Заседание № 58
О проекте федерального закона № 627764-5 "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части предоставления осуждённому права самостоятельно обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", также третье чтение. Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, в соответствии с которым осуждённому, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания или может быть изменён вид исправительного учреждения, предоставляется право самостоятельно или через адвоката обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения. Согласно законопроекту такое ходатайство осуждённый или его адвокат подаёт через администрацию того учреждения или органа, где исполняется наказание. Законопроект принят в первом и во втором чтениях, подготовлен к третьему чтению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. В связи с этим профильный комитет предлагает Государственной Думе поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам от фракций будут выступления? Будут. От фракции ЛДПР - депутат Савельев. И от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Запишитесь, пожалуйста. Выносим на "час голосования".
5-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". По мотивам выступает Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Важность и актуальность принимаемого нами сегодня закона сомнению не подлежат. Во-первых, мы придаём форму закона решению Конституционного Суда, которое было принято ещё десять лет назад, во-вторых, закон логичен и обоснован, ведь осуждённый является лицом, наиболее заинтересованным в смягчении наказания. Однако при всей значимости принимаемого закона нам предстоит проделать ещё очень большой объём работы в части уточнения правового статуса осуждённого. Так, на наш взгляд, необходимо обсудить возможность устранения для осуждённого административного барьера в лице администрации исправительного учреждения. Предоставляя осуждённому право на обращение в суд с ходатайством о смягчении наказания или об изменении вида исправительного учреждения через администрацию, мы не ограждаем его от злоупотребления властью некоторыми сотрудниками исправительного учреждения, что может выражаться, например, в бюрократической волоките со стороны сотрудников, - задержке отправки ходатайства в суд. И мы считаем, что необходимо предоставить осуждённому право направлять своё ходатайство непосредственно в суд, а уже судебная инстанция может запросить у администрации исправительного учреждения документы, необходимые для принятия решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам выступает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект по многим основаниям, я назову лишь некоторые. Согласно Конституции России, статья 50, каждому осуждённому гарантировано право просить о смягчении наказания. Действующее законодательство реализует данную конституционную норму только в части условно-досрочного освобождения, а что касается замены наказания на более мягкое, а также изменения вида исправительного учреждения, то здесь пока правовых механизмов нет, они не прописаны. Это влечёт, с одной стороны, массу жалоб, вплоть до обращений в Конституционный Суд, а, с другой стороны, это явный коррупциогенный фактор, который позволяет руководству исправительных учреждений толковать по-своему действующие нормы закона. Закон устранит данный пробел в законодательстве. В нём прописаны чёткие, ясные механизмы реализации указанного конституционного права. Таким образом, принятие закона даст возможность осуждённым реализовать свои конституционные права в полном объёме, позволит избежать нарушения конституционных прав осуждённых, а значит, и вала жалоб на этот счёт, позволит устранить коррупциогенные факторы, а соответственно, и уголовно-правовые последствия, связанные с правонарушением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 48 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 54
О проекте федерального закона № 627764-5 "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части предоставления осуждённому права самостоятельно обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения; принят в первом чтении 21 сентября 2012 года с наименованием "О внесении изменений в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос. Также во втором чтении слушается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту подготовлена таблица поправок, она содержит три поправки, учитывающие те замечания, которые поступили в адрес комитета от ГПУ президента и Правового управления Аппарата Госдумы. Ко второму чтению законопроект подготовлен с новым наименованием. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и принять законопроект во втором чтении. Повторяю, таблица № 1 содержит три поправки к законопроекту, при этом поправку 2 из таблицы комитет рекомендует принять в новой редакции, которая роздана в зале. Сергей Евгеньевич, предлагается тогда проголосовать таблицу поправок без поправки 2, то есть поправки 1 и 3, рекомендованные к принятию, а затем поправку 2 отдельно с учётом розданной в зале новой редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 39 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Таблица принимается без поправки 2. И ставлю на голосование поправку 2 в новой розданной редакции. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 10 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Поправка 2 в новой редакции принимается. По третьему чтению нет предложений? Выносим на "час голосования".
