Заседание № 220

27.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 629910-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о переносе единого дня голосования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6513 по 6912 из 7317
Переходим к 29-му пункту порядка работы. Проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных     
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".            
Докладывает Валентин Сергеевич Шурчанов.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу быть           
внимательными, законопроект очень простой, тем более что авторы законопроекта   
исполняли вашу волю. Вы помните, что, обсудив итоги выборов в единый день       
голосования 14 сентября 2014 года, все фракции, большинство, пришли к мнению,   
что единый день голосования с сентября нужно перенести на март - на второе      
или на третье воскресенье марта. Мы выполнили вашу волю, ваше пожелание,        
большинства фракций, и поэтому предлагаем этот законопроект поддержать.         
                                                                                
Обоснования следующие. Во-первых, никаких дополнительных финансовых затрат      
принятие этого закона не потребует.                                             
                                                                                
Во-вторых, сам сентябрь сложнее, чем март, но дело не только в сентябре.        
Безусловно, в сентябре, как вы знаете, начинается учебный год, ещё не           
завершена уборка в большинстве территорий Российской Федерации, но суть в       
другом. Если выборы назначаются на второе или на третье воскресенье марта, то   
избирательная кампания объявляется официально в конце ноября - в декабре        
завершающегося года и переходит уже на следующий год, и основные мероприятия    
по формированию избирательных участков, по формированию, по сути дела,          
территориальных избирательных комиссий, а главное, по выдвижению самих          
кандидатов партиями и по самовыдвижению будут проходить в спокойной, деловой    
обстановке, когда большинство граждан присутствуют в своих избирательных        
округах и территориях. Если же в сентябре проходят выборы, как сейчас, то       
получается картина такая: выборы объявляются где-то в начале июня, на июнь,     
июль и август пустые, так сказать, потому что это отпускное время, учебные      
заведения не работают, абитуриенты поступают в вузы, а студенты разъезжаются    
из общежитий; армия - в летних лагерях, школьники - в летних лагерях отдыха;    
большинство людей, которые имеют такую возможность, используют лето для         
отпусков, и это, в общем-то, предусмотрено как раз нашим Трудовым кодексом      
для целого ряда категорий, таких как пенсионеры и многие-многие другие          
социально защищённые группы, например инвалиды и прочие, я их перечислять не    
буду.                                                                           
                                                                                
С другой стороны, если взять большую часть территории Российской Федерации,     
то именно в эти летние месяцы многие семьи, многие избиратели думают о том,     
чтобы обеспечить себя в финансовом отношении на зиму; если брать территории,    
которые расположены на Волге, то основная масса наших мужчин, будь то           
учителя, будь то преподаватели техникумов или профтехучилищ, разъезжаются,      
едут на заработки в Москву, в Московскую область. Я имею, по сути дела,         
возможность доказать это конкретными фактами, о которых мне пишут избиратели:   
эти люди обращаются к депутатам, потому что, когда они работают в летние        
месяцы, их часто обманывают, они мало получают. Кроме того, в летнее время,     
именно в этот период дорожники выезжают с мест своей постоянной дислокации и    
работают на строящихся объектах, а также уезжают энергетики, нефтяники,         
газовики - те, кто работает вахтовым методом. Мы подсчитали, и получается,      
что в июне, июле и августе примерно 40-50 процентов избирателей, проживающих    
на территориях в средней части России, находятся за пределами своих             
избирательных округов, а соответственно, вся агитационно-пропагандистская       
работа партий и самовыдвиженцев, по сути дела, проводится впустую, поэтому мы   
имеем низкий процент явки, мы имеем, в общем-то, большие объёмы, большой        
процент досрочно проголосовавших, ну, и все остальные нарушения, включая        
вброс бюллетеней.                                                               
                                                                                
