Заседание № 221
О проекте федерального закона № 629992-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Практически все проблемы и вопросы, которые были поставлены, мы уже обсудили. Наш законопроект подтверждает мнение, правильность которого подчеркнули выступавшие здесь депутаты, и вот этим нашим конкретным законопроектом мы предлагаем вообще отменить институт муниципального фильтра, потому что отмена этого муниципального фильтра не только не противоречит Конституции Российской Федерации, но, более того, позволяет выборы глав субъектов Российской Федерации вынести на всенародный уровень, когда только народ имеет все полномочия и всю полноту, в общем-то, государственной власти и сам имеет право определяться по всем политическим решениям, в том числе на выборах. Мы предлагаем отменить муниципальный фильтр, его отмена не противоречит положениям Конституции Российской Федерации, и постановление Конституционного Суда Российской Федерации, по сути дела, как раз и подтверждает эту установку, но при этом каким образом мы предлагаем проводить процедуру выдвижения? Мы предлагаем разрешить политическим партиям, которые представлены в Государственной Думе, без сбора подписей выдвигать кандидатов на должность глав субъектов Российской Федерации. Более того, так как в субъектах Российской Федерации даже те партии, которые сегодня не представлены в Государственной Думе, работают в законодательных собраниях субъектов, мы дополнительно, кроме партий, представленных в Госдуме, предлагаем разрешить выдвигать кандидатов без сбора подписей ещё тем политическим партиям, которые представлены в законодательных (представительных) органах государственной власти конкретных субъектов Российской Федерации, там, где они представлены. Следующее. А как же быть тем политическим партиям, которые не представлены ни в Госдуме, ни в законодательных органах субъектов Российской Федерации? Мы предлагаем ввести такую норму: они должны собирать подписи, при этом норма необходимого количества подписей - 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, мы предлагаем предоставить политическим партиям право в полной мере реализовать свои уставные возможности в рамках Конституции Российской Федерации и всех решений Конституционного Суда. Но при этом мы хотим, в общем-то, исправить ещё одно положение. Что касается самовыдвижения, по сегодняшнему законодательству законом субъекта Российской Федерации определяется, разрешить самовыдвижение отдельных кандидатов или не разрешить. Мы считаем, что в рамках развития демократических процедур необходима, обязательна в федеральном законе эта норма, то есть норму о самовыдвижении также надо включить в действующий федеральный закон № 184-ФЗ и соответственно в федеральный закон № 67-ФЗ. В конечном итоге все эти изменения позволят... Ещё раз хочу подчеркнуть, что за последний год все политические партии, представленные в Госдуме, и не только в Госдуме, солидарно сделали очень много позитивного для укрепления Российской Федерации, нашего государства, и я призываю правящую партию, или партию политического большинства, в конечном итоге это оценить, потому что каждый позитивный поступок требует, так сказать, ответного поступка. Было бы правильно отменить норму, а дальше солидарно действовать в рамках реализации тех самых партийных социально-экономических программ, которые каждой партией представлены. Я вас уверяю: у нас и в Госдуме, и в субъектах Российской Федерации - а мы точно знаем, какое сегодня положение на местах, - все за то, чтобы Россия была сильнее, чтобы мы были крепким государством, которое имеет своё место, играет большую, в общем-то, роль в мировой политике. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. Микрофон включите. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, не буду занимать время и ещё раз объяснять, почему были установлены соответствующие требования по сбору подписей граждан, по сбору подписей муниципальных депутатов соответствующими кандидатами, почему есть разница между возможностями для выдвижения кандидатов на должность главы субъекта теми партиями, которые допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе и в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации, и теми, которые не допущены. Всё это даёт возможность участвовать в выборах именно тем кандидатам, которые заручились поддержкой избирателей, поддержкой основных, ведущих политических сил федерального или как минимум регионального уровня, которые заручились поддержкой местных депутатов и глав муниципальных образований, что позволяет с применением всех демократических процедур, путём всеобщего прямого тайного голосования осуществлять процесс воспроизводства власти в каждом конкретном субъекте Российской Федерации и делать это на основании самого широкого консенсуса - именно поэтому я избегаю терминов "фильтр", "сито" и тому подобных. Есть определённые требования, выполнение которых также является частью политического процесса: выборы главы субъекта Российской Федерации начинаются на муниципальных выборах и каждая политическая партия вне зависимости от того, представлена она в палате Федерального Собрания или в законодательном собрании региона, каждый раз на муниципальных выборах подтверждает свою политическую состоятельность, выдвигая и продвигая своих