Заседание № 94
О проекте федерального закона № 629984-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о пенсионном обеспечении; принят в первом чтении 17 февраля 2015 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Дмитрия Викторовича Ламейкина. Пожалуйста, Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона и отмечает следующее. В законопроекте предусматривается внесение изменения в часть третью статьи 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", распространяющего порядок пенсионного обеспечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в том числе на граждан Российской Федерации, избранных народными депутатами СССР созыва 1989-1991 годов, являвшихся членами Верховного Совета СССР или осуществлявших депутатскую деятельность в органах Верховного Совета СССР на постоянной основе. В законопроекте предлагается также внести изменение в часть третью статьи 29 федерального закона, предусматривающее ежемесячную доплату к пенсии для депутатов Государственной Думы первого созыва, полностью отработавших срок полномочий депутата, установленных для них Конституцией Российской Федерации. Комитет по контролю и Регламенту отмечает, что Федеральным законом от 23 мая 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" редакция части третьей статьи 29 федерального закона, в которую предлагается внести указанное изменение, уже была изменена. В связи с этим Комитет по контролю и Регламенту предлагает отклонить законопроект, принятый в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кто за то, чтобы отклонить ранее принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 52 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 629984-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о пенсионном обеспечении).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У вас на руках подробные материалы, которые касаются предложения, которое было сделано Надеждой Васильевной Герасимовой, Иосифом Давыдовичем Кобзоном и мною. Представленным законопроектом предлагается распространить порядок пенсионного обеспечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов на граждан Российской Федерации, избранных народными депутатами СССР созыва 1989-1991 годов и являвшихся членами Верховного Совета СССР или осуществлявших свою депутатскую деятельность в органах Верховного Совета СССР на постоянной основе. Кроме того, предлагается распространить этот порядок на депутатов Государственной Думы первого созыва, полностью отработавших срок своих конституционных полномочий - два года. В общей сложности по двум категориям лиц речь идёт о расходах федерального бюджета в объёме - это указано и в материалах к законопроекту - примерно 131 миллион рублей. В целом под действие закона на момент внесения законопроекта подпадали соответственно 285 человек и 42 человека. С нашей точки зрения, данные гарантии могут быть распространены на указанных лиц, которые работали в условиях достаточно сложных. Они выполняли свои профессиональные обязанности с честью и достоинством и поэтому имеют право на получение пенсий, о которых пойдёт речь, если закон будет принят. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Владимир Николаевич, скажите, пожалуйста, вот в пояснительной записке чёрным по белому написано, что предлагаемое дополнение распространяется на ограниченный контингент народных депутатов и не повлечёт серьёзных расходов из федерального бюджета, то есть какие-то расходы в любом случае предусмотрены. О какой сумме идёт речь? ПЛИГИН В. Н. Если говорить о депутатах Государственной Думы первого созыва - это 42 человека, - то на момент внесения законопроекта расходы должны были составить 9 миллионов 216 тысяч. Если говорить о депутатах Верховного Совета СССР - нужно понимать, что речь идёт о лицах, работавших на постоянной основе, на момент внесения законопроекта было 200 человек, которые являлись членами Верховного Совета, и 85 человек были народными депутатами СССР и работали в комитетах и комиссиях Верховного Совета, - то на момент внесения сумма расходов была 113 миллионов. Вы понимаете, что, к сожалению, эта статистика меняется, а с момента внесения законопроекта прошло довольно много времени, поэтому на сегодняшний день я точную цифру назвать не могу, но, видимо, она меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, если