Заседание № 230
О проекте федерального закона № 625769-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, особенностей деятельности частных агентств занятости, а также временного перевода на другую работу по направлению органов службы занятости населения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Названный законопроект касается вопросов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, продолжительности отпусков работающих инвалидов и борьбы с просроченной заработной платой. Ко второму чтению поступило восемь поправок, которые включены в таблицу № 1. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 46 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 10 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается единогласно. Включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 48 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 625769-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, особенностей деятельности частных агентств занятости, а также временного перевода на другую работу по направлению органов службы занятости населения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, тогда рассмотрим пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Исаева. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект является спутником принятого нами ранее и вступившего в силу закона "О занятости населения в Российской Федерации". Законопроект содержит изменения в Трудовой кодекс и позволяет выполнить договорённости между сторонами социального партнёрства - профсоюзами, работодателями и правительством. В чём суть этих изменений? Некоторые нормы переносятся в Трудовой кодекс, например норма о предоставлении работникам-инвалидам отпуска в 30 календарных дней. Также в Трудовой кодекс переносится находившееся ранее в законе о занятости положение, которое касается предоставления одним работодателем работников другому работодателю. Заёмный труд, то есть сдача работников в аренду, в Российской Федерации запрещён, но в определённых, оговорённых законом случаях разрешается направление, временный перевод на работу к другому работодателю частным агентством занятости или аффилированной структурой наёмных работников. Все ограничения, с этим связанные, которые были в законе о занятости, нами в полном объёме сохранены: таких работников нельзя использовать как штрейкбрехеров в случае трудового конфликта, нельзя задействовать их во вредных и в опасных работах. Кроме того, если количество таких работников превышает 10 процентов списочного состава, необходимо учитывать мнение выборного профсоюзного органа при привлечении подобного рода работников. Более того, мы даже несколько усилили защиту временно переводимых работников. Если раньше в законе о занятости говорилось, что такие работники должны получать одинаковую заработную плату с основными работниками, которые выполняют те же трудовые функции, то сейчас мы говорим, что должны быть одинаковыми оплата и охрана труда. Кроме того, с подобного рода работниками, которых направляют, временно переводят к другому работодателю, как правило, заключается трёхстороннее соглашение - агентство занятости, работодатель, работник. Такая возможность сохраняется, но предлагается и альтернативный путь: можно приостановить трудовой договор с прежним работодателем и заключить временный трудовой договор с новым. Тогда отношения будут не трёхсторонними, а двусторонними, что более понятно, к этому призывали профсоюзы. Таким образом, мы на время предлагаем две возможности - прежнюю и новую, которая, например, профсоюзам кажется более правильной. Это же позволяет нам закрепить в законе практику, которая уже сложилась, когда мы дали чрезвычайные полномочия в условиях санкций министерству труда: предположим, у работодателя в настоящий момент сложности, он не может обеспечить работой свой коллектив, в этом случае трудовой договор может быть не прерван, а заморожен, а с другим работодателем открыт по направлению службы занятости временный трудовой договор. Эта практика получает закрепление. Важным разделом нового законопроекта становится и глава, которая будет посвящена борьбе с задолженностью по заработной плате. Сейчас в целом ряде регионов успешно действуют комиссии по борьбе с задолженностью по заработной плате. Такие комиссии в обязательном порядке должны быть созданы во всех регионах страны, в них должны войти представители сторон социального партнёрства, и у этих комиссий будут достаточно широкие полномочия. И четвёртый вопрос, который решает данный законопроект. Мы выполняем поручение, которое дал президент после аварии на шахте "Листвяжная", дать возможность рострудинспекциям проверять исполнение отраслевых соглашений. Мы даже предложили несколько расширить это поручение: проверять не только федеральные