Заседание № 215
17.02.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 629939-6 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся статуса депутата представительного органа муниципального образования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4745 по 5382 из 7324
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Депутаты органов местного самоуправления выполняют свои депутатские обязанности, как правило, на непостоянной основе, то есть без оплаты, без вознаграждения, однако обязанности у них большие: заседания, сессии представительных органов местного самоуправления, участие в работе постоянных комиссий, территориальные депутатские группы, сходы и собрания граждан, приём граждан, а также определённые почтовые отправления, которые требуют расходов. Депутаты органов местного самоуправления поднимают вопрос о том, что необходимо законом обеспечить компенсацию затрат на транспортные услуги, то есть на поездки по муниципальному району, по поселениям, а также предусмотреть в законе № 131-ФЗ норму об освобождении от работы на период выполнения депутатских обязанностей и о компенсации за возможную утрату заработной платы. Такие формы компенсации затрат существуют практически во всём мире, Европейская хартия местного самоуправления - а Российская Федерация ратифицировала эту хартию - предусматривает обязательность компенсаций таких затрат. Ну и, вы знаете, в истории нашей страны в советское время также все эти затраты успешно компенсировались: в Российской Федерации, вернее, в РСФСР был 1 миллион 116 тысяч депутатов органов местного самоуправления, все они пользовались правом бесплатного проезда на общественном транспорте, за исключением такси, имели право пользоваться телефонами организаций и освобождались от работы с сохранением заработной платы на период выполнения своих депутатских обязанностей. Сегодня в Российской Федерации, к сожалению, другие условия: у нас примерно 244-245 тысяч депутатов в органах самоуправления всех уровней, число депутатов органов местного самоуправления - чуть менее 23 тысяч, изучение состояния дел показало, что компенсации получают только 3-4 процента депутатов органов местного самоуправления, в основном в столичных городах, больших городах-миллионниках, а также в больших городских округах. Что касается депутатов органов местного самоуправления на уровне муниципальных районов, сельских, городских поселений, они таких компенсаций, как правило, на практике не получают. Вы знаете, что практика, как известно, критерий истины, и поэтому надо сделать вывод о том, что нам следует предусмотреть обязательную норму, чтобы в бюджет местного самоуправления была включена отдельная строка - на содержание представительного органа местного самоуправления, на компенсацию затрат в ходе депутатской работы. Я встретился со многими главами администраций в стране, и вот глава администрации одного муниципального района говорит: собственные доходы - 36 миллионов рублей, из них 18 миллионов рублей идёт на содержание аппарата администрации района, а представительный орган имеет ноль рублей и ноль копеек. Даже глава муниципального района - высшее должностное лицо этого муниципального образования - имеет практически ноль рублей на свои расходы, хотя он очень много тратит на транспортные услуги, он, как представительное лицо, безусловно, должен везде участвовать, везде присутствовать, но тем не менее он не может оплатить свои расходы. Как говорит глава администрации, нужно хотя бы предусмотреть какую-то отдельную сумму компенсации, допустим на бензин, потому что в основном он ездит на своей личной машине. Вот представьте такую ситуацию: работник районной администрации, рядовой работник, имеет право на компенсацию расходов по своей поездке в пределах муниципального района, он обслуживается транспортом администрации, а глава района и депутаты практически такой возможности не имеют. Это действительно говорит о реальном соотношении сил и возможностей представительных органов и администраций муниципальных районов, сельских и городских поселений. Я спрашиваю: почему не предусматриваются такие расходы? Наш профильный комитет говорит о том, что якобы 131-й закон в сегодняшней редакции предусматривает такие расходы, но на местах говорят, что министерства финансов субъектов или финансовые управления субъектов это вычёркивают, ссылаясь на то, что 131-й закон напрямую