Заседание № 59

14.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 62745-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования избирательного законодательства об отзыве кандидатов политическими партиями".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5400 по 5692 из 7174
15-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования   
избирательного законодательства об отзыве кандидатов политическими партиями".   
Докладывает Ян Викторович Зелинский. (Шум в зале.)                              
                                                                                
Коллеги, я обращаюсь к вам: очень шумно в зале. Очень сложно докладывать и      
защищать свою позицию нашим коллегам.                                           
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, в настоящее время в федеральных законах      
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы       
Федерального Собрания Российской Федерации" существует норма, которая           
наделяет избирательное объединение правом отозвать кандидата, выдвинутого       
данным объединением, или весь список кандидатов не позднее чем за пять дней     
до дня голосования. Проблема, недостаток данной статьи заключается в том, что   
отсутствует норма, при которой избирательное объединение, политическая          
партия, принимающая решение о выдвижении кандидата (списка кандидатов), была    
бы вправе отозвать своего кандидата или весь список кандидатов как в процессе   
предвыборной кампании, так и после проведения выборов, а именно с момента       
официального опубликования результатов выборов вплоть до официального           
опубликования решения о назначении следующих выборов. Нередки случаи во всех    
фракциях, в том числе и во фракции партии власти, когда депутат, избранный по   
партийному списку, слагает с себя полномочия депутата по основаниям,            
предусмотренным действующим законодательством, а на его место приходит          
кандидат, которого, например, исключили из партии (или он самостоятельно        
вышел из партии) по основаниям, предусмотренным уставом партии, то есть в       
законодательный орган попадает человек, который в данный момент ничего общего   
с выдвинувшей его партией не имеет.                                             
                                                                                
Данное положение лишает политические партии возможности вносить изменения в     
поданные ими самими списки кандидатов после их внесения, в том числе после      
окончания выборов. Это нарушает пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О        
политических партиях", который определяет, что вопросы, затрагивающие           
интересы политических партий, решаются органами государственной власти и        
органами местного самоуправления с участием соответствующих политических        
партий или по согласованию с ними. Нет сомнений в том, что вопрос исключения    
кандидата или всего списка кандидатов, выдвинутых политической партией,         
затрагивает интересы данной политической партии и должен решаться органами      
государственной власти с её участием или по согласованию с ней.                 
                                                                                
В связи с изложенным предлагается дополнить действующее законодательство        
нормой, при которой политические партии, участвующие в избирательной кампании   
и принявшие решение о выдвижении того или иного кандидата (списка               
кандидатов), будут иметь право отозвать кандидата (список кандидатов) с         
момента официального опубликования результатов выборов и вплоть до              
официального опубликования решения о назначении новых выборов. Преимуществом    
данного законопроекта является то, что у политических партий появляется         
больше прав по управлению списками кандидатов, которых они выдвинули. В свою    
очередь, кандидат, включённый в список, будет более добросовестно относиться    
к своему статусу кандидата, зная, что в случае досрочного сложения депутатом    
из определённой фракции полномочий он, возможно, будет следующим, кто примет    
на себя данные полномочия.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, на протяжении уже двадцати лет нашей так называемой новой    
истории нередки случаи, в том числе во фракции партии власти, - такое было в    
Государственной Думе третьего, четвёртого созывов, - когда следующим            
депутатом становился кандидат, исключённый из партии или сам вышедший из неё.   
Он становился депутатом и никакой политической ответственности не нёс. Такие    
случаи были и в других политических партиях.                                    
                                                                                
Я думаю, данный законопроект должны поддержать все политические партии,         
которые представлены в Государственной Думе, он значительно улучшит ситуацию.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
рассмотрел указанную законодательную инициативу, и надо сказать, что она не     
получила положительных отзывов, только отрицательные, в том числе со стороны    
Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата              
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Основная претензия к данному законопроекту заключается в следующем. После       
того как объявлены официальные результаты выборов, кандидаты уже перестают      
быть кандидатами, они становятся избранными лицами, депутатами в данном         
случае. Если мы реализуем предложение, которое содержится в законопроекте, то   
очень высока вероятность, что данный закон будет признан неконституционным. Я   
могу сослаться на постановление Конституционного Суда от 28 февраля этого       
года № 4-П, в котором указано, что результаты выборов определяет                
исключительно голосование избирателей. Политическая партия не вправе по         
своему усмотрению менять его итоги, принимая в дальнейшем в отношении лиц,      
избранных депутатами по списку кандидатов, выдвинутому данной политической      
партией, решения, последствием которых будет прекращение депутатских            
полномочий. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в               
соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде      
Российской Федерации" постановления Конституционного Суда обязательны для       
исполнения, и, конечно же, мы в своей законодательной практике обязаны          
учитывать эти положения. В связи с этим комитет предлагает данный               
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть вопросы. Прошу записаться.         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Ян Викторович, вот среди прочих возражений есть и такое: поскольку              
голосование идёт за список кандидатов, то исключение кого-либо из этого         
списка уже после подведения итогов голосования как бы нарушает волеизъявление   
избирателей. Как вы можете это прокомментировать?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский, пожалуйста.                      
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович.                         
                                                                                
