Заседание № 221

17.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 629965-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся поддержки кандидатов депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3373 по 4092 из 6899
19-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных               
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях              
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". Докладывает Валентин Сергеевич Шурчанов.                            
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Речь идёт о муниципальном           
фильтре. Вы знаете, что мы изменили редакцию закона № 184-ФЗ "Об общих          
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и установили,    
что для выдвижения на выборах главы субъекта Российской Федерации, для          
поддержки кандидата необходимо определённое количество подписей - от 5 до 10    
процентов от числа депутатов представительных органов муниципальных             
образований и глав муниципальных образований, которые избираются на прямых      
всеобщих выборах. При этом устанавливается, что в тех случаях, когда            
муниципальные районные депутаты делегируются из состава депутатов               
представительных органов сельских, городских поселений, учитывается только      
одна подпись.                                                                   
                                                                                
Вот данная система на сегодня, как показала практика двух прошедших             
избирательных кампаний, несостоятельна: дело в том, что ни одна политическая    
партия, представленная в Государственной Думе, кроме партии большинства, не     
располагает необходимым процентом для выдвижения кандидатов в одиночку, ни      
одна партия - ни КПРФ, ни ЛДПР, ни "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - в субъектах          
Российской Федерации практически не имеет такого преимущества,                  
соответственно, они не могут реализовать свои политические функции как          
политические партии. И мы имеем конкретные примеры: в Новгородской области -    
это была первая кампания, в частности, для КПРФ - КПРФ не выдвинули, а на       
последних выборах, которые были в 2014 году, не выдвинули в Нижегородской       
области и в Липецкой области, хотя, нужно отдать должное, организации КПРФ в    
этих областях, безусловно, авторитетные и могли бы в полной мере реализовать    
своё право и найти достойные кандидатуры, найти людей, которые могли бы при     
поддержке на всеобщих выборах со стороны избирателей руководить этими           
субъектами Российской Федерации.                                                
                                                                                
Мы предлагаем установленную законом норму о том, что один муниципальный         
депутат может поддержать только одного выдвиженца, кандидата на выборах главы   
субъекта Российской Федерации, отменить и установить норму, что депутат         
представительного органа муниципального образования, исходя из своих            
предпочтений, понимания задач экономического, социального развития субъекта     
Российской Федерации, мог бы поддержать несколько кандидатур. Ну, мы            
написали, что он может поддержать неограниченное число кандидатов, но,          
конечно, число избирателей ограниченно, а тем более число кандидатов будет      
ограниченным, так что редакционную правку можно во втором чтении сделать,       
написать "несколько кандидатов" или какую-то другую формулировку предложить.    
В таком случае, безусловно, было бы легче работать с муниципальными             
депутатами. При этом, мы считаем, наличие у муниципального депутата права       
поддержать нескольких кандидатов, которые выдвигаются на должность главы        
субъекта Российской Федерации, как раз улучшило бы, в общем-то,                 
психологическую, политическую обстановку и выполняло бы задачи консолидации     
общества в рамках данных субъектов Российской Федерации.                        
                                                                                
Более того, есть и правовая необходимость это сделать, потому что, с одной      
стороны, в 184-м законе сказано, что можно поддержать только одного             
кандидата, а, с другой стороны, в Федеральном законе № 67-ФЗ "Об основных       
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан..." мы    
устанавливаем право депутата поддержать нескольких, или многих, кандидатов,     
неограниченное число кандидатов, но при этом будет учитываться только та        
подпись, которая поставлена в первую очередь, ранее. В результате получается    
противоречие: с одной стороны, депутат имеет право поддержать только одного     
кандидата, а с другой - не исключается норма, что он может пяти кандидатам      
отдать свою подпись. Это опять ставит под удар возможности политических         
партий, которые в этом плане ограниченны: собирает, скажем, представитель       
КПРФ подписи муниципальных депутатов, а они, оказывается, уже до этого отдали   
их какой-то другой партии, и в конечном счёте при регистрации, когда всё это    
выяснится, кандидат просто может оказаться без существенной поддержки, не       
выполнит норматива по количеству подписей, необходимых для того, чтобы пройти   
регистрацию. Поэтому очень прошу законопроект поддержать.                       
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству, безусловно, дал отрицательное     
заключение, правительство тоже дало отрицательное заключение, хотя Правовое     
управление говорит о том, что в правительственном заключении этот               
законопроект, собственно, не нуждается. Комитет по федеративному устройству     
тоже, в общем-то, дал отрицательное заключение. Какие мотивы? Прежде всего      
то, что мы должны повышать ответственность муниципальных депутатов за           
выдвижение кандидатов на должность главы субъекта, а если муниципальный         
депутат подписывается, ставит свою подпись в поддержку нескольких кандидатов,   
то тем самым снижается его персональная ответственность за положение дел в      
этом субъекте Российской Федерации. Ну, нам, авторам законопроекта,             
представляется, что это ни в коей мере не отражает реального положения дел,     
потому что разные партии могут представлять действительно достойные             
альтернативные кандидатуры и как раз народ решает на прямых выборах, как у      
нас написано в Конституции и в законах, кому быть главой. А что касается        
заключения комитета по федеративному устройству, то они там прямо говорят,      
что не могут поддержать законопроект, потому что каждый избиратель обладает     
правом только одного голоса, а мы вдруг депутату муниципального образования     
даём право нескольких голосов. Но ведь тем самым делается уже предварительный   
отбор, а это ступенчатые выборы, что, собственно, не соответствует              
принципиальным положениям нашей Конституции и законодательства о выборах.       
                                                                                