сегодня такой нормы не содержит, а счётные палаты субъектов Российской Федерации соглашаются с вот таким толкованием закона. В связи с этим мы предлагаем предусмотреть обязательную норму, внеся в абзац второй пункта 5 статьи 40 131-го федерального закона, о местном самоуправлении, следующее дополнение: уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации должна быть предусмотрена денежная компенсация расходов в связи с осуществлением ими своих депутатских полномочий, а также при необходимости денежная компенсация за упущенный заработок по основному месту работы. Сегодня внимание партий, представленных в Государственной Думе, к органам местного самоуправления растёт. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, там имеет огромные преимущества, но КПРФ, ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также усиливают внимание к депутатскому корпусу органов местного самоуправления, а это говорит о том, что мы сейчас должны поддержать наших коллег и создать им условия для успешной работы. Что касается отзывов на законопроект, восемь законодательных собраний субъектов поддержали, десять администраций субъектов - даже удивительно - поддержали, а остальные, видимо, просто вовремя не прислали ответы, поэтому их, как мне представляется, учитывать нельзя. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать законопроект и тем самым создать прочную базу для работы наших фракций в органах местного самоуправления на всех уровнях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. С содокладом выступает Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи с предлагаемой законодательной инициативой необходимо отметить, что частью 5.1 статьи 40 федерального закона № 131-ФЗ установлено, что гарантии реализации полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъектам Российской Федерации предписывается реализовывать правовое регулирование в данной сфере своими нормативными правовыми актами. Указанный вывод согласуется с нормами части 3 статьи 34 131-го федерального закона, согласно которой порядок формирования полномочий, срок полномочий, вопросы подотчётности и подконтрольности органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Компенсации депутату представительного органа муниципального образования входят в иные вопросы. В связи с этим в уставе муниципального образования в соответствии с законами субъекта могут быть прописаны случаи и порядок определения размера компенсации. Таким образом, данный вопрос в достаточной степени урегулирован действующим законодательством, поэтому предложенные авторами законопроекта изменения являются избыточными. Необходимо также отметить, что принятие закона может повлечь дополнительные расходы из местных бюджетов, поскольку предлагаемая законопроектом норма обязывает муниципальные образования предусматривать в своих уставах соответствующие выплаты. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления обращает ваше внимание также на заключение Счётной палаты Российской Федерации, в котором отмечается, что предложенные изменения нарушают принцип самостоятельности бюджетов. Уважаемые коллеги, учитывая изложенное, комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе его отклонить. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе также данный законопроект не поддерживает и предлагает его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Филиппович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос к Виктору Филипповичу. Виктор Филиппович, мы неоднократно здесь говорили, что у нас разная обеспеченность бюджетов, а тем более на муниципальном уровне, но если мы хотим, чтобы муниципальные депутаты себя почувствовали действительно депутатами и влияли на то, что происходит в муниципальных образованиях, то, наверное, надо предоставить им для этого возможности. Коллеги таким законопроектом, на мой взгляд, как раз и предоставляется такая возможность. Наполнение этого бюджета - это уже, наверное, второй вопрос, сегодня важно воссоздать эту функцию. Скажите, неужели вы думаете, что два субъекта, расположенные рядом, но имеющие разное наполнение бюджета, могут одинаково влиять на ситуацию, которая складывается в муниципальных образованиях? Вот возьмите Кировскую область, к примеру, Вятские Поляны, и Татарстан, который рядом, - всё в одной стране, а уровень жизни отличается как земля и небо! ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос, но давайте не будем забывать, что в соответствии с действующими законами как минимум 10 процентов депутатов муниципальных образований могут работать на постоянной основе. Проблема прежде всего касается, конечно же, сельских поселений, я это понимаю, и комитет это понимает; как я уже сказал в своём содокладе, региональные власти имеют право вводить своим нормативным правовым актом соответствующие дополнения, чтобы выделить из бюджета необходимые средства, но муниципальные образования, сельские поселения, к сожалению, на 95 процентов дотационные. То есть возможность выделять необходимый объём финансовых ресурсов для реализации введённых полномочий, и в том числе для финансирования обеспечения деятельности депутатов муниципальных образований, есть, и закон такую возможность предполагает, поэтому я и говорил о том, что законодательно этот вопрос урегулирован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Виктор Филиппович, я, наоборот, поддерживаю проект закона. А вопрос представителю комитета: вы готовились, готовили негативный отзыв, а какова реальная статистика? Вы говорите, что региональные власти, то есть губернаторы, могут выделять на это деньги, но сейчас даже у регионов положение аховое, а что касается местного самоуправления, то там, как вы сами сказали, 95 процентов бюджетов - дотационные, катастрофическое положение! А что показывает практика? Скажите, сколько регионов, сколько муниципалитетов воспользовались этим потенциальным правом и ввели нормы, касающиеся их муниципального бытия? ШРЕЙДЕР В. Ф. Вопрос ясен, спасибо. Я предлагаю не путать два понятия: депутат, работающий на освобождённой основе, и действующий депутат, выполняющий свои депутатские полномочия, - это совершенно разные понятия. Выполнение депутатских полномочий - это приезд на сессию, встреча с избирателями, и абсолютное большинство региональных властей финансирование этих функций осуществляют из муниципального бюджета. Могу привести пример Омской области. Этот вопрос решён на территории Омской области, но именно в том аспекте, в каком я сказал, а не в том, в каком... К сожалению, видимо, сложилось представление, что речь идёт не о выполнении функций, а об освобождении депутата для работы на постоянной основе в период выполнения им депутатских полномочий, но это разные вещи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Валентин Сергеевич, вам вопрос, даже два небольших таких вопроса. Первый вопрос заключается в следующем: что за потребность именно сейчас вводить вот эту дополнительную норму, учитывая ту экономическую ситуацию, которая сегодня в стране складывается, и внешнеэкономическую ситуацию? И второй маленький такой подвопрос: с какой целью вы в пояснительной записке использовали в качестве одного из аргументов за то, чтобы ввести эту норму, принять этот закон, именно европейскую хартию? Ведь это наш внутренний вопрос: вопрос регионов, вопрос местного самоуправления, по крайней мере вопрос нашей страны! Мы регулярно вот какие-то документы ратифицируем, а потом этими же документами получаем по лицу, если вежливо сказать. Вот два таких момента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо за вопросы. Я хотел бы объяснить. В данный момент как раз очень важно, чтобы депутаты на уровне местного самоуправления активизировали весь процесс депутатской работы, потому что там нужно искать дополнительные доходы, нужно укреплять связь с населением, разъяснять политику руководства России. Безусловно, это требует затрат, и в самое трудное время нужно поддержать как раз депутатский представительный корпус, а не бюрократию, для того чтобы в стране была стабильная обстановка. Это первое. Второе, по поводу хартии. Если мы европейскую хартию ратифицировали - извините, уважаемые коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и из некоторых других фракций, может быть, вы не понимаете этот законопроект, хотя я уверен, что все оппозиционные фракции его понимают, да и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже, все вы знаете жизнь и всё понимаете, - стало быть, нужно её выполнять. Мы всё время смотрели в сторону Европы, вот в этом году только или в конце прошлого года почему-то начали отрицать опыт Европы. Я считаю, что даже при нынешних взаимоотношениях с Европой хороший европейский опыт организации местного самоуправления, безусловно, достоин того, чтобы