Вот передо мной справка по явке на прошлых выборах, которые состоялись 14       
сентября 2014 года, по сравнению с предыдущими итогами голосования:             
Республика Алтай - минус 6 процентов явка, Кабардино-Балкария - минус 10        
процентов, Карачаево-Черкесия - минус 13 процентов, Республика Марий Эл -       
минус 19 процентов, Хабаровский край - минус 9 процентов, Волгоградская         
область - минус 6 процентов, Ненецкий автономный округ - минус 7 процентов. В   
конечном итоге как раз вот это всё и позволяет говорить о фальсификациях.       
                                                                                
В сегодняшнем номере газеты "Правда" опубликована статья, в которой говорится   
о том, что председатели участковых избирательных комиссий в Чувашской           
Республике - а сегодня это именно "единороссы" - без приглашения на заседание   
участковых комиссий представителей оппозиционных партий, то есть КПРФ, ЛДПР,    
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", раздали анкеты, чтобы выяснить, каким образом будет      
обеспечена явка, а самое главное, в этих анкетах есть столбец, где сказано,     
кто воздействует на явку: в конечном итоге члены участковых избирательных       
комиссий, обходя территории своих участков, опрашивая людей и заполняя вот      
эти анкеты, должны будут даже определить, кто будет воздействовать вот на эту   
явку. Это такой чисто административный ресурс! Поэтому я понимаю, какие будут   
итоги голосования, но в завершение хочу отметить: мы ничего лишнего не          
делаем, мы выполняем волю большинства фракций по итогам обсуждения              
результатов выборов в единый день голосования в 2014 году.                      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. С места.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, справедливости ради, при всём   
моём уважении к многоуважаемому Валентину Сергеевичу, докладчику, всё-таки      
должен сказать, что нет никакого поручения большинства.                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Большинства фракций? Может быть, вы посчитали, так сказать,        
большинство фракций чисто номинально - три из четырёх? Но, допустим, фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" никогда не заявляла и не заявляет, что нужно проработать        
вопрос о переносе дня голосования, напротив, мы всегда говорили, что надо       
поработать в той системе, которая действует у нас сейчас, и второе              
воскресенье сентября нам представляется наиболее оптимальным днём для           
проведения единого дня голосования. Ну, это, так сказать, для начала, к         
слову.                                                                          
                                                                                
Коллеги, у нас в комитете уже было рассмотрено и сейчас рассматривается         
несколько подобных законопроектов: некоторые из них мы уже отклонили, другие    
ещё находятся на рассмотрении, и это очередной. Надо сказать, что разными       
законопроектами предлагается перенос единого дня голосования на различные       
даты: одним нравится март, другим нравится октябрь, но, я подчёркиваю, нас      
устраивает - и мы считаем, это совершенно объективно, - тот день голосования,   
который сейчас установлен, то есть второе воскресенье сентября.                 
                                                                                
Явка на выборах, которые прошли в единый день голосования в сентябре прошлого   
года, надо сказать, даже где-то... процент проголосовавших даже больше, чем в   
предыдущие единые дни голосования, и если мы возьмём, допустим, итоги           
предыдущих выборов - и региональных, и местных выборов, - то явка находится     
либо на том же уровне, либо она даже чуть-чуть повыше. То есть явно не влияет   
на явку проведение дня голосования в сентябре.                                  
                                                                                
Что касается тех, кто не может прийти на избирательные участки в единый день    
голосования. Вы знаете прекрасно, что в соответствии с постановлением           
Конституционного Суда мы с вами предусмотрели механизм досрочного голосования   
и, кстати, возможность выбрать способ голосования - либо голосование по         
открепительным удостоверениям, либо досрочное голосование, - что обеспечивает   
возможность проголосовать нашим гражданам, даже если в единый день              
голосования они не могут прийти на избирательные участки.                       
                                                                                