Прошу поддержать законопроект. Аргументы у разных партий могут быть самые       
различные, но в целом нам нужно двигаться вперёд, и это возможно вот только     
через предоставление такого права.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно    
рассмотрел указанную законодательную инициативу. Я не буду цитировать всё       
заключение нашего комитета, отмечу лишь ряд моментов.                           
                                                                                
Прежде всего, положение об обязательности сбора подписей муниципальных          
депутатов и глав муниципальных образований для потенциальных претендентов на    
должность главы субъекта Российской Федерации проходило проверку                
конституционности в Конституционном Суде, и было принято соответствующее        
постановление от 24 декабря 2012 года № 32-П. Всё цитировать не буду, отмечу    
лишь, что в постановлении Конституционного Суда, согласно высказанной           
правовой позиции, указано, что "получение поддержки именно со стороны           
депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)            
избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований... не         
является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов на            
должность высшего должностного лица субъекта... повышая одновременно интерес    
к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного              
самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ           
российской государственности".                                                  
                                                                                
Что же касается правила, согласно которому депутатом либо главой                
муниципального образования может быть поставлена подпись лишь за одного         
кандидата, то совершенно очевидно, что отмена этого правила может повлечь       
снижение персонифицированной ответственности за принимаемые решения (а          
проставление подписи - это и есть решение) лиц, участвующих в процедуре         
поддержки кандидатов. По сути дела, отмена правила "один депутат - один         
голос" или "одна подпись - один голос" полностью девальвирует вот эту систему   
сбора подписей, систему муниципальной поддержки и просто-напросто может в том   
числе стать определённым коррупционным фактором, если подписи будут             
проставляться за неограниченное количество кандидатов. Собственно говоря, мы    
придём к тому, от чего старательно уходили: к выборам глав субъектов            
Российской Федерации могут быть допущены лица, которые фактически не            
собираются участвовать в предвыборной кампании, не обладая достаточной          
поддержкой со стороны органов местного самоуправления, депутатов или глав       
муниципальных образований, и которые будут использовать своё право кандидата,   
будут злоупотреблять этим правом, не собираясь фактически вести предвыборную    
кампанию или ведя её в том ключе, который девальвирует систему выборов          
вообще. Мы считаем, что на самом деле отмена данного правила может исказить     
конституционный смысл состязательности политических сил в конкурентной          
борьбе, поэтому данное предложение, данный законопроект необходимо отклонить.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Вопросов много.                                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, не кажется ли вам слишком         
циничным, что вы сами придумываете фильтр?.. Кстати, я не согласен с решением   
Конституционного Суда, потому что у нас в Конституции есть отдельная глава о    
независимости местного самоуправления, мы же с вами придумали фильтр для        
нынешних выборов в районные, городские Думы, теперь придумали фильтр, когда     
местное самоуправление вмешивается в процесс выдвижения кандидатов в            
губернаторы, и сейчас говорим, что если мы этот вопрос сделаем более            
демократичным, то мы что-то нарушим и коррупция... Зачем вы вводили фильтр?     
Тогда и коррупции не было бы! У нас граждане, вообще-то, по Конституции имеют   
право избираться и быть избранными без всяких фильтров!                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, я сознательно избегал этого          
термина - "фильтр", потому что это не фильтр, это требование, необходимое для   
регистрации в качестве кандидата, это точно такое же требование, по большому    
счёту, которое... Мы можем вспомнить и другие требования, например такие, как   
возраст, отсутствие судимости за тяжкое и особо тяжкое преступление в течение   
определённого времени, и ещё ряд требований, которые необходимы для             
выдвижения. Данное требование связано не столько с личностью непосредственно    
кандидата, сколько с оценкой его со стороны органов местного самоуправления,    
конкретных депутатов и выборных лиц, именно глав муниципалитетов, которые       
обеспечивают степень должной поддержки, для того чтобы в том числе обеспечить   
конкуренцию именно самых сильных политиков, которые претендуют на должность     
главы субъекта Российской Федерации, - а должность эта связана, напомню, и с    
осуществлением государственной власти на территории субъекта Российской         
Федерации, и с осуществлением целого ряда федеральных функций, что              
немаловажно, - и, конечно же, без такой поддержки, без одобрения со стороны     
муниципальных депутатов, которые, ставя свою подпись, по сути дела,             
становятся участниками избирательного процесса, выдвижение кандидатов было бы   
нецелесообразным и в полной мере не соответствовало бы обеспечению интересов    
наших избирателей, и поэтому это должно быть установлено и защищено законом.    
                                                                                