применять его на практике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Да, исключительно хороший опыт, потому что у Европы опыт тоже разный, это нужно иметь в виду. И вопрос Валентину Сергеевичу. Вы говорили о муниципальных районах, но я так понимаю, что не только о районном уровне, но и о поселенческом уровне идёт речь в законопроекте. Действительно, есть серьёзные проблемы, и в выборах не так уж много жителей поселений хотят принимать участие, очереди из кандидатов для участия в каких-то мелких поселковых выборах нет, очень часто всего два-три кандидата, и вы уже активных участников этого процесса обозначили - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ЛДПР И КПРФ. Так что проблемы есть, в том числе с осуществлением функций. И страна наша настолько разнообразна, муниципальные районы настолько разные у нас, что может встать вопрос о компенсации не только стоимости бензина, а где-то, может, и авиационного керосина, потому что районы на Чукотке, в Якутии, в Красноярском крае очень большие по площади. Вот как быть в случаях, когда эти расходы сопоставимы с бюджетом, а может быть, кратны бюджету муниципального образования? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Ну, если государство вот эти кратные бюджету расходы не может никоим образом компенсировать, если органы местного самоуправления из своего бюджета не могут их компенсировать, каким же образом частное лицо, то есть депутат, компенсирует эти свои расходы, если он обязан работать? Он обязан работать, он должен ездить, поэтому есть транспортные расходы - это, безусловно, могут быть и воздушные перевозки, и перевозки речным или морским транспортом. Конечно, у всех разные условия! Но самое главное - необязательно выделять на это какие-то сумасшедшие деньги, мы посчитали: это только полпроцента всех расходов на содержание представительного собрания даже муниципального района. Можно и нужно это сделать, и если на содержание аппарата администрации идёт до 50-70 процентов расходов, то какие-то полпроцента на представительный орган, в общем-то, ничего количественно не решают, но качество, в общем-то, существенно могут поправить. Так что это небольшие расходы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос как раз к Валентину Сергеевичу. Валентин Сергеевич, вот вы в рамках работы над этим законопроектом, естественно, мониторили ситуацию, анализировали статистику, в итоге вы сейчас назвали цифру полпроцента. Мы прекрасно понимаем, что сейчас бюджеты всех уровней трещат по швам, а муниципальные бюджеты тем более, поэтому скажите, пожалуйста, какова финансовая ёмкость вашего законопроекта, если смотреть на всю территорию Российской Федерации, на все муниципалитеты? Вы анализировали это, есть какие-нибудь цифры? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо за вопрос. Сама концепция законопроекта не предполагает расчёта расходов по всей Российской Федерации, потому что все эти расходы определяются и распространяются в рамках муниципальных районов и административных границ сельских или городских поселений. Для городских, сельских поселений это очень маленькая цифра - может быть, одна десятая процента. В отношении муниципальных районов, безусловно, всё зависит от размеров их территории, потому что есть громадные территории, также есть плотнее заселённые территории. Но вместе с тем я хотел бы сравнить: расходы на содержание представительных органов власти ничем, по сути дела, не отличаются от расходов на содержание бюрократии, то есть администрации муниципальных районов, вернее, не имеют, в общем-то, больших показателей, больших цифр. Более того, я предполагаю, вернее, авторы предполагают включить отдельной строкой такие расходы в муниципальный бюджет - ну ставьте там ноль, если вы такие принципиальные, извините меня, и не желаете тратиться в принципе на содержание представительного органа! Вы можете там поставить ноль, а можете поставить и какую-то другую цифру. Более того, все дотационные регионы, безусловно, когда формируется бюджет, вы прекрасно это знаете, контролируются финансовым управлением субъекта или министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, и они там в принципе могут между собой, собственно говоря, решить, определить тот уровень финансирования, который нужен для обеспечения полноценной работы представительных органов. В завершение я хотел бы сказать: без