Ну и самый главный аргумент, который указан в заключении нашего комитета:       
любая практика проведения выборов в единый день голосования всё-таки должна     
устояться. У нас пока прошло два единых дня голосования - в сентябре 2013-го    
и в сентябре 2014 года, - и мы полагаем, что пока преждевременно что-либо       
менять, всё-таки практика должна устояться, мы и сами должны привыкнуть к       
этому единому дню голосования. Фактически сейчас весь механизм                  
внутрипартийной работы по подготовке к выборам, особенно у крупных партий,      
уже настроен на весенне-летний период проведения и внутрипартийного отбора, и   
предвыборной кампании, поэтому для того, чтобы что-либо менять, надо всё-таки   
обобщить практику явно не за два года, для этого требуется значительно          
больший период времени.                                                         
                                                                                
На основании всех этих аргументов мы предлагаем данный законопроект             
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
У меня вопрос, пожалуй, к докладчику, а если он не ответит, то к                
содокладчику.                                                                   
                                                                                
Валентин Сергеевич, в материалах, которые размещены в АСОЗД, заявлен            
официальный отзыв правительства от 24 января этого года, но, к сожалению, там   
его нет в наличии. Так какова позиция правительства по данному вопросу и        
какие аргументы приводятся?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шурчанову включите микрофон.                     
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Правительство приводит те же самые аргументы... вернее, аргументы               
правительства были первичными, потом наш комитет, по сути дела, их принял за    
основу, то есть отзыв правительства и мнение комитета практически совпадают.    
Правительство, собственно, не возражает, как я понимаю, против переноса, но     
говорит: практика должна утвердиться, два единых дня голосования ещё ничего,    
в общем-то, не доказали, плюсы-минусы мы до конца не изучили, давайте ещё лет   
пять-семь вот это всё будем продолжать, а потом будем делать выводы.            
                                                                                
Мы, авторы законопроекта, конечно, с этим не согласны, потому что месяцы        
июнь, июль, август, да и сентябрь - это политически пассивный период года, а    
январь, февраль, март, безусловно... в этот период и день увеличивается, а      
ночь, наоборот, сокращается, поэтому даже биологически, в общем-то, выгодно     
проводить выборы именно в такой активный период.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон.                                   
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, уважаемый Иван Иванович.                                  
                                                                                
Я хотел бы для Александра Георгиевича добавить, уточнить информацию в           
отношении отзыва правительства, которая прозвучала у Валентина Сергеевича. В    
отзыве правительства указано следующее: первое - что в пояснительной записке    
не содержится достаточных аргументов в пользу необходимости переноса единого    
дня голосования; второе - что в Российской Федерации законодательно не          
установлен единый летний период отпусков. Правительство не поддерживает         
указанный законопроект. Нет такого, что все не против, наоборот, все против:    
и комитет против, и правительство против, тут наша аргументация чёткая,         
внятная и однозначная.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы сказали, что у нас прошло два единых дня        
голосования - в сентябре 2014-го и в сентябре 2015 года. Если можно,            
подскажите, где можно посмотреть, на каких ресурсах, результаты 2015 года?      
                                                                                
И второе. Вы знаете, так, к счастью, повелось на Руси, что родители             
ответственны за своих детей, и они хотят, чтобы детишки росли здоровыми и       
счастливыми. У нас очень много регионов - районы Крайнего Севера, северные      
регионы, - откуда только в летние месяцы родители могут вывезти своих детей     
куда-то погреться, например поближе к тому же курорту Сочи, а других            
возможностей у них нет, климатических я имею в виду. То есть получается, что    
мы ещё три года, четыре, пять лет будем ограничивать своих детей в              
возможности получать солнечные ванны, здоровое питание, чистое море и так       
далее, фактически будем турпоток направлять в Египет, в Турцию, в другие        
страны.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Кирилл Игоревич, может быть, вы не расслышали, я         
сказал: 2013 и 2014 годы, можете взять стенограмму. У меня, слава тебе          
господи, пока всё в порядке с головой, и ни о каком 2015 годе ещё речь идти     
не может, он только начался. Это первое.                                        
                                                                                
