Заседание № 248

13.11.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 630255-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (об уточнении условий договора поставки продовольственных товаров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3738 по 4085 из 5518
Переходим к рассмотрению 15-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об основах                   
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".   
Доклад Юлии Васильевны Оглоблиной.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОГЛОБЛИНА Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Для всех граждан нашей       
страны очень важным является вопрос сдерживания роста цен на товары на полках   
магазинов. В связи с этим важно снижать избыточные издержки производителей и    
поставщиков продовольствия. По многочисленным просьбам отраслевых союзов        
командой "ЕДИНОЙ РОССИИ" был разработан законопроект для установления более     
справедливого баланса прав торговых сетей и поставщиков.                        
                                                                                
Сейчас торговые сети в одностороннем порядке могут запросить больший объём,     
свыше определённого в договоре, и, если поставщик не поставил этот объём        
продукции, не выполнил заказ, его штрафуют. И бывает, что такой внеплановый     
заказ многократно превышает технические возможности                             
сельхозтоваропроизводителей. Вот эти штрафы неизбежно ведут к ухудшению         
экономического состояния производителей, не дают возможности для дальнейшего    
развития бизнеса. Особенно сейчас, когда есть давление санкций, когда           
аномальные погодные условия, когда непростая обстановка в приграничных          
регионах, нам необходимо обезопасить товаропроизводителей.                      
                                                                                
Внесённые изменения позволят исключить штраф за невыполнение заказа сверх       
установленного объёма в договоре поставок в том случае, если он не согласован   
с поставщиком. Отмечу, что некоторые торговые сети уже ввели практику           
предварительного согласования с поставщиком объёма поставок, и они не           
предусматривают никаких штрафов. И мы видим, что при такой работе нет никаких   
провалов в поставках, эти нормы прошли апробацию, и поэтому обоснованно могут   
быть включены в федеральный закон.                                              
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учётом           
указанных замечаний. Мы их обязательно учтём при доработке ко второму чтению.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать законопроект и принять его в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Марии Викторовны Васильковой.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАСИЛЬКОВА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом вносятся      
изменения в 381-й Федеральный закон "Об основах государственного                
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Предлагается       
установить обязательные требования к договору поставки продовольственных        
товаров, согласно которому в условиях договора о заказе на поставку             
продовольственных товаров в обязательном порядке должны указываться объём и     
сроки поставки таких товаров либо торговой сетью должно быть получено           
подтверждение от поставщика о возможности исполнения такого заказа. Следует     
отметить, что потребительский товарный рынок, особенно продовольственный,       
чувствителен к внутренним и внешним проявлениям, о чём Юлия Васильевна уже      
сказала. Между тем обеспечение населения продовольственными товарами напрямую   
влияет на социальную стабильность общества, поэтому хозяйствующие субъекты в    
экстренных ситуациях вынуждены реагировать на возникающие вызовы и уточнять     
свои бизнес-планы.                                                              
                                                                                
Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле отмечает, что в       
основе осуществления торговой деятельности лежат гражданско-правовые            
отношения, основополагающие нормы которых установлены Гражданским кодексом      
Российской Федерации, где признаётся равенство участников регулируемых          
отношений. Комитет поддерживает норму, предусматривающую запрет на              
установление в договоре поставки продовольственных товаров ответственности      
поставщика за неисполнение поставок продовольственных товаров в объёмах, не     
предусмотренных договором. Вместе с тем Комитет по промышленности и торговле    
поддерживает замечание Правительства Российской Федерации о необходимости       
привести положения законопроекта о вступлении федерального закона в силу в      
соответствие с требованием Федерального закона "Об обязательных требованиях в   
Российской Федерации", поскольку нормативные правовые акты, устанавливающие     
обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и       
иной экономической деятельности, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо    
с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней        
после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового    
акта.                                                                           
                                                                                
Отмечаем, что комитет-соисполнитель - Комитет по аграрным вопросам -            
поддерживает принятие законопроекта. Также на законопроект поступил             
положительный отзыв Правительства Российской Федерации.                         
                                                                                
На основании изложенного Комитет по промышленности и торговле поддерживает      
законопроект и рекомендует Государственной Думе поддержать его в первом         
чтении с учётом доработок ко второму чтению.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Мария Викторовна, спасибо, что не забыли о главных - о           
потребителях, потому что, к великому сожалению, в докладе авторов и в           
пояснительной записке всё-таки речь идёт о восстановлении справедливости в      
отношениях между торговыми сетями и поставщиками. Так вот, по вашему мнению,    
не приведёт ли вот это стремление установить справедливость в отношениях        
между ними к тому, что поставщики просто могут отказаться от заключения         
сделок, не пожелают подтвердить возможность исполнения этого заказа и в         
конечном итоге это ударит по потребителям, потому что приведёт к дефициту       
товаров в торговых сетях?                                                       
                                                                                
ВАСИЛЬКОВА М. В. Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. Во-первых, на   
рынке уже есть такие сети, как "Х5...", федеральная сеть "Азбука вкуса",        
которые на добровольной основе приняли такие решения, и мы на самом деле        
отмечаем, что в этих сетях присутствие наших местных товаропроизводителей,      
как раз представителей малого, среднего бизнеса, значительно выше, чем в        
других сетях.                                                                   
                                                                                
