Заседание № 38
О проекте федерального закона № 62807-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установления перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, а также уточнения правового режима лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". Должен быть доклад представителя Костромской областной Думы, но Костромская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Тогда с докладом у нас выступит заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергей Юрьевич Осадчий. Пожалуйста. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроектом предложено следующее изменение в Лесной кодекс: предлагается дополнить перечень целей, для которых предоставление лесных участков в пользование осуществляется без проведения аукциона, ведением охотничьего хозяйства. Комитет не может согласиться с данным предложением, так как пунктом 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление лесных участков без аукциона только для трёх видов использования лесов: в целях недропользования, для строительства ГТС и линейных объектов, то есть для тех видов деятельности, для которых использование лесов само по себе не является предпринимательской деятельностью и не связано с извлечением прибыли от эксплуатации лесных ресурсов и полезностей леса. Ведение охотничьего хозяйства признаётся Лесным кодексом предпринимательской деятельностью (статья 36). Таким образом, этот вид использования лесов не соответствует критериям, исходя из которых Лесной кодекс устанавливает упрощённый порядок предоставления в пользование лесных участков для отдельных видов деятельности. Также пунктом 4 законопроекта предлагается исключить из Лесного кодекса запрет на разработку месторождений полезных ископаемых и размещение объектов капитального строительства в зелёных зонах и лесопарках. Комитет также не поддерживает данные изменения в связи с тем, что правовой режим зелёных зон и лесопарков определяется не только лесным, но и земельным законодательством и законодательством об охране окружающей среды. В соответствии со статьёй 86 Земельного кодекса зелёные зоны выполняют санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает проект федерального закона № 62807-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесённый Костромской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Будут ли вопросы? Есть вопрос. Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Сергей Юрьевич, не поддерживая данный законопроект, внесённый Костромской областной Думой, мы порождаем две проблемы. Не давая возможности ввести упрощённый порядок предоставления в аренду лесных участков для ведения охотничьего хозяйства, мы лишаем местные охотничьи общества возможности выиграть аукцион. Вот у нас сейчас в Ярославской области, в Пошехоны, состоялся аукцион. Естественно, приехали богатые московские организации, всё скупили, и пошехонские охотники остались без охотничьих угодий. Уже целый год идёт судебная тяжба. Если мы не поддерживаем регионы, то их жителей лишаем права вести охотничьи хозяйства и охотиться. Это первое. И второе. По Лесному кодексу с этого года мы предоставляем право лесозаготовителям владеть лесными участками. А как может быть на одном участке у арендатора право на ведение охотничьего хозяйства и у лесозаготовителя право вести лесозаготовительную деятельность? Это конфликт. ОСАДЧИЙ С. Ю. В данном законопроекте такая тема ставилась, но вызывает сомнения аргументация авторов. Предложение, в общем-то, направлено на приведение данного законодательства в соответствие с законом "О животном мире". Хотя в законе "О животном мире" понятие "охотничье хозяйство" есть, но оно не раскрывается, соответственно имеется отсылочная норма к другим законам. Государственная Дума должна принять отдельный закон об охоте. На сегодняшний день такой законопроект принят в первом чтении, комитет Государственной Думы работает над поправками. И в этом законе то, о чём вы говорили, то, чего касались ваши вопросы, будет урегулировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли ещё вопросы? Нет. Спасибо, Сергей Юрьевич, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В данном случае мы зря отказываем в поддержке Костромской областной Думе. Они просят что? Упростить порядок. А мы не хотим это сделать. Мы что, все в лесу живём и знаем, что упрощение порядка приведёт к каким-то вредным последствиям? Я был летом в Калужской области (тут вот Грешневиков о Ярославской говорил): ведь брошенный лес, мы не даём возможности людям ничем заниматься! Действительно, московские любители поохотиться раз в году скупили почти все старые охотничьи хозяйства и новые, приезжают один раз в году поразвлечься, а местные жители ничего не могут делать. Если мы в аренду не хотим дать... Ну зачем аукцион, если есть арендатор? Нет, говорят, ещё аукцион должен пройти. Мы