Второе. Что касается детского оздоровительного отдыха в период каникул, так,    
простите, ко второму воскресенью сентября каникулы уже закончились              
давным-давно, родители должны были привезти всех детей домой, дети должны       
учиться, и никакой детский отдых мы не срываем, упаси бог. Мы же прекрасно      
понимаем, что у нас 1 сентября все дети - и студенты, и школьники - идут в      
школы, в вузы, в техникумы, и никто этот порядок не отменял. Так что здесь, я   
думаю, ваши опасения беспочвенны.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Но я сразу предлагаю: если желающих много, то по    
одному от фракции.                                                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Когда я говорил о детском отдыхе, я говорил о том, что           
большинство граждан России не только ответственны за своих детей, за то,        
чтобы они росли здоровыми и счастливыми, они точно так же ответственно          
относятся к подготовке избирательной кампании, к выдвижению и к регистрации     
кандидатов. Соответственно, если это люди работающие - а мы понимаем, что их    
большинство, мы сейчас говорим о работающих, - то они просто вынуждены          
оставаться на работе как раз в эти летние месяцы, поскольку несут эту           
общественную нагрузку, а для многих это является не только общественной         
нагрузкой, но и по роду выполняемых функций работой в исполнительной власти,    
муниципальной, региональной. И это, как правило, мамы - не секрет, что у нас    
и голосуют в основном, большинство, женщины, и растят детей они, и содержат     
семьи тоже они, и получается, что эту нагрузку мы перекладываем на наших        
женщин, на матерей, на бабушек, которые, вместо того чтобы с детьми, с          
внуками поехать на дачу, вывезти ребёнка куда-то погреться, вынуждены           
заниматься составлением списков, регистрацией кандидатов, причём зачастую эти   
кандидаты, из региональной власти, в это время отдыхают за границей, на море,   
а их аппарат, их сотрудники готовят предвыборную кампанию. Именно об этом       
была речь, конечно, а не о том, что в сентябре кто-то где-то ещё отдыхает,      
хотя этого тоже нельзя исключать.                                               
                                                                                
И второй момент. Этот законопроект, как и другие законопроекты, уже не раз      
выносился на обсуждение, и мы говорили о том, что сегодня, когда стоит вопрос   
в том числе занятости населения, многие наши сограждане вынуждены выезжать из   
тех регионов, которые не могут предоставить им рабочие места на своей           
территории, и работать в других регионах, в крупных городах. И вот здесь ещё    
больший перекос начинается - коллега, который докладывал законопроект, чётко    
назвал цифры: по сравнению с предыдущими периодами идёт снижение явки           
избирателей практически по всем регионам от 5 до 10 процентов, - и мы это в     
своих регионах наблюдаем. Поэтому ни о каком повышении явки, ни о каком         
увеличении количества проголосовавших речи быть не может.                       
                                                                                
Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект и надеется, что разум   
всё же восторжествует и мы вспомним о наших детях, о наших уважаемых            
женщинах, тем более что скоро такой хороший праздник.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Кирилл Игоревич.                                 
                                                                                
Коллеги, если не возражаете, мы завершим рассмотрение этого вопроса и затем     
рассмотрим четыре вопроса по сокращённой процедуре и одно протокольное          
поручение. Мы, я думаю, как раз к 18 часам завершим.                            
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта, авторами которого       
предлагается перенести дату единого дня голосования со второго воскресенья      
сентября на последнее воскресенье марта. Принимая во внимание, что вопросы      
назначения выборов всех уровней урегулированы действующим законодательством в   
полном объёме и приведены в единую систему - в 2012 году установлен единый      
день голосования, а также что фактически с 2013 года выборы проводились         
дважды, сегодня нет достаточных оснований полагать, что установленная дата      
единого дня голосования каким-либо отрицательным образом влияет на              
эффективность проводимых во второе воскресенье сентября выборов. В связи с      
этим, как я уже говорил, предлагаемые изменения представляются                  
преждевременными и излишними.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Для фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", так же как и для всех депутатов, сидящих в   
этом зале, этот вопрос очевиден и понятен: мы предлагаем стране голосовать      
один раз в год в каком-то определённом месяце. Сегодня это сентябрь. Что мы     
имеем по сентябрю? Мы имеем, во-первых, как сказали авторы законопроекта,       
летний агитационный период, когда огромного числа людей нет на месте, они в     
отпусках, да и в сентябре многие ещё находятся на дачах, поэтому относительно   
небольшое количество людей, россиян, готовы прийти проголосовать.               
                                                                                