качественного улучшения работы представительных органов держать стабильную обстановку в России нам будет очень тяжело - надо это помнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Филиппович, если посмотреть хотя бы три последних Послания Президента России Федеральному Собранию, то можно увидеть, что он везде говорит о необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств и контроля за их расходованием, и правильно говорит. Вот скажите, если придерживаться вашей логики, как можно осуществлять этот контроль, если депутат в течение года ни разу не может выехать на объекты коммунального хозяйства, землеустройства, связанные с ремонтом, какие-то там ещё? Если раньше хоть автобусы ходили в муниципальных образованиях, то сейчас во многих районах вообще отменены рейсовые автобусы; если раньше электрички ходили, то в том году шестьсот электричек и поездов отменили; цены на бензин растут как на дрожжах! А там, где нет контроля, - там, естественно, коррупция и хищения. Понимаете, ваша позиция сейчас расходится с позицией президента. Не кажется ли вам, что для того, чтобы выполнить задание по повышению эффективности расходования и контролю за бюджетными расходами, депутатам надо бывать на местах? (Микрофон отключён.) ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос, но моя позиция совершенно не расходится с позицией президента, я вам это официально заявляю с этой высокой трибуны. Это первое. Второе. Если говорить о реализации депутатских полномочий, то давайте не будем забывать, что на реализацию этих самых полномочий, как правило, в бюджетах муниципальных образований предусматривается определённая сумма, правда фиксированная. Могу сказать, например, что депутат Омского городского совета, который работает не на освобождённой основе, получает ежемесячно 40 тысяч рублей на реализацию своих депутатских полномочий. Точно так же и в большинстве сельских районов эти функции реализуются через вот этот финансовый ресурс, который является бюджетным, кстати. 131-й федеральный закон чётко определил весь функционал в части возможностей реализации полномочий, предусмотрев в том числе и финансовый ресурс на реализацию этих полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Я концептуально поддерживаю законопроект, который представил Шурчанов Валентин Сергеевич, и почему? Мы можем, конечно, ссылаться и на наши законы, но давайте посмотрим на практику, а практика, как бы то ни было, показывает, что у нас флюс огромный в отношении распределения властных функций в одну сторону - в сторону исполнительной власти. Исполнительная власть обращается к представительным органам только тогда, когда утверждается бюджет, и, получив согласие на тот или иной бюджет, исполнительная власть начинает творить то, что она хочет. Правда, иногда попадаются, даже в тюрьму сажают некоторых представителей чиновничьей власти, которые творят что хотят. И поэтому поддержка представительной власти на местах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич, ну мы вам это засчитываем как выступление в поддержку законопроекта. Сейчас были вопросы. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот Виктор Филиппович - опытнейший работник местного самоуправления, поэтому меня удивляет его аргументация: он, вероятно, не знает, что 90 процентов из 25 тысяч муниципальных районов в Российской Федерации, которые сегодня остались, имеют сверхдефицитные бюджеты, дотационные на 90 процентов. О каких финансах вы можете говорить?! Ну, Омск - это, наверное, особая категория, северная территория, Центральная Россия по географическому положению. Уважаемые коллеги, мы с вами должны понимать, что сегодня депутатский корпус... Вот Валентин Сергеевич во время своего выступления довёл до вашего сведения, сколько было депутатов. Вы поймите, что сегодня одна из проблем нашей власти, кроме отсутствия финансов, - это задолженность субъектов Российской Федерации. Я вам напомню, что она составляет уже более 2 триллионов рублей. Вот по Ростовской области только за последние четыре года задолженность муниципальных образований выросла с нуля до почти 5 миллиардов, и это не самая маленькая область, это большая область! И я это для чего вам говорю? Вы поймите, что бесконтрольная власть всегда будет воровать больше, чем надо, и если мы количество депутатов резко уменьшили... Я вам напомню, что в любом районном совете среднего района