Есть решение Конституционного Суда - нравится оно вам или не нравится, - оно    
вступило в законную силу, обжалованию и опротестованию не подлежит, и           
изменена эта правовая позиция быть не может. Эта система, которую сейчас вы     
оспариваете своим законопроектом, признана абсолютно соответствующей            
Конституции, её принципам и положениям.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я тот человек, который проходил     
этот фильтр, - а это именно фильтр, искусственный фильтр, - когда на выборах    
шёл кандидатом в губернаторы Рязанской области, затем наблюдал, как такие       
выборы проходят в других регионах. И везде одна и та же картина: за             
действующего губернатора, который идёт на новый срок, собираются подписи        
депутатов муниципальных собраний данного региона, со ста процентов. Их          
приглашают и говорят: ты врач, не подпишешь - завтра работу потеряешь, ты       
учитель, не подпишешь - работу потеряешь, ты в администрации, не подпишешь -    
денег ни копейки не получишь! В результате ему нужно собрать сто подписей, а    
он собирает четыреста и держит их, и у других кандидатов никаких шансов нет!    
Если вы не разрешаете ставить подписи за нескольких кандидатов, то как          
преодолеть проблему, о которой я говорю? Она имеет повсеместный характер, и     
во всех регионах действующий губернатор собирает сто процентов подписей, а      
остальные - как хотите.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, на самом деле эта ситуация была     
предметом рассмотрения в Конституционном Суде, и было указано в                 
постановлении, которое рассылалось, что всё-таки, собирая подписи,              
потенциальный кандидат на должность руководителя субъекта Российской            
Федерации должен руководствоваться принципами разумности и достаточности, не    
проявляя чрезмерного рвения в этом плане, и Конституционный Суд особо на это    
обратил внимание. Возможно, в каких-то случаях ваши претензии, наверное, и      
обоснованны, тем не менее, коллеги, я ещё раз подчеркну, что принцип, который   
вы ставите под сомнение в своём законопроекте: "один депутат - одна подпись",   
сомнению не подвергался и не подвергается, и в каждом случае, конечно же,       
стоит разбираться отдельно. И насколько я знаю, чрезмерное увлечение сбором     
подписей также получило негативную оценку и со стороны Центральной              
избирательной комиссии, хоть и неофициально, но тем не менее.... Поэтому        
здесь, конечно, надо быть разумными, но, на наш взгляд, какие-то ограничения,   
запреты или отмена вот этого принципа в настоящий момент невозможны и           
противоречат тем целям, которые продекларировал законодатель, устанавливая      
определённые требования к кандидатам.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ну вам, конечно, проще всё время    
ссылаться на Конституционный Суд, а мы можем напомнить замечательное            
выражение: "А судьи чьи?"                                                       
                                                                                
У меня следующий вопрос: скажите, пожалуйста, как вы относитесь к таким         
фактам, что избираемый глава администрации или мэр даёт команду своему          
неопасному оппоненту или просто подставному человеку собрать подписи            
специально для того, чтобы настоящий оппонент не прошёл? У нас так было в       
Москве, когда избирали мэра и когда против Ивана Ивановича... собрали подписи   
за Навального, который теперь считается пятой колонной, а тогда вроде как был   
нужный! Вот как вы считаете, это всё демократия и это всё тоже по               
Конституции?!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Тамара Васильевна, немножко отвлекаясь от той            
принципиальной ситуации, которую вы описываете, и не зная, может быть, всех     
деталей процесса, когда избирался мэр города Москвы, я вам вот что могу         
сказать. Общаясь со многими и коллегами, и молодыми будущими юристами, и        
студентами, и школьниками, я задаю им вопрос: что же такое демократия? Вы       
знаете, зачастую мы не приходим к единому пониманию, является ли                
демократичной процедура, при которой можно злоупотребить своим правом, или не   
является. Наверное, есть такие аспекты избирательного процесса, которые,        
нравится нам это или не нравится, но используются в каких-то недобросовестных   
целях, чего мы стараемся избежать, в том числе и путём введения вот этой        
системы сбора подписей для подтверждения поддержки потенциальных кандидатов     
со стороны избирателей, со стороны муниципальных сообществ. Ведь эта система    
поддержки именно для того была введена, чтобы исключить появление случайных     
людей, которые не собирались использовать своё избирательное право,             
собственно говоря, как избирательное право, а могли использовать возможность    
выдвижения и участия в выборах в качестве кандидатов совершенно для иных        
целей, далеко не благовидных, в том числе политических.                         
                                                                                