отраслевые соглашения - любые соглашения, заключённые между профсоюзами и работодателями, в том числе региональные, могут теперь проверяться не только сторонами социального партнёрства, как сейчас предусматривает Трудовой кодекс, но и Рострудом, рострудинспекциями. Это повышает статус соглашений между профсоюзами и работодателями, они фактически становятся подзаконным актом, обязательным к исполнению всеми. Это ещё важно и потому, что у нас в Трудовом кодексе существует процедура принудительного распространения таких соглашений. Если большинство работодателей отрасли его подписали, то министр труда, уполномоченное лицо вправе обратиться к остальным работодателям с предложением присоединиться. Если в течение месяца отказ не поступил, соглашение считается распространённым и на данное предприятие, на данную организацию. Но если там нет профсоюзной организации или работодатель не входит в объединение работодателей, то кто будет проверять исполнение этого соглашения? Мы предоставляем такую возможность Роструду. Одним словом, закон хороший. Он, безусловно, направлен на защиту прав граждан, в первую очередь работников. Прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обстоятельный доклад Андрея Константиновича избавляет меня от необходимости подробно комментировать все новеллы законопроекта. А это и контроль государственными институтами соглашений и коллективных договоров, это и порядок перевода работника к другому работодателю, это и увеличение дней отпуска инвалидам, это и противодействие формированию просроченной задолженности по заработной плате, это и временное направление работников к другим юридическим и физическим лицам для работы. Хотел бы подчеркнуть, что по законопроекту нет ни одного отрицательного заключения от субъектов Федерации, все 26 положительные. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию предлагаемого законопроекта. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний нет. Есть ряд замечаний у Государственно-правового управления президента, и есть ряд предложений у профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии, которые могут быть учтены к третьему чтению. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает, что законопроект может быть принят в первом чтении. Также хочу сообщить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже предлагает поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Константинович, тема заёмного труда очень болезненная, для профсоюзов особенно. Вот, например, на нашем крупном предприятии УАЗе даже разделение есть такое: их называют "синие", потому что в синей форме, и "серые" - это основные работники. Вот что касается дополнительного контроля за численностью 10 процентов: в отдельные периоды мы фиксируем и 20, и 30 процентов работников, которые, ну, фактически направляются некими частными конторами, - кто это отслеживает, кто за этим следит? И кто отслеживает согласования со стороны профсоюзной организации вот при привлечении такого большого количества работников, которые привлекаются иногда на условиях не то что не хуже, а иногда лучше, чем у постоянных работников, из-за срочной потребности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, ну, порядок контроля нами никак не меняется. Учёт мнения выборного профсоюзного органа предполагает, что выборный профсоюзный орган должен в данном случае проявить активность. Есть общая норма Трудового кодекса, в соответствии с которой, если то или иное решение, которое требует учёта мнения выборного профсоюзного органа, принято без учёта этого мнения (по-моему, статья 8, если мне не изменяет память), данный приказ, локальный нормативный акт не подлежит исполнению. То есть в том случае, если более 10 процентов сотрудников принято без учёта мнения выборного профсоюзного органа, приказ о зачислении этих сотрудников не может подлежать исполнению. Проверять это, так же как и во всех остальных случаях нарушения трудового законодательства, должна рострудинспекция, у неё для этого есть необходимые права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Камнев Георгий Петрович. КАМНЕВ Г. П., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Константинович, вопрос касается заёмного труда. Вы говорили о том, что профсоюзы согласовали эту позицию, но это несколько странно, потому что профсоюзы всегда были категорически против. Я хотел уточнить, Андрей Константинович, какой профсоюз, какие профсоюзы согласовали вот эту норму, касающуюся включения заёмного труда в законодательные акты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Я хотел бы разъяснить. Заёмный труд в Российской Федерации запрещён, это общая норма Трудового кодекса, которая не меняется. Тем не менее при принятии решения о запрете заёмного труда мы оставили возможность