бы эта инициатива была предложена в середине 90-х, ещё было бы понятно: новая Россия, новое законодательство, но сегодня, когда в стране кризис, когда у людей нет денег оплачивать кредиты, когда каждый день около Государственной Думы стоят с плакатами "Помогите нам с реструктуризацией валютной ипотеки!", когда цены выросли в два, в три, в четыре раза, а где-то даже в пять, в шесть раз, не кажется ли вам, что сегодня просто, скажем так, не социально ориентированно и безнравственно говорить о том, что необходимо пенсии депутатам поднимать, сохранять, гарантировать? Это обществом неправильно будет воспринято в сегодняшние непростые времена! ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, те категории, которые вы затронули в своём выступлении, - категории нравственности и справедливости - достаточно глубокие, но мне кажется, что эти категории не являются предметом разговора применительно к данному законопроекту. Подчёркиваю: речь идёт о восстановлении статуса, точнее, об уравнивании статуса этих лиц со статусом тех, кто присутствует в том числе в этом зале. Они работали в сложный, очень сложный период истории нашей страны, благодаря в том числе их усилиям те драмы и трагедии, те исторические проблемы, которые возникали, были демпфированы и мы сохранили свою государственность. В данном случае объективно речь идёт об определённых доплатах к тем пенсиям, которые они получают, а не об излишествах - говорить об излишествах вообще нет никаких оснований! Ярослав Евгеньевич, если вы детально проанализируете, вспомните этих людей, вспомните их фамилии, учтёте, кто авторы этого законопроекта, - я говорю об Иосифе Давыдовиче, который с ними лично знаком и их драмы воспринимает как личные, и о Надежде Васильевне, - то поймёте, что вопрос об излишествах не стоит, просто эти люди уравниваются в статусе в том числе и с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Полностью разделяю мнение коллеги Нилова! У меня следующий вопрос. Уважаемый Владимир Николаевич, из пояснительной записки к законопроекту нельзя понять, почему инициаторы решили приравнять по пенсионному обеспечению парламентариев, проработавших ровно два года, к тем парламентариям, которые проработали более трёх лет. Кроме того, правильно ли я понимаю, что под ваш закон подпадают те парламентарии, которые в первом созыве одновременно являлись членами правительства, и таким депутатам будет установлена одновременно пенсия и за работу в правительстве, и за работу в Государственной Думе? ПЛИГИН В. Н. Прежде всего, сдвоенных пенсий нет и не будет - таким образом, для беспокойства по этому поводу нет оснований. Задавался вопрос о том, может ли выплачиваться пенсия по ряду категорий, - нет, такого рода сдвоенные пенсии выплачиваться не будут. В данной ситуации речь не идёт о каких-то, ещё раз подчёркиваю, запредельных денежных средствах. Что касается депутатов Верховного Совета СССР, ещё раз повторяю: часть их полномочий была прекращена в связи с теми конституционными изменениями, которые произошли в то время. Коллеги, всегда привлекательно оперировать такими категориями, как "социальная справедливость", но об этой категории, однако, нужно говорить очень предметно и очень точно. Ещё раз: речь идёт об уравнивании в статусе, в том числе с вами, тех людей, которые выполняли свои функции в очень драматичный период российской истории, и любое государство бережно относится к таким людям. Я не буду называть фамилии, но среди них очень много известных людей, которые образовывали, если угодно, тот слой людей, которые в том числе олицетворяли Советский Союз, и я считаю, что в настоящее время их статус в этой части может быть уравнен со статусом лиц, которые здесь присутствуют. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛИГИН В. Н. Спасибо, Михаил Евгеньевич! Вот, в частности, и Михаил Евгеньевич соглашается, и маршал поддерживает... Давайте исходить из реалий жизни! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Владимир Николаевич, вопрос в комитете обсуждался, но для коллег, которые не присутствовали: депутаты фракции ЛДПР на заседании комитета поднимали вопрос относительно конкретного возможного получателя пенсии - первого и последнего Президента Советского Союза Михаила Сергеевича Горбачёва, который тоже был депутатом, - насколько на него распространяется действие данного закона, скажите, пожалуйста? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Алексей Николаевич, если помните, вчера я вам отдал распоряжение о назначении пенсии Михаилу Сергеевичу Горбачёву, и поэтому повторяю: законопроект на него не распространяется, это регулируется отдельным распоряжением, текст которого у вас имеется. Я сейчас точно не воспроизведу пенсию, которая была назначена в тот период указом, распоряжением Бориса Николаевича Ельцина, в дальнейшем эта цифра менялась. Так что на Михаила Сергеевича Горбачёва данный законопроект не распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. На самом деле я разделяю некоторую озабоченность, обеспокоенность, которая отразилась в вопросах коллег по фракции ЛДПР. Ответы они, конечно, получили, и уважаемый Владимир Николаевич совершенно правильно сказал, что среди депутатов того парламента, конечно, большое количество выдающихся людей, заслуженных, которые достойны самого глубокого уважения, но вот вопрос своевременности принятия данного законопроекта просто на поверхности лежит, и обойти его невозможно. Мы совсем недавно приняли антикризисный план правительства, его обсуждали, приняли постановление, и там есть определённые тенденции: необходимо эффективно использовать средства на государственное управление, отказываться от всевозможных расходов на содержание органов государственной власти, особенно если это связано с какими-то дополнительными выплатами или, как там сказано, с услугами повышенной комфортности, а также необходимо увеличивать количество средств, направленных на социальное обеспечение, в том числе путём расширения перечня адресной помощи. Вряд ли в этом антикризисном плане предполагалось, что адресная помощь будет касаться выдающихся и заслуженных людей - и это совершенно правильно, - но всё-таки депутатов, представителей органов власти (число, о котором идёт речь, докладчик неоднократно называл), поэтому депутатам фракции ЛДПР представляется не вполне своевременным принятие данного законопроекта. И ещё одно наблюдение, мысль, которая тоже достойна того, чтобы её высказать. Хотя Владимир Николаевич и призывал отойти от призывов к социальной справедливости, и вообще к идее справедливости, но чтобы быть последовательным и справедливым, даже не в социальном плане, а просто в общечеловеческом, хотелось бы сказать следующее. Мы с вами неоднократно в этом зале обсуждали возможные санкции, последствия, меры дисциплинарного взыскания для тех депутатов, которые не присутствуют на заседаниях или находятся за пределами Российской Федерации, фракция ЛДПР поднимала вопрос о том, чтобы вообще лишить депутатского статуса депутатов Государственной Думы, которые выразили свою позицию по голосованию относительно присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации, - и вместе с тем у нас продолжают получать точно такое же пенсионное обеспечение депутаты... конечно, далеко не все, но некоторые депутаты, которые были членами Верховного Совета РСФСР и фактически легитимизировавшие беловежские соглашения, принятые в нарушение всех действовавших норм и Конституции, и законов, и никто этот вопрос почему-то не поднимает и не обсуждает. Хочется сказать, что Верховный Совет СССР тоже какой-то особо активной позиции в это тяжёлое, как вы правильно сказали, для нашей страны время не проявил, а вы использовали фразу о том, что эти люди - депутаты Верховного Совета СССР - позволили сохранить нашу страну. Ну если вы говорите о депутатах Верховного Совета СССР, то такой страны, СССР, больше нет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ДИДЕНКО А. Н. Ну, я думаю, что опасения понятны, поэтому фракция ЛДПР не будет участвовать в этом голосовании, воздержится от голосования, но в принципе тезис прозвучал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Я хочу отметить, что подобный законопроект с точно такой же концепцией (ну, может быть, там был несколько расширенный перечень) вносили мы, коммунисты, и нас поддерживали очень многие депутаты и в прошлой Думе, и раньше. Мы считаем, что раз уж Россия - страна-правопреемница, то мы должны уважать тех, кто выполнял такую же работу, какую сегодня выполняем мы, и такое отношение - это цинизм, это не что иное, как цинизм! Мы же получаем и пенсию, и зарплату, а тогда депутаты работали