Я не буду давать оценку тому, как и что происходило во время прошедших          
выборов в городе Москве, потому что я просто не знаю деталей, и, насколько я    
понимаю, эту оценку всё-таки должны давать соответствующие органы, которые      
занимаются контролем за соблюдением законодательства во время проведения        
выборов. Дана ли такая оценка? Я не знаю, наверное, вам лучше знать. Но         
является ли система в целом демократической? Я имею в виду ту систему,          
которая ставится под сомнение в законопроекте уважаемых коллег. На мой          
взгляд, является без всякого сомнения, потому что не отменяются выборы путём    
прямого всеобщего тайного голосования.                                          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова.                                                
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я хотела бы обратить ваше внимание на тех          
граждан, которые желают быть кандидатами на должность высшего должностного      
лица субъекта Российской Федерации и принимают участие в выборах губернатора    
в качестве самовыдвиженцев. Допустим, они заручились поддержкой избирателей     
своего региона, получили необходимое количество подписей. Вот вы сейчас         
ссылаетесь на постановление Конституционного Суда - мне хотелось бы понять:     
есть ли в данном решении положение о том, что конституционные права             
самовыдвиженцев не нарушены? Потому что в данном случае непонятно, с какой      
стати гражданин должен заручаться поддержкой депутатов муниципальных районов    
либо глав муниципальных районов, если он уже заручился поддержкой               
избирателей.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Маргарита Николаевна, действительно, такой вопрос тоже   
рассматривался, и тем не менее исключения, на наш взгляд, здесь точно так же    
не должно быть по одной-единственной причине: если кандидат выдвигается         
соответствующей политической партией, которая может не собирать подписи при     
выдвижении этого кандидата, то поддержка со стороны избирателей, которые        
проживают на территории того или иного субъекта Российской Федерации,           
подтверждается фактом выдвижения от политической партии.                        
                                                                                
И второй момент - это поддержка со стороны представителей муниципальных         
сообществ, представителей муниципальной власти, с которыми потенциальному       
главе субъекта Российской Федерации придётся взаимодействовать в своей          
ежедневной работе. С учётом огромного количества политических партий, которые   
у нас в настоящий момент присутствуют на политической арене, в том случае       
если нет поддержки со стороны муниципальных сообществ, муниципальной власти,    
должны действовать те правила, которые мы установили, то есть нет какого-то     
противоречия в двойном сборе подписей.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы знаете, я имею техническое образование, так у   
нас всё понятно: причина - следствие - результат. Я смотрю, вы, юристы, - а     
вы неплохой юрист - можете объяснить всё что угодно, и об одном и том же        
сегодня так говорите, а завтра уже по-другому. Просто поразительно!             
                                                                                
Ну здесь же грубейшее нарушение Конституции! Почему я, скажем, имею меньше      
потенциальных возможностей выдвинуться, чем кто-то другой, чем вы, например?    
Конституция говорит, что все равны перед законом, - где же это равенство?       
Если так дальше рассуждать - да, должность губернатора важна, но должность      
президента ещё более важна - почему тогда кандидаты в президенты не собирают    
подписи у депутатов Государственной Думы, в Совете Федерации? Давайте тогда     
эту логику и дальше распространим, как вы считаете?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Игнатьевич, я не стал бы сравнивать две должности   
- высшую должность в государстве и должность руководителя главы региона,        
потому что это разные по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу    
должности, несмотря на то что и та, и другая должность является руководящей.    
Тем не менее здесь прямых параллелей мы проводить, я думаю, не вправе.          
                                                                                
Спасибо, конечно, за лестную оценку в мой адрес, но тем не менее есть вещи,     
которые ни один юрист даже, скажем так, путём изложения своего мнения не        
может опровергнуть с точки зрения юридического факта, - это правовые позиции,   
которые высказаны Конституционным Судом. А Конституционный Суд - почему я       
ссылаюсь на это постановление - признал соответствие Конституции тех норм,      
которые являются предметом данного закона и которые многоуважаемые коллеги      
хотят поменять, и в данном случае не принципиально, нравится нам это решение    
или не нравится, - оно есть и оно не может быть изменено.                       
                                                                                
Следовательно, мы можем говорить лишь о том, что существующая система           
получения поддержки от муниципальных депутатов и глав муниципальных             
образований потенциальными кандидатами на должность главы субъекта Российской   
Федерации является в полной мере соответствующей Конституции Российской         
Федерации. Могут ли быть здесь какие-то казусы? Наверное, могут быть, но тем    
не менее в настоящий момент эта система действует, в настоящий момент она       
обеспечивает участие в выборах не кандидата от одной партии, которая имеет      
большинство, в том числе в муниципалитетах, а кандидатов от многих партий,      
которые проходят вот это испытание в виде сбора подписей муниципальных          
депутатов и глав. И по опыту проведения избирательных кампаний в регионах мы    
видим, что до полутора десятков партий выдвигали своих кандидатов, которые      
участвовали в выборах на пост главы региона.                                    
                                                                                
Я ещё, коллеги, хотел бы, пользуясь случаем, привести небольшую статистику,     
ко мне коллеги из КПРФ обращались, - это статистика отзывов субъектов           
Российской Федерации, имеются в виду их представительные и законодательные      
органы: по данному законопроекту пришло 5 положительных заключений, 40          
отрицательных заключений и 6 отзывов без замечаний - это для статистики.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить?                                                         
                                                                                
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракций - нет возражений? Нет.               
                                                                                
