налогооблагаемую базу. Поэтому говорить о том, что мы поставили телегу впереди лошади, ну, это, мне кажется, некорректно, хотя в каких-то моментах я с вами согласен: да, когда наша правовая система только формировалась, возможно, многие предприниматели видели в оффшорах определённую защиту от рейдерства, но если посмотреть последние случаи, вот когда предпринимателя убили, когда вообще не могут найти активы в оффшорах... Это очень спорный вопрос, и мне кажется, в данном случае это не является защитой, а, наоборот, является определённым риском. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Андрей Михайлович, ну, хочу поблагодарить за первый по-настоящему антиоффшорный закон, но хотел бы спросить: а когда же мы ужесточим валютное законодательство? Вот вчера сообщили: 128 миллиардов долларов убежало за рубеж, а это ведь данные ещё только за десять месяцев! Когда будут внесены другие законопроекты? Вот пакет обещали целый, я думаю, что десять примерно надо принять законов. Есть план вот, график у Комитета по бюджету и налогам? МАКАРОВ А. М. Мы обсуждаем законопроект по графику, который у комитета по бюджету есть. И единственное, что хотел бы сказать, просто добавить, коллеги: очень важно, что все фракции выступили с единой позицией. Хватит какими-то недостатками, даже в правоохранительной системе, оправдывать то воровство, откровенное бегство денег из страны, когда люди это делают исключительно из корыстных мотивов. Мне кажется, этот пример, который все фракции Государственной Думы подали, - очень хороший вариант сотрудничества. Если мы будем идти по этому пути, я думаю, любые вопросы мы сможем решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Денису Николаевичу вопрос. Вот опыт работы с правительством нашим показывает, что при любом ужесточении (например, акцизов на водку, на табак или на бензин, при ужесточении пенсионных взносов) нужно чётко понимать, как это отразится на налоговой дисциплине, сколько начнут платить те субъекты, против которых мы, скажем так, активно боремся. Вот когда мы ратифицировали конвенцию, я задавал вопрос и сейчас его опять вам задаю: скажите, пожалуйста, авторами проводилась ли оценка того, о каких цифрах идёт речь, сколько дополнительно налогов при этой ставке мы планируем получить в бюджет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денис Николаевич Вороненков. ВОРОНЕНКОВ Д. Н. Спасибо, Сергей Михайлович. Да, цифра такая есть - это порядка 20 миллиардов долларов недополученной прибыли, которая выводится ежегодно в оффшоры. И конечно, главный инструмент помощи в работе данного закона - это ратифицированная нами конвенция в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, о чём вы изначально говорили. Полномочие, которое мы определяем, будет федеральный орган исполнительной власти в области контроля и надзора по сбору налогов непосредственно осуществлять. И законом определён уведомительный характер, то есть все крупные компании, юридические и физические лица обязаны будут поставить данный орган в известность о том, что они являются контролирующими лицами, имеют контроль над иностранными компаниями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддерживаем инициативу всех фракций, которую наш коллега с группой товарищей подготовил, но считаем, что нам необходимо инициативу эту усилить, и мы предлагаем этот законопроект принять в целом сегодня. Ну вот у нас Владислав Матусович предлагал даже более спорные законы, их принимали в трёх чтениях, 380 миллиардов сразу раз - и финансовому рынку отдавали. Мы считаем, что этот закон нам надо принимать тоже срочно, отдавать его в Совет Федерации, чтобы он быстрее принимал, и передавать его... Но на этом не надо останавливаться, и, с нашей точки зрения, нам, вообще-то, надо ужесточить валютное законодательство. Согласитесь, выглядит странным, что в ситуации, когда Обама объявляет нас врагом номер один в тройке главных врагов, когда генсек НАТО объявляет нас врагом номер один, да и более мелкого пошиба руководители, там руководители бывших стран СЭВ, и те пытаются нас учить, мы в то же время в условиях кризиса, когда на 20 процентов за два месяца опустили национальную валюту, на 4,5 миллиарда долларов купили казначейских обязательств США! Нам, наверное, мало "Фэнни Мэй" и "Фредди Мак", у которых мы раньше покупали, и потом они подвисли. Я у вас спрашиваю: какие основания в таких условиях покупать?! Вот министр финансов говорит, что всё, внешние финансовые рынки закрыты, всё, полный капут, и в это же время 4,5 миллиарда долларов берут и вкладывают в иностранные ценные бумаги американского правительства! Ну где ещё вы найдёте такого оппонента, который своему врагу говорит, что, дескать, на вот тебе из этого кармана, у меня он пустой, но я занял у соседа и вот тебе даю?! Поэтому мы считаем, что при заслушивании доклада о кредитно-денежной политике надо бы, наверное, нам пригласить представителей и Минфина, и Центробанка, с тем чтобы послушать, когда мы будем менять вообще подходы в кредитно-денежной политике, до каких пор наша валюта будет напрямую привязана к валюте нашего откровенного врага, не я об этом сказал, Обама сказал, что мы враг номер один. А у нас при этом валюта привязана к доллару, цена которого составляет 7 центов, говорят, на печать, и больше он ничем не обеспечен. 