знаем аукционы, там основную роль играют те участники, у кого очень много денег, а это в основном неместные жители или те, кто не хочет использовать лес для улучшения экономики региона. Лес у нас заброшен. Это главное наше богатство, огромное богатство! Он зарастает паутиной, там не пройти, потому что мы запретили, никто не может ничего там сделать, ничего вырубить, и он стоит. Помните, у Некрасова стихотворение? Филипок идёт, его спрашивают: это чей стук раздаётся? "Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". Сейчас ни Филипка, ни лошади, ни этого отца и лес стоит весь, так сказать, погнивший. Это всё Октябрьская революция. При царе можно было всё делать: и Филипок был, и лошадь была, и у Филипка был отец, и торговали лесом, и лесная биржа была, и Россия зарабатывала огромные деньги. Поэтому когда мы мешаем упростить порядок предоставления в аренду, чтобы охотники могли действительно охотиться... Ведь у нас единственное место в мире, где можно охотиться, в Европе нет таких мест уже. Мы ни своим не даём, ни для иностранцев не очень рекламируем, их мало приезжает, а ведь здесь большие возможности для заработка. Теперь мешаем, опять же, снять запреты на разработку полезных ископаемых. У нас самая богатая в мире страна, у нас сегодня столько неразведанных запасов, что мы могли бы помочь нашим гражданам. И сегодня есть перерабатывающие мини-заводы, это как трансформаторная будка, их можно было поставить в каждом поселении, и стоит это не очень дорого. И вот это был бы и малый бизнес, и средний бизнес, и обогащение. Нет, мы мешаем - очень крупные компании, и им хочется самим владеть, они ещё не насытились и не хотят, чтобы наши граждане этим занимались. Капитальное строительство. Ну стоят участки без леса, внутри леса поляны, стоит впустую всё это, я это всё собственными глазами видел. И опять мешаем: строить нельзя, дрова заготавливать нельзя, полезные ископаемые добывать нельзя, охотиться нельзя. А что можно? Давайте нашим гражданам скажем, что можно. Для чего Горбачёв начинал эту перестройку? Это всё было при советской власти: нельзя, нельзя, не ходи, не бери! И сейчас то же самое. Я же помню, стояли эти вывески у дороги: "Берегите лес - народное богатство!" И для чего беречь? Лес - самый восполняемый природный ресурс, рубите его целый день, и вам хватит леса ещё на сотни лет. Он растёт каждый день, каждый день и час растёт - и сгниёт. То есть, когда мы не используем, он растёт, гниёт и всё пропадает впустую. Когда у хозяйки что-нибудь там заплесневело на кухне, она знает, что сама виновата: передержала продукт, и потом спускает его в мусоропровод. А здесь где хозяин? Что нам скажут наши левые фракции? Государство? Что же государство ничего не делает? Загнивает лес. А если хотят отдать в частные руки, говорят: "Нет, не дадим, по рукам будем бить". Поэтому мы неправильно поступаем, когда отказываемся внести изменения в Лесной кодекс. Меня, самое главное, раздражает фракция КПРФ и бывшее "ЯБЛОКО". Они шумели, что принятый кодекс отдаёт лес на разграбление, говорили, что леса не будет. Вот он стоит и загнивает, потому что вы тогда мешали принять правильный кодекс, и сейчас будет отказано в упрощении этого кодекса, чтобы люди могли и охотиться, и заготовками заниматься. Дрова не даём возможность порубить, но газ не подвели к русским деревням. Весь газ в Грузии у нас, в Средней Азии, в Прибалтике, на Украине, там стопроцентная газификация, а половина русских деревень и сёл без газа стоит, и ещё дровишки запрещаем завозить. И как ему жить, крестьянину? Вот пусть все поймут, что только ЛДПР стоит на страже интересов простых граждан, селян, провинции, а столица, Москва, душит провинцию, принимая здесь законы, которые мешают гражданам спокойно работать на родной земле. Вьетнамцы едут за тридевять земель, чтобы заработать здесь свой рубль, за 12 тысяч километров от Вьетнама, а русские крестьяне живут, рядом лес - не войди. Колхозы распахивают пашню так, чтобы фермеры или жители поселений не могли пройти между лесом и полем. Назло делают оставшиеся председатели колхозов. Например, колхоз "Родина" в Калужской области - базу создало там министерство одно - опять мешают, дорогу закрывают. То есть издеваемся над деревней, издеваемся, и никто её не защищает. Разрушают её все со времён Сталина до сегодняшнего времени. Вот опять мы мешаем, опять лес в Костроме и по всей стране будет зарастать паутиной, а мы, сытые и довольные чиновники в Москве, будем отказывать, не позволять гражданам спокойно жить. Поэтому считаю неправильной позицию комитета, который мешает внести поправки в Лесной кодекс и не хочет помочь нашим гражданам пользоваться богатствами. Вот говорили про народное богатство - лес, а мы бьём по рукам. Оказывается, лес - богатство не народа, а некоторых мафиозных структур в Москве, которые хотят его