От фракции КПРФ кто выступает? Тамара Васильевна Плетнёва.                      
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Когда речь заходит о выборах, вы знаете, складывается такое      
впечатление, что вообще всё цинизм и ложь, подобрать какие-то другие слова я    
не могу. Можно сколько угодно критиковать советские выборы, что вот, мол, был   
один кандидат и его и избирали, потому что партия его предлагала, но тогда      
всё равно был какой-то праздник, была надежда на то, что дальше будет лучше.    
Конечно, сейчас приходит к власти в большинстве своём партия власти -           
президент из этой партии, губернаторы тоже, и так и хочется спросить: но        
тогда зачем выборы? Ведь каждая партия приходит для того, чтобы свою            
программу реализовать и доказать людям, что она самая правильная, самая         
лучшая. Тогда, наверное, и не надо ничего придумывать, тогда надо всех          
назначать: президент назначит губернаторов, губернаторы назначат районных       
руководителей, районные назначат сельских, если надо, - и всё, и не надо        
никаких выборов! Но тогда нас не будут признавать, нас не будут признавать в    
мире, скажут, что у нас вообще нет демократии, - значит, надо придумывать, и    
вот уже двадцать лет придумываем.                                               
                                                                                
Вот я уже шесть раз принимала участие в выборах в одной и той же области, и     
всякий раз условия менялись, и, если сравнить, я могу сказать, что в 93-м       
году всё-таки ещё было что-то похожее на демократию, а потом нет. (Шум в        
зале.) Сначала мы создали мажоритарную систему, потом мы сделали по спискам -   
ага, сегодня не получается по спискам, уже не проходит это, потому как люди     
убедились, не голосуют за эту партию, - так давайте-ка мы опять вернёмся к      
мажоритарной: там, смотришь, одномандатники-то крутые, они пройдут! И вот       
этот самый фильтр - это самое циничное, что можно было придумать! В сельских    
поселениях, в районах, в области - везде партия власти представлена - ну за     
кого же они поставят подпись-то?! Они, конечно, поставят подписи за ту          
партию, к которой принадлежат, и всё! Ну и какая тогда состязательность         
будет? У нас её нет и не будет! (Шум в зале.)                                   
                                                                                
Я знаю, что некоторые совестливые депутаты, пользуясь возможностью,             
предоставляемой вот этим вторым законом, пользуясь тем, что можно               
подписывать, и других поддерживают, но там опять стоит препона: считаться       
будет та подпись, которая первой поставлена, - ну что это?! Ну мы сами          
придумываем вот эти законы - и сами же нарушаем принципы!                       
                                                                                
Теперь говорим о Конституционном Суде. Но там ведь один вопрос рассматривался   
- нужна ли подпись, а как это проходит в жизни, ситуация с этими подписями,     
там ничего ведь не рассматривалось! И потом, ну как же Конституционный Суд      
будет принимать решение против той власти, которая сегодня правит?! "А судьи    
чьи?" - я уже говорила, это же классика! - они всё равно будут принимать        
нужное решение.                                                                 
                                                                                
Как мы станем жить нормально, как мы сможем жить в согласии, как мы будем       
делать так, чтобы в нашей стране, в обществе было согласие, если мы вот такие   
законы принимаем?! Я недаром рассказала, как это было в той же Москве: ну как   
можно было дать указание, чтобы за Навального собрали подписи?! Да потому,      
что был очень сильный оппонент от КПРФ! Теперь-то этот Навальный сидит, он      
пятая колонна, и все это понимают, а тогда, смотрите, за него разрешали даже    
собирать подписи и ещё вдобавок голосов сколько он получил! А всё потому, что   
просто был оппонент от КПРФ против кандидата от власти. Поэтому никакой         
демократией тут и не пахнет, и правильно то, что мы сегодня предлагали, от      
партии выступал Валентин Сергеевич, он совершенно правильно ставит вопрос о     
том, что это надо отменить! Раз уж мы говорим о демократии, то каждая партия    
может выдвигать своего представителя - может не выдвигать, если такового нет    
(не думайте, что партия выдвинет на пост губернатора ни на что не способного    
человека), - и пусть народ выбирает, и тогда это будут прямые выборы! А над     
тем, что сегодня придумали с этими подписями, да ещё называют это прямыми       
выборами, вообще все смеются! (Шум в зале.)                                     
                                                                                
Конечно, мы будем этот законопроект поддерживать и надеемся на то, что те       
депутаты, которые внимательно вникают во все жизненные ситуации и не надеются   
только на то, что, если будут послушными, их в следующий раз в список           
возьмут... Не возьмут! Тут уже, знаете, сколько сидело, и я со всеми            
разговаривала и говорила: всё равно не попадёте - голосуйте, голосуйте!         
                                                                                