17,5 триллиона напечатали, причём Конгресс США... Вы добавьте мне, пожалуйста, время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...причём Конгресс США, посмотрите, что делает: игрушки, игры устраивает, то есть печатный станок включает и на полтриллиона каждый год добавляет долги за наш счёт. Получается, что он увеличил печатание денег, а мы берём и покупаем у них опять их бумаги! Это первое. Второе. Мы считаем, что вот имеется какая-то двойственность: смотрите, президент ставит правильную задачу о двадцати пяти миллионах рабочих мест, но скажите мне, где создаётся, где строится серьёзное производство за счёт бюджета или с участием бюджета государства, за счёт которого завтра будет гаситься инфляция, то есть как раз произведёнными товарами, а не таргетированием или искусственным снижением денежной массы? Третий момент. Обратите внимание, как же мы будем конкурентоспособными, если, смотрите, в высокоразвитых странах (например, в Германии, в Японии) 300 процентов ВВП объём денежной массы, при этом учётные ставки в банке Японии - 0,1 процента, в банке Германии - 0,15 процента? А мы хотим, чтобы мы были конкурентоспособными! Государство ничего никуда не вкладывает, только якобы уменьшает учётную процентную ставку... рассказывали, какая она хорошая - 8,5 процента, пойдите возьмите кредит под 15 процентов - не возьмёте! Ещё один момент. Посмотрите, Сбербанк за девять месяцев этого года увеличил прибыль по сравнению с прошлым годом, в то время как вся обрабатывающая промышленность лежит, сельское хозяйство кричит, уже более 2 триллионов сельское хозяйство должно, более 2 триллионов - субъекты. Вот я и спрашиваю: кто мешает нашему правительству, которое, кстати, здесь высказывает очень сомнительные мысли? Видно, все там, в оффшорных зонах, или большая часть членов правительства, если судить по заключению, понимаете? У Сбербанка всё в плюс, а у производства всё больше в минус, и на 300 миллиардов, если я не ошибаюсь, увеличились долги субъектов Федерации и сельского хозяйства. Может быть, правительству подготовить постановление о реструктуризации долгов лет на тридцать, а через тридцать лет или ишак умрёт, или ещё кто-то, так ведь, да? Но этого предложения нет! Более того, когда такие предложения вносятся, на авторов смотрят как на прокажённых. Так я спрашиваю: каким же образом мы собираемся реанимировать нашу обрабатывающую промышленность и наше сельское хозяйство? Без этого ничего не будет, ведь сельское хозяйство - это локомотив, который может вытащить всех! И не зря, наверное, Владимир Вольфович сегодня предложил поправку в Регламент! На самом деле это очень важная тема, ведь сельское хозяйство может дать более десяти рабочих мест в городе, то есть вот если начнёте сеять и пахать свою землю и начнёте живность свою выращивать, то будет четырнадцать рабочих мест в городах на одно рабочее место в селе. Мы поддержим этот законопроект, но призываем комитет по экономической политике, который здесь так ратовал за вступление в ВТО (мы предупреждали, какие будут убытки, - смотрите внимательно: всё, о чём мы говорили, подтвердилось, даже в большем объёме!), сегодня предложить законы, которые оправдали бы вас перед производственниками и дали бы возможность работать нашей промышленности для возрождения нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Вместе с тем мне хотелось бы всё-таки остановиться на некоторых очень важных моментах, которые необходимо учитывать при рассмотрении данного законопроекта. Начну с послания президента, который дважды обращался к депутатам и говорил о том, что эти вопросы нужно решать, но нужно всё-таки читать именно то, что написал президент: президент ставил задачу, чтобы налоги собирались в казну Российской Федерации, президент никогда не говорил, какая должна быть ставка, какой должен быть концепт. Задача была поставлена, но тот законопроект, который мы рассматриваем сегодня... Я не соглашусь с Николаем Васильевичем, что мы должны законопроект сегодня принять в трёх чтениях. Два года не давали хода этому законопроекту, но предлагаемые в этом законопроекте цифры и экономически обоснованные цифры - это немножко разные вещи. Мы должны понимать, что те люди, которые могут не пускать законопроект, его принятие, и те, кто будет по нему потом платить в бюджет, - это лица совершенно разного уровня. Я же не случайно задал вопрос докладчику о том, проводился ли анализ, потому что та цифра, которую вы назвали, 20 миллиардов, - это, как я понимаю, прибыль, которая, скажем так, показывается за рубежом, а речь идёт об оценке, об экспертной оценке того, сколько в результате действия