Заседание № 238
О проекте федерального закона № 628525-7 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний по законопроекту не имеется. При этом имеется проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. От фракции только один может выступать. От фракции? Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Ну, по Регламенту, значит, так судьба сложилась, я первым записался на выступление. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект в третьем чтении. Вместе с тем я хотел бы обратить ваше внимание на то, что при рассмотрении данного законопроекта, на мой взгляд, мы не учли интересы двух категорий наших граждан: во-первых, депутатского корпуса Государственной Думы, во-вторых, жителей закрытых административно-территориальных образований. Сегодня этим законом мы меняем условия, по которым предоставляется ипотека военнослужащим, которые подпадают под действие закона "О статусе военнослужащих". Мы предлагали в рамках этого законопроекта рассмотреть, в том числе приблизить возможность обеспечения для тех граждан, которые отслужили и покидают закрытые военные городки и ЗАТО. Комитет по обороне, я считаю, поступил абсолютно некорректно: признал наши поправки не соответствующими концепции. Вы, наверное, помните, что, когда мы рассматривали во втором чтении, даже не стали обсуждать эти поправки, их суть, а ведь именно тогда можно было объяснить, чего же фракция ЛДПР хотела. Я считаю, что всё-таки это неправильно, и я обращаюсь к нашему президиуму, к Первому заместителю Председателя Государственной Думы. Мы не раз поднимали этот вопрос, и мы будем рассматривать на следующей неделе законопроекты, и мы рассматриваем, мы постоянно рассматриваем поправки, которые меняют по сути первоначальную концепцию законопроекта, который вносился; это практика, которая сегодня сложилась, от которой мы пытаемся отойти, когда это уже, скажем так, выходит за пределы разумного. В данном случае, на мой взгляд, подход был неверный: мы предлагали улучшить жилищные условия наших военнослужащих, и Комитет по обороне должен был рассмотреть наши предложения и дать нам ответ по сути. А теперь о том, что нас не устраивает в подходе к проблеме. Я хочу напомнить, что сегодня даже для тех, кто выезжает из закрытых военных городков и из ЗАТО, предусмотрены совершенно разные механизмы: первым предоставляются жилищные сертификаты, а жители ЗАТО, которые фактически приезжали в чистое поле, и в Оренбургской области таких много, сегодня стоят в общей очереди в муниципалитете по дате подачи заявления вместе с теми гражданами, которые работали как вольнонаёмные. И я напомню, сумма, которая выделяется на эти цели правительством, составляет 400 миллионов в год, а нужно 4 миллиарда. Мы послезавтра будем рассматривать исполнение бюджета за 2018 год, и я вам могу сказать, что около 326 миллиардов не освоено Министерством обороны в прошлом году. Неужели мы не могли в рамках этого закона найти 4 миллиарда рублей и переселить этих жителей, которые ждут уже больше 30 лет этого момента?! Мы с этим не согласны! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Богодухов Владимир Иванович, пожалуйста. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу напомнить, что данный законопроект был разработан в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года. Хочется обратить внимание на то, что при введении в действие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не были учтены отдельные моменты в рамках этого, тогда нового, а сейчас уже достаточно длительное время успешно функционирующего вида жилищного обеспечения. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект в ряду уже принятых нами за последнее время федеральных законов будет способствовать совершенствованию системы жилищного обеспечения военнослужащих. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункт 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 34 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 235
О проекте федерального закона № 628525-7 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; принят в первом чтении 7 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), второе чтение. Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Во время подготовки к законопроекту поступило пять поправок: две из них рекомендованы комитетом к принятию и размещены в таблице поправок № 1, по трём поправкам комитет имеет мнение, что они меняют концепцию законопроекта, поэтому мы их предложили разместить в таблице поправок № 4. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицы поправок № 1 и № 4 и законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 20 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. В соответствии с Регламентом таблицу поправок № 4 ставлю на голосование сразу, если она не будет принята голосованием, тогда мы отдельно будем обсуждать поправки. Кто за то, чтобы принять... (Шум в зале.) У нас по процедуре не предусмотрены вопросы по таблице поправок № 4. Я могу прочитать вам пункт Регламента, это статья 123, пункт 7-3. Если Государственная Дума не согласится с позицией комитета, тогда мы будем отдельно рассматривать поправку из этой таблицы. Ставится на голосование таблица поправок № 4. По мнению комитета, эти поправки меняют концепцию законопроекта. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 23 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается. Коллеги, все поправки рассмотрены, ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект единогласно.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 628525-7 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра обороны Тимур Вадимович Иванов. ИВАНОВ Т. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предложенный вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года. Указанным постановлением Конституционного Суда признан неконституционным и ущемляющим права военнослужащих на жилищное обеспечение пункт 15 статьи 15 данного федерального закона в части, препятствующей военнослужащему, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, и членам его семьи реализовывать право на получение от государства жилищной субсидии или жилого помещения для постоянного проживания в связи с участием члена семьи такого военнослужащего в накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. Представленный проект федерального закона обеспечивает реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации, исключает положение, признанное неконституционным, и уравнивает в правах на жилищное обеспечение военнослужащих, имеющих и не имеющих в составе семьи участников накопительной ипотечной системы. Дополнительных расходов из средств федерального бюджета для реализации закона не потребуется. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимур Вадимович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тимур Вадимович достаточно подробно рассказал о сути законопроекта. Мне остаётся добавить, что рассматриваемый законопроект направлен на устранение несоответствия положений действующего законодательства статьям Конституции Российской Федерации, кроме того, закон будет способствовать совершенствованию системы жилищного обеспечения военнослужащих и, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, улучшит положение военнослужащих и членов их семей - участников накопительной ипотечной системы. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - поддерживает законопроект. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту нет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Тимур Вадимович, скажите, пожалуйста, а как в настоящее время складывается судебная практика по спорам на предмет обеспечения военнослужащего жилым помещением, например, по договору социального найма или путём выделения жилищных субсидий, при условии, что члены его семьи тоже являются военнослужащими и участвуют в накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, и учтена ли судебная практика на этот счёт в проектируемых новеллах данного проекта федерального закона? ИВАНОВ Т. В. Анатолий Борисович, начну с конца вашего вопроса. Да, практика учтена в указанном законопроекте. Также для информации: на сегодняшний день членами накопительной ипотечной системы по всей стране среди всех военнослужащих являются почти 500 тысяч человек, из них 230 тысяч уже обеспечены жильём, реализовали своё право, и половина из них - военнослужащие Министерства обороны. Что касается судебных решений. Вот из этого общего объёма, по нашей статистике, было не более 200 случаев, когда в силу разных особенностей или аспектов подавали в суд. В целом все эти ситуации разрешены, и указанная норма... Дело в том, что мы сейчас в первую очередь говорим об очередниках и когда членом их семьи является участник накопительной ипотечной системы. У нас стоит задача перехода в целом на НИС, уход от очерёдности. И также для информации: на 1 января 2012 года было 82 тысячи очередников, за последние шесть лет их численность стала меньше 700 человек, на сегодняшний день всем уже предложены квартиры, и в течение двух кварталов эта проблема будет закрыта. Потому ответ на вопрос - да, учтена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Леонидович, присаживайтесь. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Депутат Хованская... Вижу, есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, выступление от фракции. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает внесение данного изменения в действующее законодательство, потому что мы приветствуем действия, которые предпринимает Министерство обороны Российской Федерации, по популяризации службы в Вооружённых Силах и улучшению социально-бытовых условий военнослужащих, в том числе в вопросе об обеспечении жильём. Я хочу вам сказать обычным, доступным языком: речь идёт о том, что если военнослужащий хочет воспользоваться правом на получение субсидии либо жилья и при этом член его семьи, который тоже служит в армии, участвует в НИС, то этого военнослужащего не должны ограничивать в возможности получения им субсидии либо жилья. Эта норма очень важна и нужна. Недавно мы с моим коллегой по фракции депутатом Государственной Думы Алексеем Николаевичем Диденко посетили острова Кунашир и Итуруп, это было 1 и 2 марта (я хочу выразить, пользуясь случаем, благодарность Министерству обороны и лично министру обороны Российской Федерации за предоставленную возможность и оказанное содействие), и вот на этих островах мы увидели, что действительно даже в самых отдалённых уголках нашей Родины ведётся очень интенсивное строительство, в том числе для обеспечения жильём военнослужащих и семей контрактников. Очень приятно это наблюдать и констатировать этот факт. И естественно (вот коллега здесь выступал), никакого вопроса на предмет того, чьи это острова, вообще не может быть. Те, кто там служит, получают в том числе достойную заработную плату, скажем так, контрактник получает около 80-120 тысяч рублей, имея звание сержанта, и для людей молодых, которые получают выслугу год за два, это очень хорошая перспектива. Вот в этом плане хочу сказать, что Министерство обороны качественно отличается от ФСИН и Росгвардии - там проблема с обеспечением жильём очень серьёзная, её нужно решать. Но я также хочу сказать, уважаемые друзья, о тех, кто выполнил свой гражданский долг, в том числе рискуя жизнью, и получил статус ветерана боевых действий, - эти люди тоже приходят к нам на приём, они тоже имеют право на то, чтобы их обеспечили жильём. Я направил соответствующий депутатский запрос в профильное министерство и получил неутешительный ответ. Если пожелаете, коллеги, я вам могу передать таблицу, в ней информация по всем регионам Российской Федерации. Хочу вам зачитать данные по нашей стране, касающиеся численности ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на очередь до и после 1 января 2005 года, и расчёта денежных средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями или предоставления социальных выплат на приобретение и строительство жилых помещений, по состоянию на 1 января 2019 года. Если вы не в курсе, я уточню, ветеранов боевых действий у нас в стране почему-то делят: есть те, кто встал на очередь до 1 января 2005 года, - их обязаны обеспечивать субсидией за счёт федерального бюджета; и те ветераны боевых действий, которых не Рязанская, Тамбовская и Липецкая области, а государство отправляло выполнять гражданский долг, но они встали на очередь как нуждающиеся после 1 января 2005 года, и самый большой грех, что сюда относятся и семьи погибших, которые встали на очередь после 1 января 2005 года, - вот их должны обеспечивать за счёт региональных бюджетов, которые у нас сплошь и рядом дотационные. Вот привожу вам цифры: численность вставших на очередь во всей России до 1 января 2005 года - 18 159 человек, после 1 января - 48 502; в общей сложности денежных средств нужно из федерального бюджета 13,59 миллиарда рублей, из региональных бюджетов всех субъектов Российской Федерации - 33 миллиарда рублей, итого необходимо около 47 миллиардов рублей. Примечательно, что по городу Москве, столице нашей родины, федеральный бюджет должен выделить 1,7 миллиарда рублей, региональный бюджет - 216 миллионов рублей; Санкт-Петербург - 149 миллионов рублей и 720 миллионов для обеспечения вставших на учёт после 1 января 2005 года. По моим областям - это Липецкая, Тамбовская и Рязанская области - самая плохая ситуация, к сожалению, в Тамбовской области: нужно 152 миллиона рублей из регионального бюджета и 56 миллионов из федерального бюджета. Фракция ЛДПР внесла инициативу, направленную на то, чтобы и вторая категория обеспечивалась жильём за счёт федерального бюджета. Если мы будем ежегодно выделять хотя бы по 10 миллиардов рублей на решение этой проблемы, то за пять лет ликвидируем очередь. Люди в этой очереди стоят по 14-20 лет, то есть смысл нахождения в ней в принципе теряется, никто не собирается их ситуацией заниматься; больше всего меня удивило руководство Свердловской области - в этой области на очереди стоит ноль человек: ну такого быть не может, видимо, все деньги ушли на "Ельцин-центр", поэтому они этих людей и