И ещё один очень важный аспект, на который я, коллеги, хотела бы обратить       
внимание. Наши российские сельхозпроизводители в среднем, по статистике,        
используют только 2 килограмма средств защиты растений на гектар, а,            
например, китайские сельхозпроизводители используют 10 килограммов на один      
гектар. Как вы понимаете, это очень значительно сказывается на качестве тех     
продуктов, которые доходят до наших полок. И конечно же, этот законопроект -    
мы очень благодарны авторам - поможет нашим сельхозпроизводителям всё-таки в    
большем объёме доносить качественные продукты до потребителей.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В продолжение предыдущего вопроса. Насколько я понимаю, есть   
мнение федеральных сетей, что они в принципе поддерживают данную                
законодательную инициативу. А есть ли у них какие-то пожелания, дополнения,     
то есть они как бы учтены либо будут учтены? Вообще есть какие-то пожелания     
или дополнения либо их устраивает законопроект именно в том виде, в котором     
мы сейчас его принимаем?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оглоблиной включите микрофон.                             
                                                                                
ОГЛОБЛИНА Ю. В. Андрей Геннадьевич, я хочу сказать, что мы вместе с             
представителями торговых сетей, с правительством, с представителями             
отраслевых союзов на протяжении почти двух лет обсуждали и готовили данную      
законодательную инициативу. Поэтому, конечно, все предложения - и это даже      
третья версия законопроекта, я хочу вам сказать, - и на площадке                
Торгово-промышленной палаты, и в Общественной палате, и здесь, на площадке      
фракции, обсуждены. Но мы, если есть ещё какие-то предложения, конечно, ждём    
их ко второму чтению, готовы прорабатывать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович.                                 
                                                                                
СКРУГ В. С. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                      
                                                                                
Юлия Васильевна, абсолютно правильная инициатива, и её надо поддержать. Но у    
меня есть два вопроса в большей степени, наверное, к Марии Викторовне.          
                                                                                
Первый. Можем ли мы установить квоту - не добровольно, а квоту - для местных    
производителей, которые поставляли бы продовольственную продукцию в сети?       
                                                                                
И второй вопрос. Очень много производителей продовольствия жалуются сейчас на   
введение "Честного знака", это QR-код, который на упаковку наносится. Если мы   
берём, условно, любые конфеты, возьмём тот же "Степ", на упаковку каждой        
конфеты он наносится, и каждый, кто покупает, 6 рублей платит за это. Это       
очень значимый оборот, куда он идёт и стоит ли это дальше продолжать?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ВАСИЛЬКОВА М. В. Валерий Степанович, спасибо большое за вопросы.                
                                                                                
Что касается "Честного знака", это не относится к предмету настоящего           
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Что касается рассмотрения квоты, как я уже сказала, уже некоторые торговые      
сети пошли по этому пути. Но если у вас есть какие-то конкретные предложения,   
то давайте ко второму чтению мы этот вопрос рассмотрим.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А. Я хочу обратить внимание и авторов, и представителей комитета,     
что в Системе обеспечения организации законопроектной деятельности отзыва       
правительства нет. И в связи с этим хотелось бы, чтобы вы зачитали этот отзыв   
правительства, что именно правительство считает необходимым доработать ко       
второму чтению. И то же самое касается позиции торговли - она тоже не           
представлена с формальной точки зрения. Поэтому, ну вот со слов... Как-то       
нуждается это всё в уточнении: кто и на что согласен, кто и к чему готов?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ВАСИЛЬКОВА М. В. Станислав Александрович, сейчас Юлия Васильевна, я так         
полагаю, заключение правительства даст. Но когда у нас было рассмотрение        
данного законопроекта на заседании комитета перед вынесением на обсуждение в    
рамках первого чтения, у нас присутствовал профильный замминистра               
промышленности и торговли, мы очень детально обсуждали все вопросы, а самое     
главное, что он со своей стороны отметил, что значительная часть вопросов,      
которые были со стороны Министерства промышленности и торговли, была снята      
перед вынесением на рассмотрение в первом чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оглоблиной включите микрофон.                             
                                                                                
ОГЛОБЛИНА Ю. В. Да, только что передала отзыв. Мы обязательно проверим,         
почему в системе он не загружен. Но на самом деле все заключения - и ГПУ, и     
правительства, и Правового управления Аппарата Госдумы - имеются, все           
поддерживают принятие проекта закона в первом чтении с учётом доработки в       
соответствии с замечаниями ко второму.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Юлия Васильевна, в угоду интересам торговли, с молчаливого согласия   
надзорных органов мы продолжаем игнорировать и ущемлять интересы                
производителей, для которых запланированная и произведённая, но не              
поставленная на прилавки продукция превращается в убытки. При этом все          
забывают, что торговая наценка и доходность в секторе торговли гораздо выше,    
чем у производителя, а значит, возможные убытки менее чувствительны. Вопрос:    
а почему нельзя установить запрет на возможность установки сетями каких-либо    
условий в заявках в одностороннем порядке?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оглоблиной включите микрофон.                             
                                                                                