Ну, я не считаю, что будет нарушаться воля избирателя. Если избиратель уже      
проголосовал за тот или иной список кандидатов, кандидат прошёл, - тут никого   
не собираемся данным законом убирать. Просто следующий по списку кандидат,      
который не прошёл, если он каким-то образом сам ушёл из партии или его          
исключили из партии и он уже никак не представляет интересы партии, я считаю,   
не должен находиться в этом списке кандидатов и потом случайно попасть в        
законодательный орган власти.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Дмитрий Фёдорович, ну, я понял так, что будет неконституционно,     
если речь идёт о кандидатах. А если закон прописать в части уже избранных       
депутатов, с вашей точки зрения, это будет конституционно или как? Спасибо.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович.                                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, в той редакции, в которой предложен   
данный закон, его можно будет применять как к лицам, избранным депутатами, то   
есть уже к депутатам, так и к тем, как Ян Викторович пояснил, кто, условно      
говоря, я выражаюсь неофициальным языком, стоит на очереди, к тем, кто          
включён в список кандидатов. Этот человек, который стоит дальше по очереди,     
допустим, не является депутатом, но у него есть конституционное право, в том    
случае если ему будет передан освободившийся мандат, принять его и стать        
депутатом - выборным должностным лицом. Так вот воля избирателей, которая уже   
зафиксирована избирательной комиссией, распространяется в том числе и на них,   
поэтому закон может быть признан неконституционным и в той, и в другой части.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь.               
                                                                                
Кто хотел бы выступить?                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на выступления.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" .                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Два слова от фракции. Позиция профильного комитета чётко аргументирована и      
ясно озвучена. Данное законодательное предложение не согласуется с нормами о    
том, что результаты выборов определяются волеизъявлением избирателей,           
голосовавших за кандидатов или список кандидатов, поэтому фракция "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" .                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По нашему мнению, предложение   
депутата Зелинского в большей мере отвечает обеспечению должного                
волеизъявления избирателей, нежели действующая система. Избиратели голосуют     
за партию, и не просто за партию и конкретных членов, а за ту программу, с      
которой эта партия идёт на выборы, и задача любого депутата - члена фракции     
следовать этой программе. Если же депутаты не следуют этой программе,           
голосуют вопреки программе партии, нарушают партийную дисциплину, то тем        
самым они нарушают и волю избирателей, поэтому отзыв депутатов, не              
выполняющих партийную программу, совершенно логичен и естествен. Это            
необходимая обеспечительная мера как раз таки для того, чтобы воля              
избирателей воплощалась в наших законопроектах адекватно.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Я дополню, просто небольшая реплика. Дмитрий Фёдорович не         
совсем, может быть, правильно понял закон, а может быть, правильно понял и      
умышленно сосредоточился на отражении одних аспектов и не остановился на        
других. Речь не идёт об избранных депутатах, речь идёт о списке кандидатов.     
Ведь список кандидатов подают в избирком в период, предусмотренный законом,     
до конца созыва этот список лежит в избирательной комиссии, и потенциально      
любой в этом списке может стать депутатом. У него может возникнуть такой        
статус даже на этой стадии, но, пока он не получил депутатского мандата, он     
обладает статусом, несовместимым со статусом депутата. Просто в этом случае     
мы теряем время, поскольку включается механизм: определён срок - две недели     
на замещение вакантного мандата на усмотрение партии, потом палата - или        
заксобрание, или Государственная Дума - должна лишить полномочий депутата,      
новый должен получить полномочия, затем нужно провести заседание                
коллегиального органа - и почти месяц теряется, хотя человек формально уже      
утратил статус кандидата. Речь, конечно, не идёт об умерших, но все знают,      
что если кандидат состоит в списке кандидатов одной партии, а в последующем     
вступил в другую партию, а, к сожалению, такие случаи есть, то он будет на      
совершенно легальных основаниях, будучи уже членом другой партии и будучи в     
списках другой партии, претендовать на мандат по списку партии, в которой он    
был членом два-три года назад. Такие случаи имеют место, и в нашей практике     
такие были.                                                                     
                                                                                