Поэтому я призываю поддержать наш законопроект.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемые друзья, каждый раз, когда в Государственную Думу вносится             
законодательная инициатива, направленная на демократизацию выборов, хочется,    
услышав мнение профильных комитетов, обратиться к Государственной Думе          
словами героя кинофильма "Служебный роман": "Демократичная вы наша!" Мы очень   
обижаемся, когда страны Запада применяют двойные стандарты, но на деле          
складывается какая ситуация? Вот когда, например, от фракции ЛДПР вносится      
законодательная инициатива, направленная на то, чтобы ограничить участие        
политических партий всего лишь в муниципальных выборах, если нет                
регионального отделения, - то есть отделения партии вообще не существует, из    
Москвы приезжает доверенное лицо, и это доверенное лицо на десять               
политических партий подаёт списки, и они регистрируются, - профильный           
комитет, естественно, отклоняет это, говоря, что это недемократично, потому     
что мы должны дать право максимальному количеству политических партий           
участвовать в выборах. Но другой вопрос, что эти партии не преследовали цели    
по преодолению барьера, и все голоса, которые они получили, распределяются      
пропорционально между теми партиями, которые его преодолели, и, естественно,    
та партия, которая получает большинство, получает и от этих голосов             
большинство, и мы понимаем, откуда такая демократия. Если политическая партия   
на праймериз выдвигает нескольких кандидатов, то это считается нормальным -     
они говорят, что вот, мол, смотрите, у нас несколько кандидатов, мы хотим,      
чтобы при внутрипартийном голосовании определили лучшего, - то есть партия      
иногда сама не может определиться, какой из представителей лучший, но почему    
же тогда депутат муниципального образования должен определиться, что он         
именно за этого кандидата в губернаторы готов поручиться, может быть, он        
доверяет двум-трём кандидатам, почему мы лишаем его этого права?                
                                                                                
Следующий вопрос. Здесь часто говорят о том, что депутат представительного      
органа муниципального образования несёт персональную ответственность за того    
кандидата в губернаторы, выдвижение которого он поддержал своей подписью,       
которую, кстати, необходимо заверить у нотариуса, закреплённого за этой         
территорией, заплатив за это деньги. Ну тогда покажите мне, в каких уголовных   
или административных кодексах прописана персональная ответственность? Или вы    
хотите сказать, что, если бы губернатора Сахалина выдвигали через               
муниципальный фильтр, депутаты вместе с ним отправились бы сегодня под арест?   
Но это же не совсем верно, коллеги!                                             
                                                                                
И ещё, уважаемые коллеги, вот мы очень обеспокоены явкой на выборы: явка всё    
ниже и ниже. Но вы поймите, если во время футбольного матча, дерби, когда       
болельщики приходят поболеть за свою команду, когда есть интрига, - какой       
клуб победит? - во время перерыва начнут правила переделывать, чтобы            
определённая команда победила, то болельщики плюнут и не будут ходить на эти    
игры! Поэтому, если вы хотите увеличить явку избирателей, давайте сделаем это   
таким образом, чтобы всё было прозрачно. Муниципальные фильтры для выдвижения   
кандидатов в губернаторы сделаны для того, чтобы непонятные, странные           
элементы не проникли, не заняли эту должность. Но у нас есть парламентские      
партии, их четыре, - если у партии есть фракция в Государственной Думе, есть    
фракция в региональном парламенте, ну давайте мы тогда сделаем исключение и     
дадим ей возможность без каких-либо фильтров выдвигать кандидатов в             
губернаторы! Что нам ещё нужно доказывать?! Если у нас есть депутаты в          
Государственной Думе, то, значит, наша партия получила доверие избирателей по   
всей Российской Федерации, а теперь доверие наших избирателей, когда мы         
выдвигаем своего кандидата в губернаторы, должны подкрепить депутаты            
муниципального уровня?! Мы их очень уважаем и доверяем их подписи, но, когда    
в региональном парламенте принимается закон о том, по какой системе должны      
формироваться органы местного самоуправления, мы обязаны по Конституции, по     
федеральным законам предоставить депутатам не менее двух вариантов, мы не       
можем на региональном уровне определить им один - тогда почему же депутат,      
дающий подпись за кандидата в губернаторы, не может иметь как минимум два       
варианта или три? Извините меня, когда депутата внезапно вызывают на            
заседание в орган местного самоуправления, когда туда приезжает нотариус и      
все депутаты сдают подписи, то что мы тогда получаем? Спасибо, если у нас       
выборы состоятся, если выдвигается минимум два кандидата в губернаторы! Если    
мы хотим на сегодняшний день быть конкурентоспособными на международном         
рынке, то мы должны внутри страны наладить конкурентоспособность среди          
политических партий, чтобы людям было интересно!                                
                                                                                
Плюс ещё партия может отзывать кандидата в губернаторы - любая политическая     
партия о своей репутации печётся. И ещё раз о политических партиях скажу:       
зачем тогда сначала ужесточают законодательство о регистрации политических      
партий, а потом, когда меняется рейтинговая ситуация, опять дают возможность    
кучу политических партий создавать? Ну не надо было тогда менять, ещё раз       
повторяю, правила игры в футбол во время перерыва, когда не тот футбольный      
клуб побеждает!                                                                 
                                                                                