не меньше нас! Вся страна, наверное, смотрела целый день передачи с заседаний Верховного Совета СССР, и вы помните, какая напряжённая шла работа каждый день тогда, и споров было, по-моему, больше, чем сегодня. Единственное, с чем я не согласна, - говорят, что там было очень много заслуженных людей, а мне кажется, все депутаты - уже заслуженные люди и тогда, и сегодня, потому что их избирает народ. Этот законопроект уже давно опоздал! А что касается того, что говорят, мол, сегодня это неактуально и сегодня у нас антикризисные мероприятия, - деньги, о которых говорил Владимир Николаевич Плигин, смехотворны для России! Давно надо было уже решить этот вопрос, я только не понимала, почему нам всё время отказывали в принятии подобного законопроекта. Надо прежде всего думать о людях, а депутаты - точно такие же люди, и они должны получать так же, как получаем мы сегодня, поэтому я ещё раз хочу подтвердить, что мы поддерживаем данный законопроект, считаем, что это будет им большим подспорьем. Алексей Николаевич Диденко, конечно, молодой человек, ему до пенсии ещё очень далеко, но, может быть, когда станет человеком пожилым, он вспомнит мои слова! Сегодня жить тяжело, очень тяжело, и то, что мы потратим деньги... Я была бы согласна с тем, чтобы вообще на всех людей распространить это, ну а коли есть закон о нас, о нынешних депутатах, значит, должен быть закон и о тех депутатах. И многим из них я просто хочу сказать огромное спасибо за то, что они мужественно отстаивали интересы своей страны, своего народа, а многих из них сегодня уже и нет в живых! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что законопроект несёт определённую, вполне понятную политическую, так сказать, миссию - он укрепляет связь между системой власти Советского Союза и сегодняшней России, и в этом смысле это правильное решение. Но я хочу сказать, что формулировки, которые там содержатся, как раз не оптимальные, нельзя писать "депутатов... являвшихся членами Верховного Совета СССР созыва 1989-1991 годов", потому что действительно получается, что речь идёт о некой, так скажем, категории, которая связана вот с этим процессом - с развалом нашей страны, и встаёт вопрос: что, мы опять на тех же самых позициях, так сказать, ельцинских? Я считаю, что ничего не изменится, если мы напишем: о пенсионном обеспечении депутатов Верховного Совета СССР, работавших в Верховном Совете СССР на постоянной основе в период исполнения своих обязанностей. Я просто почувствовал некую обиду, как депутат Верховного Совета СССР застойного периода, потому что тогда депутаты не работали на постоянной основе, и были единицы людей, которые, так скажем, работали в президиуме. Мы никак не расширим эту категорию, но мы чётко напишем, что речь идёт о тех депутатах, которые работали на постоянной основе, и не выделим последний созыв, который много плохого принёс нашей стране. Мне кажется, здесь нужно внести коррективы при подготовке ко второму чтению. И кстати, - извините, Иван Иванович, я забыл сказать, - это другая тема, но у нас очень тяжёлое положение с помощниками депутатов, и хорошо бы, чтобы эта тема не ушла из поля зрения Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего спасибо большое и академику Кашину, и Тамаре Васильевне Плетнёвой за поддержку законопроекта, которую они высказали. В связи с тем, что говорил Алексей Николаевич, и с тем, что фракция ЛДПР воздержится от голосования, - я благодарен уже и за эту позицию, хотел бы отметить только одно: Алексей Николаевич сказал, что я предлагаю отойти от идеи, от принципов справедливости и социальной справедливости - ни в коем случае! Я предлагаю более предметно, точно и последовательно говорить об этих важнейших условиях, о важнейших скрепах общества - о социальной справедливости и о справедливости, но не применительно и не в связи с данным законопроектом, который, кстати, решает вопросы в том числе и социальной справедливости. При обсуждении законопроекта ставились и вопросы, которые касаются нашей глубочайшей истории, смысла и сущности беловежских соглашений и многого другого. Я думаю, что при подготовке законопроекта ко второму чтению мы учтём и те замечания, которые звучали сегодня. Спасибо большое за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 12 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.