не учитывают. Ещё раз хочу поблагодарить Министерство обороны за то, что оно делает для действующих военнослужащих, но нам, уважаемые коллеги, нужно в перспективе проработать вопрос и сделать так, чтобы те, кто имеет статус ветерана боевых действий, и уж тем более семьи погибших, не стояли в очереди на жильё десятилетиями. И я надеюсь, что мы получим положительное заключение Правительства Российской Федерации на инициативу, которую направили, а в стенах Государственной Думы мы её поддержим, так же как сегодня поддерживаем инициативу, которую нам предлагает принять Правительство Российской Федерации, в частности Министерство обороны. Ещё раз огромное спасибо за оказанное содействие в организации этой поездки. Мы надеемся на долгое и плодотворное сотрудничество. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Богодухов Владимир Иванович. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу обратить ваше внимание на то, что ранее судебная практика по рассмотрению подобных вопросов носила противоречивый характер и лишь решение Конституционного Суда поставило точку в этом вопросе. Как доложил Тимур Вадимович, ещё в 2012 году очередь в Вооружённых Силах составляла 82 тысячи семей, а сейчас всего лишь 700 семей, то есть такой болезненный вопрос, как жилищный, в Вооружённых Силах практически решён. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что этот закон будет способствовать совершенствованию системы жилищного обеспечения военнослужащих, и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Хованская Галина Петровна - с места. Включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, много было сказано, я, безусловно, поддерживаю выступавших депутатов и хочу сказать следующее: для меня всегда было проблемой на приёмах граждан слушать жалобы военнослужащих, которые отдали Родине всё, можно сказать, всю свою жизнь, и страдают от того, что не могут решить жилищную проблему; это в полной мере касалось и действующих военнослужащих. Я поддерживаю все меры - комитет в этом смысле поддерживает, все члены комитета придерживаются одной позиции, - которые направлены на решение этой проблемы. Хочу сказать, что Министерство обороны отличается дисциплинированностью в реализации решений Конституционного Суда, это очень важный момент: летом было принято это решение - и уже есть реакция. Я очень рада за военнослужащих и их семьи, которые страдали от такой судебной практики, - только что об этом говорил предыдущий выступавший, - сейчас военнослужащие могут спокойно выполнять свой воинский долг, быстро решив жилищную проблему. Спасибо большое за это. Наш комитет, безусловно, поддерживает эту хорошую законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Тимур Вадимович, вы можете выступить с заключительным словом. ИВАНОВ Т. В. Если можно, я хотел бы ещё две цифры привести коллегам для информации. Одной из проблем в Вооружённых Силах была проблема необеспеченности жильём распоряженцев. На 1 января 2013 года у нас таких было 41 тысяча, на сегодняшний день эта проблема полностью решена. Всего за шесть лет жильём было обеспечено почти 576 тысяч человек, а с учётом членов их семей - более 1,5 миллиона человек. Спасибо большое и депутатам за проделанную совместную работу. И от имени Министерства обороны, от лица Сергея Кужугетовича хочу поздравить всех женщин с наступающим 8 Марта! Спасибо большое, Иван Иванович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Леонидович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 45 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Спасибо. По ведению - Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Для уточнения, для сведения, по 10-му вопросу: строительство, функционирование, деятельность Ельцинского центра не осуществлялись и не осуществляются за счёт средств бюджета Свердловской области, всё это делалось и делается за счёт привлечённых и федеральных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, это не по ведению. Я всё-таки прошу брать слово по ведению, если есть какие-то... Вот видите, Александр Николаевич Шерин, естественно, просит слова для ответа. Включите микрофон Александру Николаевичу Шерину. ШЕРИН А. Н. Друзья мои, для справки: во всех регионах после 2005 года стоят ветераны на очереди по 30, по 50, по 100 человек, в Свердловской области - ноль! Я не обвиняю, не говорю, что деньги области ушли на "Ельцин-центр", я в целом по стране говорю: мы находим миллиарды для "Ельцин-центра", ветераны боевых действий стоят в очереди годами - это неправильно. Руководство Свердловской области я не хотел ни в чём обвинить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, без обид: тех, кто будет выступать не по ведению, буду прерывать.