И вообще меня удивляет: зачем? Что, сегодня такая ситуация, что где-то          
накалённость есть? Парламентские партии себя проявили как уравновешенные,       
конструктивные партии, предлагающие свои варианты решения проблем. Неужели у    
кого-то на сегодняшний день есть сомнения, неужели кто-то думает, что если      
парламентская партия выдвинет кандидата на должность губернатора, то она        
выдвинет какого-то человека, который не понимает задач, стоящих перед           
субъектом Российской Федерации?! И зачем мы ставим в такие жёсткие рамки        
депутатов органов местного самоуправления? К тому же мы весь регион, всех       
депутатов вовлекаем в эту процедуру, все будут знать, понимать, как эти         
фильтры работают, как подписи собираются, - неужели самому губернатору          
приятно, когда он знает, что все депутаты органов местного самоуправления       
понимают, как он прошёл муниципальный фильтр и стал главой региона?!            
                                                                                
Вам нужны такие правила, при которых... У нас в зале есть спортсмены, им        
такие правила не нужны - они головой противника в пол воткнут! Для того чтобы   
чемпиону победить, ему не нужны особые условия! Дайте возможность, создайте     
такие условия, при которых не возникнет никогда сомнений в том, что победа      
получена честно, не надо делать правила такими, чтобы на выборах мог            
зарегистрироваться кандидат, у которого фамилия начинается на "ше" и            
заканчивается на "рин", - тогда ведь будет понятно, что кандидатом в            
губернаторы только я могу быть зарегистрирован... Люди же не глупые, они всё    
видят!                                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, естественно, поддержит эту законодательную     
инициативу. Я, как юрист, понимаю, что есть решение Конституционного Суда, но   
мне хотелось бы, чтобы сегодня это все услышали, поэтому ещё раз повторю:       
если мы хотим быть конкурентоспособными на международной арене и на             
международном рынке, то мы должны добиться честной, справедливой конкуренции    
среди политических партий и во время выдвижения и избрания наших кандидатов!    
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете,        
когда я готовился к выступлению, вспомнил фильм "Трасса 60", одну сцену,        
когда идёт заседание суда, и вдруг попадает туда человек посторонний, и ему     
говорят: "А все знают, что тут враньё полное". И он задаёт вопрос в суде:       
"Действительно все знают?" - "Да, действительно все знают". Вот мне             
напоминает это как раз тот самый случай, когда все знают, но вслух никто не     
говорит. Понятно, что Дмитрий Фёдорович Вяткин, если будет позиция президента   
иная, точно так же, как квалифицированный юрист, докажет иную точку зрения, я   
в этом не сомневаюсь.                                                           
                                                                                
Теперь не о процедуре, а о сути того, что мы обсуждаем. Как бы Дмитрий          
Фёдорович Вяткин ни избегал слов "муниципальный фильтр", речь идёт о            
муниципальном фильтре, то есть о фильтрации кандидатов на выборах высшего       
должностного лица субъекта Федерации. Для чего это делается? Это делается,      
наверное, для того, чтобы обеспечить кандидату от партии власти                 
безальтернативное избрание. Ну, скорее всего, так и есть - в зале у нас сидит   
Оксана Генриховна Дмитриева, которая как раз не смогла принять участие в        
выборах губернатора именно вследствие этой нормы закона, о которой мы сейчас    
говорим. Её участие повысило бы интерес к выборам в Санкт-Петербурге? Думаю,    
да, повысило бы, потому что тогда были бы альтернативные выборы, было бы        
интересно, была бы интрига. Но интрига была убита в самом начале! То же самое   
по многим субъектам Российской Федерации: проходили муниципальный фильтр        
только кандидаты от партии власти и кандидаты-спойлеры либо те, которых         
партия власти не опасалась, - считалось, что кандидат от партии власти может    
легко их переиграть. С Навальным ошиблись, обожглись - всё, теперь, я думаю,    
таких случаев больше не будет нигде, - посчитали, что он наберёт мало, а он,    
глядишь, в центре взял и обыграл - в центре столицы, я имею в виду, если        
взять результаты голосования.                                                   
                                                                                
Конечно же, можно ссылаться на позицию Конституционного Суда, но я также не     
согласен с этой позицией Конституционного Суда и считаю, что это прямое         
нарушение Конституции, ведь органы местного самоуправления не входят в          
систему органов государственной власти. Почему муниципальные депутаты должны    
ограничивать активное и пассивное избирательное право граждан, почему, если     
граждане хотят видеть того или иного кандидата на выборах губернатора, они не   
могут этого себе позволить? Или, допустим, тот или иной кандидат хотел бы сам   
поучаствовать в выборах, предложив свою кандидатуру, но его тоже                
ограничивают. Тут можно говорить о разных злоупотреблениях и в обоснование      
позиции можно всё что угодно придумать, притянув любые случаи, но давайте       
возьмём правоприменительную практику и посмотрим, каким образом у нас           
применяется эта норма закона на региональных выборах с момента её               
возникновения.                                                                  
                                                                                