Вот до конца предыдущего, пятого созыва оставалось буквально полтора месяца,    
и мандат переходил к человеку, который уже не являлся членом партии ЛДПР. Для   
нас это было совершенно очевидно, и документы соответствующие имелись, но вот   
закон таков, что мы должны были по этой процедуре все эти сроки выждать, и      
человек, который следовал за тем, который фактически уже был членом другой      
партии, не получил мандат, хотя он мог бы быть депутатом хотя бы месяц.         
Понятно, что это сомнительное удовольствие, но хотя бы месяц он обладал бы      
статусом депутата, он ждал этого три года и одиннадцать месяцев, тем не менее   
депутатом он не стал. И такой случай не исключение. Могут возникать и другие    
обстоятельства, которые исключают не только юридическое, но и моральное, и      
политическое основание для замещения вакантного мандата: он за эти пять лет     
мог столько партии или региональному отделению навредить, или сделать           
какие-то заявления, или быть привлечённым по каким-то административным          
статьям. В таких случаях этот месяц практически любая партия теряет.            
                                                                                
Я думаю, что список кандидатов, включающий кандидатов, не участвующих в         
распределении мандатов, вполне может быть подвержен каким-то корректировкам,    
но повторяю: если речь не идёт о кандидатах, которые получили мандат или        
претендуют на его получение по результатам распределения голосов избирателей.   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте, это выступление от фракции.       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Очень много Дмитрий Фёдорович говорил о том, что голосуют за      
кандидатов по спискам. Но, Дмитрий Фёдорович, вот здесь четыреста пятьдесят     
депутатов, и все избраны по спискам, и в бюллетенях не написано, за кого из     
девятисот человек в списке голосовал конкретный избиратель, это настолько всё   
условно!                                                                        
                                                                                
Буквально пару месяцев назад мы обсуждали справедливость или несправедливость   
распределения мандатов по методу Империали, и здесь тоже можно говорить и о     
волеизъявлении избирателей, и о логике, и о справедливости. Голоса              
избирателей, которые отказываются голосовать за доминирующую партию, за         
партию власти, впоследствии, после дня голосования, распределяются в пользу     
партии, которая побеждает на выборах, мелкие партии получают голоса             
протестные, то есть тех избирателей, которые ни при каких обстоятельствах не    
будут голосовать за партию большинства, за доминирующую, неважно, будь то       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" или какая-нибудь партия регионов, если другое государство       
взять. Это тоже несправедливо, и логика подсказывает, что эти избиратели        
скорее всего за партию власти не проголосовали бы. Тем не менее закон - это     
ведь договорная истина: раз избиратели на выборах поддержали ту или иную        
политическую силу, то как депутаты решили, так и будет в правовой материи, в    
тексте закона. Поэтому раз уж мы избрали для себя систему закрытых списков,     
когда избиратель в рамках, в границах списка не определяет преференцию, не      
выбирает из всего списка конкретных кандидатов, из-за которых он за этот        
список голосует, то предполагается, что он голосует за всю партию и за её       
лидера. А у партии есть органы управления, и предполагается, что избиратель     
определённое доверие руководящим органам партии оказывает. И на наш взгляд,     
вполне логично было бы, если после выборов в списки кандидатов, которые не      
получили мандаты, но которые потенциально сохраняют возможность эти мандаты     
получить, руководящие органы партии имели бы право вмешиваться. Тем более       
если это мотивированно и эти лица совершили в нарушение устава политической     
партии какой-то серьёзный дисциплинарный проступок, или где-то в прессе         
негативно высказывались, или совершили порочащие статус кандидата или члена     
партии поступки, это всё вполне объяснимо и вполне логично. Поэтому позиция     
комитета по конституционному законодательству непонятна, и я призываю коллег    
поддержать законопроект.                                                        
                                                                                
Я ещё раз напоминаю о том, что речь идёт не о тех кандидатах, которые           
претендуют по результатам распределения голосов избирателей на получение        
мандата, а о тех, которые после дня голосования и распределения депутатских     
мандатов стоят в списке третьими, четвёртыми в каких-то региональных группах.   
Просьба все фракции внимательно ещё посмотреть и проголосовать за данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, Андрей Викторович, будете выступать? Нет. Докладчик и       
содокладчик? Ян Викторович? Нет.                                                
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              190 чел.42,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    190 чел.                                          
Не голосовало                 260 чел.57,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.