данного закона и тех ставок, которые мы хотим применить, мы получим в бюджет страны. Вы понимаете, у нас никто в правительстве сегодня системно задачу не рассматривает. Вот президент второй раз сделал замечание - и мы выдёргиваем этот законопроект (я с Николаем Васильевичем согласен), а пакет документов, о которых говорил президент, более тридцати законопроектов, мы не рассматриваем. Ну почему мы не можем сегодня рассмотреть весь этот пакет? Тогда мы могли бы говорить и о прянике, и о кнуте, но самое главное - о тех суммах, которые мы должны получить в бюджет. Опыт работы с нашим правительством свидетельствует о том, что цифры, указанные в законопроектах, которые поступают сегодня в Государственную Думу, к сожалению, вносятся в законопроекты не Минэкономразвития, а Минфином, и Минфин рассматривает эти цифры чисто математически, как бухгалтер или как математик: вот ровно сколько не хватает в бюджете, он берёт и переносит эту нагрузку на акциз, он берёт и переносит эту нагрузку на малый бизнес, он просто математически считает, что, введя эту ставку, мы фактически сможем пополнить бюджет. Вот это ошибка! И удивительно, что мы постоянно наступаем на эти грабли! В этом зале буквально месяц назад, когда мы остановили введение акциза на алкоголь, мы Сергею Дмитриевичу задавали вопросы, я, в частности, задал вопрос: вот вы приостановили на следующий год акциз по алкоголю, но вы отчитайтесь, что произошло в результате повышения. Нет ответа! А знаете почему? Потому что ответ отрицательный! Прежде чем вносить какие-то цифры, мы должны посчитать, что мы получим в бюджет. Вот пафос докладчика сегодня не соответствует, вообще, сути рассматриваемого законопроекта: если мы говорим о защите нашей страны, если мы говорим о патриотизме, мы должны понимать, что этот закон не решит все проблемы, это всего лишь один закон из огромного блока. Почему сегодня эти люди - каждые девять сделок из десяти! - находятся за пределами нашей юрисдикции? Ну признайтесь откровенно, что не только и не столько из-за более низких ставок налогов по сравнению с Россией, основное - это риски в связи с собственностью. Введя в действие этот закон, мы не решим проблему с перерегистрацией в России, - повторяю: не решим! - то есть нужно весь блок рассматривать, нужно поменять совершенно инвестиционный климат. О чём именно идёт речь? О независимости судов, о невозможности прийти с рейдерским захватом правоохранительным органам, а мы сегодня, давая право Следственному комитету приходить с проверками вместо налоговой инспекции, идём в другом направлении, то есть у нас левая рука, скажем так, не понимает, что делает правая. Мы должны чётко понять, что это закон математический, он не решает задачи, поставленные президентом, потому что он один из тридцати. Если бы мы видели всё, мы тогда сказали бы: да, будет вот так, там никого не останется, поэтому можем ставку эффективную сделать и 100 процентов, и 120 процентов, потому что мы сделали то, что позволит капиталы и собственность перевести в юрисдикцию России. Но ведь мы этого не видим! Тогда давайте, исходя из этого одного закона, посмотрим, как поведут себя данные, скажем так, нерезиденты, что они будут делать. Они будут искать возможность остаться там и не подпасть под действие этого закона. О чём идёт речь? Очень много у нас компаний, которые зарегистрированы в оффшорах, но имеют в том числе и здесь филиалы, представительства, которые тоже являются налогоплательщиками и ведут единый баланс. Почему, когда мы вводим сегодня сборы для малого бизнеса, мы говорим: давайте посмотрим, а сколько они будут платить, что будет с этой ставкой, какие будут общие суммы? В данном случае, если говорить о сроках, мы это тоже должны учитывать, мы должны понимать, что если это единый баланс, то оценка прибыли должна быть общей, и знать, сколько данное предприятие платит, для того чтобы говорить: да, ставку в 70 процентов к нему применить можно. Я почему это говорю? Не потому, что я меньше патриот, чем вы, просто я переживаю за бюджет. Если мы подойдём к этому вопросу с математической точки зрения, как уже не раз поступало правительство, реакция будет противоположной: как ипэшники будут перерегистрироваться, для того чтобы получить льготы, как будут переоформляться люди и на других предприятиях, так и здесь то же самое мы получим, то есть за рубежом. Повторяю, если это не комплекс законов, а только один, то он должен быть математически точно выверен и эффективная ставка должна чётко соответствовать увеличению бюджета, а других задач, в том числе патриотических, давайте здесь ставить не будем, и тогда мы действительно получим результат, о котором говорит президент, - увеличение бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Денис Николаевич, вы будете ещё раз выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6648 по 6666 из 8123
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 17 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.