в перспективе, потом, присвоить и использовать для собственных нужд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На самом деле Владимир Вольфович затронул, ну, наверное, самую кричащую и самую важную тему - русский, российский лес. Но я хотел бы напомнить, что за тот Лесной кодекс, который практически разрегулировал и, скажем, убрал государство от леса, вся фракция ЛДПР голосовала в полном составе. Поэтому не случайно сегодня Филипка мы вспомнили, как его спросили: "Откуда дровишки?" - "Из лесу, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу". Я находился в Иркутской области, когда вы были кандидатом в президенты, совсем недавно, четыре года назад. Улетая из Иркутска, олигархи средней руки подсели ко мне в самолёт и говорят: "Уважаемый депутат Николай Михайлович, надо что-то делать". Я спрашиваю: "Что случилось?" - "В советское время было три юридических адреса для отправки леса из Иркутска и Иркутской области, сегодня хозяев - девять тысяч. Не согласен с этой политикой? Голову под крыло - и в Байкал". Если вы хорошо знаете историю, Владимир Вольфович... Ещё царь Пётр говорил, что в лесу должно быть государево око. И если мы не хотим окончательно потерять лес, нам необходимо восстановить государственное око, контроль за происходящим в лесу. Лес необходимо не только рубить - его необходимо восстанавливать, поэтому предложение Костромской области я не поддерживаю и хотел бы пригласить депутатов вернуться к Лесному кодексу и государево влияние на лес, вырубку, восстановление восстановить в полном объёме. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Язев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Ещё есть желающие выступить? Депутат Беляков, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Небольшая лингвоисторическая справка: Филипок ходил в школу, а Савраску... Власом малютку звали. Вы знаете, я абсолютно согласен с Николаем Михайловичем Харитоновым в том смысле, что государево око должно быть, и в этой связи подход, который сегодня в обсуждаемом законопроекте присутствует, с точки зрения необходимости рамочного законодательства справедлив, и это правильно. Другое дело, что, конечно, законопроект сыроват и не проработан. Причём я не обращал бы внимание на протест девятнадцати субъектов Федерации против данной инициативы, потому что на сегодняшний день вот эти особые внеконкурсные, внеаукционные случаи заготовки древесины существуют. Просто эти особые случаи определяются самим регионом, а не на федеральном уровне. Поэтому, конечно, они против, они сейчас дают пилить кому хотят, и то самое рациональное использование леса происходит в угоду местным руководителям, а не в рамках базового закона. Поэтому законопроект в принципе нужен. Может быть, даже что-то можно сделать из данной законодательной инициативы после внесения значительного количества поправок, но в данном виде, конечно, он не может быть принят, в том числе и потому, например, что охотничья деятельность - это, вообще-то, предпринимательская деятельность. Какой тут может быть особый случай, не совсем понятно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Я больше не вижу желающих выступить. Докладчик хочет выступить с заключительным словом. Пожалуйста, Сергей Юрьевич Осадчий. Включите микрофон. ОСАДЧИЙ С. Ю. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Вольфович! Я всё-таки хотел бы акцентировать внимание на том, что авторы законопроекта в данном случае предлагают установить непосредственно в Лесном кодексе Российской Федерации перечень исключительных случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов. Причём предложенный авторами перечень закрытый и ограничивается случаями, связанными с обеспечением безопасности линейных и других объектов, а также с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Но Лесной кодекс исходит из того, что рубка лесных насаждений осуществляется в этих случаях в ходе мероприятий по охране, защите лесов, предусмотренных статьёй 19 кодекса, и соответствующие договоры при этом заключаются без проведения аукционов, то есть всё это имеет место. Ну и хотелось бы отметить, что не только партия ЛДПР беспокоится о народе и хочет поддержать данный законопроект. По нашему мнению, и другие депутаты, которые здесь находятся, также о нём заботятся. Не думаю, что это стоит как-то Владимиру Вольфовичу акцентировать. Прошу отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Николай Михайлович Харитонов, у меня написано "по ведению", у вас кнопка нажата. Отменяется. Спасибо. Представители президента и правительства, нет выступлений? Нет. Тогда переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", пункт 5 нашей повестки? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 39 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3% Результат: не принято Законопроект не принят.