Пункт 8 повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 47 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 48
О проекте федерального закона № 627764-5 "О внесении изменений в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части предоставления осуждённому права самостоятельно обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения; внесён членом Совета Федерации А. Г. Лысковым, депутатом Государственной Думы А. Е. Хинштейном, а также Н. И. Шаклеиным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, продолжаем нашу работу. Обсуждается 23-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Анатолий Григорьевич Лысков, пожалуйста. ЛЫСКОВ А. Г., член Совета Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вам представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". В основу концепции законопроекта положены судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, а именно: Постановление от 26 ноября 2002 года № 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 77-1, 77-2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова", Определение от 18 ноября 2004 года № 363-О "По жалобе гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пунктами 2 и 5 части первой статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", Определение от 20 октября 2005 года № 388-О "По жалобе гражданина Елисеева Алексея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 5 части первой статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Позвольте подробно не пересказывать содержание этих судебных актов, а отметить основной вывод высшего органа страны по конституционному судопроизводству. Он заключается в том, что отсутствие положений в уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве о праве осуждённого обращаться самостоятельно либо через своего представителя, адвоката в суд с просьбой о замене наказания на более мягкое или о замене вида исправительного учреждения не согласуется с Конституцией Российской Федерации. В этой связи нашим законопроектом предлагается внести изменение в часть третью статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса, предусматривающее такое право осуждённого. Вместе с тем с учётом произошедших в законодательстве изменений, направленных на повышение эффективности противодействия преступлениям сексуального характера, особо выделены условия выдачи характеристики осуждённым за такие преступления администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы. В то же время предлагается дополнить статью 175 частью 3-1 - наделить администрацию учреждения полномочием выходить с ходатайством в суд о замене наказания на более мягкое или о замене вида исправительного учреждения в качестве меры поощрения положительно характеризующегося осуждённого. В связи с вышеперечисленными изменениями предлагается внести согласующиеся с ними изменения юридико-технического характера и в статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Правительством Российской Федерации и ответственным комитетом - Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции концепция законопроекта поддержана. Уважаемые коллеги, представляя вам названный законопроект, предлагаю Государственной Думе принять его в первом чтении. Все замечания и возможные поправки к нему, по нашему мнению, могут быть учтены в порядке подготовки законопроекта ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Григорьевич, присаживайтесь. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, внесённый законопроект крайне важен, он позволяет каждому осуждённому за преступление в полной мере реализовать конституционное право просить о смягчении наказания в соответствии со статьёй 50 Конституции Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект по следующим основаниям. В соответствии с российским уголовным правом смягчение наказания означает условно-досрочное освобождение, замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания и, третье, изменение вида исправительного учреждения. В настоящее время гарантированное Конституцией право каждого осуждённого за преступление просить о смягчении наказания законодательно реализовано только в части, касающейся условно-досрочного освобождения, право же осуждённого обратиться с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения в законах не закреплено, а это неправильно. И хотя Конституционный Суд не усмотрел законодательных препятствий для реализации осуждёнными рассматриваемого права, на практике без соответствующего правового механизма осуждённым сложно реализовать такое право, об этом свидетельствует и сам факт неоднократного обращения Конституционного Суда к данной проблематике. Законопроект этот пробел в законодательстве устраняет: устанавливаются понятные для всех правила, определяющие порядок обращения осуждённого или его адвоката через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения. Таким образом, механизм реализации конституционного права осуждённых будет полно, чётко и ясно прописан в законе. Кроме того, законопроект устраняет коррупциогенный фактор. Обратите внимание, при таких обстоятельствах исключается вариативность толкования прав осуждённых руководством учреждений, исполняющих наказания. Комитет отмечает, что представленный проект федерального закона доработан авторами с учётом ранее поступивших замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и внесён в Государственную Думу повторно. На законопроект поступил положительный отзыв Правительства России. Концепция законопроекта поддержана Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы представлены отдельные замечания, которые будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, потому что он направлен на приведение в соответствие с требованиями Конституции отдельных положений уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства и идёт по пути расширения гарантий судебной защиты прав личности. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование данный законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 00 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.