привлечения персонала в определённых случаях. Эти случаи не обязательно должны быть интересны только работодателю, есть ситуации, когда в этом заинтересованы работники, например студенты очных отделений вузов: они подают заявки в частное агентство занятости, числятся в этом частном агентстве занятости, а когда для них находится подходящая работа, например, их привлекают на распродажу, они участвуют в этой подходящей работе. Есть категории, которым трудно устроиться на работу, например бывшие заключённые, которых не каждый работодатель возьмёт на работу. Частное агентство занятости может зачислить их в штат и направлять на работу, когда такая работа появится. Всё это в законе оговорено. Данный законопроект ничего не добавляет к действующим нормам, он добавляет только две вещи, о которых я сказал. Раньше было написано, что такие работники не могут получать меньшую заработную плату, мы к этому добавляем, что у них должны быть аналогичные условия труда, это охрана труда. Раньше предполагалась только одна возможность заключения соглашения с такими работниками - направление аффилированной структурой либо частным агентством занятости и заключение трёхстороннего соглашения (агентство занятости, работодатель, работник), мы, не убирая этой формы, предоставляем другую, которая может выглядеть юридически более правильной: приостанавливается трудовой договор в организации, которая их направила, и открывается временный трудовой договор в новой организации. Таким образом, данный законопроект ничего не ухудшает по отношению к уже действующим, существующим нормам, только улучшает положение работников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Константинович, вопрос в развитие вашего дополнения частью третьей статьи 115 Трудового кодекса, где вы говорите о возможности увеличения отпуска для работающих инвалидов с 28 до 30 календарных дней. Можно ли экстраполировать вот это предложение на родителей детей-инвалидов? Хотя некоторые меры поддержки уже прописаны в статье 262, можно ли ко второму чтению это обсуждать? И можно ли ко второму чтению обсуждать ещё один вопрос - вопрос о предоставлении одному из родителей или опекуну, попечителю дополнительных оплачиваемых выходных дней в случае ухода за инвалидами с детства I и II групп до достижения ими возраста 23 лет? Это такая чувствительная тема, и понятно, что, оттого что инвалиду исполнилось, там, 21 или 22 года, он для родителей инвалидом быть не перестал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Нина Александровна, мы рассмотрим внимательно все поправки к данному законопроекту. Тема, которую вы поднимаете, действительно очень важна и чувствительна, но я просто хотел бы напомнить, что совсем недавно мы с вами вместе приняли закон, который расширил права родителей детей-инвалидов. Мы, в частности, разрешили суммировать дополнительные выходные дни, которые им предоставляются, и получать как бы второй отпуск. Если вы помните, это решение было принято с определёнными сложностями, мы сталкивались с непониманием со стороны работодателей, в итоге договорились, и это решение носит компромиссный характер. Я целиком за то, чтобы максимально защищать права родителей детей-инвалидов, но в нашей работе - просто я как бы с вами советуюсь в данном случае - нам бы не навредить, не наткнуться на положительную дискриминацию, когда мы настолько защитим, что их просто не будут трудоустраивать. Давайте внимательно этот вопрос рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Константинович, уважаемый Михаил Васильевич! В принципе поддерживая совершенствование трудовых отношений в данном законопроекте, хотел бы уточнить. Андрей Константинович, вы уже частично ответили, наверное, но тем не менее: как широко распространена вот эта практика временного перевода работников с одного предприятия на другое? И второй момент: срочный и временный - в данном контексте это одно и то же, термины различаются как-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву микрофон включите. ИСАЕВ А. К. Ну, под временным трудовым договором подразумевается, что данный работник работает действительно временно, в той ситуации, которая сложилась, он взят на определённый, заведомо временный срок: он направлен, предположим, частным агентством занятости в связи с проведением распродажи или в связи с проведением посевных работ, то есть в связи с каким-то временным расширением производства, это первое. Вторая возможность направления на такую временную работу, я уже о ней сказал, может быть связана с тем, что предприятие, предположим, столкнувшись с санкциями, вынуждено временно свою работу приостановить, выбор - либо простой по вине работодателя, оплачиваемый по двум третям тарифа, либо увольнение работников. Мы предоставляем другую возможность: здесь трудовой