Выборы практически проходят на безальтернативной основе, и они будут таковыми   
и далее. А в интересах ли России эта норма, при которой допускается             
проведение так называемых безальтернативных выборов на региональном уровне?     
Мне кажется, что ответ очевиден: это не в интересах России, потому что          
сегодня страна находится в тяжёлом положении и управлять из единого центра,     
назначая всех... Без одобрения президента у нас кандидат в губернаторы не       
может попасть в списки для избрания, и такая же тенденция прослеживается на     
муниципальных выборах: мы сейчас отменяем прямые выборы мэров городов,          
избрание депутатами глав муниципалитетов и так далее, до самого низшего         
уровня, то есть фактически выстраиваем вертикаль власти, при этом не            
делегируя полномочий. Да вам любой управленец скажет, что в сложной системе     
управлять, не делегируя полномочий на нижние уровни, невозможно - такая         
система рано или поздно разбалансируется и выйдет из строя, что, собственно     
говоря, мы и наблюдаем в экономике России. Не может один человек управлять      
всей страной, это невозможно, нужно делегировать полномочия!                    
                                                                                
А каким образом компенсировать ошибки в делегировании полномочий? У нас         
процедуры определены Конституцией, у нас есть институт выборов, именно          
поэтому у нас власть разделена на федеральный и региональный уровни.            
Муниципальный уровень, подчёркиваю ещё раз, вообще не входит в систему          
органов государственной власти, это органы местного самоуправления, и у них     
специфические функции. А мы вдруг депутатов органов местного самоуправления,    
которые должны заниматься бытовыми вопросами, организацией жизни на той или     
иной территории, наделили властными полномочиями определять, кто может          
избираться, а кто не может. Правоприменительная практика всё расставила на      
свои места, и действующий закон - это не что иное, как муниципальный фильтр.    
                                                                                
Я считаю, что нужно поддержать предложение депутатов от фракции КПРФ и          
проголосовать за то, чтобы такое право у муниципальных депутатов было, чтобы    
они могли подписываться в поддержку не одного, а нескольких кандидатов.         
Аналогичное право есть у граждан: когда собирают подписи в поддержку            
кандидатов, то они не ограничены в количестве кандидатов, которых могут         
поддержать. Аналогичная норма, но почему-то в одном случае мы так трактуем      
закон и права граждан, а в другом - по-другому. Понятно, ещё раз повторю, что   
если есть позиция президента, то в этом зале её можно объяснить любыми          
способами, к тому же думское большинство, больше чем 226 голосов, всегда        
обеспечит прохождение этой позиции.                                             
                                                                                
Я считаю, что нужно поддержать законодательную инициативу, наша фракция за      
неё проголосует, а вообще нужно отменить эту норму, которая, по моему мнению,   
противоречит Конституции, несмотря на позицию Конституционного Суда!            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта, в               
соответствии с которым предлагается изменить процедуру выдвижения кандидатов    
для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской         
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти   
субъекта Российской Федерации), предоставив депутатам и главам муниципальных    
образований право поддерживать неограниченное число лиц, претендующих на        
должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. То есть по   
сути предлагается отменить процедуру квалифицированного отбора кандидатов на    
должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.              
                                                                                
Такое предложение, во-первых, как уже неоднократно было сказано, противоречит   
правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в       
постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П; во-вторых, фактически             
противоречит правовому смыслу всей совокупности норм Федерального закона от 6   
октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных      
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
В связи с этим, как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает       
принятие данного законопроекта.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Сергеевич Шурчанов.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемые коллеги, огромное спасибо всем выступившим и           
задавшим вопросы. Было действительно очень хорошее обсуждение, и это говорит    
о большом интересе не только депутатов Государственной Думы, но и всего         
российского общества к данной проблеме. Единственное, хочу подчеркнуть - это    
действительно сегодня требуется подчеркнуть, - что решение Конституционного     
Суда, уважаемые коллеги, ни в коей мере не отменяет конституционность нашего    
законопроекта. Конституционный Суд говорит о том, что решение о введении        
муниципального фильтра, когда один депутат может, в общем-то, поставить         
только одну подпись, конституционно, при этом, если депутатам дадут право       
поставить в поддержку две подписи, три, четыре, неограниченное количество,      
это тоже будет в рамках конституционного поля. И наоборот, отмена               
муниципального фильтра ни в коей мере не отменяет положения Конституции         
Российской Федерации, тем более им не противоречит. Конституционно всё: без     
фильтра, с одной подписью, двумя, тремя, четырьмя и так далее, и так далее.     
                                                                                
Поэтому, мне кажется, сегодня нужно поддержать решение Конституционного Суда,   
потому что оно нам, авторам законопроекта, даёт возможность вносить те самые    
альтернативные предложения, которые улучшают общую политическую ситуацию. И     
тем более партии, которые представлены в Госдуме сегодня, имеют право на это    
надеяться и полагаться, потому что за последний год мы столько вместе,          
солидарно сделали, что высокий уровень доверия, который существует у партий,    
представленных в Госдуме, безусловно, сейчас имеет самое-самое крепкое          
подтверждение конкретными жизненными фактами.                                   
                                                                                
Поэтому прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Нет.                                       
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5587 по 5606 из 6899
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на      
участие в референдуме граждан Российской Федерации".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              205 чел.45,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    205 чел.                                          
Не голосовало                 245 чел.54,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.