Что нам предлагается? Нам предлагается выбрать другой месяц, в данном случае    
март. Вот в сравнении с сентябрём... Действительно, легко просчитывается, что   
с точки зрения возможностей граждан прийти проголосовать в марте на             
избирательные участки придёт большее количество людей, поэтому и легитимность   
результатов голосования повысится. Чего мы хотим: хотим мы, чтобы больше        
людей голосовало, приходило на выборы, принимало участие в управлении           
государством, чтобы власть была более легитимной, или мы этого не хотим? Нам    
кажется, что коллеги из фракции КПРФ выступают как раз за то, чтобы             
голосовало больше людей, а власть была более легитимной.                        
                                                                                
У фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" аналогичная позиция: мы хотим, чтобы власть     
была более легитимной, чтобы на выборы приходило большее количество людей и     
власть считалась действительно народной. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда   
выступала за это, и поэтому однозначно поддержит указанный законопроект. Мы     
будем голосовать за.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Валентин Сергеевич Шурчанов.                                                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо большое, Иван Иванович.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, спасибо всем, кто задал вопросы, всем, кто выступил и        
высказался. Вопрос очень важный, злободневный. Мы, авторы законопроекта,        
исходили из того, что Болотная возникла как раз из-за недовольства итогами      
голосования. Мы что, хотим продолжения этой Болотной, что ли? Мы, авторы        
законопроекта, действительно, как очень правильно сказали коллеги, хотим,       
чтобы легитимность возрастала - в результате доверия к власти будет больше. Я   
всё время, выступая, говорю: мы, все фракции, действительно стремимся к         
стабилизации положения в Российской Федерации и к устойчивой стабилизации в     
мире - как раз через выборы, через перенос даты голосования мы улучшим эти      
показатели и доверия к России на мировой арене будет больше.                    
                                                                                
А теперь некоторые замечания.                                                   
                                                                                
Во-первых, единый день голосования не имеет отношения к выборам депутатов       
Государственной Думы и Президента Российской Федерации, которые регулируются    
другими правовыми актами.                                                       
                                                                                
Во-вторых, тут вот коллеги сказали, что у нас нет единого летнего периода       
отпусков. Он есть! Прежде всего это касается учебных заведений, но, помимо      
того, есть целые социальные категории граждан, которым Трудовой кодекс          
обязывает работодателей устанавливать отпуска только в летний период, и         
перечень этих категорий очень широкий, между прочим!                            
                                                                                
И наконец, была ссылка на то, что оппоненты возражают, что в новогодние         
каникулы придётся, извините, заниматься избирательной кампанией. Если вам       
неохота, если вы выезжаете за пределы территориальных округов - не              
занимайтесь! Но я посчитал: избирательная кампания начинается где-то за 110     
дней до единого дня голосования, и новогодние каникулы вот эти двухнедельные    
никоим образом никому не мешают - выставить кандидатов и начать активную        
работу можно до этого, при этом действительно можно дойти до каждого            
избирателя! Вы же прекрасно понимаете, что такое январь, февраль, март: все     
на местах, потому что летом подзаработали, выехав куда-то за пределы            
территорий округов, и живут уже новой надеждой на лето. Мы хотели бы, чтобы     
они и надеждой на выборы жили, а не только, так сказать, на лето, на то, что    
летом они что-то заработают и на зиму себя обеспечат.                           
                                                                                
Ну и в завершение. Вот сказали, что фракции такое решение не принимали, но я    
напомню: большинство фракций, три фракции высказались именно за такое решение   
вопроса, и мы как раз в этом законопроекте реализовали волю этих трёх           
фракций!                                                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Нет.                                       
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              195 чел.43,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                 255 чел.56,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.