было от ста до ста пятидесяти депутатов и, кроме председателя, никто не был освобождён, все работали, но у них были полномочия какие? Депутат написал депутатский запрос - попробуй ему не ответить, могли снять любого руководителя прямо на сессии районного совета! Поэтому, с моей точки зрения, не там экономим. И второе. Вы понимаете, проблема в чём? Мы ведь сегодня тогда предлагаем формировать депутатский корпус по имущественному цензу: если у Грицька есть полтабуна под капотом, тогда он может быть депутатом, а если у него этого нет, тогда он депутатом не будет. Но если у Грицька есть полтабуна под капотом, то он будет думать, как приспособить бюджетный поток таким образом, чтобы был ещё один табун! Понимаете или нет? Вот в этом суть коррупции в бюджетном процессе! Поэтому, с моей точки зрения, с нашей точки зрения, нам надо, если мы хотим контроля... Вот с этой трибуны Дмитрий Николаевич Козак докладывал нам об административной реформе - все, кто был депутатом тогда, помнят, - и я ему задал вопрос именно в такой постановке: "Дмитрий Николаевич, "Свадьбу в Малиновке" смотрели?" - "А что такое?" - "Там Грицько говорил, что раз у Гришки нет денег, он пойдёт Мишку искать. Вот скажите, пожалуйста, за счёт чего местный бюджет будет формировать свою доходную часть?" Ответ: "Мы определяемся". Потом я задал этот же вопрос заместителю министра финансов, молодому человеку, который в двадцать восемь лет взялся за административную реформу, и опять ответ: "Да вот мы сейчас... вот мы потом..." И до сих пор "мы потом"! Но на тот момент, кстати, местное самоуправление было только на 60 процентов дотационным, сегодня - на 90! Здесь же всё взаимосвязано: если мы депутатам дадим возможность контролировать с выездом на место, то, может быть, у нас и бюджеты будут больше пополняться, в такой ситуации, может быть, и эффективность местного самоуправления подрастёт, а если мы будем по старой схеме жить - не пущать и не давать! - то у нас всё и дальше будет скукоживаться и придёт в никуда. Вот мой друг Пётр Иванович, тоже опытнейший руководитель органа местного самоуправления, - у него в Красноярске депутаты даже имели возможность на трамвае бесплатно ездить. Я это точно знаю, потому что я его знал, когда он ещё был мэром Красноярска. Получается, омичи у себя сделали, Красноярск сделал, а большая часть территории России не сможет - у них просто денег нет! Они бы хотели, но вот попробуй это сделать в Якутии, где-нибудь в устье Колымы, куда лететь вертолётом только пять часов! (Просто там один мой земляк тридцать восемь лет прожил и до сих пор там живёт, поэтому я знаю, что туда долго лететь.) Уважаемые коллеги, Валентин Сергеевич - опытнейший руководитель, который прошёл все ступеньки, был председателем Государственного Совета Чувашии, и всё, что он вам докладывает, он докладывает не потому, что ему там что-то навеяло, а в силу того, что и сегодня работа в округе для него святое дело. Ему депутаты местные говорят: "Ну у тебя зарплата большая, ты нам дай хоть...", и он даёт своим, но он же всем дать не может, понимаете?! И это неправильно, когда депутат Государственной Думы вмешивается материально в дела местного самоуправления, - тогда оно совсем независимость потеряет! Мы предлагаем поддержать законопроект, ко второму чтению его окончательно доработать и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов, пожалуйста. КАРГИНОВ С. Г. Я от фракции, Иван Иванович. Я с большим уважением отношусь к каждому, кто внёс этот законопроект, - и к Ивану Ивановичу, и к Сергею Николаевичу, и к Валентину Сергеевичу, и к Николаю Васильевичу, но не то время, не сейчас надо поднимать эту тему и будоражить ещё раз народное сознание, сознание избирателей. Ведь что люди скажут: мол, опять они обсуждают то, чтобы дать депутатам какие-то дополнительные деньги, льготы или ещё что-то. Сегодня и так уже ненависть человеческая возрастает, особенно по отношению к депутатскому корпусу она переходит все возможные и невозможные грани. То есть или затянули с этим законопроектом и внесли не вовремя, именно сейчас, или, может быть, авторы немножко недосмотрели. Конечно, есть проблема, и об этом надо говорить; есть перекос в финансировании органов законодательной власти и исполнительной власти, есть, где-то больше, где-то меньше, но в принципе-то вопросы решаются, то есть депутаты муниципального уровня определённые ресурсы для своей