договор не расторгать, а заморозить, а если рядом есть предприятие, предположим, оборонки, которое с удовольствием этих работников временно возьмёт, временный трудовой договор вот на этот период там открыть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТАРАСЕНКО М. В. Я хотел бы добавить: нельзя сказать, что эта практика очень широко применяется в настоящее время в Российской Федерации, но если это прописано в законодательстве, то резко повышается роль центров занятости, они в стороне не будут, эти государственные органы, и под их руководством, в их идеологии будет идти эта работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос докладчику. Уважаемый Андрей Константинович, в течение последних почти 20 лет до 2022 года крупнейшие международные консалтинговые компании активно рекомендовали крупнейшим российским компаниям для оптимизации отчётов по МСФО использовать такие инструменты, как аутсорсинг и аутстаффинг, это когда люди работают на предприятии, но они на предприятии не числятся, они числятся в других компаниях. Это сейчас очень распространённое явление в крупнейших российских компаниях. Вот новеллы, предлагаемые этим законопроектом, будут защищать и эту категорию трудящихся тоже? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Да, безусловно, будут защищать. И я хочу сказать, что у нас, ещё раз подчеркну, заёмный труд запрещён, но запрещён в наиболее как бы отвратительных формах. Существует сейчас - и мы законом в Трудовой кодекс это переносим - целый ряд ограничений, которые не позволяют компаниям использовать привлечённый персонал: есть запрет на уклонение от уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; прямой запрет привлекать на вредные и опасные производства; прямой запрет привлекать штрейкбрехеров, если на предприятии есть конфликт между трудовым коллективом и работодателем. Данный законопроект делает ещё один небольшой, но важный шаг. Уже сейчас действует норма о том, что, если вы привлекаете человека временно, а у вас есть аналогичный работник, который работает на постоянной основе, вы не можете ему меньше платить. Мы добавляем, что и охрана труда должна быть не хуже, чем у основного работника. То есть если вы, допустим, в розарий привлекли человека для стрижки роз, то вы обязаны его точно так же, как своего основного работника, обеспечить резиновыми перчатками, необходимыми атрибутами, проинструктировать, а не говорить: "Приходи со своим". Таким образом, мы усиливаем защиту таких работников, временно направленных, и одновременно убираем экономическое основание для того, чтобы под предлогом временного использования работников другого юридического лица фактически протаскивать заёмный труд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Константинович, у меня вопрос состоит из нескольких частей, извините. Исходя из текста статьи 76-1 перевод осуществляется через центр занятости. Означает ли это, что все переводы будут осуществляться через центр занятости, в том числе при работе частного агентства занятости? Это первое. Второй вопрос. Временный перевод осуществляется на срок не более девяти месяцев - не означает ли это, что работники с агентствами занятости будут заключать только срочные трудовые договоры? Ну и наконец, вопрос о приостановке. В случае приостановки одним работодателем работы работник может рассчитывать на две трети заработной платы. В случае его передачи другому работодателю будет ли выплачиваться полный оклад, ставка и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас режим вопросов предусматривает, что каждый по одному вопросу задаёт, не один выступающий, а один вопрос, это касается всех. Вот мы с Иваном Ивановичем уже эту тему обсуждали. Давайте придерживаться Регламента. Пожалуйста, Исаев. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Александр Дмитриевич. Отвечу как на один. У нас с вами будет возможность поработать над данным законопроектом ко второму чтению, уточнить все вопросы. Если говорить о первом вопросе - о том, что через службу занятости, отвечу, что, да, безусловно, можно предусмотреть поправкой, что через службу занятости или через соглашение между работодателями, но вам сказал Михаил Васильевич, что, когда мы это делаем через службу занятости, мы усиливаем контроль за подобного рода направлением работников. Поэтому надо будет взвесить все за и против. У нас с вами, Светлана Викторовна, есть возможность эти вопросы обсудить в комитете и в рабочей группе, в которую вы входите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Совершенно верно, в комитете нужно стараться по максимуму вопросы обсуждать. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", пункт 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 31 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.