представителей, своих кандидатов на муниципальные должности - депутатские либо глав муниципальных образований. Следовательно, вот для этой системы как раз характерен консенсус - не зажимание, не ограничение, а подтверждение, широкое подтверждение легитимности тех кандидатов, чьи фамилии в конечном счёте будут указаны в избирательном бюллетене на выборах главы субъекта Российской Федерации. Ну и что касается права субъектов Российской Федерации допускать или не допускать самовыдвиженцев. Согласитесь, всё-таки пункт "н" статьи 72 Конституции, который относит к вопросам совместного ведения общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, позволяет нам часть полномочий по установлению таких общих принципов относить и к ведению органов власти в субъектах. Мы, федеральные законодатели и региональные законодатели, совместно осуществляем регулирование данных вопросов, и, на наш взгляд, нужно оставить вот ту систему, которая предполагает соединение региональной и федеральной компетенций при решении тех или иных вопросов. Резюмируя всё изложенное, могу сказать, что комитет предлагает данный законопроект отклонить. Коллеги, давайте всё-таки поработаем в данной системе, давайте будем исполнять требования закона, тем более что они прошли проверку в Конституционном Суде! Подтверждение конституционности нынешней системы избрания глав регионов, конечно же, не говорит о неконституционности любых предложений по её изменению, но сохранение системы выборов в том виде, в каком она сейчас есть, на наш взгляд, дало бы возможность опробовать, апробировать её ещё и ещё, создать нормальный постоянный механизм воспроизводства государственной власти в субъектах Российской Федерации. И в конце концов, есть ещё один большой плюс - партии пойдут в муниципалитеты: муниципальные выборы должны стать той первой ступенью, с которой начинаются и выборы в субъектах Российской Федерации, включая выборы глав субъектов, и выборы федерального уровня. Мы должны идти к людям! Вот, собственно говоря, именно поэтому и существует такая система, а данное предложение мы предлагаем отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Я предлагаю сделать перерыв до 16 часов, а после перерыва продолжим обсуждение законопроекта. Спасибо.
Продолжаем обсуждение 20-го вопроса повестки. Мы заслушали доклад и содоклад, остановились на вопросах. Какие есть вопросы и у кого? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Анатолий Николаевич Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос содокладчику. Существующий муниципальный фильтр на губернаторских выборах - это, безусловно, не только фарс, не только отсев властью сильных кандидатов, это также и вызов демократии, нашему избирательному законодательству. И в первую очередь этот муниципальный фильтр есть политическая монополия на власть в регионах. Скажите, пожалуйста, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" когда-нибудь всё-таки собирается вернуть прямые всенародные выборы губернаторов? То есть будет ли людям оказано доверие и предоставлена возможность самим, без всяких муниципальных фильтров и ограничений, выбирать нужного им губернатора? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Николаевич, прямые выборы руководителей регионов уже возвращены, они проводятся. Всё остальное, о чём вы говорите, а именно выполнение кандидатом целого ряда условий для регистрации, лишь дополняет те требования, которые уже существовали, - это конституционная практика. А что касается выборов, они и так прямые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот всё-то мы любим перенимать у Запада - систему выборов практически взяли американскую: сначала создали систему выборщиков в лице депутатов муниципальных образований, которые пропускают или не пропускают кого-то, затем уже выбирают люди. Зачем мы копируем? У нас была своя нормальная система! Ну вот теперь от партий будет много кандидатов, которых просто не знают в народе, может быть, они хорошие люди, но их не знают, и депутат муниципального образования, как и любой избиратель, должен иметь какое-то время, хотя бы месяц предвыборный, чтобы присмотреться и пойти голосовать за кого-то, а мы ставим его в такие условия: он не знает ещё этих кандидатов, но уже должен определиться. Где же здесь логика?! По-моему, надо убирать этот муниципальный фильтр, дать возможность всем депутатам, как и простым людям, присмотреться ко всем кандидатам и тогда уже принимать решение, чтобы потом не жалеть, что поддержал одного, а оказалось, что лучший - от другой партии. Логики нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо вам за вопрос. Логика, безусловно, присутствует, потому что подписи муниципальные депутаты и главы муниципальных образований будут ставить и ставят за тех, кого они знают, кому доверяют, кто на слуху, кто пользуется заслуженным авторитетом, поэтому такая система и введена, собственно говоря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, в своё время мною была написана книга по российскому политическому процессу, и, читая литературу для подготовки этой книги, я обнаружил, что практически никто из серьёзных политологов не характеризует российский политический режим как последовательно демократический, лучшие варианты - это авторитарная демократия, или рудиментарная демократия, или что-нибудь ещё в этом роде, у кого на что хватает фантазии. Действительно, что получается? В Москве власти решили, что Навальный не может выиграть, - и ему помогли стать кандидатом, а в Питере решили, что Оксана Дмитриева может выиграть, - и ей не дали возможности стать кандидатом. Вопрос мой очень простой: как вы думаете, в каких странах существуют аналогичные фильтры? Только я не согласен с тем, что это американская система, на американскую на самом деле она ничем не похожа. Ответьте, в каких странах существует подобная система? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Николаевич, я целиком и полностью с вами согласен в том, что наша выборная система и американская - там, кстати, глава государства вообще не избирается населением напрямую, - конечно, ничего общего не имеют. А требование по сбору подписей для кандидатов, в частности, на выборные должности есть во Франции и ещё в целом ряде стран, не только Европы, это, в общем, распространённая практика. Но надо понимать, что, когда мы устанавливали в нашем законодательстве требование к кандидатам по сбору подписей, мы, конечно же, не ориентировались на зарубежную практику, мы ориентировались на наш собственный опыт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Коротко хотелось бы сказать, что фракция ЛДПР не так давно вносила похожий законопроект, освобождающий от сбора подписей кандидатов в губернаторы, и мы в своём проекте закона делали исключение для парламентских партий. Собственно говоря, те партии, которые уже сегодня представлены, прошли не одну избирательную кампанию, не один избирательный цикл Государственной Думы, региональных законодательных собраний - кто-то больше, кто-то меньше, какой-то партии 25 лет, какой-то партии 5 лет, но дело не в этом, а в том, что они представлены в большинстве законодательных собраний субъектов, они представлены в Государственной Думе, и создавать лишние барьеры для того, чтобы их кандидат мог участвовать в выборах высшего должностного лица, представляется неуместным. Конечно, здесь есть определённое противоречие Конституции, хотя, вообще, при избрании главы местной администрации через комиссии, в которых участвуют и представительные, и исполнительные органы субъектов Федерации, этот принцип независимости местного самоуправления мы давно уже из абсолютного превратили в условный. Хорошо это или плохо - здесь тяжело судить, всё-таки, наверное, в России применить какой-то западный опыт довольно сложно, он всегда уникален, та или иная схема вырабатывается уже на практике, но для политических партий, которые в целом уже прошли стадию становления, зрелости и представлены в высшем органе законодательной власти страны, вряд ли стоит этот фильтр сохранять. Вот Дмитрий Фёдорович, содокладчик по этому вопросу, несколько раз говорил, и коллеги повторяли, что не стоит называть этот механизм фильтром, на самом деле, здесь стоит согласиться: он не является фильтром - он является самой натуральной пробкой, выдавить которую очень часто бывает просто невозможно! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно же, будет поддерживать данный законопроект. Мы понимаем проблемы, с которыми сталкиваются кандидаты от парламентских партий, - я сам был кандидатом в губернаторы Амурской области и скажу, что сегодня вся предвыборная борьба делится на два этапа. Первый этап - это сбор подписей муниципальных депутатов: порядка двухсот-трёхсот человек нужно объехать, ещё и посетить две трети районов субъекта, а протяжённость от одного пункта до другого там достигает тысячи километров, да ещё каждого привезти к нотариусу, удостоверить подпись... Конечно, на это уходит определённый ресурс, а у каждой партии он ограничен. Мы понимаем, что сегодня партии власти не составляет никакого труда собрать любое количество подписей, этим она в принципе и злоупотребляла во многих субъектах: некоторые кандидаты в губернаторы собирали там 80-90 процентов подписей всех муниципальных депутатов, а потом уже шёл разговор, так сказать, с другими кандидатами. У нас в Амурской области, например, был случай, когда у одного кандидата оказались подписи другого кандидата, что свидетельствовало о том, что их собирали, наверное, какие-то одни люди. Мы считаем, что если отменить сбор подписей для парламентских партий - это будет логично: сегодня мы представлены практически во всех законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, мы можем выдвигать кандидата на должность президента, но выдвигать своего кандидата в губернаторы мы почему-то не имеем права, мы должны идти на поклон к депутатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что они сегодня имеют абсолютное большинство во всех законодательных (представительных) органах, и каким-то образом доказывать, что, например, депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ" должен поддержать кандидата от ЛДПР! Даже с точки зрения партийной вертикали это не очень логично, и многие депутаты, особенно местного значения, - а это учителя, это врачи, это библиотекари в сельских поселениях, - они не понимают эту логику и спрашивают (я лично сам ездил и общался с ними): "Как я могу вас поддержать, если я член "ЕДИНОЙ РОССИИ"?" - и мы начинаем объяснять, что это "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принимает такие законы, это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", её большинство, вводит такие нормы, что сегодня необходим этот сбор подписей. В целом я считаю, что, конечно, пришло время это отменить, так как за три года мы прошли избирательный цикл и посмотрели, как это действует... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы продолжите? Достаточно? Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается уточнить процедуру выдвижения кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в связи с тем что, как уже было отмечено профильным комитетом, проектируемая норма не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, не может быть поддержано предложение авторов законопроекта об освобождении кандидатов от политических партий, имеющих определённый уровень поддержки избирателей, определяемый по итогам выборов в Государственную Думу и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, от необходимости сбора подписей избирателей. Конституционный Суд Российской Федерации, как уже неоднократно говорилось в этом зале, по данному факту высказал вполне однозначную позицию: любая дифференциация, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов избирательных правоотношений, допустима лишь в том случае, если она объективна, оправданна, обоснованна и преследует конституционно значимые цели, чего нельзя сказать о предлагаемых нам законопроектом преференциях. Как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые депутаты! Вообще, конечно, интересный ход рассуждений по вопросу отмены сбора подписей, но аргументов со стороны правительства и со стороны комитета, в общем-то, нет, потому что они, эти аргументы, философски достаточно абсурдны. Вот читаю заключение комитета: "Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем прежде всего факт наличия у него, как облечённого в результате избрания доверием населения муниципального образования, публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определённой интегрированности в политическую систему общества, неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции", - вот такие философские заключения о том, почему надо собирать подписи! Теперь объективно: Нижегородская область, 2014 год, выборы губернатора Нижегородской области. Выдвигается 12 кандидатов. Для того чтобы подписи были строго в соответствии с законом, каждому кандидату нужно собрать из 326 подписей 118 подписей так называемых депутатов городских формирований. Вот для того, чтобы все 12 депутатов собрали по 118 подписей, им надо было собрать 1416 подписей, но по факту в Нижегородской области их могло быть на момент сбора всего-навсего 1180, то есть меньше, чем необходимо было по закону. Можно, конечно, аргументировать, Дмитрий Фёдорович, что надо было уменьшить норму сбора, - устанавливать не 7 процентов, а пять, и, таким образом, можно было собрать необходимое количество подписей и уложиться в число депутатских мандатов. Правильно, но кто может гарантировать, что выдвинутся двенадцать, а не двадцать, - где тогда столько депутатов набрать?! Вот вы мне ответьте, пожалуйста, на вопрос, как решать эту задачу! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЯБОВ Н. Ф. Чисто арифметические, я повторяю, аргументы, а не философские, как в отзыве вашего комитета, который я зачитал! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. Микрофон включите. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемые коллеги, всем большое спасибо за вопросы и выступления, они существенно дополнили выступление докладчика. Хотел бы сказать, что нам нужно вернуться к прямым выборам руководителей субъектов Российской Федерации, это необходимо прежде всего для того, чтобы соблюдать Конституцию Российской Федерации. А муниципальный фильтр надо в правовом порядке отменить, тем более что решение Конституционного Суда, как тут некоторые коллеги говорили, нисколько не противоречит снятию муниципального фильтра: раньше мы с вами выбирали глав субъектов на прямых выборах и Конституция была та же самая, поэтому сегодня нет необходимости говорить о нарушениях Конституции, тем более пугать, что мы будем работать не в конституционном поле. Осмелюсь от себя сказать, это чисто моё мнение: муниципальный фильтр сегодня не на пользу Российской Федерации, ибо это тормоз в развитии России, и чем быстрее мы этот вопрос решим, тем лучше мы будем решать задачи экономические, и социальные, и международные, и прочие, и прочие. Ну и самое последнее. Никакая совокупность разрозненных случайных выборов депутатов местного самоуправления, которые лишены системы обратной связи, системы контроля и, как мы сегодня говорили, системы персональной ответственности, не может заменить эффективных действий политических партий, которые зарегистрированы на федеральном уровне и действуют как на уровне Федерации, так и в регионах, ибо единые действия этих партий объединены уставами, единством, по сути дела, направлений программ, а в уставах как раз определены меры ответственности за те или иные поступки. В связи с этим система федеральных партий всегда будет эффективнее, чем некая случайная выборка депутатов, если хотите, не только муниципальных, а даже и всех уровней. Прошу поддержать законопроект. И ещё раз всем большое спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 00 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.