работы имеют - и в сельских округах, и в городских. Но вы поймите, деньги - это же не главное: вот выделят деньги на законодательные органы, а там двадцать пять человек от "ЕДИНОЙ РОССИИ", два человека от КПРФ, два - от ЛДПР, и куда пойдёт перекос, где затраты будут больше? Вы думаете, хоть один из депутатов от оппозиционной партии поедет в какую-то командировку? Никуда не поедет - надо об этом честно и открыто говорить! - никто его не пустит, и всё равно будут перекосы, и опять мы будем эту проблему здесь поднимать, решать, будоражить сознание. Не надо этого делать - не то время, совершенно другие вопросы надо решать! Вот мы сегодня говорим о контроле, но деньгами-то статус не поднять, одними расходами, передвижениями, надо по-другому поднимать статус депутата органа местного самоуправления: надо дать ему возможность не просто контролировать, но и снимать с должности чиновников, надо, чтобы чиновники давали буквально через 10-15 дней ответ на запрос депутата, - вот тогда люди будут по-другому оценивать и депутата органа местного самоуправления, и депутата регионального парламента. Вот в этом направлении надо двигаться, надо рассматривать совершенно другие способы повышения статуса депутата - и Государственной Думы, и регионального парламента, и органа местного самоуправления. Почему я задал вопрос про Европейскую хартию местного самоуправления? Вот мы за последнее время ратифицировали массу документов, которые бьют сейчас по России: на Западе просто берут сейчас эти документы и нам, ещё раз я говорю, тычут в нос - мол, вы же подписали, так выполняйте! Вот Германия не в полном объёме подписала эту хартию, Франция, Австрия, Дания - да пол-Европы! - установили ограничения и многие пункты этой европейской хартии не выполняют. Одна Россия в полном объёме взяла и подписала эту хартию - зачем она это сделала?! Давайте вернёмся к этому и денонсируем это соглашение! Вот таким путём надо пойти, потому что внутреннее устройство России - это наш вопрос, это вопрос государства Российского, а не европейского. ЛДПР давно предлагала и сейчас предлагает нормальную, хорошую, чёткую модель вертикали исполнительной власти. Сначала нас в XX веке разделили по национальным округам, то есть создали мины замедленного действия. Где у нас полыхала Россия? Только в национальных округах - вот первая мина! А сейчас сделали двухслойный пирог из государственной власти и муниципальной. Не было и нет у нас никакого местного самоуправления: не законодательным путём, так финансовым его будут душить! Нету его, не существует - это надо честно признать! И зачем нам эта непонятная независимость местного самоуправления от государственной власти?! Как это можно понять, что в такой огромной стране - протяжённость 12 тысяч километров! - от государственной власти власть на местах не зависит? Конечно, и Москва, и любой регион будут принимать любые меры, для того чтобы удержать ситуацию под контролем, поэтому нужна вертикаль власти в России, Российское государство никогда без вертикали не существовало! Нужно убирать национальный принцип деления на республики и давать больше власти депутатскому корпусу, контрольной власти, законодательной власти, потому что, чего греха таить, фактически все законодательные инициативы исходят от исполнительной власти, и, естественно, она будет и экономические ресурсы в свою сторону разворачивать. Повысить статус, усилить контроль, дать возможность снимать чиновников быстро и резко - вот эти методы сегодня дадут возможность развития местного самоуправления. Нет сегодня инициативы, сегодня на выборы ходят менее 10 процентов избирателей - так о каком местном самоуправлении мы говорим?! Кого выбирают? 10 процентов населения избирают депутатский корпус, а 90 процентов безразличны к местной власти! Надо в корне менять ситуацию, надо менять отношение к депутату, а для этого не надо провоцировать людей такими законопроектами! Есть проблема, я согласен, но не так её надо решать! Возможно решение через политические партии: увеличьте финансирование, пусть будет больше депутатов от политических партий, дайте возможность по спискам избирать в местное самоуправление - хотя бы 50 процентов, - и будет эффект: любая партия и подберёт кадры, и найдёт ресурсы, чтобы депутат смог доехать в любой уголок страны; не на самолёте полетит - на собаках поедет, на оленях, как угодно, но возможности такие есть! Сегодня не время, наверное, этот законопроект рассматривать, тем более что есть ряд экономических вопросов, которые не просчитаны, - например, как компенсировать разрыв в заработной плате, когда один получает 10 тысяч рублей, а другой - миллион? Ну как это сделать? Раньше, в Советском Союзе были приблизительно равные заработные платы, всё можно было просчитать, а здесь ни экономически не подойти... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Генрихович. Валентин Сергеевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемые коллеги, спасибо большое за активное участие в обсуждении. Ну, я хотел бы некоторые акценты сделать. Местное самоуправление, как установлено статьёй 130 Конституции Российской Федерации, самостоятельно в решении местных вопросов, поэтому мы должны сказать, что это самостоятельная, по сути дела, система, но при этом Государственная Дума и представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственной политики в отношении, собственно, принципов местного самоуправления, поэтому мы сегодня вправе рассматривать этот закон, мы можем вносить изменения, дополнения - всё это будет, в общем-то, в рамках Конституции, в рамках федерального законодательства. Виктор Филиппович, мне кажется, когда мы рассматривали эти вопросы, комитет всегда поддерживал усилия депутатов местного самоуправления, в том числе в части финансового обеспечения их работы. Чтобы вы в комитете поняли: этим законопроектом мы никого не просим переводить на работу на постоянной, освобождённой основе, мы ставим вопрос только о компенсации расходов на выполнение депутатских обязанностей - это первое. Во-вторых, когда коллега Каргинов говорит, что зарплаты у нас разные... Ну, извините меня, вот простой рабочий, сельский труженик - депутат поехал из села в административный центр муниципального района на собрание: чтобы проехать в одну сторону, 150 рублей нужно заплатить, обратно - ещё 150, - и ему это никто не компенсирует, а заработная плата у него, по сути дела, равна минимальному размеру оплаты труда! Каким же образом мы стимулируем его работу? Уж такой-то уровень!.. Извините, я же не прошу заработную плату ему платить, так вопрос авторы не ставят, но компенсацию вот этих затрат обязательно нужно предусмотреть! С другой стороны, работодатели - теперь разные формы собственности - могут отказать депутату и не платить ему, и закон, кстати... Мы вот как раз и просим, чтобы это тоже было предусмотрено. Более того, я хотел бы заметить Виктору Филипповичу: мы с вами всегда дружно работаем, но вы некорректное выражение произнесли, на мой взгляд, - извините, если я не прав, - вы сказали, что расходы на работу представительных органов можно предусмотреть в строке "иные расходы". Ну, я с этим принципиально не могу согласиться, потому что представительные органы местного самоуправления должны быть подняты на такую высоту, которая действительно обеспечивала бы самостоятельность в решении вопросов местного значения. В сентябре нам предстоят очередные выборы, но сегодня партии, особенно оппозиционные, оказались в такой ситуации, что никто даже и не хочет выдвигаться! Люди говорят: "Изберусь депутатом, а потом я из своей пенсии или заработной платы должен буду тратить деньги на выполнение депутатских обязанностей?!" Мы предлагаем минимальную цифру, чтобы компенсировать хотя бы вот эти расходы. И любой муниципальный бюджет, бюджет муниципального образования... И город Омск здесь не пример, потому что, как я отметил, только 3-4 процента в действительности получают компенсации в разной форме, и 40 тысяч рублей - вполне нормально для миллионного города. В Чебоксарах, например, депутаты около 8 тысяч рублей в месяц получают на депутатские расходы и кроме этого имеют право бесплатного проезда. Ну почему депутат в Чебоксарах может бесплатно ездить, а в муниципальном, допустим, Шумерлинском районе он должен на свои деньги ездить? Прошу всех поддержать законопроект, особенно оппозиционные фракции: мы просто обязаны поддержать этот законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Виктор Филиппович, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5701 по 5718 из 7324
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 43 сек.) Проголосовало за 155 чел.34,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 156 чел. Не голосовало 294 чел.65,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.