Заседание № 47
15.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 62939-5 "О внесении изменений в статью 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части регулирования распространения эротических изображений и текстов в средствах массовой информации и рекламных материалах).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3992 по 4263 из 5429
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 24 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад депутата Государственной Думы Бориса Львовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается новая редакция статьи 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в которой вместо используемого в этом законе понятия "средство массовой информации, специализирующееся на сообщениях и материалах эротического характера" предлагается новое: "средство массовой информации эротического характера". Данное понятие определяется как средство массовой информации, в котором в целом и (или) систематически распространяются сообщения и материалы, в том числе передачи, эротического характера, предназначенные для формирования сексуальных образов у представителей аудитории, эксплуатируя тем самым интерес к сексу. В целях защиты нравственности несовершеннолетних предлагается также ужесточить требования к распространению средств массовой информации эротического характера. В частности, для теле- и радиовещателей предлагается установить обязанность информирования аудитории в виде звуковых и текстовых предупреждений об эротическом характере теле- и радиопередач. Соответствующие предупреждения должны найти отражение также при опубликовании программ теле- и радиопередач. Законопроектом предлагается запретить привлекать лиц моложе восемнадцати лет к распространению продукции средств массовой информации эротического характера, а также установить, что специально предназначенные помещения для розничной продажи эротической информационной продукции должны располагаться не ближе пятисот метров от учебных и дошкольных учреждений, молодёжных центров, мест массового отдыха трудящихся. Почему, на наш взгляд, это всё необходимо сделать? Дело в том, что сложившаяся сейчас практика применения статьи 37 Закона "О средствах массовой информации" показала, что многие эротические СМИ успешно обходят те ограничения, которые здесь установлены. В частности, некоторые средства массовой информации, в том числе адресованные детям, систематически публикуют на своих страницах изображения и тексты эротического содержания, однако ссылаются на то, что в целом их содержание не является эротическим, а следовательно, к ним не применимы требования статьи 37 закона о СМИ, которая признаёт эротическими такие средства массовой информации, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. В связи с этим предлагается вот эта наша новая редакция закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Борис Львович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ильяз Булатович Муслимов. Пожалуйста. МУСЛИМОВ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 37 "Эротические издания" Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Изменения, по мнению автора, направлены на усовершенствование правового регулирования в части распространения тех средств массовой информации, которые не зарегистрированы как эротические издания, в том числе и адресованные детям, но при этом систематически публикуют изображения и тексты эротического содержания. Сегодня они успешно обходят ограничения, предусмотренные статьёй 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Актуальность данной проблемы очевидна, и над этим, конечно же, надо работать. Данным законопроектом предлагается отказаться от используемого в действующей редакции статьи 37 Закона "О средствах массовой информации" понятия "средство массовой информации, специализирующееся на сообщениях и материалах эротического характера", заменив его более широким понятием "средство массовой информации, в котором в целом и (или) систематически распространяются сообщения и материалы, в том числе передачи, эротического характера, предназначенные для формирования сексуальных образов у представителей аудитории, эксплуатируя тем самым интерес к сексу". При этом в тексте законопроекта сохраняется упоминание о специализированных радио- и телепрограммах эротического характера. Это требует согласования между собой, а также согласования со статьёй 2 Закона "О средствах массовой информации", которая содержит основные понятия, используемые в Законе "О средствах массовой информации". Законопроектом вносятся изменения в порядок распространения эротических изданий, а также ограничения на распространение средствами массовой информации рекламы, содержащей сцены эротического характера. Правила, касающиеся распространения эротических изданий, предлагается применять и к рекламным материалам, содержащим сцены эротического характера. Надо иметь в виду, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в соответствии со статьёй 36 Закона "О средствах массовой информации", которая содержит положение о том, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. Нормы, содержащиеся в абзацах десятом и одиннадцатом законопроекта, не относятся к предмету правового регулирования Закона "О средствах массовой информации", а являются предметом правового регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 года закона "О рекламе". Необходимо отметить, что в части первой статьи 4 закона "О средствах массовой информации" уже содержится запрет на распространение в средствах массовой информации материалов, пропагандирующих порнографию. Дополнение о звуковом сигнале, предупреждающем об эротическом характере начинающейся программы (передачи), предлагаемое законопроектом в действующую редакцию части второй статьи 37 закона "О средствах массовой информации", потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части наделения их полномочием, касающимся порядка распространения выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера. Указанные в законопроекте нормы об уголовной ответственности не относятся к предмету правового регулирования Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", а относятся к соответствующим положениям Уголовного кодекса Российской Федерации. Вопросы, затронутые законопроектом, являются очень важными, это надо отметить. Но сегодня мы рассматриваем конкретный законопроект, конкретные предложения, и исходя из изложенного предлагается не поддерживать его в первом чтении. Заключение комитета, также заключения двух комитетов Государственной Думы - Комитета по вопросам семьи, женщин и детей и Комитета по культуре, которые являются соисполнителями по данному законопроекту, - отрицательные. Заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации отрицательное. Заключение Правительства Российской Федерации отрицательное. И заключение Комиссии Совета Федерации по информационной политике отрицательное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Ильяз Булатович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Вопросы есть, два депутата: Коломейцев и Федоткин. Пожалуйста, включите микрофон Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Ильяз Булатович, вы в понедельник телевизор смотрели вечером, с 19 до 20 часов? И дети были рядом с вами? Вот на НТВ была передачка, фильм о свинге, что-то там такое, где показывали коллективный секс, порно, в самое смотрибельное время показывали в течение часа, причём комментировали, говорили, как это полезно. И вы считаете, что не надо принимать никаких мер, для того чтобы это пресечь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Я так понимаю, вопрос к Ильязу Булатовичу, да? Пожалуйста, Ильяз Булатович. МУСЛИМОВ И. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я могу сказать, что депутаты комитета озабочены этой проблемой. Более того, создана рабочая группа, которая, безусловно, будет готовить изменения в данный закон, её возглавляет Олег Викторович Морозов. Мы, конечно, той ситуацией, которая сегодня есть, озабочены, но сейчас мы говорим о конкретном законопроекте, о тех предложениях, которые вносятся, и они требуют доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильяз Булатович. Пожалуйста, микрофон Федоткину Владимиру Николаевичу включите. ФЕДОТКИН В. Н. Я не знаю, кто будет отвечать, Борис Львович или содокладчик. Скажите, пожалуйста, что же такое эротика? Вот когда идёшь из дома по Улофа Пальме, по Университетскому проспекту, то видишь: огромный щит стоит, пропагандируют какую-то музыку, а на щите три голых женщины изображены со спины. Или же женщина, которую показывают в одних колготках, - это эротика или нет? Поясните, что мы запрещаем. И второе. О том, что эта проблема чрезвычайно острая, что это развращает народ и уничтожает основы российской государственности, говорят, по-моему, все уже. Так, может, нам переходить не к регулированию, а к запрету? Оставить только в специальных журналах, скажем, в журнале мод, пусть там показывают это бельё, зачем выносить всё это на обозрение? Вы запрещаете в законопроекте, указываете: не ближе чем 500 метров от школ, больниц и так далее - да ученик проходит за день 10 километров, он сто раз это увидит, и 500 метров его не спасут! Так вот что же такое эротика?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Пожалуйста, Ильяз Булатович. Вы знаете, что такое эротика? Ответьте, пожалуйста. МУСЛИМОВ И. Б. Этот вопрос, скорее, к тому, кто вносил законопроект. Это к Борису Львовичу больше вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Борис Львович, пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л. Я готов приватно в силу своих скромных знаний просветить коллегу Федоткина попозже, а сейчас я хотел бы о сути законопроекта немного сказать. Дело вот в чём. На самом деле это очень острая, очень серьёзная проблема. ЮНЕСКО в прошлом году провело социологические исследования. Так вот, по их выкладкам, американский подросток к своему совершеннолетию видит на экранах телевизоров одиннадцать тысяч сцен насилия, жестокости и обнажёнки, наш подросток, российский, видит двадцать две тысячи сцен насилия, жестокости и обнажёнки. И в обществе сегодня уже складывается такое чётко обозначенное неприятие того, что нам показывают по телевидению. Конечно, это очень острая, актуальная проблема, и с тем, что отклоняется законопроект, меня мирит только то обстоятельство, что, действительно, сегодня работает специальная рабочая группа, которую возглавляет Морозов Олег Викторович, и мы готовим новую редакцию закона о СМИ. Я попросил авторов концепции этого закона - и Федотова Михаила Александровича, и Батурина Юрия Михайловича - этот раздел прописать чётко, потому что в принципе, по моему разумению, это должно быть предметом саморегулирования, нельзя вот эти понятия в пункты и статьи закона вместить, но при всём при том должны быть чёткие правила. В своё время, ещё в третьей Думе, мы предлагали - и я был одним из инициаторов - собрать у нас в Думе руководителей каналов, и они приняли тогда хартию, специальную хартию, которая ограничивала бы показ вот этой всей мерзости с экранов телевизоров. Но видите, пока эти меры саморегулирования ничего не дают, поэтому я думаю, что всё-таки надо регулировать законодательно, правилами определёнными, и надеюсь, что в новой редакции закона о СМИ эти правила появятся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Львович, присаживайтесь. Ильяз Булатович, уже прокомментировали, спасибо большое, присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет желающих выступить... Есть. Пожалуйста, включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Коллеги, всё было бы смешно, когда бы не было так грустно. Действительно, законопроект содержит определённые нюансы, но дело не в этом, абсолютно не в этом. Вы знаете, никто ещё не задавался вопросом: а для чего вообще всю эту эротику крутят? В стране демографический кризис, так, может быть, лучше пусть они эти картинки посмотрят, чем глотать виагру и прочую гадость, которую сейчас рекламируют в этих медицинских передачах, аптеках и так далее? Дело здесь в другом. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект по одному простому основанию: нам надоела уже эта политика двойных стандартов. Все говорят: да, это очень важная тема, да, это развращает, да, культ семьи сошёл на нет, да, семьи разваливаются и всё такое прочее, пятое, десятое, - это все признают. И вместе с тем: вы знаете, а вот нет у телеканала возможности закодировать сигнал, - ну и ничего страшного. Вот пусть и разрабатывает аппаратуру, параметры какие-то вводит и кодирует сигнал, а до этого пока не будет... Я понимаю, что не безгрешный законопроект, но тем не менее - или мы за эту тему и должны голосовать, или мы против этой темы и долго будем выяснять, что такое эротика. Обнажённая часть тела? Вот моя голая рука - это обнажённая часть тела или нет? Кисть руки имеется в виду. Поэтому мы проголосуем за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? Правительства? Нет. Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 30 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Не принято.