ОГЛОБЛИНА Ю. В. К сожалению, это не является предметом данного законопроекта.   
Если волнует тема, давайте отдельно собираться и решать это сообща.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич.                              
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.           
                                                                                
У меня вопрос к Марии Викторовне.                                               
                                                                                
Мария Викторовна, у нас в соответствии с гражданским правом есть три            
существенных условия договора - это, прежде всего, предмет договора, вот в      
данной ситуации товар, второе - это стоимость, а третье - сроки исполнения      
договора. И если хотя бы одного из этих условий нет, то договор в судебном      
порядке может быть признан недействительным. У вас вообще есть судебная         
практика по этим вопросам, то есть как вот они работают без существенных        
условий договора?                                                               
                                                                                
ВАСИЛЬКОВА М. В. Евгений Евгеньевич, спасибо большое, что вы подняли этот       
вопрос. Со стороны нашего комитета есть ряд замечаний, и как раз одно из        
замечаний касается формы договора. Мы с коллегами находимся в процессе          
обсуждения. Я думаю, что ко второму чтению этот вопрос абсолютно точно будет    
урегулирован.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Юлия Васильевна, в своём докладе вы сказали, что законопроект         
направлен на снижение цен на продовольственные товары. Но вот в законе          
сказано про условия договора - это сроки поставки, объёмы поставок. Скажите,    
пожалуйста, вот как условия договора снижают цены на прилавках рынков? Какая    
именно часть законопроекта говорит о том, что цены будут снижаться?             
                                                                                
ОГЛОБЛИНА Ю. В. Анжелика Егоровна, я говорила о необходимости снижения          
избыточных издержек производителей, поставщиков продовольствия, и закон как     
раз решает эту задачу. Почему? Потому что некоторые торговые сети уже ввели     
постоянную практику повышения объёмов поставок без согласования с               
поставщиком. Исходя из этого поставщики продовольствия вынуждены просто вот     
эти затраты заранее закладывать в стоимость продукции, что, естественно,        
ведёт к удорожанию, к повышению цен. Поэтому мы считаем, что вот этот закон,    
принятие нормы об обязательном согласовании повышенного объёма поставок         
будет, естественно, снижать конечную стоимость продовольствия.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо большое за предоставленное слово.                                       
                                                                                
Вы знаете, в своё время мы с Ириной Анатольевной Яровой сделали закон, в 2009   
году, нам тогда говорили, что он никому не нужен, повредит торговле, но в       
результате прошло уже больше (сколько получается?) 15 лет, и закон оказался     
базовым, по нему работает, ну, практически половина товарооборота розницы в     
нашей стране. Так вот эта позиция, которую сейчас мы предлагаем, обсуждалась    
ещё десять лет назад, и нам не удавалось её провести, потому что было очень     
сильное противодействие. Но сейчас все поняли, что если мы не ограничим         
аппетиты торговых сетей и не заставим их согласовывать объёмы поставок и        
сроки поставок с производителями, то это закончится банкротством и уходом       
добросовестных производителей с рынка. Поэтому я считаю, что законопроект       
очень важный и нужный. И самое главное, тут прозвучало; каким образом он        
защищает интересы потребителей? Очень простым: чем меньше мы создадим           
издержек и проблем производителю, тем меньшую цену он сможет поставить на       
свой товар. Поэтому этот закон направлен именно на защиту, прежде всего, на     
защиту прав потребителя, ну и, соответственно, потом ещё и производителя.       
Поэтому большое спасибо авторам этого закона, я считаю, его надо поддержать.    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А. Я хочу поблагодарить коллег, авторов за то, что дали возможность   
оперативно ознакомиться с отзывом правительства. И хочу поддержать              
правительство в его ожиданиях от работы над законопроектом во втором чтении.    
Правительство отмечает, что в законопроекте не приводятся фактические данные    
о существовании практики штрафов со стороны торговых сетей, то есть никакой     
статистики к моменту первого чтения, к сожалению, у нас на руках нет. Второе,   
о чём говорит правительство - о том, что предлагаемое законопроектом            
регулирование дополнительного подтверждения заказов торговых сетей,             
формируемых в рамках объёмов поставок, является избыточным. Это второе          
предложение правительства, которое лично я считаю важным обязательно учесть     
при доработке. И наконец, третье замечание - правительство говорит о том, что   
поставщик вправе дополнительно принимать на себя обязательства по поставке      
дополнительного объёма. Это тоже должно быть зафиксировано, о чём я прошу       
авторов обязательно подумать и представить нам ко второму чтению                
согласованные с правительством поправки.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента будет выступать?                 
Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик?          
                                                                                
Пожалуйста, Василькова.                                                         
                                                                                
ВАСИЛЬКОВА М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, спасибо большое. Я ещё и от    
фракции, с вашего позволения.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект направлен на установление справедливого         
баланса между сетями и сельхозпроизводителями. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"          
поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного           
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункт 15-й.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.